Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" 1 класс для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)

  • Документация
  • Образовательные программы
  • pdf
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1 класс МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕК.pdf

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА 

 

по учебному предмету

МИР ПИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

 для  1 класса   для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) на 2019 – 2020 учебный год

 

 

 

 

                                                                 Разработчик : учитель Адволоткина Н.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Настоящая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с требованиями с требованиями Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599,  Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15)  и на основании следующих нормативно-правовых документов:

1.     Учебного плана образовательного учреждения;

2.     Учебника для специальных (коррекционных) школ VIII вида: Развитие речи.1 кл.: Е.Д. Худенко, С.Н. Кремнѐва- М.:АРКТИ, 2005.-120с.

3.     Кудрина С.В Окружающий мир: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида – М.:

Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009.-111с 

 

Настоящая программа составлена на 2 часа в неделю 66 часов в год в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.

Предлагаемый курс данному учебному предмету направлен на решение следующих задач:

-                     обогащение словарного запаса учащихся простыми понятиями;

-                     формирование языковых обобщений и элементарного осознания  явлений языка и речи;

-                     усвоение отдельных норм и правил грамматического строя речи;

-                     развитие диалогической речи, связного высказывания;

-                     формирование коммуникативной функции речи и культуры общения.

 

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинноследственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:

― полисенсорности восприятия объектов;

― практического взаимодействия обучающихся с умственной

отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;

― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;

― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с  предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;

― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.

Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.  Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения» , «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».

Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

Сезонные изменения

Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц. 

Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).

Сезонные изменения в неживой природе

Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).

Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.

Растения и животные в разное время года

Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц. Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.

 Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия). Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.  Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи

сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)

Неживая природа

Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.

Живая природа

Растения. Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.

Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.

Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком. Животные. Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.

Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).

Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п. Человек.  Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой). Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы). Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом. Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.

Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка

Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине. Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения. Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.

Безопасное поведение

Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу. Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи. Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека при контакте с домашним животным.

Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе. Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного. Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

 

 

Курс предусматривает изучение следующих разделов:

 

 Сезонные изменения.

Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, появление почек, первой листвы.

Экскурсии: 

1.   Изменения в природе ранней осенью.

2.   Поздняя осень.

3.   Признаки зимы.

4.   Конец зимы. Изменения в природе.

5.   Признаки ранней весны.

6.   Наблюдения за растениями весной.

          Школа. Класс.

 Школа. Школьное здание, школьный двор (экскурсия). 

Классная комната, мебель в классе. Поддержание порядка в классе, обязанности дежурного. Учебные вещи. Игрушки.

Учебные принадлежности: тетрадь, пенал, карандаш, ручка и  др. Их назначение. Обращение с ними. 

Игрушки: кукла, мишка, пирамидка, машины и др. Сравнение учебных вещей и игрушек. Овощи. Фрукты.

 Овощи: помидор, огурец. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение по этим признакам. Употребление в пищу. 

Фрукты: яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение по этим признакам. Употребление в пищу.

Семья.

 Члены семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. Родственные отношения. Составление рассказа о своей семье по вопросам учителя.

Одежда. Обувь.

 Одежда. Одежда девочек и мальчиков. Школьная форма. Уход за школьной формой (практическая работа).

 Обувь: туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (практическая работа). Комнатные растения.

Герань, фикус. Узнавание, называние, различение. Уход за комнатными растениями.

Птицы.

 Воробей, голубь. Внешний вид. Сравнение. Какую пользу приносят людям.

Забота о птицах зимой. Домашние животные. Дикие животные.

Домашние животные: кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, забота о них человека.

 Дикие животные: волк, лиса. Внешний вид, повадки, пища. Их сравнение. Какую пользу приносят.

Охрана здоровья.

           Части тела человека. Рука правая и левая, нога правая и левая. Уход за руками, лицом, зубами (практическая работа).

Повторение пройденного за год.

 Сезонные изменения в жизни растений. Скоро лето.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам. Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений, животных. Ведение календаря природы. 

      На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

 

Практические работы: по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, за своим телом;  подкормка птиц зимой.

 

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с нарушением интеллекта. Это обусловлено значительным отставанием, в общем, и речевом развитии. Занятия по этому учебному предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учителю необходимо использовать на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, «Четвертый – лишний», картинное лото, домино и др.

На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий.

Практические работы помогают закреплению полученных на уроках  знаний и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности.

Правильная организация занятий, специфические приемы и методы побуждают обучающихся к самостоятельному высказыванию, активизируют их речевую и познавательную деятельность.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нѐм заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения и развития речи, письма и развития речи  и математики, музыки и изобразительного искусства, трудового обучения и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос,  письменные и практические работы

 

 Требования к результатам освоения учебного предмета 

«Мир природы и человека» в 1 классе

Личностные результаты:

 

      Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

      Уважение  к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.  

      Освоить  роли  ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар, библиотекарь.

      Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

      формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физминутка)

 

Базовые учебные действия Регулятивные УД:


Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 

      Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя. 

      Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством 

 

Познавательные УД:

Ориентироваться в учебнике и у доски под руководством учителя; 

      Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

      Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

      Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

      Пересказывать под руководством учителя прочитанное или прослушанное; определять тему.

 

Коммуникативные УД:

      Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

      Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

      Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

      Слушать и понимать речь других.

      Участвовать  в паре. 

      Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий.

 

Предметные результаты:

Базовый уровень:

      Иметь представление о временах года и сезонных изменениях в природе;

      Знать названия изучаемых объектов, их частей;

      Характеризовать знакомые предметы по основным свойствам (цвету, форме, величине, вкусу, запаху, материалу и др.);

      Уметь сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и

сходство); Отвечать на поставленный вопрос полным ответом, используя слова данного вопроса;  Использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов. 

 

Минимально достижимый уровень:

      Называть времена года и сезонные изменения в природе;

           Знать названия изучаемых объектов, их частей;

Характеризовать знакомые предметы по основным свойствам (цвету,

форме, величине, вкусу, запаху, материалу и др.);

Уметь сравнивать предметы (находить отличие и сходство);

Отвечать на поставленный вопрос полным ответом, используя слова данного вопроса;   

      Использовать в межличностном общении простую полную фразу из 5-6 слов.

 

Развитие жизненной компетенции:

      Развитие адекватных представлений  о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах организации обучения.                                    

      Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.      

      Овладение навыками коммуникации.                                                                                        

      Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.                                                                                                                              

      Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА                                       

«Окружающий мир» в 1 классе    Личностные результаты:

      Уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к  окружающему миру.

      Заинтересованность в приобретении и расширении знаний.

      Навыки сотрудничество с взрослыми  и сверстниками. Установка на здоровый образ жизни.

 

Базовые учебные действия:

      Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

      Готовность слушать собеседника и вести диалог.

      Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета.

      Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

 

Предметные результаты:

      Использование приобретенных знаний для описания и объяснения окружающих предметов и их взаимосвязи;

      Называть основные особенности каждого времени года;

      Умение называть  изучаемые объекты, их части;

Умение характеризовать знакомые предметы по основным свойствам;

      Умение сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство); Расширение словаря, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом. 

      Использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов.  Оценивать правильность поведения людей в природе.

 

Основные направления коррекционной работы:

 

      Развитие артикуляционной моторики;

      Развитие высших психических функций;

      Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы; Развитие речи, владение техникой речи.

 

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

 

 В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.  Оценку этой группы результатов  целесообразно начинать со второго полугодия 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя8.  

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемон- стрированные учеником, с оценками типа:  «удовлетворительно» (зачѐт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;  «хорошо» ― от 51% до 65% заданий. «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.

 


 

Тематический план

«Окружающий мир»

1 класс

(1 час в неделю, 32 часа)

 

п/п

Наименование раздела. Темы

Колво часов

Характеристика деятельности учащегося

Формы контроля

1.

 

Сезонные изменения  в природе. 

 

 

6

 

 

 

Учатся называть и различать времена года, их характерные признаки;  проследить по иллюстрациям изменения в жизни растений и животных.

Устный опрос

 

2.

 

 

Школа. Класс. 

 

 

3

Учатся принимать учебную задачу, отвечать на вопросы, анализировать рисунки; собирают информацию, рассматривая рисунки,  учатся составлять их описание.

 

Практическая работа

3.

Учебные         вещи.

Игрушки.

 

3

Учатся организовать свое рабочее место в школе и дома; отгадывают загадки и объединяют предметы в группы ( школьные принадлежности, игрушки);узнают каким должен быть школьный портфель, что и как в него складывать, как правильно его носить.

Практическая работа

4.

Овощи. Фрукты.

 

4

Учатся сравнивать предметы, находить сходства и различия по выделенному(учителем или учеником)  признаку (основанию); объединяют, распределяют предметы в группы, определив основной  сходный признак.

Практическая работа

5.

Семья.

 

1

Знакомятся с  членами семьи, с родственными     отношениями между ними;

рассуждают         о        важности уважительного    отношения к пожилым людям.

Составление рассказа о своей семье

 

6.

Одежда. Обувь.

 

4

Учатся ставить учебную задачу

(вместе с учителем) и планировать еѐ выполнение; рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения и аргументируют их; подбирают одежду для разных случаев еѐ использования;

объясняют, как надо ухаживать за одеждой и обувью; Учатся отличать одежду для девочек и мальчиков, школьная форму. 

Практическая работа

7.

Комнатные растения.

 

 

2

Наблюдают комнатные растения, сравнивают их, характеризуют; выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями.

Письменная работа

8.

Птицы.

 

 

2

Рассказывают о своих наблюдениях птиц, выясняют, чем птицы отличаются от млекопитающих; учатся различать птиц, называть среду обитания и способ питания; Классифицируют птиц, работают с разрезными карточками; наблюдают образ жизни птиц, их клювы, ноги, перья; моделируют выбранную птицу (по разрезным карточкам).

Устный опрос

9.

Домашние животные. Дикие животные.

 

4

Выделяют группы животных, которых одомашнил человек; рассказывают о своих наблюдениях за домашними животными, обсуждают, чем отличаются условия их жизни от жизни диких животных; рассуждают о пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них; работают с разрезными карточками, распределяют животных на домашних и диких. Наблюдают за домашними питомцами и

Составление рассказа о своих

домашних животных

 

 

 

рассказывают о них своим одноклассникам, о том, какие у них повадки, как они ухаживают за ними, как воспитывают; делают вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили.

 

 

10.

Охрана здоровья.

 

2

Учатся ставить учебную задачу

(вместе с учителем) и планировать еѐ выполнение; рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения и аргументируют их; подбирают блюда для завтрака, обеда и ужина; учатся составлять режим дня;

Самостоятельн ая работа

11.

Повторение пройденного за год

1

Выполняют  письменную  работу  по карточкам, анализируют результаты своей учѐбы в 1 классе.

Письменная работа

 

Календарно-тематическое планирование.

«Окружающий мир»

32 часа (1 час в неделю)

 

I четверть

 

п/п

Тема урока

Колво часов

Средства и формы обучения

Дата

 

1.

Школа. Школьное здание.

Школьный двор. Экскурсия.

1

Экскурсия.

 

2.

Школа. Классы, зал, столовая, гардероб. Экскурсия.

1

Экскурсия.

 

3.

Классная комната, обязанности дежурного. Правила поведения на уроке и перемене. Парта. Учебные принадлежности.

1

 

 

4.

Изменения в природе ранней осенью. Сбор семян для подкормки птиц. Экскурсия.

1

Экскурсия.

 

5.

Учебные вещи. Тетрадь, пенал, карандаш. Дежурство по  классу.

1

Презентация

 

6.

Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка. Личные вещи ребѐнка.

1

Презентация

 

7.

Учебные вещи и игрушки. Сравнение.

1

Презентация

 

8.

Овощи. Помидор, огурец (цвет, форма, величина, вкус, запах)

1

Презентация

 

9.

Сравнение овощей по признакам.

употребление в пищу.

1

Презентация

Итоговый тест

 

 

II четверть

 

1.

Фрукты. Яблоко, груша (цвет, форма, величина)

1

Презентация

 

2.

Сравнение фруктов по признакам. Употребление в пищу.

1

 

 

3.

Поздняя осень. Экскурсия. Улица.

1

Экскурсия

 

4.

Признаки зимы. Наступают холода.  Экскурсия. 

1

Экскурсия

 

5.

Семья – мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат.

1

 

 

6.

Одежда. Одежда девочек и

1

Презентация

 

 

мальчиков.

 

 

 

7.

Одежда. Уход за школьной формой. Практическая работа.

1

Итоговый тест

 

 

 

III четверть

 

1.

Обувь. Обувь: туфли, ботинки, тапочки, сапоги.

1

Презентация

 

2.

Обувь. Уход за обувью.

1

 

 

3.

Комнатные растения. Герань, фикус

1

Презентация

 

4.

Уход за комнатными растениями. Практическая работа.

1

 

 

5.

Конец зимы. Изменения  в природе. Экскурсия.

1

Экскурсия

 

6.

Птицы. Воробей, голубь.

1

Презентация

 

7.

Птицы. Сравнение. Какую пользу приносят.

1

 

 

8.

Признаки ранней весны.

Наблюдение за птицами. Экскурсия в парк.

1

Экскурсия

 

9.

Домашние животные. Собака, кошка. Сравнение животных.

1

Презентация

Итоговый тест

 

 

IV четверть

 

1

Сосулька, капель, ручей. Ледоход

1

Презентация

 

2.

Дикие животные .Волк.

1

Презентация

 

3.

Дикие животные. Лиса.

1

Презентация

 

4.

Сравнение домашних и диких животных.

1

 

 

5.

Охрана здоровья.  Части тела человека.

1

Презентация

 

6.

Охрана здоровья.  Руки. Уход за руками.

1

 

 

7.

Повторение. Сезонные изменения в жизни растений.

1

Итоговый тест

 

 

 

Список литературы

 

1.     Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы/ «А.А. Айдарбекова, В.М.

Белов, В.В. Воронкова и др.». – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176с.

2.     Учебника для специальных (коррекционных) школ VIII вида: Развитие речи.1 кл.: Е.Д. Худенко, Г.А. Федорова.- М.:АРКТИ, 2009.-120с.

3.     В. В. Воронкова, Т. К. Ульянова. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Пособие для учителя. – М.: 1976

4.     Худенко Е.Д., Кремнева С.Н. Развитие речи: Учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида. 1 класс

 

5.     Е.Д. Худенко, Д.И. Барышникова. Планирование уроков развития речи в 1 классе специальных (коррекционных) школ 8 вида,- М. 2003.

 

6.     С.В Кудрина Окружающий мир: учеб. для 1 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.-111с.