КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО №______ от ______2020 г.
|
УТВЕРЖДАЮ Приказ №_____от_______2020г. Сазонов С.М._________ |
.
Рабочая программа
по предмету «Прикладной труд - растениеводство»
для учащегося со сложной структурой дефекта 6 класса
адаптивных образовательных учреждений
на 2020-2021 учебный год
Составитель:
Выставная Наталья Валентиновна
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Прикладной труд - растениеводство» для 6 класса – домашнее обучение составлена на основе
· закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273 -ФЗ;
· Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013года №1015
· Санитарных правил и норм 2.4.2.3286-15.
· Приказа Минобразования от 03.04.2003г. № 29/27 22-6 «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников со сложно структурой дефекта»;
· Инструктивного письма Минобразования РФ от 26. 12. 2000 г. N 3 "О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1997 N 48;
· Примерного учебного плана по организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект, утвержденного приказом Министерством образования Российской Федерации от 03.04.2003. № 29/27 22-6
· Методических рекомендаций по организации обучения на дому детей –инвалидов от10.12.2012 № 07-832
Программа разработана для ребенка со сложной структурой дефекта 6 класса и рассчитана на 1 год (16 часов).
Цель обучения - овладение учащимися элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных работ в особо созданных условиях под руководством и с помощью учителя.
Задачи: обучение доступным для учащихся приемам и способам обработки почвы (полив, рыхление); освоение простейших действий по уборке помещения и территории; развитие интереса к трудовой деятельности.
На занятиях по труду учебно-воспитательные задачи решаются в практической деятельности учащихся и направлены на:
- обучение доступным приёмам труда посредством развития интереса, положительной мотивации и эмоционального настроя к труду;
- формирование представлений о различных видах трудовой деятельности;
- формирование умения использовать в трудовой деятельности различные ин-струменты и материалы;
- соблюдение необходимых правил техники безопасности;
- обучение доступным для учащихся приемам и способам обработки почвы (полив, рыхление);
- формирование умений обращаться с инвентарем;
- овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия;
-воспитание положительных качеств личности учащихся(трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе).
Содержание коррекционной работы:
• коррекция недостатков мыслительной и речевой деятельности;
• повышение познавательной активности;
• развитие зрительного, слухового восприятия, наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки и пространственных представлений;
• компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы (формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление трудностей, принятие помощи учителя);
• коррекция недоразвития моторных функций (развитие плавности и координации движений рук, зрительно-двигательной координации, регуляции мышечного усилия т.д.).
Общая характеристика учебного предмета
Программа по прикладному труду рассчитана на обучение детей со сложной структурой дефекта. В силу специфических особенностей умственного, сенсорного, моторно-двигательного, речевого и социально-личностного развития, дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. Представленная программа направлена на максимально возможную социальную адаптация обучающихся с особенностями психофизического развития через овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах.
Овладение доступными профильными, прикладными видами трудовой деятельности направлено на развитие потребности организованного коллективного поведения, тесно связано с хозяйственно-бытовым трудом, что содействует общему развитию детей с ТМНР, готовит их к самостоятельности в быту. Занятия по труду являются также средством активного познания окружающей действительности, что способствует формированию осмысленного восприятие социальной действительности.
Темы данной программы опираются на такие школьные дисциплины, как окружающий природный и социальный мир, математические представления, домоводство.
Занятия по данному предмету представляют собой одно из важнейших средств эстетического воспитания. Они являются частью всестороннего развития личности, расширяют и углубляют познание учащимися окружающего мира, воспитывают любовь к родной природе и родному краю.
Программа носит и коррекционную направленность. Занятия способствуют формированию мотивации трудовой деятельности, развитию интереса к разным видам доступной трудовой деятельности. В процессе занятий происходит коррекция вербальной, образной и двигательной памяти. Развиваются наблюдательность, воображение, моторика. Формируются навыки самостоятельной деятельности.
Допустимо варьировать и продолжительность занятий по той или иной теме. На каждом уроке задание для учащегося должно быть посильным.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Год обучения |
Кол-во часов в неделю |
Кол-во учебных недель |
Всего часов за учебный год |
6 класс |
0,5 |
35 |
16 |
Личностные результаты освоения учебного предмета:
Программа направлена на то, чтобы ученик, как субъект учебно–познавательной деятельности, мог проявить свои личностные качества:
- проявлять познавательный интерес;
- проявлять и выражать свои эмоции;
- обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
- участвовать в совместной с педагогом деятельности;
- проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке;
- проявлять эмоционально-положительное отношение к педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты освоения учебного предмета:
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета. Данный курс направлен, прежде всего, на обучение практическим навыкам ухода за растениями. В зависимости от особенностей психофизического развития ученики осваивают различные уровни деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по образцу;
- самостоятельная деятельность воспитанника;
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предполагаемые (ожидаемые) результаты освоения программы: предполагается то, что учащийся будет уметь:
· организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием с организующей помощью учителя;
· знать названия инструментов для садоводства (грабли, ведра, лейки, лопаты и др.);
· определять необходимость полива растения, определять количество воды для полива;
· обсуждать полученный результат в соответствии с своими представлениями;
· сопоставлять свою работу с образцом самостоятельно или с помощью учителя.
·
Содержание учебного предмета:
Раздел |
Краткое содержание раздела |
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями- 12 ч |
Комнатные растения, названия. Значение комнатных растений в жизни человека. Условия для жизни растений. Особенности листьев комнатных растений. Емкости и инвентарь для комнатных растений. Уход за комнатными растениями: полив. Требования к температуре и качеству воды, периодичность полива, приёмы. Определение необходимости полива растения. Определение количества воды для полива. Ручной инвентарь для посева семян в ящики. Понятие «перевалка» и «пересадка растения. Значение и приемы перевалки комнатного растения. Растения, подлежащие перевалке. Подбор цветочных горшков для переваливаемых растений. Обобщение и закрепление знаний по теме «Уход за комнатными растениями». Практические деятельность: Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений. Чистка и мытье садового инвентаря. Рыхление почвы. Внесение органических удобрений в почву. Подбор, помывка и просушка цветочного горшка. Насыпка земляной смеси на дно сухого горшка. Выемка растения вместе с комом земли из прежнего горшка и пересадка в новый. Полив переваливаемого растения. Добавление почвы в горшок с растением, уплотнение, полив.
|
Приемы выращивания культурных растений – 4 ч.
|
Приемы выращивания культурных растений. Практические деятельность: Посадка лука на подоконнике: подготовка лука к проращиванию. Посадка лука, полив луковиц. Чистка и мытье садового инвентаря. Подготовка семян гороха к проращиванию. Посадка гороха, полив и уход. Наблюдение за всходами. Систематический полив.
|
Основными формами и методами обучения являются практические работы, наблюдение, экскурсии, сюжетно-ролевые игры. Определенное время отводится на приобретение учащимися знаний познавательного характера, изучение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований к урокам труда. Планируется широкое использование наглядных средств обучения, демонстрация учебных кинофильмов, способствующих формированию реальных образов и представлений.
Приёмы и методы, применяемые на уроках: совместные действия (рука на руке), действия по подражанию, по образцу, по словесной инструкции. Для успешного обучения, кроме традиционных уроков с использованием наглядных материалов, вводятся упражнения по обыгрыванию предметов, подлежащих использованию. На уроках данного предмета ведётся работа по речевому развитию. Усваиваются и уточняются значения слов, связи между зрительно воспринимаемым образом, свойствами и их словесными обозначениями, что должно приводить к образованию элементарных представлений о воспринятом.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, раздел: Занимательный труд / автор А.М. Щербакова. – М.: «Просвещение», 2011; на основе учебника «Подготовка младшего обслуживающего персонала»: Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология» / А.Г. Галле, Е.Ю. Головинская. – Самара: Современные образовательные технологии, 2013 электронных ресурсов (подборка с сайтов).
2 Учебник «Подготовка младшего обслуживающего персонала»: Учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида по курсу «Технология» /А.Г. Галле, Е.Ю. Головинская. – Самара: Современные образовательные технологии, 2013.
VII Календарно-тематическое планирование по предмету
«Прикладной труд - растениеводство»
№ |
Сроки |
Тема |
Кол-во часов |
Деятельность учащегося |
1 четверть Уход за комнатными растениями |
||||
1 |
14.09 |
Комнатные растения, названия. Значение комнатных растений в жизни человека. |
1 |
Различать комнатные растения Называть части растений. Находить похожие на иллюстрациях и в классе, школе
|
2 |
28.09 |
Условия для жизни растений |
1 |
Показывать на иллюстрациях условия, необходимые для жизни растений и животных |
3 |
12.10 |
Особенности листьев комнатных растений |
1 |
Находить по картинкам комнатные растения. Определять и различать по листьям. Называть некоторые из них. |
4 |
26.10 |
Емкости и инвентарь для комнатных растений. |
1 |
Рассматривать сюжетные картинки. Запоминать правила безопасной работы с инструментами. Называть инвентарь для ухода, выполнять действия по показу педагога и самостоятельно |
2 четверть |
||||
5 |
16.11 |
Уход за комнатными растениями: полив. |
1 |
Знать требования к температуре и качеству воды, периодичность полива, приёмы. Составлять и повторять предложения |
6 |
30.11 |
Практическая работа. Определение необходимости полива растения. Определение количества воды для полива. |
1 |
Определять необходимость полива растения. Определять количество воды для полива. |
7 |
14.12 |
Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений. |
1 |
Повторять правила опрыскивания, действовать по показу. Опрыскивать растения. Удалять сухие листья с растений. |
8 |
28.12 |
Рыхление почвы. Внесение органических удобрений в почву. |
1 |
Рассматривать иллюстрации. Действовать по показу и самостоятельно |
3 четверть |
||||
9 |
18.01 |
Пересадка комнатных растений на примере герани |
1 |
Совместно с педагогом подготавливать почву для пересадки, полив, пересадка растения. |
10 |
08.02 |
Добавление почвы в горшок с растением, уплотнение, полив. |
1 |
Подготавливать почву к посеву, добавлять почву в горшок с растением. Правила безопасного обращения с инвентарем. |
11 |
22.02 |
Обобщение и закрепление знаний по теме «Уход за комнатными растениями» |
1 |
Рассматривать иллюстрации. Действовать по показу и самостоятельно |
4 четверть Приемы выращивания культурных растений |
||||
12 |
12.04 |
Посадка лука на подоконнике: подготовка лука к проращиванию |
1 |
Подготавливать почву к посеву, садить семена в почву. Называть ручные орудия и инвентарь для обработки почвы. Правила безопасного обращения с инвентарем. |
13 |
26.04. |
Урок-практикум. Подготовка семян гороха к проращиванию. |
1 |
Совместно с педагогом подготавливать почву для посадки семян, полив.. |
14 |
10.05. |
Посадка гороха, полив и уход. |
|
Совместно с педагогом садить в почву и поливать. |
15 |
24.05. |
Наблюдение за всходами. Систематический полив.. |
1 |
Совместно с педагогом наблюдать за всходами семян, полив. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.