РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
для 1 класса для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) на 2019 – 2020 учебный год
Разработчик : учитель Адволоткина Н.С.
Настоящая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена в соответствии с требованиями с требованиями Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15) и на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Учебного плана образовательного учреждения;
2. Учебника для специальных (коррекционных) школ VIII вида: Развитие речи.1 кл.: Е.Д. Худенко, С.Н. Кремнѐва- М.:АРКТИ, 2005.-120с.
3. Кудрина С.В Окружающий мир: учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.:
Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2009.-111с
Настоящая программа составлена на 2 часа в неделю 66 часов в год в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.
Предлагаемый курс данному учебному предмету направлен на решение следующих задач:
- обогащение словарного запаса учащихся простыми понятиями;
- формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;
- усвоение отдельных норм и правил грамматического строя речи;
- развитие диалогической речи, связного высказывания;
- формирование коммуникативной функции речи и культуры общения.
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинноследственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса «Мир природы и человека» учтены современные научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально волевой регуляции, поведения младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
― полисенсорности восприятия объектов;
― практического взаимодействия обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
― накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения проблемных ситуаций и т.п.;
― закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному, систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
― постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях. Структура курса представлена следующими разделами: «Сезонные изменения» , «Неживая природа», «Живая природа (в том числе человек)», «Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц. Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия). Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи
сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
Растения. Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы. Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком. Животные. Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п. Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой). Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы). Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом. Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.
Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка
Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине. Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения. Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.
Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу. Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи. Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека при контакте с домашним животным.
Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе. Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного. Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
Сезонные изменения.
Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, появление почек, первой листвы.
Экскурсии:
1. Изменения в природе ранней осенью.
2. Поздняя осень.
3. Признаки зимы.
4. Конец зимы. Изменения в природе.
5. Признаки ранней весны.
6. Наблюдения за растениями весной.
Школа. Класс.
Школа. Школьное здание, школьный двор (экскурсия).
Классная комната, мебель в классе. Поддержание порядка в классе, обязанности дежурного. Учебные вещи. Игрушки.
Учебные принадлежности: тетрадь, пенал, карандаш, ручка и др. Их назначение. Обращение с ними.
Игрушки: кукла, мишка, пирамидка, машины и др. Сравнение учебных вещей и игрушек. Овощи. Фрукты.
Овощи: помидор, огурец. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение по этим признакам. Употребление в пищу.
Фрукты: яблоко, груша. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение по этим признакам. Употребление в пищу.
Семья.
Члены семьи: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры. Родственные отношения. Составление рассказа о своей семье по вопросам учителя.
Одежда. Обувь.
Одежда. Одежда девочек и мальчиков. Школьная форма. Уход за школьной формой (практическая работа).
Обувь: туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (практическая работа). Комнатные растения.
Герань, фикус. Узнавание, называние, различение. Уход за комнатными растениями.
Птицы.
Воробей, голубь. Внешний вид. Сравнение. Какую пользу приносят людям.
Забота о птицах зимой. Домашние животные. Дикие животные.
Домашние животные: кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, забота о них человека.
Дикие животные: волк, лиса. Внешний вид, повадки, пища. Их сравнение. Какую пользу приносят.
Охрана здоровья.
Части тела человека. Рука правая и левая, нога правая и левая. Уход за руками, лицом, зубами (практическая работа).
Повторение пройденного за год.
Сезонные изменения в жизни растений. Скоро лето.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам. Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений, животных. Ведение календаря природы.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Практические работы: по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, за своим телом; подкормка птиц зимой.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с нарушением интеллекта. Это обусловлено значительным отставанием, в общем, и речевом развитии. Занятия по этому учебному предмету имеют интегрированный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих обучающихся. Учителю необходимо использовать на уроках естественные бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, «Четвертый – лишний», картинное лото, домино и др.
На экскурсиях обучающиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках – на основе непосредственных чувственных восприятий.
Практические работы помогают закреплению полученных на уроках знаний и умений, учат применять их в обычной жизнедеятельности.
Правильная организация занятий, специфические приемы и методы побуждают обучающихся к самостоятельному высказыванию, активизируют их речевую и познавательную деятельность.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нѐм заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения и развития речи, письма и развития речи и математики, музыки и изобразительного искусства, трудового обучения и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы
Требования к результатам освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
• Уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
• Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Знакомить с профессиями учитель, воспитатель, повар, библиотекарь.
• Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
• формировать представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки; охранительные режимные моменты (пальчиковая гимнастика, физминутка)
Базовые учебные действия Регулятивные УД:
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
• Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
• Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством
Познавательные УД:
Ориентироваться в учебнике и у доски под руководством учителя;
• Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
• Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
• Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
• Пересказывать под руководством учителя прочитанное или прослушанное; определять тему.
Коммуникативные УД:
• Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
• Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
• Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
• Слушать и понимать речь других.
• Участвовать в паре.
• Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий.
Предметные результаты:
Базовый уровень:
• Иметь представление о временах года и сезонных изменениях в природе;
• Знать названия изучаемых объектов, их частей;
• Характеризовать знакомые предметы по основным свойствам (цвету, форме, величине, вкусу, запаху, материалу и др.);
• Уметь сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и
сходство); Отвечать на поставленный вопрос полным ответом, используя слова данного вопроса; Использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов.
Минимально достижимый уровень:
• Называть времена года и сезонные изменения в природе;
Знать названия изучаемых объектов, их частей;
Характеризовать знакомые предметы по основным свойствам (цвету,
форме, величине, вкусу, запаху, материалу и др.);
Уметь сравнивать предметы (находить отличие и сходство);
Отвечать на поставленный вопрос полным ответом, используя слова данного вопроса;
• Использовать в межличностном общении простую полную фразу из 5-6 слов.
Развитие жизненной компетенции:
• Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах организации обучения.
• Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
• Овладение навыками коммуникации.
• Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.
• Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Окружающий мир» в 1 классе Личностные результаты:
• Уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
• Заинтересованность в приобретении и расширении знаний.
• Навыки сотрудничество с взрослыми и сверстниками. Установка на здоровый образ жизни.
Базовые учебные действия:
• Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
• Готовность слушать собеседника и вести диалог.
• Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета.
• Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Предметные результаты:
• Использование приобретенных знаний для описания и объяснения окружающих предметов и их взаимосвязи;
• Называть основные особенности каждого времени года;
• Умение называть изучаемые объекты, их части;
Умение характеризовать знакомые предметы по основным свойствам;
• Умение сравнивать предметы по вопросам учителя (находить отличие и сходство); Расширение словаря, умение отвечать на поставленный вопрос полным ответом.
• Использовать в межличностном общении простую полную фразу из 3-4 слов. Оценивать правильность поведения людей в природе.
Основные направления коррекционной работы:
• Развитие артикуляционной моторики;
• Развитие высших психических функций;
• Коррекция нарушений эмоционально – личностной сферы; Развитие речи, владение техникой речи.
В соответствии с требования ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат личностные и предметные результаты
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Оценку этой группы результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя8.
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемон- стрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно» (зачѐт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» ― от 51% до 65% заданий. «очень хорошо» (отлично) свыше 65%. Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Тематический план
«Окружающий мир»
(1 час в неделю, 32 часа)
№ п/п |
Наименование раздела. Темы |
Колво часов |
Характеристика деятельности учащегося |
Формы контроля |
1.
|
Сезонные изменения в природе.
|
6
|
Учатся называть и различать времена года, их характерные признаки; проследить по иллюстрациям изменения в жизни растений и животных. |
Устный опрос |
2. |
Школа. Класс.
|
3 |
Учатся принимать учебную задачу, отвечать на вопросы, анализировать рисунки; собирают информацию, рассматривая рисунки, учатся составлять их описание.
|
Практическая работа |
3. |
Учебные вещи. Игрушки.
|
3 |
Учатся организовать свое рабочее место в школе и дома; отгадывают загадки и объединяют предметы в группы ( школьные принадлежности, игрушки);узнают каким должен быть школьный портфель, что и как в него складывать, как правильно его носить. |
Практическая работа |
4. |
Овощи. Фрукты.
|
4 |
Учатся сравнивать предметы, находить сходства и различия по выделенному(учителем или учеником) признаку (основанию); объединяют, распределяют предметы в группы, определив основной сходный признак. |
Практическая работа |
5. |
Семья.
|
1 |
Знакомятся с членами семьи, с родственными отношениями между ними; рассуждают о важности уважительного отношения к пожилым людям. |
Составление рассказа о своей семье |
6. |
Одежда. Обувь.
|
4 |
Учатся ставить учебную задачу (вместе с учителем) и планировать еѐ выполнение; рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения и аргументируют их; подбирают одежду для разных случаев еѐ использования; объясняют, как надо ухаживать за одеждой и обувью; Учатся отличать одежду для девочек и мальчиков, школьная форму. |
Практическая работа |
|
7. |
Комнатные растения.
|
|
2 |
Наблюдают комнатные растения, сравнивают их, характеризуют; выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями. |
Письменная работа |
8. |
Птицы.
|
|
2 |
Рассказывают о своих наблюдениях птиц, выясняют, чем птицы отличаются от млекопитающих; учатся различать птиц, называть среду обитания и способ питания; Классифицируют птиц, работают с разрезными карточками; наблюдают образ жизни птиц, их клювы, ноги, перья; моделируют выбранную птицу (по разрезным карточкам). |
Устный опрос |
9. |
Домашние животные. Дикие животные.
|
4 |
Выделяют группы животных, которых одомашнил человек; рассказывают о своих наблюдениях за домашними животными, обсуждают, чем отличаются условия их жизни от жизни диких животных; рассуждают о пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них; работают с разрезными карточками, распределяют животных на домашних и диких. Наблюдают за домашними питомцами и |
Составление рассказа о своих домашних животных |
|
|
|
|
рассказывают о них своим одноклассникам, о том, какие у них повадки, как они ухаживают за ними, как воспитывают; делают вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили. |
|
|
10. |
Охрана здоровья.
|
2 |
Учатся ставить учебную задачу (вместе с учителем) и планировать еѐ выполнение; рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения и аргументируют их; подбирают блюда для завтрака, обеда и ужина; учатся составлять режим дня; |
Самостоятельн ая работа |
|
11. |
Повторение пройденного за год |
1 |
Выполняют письменную работу по карточкам, анализируют результаты своей учѐбы в 1 классе. |
Письменная работа |
Календарно-тематическое планирование.
32 часа (1 час в неделю)
№ п/п |
Тема урока |
Колво часов |
Средства и формы обучения |
Дата |
1. |
Школа. Школьное здание. Школьный двор. Экскурсия. |
1 |
Экскурсия. |
|
2. |
Школа. Классы, зал, столовая, гардероб. Экскурсия. |
1 |
Экскурсия. |
|
3. |
Классная комната, обязанности дежурного. Правила поведения на уроке и перемене. Парта. Учебные принадлежности. |
1 |
|
|
4. |
Изменения в природе ранней осенью. Сбор семян для подкормки птиц. Экскурсия. |
1 |
Экскурсия. |
|
5. |
Учебные вещи. Тетрадь, пенал, карандаш. Дежурство по классу. |
1 |
Презентация |
|
6. |
Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка. Личные вещи ребѐнка. |
1 |
Презентация |
|
7. |
Учебные вещи и игрушки. Сравнение. |
1 |
Презентация |
|
8. |
Овощи. Помидор, огурец (цвет, форма, величина, вкус, запах) |
1 |
Презентация |
|
9. |
Сравнение овощей по признакам. употребление в пищу. |
1 |
Презентация Итоговый тест |
|
1. |
Фрукты. Яблоко, груша (цвет, форма, величина) |
1 |
Презентация |
|
2. |
Сравнение фруктов по признакам. Употребление в пищу. |
1 |
|
|
3. |
Поздняя осень. Экскурсия. Улица. |
1 |
Экскурсия |
|
4. |
Признаки зимы. Наступают холода. Экскурсия. |
1 |
Экскурсия |
|
5. |
Семья – мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. |
1 |
|
|
6. |
Одежда. Одежда девочек и |
1 |
Презентация |
|
|
мальчиков. |
|
|
|
7. |
Одежда. Уход за школьной формой. Практическая работа. |
1 |
Итоговый тест |
|
1. |
Обувь. Обувь: туфли, ботинки, тапочки, сапоги. |
1 |
Презентация |
|
2. |
Обувь. Уход за обувью. |
1 |
|
|
3. |
Комнатные растения. Герань, фикус |
1 |
Презентация |
|
4. |
Уход за комнатными растениями. Практическая работа. |
1 |
|
|
5. |
Конец зимы. Изменения в природе. Экскурсия. |
1 |
Экскурсия |
|
6. |
Птицы. Воробей, голубь. |
1 |
Презентация |
|
7. |
Птицы. Сравнение. Какую пользу приносят. |
1 |
|
|
8. |
Признаки ранней весны. Наблюдение за птицами. Экскурсия в парк. |
1 |
Экскурсия |
|
9. |
Домашние животные. Собака, кошка. Сравнение животных. |
1 |
Презентация Итоговый тест |
|
1 |
Сосулька, капель, ручей. Ледоход |
1 |
Презентация |
|
2. |
Дикие животные .Волк. |
1 |
Презентация |
|
3. |
Дикие животные. Лиса. |
1 |
Презентация |
|
4. |
Сравнение домашних и диких животных. |
1 |
|
|
5. |
Охрана здоровья. Части тела человека. |
1 |
Презентация |
|
6. |
Охрана здоровья. Руки. Уход за руками. |
1 |
|
|
7. |
Повторение. Сезонные изменения в жизни растений. |
1 |
Итоговый тест |
|
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы/ «А.А. Айдарбекова, В.М.
Белов, В.В. Воронкова и др.». – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 176с.
2. Учебника для специальных (коррекционных) школ VIII вида: Развитие речи.1 кл.: Е.Д. Худенко, Г.А. Федорова.- М.:АРКТИ, 2009.-120с.
3. В. В. Воронкова, Т. К. Ульянова. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Пособие для учителя. – М.: 1976
4. Худенко Е.Д., Кремнева С.Н. Развитие речи: Учебник для специальных (коррекционных) школ 8 вида. 1 класс
5. Е.Д. Худенко, Д.И. Барышникова. Планирование уроков развития речи в 1 классе специальных (коррекционных) школ 8 вида,- М. 2003.
6. С.В Кудрина Окружающий мир: учеб. для 1 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.-111с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.