Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 1 класс для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)"

  • Документация
  • Руководства для учителя
  • pdf
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1 класс ИЗО.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА 

 

по учебному предмету

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 для  1 класса  

с умственной отсталостью 

( интеллектуальными нарушениями) на 2019 – 2020 учебный год

 

                                                                          Разработала: учитель Адволоткина Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по изобразительному искусству  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599, с Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15)  и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Учебного плана образовательного учреждения;

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.      Подготовительный класс.  1 – 4 класс/ [ А. А. Айдаберкова,  В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]  –  8- ое  изд. - М.; Просвещение, 2013.

Программа составлена на 1 час в неделю, 33 часа в год, с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. 

Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

  

Целью данной программы является:

         оказание     существенного    воздействия         на      интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы;

         способствовать формированию личности ребенка;

         воспитание положительных навыков и привычек.

 

Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Основные задачи изучения предмета:

         Воспитание интереса к изобразительному искусству.

         Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека

         Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.

         Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно- эстетического кругозора;

         Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.

         Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.

         Обучение изобразительным техникам и приѐмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.  

         Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).

         Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.

         Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению. Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции. Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности       («коллективное   рисование»,           «коллективная аппликация»). 

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения. Примерное содержание предмета

Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». 

Программой предусматриваются следующие виды работы:

― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

― выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации

― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Введение

Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.

Подготовительный период обучения

Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.

Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения. Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):

Приемы лепки:

― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;

― размазывание по картону;

― скатывание, раскатывание, сплющивание;

- примазывание  частей при составлении целого объемного изображения. Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;

― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;

― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;

― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

Приемы выполнения аппликации из бумаги:

― приемы работы ножницами;

― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине; приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.

― приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): ― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).

― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу); ― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий.

Рисование предметов несложных форм (по образцу);

― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде

сеточки);

― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.

Приемы работы красками:

приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;

приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;

приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

― правила обведения шаблонов;

― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.

Обучение композиционной деятельности

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.

Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).

Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.

Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.

Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок

Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д. Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.). Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.

Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д. Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.

Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед: «Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров». «Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн. «Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.

«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д. «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).

 

На уроках  по изобразительному искусству ставятся  следующие основные задачи:

                 способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

                 находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

                 содействовать развитию у учащихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

                 ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

                 исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительнодвигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся     графических        действий    с        применением    разнообразного

изобразительного материала;

                 дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

                 знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного        и        народного искусства, воспитывать    активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

                 развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

 

В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые  и взаимодополняющие  стороны образовательного процесса. Поэтому  в программу по изобразительному искусству  включены знания в области искусства - практика художественного ремесла и художественного творчества:

                 овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;

                 освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;

                 развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных    видов          искусства, собственной        ориентировки      и    индивидуальных предпочтений в восприятии искусства; 

                 формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;

                 развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.

Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

 

Требования к результатам освоения учебного материала  «Изобразительное искусство» в 1 классе

Личностные результаты:

 

                 формировать навыки работы с материалом и инструментами

                 ценить и принимать следующие  базовые ценности  «добро», «природа», «семья»;

                 воспитывать уважение к своей семье, любовь к родителям;

                 освоить роль ученика;

                 оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо)

                 знакомить с профессиями учитель, воспитатель, библиотекарь;

                 формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки;  охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).

                 проявлять интерес к изобразительному искусству;

                 развивать  воображение, желание и умение  подходить к любой своей деятельности творчески;

                 развивать  способности  к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру

 

Базовые учебные действия Регулятивные УД:

                 понимание учебной задачи.

                 организовывать себе рабочее место под руководством учителя;

                 определить план выполнения заданий на уроках  изобразительного искусства под руководством учителя;

                 использовать в своей деятельности простейшие  инструменты: линейку;

                 корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;

                 Проверка работы по образцу.  

                 Оценивание своего отношения к работе;

                 Умение работать самостоятельно.  

Познавательные УД:

                 ориентироваться  в пространстве, на листе бумаги руководством учителя;

                 уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

                 назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;

                 группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;

                 овладение приемами работы различными графическими материалами. 

                 наблюдение природы и природных явлений;

                 создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости. 

 

Коммуникативные УД:

                 участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;  

                 участвовать  в обсуждении содержания и выразительных средств произведений.

                 выражать  свое отношение  к произведению изобразительного искусства в  высказываниях;

                 оформлять свои мысли в устной речи;

                 соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;

                 слушать и понимать речь других;

                 участвовать в паре; умение отвечать на вопросы различного характера.

 

 

Предметные результаты

 

Базовый уровень:

                 организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;

                 выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

                 обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

                 ориентироваться на плоскости листа бумаги;

                 закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);

                 различать и называть цвета;

                 узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

                 передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

                 узнавать и различать в иллюстрациях изображений предметов, животных, растений, известных из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

 

 

Минимально достижимый уровень:

                 организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;

                 выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги; выполнять карандашом предметы несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

                 ориентироваться на плоскости листа бумаги;

                 закрашивать рисунок красками, соблюдая контуры рисунка; 

                 различать и называть цвета;

                 узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

                 передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя; называть в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

 

Развитие жизненной компетенции:

 

                 Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

                 Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

                 Овладение навыками коммуникации;

                 Дифференциация и осмысление картины мира и ее временнопространственной организации;

                 Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.  

 

Результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе

 

   Личностные результаты:

                 уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

                 заинтересованность в приобретении и расширении знаний.

                 навыки сотрудничество с взрослыми  и сверстниками.

                 установка на здоровый образ жизни.

                 проявлять интерес к изобразительному искусству;

                 развивать  воображение, желание и умение  подходить к любой своей деятельности творчески;

                 развивать  способности  к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру

 

 

Базовые учебные действия :

                 способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

                 готовность слушать собеседника и вести диалог.

                 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета.

                 овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями.

 

Предметные результаты:

                 использование приобретенных знаний для описания и объяснения окружающих предметов и их взаимосвязи;

                 называть основные особенности каждого времени года;

                 умение называть  изучаемые объекты, их части;

                 умение описывать знакомые предметы по основным свойствам;

                 умение сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство);

                 расширение словаря, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом. 

                 использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов. 

                 оценивать красоту  родной природы в работах художников.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

 

Их главная задача – формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать). На этом этапе важно сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.

Также на подготовительном этапе проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, восприятия предметов и их свойства (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. 

Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Нужно добиваться, чтобы ученик осознанно выполнял движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

Все занятия проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого нужно иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, геометрическое лото, а также различные игрушки.

 

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев помогают формированию у учащихся эстетического вкуса.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Рисованию с натуры предшествуют наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

Основная задача обучения рисованию с натуры – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 1 классе  изображают по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

В 1 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Систематическая работа с иллюстрированным материалом развивает у детей зрительное восприятие, речь, обогащает словарь.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

П е р в о е   п о л у г о д и е

 Подготовительные упражнения

 Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник), различать круг и овал.

Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение),  навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения.

Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый.

Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.

 

Примерные упражнения 

Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителем).

Упражнения на различение предметов по форме и размерам; рисование (на одном листе) предметов разной формы и величины (после наблюдения и показа учителем).

Игровые графические упражнения – рисование прямых линий в различных направлениях (по показу); высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии):провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии); идет косой дождь, высокие горы, туристические палатки и др. (наклонные линии).

Игровые графические упражнения – рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенка, окошки, рамки, шахматная доска, качели и др.

Игровые графические упражнения – рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др.

Игровые графические упражнения – рисование замкнутых круговых линий (по показу): намотаем несколько клубков ниток, воздушные шарики, много колечек – цепочка, тележка с разноцветными колесами, ветка с ягодами и др.

Игровые графические упражнения – рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размеров): разноцветные шары – большие и маленькие, клубки ниток – большие и маленькие, ленты – длинные и короткие, карандаши - толстые и тонкие, елочки – высокие и низкие и др.

Игровые графические упражнения – рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы (арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы, рамки, кубики, коробки и др.

Игровые графические упражнения – рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги, флажки, чертежные треугольники, дорожные знаки и др.

Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка.

Рисование по клеточкам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель).

Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов).

Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов. 

Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см). деление круга на 4 равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура.

Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы).

Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели).

Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4-6 на листе бумаги).

Рисование по представлению знакомых детям предметов (веточка ели с игрушками).

 

В т о р о е   п о л у г о д и е

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами- мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.

 

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.

 

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.

 

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

 

Примерные задания

Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка).

Рисование на тему «Снеговик».

Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам (прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета).

№п/

Наименование раздела.

Кол –

Характеристика деятельности

Формы

Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с натуры связки воздушных шаров.

Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе  узора для закладки.

Рисование с натуры игрушки-кораблика.

Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

Рисование по замыслу «Что бывает круглое?»

Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке»; «Колобок катится по дорожке»).

Декоративное рисование – узор в круге (круг – готовая форма).

Тематический рисунок «Я ракету нарисую».

Геометрический узор в полосе из треугольников. Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «КонекГорбунок».

Рисование с натуры праздничного флажка. Рисование узора в полосе растительных элементов. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки).

 

Тематический план

Изобразительное искусство

1 класс

(1 час в неделю,32 часа)

п

Темы

во часов

обучающегося

контроля

I.

Подготовительные упражнения

 

16

Учиться различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавать и показывать основные геометрические фигуры;  определять разницу по  величине; ориентироваться на плоскости  листа бумаги, находить середину, верхний, нижний, правый и левый край; формировать графические представления формы.

Рисунок 

II.

Декоративное рисование: 1)геометрического орнамента с образца по опорным    точкам,

2)составление      в полосе узора для закладки,  3)узор для открытки к 8

марта, 

4)узор в круге, 

5)узор в полосе из растительных форм, 6)узор в полосе из

геометрических форм

6

Уметь свободно, без напряжения проводить от руки прямые  вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражняться в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; учиться называть и различать цвета.

Рисунок 

III.

Рисование с натуры: 1)зимних вещей (шарф и шапочка), 

2)игрушки-светофора,

3)башенки из строительного материала, 4)праздничного флажка, 5)воздушных шаров,

6)игрушки-машинки.

6

 Уметь различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства; правильно размещать рисунки на листе бумаги; аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.

Рисунок

IV.

Рисование       на       тему:

1)«Снеговик», 

2)«Что бывает круглое?», 3)«Я ракету нарисую», 4)«Три чашки для медведей».

4

 Уметь объединять предметы по признаку формы; передавать в рисунке наиболее простой для изображения  момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения

Рисунок 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

несложных

предметов(наверху, внизу, рядом, около, большой, маленький); отождествлять свой рисунок с каким – либо предметом.

 

 

Беседы                            об

изобразительном искусстве (10-15 минут от урока два раза в четверть):

        1)Беседа       на       тему

«Дымковские узоры» 2)Рассматривание иллюстраций к книге

Е. Рачева «Колобок» 3)Рассматривание дымковской игрушки

«Жар-птица»

4)Рассматривание иллюстраций       к          сказке Л.Н.Толстого          «Три

медведя»

2

 Уметь узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения; сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

Рисунок 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

«Изобразительное искусство»

1 класс (33 часа)

п/п

Тема урока

Колво часов

Средства и формы обучения

Дата

 

I четверть

9

 

 

1

Рисование предметов разной формы и окраски.

1

 

 

2

Рисование предметов разной формы и величины.

1

Презентация 

 

3

Рисование прямых линий в различных направлениях: столбы, заборчик, провода, косой дождь.

1

 

 

4

Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий: лесенки, окошки, перекладины, качели.

1

 

 

5

Рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, самолет летит, плывет кораблик по волнам.

1

 

 

6

Рисование замкнутых круговых линий по показу: клубки ниток, воздушные шары, ветка с ягодами.

1

 

 

7

Рисование (по показу) знакомых предметов: шары большие и маленькие, ленты – длинные и короткие, елочки – высокие и низкие.

1

 

 

8

Рисование (по показу) предметов разной формы: круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной.

1

 

 

9

Рисование по замыслу и наблюдениям

1

 

 

 

II четверть

7

 

 

1

Рассматривание иллюстрации простейших изображений предметов, сравнение их по форме, цвету, величине. Рисование по клеткам геометрических узоров в полосе.

1

Презентация

 

2

Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов, квадратов).

1

 

 

3

Рисование по шаблону круга. Деление круга на части.

1

 

 

4

Рисование (по показу) несложных по форме предметов состоящих из нескольких частей (флажки, бусы).

1

 

 

5

Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (ветка ели).

1

 

 

6

Рисование по памяти (после показа) простых по форме елочных игрушек(4-6 на листе бумаги).

1

Презентация

 

7

Рисование по образцу знакомых предметов (веточка ели с игрушками).

1

Презентация

 

 

 

III четверть

8

 

 

1

Рисование с натуры зимних вещей (шарф,

1

Презентация

 

 

вязаная шапочка).

 

 

 

2

Беседа на тему «Дымковские узоры».

Составление в полосе узора для закладки.

1

Презентация

 

3

Рисование на тему «Снеговик».

1

Презентация

 

4

Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам.

1

 

 

5

Рисование открытки ко дню Защитника отечества.

 

Презентация

 

5

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

1

 

 

6

Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.

1

Презентация

 

7

Рисование по замыслу «Что бывает круглое?».

1

Презентация

 

8

Рассматривание иллюстраций к книге Е.Рачева «Колобок». Рисунок к сказке «Колобок катится по дорожке».

1

Презентация

 

 

IV четверть

8

 

 

1

Декоративное рисование – узор в круге «Тарелка».

1

Презентация

 

2

Рисование на тему: «Я ракету нарисую».

1

Презентация

 

3

Рассматривание дымковской игрушки «Жарптица». Растительный узор в полосе.

1

Презентация

 

4

Рисование с натуры праздничного флажка.

1

 

 

5

Рисование с натуры связки воздушных шариков.

1

 

 

6

Рисование с натуры игрушки-машинки, рисование с натуры игрушки-светофора

2

Презентация

 

7

Рассматривание иллюстраций к сказке

Л.Н.Толстого «Три медведя». Рисование на тему «Три чашки для медведей».

1

Презентация

 

 

                                                     Список литературы

 

1.     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы/ [А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176с.

2.     И. А. Грошенков. Обучение изобразительному искусству. Пособие для учителя. – М. 1976 – 67с.

3.     Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010. – 144с.

4.     Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1982. – 208с.

5.     Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя.- М.:

Просвещение, 1982. – 191с.

6.     Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. Пособие для учащихся педучилищ. / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. – М., Просвещение, 1979. – 272с.

 

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

-    Е.И. Коротеева, под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. 1 класс. М.: Просвещение, 2008.

-    Л.В. Орлова. Хохломская роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 16с.

-    Ю.Г. Дрожжин. Городецкая роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 24с.

-    Т.Я. Шпикалова, Г.А. Величкина. Дымковская игрушка. М.: мозаикаСинтез, 2004. – 24с.