Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» .«Школа России».

  • docx
  • 16.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала окр мир.docx

 

 

 

 

Рабочая программа по предмету  «Окружающий мир» для 3 класса разработана учителем начальных классов   на основе следующих нормативных актов и учебно-методических документов:

 

1.                 Федерального  закона  «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №273 ФЗ)

2.                 Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования  (Приказ Минобрнауки России от 6 октября  2009 г №373) с изменениями внесенными приказом министерства образования и науки Российской  Федерации от 31.12.2015 г.  № 1576.

3.     Письма  Минобрнауки России от 03.03.2016 N 08-334 «Об оптимизации требований к структуре рабочей программы учебных предметов»

4.     Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.2015 №  08-1786.

 

5.     Программы начального общего образования, образовательной программы «Школа России». Окружающиймир,разработанная автором Плешаков А. А. ,  Просвещение 2019 г.

6.     Основной образовательной программы начального общего образования  МОАУ «ГИМНАЗИЯ №2», 2019 г.

7.     Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) по ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО МОАУ ГИМНАЗИЯ.

 

 

 

 

 

 

 

Для реализации программы используется  учебно-методический комплект:  

1.      Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 3 класса начальной школы. 2 части – М.: Просвещение,

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

 

3 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

                     овладениеосновамигражданскойидентичностиличностивформеосознания «Я»какгражданинаРоссии,знающегоилюбящегоеё природу икультуру;

                     проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с историко-культурным наследием городов Золотого кольца России;

                     формированиегуманистическихидемократическихценностныхориентацийнаосновезнакомствасисторико-культурнымнаследиеми современной жизнью разных стран, в том числе стран зарубежнойЕвропы;

                     целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами инародами;

                     уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов на основе знакомства с многообразием стран и народов на Земле, выявления общего и различного в политическом устройствегосударств;

                     формирование начальных навыков адаптации в мире через освоение основ безопасной жизнедеятельности, правил поведения в природной и социальной среде;

                     внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца ответственного ученика; мотивы учебной деятельности (учебно- познавательные, социальные); осознание личностного смысла учения как условия успешного взаимодействия в природной среде исоциуме;

                     осознание личностной ответственности за свои поступки, в том числе по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих, к объектам природы икультуры;

                     эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в ее многообразии, знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками истории и культуры городов России и разных странмира;

                     этическиечувстваинормынаосновепредставленийовнутреннеммиречеловека, егодушевныхбогатствах,атакжечерезосвоениенорм экологическойэтики;

                     способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (при ведении домашнего хозяйства, пользовании личными деньгами, соблюдении правил экологической безопасности в семье), доброжелательное отношение к окружающим, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к чужому мнению, в том числе в ходе проектной и внеурочнойдеятельности;

                     установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведениявопасныхситуациях(вквартире,доме,на улице,вокружающейместности,вприроде),правилэкологическойбезопасностив повседневнойжизни;

                     мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

                     понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённуюучителем;

                     сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапахурока);

                     выделять из темы урока известные и неизвестные знания иумения;

                     планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводитьпримеры);

                     планировать свои действия в течениеурока;

                     фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своимуспехам/неуспехам;

                     оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданныеучителем;

                     соотносить выполнение работы с алгоритмом ирезультатом;

                     контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленныхправил;

                     в сотрудничестве с учителем ставить новые учебныезадачи.

Познавательные

                     понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК дляпередачи информации;

                     выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной инаучно-познавательной);

                     использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебныхзадач;

                     понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий,таблиц;

                     анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных при- знаков;

                     классифицировать объекты по заданным (главным)критериям;

                     сравнивать объекты по различнымпризнакам;

                     осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ ипр.;

                     устанавливать причинно-следственные связи между явлениями,объектами;

                     строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастныминормами;

                     проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т.д.;

                     моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговоротвеществ).

Коммуникативные

                     включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем ивопросов;

                     формулировать ответы навопросы;

                     слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говоритсобеседник;

                     договариваться и приходить к общему решению в совместнойдеятельности;

                     высказывать мотивированное, аргументированное суждение по темеурока;

                     проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра вобщении;

                     признавать свои ошибки, озвучиватьих;

                     употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» идр.;

                     понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнениизаданий;

                     строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей,норм);

                     готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощьювзрослых;

                     составлять рассказ на заданнуютему;

                     осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимуювзаимопомощь;

                     продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех егоучастников.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

                     находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этихгородов;

                     осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории икультуры;

                     находить на карте страны — соседи России и ихстолицы;

                     определять и кратко характеризовать место человека в окружающеммире;

                     осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения кприроде;

                     различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мирачеловека;

                     различать тела, вещества, частицы, описывать изученныевещества;

                     проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторноеоборудование;

                     исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды вприроде;

                     классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученнымгруппам;

                     пользоваться атласом-определителем для распознавания природныхобъектов;

                     обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения необходимости бережного отношения кприроде;

                     приводить примеры растений и животных из Красной книгиРоссии;

                     использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений оприроде;

                     устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органовчеловека;

                     использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своегоздоровья;

                     оказывать первую помощь при несложных несчастныхслучаях;

                     вырабатывать правильнуюосанку;

                     выполнять правила рационального питания, закаливания, предупрежденияболезней;

                     понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующиеправила;

                     правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечкегаза;

                     соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать ихуказаниям;

                     понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегатьеё;

                     соблюдать правила безопасного поведения вприроде;

                     понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневнойжизни;

                     раскрывать роль экономики в нашейжизни;

                     осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;

                     различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи междуними;

                     понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторыхстран;

                     объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданамистраны;

                     понимать, как ведётся хозяйствосемьи;

                     обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологическиепрогнозы;

                     рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников(таблица, текст и иллюстрацииучебника);

                     приводитьпримерыдостопримечательностейразныхстран,ценитьуважительные,добрососедскиеотношениямеждустранамии народами;

                     использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке иобществе.

4 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

                     основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

                     умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве РоссийскойФедерации;

                     чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в еёразвитие;

                     осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство вмногообразии»;

                     понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурноенаследие»;

                     целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка,эколога;

                     уважительноеотношениекисторииикультуренародовРоссииимирачерезпониманиеихвзаимнойсвязиипредставлениео необходимости исторической преемственности в жизниобщества;

                     начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении еёбудущего;

                     осознаннаяготовностьквыполнениюсоциальнойролиученика(действоватьвсоответствииснормамииправиламишкольнойжизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смыслучения;

                     самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущееРоссии*;

                     эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периодыистории;

                     этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные историческиепериоды;

                     навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочнойдеятельности;

                     установканабезопасный,здоровый образжизнинаосновезнанийоприродномразнообразииРоссииизависимоститрудаибыталюдейот природныхусловий;

                     мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родногокрая.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные

                     понимать и самостоятельно формулировать учебнуюзадачу;

                     сохранять учебную задачу в течение всегоурока;

                     ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материаломурока;

                     выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемойтеме;

                     планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры,делать обобщение);

                     планировать своидействия;

                     фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам инеуспехам;

                     самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу егореализации;

                     осуществлять итоговый и пошаговый контроль порезультату;

                     контролировать и корректировать свои действия в учебномсотрудничестве;

                     в сотрудничестве с учителем ставить новые учебныезадачи;

                     использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своейдеятельности.

Познавательные

                     понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачиинформации;

                     осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебныхзаданий;

                     выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных ипознавательных);

                     использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебныхзадач;

                     понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

                     осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественныхпризнаков;

                     осуществлять сравнение и классификацию по заданнымкритериям;

                     устанавливать причинно-следственныесвязи;

                     строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах исвязях;

                     строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастныминормами;

                     проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ ипр.;

                     ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

                     моделировать экологические связи в природныхсообществах.

Коммуникативные

                     включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задаватьвопросы;

                     формулировать ответы навопросы;

                     слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говоритсобеседник;

                     договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновенияинтересов;

                     формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменнойформе;

                     аргументировать своюпозицию;

                     понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера вобщении;

                     признавать свои ошибки, озвучиватьих;

                     употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» идр.;

                     понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнениизаданий;

                     строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей,норм);

                     готовить сообщения, выполнять проекты потеме;

                     составлять рассказ на заданнуютему;

                     осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимуювзаимопомощь;

                     продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех егоучастников;

                     строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а чтонет;

                     использовать речь для регуляции своегодействия;

                     адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативныхзадач;

                     достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимуюпартнёру.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

                     понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за своюстрану;

                     находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городовРоссии;

                     называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизнистраны;

                     называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главыгосударства;

                     понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды еёистории;

                     объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры правребёнка;

                     раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов другихстран;

                     называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народовРоссии;

                     рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка,эколога;

                     проводить несложные астрономическиенаблюдения;

                     изготавливать модели планет исозвездий;

                     использовать глобус и карту мира для получения информации оЗемле;

                     анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы ихрешения;

                     приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Краснойкниги;

                     находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природныезоны;

                     объяснять,почемупроисходитсменаприродныхзонвнашейстране,даватьхарактеристикуприроднойзоныпоплану,сравнивать различные природныезоны;

                     приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгуРоссии;

                     выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощьюмоделей;

                     оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парковРоссии;

                     давать краткую характеристику своегокрая;

                     различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живойприроды;

                     давать краткую характеристику природных сообществ своегокрая;

                     выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощьюмоделей;

                     оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природныхсообществах;

                     рассказывать об охране природы в своёмкрае;

                     различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своегокрая;

                     приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации опрошлом;

                     соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «лентевремени»;

                     читать историческуюкарту;

                     перечислятьэпохиисториичеловечествавправильнойпоследовательности,краткохарактеризоватькаждуюэпоху,узнаватьисторическую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до нашихдней;

                     с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планетуЗемля;

                     описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в историичеловечества;

                     показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных историческихсобытий;

                     рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях историиРоссии;

                     соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в историиРоссии;

                     составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения оних;

                     описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать ихдостопримечательности;

                     называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культурыРоссии;

                     находить в домашнем архиве историческиесвидетельства;

                     раскрывать связь современной России с еёисторией;

                     использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природы Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом инастоящем.

 

Формы работы: фронтальная работа; групповая работа; парная работа; индивидуальная работа.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

по окружающему миру в 3 классе (68 ч)

Как устроен мир (6 ч)

Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой при роды. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т.д Роль природы в жизни людей.

Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества.:

Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие 7 растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных(насекомые,рыбы,земноводные,пре-тыкающиеся, птицы, звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы - потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, - ее роль в организме. Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предубеждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопроводе утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль вобеспеченииопасного            движения.      Основные      группы           дорожных      знаков:предупреждающие,            запрещающие            предписывающие,    информационно-указательные,стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др.

Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и отзагрязнение воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Чему учит экономика (11 ч)

Потребности люд ей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государев тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - од-г из важнейших задач общества в XXI веке.

Путешествие по городам и странам (16 ч)

Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее,основные достопримечательности,охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые -люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества каждого.

 

Тематическое планирование

 

№ п/п

Название темы

Количество часов

Практическая часть

Контрольные работы

Практические работы

Проверочные работы

1.

Как устроен мир

7

0

0

1

2.

Эта удивительная природа

19

0

3

1

3.

Мы и наше здоровье

10

0

2

1

4.

Наша безопасность

8

0

2

1

5.

Чему учит экономика

12

0

3

1

6.

Путешествие по городам и странам

12

1

0

1

ИТОГО

 

68

1

10

6


График контрольных работ

Вид работ

Количество

часов

Календарные сроки

По плану

Фактически

1.                   

Проверочная работа по теме«Как устроен мир».

1

 

 

2.                   

Практическая работа.

1

 

 

3.                   

Практическая работа.

1

 

 

4.                   

Практическая работа.

1

 

 

5.                   

Проверочная работа по теме«Эта удивительная природа».

1

 

 

6.                   

Практическая работа.

1

 

 

7.                   

Практическая работа.

1

 

 

8.                   

Проверочная работа по теме«Мы и наше здоровье».

1

 

 

9.                   

Проверочная работа по теме«Нашабезопасность».

1

 

 

10.               

Практическая работа.

1

 

 

11.               

Практическая работа«Знакомство с культурными растениями».

1

 

 

12.               

Практическая работа«Знакомство с различными монетами».

1

 

 

13.               

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации.

1

 

 

14.               

Проверочная работа по теме«Чему учит экономика».

1

 

 

15.               

Проверочная работа по теме «Путешествие по городам и странам»

1

 

 

 

Календарно – тематическое планирование.

Тема урока

(этап проектной или исследовательской деятельности)

Количество

часов

Календарные сроки

По плану

Фактически

 

Как устроен мир?

7

 

 

1.

Природа. Ценность природы для людей. Экскурсия.

1

3.09

 

2.

Человек.

1

5.09

 

3.

Наши проекты: «Богатства, отданные людям».

1

10.09

 

4.

Общество.

1

12.09

 

5.

Что такое экология.

1

17.09

 

6

Природа в опасности! Охрана природы.

1

19.09

 

7

Обобщение урок. Проверочная работа по теме«Как устроен мир».

1

24.09

 

 

Эта удивительная природа

19

 

 

8

Тела, вещества, частицы. Практическая работа.

1

26.09

 

9

Разнообразие веществ.

1

1.10

 

10

Воздух и его охрана.

1

3.10

 

11

Вода. Практическая работа.

1

8.10

 

12

Превращения и круговорот воды.

1

10.10

 

13

Берегите воду!

1

15.10

 

14

Что такое почва.

1

17.10

 

15

Разнообразие растений. Экскурсия.

1

22.10

 

16

Солнце, растения и мы с вами.

1

24.10

 

17

Размножение и развитие растений.

1

5.11

 

18

Охрана растений.

1

7.11

 

19

Разнообразие животных.

1

12.11

 

20

Кто что ест.

1

14.11

 

21

Наши проекты: «Разнообразие природы родного края».

1

19.11

 

22

Размножение и развитие животных.

1

21.11

 

23

Охрана животных.

1

26.11

 

24

В царстве грибов.

1

28.11

 

25

Великий круговорот жизни. Практическая работа.

1

3.12

 

26

Обобщение урок.Проверочная работа по теме«Эта удивительная природа».

1

5.12

 

 

Мы и наше здоровье

10

 

 

27

Организм человека.

1

10.12

 

28

Органы чувств.

1

12.12

 

29

Надёжная защита организма. Практическая работа.

1

17.12

 

30

Опора тела и движение.

1

19.12

 

31

Наше питание.

1

24.12

 

32

Наши проекты: «Школа кулинаров».

1

26.12

 

33

Дыхание и кровообращение. Практическая работа.

1

 

 

34

Умей предупреждать болезни.

1

 

 

35

Здоровый образ жизни.

1

 

 

36

Обобщающий урок. Проверочная работа по теме«Мы и наше здоровье».

1

 

 

 

Наша безопасность

8

 

 

37

Огонь, вода и газ.

1

 

 

38

Чтобы путь был счастливым.

1

 

 

39

Дорожные знаки. Экскурсия:Дорожные знаки в окрестностях школы.

1

 

 

40

Наши проекты: «Кто нас защищает».

1

 

 

41

Опасные места.

1

 

 

42

Природа и наша безопасность.

1

 

 

43

Экологическая безопасность.

1

 

 

44

Обобщающий урок. Проверочная работа по теме«Нашабезопасность».

1

 

 

 

Чему учит экономика?

12

 

 

45

Для чего нужна экономика.

1

 

 

46

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

 

 

47

Полезные ископаемые. Практическая работа.

1

 

 

48

Растениеводство.Практическая работа«Знакомство с культурными растениями».

1

 

 

49

Животноводство.

1

 

 

50

Какая бывает промышленность.

1

 

 

51

Наши проекты «Экономика родного края».

1

 

 

52

Что такое деньги? Практическая работа«Знакомство с различными монетами».

1

 

 

53

Государственный бюджет.

1

 

 

54

Контрольная работа в рамках промежуточной аттестации.

Семейный бюджет.

1

 

 

55

Экономика и экология.

1

 

 

56

Обобщающий урок. Проверочная работа по теме«Чему учит экономика».

1

 

 

 

Путешествие по городам и странам

12

 

 

57

Золотое кольцо России.

1

 

 

58.

Золотое кольцо России.

1

 

 

59.

Золотое кольцо России.

1

 

 

60

Наши проекты: "Музей путешествий".

1

 

 

61

Наши ближайшие соседи.

1

 

 

62

На севере Европы.

1

 

 

63

Что такое Бенилюкс.

1

 

 

64

В центре Европы.

1

 

 

65

По Франции и Великобритании.

1

 

 

66

На юге Европы.

1

 

 

67

По знаменитым местам мира.

1

 

 

68

Обобщающий урок. Проверочная работа по теме «Путешествие по городам и странам»

1