Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни»
Оценка 4.6

Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни»

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
другое
02.02.2024
Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Основы социальной жизни» 5-9 класс, Основное общее образование 8 вид 1 вариант
ОСЖ.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное  учреждение

«Брединская средняя общеобразовательная школа№1»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 по предмету   «Основы социальной жизни»

 

5-9 класс, Основное общее образование

 

8 вид 1 вариант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составлена на основании: авторской программы В.В. Воронковой  для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы  Москва, «Владос».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа (далее АРП) учебного предмета «Основы социальной жизни» (далее ОСЖ) составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

-Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №7»;

- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”;

- постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 № 19993);

- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.32.86-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

-«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы» под редакцией В. В. Воронковой. М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2013г.Сб. № 1.

АРП учебного предмета ОСЖ рассчитана на 5 лет

 

Общая характеристика учебного предмета

 

Предмет ОСЖ изучается с 5 по 9 классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых. Изучаемый предмет имеет своё логическое продолжение в системе внеклассной работы. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях по ОСЖ знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов.

Занятия по ОСЖ проводятся в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечивающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

 

Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и подготовка их к самостоятельной жизни в социуме.

Основные задачи:

- формирование у воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной адаптации;

- формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и их социально-психологической адаптации;

- развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;

- развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;

- повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;

- воспитание позитивных качеств личности.

 

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • развитие пространственных представлений и ориентации;
  • развитие основных мыслительных операций;
  • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках

 

Описание места курса в учебном плане

 

Класс

Часов в неделю

Часов в год

5 класс

1 ч

34 ч

6 класс

1 ч

34 ч

7 класс

1 ч

34 ч

8 класс

1 ч

34 ч

9 класс

1 ч

34 ч

 

 

Формы организации учебных занятий

Решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач требует использования на уроке ОСЖ различных методов обучения:

·         Объяснение 

·         Рассказ 

·         Беседа 

·         Практические работы 

·         Сюжетно-ролевые игры 

 

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Основы социальной жизни»

 

Освоение учебного предмета Основы социальной жизни обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

 

Личностные:

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

 - сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

 - овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

 - проявление готовности к самостоятельной жизни.

 

Коммуникативные:

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

 

 Регулятивные:

- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

 

Познавательные:

- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно пространственную организацию;

- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

 

Предметные результаты:

 

Для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выделяют два уровня овладения предметными результатами: минимальный (обязательный) и достаточный (не обязательный).

 

 

Минимальный уровень:

Достаточный уровень:

· представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;

· приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;

· представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;

· знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;

· знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;

· знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение типовых практических задач под руководством педагога посредством обращения в предприятия бытового обслуживания;

· знание названий торговых организаций, их видов и назначения;

· совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;

· первоначальные представления о статьях семейного бюджета;

· представления о различных видах средств связи;

· знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); знание названий организаций социальной направленности и их назначения;

· знание способов хранения переработки продуктов питания; составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;

· соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;

· соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения;

· некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.);

· навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого);

· пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач;

· знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета; o составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения;

· формирование ценности здорового образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

5 класс

 

Вводное занятие. Что изучает предмет ОСЖ. Правила безопасного поведения в кабинете ОСЖ.

Личная гигиена. Личная гигиена, ее значение для жизни и здоровья человека. Правила личной гигиены в течение дня. Предметы и средства личной гигиены. Содержание в чистоте и порядке личных (индивидуального пользования) вещей. Уход за волосами. Гигиена зрения, правила бережного отношения к зрению. Разучивание комплекса упражнений для разминки мышц глаз.

Одежда и обувь Виды одежды и головных уборов по назначению. Правила и способы повседневного ухода за одеждой. Виды обуви, их назначение. Повседневный уход за обувью.

Культура поведения Значение осанки для общего состояния здоровья. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Культура поведения за столом.

Питание Значение продуктов питания в жизни и деятельности человека. Режим питания школьника, его влияние на здоровье. Место приготовления пищи и его оборудование. Санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы на кухне. Кухонная и столовая посуда, приборы, приспособления - назначение. Правила и приемы ухода за кухонной и столовой посудой. Чайная посуда, приборы - назначение. Правила и приемы ухода за чайной посудой. Приготовление пищи, не требующей тепловой обработки. Бутерброды, их виды и правила  приготовления. Приготовление блюд из яиц.

Семья.  Семья. Родственные отношения в семье.

Жилище Виды жилых помещений в городе и селе (жилой дом, квартира, общежитие). Почтовый адрес. Гигиенические требования к жилому помещению. Инвентарь и приспособления для уборки. Правила вытирания пыли, подметания и мытья полов.

Транспорт Виды транспортных средств. Проезд в школу-интернат (маршрут, вид транспорта).

Правила поведения в пассажирском транспорте и на улице. Правила и знаки дорожного движения.

Торговля Виды торговых предприятий. Продуктовые магазины, их отделы.

Медицинская помощь Правила безопасного поведения во время летних каникул.

Безопасность на водоемах.

 

6 класс

 

Личная гигиена Значение закаливания организма для здоровья человека. Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур. Правила и приемы ухода за кожей рук. Правила и приемы ухода за ногами.

Одежда и обувь Значение опрятного вида человека. Правила и приёмы ручной стирки изделий из хлопчатобумажных тканей. Правила глажения. Техника безопасности при работе с утюгом.

Семья Состав семьи. Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность. Права и обязанности каждого члена семьи.

Культура поведения Правила поведения в театре, кинотеатре. Правила поведения в музее, библиотеке. Правила поведения в школе во время занятий и на перемене.

Питание Правила безопасной работы на кухне. Хранение продуктов питания и готовой пищи (в холодильнике и без него). Блюда из круп. Картофель. Приготовление блюд из картофеля. Чай. История чаепития в России.

Жилище Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Санитарно-гигиенические требования и правила ТБ при работе с предметами бытовой химии.

Повседневная сухая и влажная уборка помещения. Пылесос. Использование в уборке пылесоса.

Уход за мебелью в зависимости от её покрытия.

Транспорт Пригородные поезда. Расписание, направления, зоны. Способы приобретения билетов.

Торговля Специализированные продовольственные магазины. Виды товаров, отделы.

Медицинская помощь Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их назначение в оказании медицинской помощи. Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сёстры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы, фармацевты и др.

Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный приём, госпитализация.

Средства связи Почта. Виды почтовых отправлений. Виды писем. Порядок отправления письма различного вида. Телеграф. Виды телеграмм и телеграфных услуг. Тарифы.

Учреждения и организации Дошкольные учреждения, их назначение. Школьные учреждения, их назначение. Дом культуры, его назначение для жителей.

 

7 класс

 

Личная гигиена Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица, волосами. Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные. Средства борьбы с перхотью и выпадением волос.

Одежда и обувь Значение продления срока служения одежды. Виды штопок, наложение заплат.

Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей. Правила и приемы глажения брюк, спортивной одежды. Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной.

Семья Помощь родителям и воспитателям: в уходе за младшими детьми –одевание, обувание, причесывание. Помощь родителям и воспитателям: в соблюдении чистоты и порядка в школе-интернате и дома.

Питание Виды питания. Пищевая ценность продуктов. Значение первых, вторых, третьих блюд и их приготовление. Использование механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи. Правила безопасной работы с режущими инструментами, приспособлениями, электроприборами. Этикет. Сервировка стола к обеду.

Культура поведения  Правила приема приглашения в гости и формы отказа. Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа), подарки. Правила вручения подарка.

Жилище Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры и дома к весне, лету. Уход за полом в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер), средства ухода за полом.

Транспорт Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Формы приобретения железнодорожных билетов.

Средства связи Почта. Виды бандеролей (простая, заказная, ценная, с уведомлением). Порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки. Посылки. Виды упаковок. Правила отправления. Стоимость отправления.

Медицинская помощь Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах. Домашняя аптечка. Состав домашней аптечки. Лекарственные растения в домашней аптечке.

Учреждения и организации Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей города и села. Культура поведения в общественных местах.

Торговля Универмаги и универсамы, их назначение. Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения (выбор товара, оплата в кассе, получение чека, сдачи).

 

8 класс

 

Одежда и обувь Уход за одеждой из шерстяных и синтетических тканей. Правила и приемы глажения блузок, рубашек.

Питание Меню. Составление меню на день, неделю. Способы приготовления изделий из теста.

Заготовка продуктов впрок. Замораживание овощей и зелени.

Личная гигиена Значение косметики и дезинфицирующих средств, для юноши и девушки.

Правила и приемы ухода за кожей лица с использованием дезинфицирующих средств. Значение здоровья для жизни и деятельности человека. Пагубное влияние табака на здоровье человека.

Протирание кожи лица огуречным лосьоном.

Семья Грудной ребенок в семье. Правила ухода за грудным ребенком. Правила содержания в чистоте детской посуды, постели, игрушек.

Культура поведения Культура общения юноши и девушки. Внешний вид молодых людей.

Виды галстуков и способы их завязывания.

Жилище Уборка кухни, санузла и ванной комнаты. Химические моющие средства, используемые при уборке. Техника безопасности при работе.

Транспорт Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение. Основные автобусные маршруты. Расписание движения.

Средства связи Телефон. Виды телефонной связи. Правила пользования телефонным справочником. Вызов экстренных аварийных служб. Правила ведения разговора. Междугородняя телефонная связь. Виды заказов междугороднего телефонного разговора.

Медицинская помощь Первая помощь при несчастных случаях (утопление). Солнечный и тепловой удар. Первая помощь.

Экономика домашнего хозяйства Бюджет семьи. Источники доходов. Основные статьи расходов. Обязательные платежи. Расходы на приобретение крупных, дорогостоящих покупок.

Незапланированные расходы – повышение уровня культуры: покупка книг, посещение кинотеатра и т.д. Сбережения. Значение и способы экономии расходов. Назначение сбережений. Виды хранения сбережений.

Торговля Специализированные магазины. Правила поведения в магазине. Виды товара, отделы. Вежливое обращение к продавцу-консультанту.

Учреждения, организации и предприятия Департамент, муниципалитет, их назначение. Префектура, полиция, их назначение.

 

9 класс

 

Одежда и обувь Мода. Стиль одежды. Способы определения собственного размера одежды и обуви. Правила и способы выведения мелких пятен на одежде. Использование подручных средств выведения различных пятен на одежде.

Семья Российская семья. Основы семейных отношений. Условия создания семьи. Распределение обязанностей по ведению хозяйства и семейного бюджета. Семейные традиции. Формы организации досуга и отдыха в семье.

Питание Диетическое питание, его виды. Национальные блюда, их виды. Составление меню диетического питания. Меню и сервировка праздничного стола.

Жилище Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Характерные особенности жилища. Понятие о композиции в интерьере. Сохранение жилищного фонда. Косметический ремонт жилья.

Транспорт Назначение авиатранспорта. Аэропорт. Авиамаршруты. Порядок приобретения билетов. Примерная стоимость перелёта. Правила поведения в аэропорту. Правила посадки и безопасного поведения в самолете.

Торговля Рынок. Виды рынков: продуктовые, вещевые, крытые, открытые, оптовые, мелкооптовые и др. Отличие рынка от магазина: право покупателя предлагать снизить цену.

Средства связи Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные, через Интернет).

Виды связи: сотовая связь, автоответчик, факс, интернет. Правила безопасного пользования интернетом.

Медицинская помощь Инфекционные заболевания. Меры по предупреждению инфекционных заболеваний. Уход за больным. Документы, подтверждающие нетрудоспособность. Справка и листок нетрудоспособности.

Профориентация и трудоустройство Назначение учреждений и отделов по трудоустройству населения. Основные виды работ и профессий, запрещенных для несовершеннолетних. Документы, необходимые для поступления на работу. Правила составления деловых бумаг.

Личная гигиена Я - выбираю здоровый образ жизни! Правила безопасного поведения во время летнего отдыха.

 

Учебный план

 

5 класс

 

Название раздела, темы

Кол-во часов

1

Вводное занятие.

1

2

Личная гигиена.

4

3

Одежда и обувь

3

4

Культура поведения

4

5

Питание

4

6

Семья.  

2

7

Жилище

4

8

Транспорт

4

9

Торговля

4

10

Медицинская помощь

4

 

Всего

34

 

6 класс

 

Название раздела, темы

Кол-во часов

1

Личная гигиена.

1

2

Одежда и обувь

4

3

Семья.

3

4

Культура поведения

4

5

Питание

4

6

Жилище

2

7

Транспорт

3

8

Торговля

3

9

Медицинская помощь

4

10

Средства связи

3

11

Учреждения и организации

3

 

Всего

34

 

7 класс

 

Название раздела, темы

Кол-во часов

1

Личная гигиена.

1

2

Одежда и обувь

4

3

Семья.

3

4

Питание

4

5

Культура поведения

4

6

Жилище

2

7

Транспорт

3

8

Средства связи

3

9

Медицинская помощь

4

10

Учреждения и организации

3

11

Торговля

3

 

Всего

34

 

8 класс

 

Название раздела, темы

Кол-во часов

1

Одежда и обувь

3

2

Питание

3

3

Личная гигиена

3

4

Семья

3

5

Культура поведения

3

6

Жилище

2

7

Транспорт

3

8

Средства связи

3

9

Медицинская помощь

3

10

Экономика домашнего хозяйства

3

11

Торговля

3

12

Учреждения, организации и предприятия

2

 

Всего

34

 

 

9 класс

 

Название раздела, темы

Кол-во часов

1

Одежда и обувь

3

2

Семья

4

3

Питание

3

4

Жилище

3

5

 Транспорт

3

6

Торговля

3

7

Средства связи

3

8

Медицинская помощь

4

9

Профориентация и трудоустройство

4

10

Личная гигиена

3

 

Всего

34

 

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

 

Промежуточная аттестация учащихся по основам социальной жизни за триместр, полугодие, учебный год проводится путем тестового контроля с помощью тестовых карт, разрабатываемых учителем. Тестовые задания в картах должны учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности и восприимчивости к усвоению знаний в процессе учебного процесса. При затруднениях ученика в чтении и понимании смысла прочитанного текста в карте, учитель сам читает задание, а ученик выбирает правильный ответ и называет его. Оценка за предмет выставляется в зависимости от числа правильных ответов, предложенных педагогом в тестовой карте, процентном отношении: «отлично», если выполнено от 90 до 100% заданий; «хорошо», если выполнено от 60 до 90% заданий; «удовлетворительно», если выполнено от 40 до 60% заданий.


5 класс

 

Учащиеся должны знать:

- Последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы; правила освещения помещения, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач.

- Виды одежды и обуви, правила ухода за одеждой и обувью.

- Виды посуды, правила и приемы ухода.

- Виды бутербродов, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи назначение кухонных принадлежностей и посуды, правила пользования ножом, электроплитой, микроволновой печью.

- Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании, культуру поведения за столом во время приема пищи.

- Виды жилых помещений в городе и селе и их различие, почтовый адрес своего дома и школы-интерната.

- Наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната, варианты проезда различными видами транспорта, количество времени, затрачиваемого на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут, основные знаки дорожного движения.

- Основные виды торговых предприятий, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и порядок покупки товаров в них, а также значение срока годности продуктов питания, их хранение.

Учащиеся должны уметь:

- Совершать утренний туалет, в определенной последовательности совершать вечерний туалет, мыть и причесывать волосы, выбирать прическу.

- Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подбирать крем и чистить кожаную обувь, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.

- Резать ножом продукты для бутербродов, отваривать яйца, нарезать вареные овощи кубиками и соломкой, накрывать на стол с учетом конкретного меню, мыть и чистить кухонные и столовые принадлежности и посуду.

- Следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым. Тактично вести себя во время разговора со старшими и сверстниками, правильно вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).

- Соблюдать правила поведения в общественном транспорте. Правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу. Соблюдать правила дорожного движения.

- Выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню, оплачивать покупку, правильно хранить продукты питания и готовую пищу в домашних условиях.

 

6 класс

 

Учащиеся должны знать:

- Правила закаливания организма, обтирания; правила соблюдения личной гигиены во время выполнения физических упражнений, походов, правила ухода за руками.

- Правила стирки изделий из хлопчатобумажных тканей, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами.

- Состав семьи, имена, отчества родителей и близких родственников, место работы и должность родителей, правила поведения в семье.

- Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения и меры предосторожности при посещении массовых мероприятий.

- Способы первичной и тепловой обработки круп, овощей, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком, правила пользования электроприборами, определение качества и сроков хранения продуктов, правила хранения продуктов в холодильнике и без него.

- Гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательности проведения уборки помещения, санитарно-гигиенические требования, назначение пылесоса и уход за ним.

- Основные транспортные средства, стоимость проезда на пригородном железнодорожном транспорте, порядок приобретения билетов.

- Виды специализированных магазинов, виды и стоимость различных товаров, порядок приобретения товаров.

- Виды медицинской помощи и медицинских учреждений, функции основных врачей-специалистов.

- Основные средства связи; виды почтовых отправлений, стоимость почтовых услуг при отправлении писем различного вида.

- Виды детских учреждений и их назначение, адрес Дома культуры, какие кружки и секции в нем имеются.

Учащиеся должны уметь:

- Мыть руки, стричь ногти на руках и ногах; подбирать косметические средства для ухода за кожей рук.

- Пришивать пуговицы. Подбирать моющие средства для стирки, стирать и гладить изделия из хлопчатобумажных тканей.

- Культурно вести себя в театре, музее, читальном зале, правильно и безопасно вести себя при посещении массовых мероприятий.

- Варить кашу на воде, отваривать картофель и готовить пюре, заваривать чай, оформлять готовые блюда.

- Производить сухую и влажную уборку помещения с использованием пылесоса, ухаживать за мебелью в зависимости от ее покрытия, используя бытовые химические средства.

- Оплачивать проезд на всех видах транспорта, приобретать билет на железнодорожной станции на пригородные поезда.

- Выбирать доброкачественные продукты питания в продовольственном магазине, обращаться к продавцу, кассиру.

- Вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке.

- Записывать почтовые адреса с индексом на конвертах.

 

7 класс

 

Учащиеся должны знать:

- Правила соблюдения личной гигиены подростка, правила смены одежды, нательного и постельного белья.

- Особенности стирки белья с использованием стиральной машины-автомата. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке с помощью стиральной машины, последовательность и особенности утюжки брюк и спортивной одежды. Назначение прачечной, виды услуг и правила пользования. Некоторые тихие и подвижные игры для младших школьников.

- Способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов, последовательность приготовления блюд, правила пользования бытовыми электроприборами и возможность использования их, санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при приготовлении пищи, правила пользования столовыми приборами.

- Правила приема приглашения в гости и поведения в гостях, правила вручения и приема подарков.

- Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения, способы и периодичность ухода за полом в зависимости от его покрытия, виды моющих средств.

- Функции железнодорожного транспорта, виды пассажирских вагонов, примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния, виды справочных служб, виды камер хранения, сроки и стоимость хранения багажа.

- Перечень предметов, посылаемых посылкой, максимальный вес и стоимость посылаемых предметов, виды и способы упаковки посылки.

- Состав домашней аптечки, правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки, местные лекарственные растения, правила обработки незначительных порезов и наложение повязки.

- Местонахождение ближайших промышленных предприятий или сельскохозяйственных объектов, виды выпускаемой продукции, названия рабочих специальностей.

Учащиеся должны уметь:

- Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, стирать белье с помощью стиральной машины-автомата, гладить брюки и спортивную одежду.

- Одевать малышей на прогулку, объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры, помогать первоклассникам при уборке игрушек.

- Выбирать подходящую одежду для визита в гости, культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры, вручать и принимать подарки.

- Готовить обед, готовить третьи блюда, оформлять готовые блюда, сервировать стол к обеду.

- Убирать жилые помещения, мыть пол в зависимости от его покрытия, выбирать моющие средства.

- Ориентироваться в расписании, приобретать билеты в железнодорожной кассе, обращаться за справкой в справочную службу вокзала, центральную справочную по телефону.

- Упаковывать посылку, составлять опись содержимого посылки.

- Пользоваться термометром, готовить отвары и настои из лекарственных растений, обрабатывать раны при микротравмах.

 

8 класс

 

Учащиеся должны знать:

- Правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей, утюжка изделий.

- Способы и последовательность приготовления изделий из теста, заморозки овощей и зелени.

- Типы кожи и правила ухода за кожей лица.

- Правила периодичности кормления ребенка из соски и ложки, купание ребенка, одевание и пеленание грудного ребенка.

- Правила поведения юношей и девушек при знакомстве в общественных местах, дома, внешний вид.

- Правила и периодичность уборки кухни, моющие средства.

- Основные автобусные маршруты.

- Правила пользования телефонным справочником, виды заказов междугороднего телефонного разговора.

- Правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях: ожог, обморожение, тепловой и солнечный удар.

- Основные статьи доходов и расходов в семье, размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии.

- Ассортимент товаров в различных специальных магазинах, стоимость промышленных и продовольственных товаров.

- Адрес муниципалитета, функции отделов муниципалитета.

Учащиеся должны уметь:

- Стирать, сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей, утюжка блузок и рубашек.

- Готовить изделия из разных видов теста, заморозить зелень и овощи.

- Выбирать косметические средства в зависимости от состояния кожи, времени года.

- Купать, одевать, пеленать куклу, кормить, содержать в порядке детскую постель, игрушки.

- Культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах, дома, подбирать прическу, одежду, учитывая свой возраст.

- Мыть кафельные стены и раковину, пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам.

- Пользоваться расписанием, покупать билет, определять стоимость проезда.

- Объяснить причину звонка по телефону срочного вызова, культурно разговаривать по телефону.

- Оказывать первую помощь при ожогах, обмораживании, тепловом и солнечном ударе.

-Подсчитать расходы, снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, планировать крупные покупки.

 

9 класс

 

Учащиеся должны знать:

- О вредном воздействии алкоголя и наркотиков и курения на организм человека.

- Стиль одежды и моды, гарантийные сроки носки, правила возврата покупок, санитарно-гигиенические требования и правила по Т.Б. при работе со средствами для выведения пятен.

- Порядок и условия заключения и расторжения брака, распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.

- Требования к культуре поведения, нормы морали и этики в современном обществе, правила приема гостей.

- Способы приготовления национальных и диетических блюд, правила сервировки праздничного стола.

- Основные службы аэровокзала, основные маршруты самолетов, службы аэровокзала, порядок приобретения авиабилетов, правила регистрации билета и багажа, правила посадки и безопасного поведения в самолете.

- Отделы рынка, цены на отдельные товары, отличия цен на ярмарке, рынке, в магазинах.

- Меры по предупреждению инфекционных заболеваний, условия освобождения от работы (по болезни и ухода за больным).

- Учреждения и отделы по трудоустройству.

- Виды документов необходимых для поступления на работу, правила перехода на другую работу.

- Правила расстановки мебели в квартире. Требования к подбору занавесей. Светильников и других деталей интерьера.

- Виды оказываемых услуг бытовой сферы, профессии работников предприятий.

- Современные виды связи, денежные переводы и их стоимость.

- Перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.

Учащиеся должны уметь:

- Встречать гостей, вежливо вести себя во время приема гостей, соблюдать морально-этические норы в семье и обществе.

- Анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку.

- Подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размерами, выводить пятна различными способами и средствами.

- Сервировать праздничный стол, готовить национальные блюда и блюда диетического питания, составлять меню праздничного стола.

- Выбирать покупки в соответствии со своими потребностями и возможностями, вежливо обращаться к продавцу, подсчитывать стоимость покупки.

- Ориентироваться в расписании авиарейсов, определять маршрут и выбирать транспортные средства.

- Одевать, умывать, кормить больного, измерять температуру, ставить горчичники.

- Заполнять бланки почтово-телеграфного перевода.

- Заполнять анкету, писать заявления о принятии на работу, учебу, автобиографию, обращаться в отделы кадров для устройства на работу.

- Составлять заявки на материалы, инструменты, написать расписку, докладную записку.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Для учителя

1.      Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: сборник 1 ./ Под ред. В.В. Воронковой. Гуманитар. изд. центр “ВЛАДОС” 2011г.

2.      Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» разработана на основе программ Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 год;

3.      Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под редакцией А.М. Щербаковой/- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005 год;

4.      Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательный учреждений VIII вида. ВЛАДОС, 2012 год без изменений.

 

 Для обучающихся

 

1.      Рабочая тетрадь “Разговор о правильном питании”, Москва “Олма-пресс”, 2002г. В.В.Иванова

2.      Энциклопедия для девушек «Девчоночьи секреты» Москва «Лабиринт – К» 2007г.

3.      Меню на каждый день. Москва «Аст – Пресс СКД» 2004

 

Материально-техническое обеспечение

1. Индивидуальные карточки – задания.

2. Демонстрационные пособия по темам.

3. Раздаточный материал.

 

Плакаты, наглядные пособия

 

Список литературы для реализации НРЭО Челябинской области, на уроках Основы социальной жизни А.С.Маркова, М.А.Андреева.

1.      География Челябинской области. – Челябинск: Южно-Уральское. кн.издательство,2002. Н.А. Цимболенко.

2.      «Азбука быта и поведения». Челябинск «Ю-Уральское», издательство 2008г.

 

Интернет-ресурс.


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Брединская средняя общеобразовательная школа№1»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Брединская средняя общеобразовательная школа№1»

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа (далее

Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа (далее

Основные направления коррекционной работы: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие пространственных представлений и ориентации; развитие основных мыслительных операций; развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; коррекция нарушений…

Основные направления коррекционной работы: развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие пространственных представлений и ориентации; развитие основных мыслительных операций; развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; коррекция нарушений…

Коммуникативные: - вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др

Коммуникативные: - вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5 класс

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 5 класс

Безопасность на водоемах. 6 класс

Безопасность на водоемах. 6 класс

Жилище Регулярная и сезонная уборка жилого помещения

Жилище Регулярная и сезонная уборка жилого помещения

Семья Российская семья. Основы семейных отношений

Семья Российская семья. Основы семейных отношений

Торговля 3 9

Торговля 3 9

Жилище 3 5

Жилище 3 5

Тактично вести себя во время разговора со старшими и сверстниками, правильно вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу)

Тактично вести себя во время разговора со старшими и сверстниками, правильно вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу)

Учащиеся должны знать: - Правила соблюдения личной гигиены подростка, правила смены одежды, нательного и постельного белья

Учащиеся должны знать: - Правила соблюдения личной гигиены подростка, правила смены одежды, нательного и постельного белья

Правила пользования телефонным справочником, виды заказов междугороднего телефонного разговора

Правила пользования телефонным справочником, виды заказов междугороднего телефонного разговора

Подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размерами, выводить пятна различными способами и средствами

Подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размерами, выводить пятна различными способами и средствами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2024