Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 71 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Российской Федерации Чухванцева Валерия Николаевича
|
||
РАССМОТРЕНО на заседании ШМК Протокол №
|
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол №1
|
УТВЕРЖДЕНО Приказ № от « » августа 2022 г. Руководитель ______________Т.В. Алимова |
Рабочая программа составлена
в соответствие с ФГОС ООО
Рабочая программа
по предмету «Общее фортепиано»,
для обучающихся 5-8 классов
(срок обучения 4 года)
Составители:
Учитель музыки, первая категория
(должность, категория)
Самохлеб Виктория Александровна
(Ф.И.О. учителя)
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Общее фортепиано» на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, Примерной программы воспитания
Данная программа по предмету «Общее фортепиано» ориентирована на классы с углубленным изучением музыки. Разработана на основе Авторской программы по предмету «Музыка» для средней школы Заслуженного работника народного образования УР Г.Ю. Геллера, которая была написана и утверждена Министерством народного образования УР в 1997 году (Приказ МНО УР № 157 от 15.05.97 г.). В 2005 году, в связи с переходом начальной школы с 3-летнего на 4-летний курс обучения и требованиями Стандарта основного общего образования по искусству (2004 г.) учителями музыки МОУ СОШ № 71 был разработан Адаптированный вариант авторской программы Г.Ю. Геллера для общеобразовательных школ «Музыка для средней школы», рекомендованный для использования в образовательном процессе средней общеобразовательной школы № 71 Министерством образования и науки УР в 2005 году (Приказ № 582 от 8.07.05 г.), который также, в 2017 году, был модернизирован (Приказ по МБОУ СОШ № 71 № 536 от 30.08.17 г.)
Общая характеристика учебного предмета
Основной задачей эстетического отделения школы № 71 является широкое музыкально-эстетическое воспитание учащихся, ставящее своей целью не столько подготовку профессиональных музыкантов, сколько формирование гармоничной развитой личности ученика, активное воздействие на его нравственный облик средствами музыки. Данная программа сохраняет преемственность с основной образовательной программой основного общего образования по предмету «Музыка».
Данный вариант программы построен и содержит объем тем, который соответствует, как общему уровню, так и специальному. Профессиональное (специальное) и массовое (общее) музыкальное образование – процесс, связанный диалектическим единством. Чем глубже и многограннее будут полученные в детстве знания, тем больше они будут способствовать выявлению талантов, воспитанию профессиональных кадров музыкальной культуры, формированию вкусов любителей музыки, активных участников художественной самодеятельности. Авторская программа Геллера Г.Ю. – «…это практическая попытка реализовать эстетическое воспитание в школе. На пути общего музыкального образования данная программа ставит целью усилить чувствительность детей к выразительной силе музыки, развить их желание постигать музыку на собственном исполнительском опыте…», «….Если музыкально-исполнительский опыт ребенка будет активным, он должен вовлечь и разум и чувства его. Глубина восприятия при достижении искусства ведет за собой глубину наслаждения своим творчеством…». Данный вариант программы соответствует педагогической концепции деятельностного подхода к обучению: идеей творческого развития детей. В основу программы положен принцип тематизма, где определяющим началом являются средства выразительности в музыке.
Предмет «Общее фортепиано» наряду с другими дисциплинами учебного плана является одним из звеньев музыкально- педагогического воспитания учащихся-инструменталистов. Учащиеся осваивают фортепиано как второй инструмент (дополнительный к основному).В процессе занятий по «общему фортепиано» учащиеся овладевают не только техническими приемами игры на фортепиано, но и формируют навыки чтения с листа фортепианных произведений, подбора по слуху, транспонирования, самостоятельного анализа нотного текста.
На каждое полугодие преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план с учетом его возможностей. В индивидуальный план включаются разнохарактерные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных авторов, переложения произведений для фортепиано.
Цели и задачи учебного предмета «Общее фортепиано»
Целью учебного предмета является развитие творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.
Задачами учебного предмета «Общее фортепиано» являются:
-ознакомление детей с фортепиано, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;
-формирование навыков игры на музыкальном инструменте; приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
-приобретение знаний в области истории музыкальной культуры; формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
-оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих, в своей совокупности, базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
-воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины; воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности.
Обучение должно соединять в себе два главных и взаимосвязанных направления. Одно из них – формирование игровых навыков и приемов, становление исполнительского аппарата. Второе - развитие практических форм музицирования на фортепиано, в том числе, и подбор по слуху, с изучением разных форм аккомпанемента, также по буквенной нотации.
Данная программа предполагает следующее:
- обучение основам теории музыки в большем объеме, чем предусмотрено Федеральным государственным образовательным стандартом;
- индивидуальное обучение игре на музыкальном инструменте;
-ансамблевое музицирование (фортепианный ансамбль, аккомпанирование)
Место учебного предмета «Общее фортепиано» в учебном плане
Предмет «Общее фортепиано», согласно учебного плана, является предметом по выбору. Основной формой работы является индивидуальный урок продолжительностью 0,5 часа один раз в неделю. В первом полугодии- 8 часов, во втором полугодии – 9 часов.
Воспитательный потенциал предмета «Общее фортепиано» реализуется через:
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: информационно-коммуникационных технологий обучения; проблемного обучения; проектно-исследовательской и др.
Уровень усвоения учебного предмета -5-8 класс - углубленное изучение.
Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в форме реализации проектной деятельности обучающихся, организации мероприятий в рамках предметных недель школы.
Текущая и промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в МБОУ СОШ №71. Рабочая программа может быть реализована в дистанционном формате.
Учебно – методический комплект по предмету «Общее фортепиано»:
1. Адаптированный вариант авторской программы для углублённого изучения музыки в МОУ СОШ № 71 Заслуженного работника народного образования УР Геллера Г.Ю. -Ижевск, 2005. – 65 с.
1. Адаптированный вариант авторской программы для углублённого
изучения музыки в МОУ СОШ № 71 Заслуженного работника народного образования УР Геллера Г.Ю. Ижевск, 2013. – 65 с.
2. Геллер Г.Ю. Авторская программа по предмету «Музыка» для средней школы –Республиканский инновационный учебно-методический центр МНО УР- Ижевск, 1997. - 160 с.
3. Королева С.Б. «Я слышу, знаю и пою». Теория музыки на уроках сольфеджио с 1-го по 7–й класс. Санкт- Петербург, «Композитор», 2017.
4. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. «Музыка» Рабочая программа 5-8 классы (Москва «Просвещение»,2017г).
5. Рабочая программа «Искусство» 8-9 классы авт., Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, И.Э. Кашекова М.: Просвещение, 2017г;
6. Критская Е.Д. Музыка, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. –М, Просвещение. 2016. -159 с.
7. Критская Е.Д. Музыка, 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. –М., Просвещение. 2017. -168 с.
8. Критская Е.Д. Музыка, 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. –М., Просвещение. 2017. - 167 с.
9. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка, 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение. 2017 -128с
10. Нотные сборники для обучению игре на фортепиано.
УМК согласно перечню учебников, утвержденных приказом МО и Н РФ «Об утверждении Федерального перечня учебников, имеющих государственную аккредитацию рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» №254 от 20.05.2020г. с изменениями.
Срок, на который разработана рабочая программа: 2022 -2024 гг.
Список приложений к рабочей программе:
Приложение 1. Критерии оценивания и перечень форм контроля (с учетом ФГОС)
Содержание учебного предмета
Этапы комплексного группового обучения на уроках по предмету «Общее фортепиано»
5-8 классы (учебный этап)
Ансамблевое музицирование, познание выразительных средств музыки, стилей национальной народной музыки, понятие о стилях композиторской музыки, общее представление о направлениях в музыке. Совершенствование технических навыков игры на инструменте, развитие творческих способностей учащихся путём обучения навыкам чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, сочинения; совершенствование навыков самостоятельной работы и публичного исполнения программы.
Тщательное изучение выпускной программы по специальному инструменту с учётом индивидуальных возможностей и желания учащегося. Оказание помощи руководителям художественных коллективов в организации учащихся в оркестры, ансамбли, хоры.
Слушание музыки – ощущение стиля национальной народной музыки, понятие о стилях композиторской музыки.
Курс «Общее фортепиано» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на собственном исполнительском опыте приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников. Чем глубже и многограннее будут полученные в детстве знания, тем больше они будут способствовать выявлению талантов, воспитанию профессиональных кадров музыкальной культуры, формированию вкусов любителей музыки, активных участников художественной самодеятельности.
Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально - творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
В содержание учебного курса положен принцип тематизма, где определяющим началом являются средства выразительности в музыке. Тема: «Средства выразительности в музыке» проходит через весь курс обучения, возвращаясь каждый раз на более сложном для восприятия и исполнения уровня. Данный курс представлен следующими разделами: «Музыка вокруг нас. Первые звуки», «Нотная грамота», «Творческое музицирование», «Полифония», «Работа над видами техники игрового аппарата», «Чтение нот с листа», «Музыкальная терминология», «Пьеса», «Крупная форма», «Аккомпанемент», «Ансамбль».
1 год обучения
Начальный этап обучения:
· знакомство с фортепиано, клавиатурой;
· выработка правильной посадки за фортепиано;
· работа над постановкой рук, организация игровых движений. Донотный период. Развитие творческих навыков:
· слушание музыки в исполнении преподавателя;
· подбор простых мелодий по слуху от разных клавиш. Основы музыкальной грамоты:
1. теоретический материал:
· нотный стан, скрипичный и басовый ключи;
· понятия – мелодия, мотив, фраза, аккомпанемент; длительности нот, паузы;
· динамические оттенки; лад, тональность, знаки альтерации, знакомство с музыкальными жанрами, формами
2. практический материал:
· умение играть интервал, звукоряды, трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд от заданных звуков;
· овладение на практике простыми ритмическими формулами
умение тактировать длительности. Основные приемы звукоизвлечения:
· Non legato, legato, staccato. Игра упражнений в виде различных последований пальцев в пределах позиции руки от разных звуков.
Гаммы, упражнения. Основы аппликатуры:
· развитие самостоятельности 1-го пальца, укрепление слабых пальцев (4-го и 5-го);
· знакомство с гаммами (2-3 гаммы по выбору) на 1 октавы, каждой рукой отдельно, в расходящемся движении двумя руками (от одного звука) при симметричной аппликатуре;
· тонические трезвучия аккордами с обращениями отдельно каждой рукой;
В течение года ученик должен пройти 10-12 произведений, различных по жанру, форме. Игра в ансамбле с педагогом.
2год обучения
В течение года ученик должен пройти 10-12 произведений по следующим направлениям:
· произведения классического пед. репертуара,
· переложения популярной музыки,
· подбор песен,
· ансамбли.
Работа над репертуаром:
· грамотный разбор с анализом текста (стиль, форма, гармоническая или полифоническая структура, развитие мелодии, фактурные особенности аккомпанемента);
· навыки игры кантилены;
· развитие слухового контроля. Гаммы, упражнения. Основы аппликатуры:
· развитие самостоятельности 1-го пальца, укрепление слабых пальцев (4-го и 5-го);
· знакомство с гаммами (2-3 гаммы по выбору) на 1 октавы, каждой рукой отдельно, в расходящемся движении двумя руками (от одного звука) при симметричной аппликатуре;
· тонические трезвучия аккордами с обращениями отдельно каждой рукой;
Игра в ансамбле: - продолжать развитие навыков игры в ансамбле (ученик + преподаватель, ученик + ученик).
Подбор аккомпанемента по слуху:
· навыки подбора детских песен (из списка по гармонизации) с простейшим сопровождением;
· исполнение песенок под собственное пение. Чтение с листа.
Музыкальная грамота:
· усложненные ритмические формулы (триоль, восьмая с точкой и шестнадцатая, восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатые и восьмая, половинная и четыре шестнадцатых и т.д.);
· знание терминологии
3год обучения
В течение года ученик должен пройти:
· 4-5 этюдов
· 6-7 пьес, различных по стилю, форме и характеру Работа над репертуаром:
· Работа над художественно-исполнительскими задачами – фразировка, динамика, нюансировка, педализация;
· Навыки самостоятельного грамотного разбора. Развитие технических навыков:
· игра гамм – C, G, D, a, e, d,
· игра арпеджио и трезвучий каждой рукой на 1 октаву...Игра в ансамбле. Подбор аккомпанемента по слуху. Чтение с листа.
Музыкальная грамота:
· объяснение новых, ранее не встречавшихся сведений о ритмической записи, о формах, структуре, о средствах музыкальной выразительности;
знакомство с новыми музыкальными терминами, встречающимися в изучаемом репертуаре.
4год обучения
В течение года ученик должен пройти:
· 4 этюда
· 2 произведения полифонического стиля
· 1 произведение крупной формы
· 2-3 пьес
· 1-2 ансамбля
Работа над репертуаром:
· Работа над подголосочной и контрастной полифонией;
· Знакомство с крупной формой (развитие способности мыслить более масштабно, сочетать контрастные образы и темы);
· Работа над художественно-исполнительскими задачами – фразировка, динамика, нюансировка;
· Работа над элементами педализации в произведениях (прямая педаль).
· Навыки самостоятельного грамотного разбора. Развитие технических навыков:
· игра гамм – A, E, h, fis, cis
· игра арпеджио и аккордов каждой рукой на 1 октаву Игра в ансамбле.
Подбор аккомпанемента по слуху. Чтение с листа.Музыкальная грамота:
· объяснение новых, ранее не встречавшихся сведений о ритмической записи, о формах, структуре, о средствах музыкальной выразительности;
· знакомство с новыми музыкальными терминами, встречающимися в изучаемом репертуара
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате изучения курса «Общее фортепиано» должны быть достигнуты определенные результаты.
Специфика эстетического содержания предмета обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы для начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
Метапредметные результаты
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
Предметные результаты
Предметные результаты характеризуют сформированность у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Общее фортепиано»:
— осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
— воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и самобытное цивилизационное явление; знают достижения отечественных мастеров музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
— сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других, стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции, понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям музыкальной культуры своего народа);
— понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического, экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета отражают сформированность умений:
· понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
· анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
· определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
· выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
· понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
· различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
· различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
· производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
· понимать основной принцип построения и развития музыки;
· анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
· размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
· понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
· определять основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
· понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
· понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
· распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
· определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
· определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
· узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
· выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
· узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
· определять тембры музыкальных инструментов;
· называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
· определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра;
· владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
· узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
· определять характерные особенности музыкального языка;
· эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
· анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
· анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
· творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
· выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
· анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
· выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
· находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
· сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
· эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
· приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов;
· применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки;
· обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
· использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
· применять знания по основам теории музыки в большем объеме, чем предусмотрено Федеральным стандартом.
Предметные результаты изучения фортепиано отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
1. формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
2. формирование общего представления о музыкальной картине мира;
3. знание основных закономерностей музыкального искусства на примере исполняемых музыкальных произведений;
4. формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и игре на фортепиано;
5. формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
6. умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
7. умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
8. умение воплощать музыкальные образы при исполнении инструментальных произведений на фортепиано.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета, сгруппированы по учебным разделам и должны отражать сформированность умений:
-«Творческое музицирование»- уметь подбирать на фортепиано по слуху мелодии песен с аккомпанементом;
-«Полифония»- уметь исполнять на фортепиано полифонические произведения ;
-«Работа над видами техники игрового аппарата»- уметь исполнять на фортепиано этюды на различные виды техники, гаммы мажорные и минорные до 3 знаков,
-«Чтение нот с листа»- уметь исполнять на фортепиано легкие пьесы с листа;
-«Музыкальная терминология»- знать основные термины (3 группы темпов, динамика, характер);
-«Пьеса»- уметь исполнять на фортепиано разнохарактерные пьесы;
-«Крупная форма»- уметь исполнять на фортепиано многочастные произведения (сонаты, вариации, сонатины);
-«Аккомпанемент»- уметь исполнять фортепианные парии аккомпанемента с иллюстратором в ансамбле;
-«Ансамбль»- уметь исполнять свою партию в ансамблевых фортепианных произведениях.
Тематическое планирование
1 год обучения
Тема года: «Выразительные средства музыки»
Тема (Раздел) |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Формы проведения занятий |
Музыка вокруг нас. Первые звуки. |
1 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Нотная грамота. |
1 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Игра по нотам. |
1,5 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Развитие технических навыков |
4 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Закрепление ранее полученных навыков на более сложном материале. |
6 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru https://urok.apkpro.ru |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Полифоническая пьеса |
2,5 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Подготовка к академическому зачету |
1 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru |
Индивидуальные занятия Академический зачет |
Тематическое планирование
2 год обучения
Тема года: «Выразительные средства музыки»
Тема (Раздел) |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Формы проведения занятий |
Творческое музицирование |
1 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Полифония |
1,5 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Чтение нот с листа |
2 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Работа над видами техники игрового аппарата |
4,5 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
|
Музыкальная терминология |
0,5 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» Википедия: свободная многоязычная энциклопедия |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Ансамбль
|
1 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Аккомпанемент |
1 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Крупная форма
|
2 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Пьеса:
|
3 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия Академический зачет |
Выбор программы на летние каникулы (для самостоятельной работы) |
1,5 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия
|
Тематическое планирование
3 обучения
Тема года: «Выразительные средства музыки»
Тема (Раздел) |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Формы проведения занятий |
Творческое музицирование |
0,5 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Полифония |
2 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Чтение нот с листа |
2 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Работа над видами техники игрового аппарата |
4,5 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Музыкальная терминология |
0,5 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» Википедия: свободная многоязычная энциклопедия |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Ансамбль
|
1 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Крупная форма
|
2,5 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://urok.apkpro.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Пьеса:
|
3,5 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия Академический зачет |
Выбор программы на летние каникулы (для самостоятельной работы) |
0,5 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия
|
Тематическое планирование
4 год обучения
Тема года: «Выразительные средства музыки»
Тема (Раздел) |
Количество часов |
Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Формы проведения занятий |
Творческое музицирование |
1 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Полифония |
2 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Чтение нот с листа |
1,5 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Работа над видами техники игрового аппарата |
3,5 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Википедия: свободная многоязычная энциклопедия |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Музыкальная терминология |
0,5 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Википедия: свободная многоязычная энциклопедия |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Ансамбль
|
2 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Википедия: свободная многоязычная энциклопедия |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Крупная форма
|
2,5 |
https://resh.edu.ru https://urok.apkpro.ru https://uchebnik.mos.ru Википедия: свободная многоязычная энциклопедия |
Индивидуальные занятия Контрольный урок |
Пьеса:
|
3 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Википедия: свободная многоязычная энциклопедия |
Индивидуальные занятия
|
Подготовка к экзамену |
1 |
https://resh.edu.ru http://window.edu.ru https://uchebnik.mos.ru Википедия: свободная многоязычная энциклопедия |
Экзамен |
Поурочное планирование
1 год обучения
Раздел |
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Формы и виды контроля |
Музыка вокруг нас. Первые звуки. |
1 |
Посадка. Знакомство с клавиатурой |
0,5 |
Практическая работа |
|
2 |
Овладение приемами звукоизвлечения. Штрих нон легато |
0,5 |
Практическая работа |
|
||||
Нотная грамота. |
3 |
Знакомство с нотами |
0,5 |
Устный опрос |
4 |
Знаки альтерации |
0,5 |
Устный опрос |
|
Игра по нотам. |
5 |
Работа над штрихами легато и стаккато |
0,5 |
Практическая работа |
6-7 |
Игра в ансамбле с педагогом, разучивание маленьких пьес |
1 |
Практическая работа |
|
Развитие технических навыков |
8-11 |
Лад и тональность. Мажорные и минорные гаммы |
2 |
Практическая работа |
12-15 |
Разучивание этюдов |
2 |
Практическая работа |
|
Закрепление ранее полученных навыков на более сложном материале. |
16-19 |
Средства музыкальной выразительности в разучиваемых пьесах |
2 |
Устный опрос |
20-27 |
Разучивание пьес |
4 |
Практическая работа |
|
28-32 |
Разучивание полифонических пьес |
2,5 |
Практическая работа |
|
Подготовка к академическому зачету |
33-34 |
Выступление на академическом зачете(2 разнохарактерные пьесы) |
1 |
Практическая работа |
Поурочное планирование
2 год обучения
Раздел |
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Формы и виды контроля |
Творческое музицирование |
1-2 |
Подбор по слуху мелодий c ходами по аккордовым звукам |
1 |
Практическая работа |
Полифония |
3 |
Разбор средств музыкальной выразительности |
0,5 |
Устный опрос |
4 |
Разбор каждой рукой отдельно |
0,5 |
Практическая работа |
|
5 |
Разучивание двумя руками |
0,5 |
Практическая работа |
|
Чтение нот с листа |
6-9 |
Чтение нот с листа несложных пьес на уровне младших классов |
2 |
Практическая работа |
Работа над видами техники игрового аппарата |
10-13 |
Гаммы (до 2-х знаков отдельно каждой рукой, аккорды, арпеджио по 3 звука, хроматическая гамма) |
2 |
Практическая работа |
14-18 |
Этюды (Разучивание) |
2,5 |
Практическая работа |
|
Музыкальная терминология |
19 |
Термины |
0,5 |
Устный опрос |
Ансамбль |
20-21 |
Разучивание партий |
1 |
Практическая работа |
Аккомпанемент |
22-23 |
Разучивание партий |
1 |
Практическая работа |
Крупная форма |
24-25 |
Средства музыкальной выразительности
|
1 |
Устный опрос |
26-27 |
Разучивание
|
1 |
Практическая работа |
|
Пьеса |
28 |
Средства музыкальной выразительности |
0,5 |
Устный опрос |
29-33 |
Разучивание (разбор отдельно каждой рукой, двумя руками, работа над техническими моментами, динамикой, темпом, характером, игра наизусть) |
2,5 |
Практическая работа |
|
Выбор программы на лето для самостоятельного разучивания |
34 |
Прослушивание произведений, выбор задания на лето |
0,5 |
Устный опрос |
Поурочное планирование
3 год обучения
Раздел |
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Формы и виды контроля |
Творческое музицирование |
1. |
Подбор по слуху мелодий c ходами по аккордовым звукам |
0,5 |
Практическая работа |
Полифония |
2-3 |
Разбор средств музыкальной выразительности |
1 |
Практическая работа |
4-5 |
Разбор каждой рукой отдельно |
1 |
Практическая работа |
|
Чтение нот с листа |
6-9 |
Чтение нот с листа несложных пьес на уровне младших классов |
2 |
Практическая работа |
Работа над видами техники игрового аппарата |
10-13 |
Гаммы (до 3-х знаков двумя руками, аккорды, арпеджио по 3 звука, хроматическая гамма) |
2 |
Практическая работа |
14-18 |
Этюды (Разучивание) |
2,5 |
Практическая работа |
|
Музыкальная терминология |
19 |
Термины |
0,5 |
Устный опрос |
Ансамбль |
20-21 |
Разучивание партий |
1 |
Практическая работа |
Крупная форма |
22 |
Средства музыкальной выразительности
|
0,5 |
Устный опрос |
23-26 |
Разучивание
|
2 |
Практическая работа |
|
Пьеса |
27 |
Средства музыкальной выразительности |
0,5 |
Устный опрос |
28-33 |
Разучивание (разбор отдельно каждой рукой, двумя руками, работа над техническими моментами, динамикой, темпом, характером, игра наизусть) |
3 |
Практическая работа |
|
Выбор программы на лето для самостоятельного разучивания |
34 |
Прослушивание произведений, выбор задания на лето |
0,5 |
Устный опрос |
Поурочное планирование
4 год обучения
Раздел |
№ урока |
Тема |
Количество часов |
Формы и виды контроля |
Творческое музицирование |
1-2 |
Подбор по слуху мелодий c ходами по аккордовым звукам с отклонением |
1 |
Практическая работа |
Полифония |
3 |
Разбор средств музыкальной выразительности |
0,5 |
Устный опрос |
4 |
Разбор каждой рукой отдельно |
0,5 |
Практическая работа |
|
5 |
Разучивание двумя руками |
0,5 |
Практическая работа |
|
6 |
Разучивание наизусть |
0,5 |
Практическая работа |
|
Чтение нот с листа |
7-9 |
Чтение нот с листа несложных пьес на уровне младших классов |
1,5 |
Практическая работа |
Работа над видами техники игрового аппарата |
10-12 |
Гаммы (до 3-х знаков двумя руками, аккорды, арпеджио по 3 звука, хроматическая гамма в 4 октавы) |
1,5 |
Практическая работа |
13-16 |
Этюды (Разучивание) |
2 |
Практическая работа |
|
Музыкальная терминология |
17 |
Термины |
0,5 |
Устный опрос |
Ансамбль |
18-21 |
Разучивание партий |
2 |
Практическая работа |
Крупная форма |
22 |
Средства музыкальной выразительности
|
0,5 |
Практическая работа |
23-26 |
Разучивание
|
2 |
Практическая работа |
|
Пьеса |
27 |
Средства музыкальной выразительности |
0,5 |
Устный опрос |
28-32 |
Разучивание (разбор отдельно каждой рукой, двумя руками, работа над техническими моментами, динамикой, темпом, характером, игра наизусть) |
2,5 |
Практическая работа |
|
Подготовка к экзамену |
33-34 |
Подготовка к экзамену |
1 |
Практическая работа |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА:
1. Адаптированный вариант авторской программы для углублённого изучения музыки в МОУ СОШ № 71 Заслуженного работника народного образования УР Геллера Г.Ю. -Ижевск, 2005. – 65 с.
2. Адаптированный вариант авторской программы для углублённого
изучения музыки в МОУ СОШ № 71 Заслуженного работника народного образования УР Геллера Г.Ю. Ижевск, 2013. – 65 с.
3. Геллер Г.Ю. Авторская программа по предмету «Музыка» для средней школы –Республиканский инновационный учебно-методический центр МНО УР- Ижевск, 1997. - 160 с.
4. Королева С.Б. «Я слышу, знаю и пою». Теория музыки на уроках сольфеджио с 1-го по 7–й класс. Санкт- Петербург, «Композитор», 2017.
5. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. «Музыка» Рабочая программа 5-8 классы (Москва «Просвещение»,2017г).
6. Критская Е.Д. Музыка, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. –М, Просвещение. 2016. -159 с.
7. Критская Е.Д. Музыка, 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. –М., Просвещение. 2017. -168 с.
8. Критская Е.Д. Музыка, 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. –М., Просвещение. 2017. - 167 с.
9. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка, 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М. Просвещение. 2017 -128с.
10. Нотные сборники для обучения игре на фортепиано.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс [ Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс [ Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс [ Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.
Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 8 класс [ Ноты]: пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М.: Просвещение, 2019.
Музыка. Фонохрестоматия. 5 класс [ Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск ( CD- ROM).
Музыка. Фонохрестоматия. 6 класс [ Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск ( CD- ROM).
Музыка. Фонохрестоматия. 7 класс [ Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск ( CD- ROM).
Музыка. Фонохрестоматия. 8 класс [ Электронный ресурс] / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2019. – 1 электрон. опт. диск ( CD- ROM).
Музыка. 5 - 8 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской: пособие для уч ителей общеобразоват. организаций / [ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, И. Э. Кашекова]. – 4- е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 126
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school- collection. edu. ru
2.Российский общеобразовательный портал - http://music. edu. ru/
3 Википедия: свободная многоязычная энциклопедия
4. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
5. Детские электронные книги и презентации - http://viki. rdf. ru/
6.Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала
http://www.musik.edu.ru
7. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мифодия www.km.ru
8. Мир энциклопедий www.encyclopedia.ru
9. Классикаwww.klassika.ru
10.Российская Электронная Школа https://resh.edu.ru
11.«Московская электронная школа» https://uchebnik.mos.ru
12.Библиотека цифрового образовательного контента. Режим доступа: https://urok.apkpro.ru
Приложение 1. Критерии оценивания и перечень форм контроля
Предполагаемые формы обучения: индивидуальные, групповые.
Виды организации учебной деятельности: урок.
Виды контроля: текущий, тематический, итоговый, устный.
Формы (приемы) контроля: наблюдение, самостоятельная работа, творческий зачет, академический зачет, технический зачет, контрольный урок, прослушивание, экзамен.
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках фортепиано осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, зачета по исполнению инструментального материала, проверки выполнения домашнего задания.
Выведение итоговых отметок осуществляется по четвертям и за год. Отметка является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки учащегося по предмету в каждом классе: усвоение теоретического и практического материала, овладение компетенциями.
Критерии оценок по предмету «Индивидуальный инструмент»
АТТЕСТАЦИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНОК УЧАЩИХСЯ ПО ФОРТЕПИАНО
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.
Основными видами контроля успеваемости по предмету «Индивидуальный инструмент (фортепиано)» являются:
· текущий контроль успеваемости учащихся,
· промежуточная аттестация,
· итоговая аттестация.
Текущая аттестация проводится с целью контроля над качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:
·отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность;
·качество выполнения домашних заданий;
·инициативность и проявление самостоятельности - как на уроке, так и во время домашней работы;
·темпы продвижения.
На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.
Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются зачеты, академические концерты, контрольные уроки, а также концерты, тематические вечера и прослушивания к ним. Участие в концертах приравнивается к выступлению на академическом концерте. Отметка, полученная за концертное исполнение, влияет на четвертную, годовую и итоговую оценки.
Итоговая аттестация
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями. При проведении итоговой аттестации применяется форма экзамена.
Критерии оценки
Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основным критерием оценок учащегося, осваивающего программу, является грамотное исполнение авторского текста, художественная выразительность, владение техническими приемами игры на инструменте.
При оценивании учащегося, осваивающегося программу, следует учитывать:
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к занятиям музыкой;
наличие исполнительской культуры, развитие музыкального мышления;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном, ансамблевом исполнительстве, подборе аккомпанемента;
степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка |
Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») |
предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу |
4 («хорошо») |
программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа исполняемого произведения |
3 («удовлетворительно») |
программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен |
2 («неудовлетворительно») |
незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу |
«зачет» (без отметки) |
отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
Перечень контрольных, практических, лабораторных работ
Контрольные уроки: Развитие технических навыков игры на фортепиано, Музыкальная терминология, Развитие навыков игры в фортепианном ансамбле и в ансамбле с иллюстратором |
|
Академический зачет: Пьесы, Крупная форма |
Технический зачет: Музыкальная терминология, Этюд, Гаммы |
|
Творческий зачет: Подбор по слуху, Транспонирование |
Экзамен: Пьеса, Крупная форма, (Этюд), Полифония |
Перечень проектных, исследовательских и реферативных работ
История фортепиано (реферат, сообщение)
История создания музыкального произведения (реферат, сообщение)
Подбор по слуху мелодий песен с аккомпанементом в транспорте (исследовательская деятельность).
Участие в концертах, конкурсах (проектная деятельность)
2.Контрольно-измерительные материалы
· Буквенное обозначение тональностей
· Сонатное аллегро (схема музыкальной формы)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.