Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Дьяченковская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании педагогического совета /протокол __ от __.08.2020г./ |
Согласовано. зам.директора по УР _______/___________. от__.08.2020г./ |
Утверждаю. Директор МКОУ«Дьяченковская СОШ» _______ /________________ / приказ № __ от__.08.2020г./
|
Рабочая программа
учебного предмета
«Родная литература (русская)»
составитель: Цыркунова Е.Н.,
учитель русского языка и литературы
срок реализации программы – 1год
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литература» разработана с учётом Основной образовательной программы среднего общего образования на основе ФГОС СОО, Конституции Российской Федерации, Конвенции ООН о правах ребенка, ФГОС ООП СОО МКОУ «Дьяченковская СОШ».
Цели и задачи обучения
Цель - завершение формирования соответствующего возрастному и образовательному уровню обучающихся отношения к чтению художественной литературы как к деятельности, имеющей личностную и социальную ценность, как к средству самопознания и саморазвития.
Задачи:
- получение опыта медленного чтения произведений русской, родной (региональной) и мировой литературы;
- овладение необходимым понятийным и терминологическим аппаратом, позволяющим обобщать и осмыслять читательский опыт в устной и письменной форме;
- овладение навыком анализа текста художественного произведения (умение выделять основные темы произведения, его проблематику, определять жанровые и родовые, сюжетные и композиционные решения автора, место, время и способ изображения действия, стилистическое и речевое своеобразие текста, прямой и переносные планы текста, умение «видеть» подтексты);
- формирование умения анализировать в устной и письменной форме самостоятельно прочитанные произведения, их отдельные фрагменты, аспекты;
- формирование умения самостоятельно создавать тексты различных жанров (ответы на вопросы, рецензии, аннотации и др.);
- овладение умением определять стратегию своего чтения;
- овладение умением делать читательский выбор;
- формирование умения использовать в читательской, учебной и исследовательской деятельности ресурсов библиотек, музеев, архивов, в том числе цифровых, виртуальных;
овладение различными формами продуктивной читательской и текстовой деятельности (проектные и исследовательские работы о литературе, искусстве и др.);
- знакомство с историей литературы: русской и зарубежной литературной классикой, современным литературным процессом;
- знакомство со смежными с литературой сферами искусства и научного знания (культурология, психология, социология и др.).
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 0,5 часа в неделю (всего 17 часов).
Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса
1. «Примерная основная образовательная программа среднего общего образования» http://fgosreestr.ru/.
2. Лебедев Ю.В.. Литература. Базовый уровень.10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в 2-х частях. Базовый уровень. М.: Просвещение, 2014.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
1. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2010.
2. Булгакова И.В. Нестандартные уроки русской литературы. 10-11 классы – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013.
3. Миронова Н.А. Тесты по литературе: к учебнику «Русская литература 20 века. В 2-х ч.11 кл.».- М.: Экзамен, 2011.
4. Михайлова И.М. Тесты. Литература 9-11 классы – М., «Дрофа», 2012.
5. Обернихина Г.А. Преподавание литературы в 11 классе (в 2-х частях) – М., «Аркти», 2010.
6. Угроватов П.И. Конспекты уроков для учителя литературы. 11 класс (в 2-х ч.) – М., «Владос»,2011.
7. Чертов В.Ф. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века. 11 класс – М., «Просвещение»,2011.
8. Компьютер, принтер, проектор.
Электронно -образовательные ресурсы
1. Видеофильмы по произведениям литературы 20 века.
2. Презентации к урокам.
3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы. 11 класс.
4. Русская литература. 8-11 класс. Мультимедийная энциклопедия.
5. Литература. Мультимедийный курс. 5-11 классы.
6. Золотой фонд поэзии. Россия, ХIХ век. Романтизм.
7.Интернет-ресурсы
1). http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2). Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3). http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
4). http://www.openclass.ru/
5). http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» российского общеобразовательного портала
6). http://www.bibliogid.ru - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки
7). http://kidsbook.narod.ru - библиотека детской литературы
8). http://www.likt590.ru/project/museum/ - Виртуальный музей литературных героев
9). http://www.rvb.ru - Русская виртуальная библиотека
10).http://www.uroki.net/index.htm. - Уроки. нет
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание основных произведений отечественной литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (скрытые в нем смыслы и подтексты);
- в устной форме, а также в письменной форме использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на соответствующие фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
- в устной и письменной форме давать объективное изложение текста, характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность созданного художественного мира произведения;
- обобщать и анализировать свой читательский опыт, анализировать жанрово-родовой выбор автора; раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения, место и время действия; способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
- определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости.
- анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь его частей определяет структуру произведения и обусловливает его эстетическое воздействие на читателя (например, выбор зачина и концовки произведения, открытого или закрытого финала, противопоставлений в системе образов
персонажей и пр.);
- анализировать произведения или их фрагменты, в которых для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать, что прямо заявлено в тексте, от того, что действительно подразумевается (например, сатира, сарказм, ирония или гипербола);
- осуществлять следующую продуктивную деятельность:
- давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения на разных его уровнях в их единстве и взаимосвязи и понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, интернет-ресурсов и т. д.).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведений (например, кино- или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая то, как интерпретируется исходный текст;
- узнать об историко-культурном подходе в литературоведении;
- узнать об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
- узнать о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой;
- анализировать произведения современной литературы;
- рассматривать книгу как нравственный ориентир;
- свободно и целенаправленно использовать конкретные понятия теории литературы, предусмотренные программой, и их соотношение: роды литературы (эпос, лирика и драма), жанры всех трех родов, литературные направления и проч.
Личностные
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
10) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
11) осознание ценности литературы как ядра национальной культуры, объединяющего эпохи и поколения в «русский мир».
Метапредметные
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владеть основами самоконтроля, самооценки;
- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;
понимать ценность жизни во всех еѐ проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к ней;
- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- определять гуманистические, демократические и традиционные ценности русского народа;
- определять необходимость ответственности и долга перед Родиной;
- осознавать значение семьи в жизни человека и общества, принимать ценности семейной жизни, уважительно и заботливо относиться к ленам своей семьи;
- основам прогнозирования;
- отображать в речи содержание совершаемых действий в форме громкой социализированной и внутренней речи.
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
использовать знаково-символические средства, в т.ч. схемы (включая концептуальные) для решения учебных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- роизвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Содержание учебного предмета
10 класс (17 ч)
Введение (1 ч)
Знакомство с проблемно-тематическими блоками.
Личность (4 ч)
Человек перед судом своей совести, человек-мыслитель и человек-деятель, я и другой, индивидуальность и «человек толпы», становление личности: детство, отрочество, первая любовь; судьба человека; конфликт долга и чести; личность и мир, личность и Высшие начала.
В.И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка», сказки.
Ф.М. Достоевский. Роман «Идиот» (обзор). Судьба и облик главного героя романа – князя Мышкина.
Личность и семья (5 ч)
Место человека в семье и обществе, семейные и родственные отношения; мужчина, женщина, ребенок, старик в семье; любовь и доверие в жизни человека, их ценность; поколения, традиции, культура повседневности.
А.В. Сухово-Кобылин. «Свадьба Кречинского».
Л.Н. Толстой. «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий»
А.П. Чехов. Рассказы «Душечка», «Дама с собачкой». Пьеса «Три сестры»
Личность – общество – государство (3 ч)
Влияние социальной среды на личность человека; человек и государственная система; гражданственность и патриотизм; интересы личности, интересы большинства/меньшинства и интересы государства; законы морали и государственные законы; жизнь и идеология.
Д.В. Григорович. Рассказ «Гуттаперчевый мальчик».
К.С. Аксаков. Поэзия, публицистика.
А.И. Герцен. «Кто виноват?»
Личность – природа – цивилизация (3 ч)
Человек и природа; проблемы освоения и покорения природы; проблемы болезни и смерти; комфорт и духовность; современная цивилизация, ее проблемы и вызовы.
Ф.Н. Глинка. Поэмы «Карелия» и «Таинственная капля». «Духовные стихотворения».
В.М. Гаршин. Рассказ «Красный цветок».
Личность – история – современность (2 ч)
Время природное и историческое; роль личности в истории; вечное и исторически обусловленное в жизни человека и в культуре; свобода человека в условиях абсолютной несвободы; человек в прошлом, в настоящем и в проектах будущего.
Г.И. Успенский. Эссе «Выпрямила».
Тематическое планирование учебного предмета
10 класс
№ п/п |
Тематический блок |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Личность |
4 |
3 |
Личность и семья |
5 |
4 |
Личность-общество-государство |
3 |
5 |
Личность-природа-цивилизация |
3 |
6 |
Личность-история-современность |
1 |
|
Итого |
17 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.