Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 1 класс для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)"
Оценка 4.8

Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 1 класс для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)"

Оценка 4.8
Документация +1
pdf
дефектология
22.04.2020
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 1 класс для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)"
1 класс ИЗО.pdf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА 

 

по учебному предмету

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

 для  1 класса  

с умственной отсталостью 

( интеллектуальными нарушениями) на 2019 – 2020 учебный год

 

                                                                          Разработала: учитель Адволоткина Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа по изобразительному искусству  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599, с Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15)  и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.Учебного плана образовательного учреждения;

3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.      Подготовительный класс.  1 – 4 класс/ [ А. А. Айдаберкова,  В. М. Белов, В. В. Воронкова и др.]  –  8- ое  изд. - М.; Просвещение, 2013.

Программа составлена на 1 час в неделю, 33 часа в год, с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся. 

Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

  

Целью данной программы является:

         оказание     существенного    воздействия         на      интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы;

         способствовать формированию личности ребенка;

         воспитание положительных навыков и привычек.

 

Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Основные задачи изучения предмета:

         Воспитание интереса к изобразительному искусству.

         Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека

         Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.

         Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно- эстетического кругозора;

         Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них.

         Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.

         Обучение изобразительным техникам и приѐмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.  

         Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).

         Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.

         Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению. Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции. Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности       («коллективное   рисование»,           «коллективная аппликация»). 

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения. Примерное содержание предмета

Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». 

Программой предусматриваются следующие виды работы:

― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

― выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации

― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Введение

Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения.

Подготовительный период обучения

Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.

Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.

Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения. Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):

Приемы лепки:

― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;

― размазывание по картону;

― скатывание, раскатывание, сплющивание;

- примазывание  частей при составлении целого объемного изображения. Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:

― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;

― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;

― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях;

― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.

Приемы выполнения аппликации из бумаги:

― приемы работы ножницами;

― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине; приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина.

― приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.

Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): ― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).

― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу); ― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий.

Рисование предметов несложных форм (по образцу);

― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде

сеточки);

― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.

Приемы работы красками:

приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;

приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;

приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:

― правила обведения шаблонов;

― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.

Обучение композиционной деятельности

Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию

Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции», «конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.

Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).

Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.

Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.

Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.

Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок

Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д. Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения. Различение и обозначением словом, некоторых ясно различимых оттенков цветов. Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.). Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы.

Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д. Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.

Обучение восприятию произведений искусства

Примерные темы бесед: «Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров». «Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусства, архитектура, дизайн. «Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.

«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д. «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская, городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).

 

На уроках  по изобразительному искусству ставятся  следующие основные задачи:

                 способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

                 находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

                 содействовать развитию у учащихся аналитико - синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

                 ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

                 исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительнодвигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся     графических        действий    с        применением    разнообразного

изобразительного материала;

                 дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;

                 знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного        и        народного искусства, воспитывать    активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

                 развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.

 

В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые  и взаимодополняющие  стороны образовательного процесса. Поэтому  в программу по изобразительному искусству  включены знания в области искусства - практика художественного ремесла и художественного творчества:

                 овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;

                 освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;

                 развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных    видов          искусства, собственной        ориентировки      и    индивидуальных предпочтений в восприятии искусства; 

                 формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;

                 развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.

Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

 

Требования к результатам освоения учебного материала  «Изобразительное искусство» в 1 классе

Личностные результаты:

 

                 формировать навыки работы с материалом и инструментами

                 ценить и принимать следующие  базовые ценности  «добро», «природа», «семья»;

                 воспитывать уважение к своей семье, любовь к родителям;

                 освоить роль ученика;

                 оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо)

                 знакомить с профессиями учитель, воспитатель, библиотекарь;

                 формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки;  охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физ. минутка).

                 проявлять интерес к изобразительному искусству;

                 развивать  воображение, желание и умение  подходить к любой своей деятельности творчески;

                 развивать  способности  к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру

 

Базовые учебные действия Регулятивные УД:

                 понимание учебной задачи.

                 организовывать себе рабочее место под руководством учителя;

                 определить план выполнения заданий на уроках  изобразительного искусства под руководством учителя;

                 использовать в своей деятельности простейшие  инструменты: линейку;

                 корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;

                 Проверка работы по образцу.  

                 Оценивание своего отношения к работе;

                 Умение работать самостоятельно.  

Познавательные УД:

                 ориентироваться  в пространстве, на листе бумаги руководством учителя;

                 уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

                 назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;

                 группировать предметы на основе существенных признаков (одного-двух) с помощью учителя;

                 овладение приемами работы различными графическими материалами. 

                 наблюдение природы и природных явлений;

                 создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости. 

 

Коммуникативные УД:

                 участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;  

                 участвовать  в обсуждении содержания и выразительных средств произведений.

                 выражать  свое отношение  к произведению изобразительного искусства в  высказываниях;

                 оформлять свои мысли в устной речи;

                 соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;

                 слушать и понимать речь других;

                 участвовать в паре; умение отвечать на вопросы различного характера.

 

 

Предметные результаты

 

Базовый уровень:

                 организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;

                 выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

                 обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

                 ориентироваться на плоскости листа бумаги;

                 закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось);

                 различать и называть цвета;

                 узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

                 передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;

                 узнавать и различать в иллюстрациях изображений предметов, животных, растений, известных из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

 

 

Минимально достижимый уровень:

                 организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;

                 выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги; выполнять карандашом предметы несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;

                 ориентироваться на плоскости листа бумаги;

                 закрашивать рисунок красками, соблюдая контуры рисунка; 

                 различать и называть цвета;

                 узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

                 передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя; называть в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.

 

Развитие жизненной компетенции:

 

                 Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

                 Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

                 Овладение навыками коммуникации;

                 Дифференциация и осмысление картины мира и ее временнопространственной организации;

                 Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.  

 

Результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 1 классе

 

   Личностные результаты:

                 уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

                 заинтересованность в приобретении и расширении знаний.

                 навыки сотрудничество с взрослыми  и сверстниками.

                 установка на здоровый образ жизни.

                 проявлять интерес к изобразительному искусству;

                 развивать  воображение, желание и умение  подходить к любой своей деятельности творчески;

                 развивать  способности  к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру

 

 

Базовые учебные действия :

                 способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

                 готовность слушать собеседника и вести диалог.

                 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета.

                 овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями.

 

Предметные результаты:

                 использование приобретенных знаний для описания и объяснения окружающих предметов и их взаимосвязи;

                 называть основные особенности каждого времени года;

                 умение называть  изучаемые объекты, их части;

                 умение описывать знакомые предметы по основным свойствам;

                 умение сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство);

                 расширение словаря, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом. 

                 использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов. 

                 оценивать красоту  родной природы в работах художников.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

 

Их главная задача – формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать). На этом этапе важно сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.

Также на подготовительном этапе проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, восприятия предметов и их свойства (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений. 

Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Нужно добиваться, чтобы ученик осознанно выполнял движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.

Все занятия проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого нужно иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, геометрическое лото, а также различные игрушки.

 

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев помогают формированию у учащихся эстетического вкуса.

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Рисованию с натуры предшествуют наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.

Основная задача обучения рисованию с натуры – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений.

В 1 классе  изображают по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске.

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

В 1 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Систематическая работа с иллюстрированным материалом развивает у детей зрительное восприятие, речь, обогащает словарь.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

П е р в о е   п о л у г о д и е

 Подготовительные упражнения

 Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник), различать круг и овал.

Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение),  навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения.

Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый.

Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.

 

Примерные упражнения 

Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителем).

Упражнения на различение предметов по форме и размерам; рисование (на одном листе) предметов разной формы и величины (после наблюдения и показа учителем).

Игровые графические упражнения – рисование прямых линий в различных направлениях (по показу); высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии):провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии); идет косой дождь, высокие горы, туристические палатки и др. (наклонные линии).

Игровые графические упражнения – рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенка, окошки, рамки, шахматная доска, качели и др.

Игровые графические упражнения – рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др.

Игровые графические упражнения – рисование замкнутых круговых линий (по показу): намотаем несколько клубков ниток, воздушные шарики, много колечек – цепочка, тележка с разноцветными колесами, ветка с ягодами и др.

Игровые графические упражнения – рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размеров): разноцветные шары – большие и маленькие, клубки ниток – большие и маленькие, ленты – длинные и короткие, карандаши - толстые и тонкие, елочки – высокие и низкие и др.

Игровые графические упражнения – рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы (арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы, рамки, кубики, коробки и др.

Игровые графические упражнения – рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги, флажки, чертежные треугольники, дорожные знаки и др.

Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка.

Рисование по клеточкам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель).

Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов).

Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов. 

Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см). деление круга на 4 равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура.

Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы).

Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели).

Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4-6 на листе бумаги).

Рисование по представлению знакомых детям предметов (веточка ели с игрушками).

 

В т о р о е   п о л у г о д и е

ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами- мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.

 

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ

Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.

 

РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ

Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.

 

БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

 

Примерные задания

Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка).

Рисование на тему «Снеговик».

Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам (прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета).

№п/

Наименование раздела.

Кол –

Характеристика деятельности

Формы

Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с натуры связки воздушных шаров.

Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе  узора для закладки.

Рисование с натуры игрушки-кораблика.

Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

Рисование по замыслу «Что бывает круглое?»

Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке»; «Колобок катится по дорожке»).

Декоративное рисование – узор в круге (круг – готовая форма).

Тематический рисунок «Я ракету нарисую».

Геометрический узор в полосе из треугольников. Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «КонекГорбунок».

Рисование с натуры праздничного флажка. Рисование узора в полосе растительных элементов. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки).

 

Тематический план

Изобразительное искусство

1 класс

(1 час в неделю,32 часа)

п

Темы

во часов

обучающегося

контроля

I.

Подготовительные упражнения

 

16

Учиться различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавать и показывать основные геометрические фигуры;  определять разницу по  величине; ориентироваться на плоскости  листа бумаги, находить середину, верхний, нижний, правый и левый край; формировать графические представления формы.

Рисунок 

II.

Декоративное рисование: 1)геометрического орнамента с образца по опорным    точкам,

2)составление      в полосе узора для закладки,  3)узор для открытки к 8

марта, 

4)узор в круге, 

5)узор в полосе из растительных форм, 6)узор в полосе из

геометрических форм

6

Уметь свободно, без напряжения проводить от руки прямые  вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражняться в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; учиться называть и различать цвета.

Рисунок 

III.

Рисование с натуры: 1)зимних вещей (шарф и шапочка), 

2)игрушки-светофора,

3)башенки из строительного материала, 4)праздничного флажка, 5)воздушных шаров,

6)игрушки-машинки.

6

 Уметь различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства; правильно размещать рисунки на листе бумаги; аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.

Рисунок

IV.

Рисование       на       тему:

1)«Снеговик», 

2)«Что бывает круглое?», 3)«Я ракету нарисую», 4)«Три чашки для медведей».

4

 Уметь объединять предметы по признаку формы; передавать в рисунке наиболее простой для изображения  момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения

Рисунок 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

несложных

предметов(наверху, внизу, рядом, около, большой, маленький); отождествлять свой рисунок с каким – либо предметом.

 

 

Беседы                            об

изобразительном искусстве (10-15 минут от урока два раза в четверть):

        1)Беседа       на       тему

«Дымковские узоры» 2)Рассматривание иллюстраций к книге

Е. Рачева «Колобок» 3)Рассматривание дымковской игрушки

«Жар-птица»

4)Рассматривание иллюстраций       к          сказке Л.Н.Толстого          «Три

медведя»

2

 Уметь узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения; сравнивать предметы по форме, цвету, величине.

Рисунок 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

«Изобразительное искусство»

1 класс (33 часа)

п/п

Тема урока

Колво часов

Средства и формы обучения

Дата

 

I четверть

9

 

 

1

Рисование предметов разной формы и окраски.

1

 

 

2

Рисование предметов разной формы и величины.

1

Презентация 

 

3

Рисование прямых линий в различных направлениях: столбы, заборчик, провода, косой дождь.

1

 

 

4

Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий: лесенки, окошки, перекладины, качели.

1

 

 

5

Рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, самолет летит, плывет кораблик по волнам.

1

 

 

6

Рисование замкнутых круговых линий по показу: клубки ниток, воздушные шары, ветка с ягодами.

1

 

 

7

Рисование (по показу) знакомых предметов: шары большие и маленькие, ленты – длинные и короткие, елочки – высокие и низкие.

1

 

 

8

Рисование (по показу) предметов разной формы: круглой, квадратной, прямоугольной, треугольной.

1

 

 

9

Рисование по замыслу и наблюдениям

1

 

 

 

II четверть

7

 

 

1

Рассматривание иллюстрации простейших изображений предметов, сравнение их по форме, цвету, величине. Рисование по клеткам геометрических узоров в полосе.

1

Презентация

 

2

Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов, квадратов).

1

 

 

3

Рисование по шаблону круга. Деление круга на части.

1

 

 

4

Рисование (по показу) несложных по форме предметов состоящих из нескольких частей (флажки, бусы).

1

 

 

5

Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (ветка ели).

1

 

 

6

Рисование по памяти (после показа) простых по форме елочных игрушек(4-6 на листе бумаги).

1

Презентация

 

7

Рисование по образцу знакомых предметов (веточка ели с игрушками).

1

Презентация

 

 

 

III четверть

8

 

 

1

Рисование с натуры зимних вещей (шарф,

1

Презентация

 

 

вязаная шапочка).

 

 

 

2

Беседа на тему «Дымковские узоры».

Составление в полосе узора для закладки.

1

Презентация

 

3

Рисование на тему «Снеговик».

1

Презентация

 

4

Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам.

1

 

 

5

Рисование открытки ко дню Защитника отечества.

 

Презентация

 

5

Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.

1

 

 

6

Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.

1

Презентация

 

7

Рисование по замыслу «Что бывает круглое?».

1

Презентация

 

8

Рассматривание иллюстраций к книге Е.Рачева «Колобок». Рисунок к сказке «Колобок катится по дорожке».

1

Презентация

 

 

IV четверть

8

 

 

1

Декоративное рисование – узор в круге «Тарелка».

1

Презентация

 

2

Рисование на тему: «Я ракету нарисую».

1

Презентация

 

3

Рассматривание дымковской игрушки «Жарптица». Растительный узор в полосе.

1

Презентация

 

4

Рисование с натуры праздничного флажка.

1

 

 

5

Рисование с натуры связки воздушных шариков.

1

 

 

6

Рисование с натуры игрушки-машинки, рисование с натуры игрушки-светофора

2

Презентация

 

7

Рассматривание иллюстраций к сказке

Л.Н.Толстого «Три медведя». Рисование на тему «Три чашки для медведей».

1

Презентация

 

 

                                                     Список литературы

 

1.     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы/ [А.А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.]. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176с.

2.     И. А. Грошенков. Обучение изобразительному искусству. Пособие для учителя. – М. 1976 – 67с.

3.     Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010. – 144с.

4.     Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1982. – 208с.

5.     Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя.- М.:

Просвещение, 1982. – 191с.

6.     Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. Пособие для учащихся педучилищ. / Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. – М., Просвещение, 1979. – 272с.

 

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

-    Е.И. Коротеева, под редакцией Б.М. Неменского. Изобразительное искусство. 1 класс. М.: Просвещение, 2008.

-    Л.В. Орлова. Хохломская роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 16с.

-    Ю.Г. Дрожжин. Городецкая роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 24с.

-    Т.Я. Шпикалова, Г.А. Величкина. Дымковская игрушка. М.: мозаикаСинтез, 2004. – 24с.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями

Основные задачи изучения предмета: •

Основные задачи изучения предмета: •

Примерное содержание предмета

Примерное содержание предмета

Развитие моторики рук : формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и…

Развитие моторики рук : формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и…

Приемы работы красками: ― приемы рисования руками : точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони; ― приемы трафаретной печати : печать…

Приемы работы красками: ― приемы рисования руками : точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони; ― приемы трафаретной печати : печать…

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке

На уроках по изобразительному искусству ставятся следующие основные задачи: • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них…

На уроках по изобразительному искусству ставятся следующие основные задачи: • способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них…

Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения

Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения

Проверка работы по образцу. •

Проверка работы по образцу. •

Минимально достижимый уровень: • организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш; • выполняя рисунки, использовать только одну…

Минимально достижимый уровень: • организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой, правильно держать тетрадь для рисования и карандаш; • выполняя рисунки, использовать только одну…

Овладение навыками коммуникации; •

Овладение навыками коммуникации; •

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ Рисованию с натуры предшествуют наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения

РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ Рисованию с натуры предшествуют наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения

Примерные упражнения Упражнения на различение предметов по форме и цвету

Примерные упражнения Упражнения на различение предметов по форме и цвету

Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы)

Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы)

Наименование раздела.

Наименование раздела.

Темы во часов обучающегося контроля

Темы во часов обучающегося контроля

IV. Рисование на тему: 1)«Снеговик», 2)«Что бывает круглое?», 3)«Я ракету нарисую», 4)«Три чашки для медведей»

IV. Рисование на тему: 1)«Снеговик», 2)«Что бывает круглое?», 3)«Я ракету нарисую», 4)«Три чашки для медведей»

Беседы об изобразительном искусстве (10-15 минут от урока два раза в четверть): 1)Беседа на тему «Дымковские узоры» 2)Рассматривание иллюстраций к книге

Беседы об изобразительном искусстве (10-15 минут от урока два раза в четверть): 1)Беседа на тему «Дымковские узоры» 2)Рассматривание иллюстраций к книге

Тема урока Колво часов

Тема урока Колво часов

Рисование по памяти (после показа) простых по форме елочных игрушек(4-6 на листе бумаги)

Рисование по памяти (после показа) простых по форме елочных игрушек(4-6 на листе бумаги)

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2020