Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)
Оценка 4.6

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)

Оценка 4.6
Документация +1
pdf
дефектология
22.04.2020
Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)
1 класс МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕК.pdf

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА 

 

по учебному предмету

МИР ПИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

 для  1 класса   для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) на 2019 – 2020 учебный год

 

 

 

 

                                                                 Разработчик : учитель Адволоткина Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Настоящая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с требованиями с требованиями Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599,  Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15)  и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.     Учебного плана образовательного учреждения;

2.     Учебника для специальных (коррекционных) школ VIII вида: Развитие речи.1 кл.: Е.Д. Худенко, С.Н. Кремнѐва- М.:АРКТИ, 2005.-120с.

3.     Кудрина С.В Окружающий мир: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида – М.:

Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009.-111с 

 

Настоящая программа составлена на 2 часа в неделю 66 часов в год в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.

Предлагаемый курс данному учебному предмету направлен на решение следующих задач:

-                     обогащение словарного запаса учащихся простыми понятиями;

-                     формирование языковых обобщений и элементарного осознания  явлений языка и речи;

-                     усвоение отдельных норм и правил грамматического строя речи;

-                     развитие диалогической речи, связного высказывания;

-                     формирование коммуникативной функции речи и культуры общения.

 

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинноследственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

― полисенсорности восприятия объектов;

― практического взаимодействия обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с  предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.  Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения» , «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».

Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

Сезонные изменения

Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц. 

Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).

Сезонные изменения в неживой природе

Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).

Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.

Растения и животные в разное время года

Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц. Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.

 Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия). Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.  Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи

сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)

Неживая природа

Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.

Живая природа

Растения. Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.

Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.

Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком. Животные. Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.

Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).

Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п. Человек.  Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой). Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы). Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом. Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.

Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка

Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине. Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения. Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.

Безопасное поведение

Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу. Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи. Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека при контакте с домашним животным.

Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе. Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного. Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

 

 

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

 

 Сезонные изменения.

Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, появление почек, первой листвы.

Экскурсии: 

1.   Изменения в природе ранней осенью.

2.   Поздняя осень.

3.   Признаки зимы.

4.   Конец зимы. Изменения в природе.

5.   Признаки ранней весны.

6.   Наблюдения за растениями весной.

          Школа. Класс.

 Школа. Школьное здание, школьный двор (экскурсия). 

Классная комната, мебель в классе. Поддержание порядка в классе, обязанности дежурного. Учебные вещи. Игрушки.

Учебные принадлежности: тетрадь, пенал, карандаш, ручка и  др. Их назначение. Обращение с ними. 

Игрушки: кукла, мишка, пирамидка, машины и др. Сравнение учебных вещей и игрушек. Овощи. Фрукты.

 Овощи: помидор, огурец. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение по этим признакам. Употребление в пищу. 

Фрукты: яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение по этим признакам. Употребление в пищу.

Семья.

 Члены семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. Родственные отношения. Составление рассказа о своей семье по вопросам учителя.

Одежда. Обувь.

 Одежда. Одежда девочек и мальчиков. Школьная форма. Уход за школьной формой (практическая работа).

 Обувь: туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (практическая работа). Комнатные растения.

Герань, фикус. Узнавание, называние, различение. Уход за комнатными растениями.

Птицы.

 Воробей, голубь. Внешний вид. Сравнение. Какую пользу приносят людям.

Забота о птицах зимой. Домашние животные. Дикие животные.

Домашние животные: кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, забота о них человека.

 Дикие животные: волк, лиса. Внешний вид, повадки, пища. Их сравнение. Какую пользу приносят.

Охрана здоровья.

           Части тела человека. Рука правая и левая, нога правая и левая. Уход за руками, лицом, зубами (практическая работа).

Повторение пройденного за год.

 Сезонные изменения в жизни растений. Скоро лето.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам. Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений, животных. Ведение календаря природы. 

      На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

 

Практические работы: по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, за своим телом;  подкормка птиц зимой.

 

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с нарушением интеллекта. Это обусловлено значительным отставанием, в общем, и речевом развитии. Занятия по этому учебному предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учителю необходимо использовать на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, «Четвертый – лишний», картинное лото, домино и др.

На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий.

Практические работы помогают закреплению полученных на уроках  знаний и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности.

Правильная организация занятий, специфические приемы и методы побуждают обучающихся к самостоятельному высказыванию, активизируют их речевую и познавательную деятельность.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нѐм заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения и развития речи, письма и развития речи  и математики, музыки и изобразительного искусства, трудового обучения и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос,  письменные и практические работы

 

 Требования к результатам освоения учебного предмета 

«Мир природы и человека» в 1 классе

Личностные результаты:

 

      Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

      Уважение  к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.  

      Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар, библиотекарь.

      Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

      формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физминутка)

 

Базовые учебные действия Регулятивные УД:


Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 

      Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 

      Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством 

 

Познавательные УД:

Ориентироваться в учебнике и у доски под руководством учителя; 

      Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

      Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

      Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

      Пересказывать под руководством учителя прочитанное или прослушанное; определять тему.

 

Коммуникативные УД:

      Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

      Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

      Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

      Слушать и понимать речь других.

      Участвовать  в паре. 

      Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий.

 

Предметные результаты:

Базовый уровень:

      Иметь представление о временах года и сезонных изменениях в природе;

      Знать названия изучаемых объектов, их частей;

      Характеризовать знакомые предметы по основным свойствам (цвету, форме, величине, вкусу, запаху, материалу и др.);

      Уметь сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и

сходство); Отвечать на поставленный вопрос полным ответом, используя слова данного вопроса;  Использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов. 

 

Минимально достижимый уровень:

      Называть времена года и сезонные изменения в природе;

           Знать названия изучаемых объектов, их частей;

Характеризовать знакомые предметы по основным свойствам (цвету,

форме, величине, вкусу, запаху, материалу и др.);

Уметь сравнивать предметы (находить отличие и сходство);

Отвечать на поставленный вопрос полным ответом, используя слова данного вопроса;   

      Использовать в межличностном общении простую полную фразу из 5-6 слов.

 

Развитие жизненной компетенции:

      Развитие адекватных представлений  о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах организации обучения.                                    

      Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.      

      Овладение навыками коммуникации.                                                                                        

      Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.                                                                                                                              

      Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА                                       

«Окружающий мир» в 1 классе    Личностные результаты:

      Уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к  окружающему миру.

      Заинтересованность в приобретении и расширении знаний.

      Навыки сотрудничество с взрослыми  и сверстниками. Установка на здоровый образ жизни.

 

Базовые учебные действия:

      Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

      Готовность слушать собеседника и вести диалог.

      Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета.

      Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

 

Предметные результаты:

      Использование приобретенных знаний для описания и объяснения окружающих предметов и их взаимосвязи;

      Называть основные особенности каждого времени года;

      Умение называть  изучаемые объекты, их части;

Умение характеризовать знакомые предметы по основным свойствам;

      Умение сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство); Расширение словаря, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом. 

      Использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов.  Оценивать правильность поведения людей в природе.

 

Основные направления коррекционной работы:

 

      Развитие артикуляционной моторики;

      Развитие высших психических функций;

      Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы; Развитие речи, владение техникой речи.

 

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

 

 В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.  Оценку этой группы результатов  целесообразно начинать со второго полугодия 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя8.  

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемон- стрированные учеником, с оценками типа:  «удовлетворительно» (зачѐт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;  «хорошо» ― от 51% до 65% заданий. «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

 


 

Тематический план

«Окружающий мир»

1 класс

(1 час в неделю, 32 часа)

 

п/п

Наименование раздела. Темы

Колво часов

Характеристика деятельности учащегося

Формы контроля

1.

 

Сезонные изменения  в природе. 

 

 

6

 

 

 

Учатся называть и различать времена года, их характерные признаки;  проследить по иллюстрациям изменения в жизни растений и животных.

Устный опрос

 

2.

 

 

Школа. Класс. 

 

 

3

Учатся принимать учебную задачу, отвечать на вопросы, анализировать рисунки; собирают информацию, рассматривая рисунки,  учатся составлять их описание.

 

Практическая работа

3.

Учебные         вещи.

Игрушки.

 

3

Учатся организовать свое рабочее место в школе и дома; отгадывают загадки и объединяют предметы в группы ( школьные принадлежности, игрушки);узнают каким должен быть школьный портфель, что и как в него складывать, как правильно его носить.

Практическая работа

4.

Овощи. Фрукты.

 

4

Учатся сравнивать предметы, находить сходства и различия по выделенному(учителем или учеником)  признаку (основанию); объединяют, распределяют предметы в группы, определив основной  сходный признак.

Практическая работа

5.

Семья.

 

1

Знакомятся с  членами семьи, с родственными     отношениями между ними;

рассуждают         о        важности уважительного    отношения к пожилым людям.

Составление рассказа о своей семье

 

6.

Одежда. Обувь.

 

4

Учатся ставить учебную задачу

(вместе с учителем) и планировать еѐ выполнение; рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения и аргументируют их; подбирают одежду для разных случаев еѐ использования;

объясняют, как надо ухаживать за одеждой и обувью; Учатся отличать одежду для девочек и мальчиков, школьная форму. 

Практическая работа

7.

Комнатные растения.

 

 

2

Наблюдают комнатные растения, сравнивают их, характеризуют; выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями.

Письменная работа

8.

Птицы.

 

 

2

Рассказывают о своих наблюдениях птиц, выясняют, чем птицы отличаются от млекопитающих; учатся различать птиц, называть среду обитания и способ питания; Классифицируют птиц, работают с разрезными карточками; наблюдают образ жизни птиц, их клювы, ноги, перья; моделируют выбранную птицу (по разрезным карточкам).

Устный опрос

9.

Домашние животные. Дикие животные.

 

4

Выделяют группы животных, которых одомашнил человек; рассказывают о своих наблюдениях за домашними животными, обсуждают, чем отличаются условия их жизни от жизни диких животных; рассуждают о пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них; работают с разрезными карточками, распределяют животных на домашних и диких. Наблюдают за домашними питомцами и

Составление рассказа о своих

домашних животных

 

 

 

рассказывают о них своим одноклассникам, о том, какие у них повадки, как они ухаживают за ними, как воспитывают; делают вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили.

 

 

10.

Охрана здоровья.

 

2

Учатся ставить учебную задачу

(вместе с учителем) и планировать еѐ выполнение; рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения и аргументируют их; подбирают блюда для завтрака, обеда и ужина; учатся составлять режим дня;

Самостоятельн ая работа

11.

Повторение пройденного за год

1

Выполняют  письменную  работу  по карточкам, анализируют результаты своей учѐбы в 1 классе.

Письменная работа

 

Календарно-тематическое планирование.

«Окружающий мир»

32 часа (1 час в неделю)

 

I четверть

 

п/п

Тема урока

Колво часов

Средства и формы обучения

Дата

 

1.

Школа. Школьное здание.

Школьный двор. Экскурсия.

1

Экскурсия.

 

2.

Школа. Классы, зал, столовая, гардероб. Экскурсия.

1

Экскурсия.

 

3.

Классная комната, обязанности дежурного. Правила поведения на уроке и перемене. Парта. Учебные принадлежности.

1

 

 

4.

Изменения в природе ранней осенью. Сбор семян для подкормки птиц. Экскурсия.

1

Экскурсия.

 

5.

Учебные вещи. Тетрадь, пенал, карандаш. Дежурство по  классу.

1

Презентация

 

6.

Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка. Личные вещи ребѐнка.

1

Презентация

 

7.

Учебные вещи и игрушки. Сравнение.

1

Презентация

 

8.

Овощи. Помидор, огурец (цвет, форма, величина, вкус, запах)

1

Презентация

 

9.

Сравнение овощей по признакам.

употребление в пищу.

1

Презентация

Итоговый тест

 

 

II четверть

 

1.

Фрукты. Яблоко, груша (цвет, форма, величина)

1

Презентация

 

2.

Сравнение фруктов по признакам. Употребление в пищу.

1

 

 

3.

Поздняя осень. Экскурсия. Улица.

1

Экскурсия

 

4.

Признаки зимы. Наступают холода.  Экскурсия. 

1

Экскурсия

 

5.

Семья – мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат.

1

 

 

6.

Одежда. Одежда девочек и

1

Презентация

 

 

мальчиков.

 

 

 

7.

Одежда. Уход за школьной формой. Практическая работа.

1

Итоговый тест

 

 

 

III четверть

 

1.

Обувь. Обувь: туфли, ботинки, тапочки, сапоги.

1

Презентация

 

2.

Обувь. Уход за обувью.

1

 

 

3.

Комнатные растения. Герань, фикус

1

Презентация

 

4.

Уход за комнатными растениями. Практическая работа.

1

 

 

5.

Конец зимы. Изменения  в природе. Экскурсия.

1

Экскурсия

 

6.

Птицы. Воробей, голубь.

1

Презентация

 

7.

Птицы. Сравнение. Какую пользу приносят.

1

 

 

8.

Признаки ранней весны.

Наблюдение за птицами. Экскурсия в парк.

1

Экскурсия

 

9.

Домашние животные. Собака, кошка. Сравнение животных.

1

Презентация

Итоговый тест

 

 

IV четверть

 

1

Сосулька, капель, ручей. Ледоход

1

Презентация

 

2.

Дикие животные .Волк.

1

Презентация

 

3.

Дикие животные. Лиса.

1

Презентация

 

4.

Сравнение домашних и диких животных.

1

 

 

5.

Охрана здоровья.  Части тела человека.

1

Презентация

 

6.

Охрана здоровья.  Руки. Уход за руками.

1

 

 

7.

Повторение. Сезонные изменения в жизни растений.

1

Итоговый тест

 

 

 

Список литературы

 

1.     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы/ «А.А. Айдарбекова, В.М.

Белов, В.В. Воронкова и др.». – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176с.

2.     Учебника для специальных (коррекционных) школ VIII вида: Развитие речи.1 кл.: Е.Д. Худенко, Г.А. Федорова.- М.:АРКТИ, 2009.-120с.

3.     В. В. Воронкова, Т. К. Ульянова. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Пособие для учителя. – М.: 1976

4.     Худенко Е.Д., Кремнева С.Н. Развитие речи: Учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида. 1 класс

 

5.     Е.Д. Худенко, Д.И. Барышникова. Планирование уроков развития речи в 1 классе специальных (коррекционных) школ 8 вида,- М. 2003.

 

6.     С.В Кудрина Окружающий мир: учеб. для 1 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.-111с.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету

Пояснительная записка Настоящая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с требованиями с требованиями

Пояснительная записка Настоящая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с требованиями с требованиями

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью…

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью…

Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января

Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января

Первичные представление о способах размножения

Первичные представление о способах размножения

Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы)

Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы)

Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег)

Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег)

Воробей, голубь. Внешний вид.

Воробей, голубь. Внешний вид.

На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий

На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

Называть времена года и сезонные изменения в природе;

Называть времена года и сезонные изменения в природе;

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета

Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя8

Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя8

Тематический план «Окружающий мир» 1 класс (1 час в неделю, 32 часа) № п/п

Тематический план «Окружающий мир» 1 класс (1 час в неделю, 32 часа) № п/п

Семья. 1 Знакомятся с членами семьи, с родственными отношениями между ними; рассуждают о важности уважительного отношения к пожилым людям

Семья. 1 Знакомятся с членами семьи, с родственными отношениями между ними; рассуждают о важности уважительного отношения к пожилым людям

Домашние животные. Дикие животные

Домашние животные. Дикие животные

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование

Поздняя осень. Экскурсия. Улица

Поздняя осень. Экскурсия. Улица

Охрана здоровья. Руки. Уход за руками

Охрана здоровья. Руки. Уход за руками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2020