Рабочая программа
по учебному предмету «Математика»
3 класс
составлена на основе программы
В.Н.Рудницкой «Математика»
(Начальная школа XXІ века)
Рабочую программу составила
Лескова Марина Аркадьевна
Учитель начальных классов
Количество часов: 170
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса математики
Личностными результатами обучения учащихся являются:
¾ самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
¾ готовность и способность к саморазвитию;
¾ сформированность мотивации к обучению;
¾ способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
¾ заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
¾ готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
¾ способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
¾ способность к самоорганизованности;
¾ высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
¾ владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
¾ владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
¾ понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
¾ планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
¾ выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
¾ создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
¾ понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
¾ адекватное оценивание результатов своей деятельности;
¾ активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
¾ готовность слушать собеседника, вести диалог;
¾ умение работать в информационной среде.
Предметными результатами учащихся на выходе из начальной школы являются:
¾ овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;
¾ умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
¾ овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
¾ умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Содержание программы 3 класс (170 ч)
Число и счёт
Тысяча
Чтение и запись цифрами чисел от 100 до 1000.
Сведения из истории математики: как появились числа; чем занимается арифметика.
Сравнение чисел. Запись результатов сравнения с помощью знаков «<» и «>».
Арифметические действия в пределах 1000
Сложение и вычитание
Устные и письменные приемы сложения и вычитания.
Сочетательное свойство сложения и умножения.
Упрощение выражений (освобождение выражений от «лишних» скобок).
Порядок выполнения действий в выражениях, записанных без скобок, содержащих действия: а) только одной ступени; б) разных ступеней. Правило порядка выполнения действий в выражениях, содержащих одну или несколько пар скобок.
Умножение и деление на однозначное число
Умножение суммы на число (распределительное свойство умножения относительно сложения).
Умножение и деление на 10 и на 100.
Умножение числа, запись которого оканчивается нулем, на однозначное число. Умножение двух- и трехзначного числа на однозначное число.
Нахождение однозначного частного.
Деление с остатком.
Деление на однозначное число.
Практическая работа. Выполнение деления с остатком с помощью фишек.
Умножение и деление на двузначное число.
Умножение вида 23 ∙ 40.
Умножение и деление на двузначное число.
Примеры выражений, содержащих букву.
Вычисление значений буквенных выражений.
Величины
Единицы длины километр и миллиметр и их обозначения: км, мм.
Соотношения между единицами длины: 1 км = 1000 м, 1 см = 10 мм.
Вычисление длины ломаной.
Масса и ее единицы: килограмм, грамм. Обозначения: кг, г. Сотношения: 1 кг = 1000 г.
Вместимость и ее единица литр. Обозначение: л.
Сведения из истории математики: старинные русские единицы величин: морская миля, верста, пуд, фунт, ведро, бочка.
Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Обозначения: ч, мин, с. Соотношения между единицами времени: 1 ч = 60 мин, 1 мин = 60 с, 1 сутки = 24 ч, 1 век = = 100 лет, 1 год =12 месяцев.
Сведения из истории математики: история возникновения месяцев года.
Практические работы. Измерение длины, ширины и высоты предметов с использованием разных единиц длины. Снятие мерок с фигуры человека с помощью портновского метра. Взвешивание предметов на чашечных весах. Сравнение вместимостей двух сосудов с помощью данной мерки.
Отмеривание с помощью литровой банки данного количества воды.
Работа с текстовыми задачами
Решение арифметических задач в три действия, в том числе содержащих разнообразные зависимости между величинами.
Геометрические понятия
Ломаная линия. Вершины и звенья ломаной. Замкнутая и незамкнутая ломаная. Построение ломаной.
Деление окружности на 6 одинаковых частей с помощью циркуля.
Прямая. Принадлежность точки прямой. Проведение прямой через одну и через две точки.
Взаимное расположение на плоскости отрезков, лучей, прямых.
Практические работы. Способы деления круга (окружности) на 2, 4, 8 равных частей с помощью перегибания круга по его осям симметрии. Построение симметричных прямых на клетчатой бумаге. Проверка с помощью угольника, какие из данных прямых пересекаются под прямым углом.
Логико-математическая подготовка
Высказывание и его истинность. Числовые равенства и неравенства как примеры верных и неверных высказываний.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, представленной на рисунках в виде схем, таблиц. Считывание информации, представленной на рисунках, схемах, в
таблицах. Использование схем (в том числе графов) для решения учебных задач.
Поурочно-тематическое планирование – 170 часов (5 часов в неделю)
Дата урока |
Номер урока |
Тема урока |
Характеристика деятельности учащихся |
Стр. Уч. |
Стр. Т. |
|
|||||
|
1 2 3 |
Числа от 100 до 1000 |
Понимать, что десять сотен называют словом «тысяча», считать сотнями; читать «круглые» сотни; записывать словами числа; вводить в калькулятор числа. Иметь представление о понятие «разряд»; что десять единиц составляют единицу следующего разряда. Использовать алгоритм поразрядного сравнения трехзначных чисел; знаки сравнения «<» и «>». Записывать неравенства, используя знаки сравнения, находить значения выражений со скобками; решать составные задачи |
Ч. 1 4-14 |
№ 1 3-6 |
|
4 5 6 |
Сравнение чисел. Знаки > и <. |
15-22 |
7-9 |
|
|
7 8 9 10 |
Километр. Миллиметр. |
Называть единицы измерения длины (километр, миллиметр), читать и записывать величины длины; измерять в миллиметрах длину отрезка; строить отрезок заданной длины; выражать сантиметры в миллиметры. Выполнять сложение и вычитание длин; сравнивать длины; решать задачи с величинами. |
23-30 |
9-12 |
|
11 12 13 |
Ломаная. |
Различать и чертить фигуры, которые называют ломаными линиями; знать, что звенья ломаной могут пересекаться. Иметь представление об элементах ломаной линии (звенья, вершины), читать имя ломаной, определять количество звеньев и вершин ломаной; измерять длину каждого звена ломаной; объяснять, как можно найти длину этой ломаной; выполнять вычисления; строить ломаную; находить площадь прямоугольника; сравнивать площади двух прямоугольников; решать задачи на построение геометрических фигур. |
31-39 |
13-16 |
|
14 |
Стартовая диагностика |
|
|
|
|
15 16 17 |
Длина ломаной |
40-45
|
17-20 |
|
|
18 19 20 21 |
Масса. Килограмм. Грамм |
Знать обозначения кг и г, соотношения между единицами кг и г, решать задачи с величинами; с помощью весов определять массу; выполнять сложение и вычитание величин читать и записывать величины; знать, что для измерения вместимости используется единица вместимости «литр», с помощью литровой банки наливать в ведро определенное количество воды; выполнять сложение и вычитание величин, сравнивать массу одного литра и данных жидкостей. |
46-53 |
20-23 |
|
22 23 24 |
Вместимость. Литр |
54-61 |
23-25 |
|
|
25 |
Контрольная работа № 1 по теме «Чтение, запись и сравнение трёхзначных чисел» |
|||
|
26 27 28 29 30 31 |
Анализ ошибок. Сложение |
Пользоваться алгоритмом письменного сложения трехзначных чисел в столбик, выполнять поразрядное сложение (письменные и устные приёмы) двузначных и трёхзначных чисел; решать задачи с величинами выполнять сложение величин массы, вместимости, длины, площади; определять периметр прямоугольника находить значения выражений со скобками; читать и записывать величины; выполнять кратное сравнение чисел; распознавать и чертить геометрические фигуры; проводить ось симметрии, использовать алгоритм вычитания трехзначных чисел в столбик, вычислять разность; находить значения выражений со скобками, решать задачи с величинами; восстанавливать равенства; выполнять устные вычисления на основе знания нумерации многозначных чисел. |
62-69 |
26-30 |
|
32 33 34 35 36 37 |
Вычитание |
70-78 |
30-34 |
|
|
38 |
Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание трёхзначных чисел» |
|||
|
39 40 41 |
Анализ ошибок. Сочетательное свойство сложения |
Использовать сочетательное свойство сложения и приводить его формулировку, использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений; группировать слагаемые в сумме находить значения выражений, используя сочетательное свойство сложения; выполнять проверку с помощью сочетательного свойства сложения; сравнивать выражения, не выполняя вычислений; решать задачи на построение геометрических фигур, решать задачи разными способами на основе применения сочетательного свойства сложения. |
79-83 |
35-37 |
|
42 |
Итоговая контрольная работа № 3 |
|
||
|
43 44 45 |
Анализ ошибок. Сумма трёх и более слагаемых |
84-88 |
37-41 |
|
|
|||||
|
46 45 46 |
Сочетательное свойство умножения |
Использовать сочетательное свойство умножения и приводить его формулировку, использовать свойства арифметических действий при выполнении вычислений; выполнять проверку с помощью сочетательного свойства умножения; сравнивать выражения, не выполняя вычислений; решать задачи на построение геометрических фигур, решать задачи разными способами на основе применения сочетательного свойства умножения. |
89-93 |
41-44 |
|
47 48 49 50 51 |
Произведение трёх и более множителей |
94-100 |
44-47 |
|
|
52 53 54 55 |
Симметрия на бумаге в клетку |
Помнить, что симметричные точки находятся на одном и том же расстоянии от оси симметрии; приемы построения точки, отрезка, многоугольника, окружности, симметричных данным, с использованием клетчатого фона, копировать рисунок в тетрадь; строить точки и фигуры симметричные данным выражать длину в миллиметрах; строить два луча, общей частью которых является отрезок; чертить луч, который пересекает окружность в одной точке (в двух точках); составлять задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость». |
101-106 |
48-52 |
|
56 |
Контрольная работа № 4 по теме «Симметрия на клетчатой бумаге» |
|||
|
57 58 59 60 61 |
Анализ ошибок. Порядок выполнения действий в выражениях без скобок |
Понимать, что если в выражении в скобках записаны только сильные действия (умножение и деление), то скобки можно не писать; при нахождении значения выражения первыми выполняются сильные действия; если в выражении в скобках записаны слабые действия (сложение и вычитание), скобки отбрасывать нельзя, определять порядок выполнения действий в числовых выражениях; записывать выражения без скобок и со скобками.
|
107-114 |
53-55 |
|
62 63 64 65 66 67 68 |
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками |
115-122 |
56-60 |
|
|
69 |
Контрольная работа № 5 по теме «Порядок выполнения действий в сложных числовых выражениях» |
|||
|
70 71 72 73 |
Анализ ошибок. Высказывание |
Объяснять, что предложение, о котором можно точно сказать, верно оно или неверно, называют высказыванием; любое другое предложение высказыванием не является, выполнять работу над ошибками; определять верность или неверность каждого высказывания; находить высказывания в тексте приводить примеры высказывания, верного высказывания, неверного высказывания, предложения, которое не является высказыванием; сравнивать высказывания в каждой паре. |
123-126 |
60-63 |
|
74 |
Промежуточная диагностика |
|
|
|
|
75 |
Итоговая контрольная работа № 6 |
|||
|
76 77 78 79 80 |
Анализ ошибок. Числовые равенства и неравенства |
Использовать порядок выполнения действий в выражениях без скобок и со скобками, находить значение числовых выражений в выражениях без скобок и со скобками; составлять выражение по тексту задачи составлять задачу по данным таблицы. |
Ч. 1 4-12 |
№ 1 3-6 |
|
81 82 83 |
Деление окружности на равные части |
Использовать приемы деления окружности на равные части (путем перегибания круга, с помощью угольника, с помощью циркуля), чертить окружности данного радиуса объяснять, как разделить окружность на равные части; выполнять устные вычисления в пределах 1000; записывать длину в разных единицах измерения; решать текстовые задачи |
13-21 |
6-9 |
|
84 85 86 |
Умножение суммы на число |
Использовать правило умножения суммы на число, умножать сумму на число представлять первый множитель в произведении в виде суммы двух однозначных чисел; выполнять устные вычисления в пределах 1000 выполнять устные вычисления в пределах 1000; решать арифметические задачи; знать правило умножения однозначного и двузначного числа на 10, выполнять умножение вида 9 × 10 и 93 × 10; записывать длину отрезка в сантиметрах и дециметрах; решать арифметические задачи; составлять и решать задачу по рисунку |
22-28 |
10-12 |
|
87 88 89 90 |
Умножение на 10 и на 100 |
Выполнять умножение на 10 и на 100; выполнять построения геометрических фигур на клетчатой бумаге, пользоваться правилом умножения «круглого» двузначного числа на однозначное и «круглого» трехзначного числа на однозначное, выполнять умножение вида 50 × 9 и 200 × 4; выполнять умножение вида 50 × 9 и 200 × 4; выполнять сложение и вычитание величин; располагать значения величин в порядке уменьшения (увеличения), выполнять умножение вида 50 × 9 и 200 × 4; решать задачи с величинами; выполнять умножение вида 50 × 9 и 200 × 4 |
29-37 |
13-14 |
|
91 92 93 94 |
Умножение в случаях вида: 50 ∙ 9 и 200 ∙ 4 |
38-44 |
15-19 |
|
|
95 96 97 98 99 |
Прямая |
Давать определение понятию «прямая» линия; что прямую линию обозначают двумя латинскими буквами, читать название прямой линии двумя способами; чертить прямую и обозначать ее латинскими буквами; отмечать точки, лежащие на прямой, иметь представление о пересекающихся прямых линиях; строить пересекающиеся прямые на листе в клетку и на альбомном листе |
45-54 |
19-25 |
|
100 |
Контрольная работа № 7 по теме «Прямая. Деление окружности на равные части» |
|||
|
101 102 103 104 105 106 107 108 109 |
Анализ ошибок. Умножение на однозначное число |
Использовать алгоритм умножения двузначного числа на однозначное в столбик, выполнять умножение, записывая числа столбиком; представлять первый множитель в виде суммы разрядных слагаемых, использовать переместительное свойство умножения при вычислениях; выполнять устные и письменные вычисления в пределах 1000; объяснять, как выполнено умножение суммы на число; использовать алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное в столбик, выполнять умножение трехзначного числа на однозначное число. |
55-66 |
25-31 |
|
110 |
Контрольная работа № 8 по теме «Умножение двухзначных и трёхзначных чисел на однозначное число» |
|||
|
111 112 113 114 115 |
Анализ ошибок. Измерение времени |
Различать единицы времени; соотношения между единицами времени. Иметь представление о происхождении названий месяцев года, определять время по часам; называть дату и время своего рождения; устанавливать на часах заданное время; решать задачи на определение продолжительности; определять, какое время суток показывают электронные часы; записывать время в часах |
67-79 |
32-36 |
|
116 117 118 119 |
Деление на 10 и на 100 |
Пользоваться правилом деления «круглых» чисел на 10 и на 100, выполнять деление на 10, на 100, учитывать, что при делении подбор цифры частного удобно начинать с 5 и перебирать цифры через одну: 5, 7, 9 или 5, 3, 2, пока не найдется нужная, выполнять деление подбором; выражать длину в метрах, сантиметрах; решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость» решать задачи на определение продолжительности времени; определять площадь прямоугольника; строить геометрические фигуры; находить на чертеже симметричные фигуры; определять порядок действий в выражении со скобками; знать, что при делении с остатком остаток должен быть меньше делителя, выполнять деление с остатком; сравнивать делитель с остатком; знать, что если при делении с остатком делимое меньше делителя, то частное рано 0, а остаток равен делимому, выполнять деление с остатком вида 5:15; пользоваться алгоритмом деления на однозначное число, выполнять деление на однозначное число; составлять и решать задачу по рисунку-схеме; доказывать, что неравенства верны; решать задачи с величинами устно выполнять умножение и деление чисел в пределах 1000 Знать алгоритм умножения вида 23 × 40, рассказывать, как выполнено умножение; использовать переместительный закон умножения; знать алгоритм умножения на двузначное число, выполнять умножение в столбик; уметь упрощать запись при умножении столбиком, находить произведения чисел, упрощая запись; выполнять устно деление способом подбора; выполнять проверку деления умножением; находить частное и остаток; использовать алгоритм деления на двузначное число, рассказывать, как выполнено деление |
80-88 |
36-39 |
|
120 121 122 123 |
Нахождение однозначного частного |
89-97 |
39-42 |
|
|
124
|
Итоговая контрольная работа № 9 |
|
||
|
125 126 127 128 129 130 |
Анализ ошибок. Деление с остатком |
98-105 |
43-45 |
|
|
|
|
|
||
|
131 132 133 134 135 136 137 |
Деление на однозначное число |
106-114 |
46-49 |
|
|
138 |
Контрольная работа № 10 по теме «Деление двухзначных и трёхзначных чисел на однозначное число» |
|
||
|
139 140 141 142 |
Анализ ошибок. Умножение в случаях вида 23 ∙ 40 |
115-121 |
50-52 |
|
|
143 |
Итоговая диагностика |
|
||
|
144 145 146 147 148 149 150 |
Умножение на двузначное число |
122-130 |
52-55 |
|
|
151 152 153 154 155 156 157 158 159 |
Деление на двузначное число |
131-141 |
56-59 |
|
|
160 |
Контрольная работа № 11 по теме «Умножение и деление двухзначных и трёхзначных чисел на двузначное число» |
|||
|
161 |
Анализ ошибок. Повторение пройденного |
|
|
60-63 |
|
162 |
Комплексная итоговая контрольная работа |
|||
|
163 |
Анализ ошибок. Повторение пройденного |
|
|
60-63 |
|
164 |
Годовая контрольная работа № 12 |
|||
|
165 |
Анализ ошибок. Повторение пройденного |
|
|
60-63 |
|
166 |
Тест |
|||
|
167 168 169 170 |
Анализ ошибок. Повторение пройденного |
|
|
60-63 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.