Рабочая программа по предмету "География" для 5 класса
Оценка 5

Рабочая программа по предмету "География" для 5 класса

Оценка 5
docx
13.12.2023
Рабочая программа по предмету "География" для 5 класса
РП УП география 5 А класс 2023-2024.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Супоневская школа – интернат»

Брянского района

Брянской области

 

 

 

 

Аннотация к рабочей программе

учебного предмета «География»

 

    Рабочая программа учебного предмета «География» на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Федеральной образовательной программы основного общего образования, Федеральной рабочей программы, а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в Федеральной рабочей программе воспитания.

    Рабочая программа разработана методическим объединением учителей русского языка, литературы и естественно – исторического цикла в соответствии с положением о рабочих программах и определяет организацию образовательной деятельности учителя в школе по учебному предмету «География».

    Рабочая программа учебного предмета «География» является частью

 ООП ООО определяющей:

- содержание;

- планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные);

- тематическое планирование с учетом рабочей программы воспитания и возможностью использования ЭОР/ЦОР.

    Рабочая программа обсуждена и принята решением методического объединения и согласована заместителем директора по учебно – воспитательной работе ГБОУ «Супоневская школа – интернат».

 

 

Дата: 31.08.2023

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

‌‌‌Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Супоневская школа-интернат»

Брянского района Брянской области


Выписка

из адаптированной основной образовательной программы

основного общего образования

 

 

 

 

Рабочая программа

учебного предмета «География»

для обучающихся 5 А класса

(для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выписка верна

Директор школы                     Г.А. Марченко

31.08 2023 г.

 

 

с. Супонево 2023

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент образования и науки Брянской области

ГБОУ «Супоневская школа - интернат»

РАССМОТРЕНО

На заседании педагогического совета

Протокол №1
от «31» августа 2023 г.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________

Иванова С. В.

 «31»августа 2023 г.

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ "Супоневская школа - интернат"

________________________ Марченко Г. А.

Приказ №91/1
от «31»августа 2023 г.

 

 

 

 

Рабочая программа

учебного предмета «География»

для обучающихся 5 А класса

(для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Супонево 2023

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» (предметная область «Общественно-научные предметы») (далее соответственно – программа по географии, география) включает пояснительную записку, содержание    обучения,     планируемые     результаты     освоения     программы по географии, тематическое планирование.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа по географии составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в федеральной рабочей программе    воспитания     и     подлежит     непосредственному     применению при реализации обязательной части образовательной программы основного общего образования.

Программа по   географии   отражает   основные   требования   ФГОС   ООО к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ.

Программа по географии даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета, устанавливает обязательное   предметное   содержание,   предусматривает   распределение   его по классам и структурирование его по разделам и темам курса, даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся; определяет возможности   предмета для реализации требований к результатам освоения программы основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.

География ‒ предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы,   о размещении   населения   и   хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально- экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание географии на уровне основного общего образования является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез на уровне среднего общего образования, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.

Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей:

воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического   мышления   на   основе    освоения   знаний   о   взаимосвязях в природных комплексах, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, формирование способности поиска и применения различных источников географической информации, в том числе ресурсов информационно- телекомуникационной сети «Интернет», для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;

формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

формирование     географических     знаний     и     умений,     необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.

Освоение содержания географии на уровне основного общего образования происходит с использованием географических знаний и умений, сформированных ранее в рамках учебного предмета «Окружающий мир».

Общее число часов, рекомендованных для изучения географии – 272 часа: по одному часу в неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.



СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

 

5   КЛАСС

Географическое изучение Земли

Введение. География наука о планете Земля

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления. Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук.

Практическая работа «Организация фенологических наблюдений в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных».

История географических открытий

Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия М. Поло и А. Никитина.

Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию. Открытие Нового света экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи Великих географических открытий.

Географические открытия XVII‒XIX вв. Поиски Южной Земли ‒ открытие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая       русская       кругосветная       экспедиция       (Русская        экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена, М. П. Лазарева открытие Антарктиды).

Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Географические открытия Новейшего времени. Практические работы: «Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды», «Сравнение карт Эратосфена, Птолемея и

современных карт по предложенным учителем вопросам».

Изображения земной поверхности

Планы местности

Виды изображения земной поверхности. Планы местности (топографическая карта). Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности. Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Изображение на планах местности (топографической карте) неровностей земной поверхности. Абсолютная и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности (топографической карте): стороны горизонта. Азимут. Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные,


исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения.

Практические работы: «Определение направлений и расстояний по плану местности», «Составление описания маршрута по плану местности».

Географические карты

Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах. Определение расстояний по глобусу.

Искажения на карте. Линии градусной сети на картах. Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети. Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы.

Практические работы: «Определение направлений и расстояний по карте полушарий», «Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам».

Земля ‒ планета Солнечной системы

Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия.

Движения Земли. Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Практическая работа «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и   высоты   Солнца   над   горизонтом   в   зависимости от географической широты и времени года на территории России».

Оболочки Земли. Литосфера ‒ каменная оболочка Земли.

Литосфера твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.


Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа. Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог. Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.

Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа ‒ материки и впадины океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте. Формы равнинного рельефа, крупнейшие по площади равнины мира.

Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах. Деятельность человека, преобразующая земную поверхность, и связанные с ней экологические проблемы.

Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков. Срединно- океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф.

Практическая    работа     «Описание     горной     системы     или     равнины по физической карте».

Заключение

Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности».

Сезонные изменения продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом,   температуры   воздуха,   поверхностных   вод,   растительного и животного мира.

Практическая работа «Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

ПО ГЕОГРАФИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

1)   гражданского воспитания:

осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности;

2)   патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края;

3)   духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с использованием нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды;

4)   эстетического воспитания:

восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе


и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества;

5)            физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в Интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде;

6)   трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

7)   экологического воспитания:

ориентация на   применение   географических   знаний   для решения   задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

8)   ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных


источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской    деятельности     в     географических     науках,     установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения географии на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Базовые логические действия:

выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;

устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;

выявлять закономерности   и   противоречия   в   рассматриваемых   фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;

выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;

самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;

формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;

проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых


географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и явлениями;

оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;

находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;

оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

систематизировать географическую информацию в разных формах.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;

в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;


составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом   получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

владеть способами самоконтроля и рефлексии;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;

вносить   коррективы   в   деятельность   на   основе   новых   обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

оценивать соответствие результата цели и условиям; принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

 

Совместная деятельность

принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных географических проектов определять свою роль  (с учётом предпочтений  и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы,  выполнять  свою   часть  работы,  достигать  качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; сравнивать   результаты   выполнения   учебного  географического   проекта

с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности.

 

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;

приводить примеры методов исследования, применяемых в географии; выбирать источники географической информации (картографические,

текстовые,   видео-   и   фотоизображения,    интернет-ресурсы),    необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности;

интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;


различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли; описывать и сравнивать маршруты их путешествий;

находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле;

определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам;

использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач;

применять     понятия     «план     местности»,     «географическая     карта»,

«аэрофотоснимок»,   «ориентирование   на   местности»,   «стороны   горизонта»,

«азимут», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированных задач;

различать понятия «план местности» и «географическая карта», «параллель» и «меридиан»;

приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы; объяснять причины смены дня и ночи и времён года;

устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений;

описывать внутреннее строение Земли;

различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;

различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;

различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору;

показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли;

различать горы и равнины;

классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику; называть причины землетрясений и вулканических извержений;

применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;

применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг   землетрясения» для решения познавательных задач;

распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания;

классифицировать острова по происхождению;


приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;

приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира;

приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;

приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности;

представлять   результаты   фенологических   наблюдений    и    наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического  описания).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                      


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

5   КЛАСС

 

п/п

Наименование разделов и тем

учебного предмета

Количество часов

 

Программное содержание

Основные виды деятельности обучающихся

Раздел 1. Географическое изучение Земли

1.1

Введение. География наука о планете Земля

2

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Как география изучает объекты, процессы и явления.

Географические методы изучения объектов и явлений. Древо географических наук.

Практическая работа

1. Организация фенологических наблюдений

в природе: планирование, участие в групповой работе, форма систематизации данных

Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географической науки; приводить примеры методов исследований, применяемых в географии;

находить в тексте аргументы, подтверждающие тот или иной тезис (нахождение в тексте параграфа или специально подобранном тексте информацию, подтверждающую то, что люди обладали географическими знаниями ещё до того, как география

появилась как наука)

1.2

История

географических открытий

7

Представления о мире в древности

(Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим).

Различать вклад великих

путешественников в географическое изучение Земли, описывать



 

 

 

 

Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг Африки.

Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. Появление географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия

М. Поло и А. Никитина.

Эпоха Великих географических открытий. Три пути в Индию.

Открытие Нового света – экспедиция Х. Колумба. Первое кругосветное плавание экспедиция Ф. Магеллана. Значение Великих географических открытий. Карта мира после эпохи

Великих географических открытий. Географические открытия XVII–XIX вв. Поиски

Южной Земли открытие Австралии. Русские путешественники и мореплаватели на северо-востоке Азии. Первая русская кругосветная экспедиция (Русская экспедиция

Ф. Ф. Беллинсгаузена,

М. П. Лазарева – открытие

и сравнивать маршруты их путешествий;

различать вклад российских путешественников и исследователей в географическое изучение Земли, описывать маршруты их путешествий;

характеризовать основные этапы географического изучения Земли

древности, в эпоху Средневековья, в эпоху Великих географических открытий, в XVII–XIX вв., современные географические исследования и открытия);

сравнить способы получения географической информации

на разных этапах географического изучения Земли;

сравнивать географические карты (при выполнении практической работы 2);

предоставлять текстовую информацию в графической форме (при выполнении практической работы 1);

находить в различных источниках,

интегрировать, интерпретировать


 

 

 

 

Антарктиды).

Географические исследования в ХХ в. Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана.

Географические открытия Новейшего времени.

Практические работы 1. Обозначение на контурной карте географических объектов, открытых в разные периоды.

2. Сравнение карт Эратосфена,

Птолемея и современных карт

по предложенным учителем вопросам

и использовать информацию необходимую для решения поставленной задачи, в том числе позволяющие оценить вклад российских путешественников

и исследователей в развитие знаний о Земле;

находить в картографических источниках аргументы, обосновывающие ответы на вопросы (при выполнении практической работы 2);

выбирать способы представления информации в картографической форме (при выполнении

практической работы 1)

Итого по разделу

9

 

 

Раздел 2. Изображения земной поверхности

2.1

Планы местности

5

Виды изображения земной поверхности. Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба. Способы определения расстояний на местности.

Глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. Изображение

на планах местности неровностей

земной поверхности. Абсолютная

Применять понятия «план местности», «аэрофотоснимок»,

«ориентирование на местности»,

«стороны горизонта», «горизонтали»,

«масштаб», «условные знаки» для решения учебных и (или)

практико-ориентированных задач;

определять по плану расстояния между объектами на местности;


 

 

 

 

и относительная высоты. Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта.

Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные, исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных приложениях) и области их применения.

Практические работы 1. Определение направлений и расстояний по плану местности. 2. Составление описания маршрута по плану местности

определять направления по плану местности (при выполнении

практической работы 1); ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности в мобильных приложениях;

сравнивать абсолютные и относительные высоты объектов с помощью плана местности; составлять описание маршрута по плану местности; проводить

по плану несложное географическое исследование (при выполнении практической работы 2);

объяснять причины достижения (недостижения) результатов

деятельности, давать оценку приобретённому опыту; оценивать соответствие результата цели

(при выполнении практической

работы 2)

2.2

Географические карты

5

Различия глобуса и географических карт. Способы перехода

от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты.

Градусная сеть на глобусе и картах.

Различать понятия «параллель» и «меридиан»; определять направления, расстояния и географические координаты

по картам (при выполнении


 

 

 

 

Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и географическая долгота, их определение на глобусе и картах.

Определение расстояний по глобусу.

Искажения на карте. Линии градусной сети на картах.

Определение расстояний с помощью масштаба и градусной сети.

Разнообразие географических карт и их классификации. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Изображение на физических картах высот и глубин. Географический атлас.

Использование карт в жизни и

хозяйственной деятельности людей. Сходство и различие плана местности и географической карты. Профессия картограф. Система космической навигации. Геоинформационные системы.

Практические работы

1. Определение направлений и расстояний по карте полушарий.

практических работ 1, 2);

определять и сравнивать абсолютные высоты географических объектов, сравнивать глубины морей и океанов по физическим картам;

объяснять различия результатов измерений расстояний между объектами по картам при помощи масштаба и при помощи градусной сети;

различать понятия «план местности» и «географическая карта», применять понятия «географическая карта»,

«параллель», «меридиан» для решения учебных и (или)

практико-ориентированных задач; приводить примеры использования в различных жизненных ситуациях и хозяйственной деятельности людей географических карт, планов местности и геоинформационных систем (ГИС)


 

 

 

 

2. Определение географических

координат объектов и определение объектов по их географическим

координатам

 

Итого по разделу

10

 

 

Раздел 3. Земля планета Солнечной системы

3.1

Земля – планета

Солнечной системы

4

Земля в Солнечной системе. Гипотезы возникновения Земли. Форма, размеры Земли, их географические следствия.

Движения Земли. Земная ось и географические полюсы.

Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния.

Неравномерное распределение солнечного света и тепла

на поверхности Земли. Пояса освещённости. Тропики и полярные круги. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле.

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Практическая работа

1. Выявление закономерностей

Приводить примеры планет земной группы; сравнивать Землю и планеты Солнечной системы по заданным основаниям, связав с реальными ситуациями освоения космоса; объяснять влияние формы Земли

на различие в количестве солнечного тепла, получаемого земной поверхностью на разных широтах; использовать понятия «земная ось»,

«географические полюсы»,

«тропики», «экватор», «полярные

круги», «пояса освещённости»; «дни равноденствия и солнцестояния» при решении задач: указания параллелей, на которых Солнце находится в зените в дни равноденствий и солнцестояний; сравнивать продолжительность светового дня в дни равноденствий и

солнцестояний в Северном и Южном


 

 

 

 

изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом

в зависимости от географической широты и времени года

на территории России

полушариях; вокруг Солнца и постоянным наклоном земной оси к плоскости орбиты;

объяснять суточное вращение Земли осевым вращением Земли;

объяснять различия

в продолжительности светового дня в течение года на разных широтах; приводить примеры влияния формы, размеров и движений Земли на мир живой и неживой природы; устанавливать эмпирические зависимости между

продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца

над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений

(при выполнении практической работы 1);

выявлять закономерности изменения продолжительности светового дня от экватора к полюсам в дни солнцестояний на основе предоставленных данных;

находить в тексте аргументы,


 

 

 

 

 

подтверждающие различные гипотезы происхождения Земли

при анализе одного-двух источников информации, предложенных учителем; сопоставлять свои

суждения с суждениями других участников дискуссии

о происхождении планет,

обнаруживать различие и сходство позиций; задавать вопросы

по существу обсуждаемой темы во время дискуссии; различать

научную гипотезу и научный факт

Итого по разделу

4

 

 

Раздел 4. Оболочки Земли

4.1

Литосфера

каменная оболочка Земли

7

Литосфера твёрдая оболочка Земли. Методы изучения земных глубин.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Строение земной коры: материковая и

океаническая кора. Вещества земной коры: минералы и горные породы.

Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Проявления внутренних и внешних

процессов образования рельефа.

Описывать внутренне строение Земли; различать изученные минералы и горные породы, различать понятия «ядро», «мантия»,

«земная кора», «минерал» и «горная порода»;

различать материковую и океаническую земную кору;

приводить примеры горных пород разного происхождения;

классифицировать изученные горные

породы по происхождению;


 

 

 

 

Движение литосферных плит. Образование вулканов и причины землетрясений. Шкалы измерения силы и интенсивности землетрясений. Изучение вулканов и землетрясений. Профессии сейсмолог и вулканолог.

Разрушение и изменение горных пород и минералов под действием внешних и внутренних процессов. Виды выветривания. Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил.

Рельеф земной поверхности и методы его изучения. Планетарные формы рельефа материки и впадины

океанов. Формы рельефа суши: горы и равнины. Различие гор по высоте, высочайшие горные системы мира. Разнообразие равнин по высоте.

Формы равнинного рельефа,

крупнейшие по площади равнины мира.

Человек и литосфера. Условия жизни человека в горах и на равнинах.

Деятельность человека,

преобразующая земную поверхность,

распознавать проявления

в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического,

химического и биологического видов выветривания;

применять понятия «литосфера»,

«землетрясение», «вулкан»,

«литосферные плиты» для решения учебных и (или) практико- ориентированных задач; называть причины землетрясений и

вулканических извержений; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;

показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли, острова различного происхождения;

различать горы и равнины;

классифицировать горы и равнины по высоте; описывать горную систему или равнину по физической

карте (при выполнении практической


 

 

 

 

и связанные с ней экологические проблемы.

Рельеф дна Мирового океана. Части подводных окраин материков.

Срединно-океанические хребты. Острова, их типы по происхождению. Ложе Океана, его рельеф.

Практическая работа 1. Описание горной системы или равнины по физической карте

работы);

приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования в своей местности; приводить примеры полезных ископаемых своей местности;

приводить примеры изменений в литосфере в результате

деятельности человека на примере своей местности, России и мира; приводить примеры опасных природных явлений в литосфере; приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;

находить сходные аргументы, подтверждающие движение литосферных плит, в различных источниках географической информации;

применять понятия «эпицентр»

и «очаг землетрясения» для анализа и интерпретации географической


 

 

 

 

 

информации различных видов и форм представления; оформление результатов (примеры изменений

в литосфере в результате

деятельности человека на примере своей местности, России и мира)

в виде презентации; оценивать надёжность географической информации

при классификации форм рельефа суши по высоте и по внешнему облику на основе различных источников информации (картины, описания, географической карты) по критериям, предложенным

учителем при работе в группе; в ходе организованного учителем

обсуждения публично представлять презентацию о профессиях,

связанных с литосферой, и оценивать соответствие подготовленной презентации её цели; выражать свою точку зрения относительно влияния рельефа своей местности на жизнь

своей семьи

Итого по разделу

7

 

 


 

Заключение

1

Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности».

Сезонные изменения

продолжительности светового дня и высоты Солнца над горизонтом, температуры воздуха, поверхностных вод, растительного и животного мира. Практическая работа

1. Анализ результатов фенологических наблюдений и наблюдений за погодой

Различать причины и следствия географических явлений; приводить примеры влияния Солнца на мир

живой и неживой природы; систематизировать результаты наблюдений; выбирать форму представления результатов наблюдений за отдельными

компонентами природы; представлять результаты наблюдений в табличной, графической форме; устанавливать на основе анализа данных наблюдений эмпирические

зависимости между временем года, продолжительностью дня и высотой Солнца над горизонтом, температурой воздуха; делать предположения, объясняющие результаты наблюдений; формулировать суждения, выражать свою точку зрения о взаимосвязях между изменениями компонентов природы;

подбирать доводы для обоснования

своего мнения; делать предположения, объясняющие


 

 

 

 

результаты наблюдений на основе

полученных за год географических знаний

Резервное время

3

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

 

 


 

         


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Географическое изучение Земли (9ч)

1.1 Введение. География – наука о планете Земля. (2ч)

1.

2.

Представление об устройстве мира. География – наука о планете Земля.

2

0

0

04.09.2023

11.09.2023

Устный опрос; п.1

1.2 История географических открытий (7ч)

3.

Географические открытия древности

1

0

0

18.09.2023

Устный опрос; п.2

4.

Географические открытия Средневековья

1

0

0

25.09.2023

Устный опрос; п.3

5

В поисках Южной Земли

1

0

0

02.10.2023

Устный опрос; п.3

6.

Российские путешественники. География сегодня.

1

0

0

09.10.2023

Устный опрос; п.4

7.

География сегодня.

1

0

0

16.10.2023

Устный опрос; п.5

8.

Урок-практикум. Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации

1

0

1

23.10.2023

Практическая работа; доклады обучающихся.

9.

Контрольная работа №1 по  разделу 1

1

1

0

13.11.2023

Контрольная работа;

Раздел 2. Изображения земной поверхности (10ч)

2.1 Планы местности (5ч)

10.

Ориентирование на местности

1

0

1

20.11.2023

Устный опрос; практическая работа. П.9

11

Земная поверхность на плане и карте

1

0

0

27.11.2023

Устный опрос. П. 10

12

Земная поверхность на плане и карте

1

0

0

04.12.2023

Устный опрос. П. 11

13

Учимся с «Полярной звездой»

Урок-практикум. Составление плана местности

1

0

1

11.12.2023

Практическая работа. П.12

14

Контрольная работа №2

1

1

0

18.12.2023

Контрольная работа

2.2 Географические карты (5ч)

15

Географическая карта

1

0

0

25.12.2023

Устный опрос. П.13

16

Градусная сетка

1

0

0

15.01.2024

Устный опрос; п.14

17.

Географические координаты

1

0

0

22.01.2024

Устный опрос; п.15

18

Географические координаты. Практическая  работа: «Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам»

1

0

1

29.01.2024

Устный опрос; практическая работа. П.16

19

Практическая работа: Работаем с картой

 

 

 

1

0

1

05.02.2024

Устный опрос; практическая работа.

П.17

Раздел 3. Земля – планета Солнечной системы (4ч)

3.1 Земля – планета Солнечной системы (4ч)

20

Мы во Вселенной

1

0

0

12.02.2024

Устный опрос; п.6

21

Движения Земли

1

0

0

19.02.2024

Устный опрос; п.7

22

Солнечный свет на Земле

1

0

0

26.02.2024

Устный опрос; п. 8

23

Контрольная работа по разделу 3

1

1

0

04.03.2024

тестирование

Раздел 4. Оболочки Земли (7ч)

4.1 Литосфера – каменная оболочка Земли (7ч)

24

Земная кора – верхняя часть литосферы

1

0

0

11.03.2024

Устный опрос п. 18

25

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Урок-практикум. Работа с коллекцией горных пород и минералов

1

0

1

18.03.2024

Устный опрос. П. 19,

Практическая работа

26

Движения земной коры

1

0

0

01.04.2024

Устный опрос, П. 20

27

Движения земной коры

1

0

0

08.04.2024

Устный опрос. П.21

28

Рельеф Земли. Равнины.

1

0

0

15.04.2024

Устный опрос. П. 22.

29

Рельеф Земли. Горы

Урок-практикум.

Описание горной системы или равнины по физической карте.

1

0

1

22.04.2024

Устный опрос. П. 23. Практическая работа.

30.

Контрольная работа по разделу 4

1

1

0

06.05.2024

тестирование

Заключение (1ч)

31.

Урок-практикум: анализ фенологических наблюдений и наблюдений за погодой.

1

0

1

13.05.2024

Практическая работа

Резервное время

3

 

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

4

8

 

 

 

                                                                                 



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. Учебник «География 5-6 классы», серия «Полярная звезда», Москва «Просвещение», 2021г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Федеральная рабочая программа основного общего образования по географии для 5–9 классов образовательных организаций. Москва 2022г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://edsoo.ru/rabochie-programmy

rgo.ru - "RGO.ru" географический портал Планета Земля.

  geo.1september.ru - сайт иду на урок географии"

  geo.1september.ru - газета "География"

  my-geography.ru

  georus.by.ru - "География России".



МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Глобус, термометр, барометр, гигрометр, флюгер и др.

Физические, политические карты полушарий, мира, России, карта природных зон, народы и плотность населения, климатическая карта и др.

Таблицы, картины. Атласы.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Компьютер. Проектор. Интерактивная доска.

Электронные карты.


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Супоневская школа – интернат»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Супоневская школа – интернат»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Супоневская школа-интернат»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Супоневская школа-интернат»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» (предметная область «Общественно-научные предметы») (далее соответственно – программа по географии, география) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты…

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «География» (предметная область «Общественно-научные предметы») (далее соответственно – программа по географии, география) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты…

России, ценностных ориентаций личности; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с…

России, ценностных ориентаций личности; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с…

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 5

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 5

Практические работы: «Определение направлений и расстояний по плану местности», «Составление описания маршрута по плану местности»

Практические работы: «Определение направлений и расстояний по плану местности», «Составление описания маршрута по плану местности»

Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа

Проявления внутренних и внешних процессов образования рельефа

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Всемирного культурного наследия человечества; 1) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый…

Всемирного культурного наследия человечества; 1) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый…

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения географии на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные…

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения географии на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные…

Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи…

Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи…

Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самоконтроля и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; вносить коррективы в деятельность на основе новых…

Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самоконтроля и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; вносить коррективы в деятельность на основе новых…

Земли; описывать и сравнивать маршруты их путешествий; находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний…

Земли; описывать и сравнивать маршруты их путешествий; находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний…

России и мира; приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу; приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования…

России и мира; приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу; приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования…

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5

Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг

Путешествие Пифея. Плавания финикийцев вокруг

Антарктиды). Географические исследования в

Антарктиды). Географические исследования в

Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта

Профессия топограф. Ориентирование по плану местности: стороны горизонта

Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан

Параллели и меридианы. Экватор и нулевой меридиан

Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам

Определение географических координат объектов и определение объектов по их географическим координатам

Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории

Солнца над горизонтом в зависимости от географической широты и времени года на территории

Земли при анализе одного-двух источников информации, предложенных учителем; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии о происхождении планет, обнаруживать различие и сходство позиций; задавать…

Земли при анализе одного-двух источников информации, предложенных учителем; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников дискуссии о происхождении планет, обнаруживать различие и сходство позиций; задавать…

Движение литосферных плит.

Движение литосферных плит.

Рельеф дна Мирового океана

Рельеф дна Мирового океана

России и мира) в виде презентации; оценивать надёжность географической информации при классификации форм рельефа суши по высоте и по внешнему облику на основе различных источников…

России и мира) в виде презентации; оценивать надёжность географической информации при классификации форм рельефа суши по высоте и по внешнему облику на основе различных источников…

Заключение 1 Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»

Заключение 1 Практикум «Сезонные изменения в природе своей местности»

Резервное время 3

Резервное время 3

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п

Ориентирование на местности10120

Ориентирование на местности10120

Устный опрос; практическая работа

Устный опрос; практическая работа

Рельеф Земли. Горы Урок-практикум

Рельеф Земли. Горы Урок-практикум

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2023