Рабочая программа по предмету Родной язык 3 класс
Оценка 5

Рабочая программа по предмету Родной язык 3 класс

Оценка 5
docx
12.10.2020
Рабочая программа по предмету Родной язык 3 класс
родной язык 3б.docx

            РАССМОТРЕНО

             на заседании ШМО

                учителей начальной школы

Протокол №__

от «____» августа 2020_г.

__________ Гаврилина Г.В.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа-интернат»

_________Синкевич Т.Ю.

«___»________ 2020 г.

            УТВЕРЖДЕНО

              Приказом № ____ от______ 2020г.

Директора МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа-интернат»

 _________Ветров А. А.

 

 

 

 

 

 

 

 

Р А Б О Ч А Я    П Р О Г Р А М М А

 

учебного предмета

«Родной  язык»

3 «Б» класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель рабочей программы:

Орлова Надежда Васильевна - учитель начальных классов,  

                                                                        высшая квалификационная  категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 - 2021 учебный год

                                              Пояснительная записка

           Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций реализующих программы начального общего образования и в соответствии с положением о Рабочих программах МБОУ «Средняя общеобразовательная школа – интернат», федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, с учетом авторской программы Русский родной язык. Примерные рабочие программы.  1–4 класс: учебное      пособие для общеобразовательных организаций / [О. М.  Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой. – М.:  Просвещение, 2020.

  Уровень изучения предмета – базовый.

 

 

Цели:

- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;

- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;

- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;

- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Задачи: 

-приобщать обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа;

- формировать первоначальные представления младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;

- расширять представления о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.   

- развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формировать у младших школьников первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, орфоэпии;

- формировать навыки культуры речи  во  всех  её  проявлениях, умения правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты, оценивать тексты, пересказывать от другого лица;

- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты.

 

Данная Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский родной язык» 3 класс авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов и др.-М.: Просвещение: Учебная литература,2020.

   

Описание учебного предмета в учебном плане 

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373» учебный предмет «Родной язык» включен в обязательную (инвариантную) часть учебного плана начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа-интернат» в количестве 0,5 часа в неделю.

Объем учебного времени, отводимого на изучение предмета, в год составляет 17 часов Обучение предмету «Родной язык» на уровне начального общего образования организовано со второго полугодия текущего учебного года в количестве 1 часа в неделю. Во втором полугодии в 3 классе не изучается предмет «Литературное чтение на родном языке», и его часы отводятся на преподавание предмета «Родной язык».

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной  язык»

к окончанию 3 класса.

Личностные результаты 

У обучающегося будут сформированы:

-           внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности;

-           понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

Обучающийся получит возможность для формирования:

-          представления о своей этнической принадлежности;

-          развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;

-         чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;

-         осознания русского языка как основного средства общения народов России;

-         восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа находят своё отражение в языке;

-         понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к решению различных коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и т. д.).

-          осознания положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;

-          заинтересованности в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;

 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять цель и учебную задачу;

- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно- логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;

- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;

- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника –

в памятках).

Обучающиеся получат возможность научиться:

- выполнять учебные действия в материализованной, громко- речевой и умственной форме;

- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;

- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);

- самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;

- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;

- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;

- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);

- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;

- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

 - анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 - ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами;

- выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;

 - находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

 - осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;

- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;

 - составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;

- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, формулировать их.

 

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;

 - участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему

 решению, осуществлять взаимоконтроль;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;

- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

 

 

Предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения учебного предмета «Родной язык» к концу 3 класса обучающиеся научатся:

- при реализации содержательной линии «Русский язык: прошлое и настоящее»: 

распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);  распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;  использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;

понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;

понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения; 

использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;     

- при реализации содержательной линии «Язык в действии»: произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных;

пользоваться учебными       толковыми     словарями      для      определения лексического значения слова; 

пользоваться орфографическим     словарём        для      определения нормативного написания слов;  

     - при реализации содержательной линии «Секреты речи и текста»:  

различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами; 

оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; приводить объяснения

заголовка текста;

редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.

 

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник). 

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).  Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.  

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий. 

Проектные задания. Странички «Природного словаря». Откуда в русском языке это слово? (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.) Место, в котором я живу. Улицы, связанные с профессиями, на карте моего города. И т. д.

Раздел 2. Язык в действии (7 ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне). 

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных.  

Совершенствование навыков орфографического оформления текста. 

Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч)

Особенности устного выступления. 

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. 

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

№п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Формы контроля

1

Русский язык: прошлое и настоящее

6

 

2

Язык в действии

7

Творческая проверочная работа

3

Секреты речи и текста

4

Проектная работа

 

Итого

17

 

                                    Календарно-тематическое планирование

 

 

№ п/п

Тема урока

Домашнее задание

Даты проведения

план

факт

Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)

1.

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми

стр.5,6 № 2

18.01.21

 

2.

 

Слова, называющие природные явления: образные названия дождя, снега, ветра.

стр.25 № 10

25.01.21

 

3.

Слова, называющие растения.

стр.47 № 6

01.02.21

 

 

4.

Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие

занятия людей, музыкальные инструменты

стр.56 № 7

08.02.21

 

5.

Что ни город, то норов. Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий

стр.77 №8

15.02.21

 

6.

У земли ясно солнце, у человека

– слово. Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения.

стр.87 № 16

22.02.21

 

Язык в действии (7 ч)

7.

 

Для чего нужны суффиксы?

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку.

стр. 92 № 6

01.03.21

 

8.

Какие особенности рода имён

существительных есть в      русском языке

стр.97-98 №2

15.03.21

 

9.

Все      ли        имена существительные

«умеют» изменяться по числам?

 

стр.101 №4

29.03.21

 

10

11

Существительные,    имеющие только форму единственного или только форму            множественного числа. Как изменяются имена существительные во множественном числе?

стр.109 №12

05.04.21

 

12.

 

 

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

стр.113 № 4

12.04.21

 

13

Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка»

Стр.116-117

 № 10

19.04.21

 

Секреты речи и текста (4 ч)

14

 

Создаём         тексты рассуждения

Стр.122 № 5

26.04.21

 

15

 

Учимся редактировать тексты

Стр.130 № 7

17.05.21

 

16

17

Создаём         тексты повествования.

Представление проектных заданий, выполненных при изучении раздела «Секреты речи и текста»

 

24.05.21

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка к календарно-тематическому планированию

 В соответствии с Рабочей программой учебного предмета «Родной язык» в 3 классе отводится 0,5 часа в неделю, общее количество часов по программе - 17. Согласно составленному расписанию и учебному календарю на 2020/2021 учебный год в календарно-тематическом планировании по родному   языку - 15 часов.

Расхождение с количеством часов по программе составляет 2 часа, что не оказывает существенного влияния на усвоение программного материала. Данные часы будут скорректированы за счет уплотнения учебного материала:

 в разделе «Язык в действии»                                                                                    

Урок 10-11 Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа. Как изменяются имена существительные во множественном числе?

в разделе «Секреты речи и текста»

Урок 16-17 Создаём тексты повествования. Представление проектных заданий, выполненных при изучении раздела «Секреты речи и текста»

 

Список литературы

 

1.       Программа Русский родной язык. Примерные рабочие программы.  1–4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / [О. М.  Александрова и др.] под ред. О. М. Александровой. – М.:  Просвещение, 2020.

2.       Учебник «Русский родной язык» 3 класс авторы: О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов и др.-М.: Просвещение: Учебная литература,2020


 

РАССМОТРЕНО на заседании

РАССМОТРЕНО на заседании

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Данная Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский родной язык» 3 класс авторы:

Данная Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Русский родной язык» 3 класс авторы:

Метапредметные результаты Регулятивные

Метапредметные результаты Регулятивные

Обучающиеся получат возможность научиться: - ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; - выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи; - находить языковые…

Обучающиеся получат возможность научиться: - ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; - выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи; - находить языковые…

Язык в действии»: произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или…

Язык в действии»: произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или…

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь)

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь)

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п

Создаём тексты рассуждения

Создаём тексты рассуждения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2020