Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 8»
Рассмотрено |
|
Согласовано |
|
Утверждаю |
|||||
на заседании МО учителей |
|
зам. директора по УВР |
|
директор МБОУ «ООШ № 8» |
|||||
|
|
|
|
|
|||||
Рук. МО |
|
|
|
/Е.Г.Егорова/ |
|
|
/И.В.Малышева/ |
||
Протокол № |
|
от |
|
|
|
|
|||
«_____»_______20__ г. |
|
«_____»_________20__ г. |
|
«_____»________20__ г. |
|||||
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Окружающий мир»
«4 Б» класс
на 2018 - 2019 учебный год
количество часов - 68
Составитель: Вертяева Инна Валерьевна
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
г. Советск
Пояснительная записка
Программа разработана на основе примерных или рабочих программ по окружающему миру А.А. Плешакова; учебника по окружающему миру Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2013-2014 г.
Рабочая программа по окружающему миру для 4 классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 « Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Приказ Минобрнауки России от 26.01.2017 г. № 15 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2018-2019 уч. год»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Примерная программа по предмету: окружающий мир
Примерная программа по предмету Место и количество часов в учебном плане |
В начальной школе изучение окружающего мира имеет особое значение в развитии младшего школьника. Предмет естественно-научного цикла, создающий прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. На изучение предмета отводится 68 часов в год, из них на изучение модуля «Этот удивительный окружающий мир» - 13,6часа в течении всего учебного года. Цель модуля: «Этот удивительный окружающий мир»: консолидация усилий в решении проблем формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, получения практических навыков действий в чрезвычайных, опасных и негативных ситуациях природного, техногенного, социального, совершенствования гражданско-патриотического, пропаганды здорового образа жизни. В программу включена коррекционно-развивающая работа для обучающихся, цель которой, обеспечивать индивидуальное сопровождение в процессе овладения младшими школьниками содержанием образования, овладевать опорными знаниями по формированию УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и преодолевать нарушения развития. Федеральный базисный план отводит 68 часов для образовательного изучения окружающего мира в 4 классе из расчёта 2 часа в неделю. В соответствии с этим реализуется окружающий мир в объеме 68 часов. |
УМК: |
Программа обеспечивается УМК «Школа России» |
Цели программы |
· формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; · духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
|
Задачи программы
|
· формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают обучающиеся, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; · осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; · формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; · формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
|
Общая характеристика учебного предмета |
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками: В структуре изучаемой программы выделяются следующие разделы: · Земля и человечество -8 ч. Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу. Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга. Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами. · Природа России -11 ч. Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России). Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни. · Родной край – часть большой страны - 14 ч. Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных. Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя. Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края. · Страницы всемирной истории -5 ч. Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время. Достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. · Страницы истории России -21 ч. Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв. Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник. Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура 1'ш сии в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села). Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах. · Современная Россия -9 ч. Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. |
Описание места учебного предмета в учебном плане |
В начальной школе изучение окружающего мира имеет особое значение в развитии младшего школьника. Предмет естественно-научного цикла, создающий прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности. На изучение предмета отводится 68 часов в год, из них на изучение модуля «Этот удивительный окружающий мир » - 13,6часа в течение всего учебного года. Цель модуля: консолидация усилий в решении проблем формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, получения практических навыков действий в чрезвычайных, опасных и негативных ситуациях природного, техногенного, социального, совершенствования гражданско-патриотического, пропаганды здорового образа жизни. В программу включена коррекционно-развивающая работа для обучающихся, цель которой, обеспечивать индивидуальное сопровождение в процессе овладения младшими школьниками содержанием образования, овладевать опорными знаниями по формированию УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) и преодолевать нарушения развития. На изучение предмета отводится 68 часов в год, 2 час в неделю. Продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 45 минут. I четверть - 18 ч. IIчетверть - 14 ч. IIIчетверть - 20 ч. IVчетверть - 16 ч. |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета |
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.. |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета |
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений: · Знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка. · Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений. · Понимать особую роль России в мировой истории; проявлять чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы · Иметь первоначальное представление об уникальности России как единого неделимого многонационального и многоконфессионального государства, об исторической роли многонационального народа России как народа-созидателя, хранителя российской государственности. Приводить примеры народов России. · Знать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время. · Знать, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты. · Уметь соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий. · Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории. · Знать важнейшие события и великих людей отечественной истории · Понимать суть исторических побед России, сыгравших решающую роль в мировой истории: борьба с монгольским нашествием и спасение Европы, борьба с нашествием Наполеона, заграничный поход русской армии и влияние этого события на судьбу Европы, Великая Отечественная война и решающий вклад нашей страны в разгром фашизма. Иметь представление о вкладе России в развитие мировой культуры и науки. · Выявлять причинно-следственные связи между различными историческими событиями, явлениями социальной действительности (например, принятие Русью христианства и расцвет культуры, монгольское нашествие и потери в культуре и хозяйстве, Вторая мировая война и создание ООН). · Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. · Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество. · Осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. · Владеть основами экологической грамотности. Выявлять экологические связи в окружающем мире, моделировать эти связи, применять знания о них при объяснении необходимости бережного отношения к природе – знать некоторые современные экологические проблемы. · Уметь в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе, необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу. · Приводить примеры животных Красной книги России и Международной Красной книги. · Владеть доступными способами изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве). · Иметь представление о Земле – планете Солнечной системы, причинах смены дня и ночи и времен года. · Знать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта. · Иметь представление о природных зонах России, уметь устанавливать причины смены природных зон в нашей стране. · Иметь представление об особенностях природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества. · Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края. · Проводить наблюдения природных тел и явлений. · Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа. · Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации. · Владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты. · Знать и соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов). · Уметь адекватно оценивать ситуацию на проезжей части, тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста; прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей). · Объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека. · Применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т. д.). · Оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно. Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующихумений: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или как плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей) В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир. Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог). Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. |
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Наименование раздела/темы |
Количество часов |
Содержание |
1. |
Земля и человечество |
8 |
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
2. |
Природа России |
11 |
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Формулировать учебную проблему совместно с учителем. Планировать учебную деятельность на уроке. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог. |
3. |
Родной край-часть большой страны |
14 |
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
4. |
Страницы всемирной истории |
5 |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
|
5. |
Страницы истории России -.
|
21 |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
6. |
Современная Россия
|
9 |
Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов. Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории; Приводить примеры народов России; Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела/темы |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности |
1. |
Земля и человечество |
8 |
– виды деятельности со словесной (знаковой) основой: 1. Слушание объяснений учителя. 2. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 3. Самостоятельная работа с учебником. 4. Работа с научно-популярной литературой. 5. Отбор и сравнение материала по нескольким источникам. 6. Написание рефератов и докладов. 7. Вывод и доказательство формул. 8. Анализ формул. 9. Программирование. 10. Решение текстовых количественных и качественных задач. 11. Выполнение заданий по разграничению понятий. 12. Систематизация учебного материала. 13. Редактирование программ. II – виды деятельности на основе восприятия элементов действительности: 1. Наблюдение за демонстрациями учителя. 2. Просмотр учебных фильмов. 3. Анализ графиков, таблиц, схем. 4. Объяснение наблюдаемых явлений. 5. Изучение устройства приборов по моделям и чертежам. 6. Анализ проблемных ситуаций. |
2. |
Природа России |
11 |
III – виды деятельности с практической (опытной) основой: 1. Работа с кинематическими схемами. 2. Решение экспериментальных задач. 3. Работа с раздаточным материалом. 4. Сбор и классификация коллекционного материала. 5. Сборка электрических цепей. 6. Измерение величин. 7. Постановка опытов для демонстрации классу. 8. Постановка фронтальных опытов. 9. Выполнение фронтальных лабораторных работ. 10. Выполнение работ практикума. 11. Сборка приборов из готовых деталей и конструкций. 12. Выявление и устранение неисправностей в приборах. 13. Выполнение заданий по усовершенствованию приборов. 14. Разработка новых вариантов опыта. 15. Построение гипотезы на основе анализа имеющихся данных. 16. Разработка и проверка методики экспериментальной работы. 17. Проведение исследовательского эксперимента. Моделирование и конструирование |
3. |
Родной край-часть большой страны |
14 |
|
4. |
Страницы всемирной истории |
5 |
|
5. |
Страницы истории России -.
|
21 |
|
6. |
Современная Россия
|
9 |
Диагностическая и практическая часть программы
по окружающему в 4 «Б» классе
Практическая часть |
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Год |
Экскурсии |
--- |
1 |
1 |
1 |
3 |
Практические работы |
1 |
1 |
--- |
1 |
3 |
Тесты |
1
|
1 |
1 |
1 |
4 |
Проекты |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Контрольные работы |
1
|
--- |
1
|
--- |
3 |
Мониторинг |
1 |
1 |
--- |
1 |
3 |
Административные контрольные работы |
1
|
1
|
--- |
1
|
3 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока, домашнее задание |
Количество часов |
Дата план
|
Дата факт
|
Земля и человечество (8часов) |
|
|||
1. |
Мир глазами астронома Модуль Легенда о Млечном Пути Д. з. с. 4–8, вопросы |
1 |
1 |
|
2. |
Планеты Солнечной системы. Практическая работа Модуль Игра «Верно – неверно» с.16 Д. з. с. 9–15, вопросы с. 15, задания 1, 2 |
1 |
1 |
|
3. |
Звездное небо – великая книга Природы Модуль Загадки с.21 Кроссворд с.22 Д. з. С. 16–21, написать памятку |
1 |
2 |
|
4. |
Мир глазами географа. С. 22–28 Мир глазами историка Модуль Анаграмма с.27 Д. з. с. 29–35, вопросы, задания 1, 2 |
1 |
2 |
|
5. |
Мир глазами историка Когда и где? С. 36–40, вопросы, задания 1, 2 Кроссворд с.35 Модуль Кроссворд с.35 Д. з. с. 36–40, вопросы, задания 1, 2 |
1 |
3 |
|
6. |
Мониторинг |
1 |
3 |
|
7. |
Мир глазами эколога Модуль Игра «Ты – мне, я – тебе» с.40 Д. з. С. 41–47, вопросы |
1 |
4 |
|
8. |
Сокровища Земли под охраной человечества Модуль Игра «Узнай животных» с.56 Д. з. с. 48–56, вопросы, задания по выбору |
1 |
4 |
|
Природа России (11 ч.)
9. |
Равнины и горы России Модуль Кроссворд с.59-60 Д. з. с. 60–65, вопросы текст «Заповедники России» прочитать |
1 |
5 |
|
10. |
Моря, озера и реки России Модуль Игры «Да-нет», «Буквы спрятались» «Четвёртый лишний» с.67 Д. з. с. 66–70, задание 4 |
1 |
5 |
|
11 |
Природные зоны России Модуль Викторина с.69 Д. з. с. 71-75 вопросы |
1 |
6 |
|
12 |
Зона арктических пустынь Модуль Кроссворд с. 79 Д. з. с. 76-83 вопросы |
1 |
6 |
|
13 |
Тундра. Природа тундры Модуль Кроссворд с.83-84 Д. з. с. 84-94 вопросы |
1 |
7 |
|
14 |
Леса России Модуль Кроссворд с. 93-94 Д. з. с. 95-102 вопросы |
1 |
7 |
|
15 |
Лес и человек. Модуль Блицопрос «Я знаю лес» с.95-96 Д. з. с. 103-109 (странички для любознательных) |
1 |
8 |
|
16 |
Административная контрольная работа |
1 |
8 |
|
17 |
Анализ контрольной работы. Зона степей Модуль Кроссворд с.103-104 Д. з. с.110-117 вопросы |
1 |
9 |
|
18 |
Пустыни. Модуль Кроссворд с.110-111 Д. з. с.118-125 вопросы |
1 |
9 |
|
19 |
У Черного моря Модуль Игра «Узнай меня» с.117-118 Д. з. с.126-134 (зад.2, 4) |
1 |
10 |
|
Родной край – часть большой страны (14 часов)
20. |
Наш край. Экскурсия Модуль Работа с картой Д. з. с.126-134 (зад.2, 4) |
1 |
10 |
|
21 |
Поверхность нашего края Модуль Игра «Узнай меня с.140 Д. з. С.139-144 вопросы |
1 |
11 |
|
22 |
Водные богатства нашего края. Модуль Кроссворд с.145-146 Д. з. с.145-148 вопросы |
1 |
11 |
|
23. |
Наши подземные богатства. Модуль Кроссворд с.153-154Д. з. с. 149-159 сообщение о полезном ископаемом |
1 |
12 |
|
24. |
Земля – кормилица. Модуль Кроссворд с.161 Д. з. с.160-163 вопросы |
1 |
12 |
|
25. |
Жизнь леса. Модуль Игра «Да – нет» с.173 Д. з. с. 164-169 вопросы |
1 |
13 |
|
26. |
Жизнь луга Модуль Загадки с.177-178. Д. з. с.170-177 (задание 1) |
1 |
13 |
|
27 |
Жизнь в пресных водоёмах Модуль Игра «Узнай меня» с.180 Д. з. с. 178-186 (задания) |
1 |
14 |
|
28 |
Мониторинг |
1 |
14 |
|
29 |
Экскурсия в природное сообщество родного края. Модуль Кроссворд с.196 Д.з. сочинение-описание |
1 |
15 |
|
30. |
Административная контрольная работа |
1 |
15 |
|
31. |
Анализ административной контрольной работы. Растениеводство в нашем крае. Модуль Игра «Почему их так назвали?» С.188 Д. з. с.187-194(задание 1, 2) |
1 |
16 |
|
32. |
Животноводство в нашем крае. Модуль Кроссворд с.204 Д. з. с.195-203 (задание 3) |
1 |
16 |
|
33 |
Презентация проектов (по выбору) Модуль Ребусы |
1 |
17 |
|
Страницы Всемирной истории (5часов)
34. |
Начало истории человечества. Модуль Игра «Ты – мне, я – тебе» с.218 Д. з. с.4-7(вопросы) |
1 |
17 |
|
35 |
Мир древности: далекий и близкий. Модуль Игра «Угадай» Кроссворд с.222-223 Д. з. с.8-14 (вопросы) |
1 |
18 |
|
36 |
Средние века: время рыцарей и замков. Модуль Загадки Викторина с.234-235 Д. з. с.15-21 (вопросы) |
1 |
18 |
|
37 |
Новое время: встреча Европы и Америки. Модуль Игра «Верно –неверно» Игра «Найди лишнее» с.240-241 Д. з. с. 22-27 (вопросы) |
1 |
19 |
|
38 |
Новейшее время: история продолжается сегодня. Модуль Кроссворд с.249. з. с.28-32 (вопросы) |
1 |
19 |
|
Страницы истории России (21ч.)
39. |
Жизнь древних славян. Модуль Викторина с.263 Д. з. с.34-39 (вопросы) |
1 |
20 |
|
40. |
Во времена Древней Руси. Модуль Викторина с.272-273 Д. з. С.40-45 (задание 2) |
1 |
20 |
|
41 |
Страна городов. Модуль Кроссворды с.276-277 Д. з. с.46-54 (вопросы) |
1 |
21 |
|
42 |
Из книжной сокровищницы Древней Руси. Модуль Викторина с.287-288 Д. з. с.55-58 (вопросы) |
1 |
21 |
|
43 |
Трудные времена на Русской земле. Модуль Мозговой штурм с.297-298 Д. з. с.59-64(задание 2) |
1 |
22 |
|
44 |
Русь расправляет крылья. Модуль Кроссворд с. 300 Д. з. с.65-69(вопросы) |
1 |
22 |
|
45 |
Куликовская битва. Модуль Викторина с. 301 Д. з. с.70-74 (задание 2) |
1 |
23 |
|
46 |
Иван Третий. Модуль Викторина с.316-317 Д. з. с.75-81 (вопросы) |
1 |
23 |
|
47 |
Мастера печатных дел. Модуль Кроссворд с.319 Д. з. с.82-86 (вопросы) |
1 |
24 |
|
48 |
Патриоты России . Модуль Викторина с.328 Д. з. с.87-93 (вопросы) |
1 |
24 |
|
49 |
Петр Великий. Модуль Мозговой штурм с.332 Д. з. с.94-100 (задание 2,3) |
1 |
25 |
|
50 |
Михаил Васильевич Ломоносов. Модуль Конкурс «М. В. Ломоносов» с.337 Д. з.с.101-104 (вопросы) |
1 |
25 |
|
51 |
Контрольная работа за четверть |
1 |
26 |
|
52. |
Екатерина Великая. Модуль Кроссворд с.340-341 Д. з. с.105-111 (задание 3) |
1 |
26 |
|
53. |
Отечественная война 1812 года. Модуль Игра «Домино» с.346 Д. з. с.112-121 (Странички любознательных) |
1 |
27 |
|
54. |
Страницы истории XIX века. Модуль Блицопрос с.353 Д. з. с.122-126(задание 2) |
1 |
27 |
|
55. |
Россия вступает в XX век. Модуль Викторина с.359-360 Д. з. с.127-135 (вопросы) |
1 |
28 |
|
56. |
Страницы истории 1920–1930-х годов. Модуль Викторина с.364 Д. з. с.136-139(вопросы) |
1 |
28 |
|
57. |
Великая Отечественная война и Великая Победа. Модуль Дополнительный материал с.370-373 Д. з. с.140-146 (вопросы) |
1 |
29 |
|
58. |
Страна, открывшая путь в космос. Модуль Загадки с.377 Д. з. с.147-152 (Странички для любознательных). |
1 |
29 |
|
59 |
Мониторинг |
1 |
30 |
|
Современная Россия ( 9 часов) |
||||
60. |
Основной закон России и права человека. Модуль Викторина с.386-387 Д. з. с.156-163 (задание 2) |
1 |
30 |
|
61 |
Мы- граждане России. Модуль Викторина с.390-391 Д. з. с.164-167 (вопросы). |
1 |
31 |
|
62 |
Славные символы России. Модуль Конкурс «Верный ответ» с.397Д. з. с.168-174 (задание 2) |
1 |
31 |
|
63 |
Такие разные праздники. Модуль Конкурс «Кто больше?» с. 402 Д. з. с.175-179 (задание 2,3) |
1 |
32 |
|
64-65 |
Путешествие по России. Модуль Кроссвордс.401-402 . Д. з. с. 180-192 (вопросы) |
2 |
32-33 |
|
66 |
Административная контрольная работа за год |
1 |
33 |
|
67 |
Анализ административной контрольной работы. Путешествие по России. Модуль Игра «Кто больше?» Д. з. с. 193-203 (вопросы) |
1 |
34 |
|
68 |
Презентация проектов (по выбору). Модуль Защита проектов |
1 |
34 |
|
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности, и методического обеспечения |
Наглядные пособия: · Натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы; · Гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты; · коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых; · изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.; · географические и исторические карты; · предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: · Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету Технические средства обучения (ТСО): · Телевизор · Видеоплейер (видеомагнитофон). · Персональный компьютер. · Диапроектор (эпидиаскоп). · Мультимедийный проектор · Экранно-звуковые пособия · Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме). · Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме) Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: · Термометры для измерения температуры воздуха, воды. · Термометр медицинский. · Лупа. · Компас. · Часы с синхронизированными стрелками. · Микроскоп (цифровой по возможности). · Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения : для измерения веса (весы рычажные весы пружинные, наборы разновесов и т. д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т. п. · Оборудование для уголка живой природы: предметы ухода за растениями и животными. · Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг). · Модель «Торс человека» с внутренними органами. · Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта. · Муляжи овощей, фруктов, грибов с учетом содержания обучения. Натуральные объекты: · Коллекции полезных ископаемых. · Коллекции плодов и семян растений. · Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения). · Живые объекты (комнатные растения, животные ) · Тихомирова Е.М. Мир вокруг нас. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» к учебному комплекту А.А. Плешакова «Мир вокруг нас». 4 класс М:. «Экзамен» 2012 · Казакова О. В., Сбоева Н. А., Гаврилкина Н. И. Универсальные поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. М.: ВАКО, 2012, · Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2010, 1 часть, · Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2013 · Плешаков А. А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2014, · Плешаков А. А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 4 класса начальной школы. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014 · Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2014 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.