РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
для 1 класса
с умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями) на 2019 – 2020 учебный год
Разработала: учитель Адволоткина Н.С.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599, с Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Учебного плана образовательного учреждения;
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 класс/ [ А. А. Айдаберкова, В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.] – 8- ое изд. - М.; Просвещение, 2013.
Программа составлена на 1 час в неделю, 33 часа в год, с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.
Целью данной программы является:
• оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы;
• способствовать формированию личности ребенка;
• воспитание положительных навыков и привычек.
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Основные задачи изучения предмета:
• Воспитание интереса к изобразительному искусству.
• Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
• Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
• Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно- эстетического кругозора;
• Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.
• Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
• Обучение изобразительным техникам и приѐмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
• Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
• Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
• Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению. Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции. Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения. Примерное содержание предмета
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».
Программой предусматриваются следующие виды работы:
― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.
― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
― выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации
― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Введение
Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.
Подготовительный период обучения
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения. Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
― размазывание по картону;
― скатывание, раскатывание, сплющивание;
- примазывание частей при составлении целого объемного изображения. Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;
― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
― приемы работы ножницами;
― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине; приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.
― приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): ― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу); ― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий.
Рисование предметов несложных форм (по образцу);
― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде
сеточки);
― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
― приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;
― приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;
приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
― правила обведения шаблонов;
― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию
Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).
Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок
Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д. Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.). Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д. Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед: «Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров». «Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн. «Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д. «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).
На уроках по изобразительному искусству ставятся следующие основные задачи:
• способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
• находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
• содействовать развитию у учащихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
• ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
• исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительнодвигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного
изобразительного материала;
• дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
• знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
• развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по изобразительному искусству включены знания в области искусства - практика художественного ремесла и художественного творчества:
• овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;
• освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;
• развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;
• формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;
• развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.
Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
Требования к результатам освоения учебного материала «Изобразительное искусство» в 1 классе
Личностные результаты:
• формировать навыки работы с материалом и инструментами
• ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
• воспитывать уважение к своей семье, любовь к родителям;
• освоить роль ученика;
• оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо)
• знакомить с профессиями учитель, воспитатель, библиотекарь;
• формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).
• проявлять интерес к изобразительному искусству;
• развивать воображение, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески;
• развивать способности к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру
Базовые учебные действия Регулятивные УД:
• понимание учебной задачи.
• организовывать себе рабочее место под руководством учителя;
• определить план выполнения заданий на уроках изобразительного искусства под руководством учителя;
• использовать в своей деятельности простейшие инструменты: линейку;
• корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
• Проверка работы по образцу.
• Оценивание своего отношения к работе;
• Умение работать самостоятельно.
Познавательные УД:
• ориентироваться в пространстве, на листе бумаги руководством учителя;
• уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
• назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
• группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;
• овладение приемами работы различными графическими материалами.
• наблюдение природы и природных явлений;
• создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости.
Коммуникативные УД:
• участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
• участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений.
• выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях;
• оформлять свои мысли в устной речи;
• соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
• слушать и понимать речь других;
• участвовать в паре; умение отвечать на вопросы различного характера.
Предметные результаты
Базовый уровень:
• организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
• выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
• обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
• ориентироваться на плоскости листа бумаги;
• закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);
• различать и называть цвета;
• узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
• передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
• узнавать и различать в иллюстрациях изображений предметов, животных, растений, известных из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Минимально достижимый уровень:
• организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
• выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги; выполнять карандашом предметы несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
• ориентироваться на плоскости листа бумаги;
• закрашивать рисунок красками, соблюдая контуры рисунка;
• различать и называть цвета;
• узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
• передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя; называть в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
Развитие жизненной компетенции:
• Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
• Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
• Овладение навыками коммуникации;
• Дифференциация и осмысление картины мира и ее временнопространственной организации;
• Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе
Личностные результаты:
• уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
• заинтересованность в приобретении и расширении знаний.
• навыки сотрудничество с взрослыми и сверстниками.
• установка на здоровый образ жизни.
• проявлять интерес к изобразительному искусству;
• развивать воображение, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески;
• развивать способности к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру
Базовые учебные действия :
• способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
• готовность слушать собеседника и вести диалог.
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета.
• овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями.
Предметные результаты:
• использование приобретенных знаний для описания и объяснения окружающих предметов и их взаимосвязи;
• называть основные особенности каждого времени года;
• умение называть изучаемые объекты, их части;
• умение описывать знакомые предметы по основным свойствам;
• умение сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство);
• расширение словаря, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом.
• использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов.
• оценивать красоту родной природы в работах художников.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Их главная задача – формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать). На этом этапе важно сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
Также на подготовительном этапе проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, восприятия предметов и их свойства (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений.
Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Нужно добиваться, чтобы ученик осознанно выполнял движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Все занятия проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого нужно иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, геометрическое лото, а также различные игрушки.
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев помогают формированию у учащихся эстетического вкуса.
Рисованию с натуры предшествуют наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Основная задача обучения рисованию с натуры – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.
В 1 классе изображают по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
В 1 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Систематическая работа с иллюстрированным материалом развивает у детей зрительное восприятие, речь, обогащает словарь.
СОДЕРЖАНИЕ
П е р в о е п о л у г о д и е
Подготовительные упражнения
Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник), различать круг и овал.
Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения.
Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый.
Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.
Примерные упражнения
Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителем).
Упражнения на различение предметов по форме и размерам; рисование (на одном листе) предметов разной формы и величины (после наблюдения и показа учителем).
Игровые графические упражнения – рисование прямых линий в различных направлениях (по показу); высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии):провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии); идет косой дождь, высокие горы, туристические палатки и др. (наклонные линии).
Игровые графические упражнения – рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенка, окошки, рамки, шахматная доска, качели и др.
Игровые графические упражнения – рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др.
Игровые графические упражнения – рисование замкнутых круговых линий (по показу): намотаем несколько клубков ниток, воздушные шарики, много колечек – цепочка, тележка с разноцветными колесами, ветка с ягодами и др.
Игровые графические упражнения – рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размеров): разноцветные шары – большие и маленькие, клубки ниток – большие и маленькие, ленты – длинные и короткие, карандаши - толстые и тонкие, елочки – высокие и низкие и др.
Игровые графические упражнения – рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы (арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы, рамки, кубики, коробки и др.
Игровые графические упражнения – рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги, флажки, чертежные треугольники, дорожные знаки и др.
Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка.
Рисование по клеточкам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель).
Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов).
Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов.
Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см). деление круга на 4 равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура.
Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы).
Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели).
Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4-6 на листе бумаги).
Рисование по представлению знакомых детям предметов (веточка ели с игрушками).
В т о р о е п о л у г о д и е
Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами- мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.
Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.
Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.
Примерные задания
Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка).
Рисование на тему «Снеговик».
Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам (прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета).
№п/ |
Наименование раздела. |
Кол – |
Характеристика деятельности |
Формы |
Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с натуры связки воздушных шаров.
Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки.
Рисование с натуры игрушки-кораблика.
Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.
Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.
Рисование по замыслу «Что бывает круглое?»
Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке»; «Колобок катится по дорожке»).
Декоративное рисование – узор в круге (круг – готовая форма).
Тематический рисунок «Я ракету нарисую».
Геометрический узор в полосе из треугольников. Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «КонекГорбунок».
Рисование с натуры праздничного флажка. Рисование узора в полосе растительных элементов. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки).
Тематический план
Изобразительное искусство
1 класс
(1 час в неделю,32 часа)
п |
Темы |
во часов |
обучающегося |
контроля |
I. |
Подготовительные упражнения
|
16 |
Учиться различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавать и показывать основные геометрические фигуры; определять разницу по величине; ориентироваться на плоскости листа бумаги, находить середину, верхний, нижний, правый и левый край; формировать графические представления формы. |
Рисунок |
II. |
Декоративное рисование: 1)геометрического орнамента с образца по опорным точкам, 2)составление в полосе узора для закладки, 3)узор для открытки к 8 марта, 4)узор в круге, 5)узор в полосе из растительных форм, 6)узор в полосе из геометрических форм |
6 |
Уметь свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражняться в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; учиться называть и различать цвета. |
Рисунок |
III. |
Рисование с натуры: 1)зимних вещей (шарф и шапочка), 2)игрушки-светофора, 3)башенки из строительного материала, 4)праздничного флажка, 5)воздушных шаров, 6)игрушки-машинки. |
6 |
Уметь различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства; правильно размещать рисунки на листе бумаги; аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры. |
Рисунок |
IV. |
Рисование на тему: 1)«Снеговик», 2)«Что бывает круглое?», 3)«Я ракету нарисую», 4)«Три чашки для медведей». |
4 |
Уметь объединять предметы по признаку формы; передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения |
Рисунок |
|
|
|
несложных предметов(наверху, внизу, рядом, около, большой, маленький); отождествлять свой рисунок с каким – либо предметом. |
|
|
Беседы об изобразительном искусстве (10-15 минут от урока два раза в четверть): 1)Беседа на тему «Дымковские узоры» 2)Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок» 3)Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица» 4)Рассматривание иллюстраций к сказке Л.Н.Толстого «Три медведя» |
2 |
Уметь узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения; сравнивать предметы по форме, цвету, величине. |
Рисунок |
Календарно-тематическое планирование
«Изобразительное искусство»
1 класс (33 часа)
№ п/п |
Тема урока |
Колво часов |
Средства и формы обучения |
Дата |
|
I четверть |
9 |
|
|
1 |
Рисование предметов разной формы и окраски. |
1 |
|
|
2 |
Рисование предметов разной формы и величины. |
1 |
Презентация |
|
3 |
Рисование прямых линий в различных направлениях: столбы, заборчик, провода, косой дождь. |
1 |
|
|
4 |
Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий: лесенки, окошки, перекладины, качели. |
1 |
|
|
5 |
Рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, самолет летит, плывет кораблик по волнам. |
1 |
|
|
6 |
Рисование замкнутых круговых линий по показу: клубки ниток, воздушные шары, ветка с ягодами. |
1 |
|
|
7 |
Рисование (по показу) знакомых предметов: шары большие и маленькие, ленты – длинные и короткие, елочки – высокие и низкие. |
1 |
|
|
8 |
Рисование (по показу) предметов разной формы: круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной. |
1 |
|
|
9 |
Рисование по замыслу и наблюдениям |
1 |
|
|
|
II четверть |
7 |
|
|
1 |
Рассматривание иллюстрации простейших изображений предметов, сравнение их по форме, цвету, величине. Рисование по клеткам геометрических узоров в полосе. |
1 |
Презентация |
|
2 |
Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов, квадратов). |
1 |
|
|
3 |
Рисование по шаблону круга. Деление круга на части. |
1 |
|
|
4 |
Рисование (по показу) несложных по форме предметов состоящих из нескольких частей (флажки, бусы). |
1 |
|
|
5 |
Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (ветка ели). |
1 |
|
|
6 |
Рисование по памяти (после показа) простых по форме елочных игрушек(4-6 на листе бумаги). |
1 |
Презентация |
|
7 |
Рисование по образцу знакомых предметов (веточка ели с игрушками). |
1 |
Презентация |
|
|
III четверть |
8 |
|
|
1 |
Рисование с натуры зимних вещей (шарф, |
1 |
Презентация |
|
|
вязаная шапочка). |
|
|
|
2 |
Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки. |
1 |
Презентация |
|
3 |
Рисование на тему «Снеговик». |
1 |
Презентация |
|
4 |
Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам. |
1 |
|
|
5 |
Рисование открытки ко дню Защитника отечества. |
|
Презентация |
|
5 |
Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. |
1 |
|
|
6 |
Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта. |
1 |
Презентация |
|
7 |
Рисование по замыслу «Что бывает круглое?». |
1 |
Презентация |
|
8 |
Рассматривание иллюстраций к книге Е.Рачева «Колобок». Рисунок к сказке «Колобок катится по дорожке». |
1 |
Презентация |
|
|
IV четверть |
8 |
|
|
1 |
Декоративное рисование – узор в круге «Тарелка». |
1 |
Презентация |
|
2 |
Рисование на тему: «Я ракету нарисую». |
1 |
Презентация |
|
3 |
Рассматривание дымковской игрушки «Жарптица». Растительный узор в полосе. |
1 |
Презентация |
|
4 |
Рисование с натуры праздничного флажка. |
1 |
|
|
5 |
Рисование с натуры связки воздушных шариков. |
1 |
|
|
6 |
Рисование с натуры игрушки-машинки, рисование с натуры игрушки-светофора |
2 |
Презентация |
|
7 |
Рассматривание иллюстраций к сказке Л.Н.Толстого «Три медведя». Рисование на тему «Три чашки для медведей». |
1 |
Презентация |
|
Список литературы
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы/ [А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176с.
2. И. А. Грошенков. Обучение изобразительному искусству. Пособие для учителя. – М. 1976 – 67с.
3. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010. – 144с.
4. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1982. – 208с.
5. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя.- М.:
Просвещение, 1982. – 191с.
6. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. Пособие для учащихся педучилищ. / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. – М., Просвещение, 1979. – 272с.
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:
- Е.И. Коротеева, под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. 1 класс. М.: Просвещение, 2008.
- Л.В. Орлова. Хохломская роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 16с.
- Ю.Г. Дрожжин. Городецкая роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 24с.
- Т.Я. Шпикалова, Г.А. Величкина. Дымковская игрушка. М.: мозаикаСинтез, 2004. – 24с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.