МИНИСТЕРСОВ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГБПОУ «ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ РЕСТОРАННОГО СЕРВИСА И ТОРГОВЛИ»
СЕМИНАР
на тему: «Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках производственного обучения с использованием информационных технологий»
Подготовила:
мастер производственного обучения – Федоркова Евгения Вячеславовна
Донецк, 2022
Активизация учебно-познавательной деятельности на уроках производственного обучения с использованием информационных технологий
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках производственного обучения
Эффективность любого вида обучения, и в первую очередь производственного, зависит от ряда составляющих: технической базы, эффективности разработанных методических материалов, технологий обучения, используемых при организации обучения.
Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить – это повсеместная компьютеризация и информатизация многих областей человеческой жизни. Это неслучайно: ведь внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность деятельности человека, сформировать конкурентноспособного специалиста, а также сделать эту деятельность разнообразнее. Информационно-коммуникационные технологии не только дают обучающимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным.
Современные информационно-коммуникационные технологии реализуют важнейший дидактический принцип – принцип наглядности. Объекты, представленные посредством информационно-коммуникационных технологий, более информативные, красочные, позволяют рассмотреть процессы разносторонне, близость же знаний к реальной жизни делает эти знания более понятными. Кроме того, информационно-компьютерные технологии позволяют сделать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность.
Внедрение информационных технологий решает вопросы, связанные с развитием активности студентов и её поддержание в течение всего периода занятий.
Применение ИКТ в образовательном процессе позволяет сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществлять поиск информации, планировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, развивать интерес студентов к изучаемому материалу или предмету, стимулировать познавательную и творческую активность, самостоятельность студентов, формировать коммуникативные навыки, обеспечивать объективный контроль качества учебно-воспитательного процесса. В настоящее время на уроках производственного обучения мастера всё чаще стали использовать современные компьютерные технологии, к которым относятся технологии мультимедиа.
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания мастером производственного обучения иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают учащимся понимание и запоминание учебного материала, пробуждают у них интерес к изучаемым явлениям. Восприятие информации – важный этап усвоения материала, от него зависит правильное формирование понятий, осознание их сути. В этой связи возрастает значение компьютера, программные возможности которого позволяют обеспечить наглядно-образную, графическую информацию.
Задачи, которые педагог может решить с помощью ИКТ:
- усовершенствовать организацию урока и повысить свою индивидуальность в обучении;
- повысить интерес и продуктивность к самостоятельной подготовке учащихся;
- повысить мотивацию к обучению;
- на практике отработать все преимущества использования ИКТ;
- повысить мотивацию к обучению и получению новых знаний;
- активизировать учебный процесс;
- привлекать учащегося к исследовательской деятельности;
- обеспечить гибкость обучения.
Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках производственного обучения
На "уроке с мультимедийной поддержкой", где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта, мастер остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.
Основные предназначения мультимедийного урока: изучение нового материала, преподнесение новой информации; закрепление пройденного, отработка учебных умений и навыков; повторение, практическое применение полученных знаний, умений навыков; обобщение, систематизация знаний.
Мультимедийные средства дают мастеру возможность представить необходимое изображение в нужный момент урока с точностью до мгновения.
Однако для достижения максимального обучающего эффекта необходимо детально проследить последовательность подачи изображений на экран, четко продумать весь алгоритм видеоряда изображений.
Для того чтобы избежать быстрой утомляемости обучающихся во время учебного процесса, наглядный материал, выводимый на экран, должен быть оптимального размера, как минимального, так и максимального. Текст может усиливать смысловую нагрузку, имея при этом подчиненный характер, а может выступать как самостоятельная единица информации, которую мастер не озвучивает специально. Желательно не дублировать текст с экрана, чтобы у студентов не возникало иллюзии лишнего звена поступающей информации.
Мультимедийная техника предполагает вывод на экран любой информации и в любом масштабе. Например: на уроках производственного обучения в условиях учебной мастерской, для подготовки поваров при изучении новой темы воспроизводятся в электронном виде такие инструктивно-методические материалы, как: инструкционно-технологические карты, калькуляционные карты, карточки задания, тесты и др.
Другое преимущество мультимедийной техники заключается в том, что информация на экране может появляться частями. Такая информация лучше запоминается, а сам текст можно представлять другим цветом. При этом не возникает никаких сложностей при возврате текста или другой информации назад для повторного объяснения, повторения или закрепления пройденного материала.
Ещё одна возможность мультимедийной техники показ электронных презентаций, слайдов, учебных фильмов, чередование в определённой последовательности просмотра фрагментов с практическим показом выполнения заданий. Соответственно, большее количество времени на уроках производственного обучения уделяется практической деятельности обучающихся с целью формирования их познавательных интересов, решения обучающей задачи. Использование электронных презентаций делает урок более интересным, насыщенным, иллюстративным. Они могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала, выполнении практических заданий и при организации текущего контроля знаний.
ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР MicrosoftWord. Один из важнейших дидактических принципов – наглядность. Текстовый редактор предоставляет большие возможности для его реализации. С его помощью можно подготавить наглядные пособия, разнообразные материалы программы, дидактические карточки, создаю иллюстрированные тесты, упражнения. Так, например, при изучении разделов учебной практики профессиональных модулей подготовить инструкционно-технологические карты. Можно организовать выпуск периодических изданий по предмету, оформить кабинет: так при оформлении уголка группы, уголка по технике безопасности, использовался текстовый редактор. Текстовый редактор предоставляет большие возможности для творческой работы. С его помощью учащиеся выполняют творческие проекты, задания, доклады для занятий в рамках предметной недели можно представлять в интересной, визуально привлекательной форме.
ГРАФИЧЕСКИЙ РЕДАКТОР AdobePhotoshop. Опыт показывает, красочно иллюстрированный материал лучше усваивается и запоминается. Новые информационно коммуникационные технологии позволяют использовать такие замечательные устройства, как сканер, принтер, проекторы. Для обработки красочных изображений использую редактор AdobePhotoshop.
MicrosoftPowerPoint. С помощью программы PowerPoint создают презентации для последующего показа во время выступления на уроках учебной практики, семинарах, конференциях. Но возможности ее так разнообразны, что она идеально подходит для создания мультимедийных учебных пособий: с красочной графикой, видеосюжетами, звуковым оформлением, анимацией. Учащиеся используют презентации как одну из форм представления творческих, проектных работ.
InternetExplorerBrowser. Интернет превращает человечество в единое сообщество, каждому члену которого может быть открыт доступ к источникам самой различной информации. Подключив свой компьютер к сети Интернет, можно получить практически любую информацию.
Цели использования информационных технологий
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий делает обучение увлекательным, позволяет более интересно и наглядно представлять учебный материал, а также мотивировать обучающихся на самостоятельное изучение данного материала.
Таким образом, использование ИКТ на уроках производственного обучения позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным.
Подготовка домашнего задания по составлению презентаций развивает умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время мастера п/о, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет, во-первых, значительно сэкономить время на уроке, во-вторых, увеличить яркость восприятия материала за счет предлагаемых словесных, наглядных и музыкальных образов, в-третьих, внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Конкурентоспособность на современном рынке труда, во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, или компетенции, которые могут применяться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Образование, ориентированное исключительно на академические и энциклопедические познания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда сегодня устарело. Поэтому с введением новых стандартов образования оно должно быть нацелено на формирование у выпускника готовности эффективно сорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели. Нет никакого сомнения в том, что уроки с использованием ИКТ призваны влиять на формирование и развитие информационно-коммуникативной и профессиональной компетенции студентов.
Использование ИКТ на уроках производственного обучения рассматривают не как цель
как способ постижения мира;
как источник дополнительной информации по предмету;
как способ самоорганизации труда и самообразования мастера и учащихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для мастера;
как способ расширения зоны индивидуальной активности обучающегося.
Использование новых
технологий в учебном процессе приводит к развитию новых
педагогических методов и приемов; изменению стиля работы мастера, решаемых ими
задач, позволяет повысить мотивацию обучения, способствует укреплению меж
предметных связей.
Использование в преподавании информационных технологий вносит
определенные коррективы в систему образования. Традиционный
объяснительно-иллюстративный метод обучения уступает свои позиции, на первый
план выходит индивидуальная, самостоятельная, групповая деятельность учащихся.
Поэтому так важно научить различным способам работы и, безусловно, усилить роль
поисково-исследовательской работы.
Информационно-коммуникационные технологии являются незаменимым помощником для дистанционного обучения (взаимодействие педагога и обучаемого на расстоянии, сохраняя все необходимые компоненты учебного процесса). В онлайн режиме или с использованием электронной почты происходит обмен информацией, беспрерывного процесса обучения.
Однако, преподавателю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты педагогов, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить мастера и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.
Заключение
Безусловно, использование информационно-коммуникационных технологий делает процесс обучения более живым и интересным, повышает мотивацию учащихся, способствует их активизации.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.