Приложение к основной образовательной
программе начального общего образования
|
|
|
Рабочая программа
учебного предмета
"Литературное чтение на родном языке"
Срок реализации 1 год
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в 4 классе
Личностными результатами изучения литературного чтения на родном языке в начальной школе являются:
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
· восприятие русского языка как явление национальной культуры;
· осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
· формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
· формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
· осознание языка как основного средства человеческого общения;
· понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
· способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
· способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
· овладение словами речевого этикета;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
· уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
· формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
· учиться определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· формировать умение самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
Познавательные УУД:
· использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в овладении логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
· осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять тексты в устной и письменной формах;
· овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
· выделять существенную информацию из текстов разных видов;
· сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; находить аналогии в повседневной жизни;
· уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД:
· активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
· готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
· определение общей цели и путей ее достижения;
· умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
· осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
· готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· готовность слушать собеседника и вести диалог;
· готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
· излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметными результатами изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в 4 классе являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
· отличать подготовленную и неподготовленную речь;
· осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
· знать и реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации;
· знать особенности диалога и монолога;
· знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
· создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
· восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
· составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта;
· составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Обучающийся получит возможность научиться:
· называть свои речевые роли в разных ситуациях общения;
· приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях;
· устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
· приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко;
· оценивать похвалу с точки зрения еѐ правдивости и отобранных средств выражения;
· определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
· вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
· создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта
В
результате изучения курса « Литературное чтение на родном языке» в 4 классе обучающийся научится:
· овладению учебными действиями с языковыми единицами и умению использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
· овладению первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирования базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
· обогащению активного и потенциального словарного запаса, культуре владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
Обучающийся получит возможность научиться:
· обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
· ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа,
· умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
· позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
· формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
Язык и культура.
Значение речи в жизни человека, общества. Что такое успешное общение. Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит– кому (адресат) – что – с какой целью. Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Особенности употребления несловесных средств. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Общение для контакта и общение для получения информации
Говорение. Голос, его окраска, темп устной речи. Основной тон, смысловое ударение, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче. Правила для собеседников Неподготовленная и подготовленная устная речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. Толковый словарь. синонимов. Словарь языка писателей.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности. Вторичные речевые жанры. Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче. Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, еѐ роль. Цитата в пересказах, еѐ роль. Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации. Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении). Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении. Описание в учебной речи, его цель, основные части. Невыдуманный рассказ (о себе). Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. Словарные статьи в толковом и в других словарях.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Круг чтения
Авторские сказки
А. Дементьев « Сказки зимнего леса», П. Бажов « Серебряное копыце»
Классики русской литературы
П. Бажов «Каменный цветок»
Классики русской литературы второй половины XX века
Ася Горская «Сосчитай-ка», «Будет планета жить»,»Звездный калейдоскоп», Л. Татьяничева «Лучшее время года», «Малахит»,»Щенок»
Л. Преображенская «Старая телеграмма», « Добрая волшебница»,Марк Гроссман «Кирюха», Ю Подкорытов « Дед Куделька и Огонь великан», «Секреты Каслинской шкатулки»
Тематическое планирование курса
«Литературное чтение на родном языке»
№ п/п |
Наименование раздела
|
Количество часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
1. |
Постигаем законы авторской сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире |
3 |
Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми .с людьми разного возраста. Анализировать нормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру Наблюдать: находить в тексте повествовательные/ побудительные/ вопросительные предложения. Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога, диалога. Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса. Составлять план текста: делить текст на части, выделять опорные слова ,составлять план, определять главную мысль произведения. Пересказывать текст художественного произведения: подробно, кратко, выборочно. Сравнивать темы произведений авторов-представителей разных народов России Анализировать нравственно-этические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета Характеризовать особенности прослушанного произведения, раскрывать последовательность развития сюжета Сравнивать: Различные фольклорные жанры, характеризовать их особенности Объяснять: смысл заглавия произведения; выбирать заголовок из предложенных учителем, учащимися класса.
|
2. |
Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре
|
2 |
|
3. |
Учимся у поэтов, писателей и художников видеть красоту природы и красоту человека
|
2 |
|
4. |
Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас
|
2 |
|
5. |
Пытаемся понять, как на нас влияет красота
|
3 |
|
6. |
Приближаемся к разгадке тайны особого зрения
|
2 |
|
7. |
Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда
|
3 |
|
|
Итого |
17 |
|
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ»
4 класс
УМК «Школа России»» (17 часов)
Горская А.Б.,Капитонова Н.А., Крохалева Т.Н., Чипышева Л.Н..»Хрестоматия по литературе родного края. 1-4 класс Челябинск. Взгляд. 2005 год.
№ п/п |
Тема урока |
Кол- во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (Формирование УУД в соответствии с ФГОС) |
Вид контроля. |
Дата проведения |
|||||
Предметные результаты |
Метапредметные результаты |
|
|
|||||||||
1. |
П. Бажов « Серебряное копыце»
|
1 |
Комби нированный |
|
Уметь: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики героев |
Л: Самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); Р: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности П: Поиск и выделение необходимой информации в словарях; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами К: Уметь оценивать характер героя, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах |
Ответы на вопросы |
|
||||
2. |
П. Бажов «Каменный цветок»
|
2 |
Комби нированный |
Сказки разных авторов Произведения уральских писателей |
Уметь: создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению |
Ответы на вопросы |
|
|||||
3. |
Ю Подкорытов « Дед Куделька и Огонь великан», |
1 |
Комбинированный |
Авторские сказки. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя
|
Знать, что самое главное в народной сказке – способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость, а в авторской сказке – мир чувств и переживаний героя. Уметь: сравнивать описание подводного царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; давать характеристику главному герою |
Л: Самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной целиП: Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и т.д.). К: Вести устный диалог, слушать собеседника.
|
Пересказ текста |
|
||||
4. |
Ю Подкорытов «Секреты Каслинской шкатулки»
|
1 |
Комбинированный |
Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Уметь: анализировать описание царства Снежной королевы; подтверждать свои ответы цитатами из текста; доказывать, что героине помогают не только люди, но и природные явления; называть авторские сказки, в которых любовь оказывается сильнее волшебства; делиться своими впечатлениями при прослушивании музыкального произведения |
|
Пересказ текста |
|
||||
5. |
Ася Горская «Сосчитай-ка», «Будет планета жить»,»Звездный калейдоскоп» |
2 |
Комбинированный |
Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. |
Уметь: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; сравнивать характеры героев, изображенных на картине |
Л: Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Навыки сотрудничества в разных ситуациях Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и т.д.). К: Вести устный диалог, слушать собеседника. |
Выразительное чтение Отвечать на вопросы |
|
||||
6. |
Л. Татьяничева «Лучшее время года»,
|
1 |
Комбинированный |
Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний Характер героя, его поступки и их мотивы |
Уметь: работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения; анализировать поступки героев |
Л: Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. Р: Использовать речь для регуляции своего действия. П: Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. К: Владеть основами коммуникативной деятельности, на практиче ском уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы. |
Выразительное чтение Пересказ текста |
|
||||
7. |
Л. Татьяничева «Малахит»,»Щенок» |
1 |
Комбинированный |
Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях Высказывание оценочных суждений. Определение жанра литературного произведения |
Уметь: работать с толковым словарем; выделять важные события в жизни героя подтверждать ответы строчками из текста; находить в тексте конкретно-исторические приметы времени; выражать свое отношение к герою произведения; доказывать свою точку зрения, опираясь на текст |
Л: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи Р: учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других. П: Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация. К:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
Пересказ текста |
|
||||
8. |
Л. Преображенская «Старая телеграмма»,
|
1 |
Комбинированный |
Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями |
Знать: произведения Сергея Козлова для детей; что красота способна творить чудеса – преображать душу, делать ее свободной и красивой. Уметь: выразительно читать; работать с
иллюстрацией; выделять средства художественной выразительности; сравнивать
сказки С. Козлова; выделять |
Л:Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Р: работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. К: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
Выразительное чтение |
|
||||
9. |
Л. Преображенская « Добрая волшебница» |
1 |
Комбинированный |
Связь названия с темой текста, мысль текста Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность |
Уметь: анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения; описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном значении; делить текст на части |
Л:Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. Р: работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П:вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. К:слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
Выразительное чтение |
|
||||
10. |
Виль Андреев «Старый лес» |
1 |
Комбинированный |
Произведения о детях. Герои произведения Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения |
Уметь: объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; давать характеристику цветка; объяснять, что такое «настоящее богатство»; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать; пересказывать текст по плану |
Л: Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии Р: Использовать речь для регуляции своего действия. П: Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа, составлять план. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания |
План-пересказ |
|
||||
11. |
Л. Контаровский «Колька и Наташка» |
1 |
Комбинированный |
Эмоционально нравственные переживания героев и автора произведения. |
Уметь: анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; сравнивать стихотворные произведения; работать с иллюстрациями |
Л: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи Р: учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других. П: Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация. К:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
Отвечать на вопросы |
|
||||
12. |
Камиль Мустафин «Слезы», «Улыбка»
|
1 |
Комбинированный |
Восприятие и понимание их переживаний |
Знать понятие «рифма». Иметь представление о кольцевой и охватной рифме. Уметь: выразительно читать; определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности |
Л: Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Навыки сотрудничества в разных ситуациях Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и т.д.). К: Вести устный диалог, слушать собеседника. |
Чтение
|
|
||||
13. |
Катиба Киньябулатова «Будь счастливой, Родина моя» |
1 |
Комбинированный |
Восприятие и понимание их переживаний |
Знать понятие «рифма». Иметь представление о кольцевой и охватной рифме. Уметь: выразительно читать; определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности |
Л: Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Навыки сотрудничества в разных ситуациях Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и т.д.). К: Вести устный диалог, слушать собеседника. |
Чтение
|
|
||||
14. |
М. Чучелов «Запах снега» |
1 |
Комбинированный |
Восприятие и понимание их переживаний |
Знать понятие «рифма». Иметь представление о кольцевой и охватной рифме. Уметь: выразительно читать; определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности |
Л: Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Навыки сотрудничества в разных ситуациях Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и т.д.). К: Вести устный диалог, слушать собеседника. |
Чтение
|
|
||||
15. |
Ефим Ховив «Несчастливая примета» |
1 |
Комбинированный |
Восприятие и понимание их переживаний |
Знать понятие «рифма». Иметь представление о кольцевой и охватной рифме. Уметь: выразительно читать; определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности |
Л: Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Навыки сотрудничества в разных ситуациях Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и т.д.). К: Вести устный диалог, слушать собеседника. |
Чтение
|
|
||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.