Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном языке" для 1 класса
Оценка 4.7

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение на родном языке" для 1 класса

Оценка 4.7
docx
19.06.2020
Рабочая программа по предмету  "Литературное чтение на родном языке" для 1 класса
Литературное чтение 3а.docx

 

 

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа имени Андрея Антошечкина»

(МБОУ «СОШ им. А. Антошечкина»)

 

 

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________/Н.А. Волосатова/

«_____»_августа_20г.

«Согласовано»

Зам.директора по УВР

__________/Н.Ф. Корнеева /

«_____»_августа_202   г.

«Утверждаю»

Директор  школы

_________/Р.Г. Дикарев/

«__»_ августа_20г.

 

 

 

 

 

 

                      РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

Литературное чтение на родном языке

 

 для  3 «а» класса

 

учитель

 

Волосатова Наталья Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 -2021 учебный год

 

 

          Пояснительная записка

          Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного   образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС  НОО),  авторской  программы  Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С.И., Кузнецовой М.И, ПетленкоЛ.В., Романовой В.Ю., Ковган Т.В. по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке», входящая в образовательную область «Родной язык и родная литература». Сборник рабочих программ 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2018.  

 

                                    Место учебного предмета в учебном плане

На изучение предмета «Литературное чтение на родном языке» в 3 классе начальной школы отводится     0,5 ч  в неделю. Программа рассчитана на 17 ч (34 учебные недели).

 

           Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты.

Речевая и читательская деятельность Учащиеся научатся:

          правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения;

          пересказывать произведение близко к тексту, кратко, от лица персонажа;

          рассказывать по предложенному или самостоятельно составленному плану;

          привлекать читательский и жизненный опыт для анализа конкретного произведения, поставленной проблемы;

          определять и оценивать позиции литературных героев;

          выявлять тему и главную мысль произведения;

          сопоставлять героев, идеи разных произведений;

          составлять план рассказа;

          определять свое и авторское отношение к героям;

          формулировать вопросы к тексту, составлять план текста.

Учащиеся получат возможность научиться:

          составлять личное мнение о произведении, выражать его на доступном уровне;

          ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте;

          делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

          читать по ролям художественное произведение;

          продолжать сюжет произведения, историю героя;

          участвовать в инсценировке произведения.

Учащиеся получат возможность научиться:

          создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;

          выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.

Литературоведческая пропедевтика Учащиеся научатся:

          различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ);

          выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы;

          находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения, подбирать синонимы, антонимы к предложенным словам.

Учащиеся получат возможность научиться:

          определять приемы, использованные писателем для создания литературного персонажа и выражения, своего отношения к нему.

          использовать изученные выразительные средства в собственных творческих работах.

 

Личностные результаты.

У учащихся  будут сформированы:

          умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

          ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

          умение оценивать свое отношение к учебе;

          уважение к культуре разных народов.

У учащихся могут быть сформированы:

          представление об общих нравственных категориях у разных народов;

          нравственное чувство и чувственное сознание;

          умение анализировать свои переживания и поступки;

          способность к самооценке;

          эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;

          бережное отношение к живой природе;

          эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.

Метапредметные результаты.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

          соотносить свои действия с поставленной целью;

          выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

Учащиеся получат возможность научиться:

          учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

          планировать свои учебные действия;

          анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;

          составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;

          планировать свою читательскую деятельность;

          планировать свою деятельность при реализации проекта.

Познавательные

Учащиеся научатся:

          сравнивать произведения и героев;

          устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

          свободно ориентироваться в аппарате учебника;

          находить нужную информацию в словарях и справочниках в конце учебника.

Учащиеся получат возможность научиться:

          сравнивать и классифицировать жизненные явления;

          выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;

          находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;

      сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;

          ориентироваться в аппарате книжного издания (название, автор, предисловие, оглавление, выходные сведения);

          находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;

          извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;

          знакомиться с детской периодической литературой.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

          участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;

          сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.

Учащиеся получат возможность научиться:

          работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;

          осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;

          овладевать диалогической формой речи;

          формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.

 

Основные виды  учебной деятельности: Прогнозировать содержание раздела.  Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.  Выбирать книгу по заданному параметру.  Воспринимать на слух произведение.  Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.  Объяснять название произведения.  Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.  Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт.  Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев.  Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.  Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ.  Находить в стихах слова с созвучным окончанием.  Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь.  Использовать приём звукописи при изображении различных героев.  Читать стихи наизусть.  Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца.  Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя).

 

 

Содержание учебного предмета

 «Россия - наша Родина» (2ч)

 З. Александрова «Родина»/ А.Пришелец «Наш край»; П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях) (выборочно рассказы);

«Фольклор нашего народа» (5ч)

Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши; В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа; Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль; Народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка « Иван - Царевич и серый волк». Русская народная сказка «Летучий корабль». Русская народная сказка «Морозко». Русская народная сказка «Белая уточка». Русская народная сказка «По щучьему веленью»  (на выбор).

«О братьях наших меньших» (5ч)

К.Г. Паустовский. Жильцы старого дома; Г.А. Скребицкий. Сиротка; Н.И. Сладков. Непослушные Малыши; Б.С. Житков. Охотник и собаки; И.П. Токмакова. Котята.

«Времена года» (5ч)

К.Паустовский «Какие бывают дожди»; А.Толстой. Сугробы. Н.Асеев. Лыжи; К.Паустовский. Стальное колечко, И. Соколов-Микитов. Русские сказки о природе.

Самостоятельное чтение. М. Пришвин из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах...», В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Ещё про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок», И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли», А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».

Русские народные песни: «Жаворонушки», «Берёзонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».

Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».

Работа с текстом и книгой

Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения. Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения. Формирование умений определять особенности учебного и научно-популярного текстов, выделять ключевые слова. Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя). Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений). Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений. Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями. Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию. Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения. Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определённого автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие. Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём.

Развитие воображения, речевой творческой деятельности

Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся. Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению. Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию. Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания-миниатюры. Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

Литературоведческая пропедевтика

Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией. Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром — басней — через сравнение со сказкой, стихотворением. Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи. Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введённых во втором классе.

 

Тематическое планирование

 

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

 

         Раздел 1. «Россия - наша Родина» (2 часа)

 

 

1

З. Александрова «Родина»/ А.Пришелец «Наш край»

 

1

2

П. Алешковский «Как новгородцы на Югру ходили» (о Новгородцах XII века — смелых мореплавателях) (выборочно рассказы)

1

 

           Раздел 2. «Фольклор нашего народа» (5 часов)

 

 

3

Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши.

 

1

4

В. И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа.

 

1

5

Собиратели русских народных сказок: А. Н. Афанасьев, В. И. Даль

 

1

6

Народные сказки, присказка, сказочные предметы. Русская народная сказка « Иван - Царевич и серый волк». Русская народная сказка «Летучий корабль». Русская народная сказка «Морозко». Русская народная сказка «Белая уточка». Русская народная сказка «По щучьему веленью»  (на выбор).

1

7

Проект «Мои первые народные сказки»

 

1

 

               Раздел 3. «О братьях наших меньших» (5 часов)

 

 

8

К.Г. Паустовский. Жильцы старого дома.

 

1

9

Г.А. Скребицкий. Сиротка.

 

1

10

Н.И. Сладков. Непослушные Малыши

 

1

11

Б.С. Житков. Охотник и собаки.

 

1

12

И.П. Токмакова. Котята. Выставка  книг о животных.

 

1

 

                        Раздел 4. «Времена года» (5 часов)

 

 

13

Самые интересные книги, прочитанные летом.  (Тема осень) «Очей очарованье»: осень в стихах и музыке.

К.Паустовский «Какие бывают дожди».

1

14

А.Толстой. Сугробы. Н.Асеев. Лыжи.

 

1

15

К.Паустовский. Стальное колечко. 

 

1

16

И. Соколов-Микитов. Русские сказки о природе.

 

1

17

Тестовая работа по прочитанным произведениям.

 

1

 


Средняя общеобразовательная школа имени

Средняя общеобразовательная школа имени

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Учащиеся научатся: • различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ); • выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы; • находить в…

Учащиеся научатся: • различать жанры (фольклор, басню, стихотворение, рассказ); • выделять слова автора, действующих лиц, описание их внешности, поступков, бытовой обстановки, природы; • находить в…

Учащиеся научатся: • сравнивать произведения и героев; • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; • свободно ориентироваться в аппарате учебника; • находить нужную информацию…

Учащиеся научатся: • сравнивать произведения и героев; • устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; • свободно ориентироваться в аппарате учебника; • находить нужную информацию…

Содержание учебного предмета «Россия - наша

Содержание учебного предмета «Россия - наша

Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём

Формирование умения пользоваться словарём синонимов, помещённым в учебнике, детским толковым словарём

К.Г. Паустовский. Жильцы старого дома

К.Г. Паустовский. Жильцы старого дома
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.06.2020