Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика"
Оценка 4.6

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика"

Оценка 4.6
docx
04.10.2023
Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика"
Рабочая программа по ОРКСЭ.docx

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль  «Светская этика»

                                                             4 класс

 

 

Пояснительная записка

-Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» на основе авторской программы Данилюк А.Я., Емельянова Т.В., Марченко О.Н. и др. (учебно-методический комплект «Перспектива»).

 

-Требования к оснащению  образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

 

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах светской этики, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ светской этики в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики. В НОЧУ «Подснежник»  по социальному заказу родителей учащихся был выбран  модуль «Основы светской этики», знакомящий школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. 

 

Общая характеристика модуля «Основы светской этики»

Цель модульного учебного курса «Основы светской этики»— формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» —являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу  модуля.

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос  совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

• общая историческая судьба народов России;

• единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Образовательный процесс в границах учебного модуля «Основы светской этики» и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о светской этике посредством:

• ориентации содержания модуля учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

• педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания  модуля учебного курса;

• системы связей, устанавливаемых между модулем «Основы светской этики» и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

• ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

• единых требований к результатам освоения содержания учебного модуля.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного модуля и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

 

Ценностные ориентиры содержания  модуля «Основы светской этики»

 

В результате изучения обуча­ющиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать религиозную культуру как явление культуры наро­дов России, у школьников будет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к традициям, обычаям, достижениям науки и произведениям искусства. Знакомство с религиозной культурой станет для учеников основой для размышления над морально-этическими нормами различных религий и будет способствовать:

                     их нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

                     пониманию ими значения нравственности, веры и рели­гии в жизни человека и общества;

                     становлению их внутренней установки поступать соглас­но своей совести;

                     осознанию ими ценности человеческой жизни;

                     развитию их коммуникативных качеств.

В результате изучения у школьников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет формироваться потребность в си­стематическом чтении книг культурологического содержания как средстве познания и понимания культуры разных народов России.

Младшие школьники будут учиться полноценно восприни­мать притчи как произведения морально-этического содержа­ния, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они полу­чат возможность воспринимать архитектурные сооружения как особый вид искусства, соотносить его с другими видами ис­кусства.

Содержание модуля, методические приёмы и формы его преподавания ориентированы на формирование у младшего школьника нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России.

 

Место модуля «Основы светской этики» комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики» в учебном плане.

Учебный модуль «Основы светской этики»  изучается в объёме 1 ч в неделю в  4 классе (34часа).

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными.
В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта.

Основные задачи модуля «Основы светской этики»

Модуль «Основы светской этики» предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представле­ния о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на пред­ставления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них. Основной задачей реализации содержания модуля является воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о светской этике.

 

 

Особенности модуля «Основы светской этики»

Модуль выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, по­лученные в начальной школе. Он призван обеспечить общественно значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках этики учащиеся выясняют, что такое дружба и поря­дочность, правда, истина и ложь, добро и зло и др. При изучении основных критериев светской этики ученики убеждаются в ценнос­ти самого дорогого, что есть у человека, — его жизни.

Чтобы повысить интерес учащихся к курсу, дается интересный дополнительный материал — сказки и былины, фрагменты из де­тской литературы. Обсуждение произведений художественной лите­ратуры, сказок, их инсценировка — все это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых, развитие их эмоционального восприятия. Как правило, ученики способны са­мостоятельно проанализировать те или иные ситуации этих произ­ведений на предмет добра и зла, сделать простейшие выводы.

Изучая основы светской этики, следует воспользоваться благо­приятными возможностями для знакомства детей с основами этикета. Они узнают много полезного о правилах поведения за столом и общении с гостями, о поведении в общественном транспорте и на улице, о культуре внешнего вида и многом другом. Этикет не обре­меняет основной курс, а делает его более интересным и полезным для учащихся, особенно если сложится стиль взаимоотношения учителя с учениками, основанный на нормах этики и этикета.

Ученикам интересно будет познакомиться с историей возникно­вения и развития этикета, его особенностями в разные эпохи у раз­ных народов, узнать о происхождении тех или иных правил поведе­ния, уяснить смысл, казалось бы, хорошо знакомых всем терминов и понятий. Тем самым курс готовит младших школьников к воспри­ятию отечественной истории и культуры в основной школе.

Следует иметь в виду, что изучение норм нравственности и куль­туры поведения особенно ценно в детском возрасте, когда происхо­дит активная социализация ребенка. Учащиеся получают знания о социальных нормах поведения, о социально одобряемых и неодоб-ряемых формах поведения в обществе. Содержание курса дает детям возможность на «физиологическом уровне» легко и прочно усвоить ценные знания поведенческого характера, которые могут и должны стать стержнем их позитивного поведения в последующей жизни. У учеников формируется положительное, доброжелательное от­ношение к окружающим людям и обществу в целом, к духовным и культурным ценностям. У них возникает потребность выполнять в повседневной жизни социальные нормы и правила поведения.

В связи с этим важен деятельностный подход в обучении, про­явление активности и самостоятельности учащихся в получении новых знаний. Необходимо соблюсти баланс между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого осво­ения содержания курса. Реализовать эту задачу помогут вопросы и задания, разработанные на трех уровнях сложности — воспроизво­дящем, преобразующем и творческо-поисковом. Выполняя эти за­дания, ученики пользуются словарями и справочниками, с разреше­ния родителей прибегают к ресурсам Интернета.

На уроках светской этики учитель устанавливает и реализу­ет межпредметные связи с русским языком, литературой, истори­ей, изобразительным искусством, предметом «Окружающий мир». Межпредметные связи присутствуют как в основных и дополни­тельных текстах, так в вопросах и заданиях к ним.

Курс этики считается светским, однако он небезразличен к рели­гиозным ценностям верующих людей. В ознакомительном порядке учащиеся узнают об основных религиях россиян, о религии. Они знакомятся с обрядами, узнают подробности о религиозных празд­никах и традициях верующих.

При изучении основ светской этики следует выполнять общеди­дактические требования, применяемые ко всем урокам в начальной школе. В процессе обучения ребенка поощряют словом, не сковы­вают его инициативу, помогают найти такое занятие, такую форму работы, которые ему по нраву и по силам. Не надо бояться детских ошибок как ученику, так и учителю. Ведь ошибка одного учени­ка может породить полезные мысли у других учеников. До много­го ребенок может додуматься сам, в этом случае не нужно мешать ему думать, не надо объяснять материал, доступный для понимания. Полезнее, если ученик сначала выполнит какое-либо предметное действие, а потом уже сделает обобщение или вывод.

Основной способ организации познавательной деятельности младших школьников — это работа с текстом учебника. В процес­се чтения осуществляется восприятие нового для учеников матери­ала; при интерпретации во время беседы происходит выбор мнения, принятие решения; в ходе диалога ученики обсуждают полученные знания, делают простейшие выводы. К монологическим формам ра­боты можно отнести пересказ прочитанного, составление рассказа с введением в него новых фактов, подготовку небольших докладов — выступлений детей. Или же ученикам можно дать задание показать пантомиму, используя пластику, мимику, жесты. Иногда ученику приходится поставить себя в ту или иную ситуацию, определить свое поведение или свою позицию, обосновать поступок, разрабо­тать собственные правила поведения, ответить на вопросы анкеты и проанализировать их.

У учеников вырабатываются коммуникативные умения: фор­мулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными ис­точниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.

Ученики получают право выбора содержания и форм учебной де­ятельности, вариативности, последовательности действий. Так по­степенно происходит формирование личностного смысла учения, получения новых знаний.

В ходе изучения светской этики и этикета у учеников вырабаты­ваются социально-коммуникативные умения: говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновы­вать свою точку зрения.

Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность на­шего общества и государства.

Модуль «Основы светской этики» призван воспитывать пат­риотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия — Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рас­сказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается фор­мирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.

На уроках светской этики формируются семейные ценности и традиции, рассказывается о значении взаимопомощи в семье, ува­жительном отношении к родителям, родственникам, старшим. Происходит формирование у детей первичных представлений о куль­туре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы «Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные тради­ции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлага­ется написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к роди­тельскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду, они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценнос­тям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочета­нии труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной по­мощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уро­ках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь куль­тура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относить­ся уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социо­культурной идентичности.

 

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения модуля               Обучение по программе модуля «Основы светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

— развитие этических чувств как регуляторов морального по ведения;

— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей:
Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

— формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

 

Основное содержание учебного модуля «Основы светской этики»

Учебный модуль «Основы светской этики», являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его каксамостоятельный учебный компонент.

В учебном модуле «Основы светской этики» обучение ведется по следующим темам:

Этика общения

Этикет

Этика человеческих отношений

Этика отношений в коллективе

Простые нравственные истины

Душа обязана трудиться

Посеешь поступок-пожнёшь характер

Судьба и Родина едины

Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил — добрые слова и поступки. Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрый чувств — творение души. Природа — волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс — мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие — закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» — вместе. С чего начинается Родина... В тебе взрослеет патриот и гражданин. Человек-чело века. Слово, обращённое к себе

 

Тематический план

 

№ п/п

Тема

Количество часов

по авторской программе

Количество часов

1

Этика общения

4

5

2

Этикет

4

4

3

Этика человеческих отношений

4

4

4

Этика отношений в коллективе

4

3

5

Простые нравственные истины

4

5

6

Душа обязана трудиться

4

4

7

Посеешь поступок-пожнёшь характер

4

4

8

Судьба и Родина едины

4

4

9

Проектная деятельность (резерв)

2

1

 

Итого

34 часа

34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение программы

Специфическое оборудование

1)                       документкамера;

2)                       наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определен­ной в программе;

3)                        классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

4)                        интерактивная доска;

5)                        аудиозаписи в соответствии с программой обучения;

6)                        слайды и видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).

Электронно-программное обеспечение (при возможности)

1)                       компьютер;

2)                        презентационное оборудование;

3)                        выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети Интернет только для учителя начальной школы, для учащихся - на уровне ознакомления);

4)                        целевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учителя с использовани­ем диалога с классом при обучении и ИКТ на компакт-дисках;

5)                        цифровые зоны: коммуникационная (веб-камера на рабочем месте учителя, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru/).

 

Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс» Шемшурина А.И.

Электронное приложение (доступно для скачивания)

Рабочая тетрадь. 4 класс. Шемшурина А.И.

Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс. Шемшурина А.И.

Сборник рабочих программ. 4 класс (доступен для скачивания). Данилюк А.Я., Емельянова Т.В., Марченко О.Н. и др.

Книга для учителя. 4-5 классы. Тишков В.А., Шапошникова Т.Д., Казьмина О.Е. и др. / Под ред. Тишкова В.А., Шапошниковой Т.Д.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.


 

Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира

Содержание модуля, методические приёмы и формы его преподавания ориентированы на формирование у младшего школьника нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов

Содержание модуля, методические приёмы и формы его преподавания ориентированы на формирование у младшего школьника нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов

Тем самым курс готовит младших школьников к воспри­ятию отечественной истории и культуры в основной школе

Тем самым курс готовит младших школьников к воспри­ятию отечественной истории и культуры в основной школе

Ученики получают право выбора содержания и форм учебной де­ятельности, вариативности, последовательности действий

Ученики получают право выбора содержания и форм учебной де­ятельности, вариативности, последовательности действий

Требования к метапредметным результатам: — овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; — формирование умений планировать,…

Требования к метапредметным результатам: — овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления; — формирование умений планировать,…

Этика отношений в коллективе

Этика отношений в коллективе

Материально-техническое обеспечение программы

Материально-техническое обеспечение программы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2023