Рабочая программа по предмету «Прикладной труд - растениеводство» для учащегося со сложной структурой дефекта 6 класса

  • Домашнее обучение
  • docx
  • 20.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа разработана для ребенка со сложной структурой дефекта 6 класса и рассчитана на 1 год (16 часов
Иконка файла материала прикладной труд-растениеводство.docx

КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»

 

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО

№______ от ______2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Приказ

№_____от_______2020г.

Сазонов С.М._________

                                                                             .

Рабочая программа

по предмету «Прикладной труд - растениеводство»

для учащегося со сложной структурой дефекта 6 класса

адаптивных образовательных  учреждений

на 2020-2021 учебный год

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

                           

                                                                                                                                                                          Составитель:

Выставная Наталья Валентиновна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа предмета «Прикладной труд - растениеводство» для 6 класса – домашнее обучение составлена на основе

·         закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 -ФЗ;

·         Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013года №1015

·         Санитарных правил и норм 2.4.2.3286-15.

·         Приказа Минобразования от 03.04.2003г. № 29/27 22-6 «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников со сложно структурой дефекта»;

·         Инструктивного письма Минобразования РФ от 26. 12. 2000 г. N 3 "О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 N 48;

·         Примерного учебного плана по организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект, утвержденного приказом  Министерством образования Российской Федерации от 03.04.2003. №  29/27 22-6

·         Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей –инвалидов от10.12.2012 № 07-832

Программа разработана для ребенка со сложной структурой дефекта 6 класса и рассчитана на 1 год (16 часов).

 

Цель обучения -  овладение учащимися элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях под руководством и с помощью учителя.

Задачи: обучение доступным для учащихся приемам и способам обработки почвы (полив, рыхление); освоение простейших действий по уборке помещения и территории; развитие интереса к трудовой деятельности.

На занятиях по труду учебно-воспитательные задачи решаются в практической деятельности учащихся и направлены на:

- обучение доступным приёмам труда посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду;

- формирование представлений о различных видах трудовой деятельности;

- формирование умения использовать в трудовой деятельности различные ин-струменты и материалы;

- соблюдение необходимых правил техники безопасности;

- обучение доступным для учащихся приемам и способам обработки почвы (полив, рыхление);

- формирование умений обращаться с инвентарем;

- овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия;

-воспитание положительных качеств личности учащихся(трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе).

 

Содержание коррекционной работы:

•          коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности;

•          повышение познавательной активности;

•          развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений;

•          компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя);

•          коррекция недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, регуляции мышечного усилия т.д.). 

Общая характеристика учебного предмета

    Программа по прикладному труду рассчитана на обучение детей со сложной структурой дефекта. В силу специфических особенностей умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития, дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. Представленная программа направлена на максимально возможную социальную адаптация обучающихся с особенностями психофизического развития через овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах.

Овладение доступными профильными, прикладными видами трудовой деятельности направлено на развитие потребности организованного коллективного поведения, тесно связано с хозяйственно-бытовым трудом, что содействует общему развитию детей с ТМНР, готовит их к самостоятельности в быту. Занятия по труду являются также средством активного познания окружающей действительности, что способствует формированию осмысленного восприятие социальной действительности.

         Темы данной программы опираются на такие школьные дисциплины, как окружающий природный и социальный мир, математические представления, домоводство.

        Занятия по данному предмету представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания. Они являются частью всестороннего развития личности, расширяют и углубляют познание учащимися окружающего мира, воспитывают любовь к родной природе и родному краю.

         Программа носит и коррекционную направленность. Занятия способствуют формированию мотивации трудовой деятельности, развитию интереса к разным видам доступной трудовой деятельности. В процессе занятий происходит коррекция вербальной, образной и двигательной памяти. Развиваются наблюдательность, воображение, моторика.  Формируются навыки самостоятельной деятельности.

                        Допустимо варьировать и продолжительность занятий по той или иной теме. На каждом уроке задание для учащегося должно быть посильным.

III.             Описание места учебного предмета в учебном плане

 

Год обучения

Кол-во часов в

неделю

Кол-во учебных

недель

Всего часов за учебный год

6 класс

0,5

35

16

 

Личностные результаты освоения учебного предмета:

Программа направлена на то, чтобы ученик, как субъект учебно–познавательной деятельности, мог проявить свои личностные качества:

- проявлять познавательный интерес;

- проявлять и выражать свои эмоции;

- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

- участвовать в совместной с педагогом деятельности;

- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке;

- проявлять эмоционально-положительное отношение к педагогам, другим взрослым.

 

Предметные результаты освоения учебного предмета:

В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета. Данный курс направлен, прежде всего, на обучение практическим навыкам ухода за растениями. В зависимости от особенностей психофизического развития ученики осваивают различные уровни деятельности:

- совместные действия с педагогом;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- самостоятельная деятельность воспитанника; 

    В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с уме­ре­н­ной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. 

Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащийся будет уметь:

·         организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием с организующей помощью учителя;

·         знать названия инструментов для садоводства (грабли, ведра, лейки, лопаты и др.);

·         определять необходимость полива растения, определять количество воды для полива;

·         обсуждать полученный результат в соответствии с своими представлениями;

·         сопоставлять свою работу с образцом самостоятельно или с помощью учителя.

·          

Содержание учебного предмета:

Раздел

Краткое содержание раздела

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями- 12 ч

Комнатные растения, названия. Значение комнатных растений в жизни человека.

Условия для жизни растений. Особенности листьев комнатных растений. Емкости и инвентарь для комнатных растений. Уход за комнатными растениями: полив. Требования к температуре и качеству воды, периодичность полива, приёмы.

Определение необходимости полива растения. Определение количества воды для полива. Ручной инвентарь для посева семян в ящики. Понятие «перевалка» и «пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Растения, подлежащие перевалке. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений.

Обобщение и закрепление знаний по теме «Уход за комнатными растениями».

Практические деятельность: Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений. Чистка и мытье садового инвентаря. Рыхление почвы. Внесение органических удобрений в почву. Подбор, помывка и просушка цветочного горшка. Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Выемка растения вместе с комом земли из прежнего горшка и пересадка в новый. Полив переваливаемого растения. Добавление почвы в горшок с растением, уплотнение, полив.

 

Приемы выращивания культурных растений – 4 ч.

 

Приемы выращивания культурных растений.

Практические деятельность: Посадка лука на подоконнике: подготовка лука к проращиванию. Посадка лука, полив луковиц. Чистка и мытье садового инвентаря. Подготовка семян гороха к проращиванию. Посадка гороха, полив и уход. Наблюдение за всходами. Систематический полив.

 

 

Основными формами и методами обучения являются практические работы, наблюдение, экскурсии, сюжетно-ролевые игры. Определенное время отводится на приобретение учащимися знаний познавательного характера, изучение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований к урокам труда. Планируется широкое использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, способствующих формированию реальных образов и представлений.

Приёмы и методы, применяемые на уроках: совместные действия (рука на руке), действия по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. Для успешного обучения, кроме традиционных уроков с использованием наглядных материалов, вводятся упражнения по обыгрыванию предметов, подлежащих использованию. На уроках данного предмета ведётся работа по речевому развитию. Усваиваются и уточняются значения слов, связи между зрительно воспринимаемым образом, свойствами и их словесными обозначениями, что должно приводить к образованию элементарных представлений о воспринятом.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1.                  Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, раздел: Занимательный труд / автор А.М. Щербакова. – М.: «Просвещение», 2011; на основе учебника «Подготовка младшего обслуживающего персонала»: Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология» / А.Г. Галле, Е.Ю. Головинская. – Самара: Современные образовательные технологии, 2013 электронных ресурсов (подборка с сайтов).

2        Учебник «Подготовка младшего обслуживающего персонала»: Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология» /А.Г. Галле, Е.Ю. Головинская. – Самара: Современные образовательные технологии, 2013.

 

 

VII  Календарно-тематическое планирование по предмету

«Прикладной труд - растениеводство»

 

 

Сроки

     Тема

Кол-во часов

Деятельность учащегося

1 четверть                                                                                                                                                                     Уход за комнатными растениями

1

14.09

Комнатные растения, названия. Значение комнатных растений в жизни человека.

1

Различать комнатные растения

Называть части растений. Находить похожие на иллюстрациях и в классе, школе

 

2

28.09

Условия для жизни растений

1

Показывать на иллюстрациях условия, необходимые для жизни растений и животных

3

12.10

Особенности листьев комнатных растений

1

Находить по картинкам  комнатные растения. Определять и различать по листьям. Называть некоторые из них.

4

26.10

Емкости и инвентарь для комнатных растений.

1

Рассматривать сюжетные картинки. Запоминать  правила безопасной работы с инструментами. Называть инвентарь для ухода, выполнять действия по показу педагога и самостоятельно

2 четверть

5

 

16.11

Уход за комнатными растениями: полив.

1

Знать требования к температуре и качеству воды, периодичность полива, приёмы. Составлять и повторять предложения

6

 

 

30.11

Практическая работа. Определение необходимости полива растения. Определение количества воды для полива.

1

Определять необходимость полива растения. Определять количество воды для полива.

7

 

14.12

Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений.

1

Повторять  правила опрыскивания, действовать по показу. Опрыскивать растения. Удалять сухие листья с растений.

8

 

28.12

Рыхление почвы. Внесение органических удобрений в почву.

1

Рассматривать иллюстрации. Действовать по показу и самостоятельно

3 четверть

9

 

18.01

Пересадка комнатных растений на примере герани

1

Совместно с педагогом подготавливать почву для пересадки, полив, пересадка растения.

10

 

08.02

Добавление почвы в горшок с растением, уплотнение, полив.

1

Подготавливать почву к посеву, добавлять почву в горшок с растением. Правила безопасного обращения с инвентарем.

11

 

22.02

Обобщение и закрепление знаний по теме «Уход за комнатными растениями»

1

Рассматривать иллюстрации. Действовать по показу и самостоятельно

4 четверть                                                                                                                                                           Приемы выращивания культурных растений

12

 

12.04

Посадка лука на подоконнике: подготовка лука к проращиванию

1

Подготавливать почву к посеву, садить семена в почву. Называть ручные орудия и инвентарь для обработки почвы. Правила безопасного обращения с инвентарем.

13

 

26.04.

Урок-практикум. Подготовка семян гороха к проращиванию.

1

Совместно с педагогом подготавливать почву для посадки семян, полив..

14

 

10.05.

Посадка гороха, полив и уход.

 

Совместно с педагогом садить в почву и поливать.

15

 

24.05.

Наблюдение за всходами. Систематический полив..

1

Совместно с педагогом наблюдать за всходами семян, полив.