Рабочая программа по предмету «Музыка и движение»
для 3г класса. Учитель Дубровина Л.А.
Пояснительная записка
Адаптированная общеобразовательная программа по музыке и движению для 3г класса МБОУ СШ №17, разработана на основе:
-Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
-Образовательной программы МБОУ СШ № 17 (утверждена приказом директора МБОУ СШ №17 № 321 от 31.08.2023).
-Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
(приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026).
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю
1.1 Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего мира, развить эмоциональную отзывчивость на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений.
Физические недостатки могут ограничивать желание и умение танцевать, но музыка побуждает ребенка двигаться иными способами. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться к подражанию и «пропеванию» мелодии доступными ему средствами.
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Таким образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка. На музыкальных занятиях развивается не только способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
В результате обучения ученики должны посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
· совместные действия с учителем;
· деятельность по подражанию;
· деятельность по образцу;
· деятельность по последовательной инструкции с помощью учителя.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащиеся будут уметь:
· сопровождать музыкальное произведение различными инструментами (погремушка, маракас, бубен);
· ориентироваться в пространстве зала: находить центр, сходиться к центру и расходиться на свои места по заданию учителя;
· выполнять движения разными частями тела под музыку;
· начинать движение под музыку с началом ее звучания и заканчивать движение по окончании звучания музыки;
· выполнять по музыку действия с предметами;
· уметь образовывать круг;
· двигаться в хороводе по часовой стрелке;
· повторять элементарные танцевальные движения за учителем (приседания, подскоки, повороты головы, повороты вокруг себя).
1.2 Содержание программы
Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание музыки», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах».
Слушание.
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки.
Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки.
Слушание (различение) колыбельной песни и марша.
Слушание (различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальных инструментах.
Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. Определение музыкального стиля произведения.
Слушание (узнавание) оркестра (народных инструментов, симфонических и др.), в исполнении которого звучит музыкальное произведение. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.
Пение.
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни.
Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни.
Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре.
Различение запева, припева и вступления к песне.
Движение под музыку.
Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание/поднимание предмета, подбрасывание/ловля предмета, взмахивание предметом и т.п.
Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др. Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений. Имитация движений животных. Выполнение движений, соответствующих словам песни.
Соблюдение последовательности движений в соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни. Движение в хороводе. Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку. Изменение скорости движения под музыку (ускорять, замедлять). Изменение движения при изменении метроритма произведения, при чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания.
Выполнение танцевальных движений в паре с другим танцором.
Выполнение развернутых движений одного образа.
Имитация (исполнение) игры на музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах.
Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте.
Игра в ансамбле.
Общая характеристика предмета
Цель обучения - развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку.
Задачи:
§ организация музыкально-речевой среды;
§ пробуждение речевой активности обучающейся;
§ пробуждение интереса к музыкальным занятиям;
§ формирование музыкально-ритмических движений;
§ развитие музыкального вкуса.
Ведущим видом музыкальной деятельности с обучающейся являются музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием, «звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых инструментов (погремушек, колокольчиков и т.д.).
Данный предмет интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей области.
Уроки строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов игровой деятельности), системности и преемственности.
На уроках разработано последовательное использование следующих упражнений:
§ музыкально-ритмические движения;
§ упражнения с использованием простейших ударных и шумовых инструментов;
§ вокальные упражнения.
В процессе обучения активно применяются различные упражнения, в основу которых положены многократные повторения умственных и практических действий заданного содержания. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от обучающихся соблюдения четких правил.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема (раздел) программы |
Количество часов |
1. |
Слушание музыки |
10 |
2. |
Пение |
26 |
3. |
Движение под музыку |
20 |
4. |
Игра на музыкальных инструментах |
12 |
|
Итого |
68 |
1.3 Календарно-тематическое планирование.
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
||
План |
Факт |
||||
Слушание музыки (4 ч) |
|||||
1 |
Здравствуй третий класс! |
1 |
|
|
|
2 |
Путешествие в осенний лес |
1 |
|
|
|
3 |
Голоса предметов. |
1 |
|
|
|
4 |
Песенки-заклички. |
1 |
|
|
|
Пение (6ч) |
|||||
5 |
Элементы подражательных звуков. Тушение свечи. |
1 |
|
|
|
6 |
Элементы подражательных звуков: Гудение шмеля. |
1 |
|
|
|
7 |
Песенки-заклички. |
1 |
|
|
|
8 |
В лес осенний мы идём. |
1 |
|
|
|
9 |
Осень наступила. |
1 |
|
|
|
10 |
Серенькая кошечка. |
1 |
|
|
|
Движение под музыку (4 ч) |
|||||
11 |
Буги-вуги. |
1 |
|
|
|
12 |
У жирафа. |
1 |
|
|
|
13 |
Вперёд четыре шага. |
1 |
|
|
|
14
|
Музыкально-ритмические игры на подражание движениям животных. |
1
|
|
|
|
Игра на музыкальных инструментах (2 ч) |
|||||
15 |
Колокольчики (игра с колокольчиком). |
1 |
|
|
|
16 |
Тихие и громкие звоночки (игра с бубенцами).
|
1 |
|
|
|
Слушание музыки (2 ч) |
|||||
17 |
Слушание. Разные голоса, |
1 |
|
|
|
18 |
Слушание фрагментов «Детский альбом». П. Чайковского |
1
|
|
|
|
Пение (2 ч) |
|||||
19 |
Что нам осень принесет? |
1 |
|
|
|
20 |
Урожай собирай. |
1 |
|
|
|
Движение под музыку (4 ч) |
|||||
21 |
Игра с лошадкой. |
1 |
|
|
|
22 |
Каравай. |
1 |
|
|
|
23 |
Башмачки. |
1 |
|
|
|
24 |
Упражнения на выполнение простейших движений, сопровождаемых подпеванием, «звучащими» жестами. |
1 |
|
|
|
Игра на музыкальных инструментах (2 ч) |
|||||
25
|
Музыкальный инструмент погремушка ознакомление, элементы игры. |
1 |
|
|
|
26 |
Тихие и громкие звоночки. |
1 |
|
|
|
Пение (2 ч) |
|||||
27 |
Поросята. |
1 |
|
|
|
38 |
Два веселых гуся. |
1 |
|
|
|
Движение под музыку (4 ч) |
|||||
29 |
Маленькие и большие ноги. |
1 |
|
|
|
30 |
Ходим – бегаем. |
1 |
|
|
|
31 |
Мы ногами топ-топ. |
1 |
|
|
|
32 |
Хлопаем-топаем. |
1 |
|
|
|
Игра на музыкальных инструментах (2ч) |
|||||
33 |
Молоточки. |
1 |
|
|
|
34 |
Колокольчики. |
1 |
|
|
|
Слушание музыки (2 ч) |
|||||
35 |
Слушание Д. Кабалевский. Клоуны |
1 |
|
|
|
36 |
Слушание фрагментов из «Детского альбома» П.И. Чайковского. |
1 |
|
|
|
Пение (6 ч) |
|||||
37 |
Песня друзей. |
1 |
|
|
|
38 |
Песенка Львёнка и Черепахи. |
1 |
|
|
|
39 |
Дедушка Мороз. |
1 |
|
|
|
40 |
Зимняя пляска. |
1 |
|
|
|
41 |
Новогодний хоровод. |
|
|
|
|
42 |
Что за дерево такое? |
|
|
|
|
Движение под музыку (4 ч) |
|||||
43 |
Мишка ходит в гости. |
1 |
|
|
|
44 |
Ручеёк - элементы игры. |
1 |
|
|
|
45 |
Колечко. |
1 |
|
|
|
46 |
Пружинка. |
1 |
|
|
|
Игра на музыкальных инструментах(4ч) |
|||||
47 |
Музыкально-дидактическая игра: Определи по ритму. |
1 |
|
|
|
48 |
Музыкально-дидактическая игра: Определи по высоте звука. |
1 |
|
|
|
49 |
Определи по тембру. |
1 |
|
|
|
50 |
Музыкально-дидактическая игра: Угадай, на чём играю?. |
1 |
|
|
|
Слушание музыки (2 ч) |
|||||
51 |
Неприятность эту мы переживём. |
1 |
|
|
|
52 |
Колыбельная. |
1 |
|
|
|
Пение (5 ч) |
|||||
53 |
Весенние заклички.. |
1 |
|
|
|
54 |
Музыка в природе: песня комара. |
1 |
|
|
|
55 |
Музыка в природе: песня жука. |
1 |
|
|
|
56 |
Музыка в природе: пчелы, жука. |
1 |
|
|
|
57 |
Музыка в природе: песня комара, пчелы, жука |
1
|
|
|
|
Движение под музыку (4ч) |
|||||
58 |
Три хлопка. |
1 |
|
|
|
59 |
У меня и у тебя. |
1 |
|
|
|
60 |
Золотые ворота. |
1 |
|
|
|
61 |
Опаньки. |
1 |
|
|
|
Игра на музыкальных инструментах (2ч) |
|||||
62 |
Игра с бубенцами. |
1 |
|
|
|
63 |
Игра с колокольчиками. |
1 |
|
|
|
Пение (5 ч) |
|||||
64 |
Научи нас веселиться. |
1 |
|
|
|
65 |
Зверобика. |
1 |
|
|
|
66 |
Здравствуй, лето! |
1 |
|
|
|
67 |
Исполнение выученных песен в 3 классе. |
1 |
|
|
|
68 |
Обобщение музыкальных впечатлений 3 класса. |
1 |
|
|
|
Учебно – методическое обеспечивание.
Аксенова А.К., Бугаева Т.Б.. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2011. – 238с.
Бененевыа С.В. «Музыка и движение». – М.: Просвещение 2013г. – 153 с.
Белая А.Е. Пальчиковые игры» для развития мелкой моторики.–М.: Сферы,2015.– 92 с.
Боромыкова Т. Музыкальная коррекция речи.– Москва, 2013г. – 45с.
МихайловаМ.А, Воронина Н.В. Танцы. Игры упражнения. Методическое пособие для музыкальных работников.–Ярославль: Академия холдинг, 2012. – 128 с.
Новикова Н.О. Веселые пальчиковые игры.– Москва-СПб:Сова, 2015. – 89с.
Радынова О.П. Слушание музыки.– М.: Просвешение, 2011. – 139 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.