Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса разработана учителем начальных классов на основе следующих нормативных актов и учебно-методических документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №273 ФЗ)
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г №373) с изменениями внесенными приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1576.
3. Письма Минобрнауки России от 03.03.2016 N 08-334 «Об оптимизации требований к структуре рабочей программы учебных предметов»
4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.2015 № 08-1786.
5. Программы начального общего образования, образовательной программы «Школа России». Окружающиймир,разработанная автором Плешаков А. А. , Просвещение 2019 г.
6. Основной образовательной программы начального общего образования МОАУ «ГИМНАЗИЯ №2», 2019 г.
7. Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) по ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО МОАУ ГИМНАЗИЯ.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 3 класса начальной школы. 2 части – М.: Просвещение,
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• овладениеосновамигражданскойидентичностиличностивформеосознания «Я»какгражданинаРоссии,знающегоилюбящегоеё природу икультуру;
• проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;
• формированиегуманистическихидемократическихценностныхориентацийнаосновезнакомствасисторико-культурнымнаследиеми современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежнойЕвропы;
• целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами инародами;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройствегосударств;
• формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;
• внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно- познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде исоциуме;
• осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы икультуры;
• эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных странмира;
• этическиечувстваинормынаосновепредставленийовнутреннеммиречеловека, егодушевныхбогатствах,атакжечерезосвоениенорм экологическойэтики;
• способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочнойдеятельности;
• установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведениявопасныхситуациях(вквартире,доме,на улице,вокружающейместности,вприроде),правилэкологическойбезопасностив повседневнойжизни;
• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
• понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённуюучителем;
• сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапахурока);
• выделять из темы урока известные и неизвестные знания иумения;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводитьпримеры);
• планировать свои действия в течениеурока;
• фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своимуспехам/неуспехам;
• оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданныеучителем;
• соотносить выполнение работы с алгоритмом ирезультатом;
• контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленныхправил;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебныезадачи.
• понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК дляпередачи информации;
• выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной инаучно-познавательной);
• использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебныхзадач;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий,таблиц;
• анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных при- знаков;
• классифицировать объекты по заданным (главным)критериям;
• сравнивать объекты по различнымпризнакам;
• осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ ипр.;
• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,объектами;
• строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастныминормами;
• проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т.д.;
• моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговоротвеществ).
• включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем ивопросов;
• формулировать ответы навопросы;
• слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говоритсобеседник;
• договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности;
• высказывать мотивированное, аргументированное суждение по темеурока;
• проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра вобщении;
• признавать свои ошибки, озвучиватьих;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» идр.;
• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнениизаданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей,норм);
• готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощьювзрослых;
• составлять рассказ на заданнуютему;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимуювзаимопомощь;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех егоучастников.
• находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этихгородов;
• осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории икультуры;
• находить на карте страны — соседи России и ихстолицы;
• определять и кратко характеризовать место человека в окружающеммире;
• осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения кприроде;
• различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мирачеловека;
• различать тела, вещества, частицы, описывать изученныевещества;
• проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторноеоборудование;
• исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды вприроде;
• классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученнымгруппам;
• пользоваться атласом-определителем для распознавания природныхобъектов;
• обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения кприроде;
• приводить примеры растений и животных из Красной книгиРоссии;
• использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений оприроде;
• устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органовчеловека;
• использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своегоздоровья;
• оказывать первую помощь при несложных несчастныхслучаях;
• вырабатывать правильнуюосанку;
• выполнять правила рационального питания, закаливания, предупрежденияболезней;
• понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующиеправила;
• правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечкегаза;
• соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать ихуказаниям;
• понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегатьеё;
• соблюдать правила безопасного поведения вприроде;
• понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневнойжизни;
• раскрывать роль экономики в нашейжизни;
• осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
• различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи междуними;
• понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторыхстран;
• объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданамистраны;
• понимать, как ведётся хозяйствосемьи;
• обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологическиепрогнозы;
• рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников(таблица, текст и иллюстрацииучебника);
• приводитьпримерыдостопримечательностейразныхстран,ценитьуважительные,добрососедскиеотношениямеждустранамии народами;
• использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке иобществе.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
• умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве РоссийскойФедерации;
• чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в еёразвитие;
• осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство вмногообразии»;
• понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурноенаследие»;
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка,эколога;
• уважительноеотношениекисторииикультуренародовРоссииимирачерезпониманиеихвзаимнойсвязиипредставлениео необходимости исторической преемственности в жизниобщества;
• начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении еёбудущего;
• осознаннаяготовностьквыполнениюсоциальнойролиученика(действоватьвсоответствииснормамииправиламишкольнойжизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смыслучения;
• самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущееРоссии*;
• эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периодыистории;
• этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные историческиепериоды;
• навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочнойдеятельности;
• установканабезопасный,здоровый образжизнинаосновезнанийоприродномразнообразииРоссииизависимоститрудаибыталюдейот природныхусловий;
• мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родногокрая.
• понимать и самостоятельно формулировать учебнуюзадачу;
• сохранять учебную задачу в течение всегоурока;
• ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материаломурока;
• выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемойтеме;
• планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры,делать обобщение);
• планировать своидействия;
• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам инеуспехам;
• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу егореализации;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль порезультату;
• контролировать и корректировать свои действия в учебномсотрудничестве;
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебныезадачи;
• использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своейдеятельности.
• понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачиинформации;
• осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебныхзаданий;
• выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных ипознавательных);
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебныхзадач;
• понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественныхпризнаков;
• осуществлять сравнение и классификацию по заданнымкритериям;
• устанавливать причинно-следственныесвязи;
• строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах исвязях;
• строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастныминормами;
• проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ ипр.;
• ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
• моделировать экологические связи в природныхсообществах.
• включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задаватьвопросы;
• формулировать ответы навопросы;
• слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говоритсобеседник;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновенияинтересов;
• формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменнойформе;
• аргументировать своюпозицию;
• понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера вобщении;
• признавать свои ошибки, озвучиватьих;
• употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» идр.;
• понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнениизаданий;
• строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей,норм);
• готовить сообщения, выполнять проекты потеме;
• составлять рассказ на заданнуютему;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимуювзаимопомощь;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех егоучастников;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а чтонет;
• использовать речь для регуляции своегодействия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативныхзадач;
• достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимуюпартнёру.
• понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за своюстрану;
• находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городовРоссии;
• называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизнистраны;
• называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главыгосударства;
• понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды еёистории;
• объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры правребёнка;
• раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов другихстран;
• называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народовРоссии;
• рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка,эколога;
• проводить несложные астрономическиенаблюдения;
• изготавливать модели планет исозвездий;
• использовать глобус и карту мира для получения информации оЗемле;
• анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы ихрешения;
• приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Краснойкниги;
• находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природныезоны;
• объяснять,почемупроисходитсменаприродныхзонвнашейстране,даватьхарактеристикуприроднойзоныпоплану,сравнивать различные природныезоны;
• приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгуРоссии;
• выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощьюмоделей;
• оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парковРоссии;
• давать краткую характеристику своегокрая;
• различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живойприроды;
• давать краткую характеристику природных сообществ своегокрая;
• выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощьюмоделей;
• оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природныхсообществах;
• рассказывать об охране природы в своёмкрае;
• различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своегокрая;
• приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации опрошлом;
• соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «лентевремени»;
• читать историческуюкарту;
• перечислятьэпохиисториичеловечествавправильнойпоследовательности,краткохарактеризоватькаждуюэпоху,узнаватьисторическую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до нашихдней;
• с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планетуЗемля;
• описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в историичеловечества;
• показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных историческихсобытий;
• рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях историиРоссии;
• соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в историиРоссии;
• составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения оних;
• описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать ихдостопримечательности;
• называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культурыРоссии;
• находить в домашнем архиве историческиесвидетельства;
• раскрывать связь современной России с еёисторией;
• использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природы Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом инастоящем.
Формы работы: фронтальная работа; групповая работа; парная работа; индивидуальная работа.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
по окружающему миру в 3 классе (68 ч)
Как устроен мир (6 ч)
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой при роды. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д Роль природы в жизни людей.
Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества.:
Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие 7 растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных(насекомые,рыбы,земноводные,пре-тыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы - потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, - ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предубеждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопроводе утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль вобеспеченииопасного движения. Основные группы дорожных знаков:предупреждающие, запрещающие предписывающие, информационно-указательные,стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др.
Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и отзагрязнение воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Чему учит экономика (11 ч)
Потребности люд ей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государев тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - од-г из важнейших задач общества в XXI веке.
Путешествие по городам и странам (16 ч)
Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее,основные достопримечательности,охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые -люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества каждого.
Тематическое планирование
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
Практическая часть |
||
Контрольные работы |
Практические работы |
Проверочные работы |
|||
1. |
Как устроен мир |
7 |
0 |
0 |
1 |
2. |
Эта удивительная природа |
19 |
0 |
3 |
1 |
3. |
Мы и наше здоровье |
10 |
0 |
2 |
1 |
4. |
Наша безопасность |
8 |
0 |
2 |
1 |
5. |
Чему учит экономика |
12 |
0 |
3 |
1 |
6. |
Путешествие по городам и странам |
12 |
1 |
0 |
1 |
ИТОГО |
|
68 |
1 |
10 |
6 |
График контрольных работ
№ |
Вид работ |
Количество часов |
Календарные сроки |
|
По плану |
Фактически |
|||
1. |
Проверочная работа по теме«Как устроен мир». |
1 |
|
|
2. |
Практическая работа. |
1 |
|
|
3. |
Практическая работа. |
1 |
|
|
4. |
Практическая работа. |
1 |
|
|
5. |
Проверочная работа по теме«Эта удивительная природа». |
1 |
|
|
6. |
Практическая работа. |
1 |
|
|
7. |
Практическая работа. |
1 |
|
|
8. |
Проверочная работа по теме«Мы и наше здоровье». |
1 |
|
|
9. |
Проверочная работа по теме«Нашабезопасность». |
1 |
|
|
10. |
Практическая работа. |
1 |
|
|
11. |
Практическая работа«Знакомство с культурными растениями». |
1 |
|
|
12. |
Практическая работа«Знакомство с различными монетами». |
1 |
|
|
13. |
Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации. |
1 |
|
|
14. |
Проверочная работа по теме«Чему учит экономика». |
1 |
|
|
15. |
Проверочная работа по теме «Путешествие по городам и странам» |
1 |
|
|
Календарно – тематическое планирование.
№ |
Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) |
Количество часов |
Календарные сроки |
|
По плану |
Фактически |
|||
|
Как устроен мир? |
7 |
|
|
1. |
Природа. Ценность природы для людей. Экскурсия. |
1 |
3.09 |
|
2. |
Человек. |
1 |
5.09 |
|
3. |
Наши проекты: «Богатства, отданные людям». |
1 |
10.09 |
|
4. |
Общество. |
1 |
12.09 |
|
5. |
Что такое экология. |
1 |
17.09 |
|
6 |
Природа в опасности! Охрана природы. |
1 |
19.09 |
|
7 |
Обобщение урок. Проверочная работа по теме«Как устроен мир». |
1 |
24.09 |
|
|
Эта удивительная природа |
19 |
|
|
8 |
Тела, вещества, частицы. Практическая работа. |
1 |
26.09 |
|
9 |
Разнообразие веществ. |
1 |
1.10 |
|
10 |
Воздух и его охрана. |
1 |
3.10 |
|
11 |
Вода. Практическая работа. |
1 |
8.10 |
|
12 |
Превращения и круговорот воды. |
1 |
10.10 |
|
13 |
Берегите воду! |
1 |
15.10 |
|
14 |
Что такое почва. |
1 |
17.10 |
|
15 |
Разнообразие растений. Экскурсия. |
1 |
22.10 |
|
16 |
Солнце, растения и мы с вами. |
1 |
24.10 |
|
17 |
Размножение и развитие растений. |
1 |
5.11 |
|
18 |
Охрана растений. |
1 |
7.11 |
|
19 |
Разнообразие животных. |
1 |
12.11 |
|
20 |
Кто что ест. |
1 |
14.11 |
|
21 |
Наши проекты: «Разнообразие природы родного края». |
1 |
19.11 |
|
22 |
Размножение и развитие животных. |
1 |
21.11 |
|
23 |
Охрана животных. |
1 |
26.11 |
|
24 |
В царстве грибов. |
1 |
28.11 |
|
25 |
Великий круговорот жизни. Практическая работа. |
1 |
3.12 |
|
26 |
Обобщение урок.Проверочная работа по теме«Эта удивительная природа». |
1 |
5.12 |
|
|
Мы и наше здоровье |
10 |
|
|
27 |
Организм человека. |
1 |
10.12 |
|
28 |
Органы чувств. |
1 |
12.12 |
|
29 |
Надёжная защита организма. Практическая работа. |
1 |
17.12 |
|
30 |
Опора тела и движение. |
1 |
19.12 |
|
31 |
Наше питание. |
1 |
24.12 |
|
32 |
Наши проекты: «Школа кулинаров». |
1 |
26.12 |
|
33 |
Дыхание и кровообращение. Практическая работа. |
1 |
|
|
34 |
Умей предупреждать болезни. |
1 |
|
|
35 |
Здоровый образ жизни. |
1 |
|
|
36 |
Обобщающий урок. Проверочная работа по теме«Мы и наше здоровье». |
1 |
|
|
|
Наша безопасность |
8 |
|
|
37 |
Огонь, вода и газ. |
1 |
|
|
38 |
Чтобы путь был счастливым. |
1 |
|
|
39 |
Дорожные знаки. Экскурсия:Дорожные знаки в окрестностях школы. |
1 |
|
|
40 |
Наши проекты: «Кто нас защищает». |
1 |
|
|
41 |
Опасные места. |
1 |
|
|
42 |
Природа и наша безопасность. |
1 |
|
|
43 |
Экологическая безопасность. |
1 |
|
|
44 |
Обобщающий урок. Проверочная работа по теме«Нашабезопасность». |
1 |
|
|
|
Чему учит экономика? |
12 |
|
|
45 |
Для чего нужна экономика. |
1 |
|
|
46 |
Природные богатства и труд людей – основа экономики. |
1 |
|
|
47 |
Полезные ископаемые. Практическая работа. |
1 |
|
|
48 |
Растениеводство.Практическая работа«Знакомство с культурными растениями». |
1 |
|
|
49 |
Животноводство. |
1 |
|
|
50 |
Какая бывает промышленность. |
1 |
|
|
51 |
Наши проекты «Экономика родного края». |
1 |
|
|
52 |
Что такое деньги? Практическая работа«Знакомство с различными монетами». |
1 |
|
|
53 |
Государственный бюджет. |
1 |
|
|
54 |
Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации. Семейный бюджет. |
1 |
|
|
55 |
Экономика и экология. |
1 |
|
|
56 |
Обобщающий урок. Проверочная работа по теме«Чему учит экономика». |
1 |
|
|
|
Путешествие по городам и странам |
12 |
|
|
57 |
Золотое кольцо России. |
1 |
|
|
58. |
Золотое кольцо России. |
1 |
|
|
59. |
Золотое кольцо России. |
1 |
|
|
60 |
Наши проекты: "Музей путешествий". |
1 |
|
|
61 |
Наши ближайшие соседи. |
1 |
|
|
62 |
На севере Европы. |
1 |
|
|
63 |
Что такое Бенилюкс. |
1 |
|
|
64 |
В центре Европы. |
1 |
|
|
65 |
По Франции и Великобритании. |
1 |
|
|
66 |
На юге Европы. |
1 |
|
|
67 |
По знаменитым местам мира. |
1 |
|
|
68 |
Обобщающий урок. Проверочная работа по теме «Путешествие по городам и странам» |
1 |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.