Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики
«Суходольская специальная (коррекционная) школа – интернат»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы-интерната
____________ Самойлик С.А.
(подпись)
«___» _____________ 2020 г.
(дата)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Ручной труд»
(предмет, курс, модуль)
базовый уровень
(уровень программы)
Подготовительный класс
(параллель (класс))
Составитель
рабочей программы:
Кузнецова В.В.
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Ручной труд» разработана в соответствии с
-Законом Луганской Народной Республики от 30 сентября 2016 года № 128-II «Об образовании» (с изменениями);
- Типовым положением о специальной (коррекционной) образовательной организации (учреждении) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Луганской Народной Республики, утвержденным приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28.02.2017 года № 82, зарегистрированном в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 28.03. 2017 г. за № 148/1199;
- Специальным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Луганской Народной Республики, утвержденным приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики № 495-ОД от 21 мая 2018 года, зарегистрированным в Министерстве юстиции Луганской Народной Республики 13.06. 2018 г. за № 200/1844;
- Уставом школы-интерната, утвержденным Министерством образования и науки Луганской Народной Республики от 18.03.2016 года № 86;
- Адаптированной основной общеобразовательной программой ГБОУ ЛНР «Суходольская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-инетрнат», утвержденной приказом директора школы-интерната № ____ от «____» _________ 2018 г.;
- «Программой специальных (коррекционных) образовательныхучреждений VIII вида 0-4 классы / Под редакцией И.М. Бгажноковой. М.: Просвещение, 2011 г.
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2013 г.;
- Примерной программой для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по учебному предмету «Технология» для I-IV классов. / Под редакцией Чорной Е.В.- Луганск, 2016., утвержденной приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики 27.12.2016 за №483;
- Методическими рекомендациями 1–4 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Технология. Ручной труд. / Кузнецова Л.А. – М.: Просвещение, 2016.;
- Учебником для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Технология. Ручной труд. 1 класс»/ Л.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2017.
Учебный предмет «Ручной труд» относится к обязательной предметной области «Технология» и является базовым предметом в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Его изучение способствует целостному развитию личности младшего школьника с умственной отсталостью в процессе формирования трудовой культуры, закладывает основы технологического образования, которые позволяют дать ему первоначальный опыт предметно-преобразовательной деятельности, создают условия для освоения технологии ручной обработки доступных материалов, необходимых в повседневной жизни.
В системе начального технологического специального образования, формирование отношения к труду как важнейшей жизненной ценности определяет процесс становления личности умственно отсталого ребенка, уровень его социальной, интеллектуальной и нравственной зрелости. На этой основе трудовое обучение и воспитание призвано развивать у него способность воспринимать и усваивать нравственные истины; формировать осознанное и устойчивое положительное отношение к труду; более полное и глубокое понимание мотивационно - потребностной стороны труда, его красоты.
В системе начального технологического специального образования в подготовительном классе формирование устойчивого положительного отношения к ручному труду определяет процесс становления личности умственно отсталого ребенка. На этой основе трудовое обучение и воспитание призвано развивать у него интерес к трудовой деятельности и ее результатам; формировать мотивационно-потребностную сторону труда, влияющую на развитие у ребенка восприятия труда как деятельности доставляющей радость, желание трудиться и получать удовлетворение от результата своего труда.
Начиная с подготовительного первого класса в качестве определяющего начала формирования у школьников познавательных способностей, выступают знания о предмете, обеспечивающие ориентировку в воспринимаемом мире. Так, предмет (изделие) выступает источником недостающих детям знаний об окружающей предметной среде. Любой предмет оценивается с точки зрения типологической функции (класс вещей), эталонных символов (форма, цвет, величина), соответствия своему утилитарному назначению, художественной, операционно-исполнительской ценности, что, несомненно, обогатит сенсорный опыт учащихся с интеллектуальными нарушениями младшего возраста.
Начальное технологическое образование включает также предметно-практическую деятельность школьников с умственной отсталостью младшего возраста. Оно предполагает овладение основами созидательной, преобразовательной деятельности, в процессе которой формируются трудовые двигательные приемы. Для формирования практических умений и навыков программой предусматриваются практические задания в процессе, которых дети изготавливают своими руками аппликации, изделия и игрушки из бумаги, пластилина, природных материалов, ниток.
Цели программы обучения:
- формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать) ребенка и повышение уровня функциональной готовности его к трудовому обучению в последующих классах;
- развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
- воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе, уважения к людям труда и т. д.)
Диагностико-пропедевтические задачи программы обучения:
· развитие интереса и положительной мотивации к трудовой деятельности;
· получение элементарных сведений о труде в жизни человека;
· формирование представлений о единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека;
· формирование интереса к разнообразным видам труда;
· формирование элементарных знаний о некоторых поделочных материалах, их свойствах, применении;
· обучение элементарным безорудийным и орудийным приемам;
· развитие общетрудовых умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать сою работу с помощью учителя;
· развитие познавательных психических процессов (восприятия, пространственных представлений и ориентировки, памяти, мышления, речи);
· развитие умственной деятельности (операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);
· развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений;
· развитие речи.
Основные направления коррекционной работы:
- коррекция познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- развитие аналитико-синтетической деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- коррекции ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.
В учебном плане «Суходольской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы – интерната» предмет «Ручной труд» входит в предметную область «Технология», на него отводится 66 часов в год (2 ч в неделю), I семестр – 16 учебных недель, II семестр – 17 учебных недель.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Личностные результаты освоения учебного предмета:
- умение соблюдать правила поведения на уроке;
- индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки: положительное отношение и интерес к труду;
- понимание значения и ценности труда; понимание красоты в труде, в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
- осознание своих достижений в области трудовой деятельности;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности.
Результатами изучения курса «Ручной труд» является формирование базовых учебных действий (БУД).
Регулятивные БУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
Познавательные БУД:
- ориентироваться в задании, планировать свою работу и намечать последовательность выполнения работы;
- отвечать на поставленные учителем вопросы по иллюстрации и образцу изделий;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные БУД:
- оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения);
- слушать и понимать речь других;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
Обучащиеся могут овладеть знаниями о:
- правилах организации рабочего места;
- видах трудовых работ;
- названиях и свойствах поделочных материалов (пластилин, бумага, нитки), правилах их хранения, санитарно-гигиенических требованиях при работе с ними; - - названиях технологических операций, необходимых для обработки материалов (разметка по шаблону; выделение детали из заготовки – разрывание, обрывание, резание; формообразование – сгибание, сминание, скатывание, плетение, соединение в пучок; сборка изделия - склеивание, примазывание; отделка изделия - аппликация);
- названиях инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройство, правила техники безопасной работы режущими инструментами;
- приемах работы (приемы разметки деталей, примы выделения детали из заготовки, приемы формообразования, приемы соединения деталей, примы отделки изделия), используемых на уроках ручного труда.
Обучающиеся могут овладеть умениями:
- организовать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы,
- рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;
- с помощью учителя анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;
- с помощью учителя определять способы соединения деталей;
- выполнять изделие по инструкции, чередующейся показом;
- владеть некоторыми элементарными технологическими приемами ручной обработки поделочных материалов, предусмотренных программой (глиной и пластилином, природными материалами, с бумагой и нитками);
- сопоставлять свое изделие с образцом с помощью учителя (похоже на образец).
Минимальный уровень овладения предметными результатами является обязательным для всех обучающихся дополнительного класса:
- с помощью учителя ориентироваться в задании, сравнивать образец с объектом;
- с помощью учителя планировать работу по изготовлению изделия;
- с помощью учителя рассказать о последовательности изготовления изделий;
- с помощью учителя контролировать правильность выполнения изделий;
- с помощью учителя кратко оценивать свое изделие;
- с помощью учителя пытаться пространственно ориентироваться в правильном
расположении деталей, соблюдать пропорции и размеры, рационально располагать
материал на рабочем месте и детали макета на подставке;
- с помощью учителя ориентироваться на плоскости листа бумаги, подставки: верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правые углы и т. д.;
- с помощью учителя употреблять слова, характеризующие пространственные признаки предметов, операции, материал, инструменты, приспособления.
Достаточный уровень освоения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся дополнительного класса. К концу первого года обучения ручному труду обучающиеся с легкой умственной отсталостью должны знать: правила рациональной организации труда, включающей в себя упорядоченность действий и самодисциплину;
уметь:
- организовать свое место, правильно сидеть, правильно держать альбом, карандаш, ножницы;
- обводить карандашом шаблоны, соединять линиями точки, проводить линии от
руки;
- узнавать, различать, показывать квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, овал;
- ориентироваться в задании, сравнивать образец с объектом;
- складывать бумагу, раскатывать пластилин, пользовать клеем, ножницами;
- определять места приклеивания аппликации;
- соблюдать правила безопасной работы;
- планировать работу по изготовлению изделия;
- рассказать о последовательности изготовления изделий;
- контролировать правильность выполнения изделий;
- кратко оценить свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
- пытаться пространственно ориентироваться в правильном расположении деталей,
соблюдать пропорции и размеры, рационально располагать материал на рабочем месте и детали макета на подставке;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги, подставки: верхний левый, верхний
правый, нижний левый, нижний правые углы и т. д.;
- употреблять слова, характеризующие пространственные признаки предметов,
операции, материал, инструменты, приспособления;
- выполнять общественные поручения по уборке класса/мастерской после уроков ручного труда.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ КУРСА
Обучение ручному труду в дополнительном классе предполагает следующие виды: «Работа с глиной и пластилином», «Работа с бумагой», «Работа с природными материалами», «Работа с нитками».
Систематическому обучению ручному труду предшествует адаптационный период, включающий в себя диагностирование знаний и умений в области ручного труда и формирование представлений об окружающем природном мире и особенностях уроков труда в школе.
«Адаптационный период»
Адаптационные уроки, включающие темы: «Сделай из бумаги, пластилина, что умеешь», «Предметы природного и рукотворного мира». «Урок труда в школе», помогут обследовать детей, создать условия для погружения детей дополнительного первого класса в предметный природный и рукотворный мир и познакомить с особенностями уроков ручного труда.
Развитие активного словаря происходит в процессе ознакомления с предметами, материалами и инструментами.
Диагностирование знаний, умений и навыков у школьников
Свободное самостоятельное складывание, вырезание, лепка разнообразных форм.
«Предметы природного и рукотворного мира». «Урок труда в школе»
Предметы природного мира (цветы, плоды, грибы, насекомые, рыбы, птицы, животные, человек). Природа источник фантазии мастера (образцы предметов природного мира, сделанные из разных поделочных материалов – грибы, овощи, фрукты из пластилина; цветы, птицы, животные из бумаги; ягоды из ниток и т.д.).
Урок труда и его особенности. Материалы и инструменты, используемые на уроках ручного труда.
Правила поведения и работы на уроках ручного труда. Общие правила организации рабочего места на уроках труда.
«Систематическое обучение ручному труду»
«Работа с глиной и пластилином»
Организация рабочего места при выполнении лепных работ.
Пластилин-материал ручного труда. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.
Элементарные знания о глине и пластилине (пластические свойства материалов, цвет, форма). Применение глины для изготовления игрушек; фигурок животных, птиц, людей и т.д.
Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.
Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным - предмет создается из отдельных частей; пластическим - лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска глины, пластилина; комбинированным - объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска.
Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия).
Комбинированные работы: бумага и пластилин.
«Работа с природными материалами»
Организация рабочего места работе с природными материалами.
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов).
Способы соединения деталей (пластилин).
Работа с засушенными листьями. Способы работы (аппликация, объемные изделия). Свойства листьев (цвет, форма, засушенные листья - хрупкие). Соединение деталей (с помощью пластилина).
Работа с еловыми шишками. Способы работы (объемные изделия). Свойства еловых шишек (форма, цвет и др.). Соединение деталей изделия (с помощью пластилина).
Комбинированные работы: пластилин и природные материалы.
«Работа с бумагой»
Организация рабочего места при работе с бумагой.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная).
Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал).
Свойства бумаги (мнется, рвется, сгибается, режется, клеится, окрашивается, впитывает влагу и др.).
Инструменты (ножницы) и материалы (клей) для работы с бумагой.
Способы работы с бумагой (плоскостной, полуобъемный, объемный).
Виды работы с бумагой:
¾ аппликация (плоскостная, бумажная мозаика, полуобъемная);
¾ вырезание из бумаги геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник);
¾ конструирование способом складывания фигурок (Оригами).
Складывание фигурок из бумаги Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Соединение оборванных элементов (наклеивание). Правила работы с клеем и кистью.
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги.
Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц.
Приемы резания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»;
Способы вырезания: симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам орнаментальных и предметных изображений.
Использование вырезанных элементов, деталей в аппликации и конструировании.
Конструирование из бумаги. Плоскостное конструирование из вырезанных полосок (плетение из полос).
Объемное конструирование из вырезанных полос.
Конструирование на основе готовых кругов.
Разметка бумаги. Разметка с помощью шаблона. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, овал).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей (щелевой замок).
«Работа с нитками»
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками.
Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, цветы, кисточки).
Комбинированные работы: нитки и бумага.
Все дети с нарушением интеллекта, ввиду наличия дефектов в развитии, изначально затрудняются размять пластилин, согнуть, смять, оборвать или разрезать бумагу, обвести шаблон, не сдвинув его с места и др.
Особенность программы дополнительного класса заключается в том, что в первом полугодии при выполнении изделий не используются режущие инструменты. Работа с пластилином, бумагой и нитками позволяет вначале обучать детей элементарным безорудийным приемам обработки этих материалов (сгибание, сминание, разрывание бумаги; разминание, размазывание, скатывание, сплющивание пластилина, намотка ниток на картон и др.). Это позволяет эффективно развивать точность и согласованность движений рук, дифференцированность движений пальцев, регуляцию мышечного усилия.
Начиная со второго полугодия, происходит обучение элементарным орудийным примам (резание по короткой, длинной прямой и кривой линии).
Правильное усвоение технических приемов работы имеет решающее значение в трудовом обучении, Процесс овладения разнообразными приемами обработки материалов должен носить последовательный характер, поскольку, ее нарушение приводит к неправильной сформированности у младших школьников с нарушением интеллекта трудовых умений и навыком.
В связи с этим каждый прием отрабатывается на специально подобранной группе изделий, имеющие общие черты и сходные приемы обработки того или иного материала.
Минимальное необходимое оборудование уроков ручного труда в дополнительном классе:
• индивидуальное рабочее место;
• простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов: ножницы школьные со скруглёнными концами, цветные карандаши, пластиковая подкладная доска, кисти для работы с клеем, красками, подставка для кистей (карандашей, ножниц), коробочки для мусора.
• материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами), текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластические материалы (глина, пластилин), природные материалы (засушенные листья разных пород деревьев, шишки);
• специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, подставки, папки и пр.
Промежуточная аттестационная работа по предмету «Ручной труд» проводится в конце учебного года в виде практической работы, включающей в себя следующие задания:
- организация рабочего места для работы с клеем, бумагой и ножницами;
- обводка шаблона на цветную бумагу;
-вырезание по контуру;
-наклеивание деталей на картон;
-соблюдение техники безопасности при работе с ножницами и клеем;
-приведение рабочего места в порядок;
-сравнение своего изделия с образцом;
-рассказ о порядке выполнения изделия.
№ |
Содержание программного материала (разделы, темы программы) |
Количество часов |
1 |
Адаптационный период |
3 |
2 |
Работа с глиной и пластилином |
20 |
3 |
Работа с природными материалами |
6 |
4 |
Работа с бумагой |
27 |
5 |
Работа с нитками |
10 |
Всего |
66 |
Учебно-тематический план
Календарно-тематический план
№ п/п |
№ урока в теме |
Тема урока |
Дата проведения |
Приме-чание |
||||||||
по плану |
по факту |
|||||||||||
І СЕМЕСТР |
||||||||||||
Адаптационный период |
||||||||||||
1 |
1 |
Правила ТБ на уроках труда. Предметы природного мира. Сделай из бумаги, пластилина, что умеешь |
|
|
|
|||||||
2 |
2 |
Предметы рукотворного мира |
|
|
|
|||||||
3 |
3 |
Урок труда |
|
|
|
|||||||
Работа с глиной и пластилином |
||||||||||||
4 |
1 |
Правила ТБ при работе с пластилином. Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма) |
|
|
|
|||||||
5 |
2 |
Как работать с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Работа стекой |
|
|
|
|||||||
6 |
3 |
Приемы работы с пластилином: разминание, отщипывание, размазывание по картону |
|
|
|
|||||||
Работа с природными материалами |
||||||||||||
7 |
1 |
Правила ТБ при работе с природными материалами. Где используют природные материалы |
|
|
|
|||||||
8 |
2 |
Где находят природные материалы. Экскурсия в природу с целью сбора природного материала |
|
|
|
|||||||
9 |
3 |
Как работать с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки) |
|
|
|
|||||||
Работа с бумагой |
||||||||||||
10 |
1 |
Правила ТБ при работе с бумагой. Какие изделия изготавливают из бумаги |
|
|
|
|||||||
11 |
2 |
Сорта и виды бумаги. Признаки и свойства бумаги |
|
|
|
|||||||
12 |
3 |
Что надо знать о треугольнике |
|
|
|
|||||||
13 |
4 |
Что надо знать о квадрате |
|
|
|
|||||||
14 |
5 |
Что надо знать о круге |
|
|
|
|||||||
15 |
6 |
Что надо знать об овале |
|
|
|
|||||||
Работа с глиной и пластилином |
||||||||||||
16 |
4 |
Аппликация из пластилина «Яблоко» |
|
|
|
|||||||
17
|
5 |
Аппликация из пластилина «Домик и елочка» из палочек и столбиков различной длины и толщины |
|
|
|
|||||||
18 |
6 |
Лепка по образцу предметов шаровидной формы: «Помидор» |
|
|
|
|||||||
19 |
7 |
Лепка по образцу предметов овальной формы: «Огурец» |
|
|
|
|||||||
20 |
8 |
Лепка по образцу «Морковь» |
|
|
|
|||||||
21 |
9 |
Лепка по образцу «Свекла» и «Репка» |
|
|
|
|||||||
22 |
10 |
Лепка по образцу «Пирамидка» |
|
|
|
|||||||
23 |
11 |
Лепка по образцу «Грибы» |
|
|
|
|||||||
Работа с природными материалами |
||||||||||||
24 |
4 |
Аппликация из засушенных листьев разной величины (с помощью пластилина на подложку из цветной бумаги) |
|
|
|
|||||||
25 |
5 |
Как работать с еловыми шишками |
|
|
|
|||||||
26 |
6 |
Изготовление по образцу ежика из шишки и пластилина |
|
|
|
|||||||
Работа с бумагой |
||||||||||||
27 |
7 |
Приемы работы с бумагой. Правила работы с клеем и кистью. Обрывание кусочков бумаги. Аппликация «Осеннее дерево» |
|
|
|
|||||||
28 |
8 |
Сгибание бумажного треугольника пополам. Складывание елочки из бумажных треугольников разной величины |
|
|
|
|||||||
29 |
9 |
Сгибание квадрата с угла на угол. Складывание из бумаги квадратной формы домика, рыбки |
|
|
|
|||||||
30 |
10 |
Складывание из бумаги квадратной формы тюльпана, стаканчика |
|
|
|
|||||||
31 |
11 |
Сгибание бумаги прямоугольной формы пополам. Складывание из бумаги прямоугольной формы домика |
|
|
|
|||||||
32 |
12 |
Складывание из бумаги фигурки котика |
|
|
|
|||||||
ІІ СЕМЕСТР |
||||||||||||
Работа с глиной и пластилином |
||||||||||||
33 |
12 |
Приемы работы с пластилином: прищипывание, примазывание. Лепка по образцу «Цыпленок» |
|
|
|
|||||||
34 |
13 |
Лепка из пластилина многодетальных фигурок и макетов. Лепка по образцу «Котик» |
|
|
|
|||||||
35 |
14 |
Лепка по образцу «Снегурочка» |
|
|
|
|||||||
36 |
15 |
Лепка по образцу «Елочка» |
|
|
|
|||||||
Работа с бумагой |
||||||||||||
37 |
13 |
Правила ТБ при работе с ножницами. |
|
|
|
|||||||
38 |
14 |
Резание по прямым коротким вертикальным линиям. Вырезание из бумаги квадратов, размеченных по шаблону. |
|
|
|
|||||||
39 |
15 |
Орнамент по образцу из вырезанных квадратов разного цвета |
|
|
|
|||||||
40 |
16 |
Разрез по короткой наклонной линии. Вырезание из бумаги треугольников, размеченных по шаблону |
|
|
|
|||||||
41 |
17 |
Орнамент по образцу из вырезанных треугольников разного цвета |
|
|
|
|||||||
42 |
18 |
Орнамент по образцу: парусник из вырезанных треугольников разного цвета |
|
|
|
|||||||
43 |
19 |
Резание по прямым коротким линиям. Игрушка «Бумажный фонарик». |
|
|
|
|||||||
44 |
20 |
Резание по прямым коротким линиям. Декоративная веточка |
|
|
|
|||||||
45 |
21 |
Резание по прямым коротким линиям. Изготовление флажков |
|
|
|
|||||||
Работа с текстильными материалами |
||||||||||||
46 |
1 |
Правила ТБ при работе с текстильными материалами. Инструменты для швейных работ |
|
|
|
|||||||
47 |
2 |
Инструменты для швейных работ |
|
|
|
|||||||
48 |
3 |
Откуда берутся нитки |
|
|
|
|||||||
49 |
4 |
Свойства ниток |
|
|
|
|||||||
50 |
5 |
Как работать с нитками |
|
|
|
|||||||
Работа с глиной и пластилином |
||||||||||||
51 |
16 |
Лепка по образцу «Домик из бревен» (столбиков) |
|
|
|
|||||||
52 |
17 |
Лепка предметов из отдельных частей: орнамент в круге |
|
|
|
|||||||
53 |
18 |
Лепка по образцу рельефов цифр 1, 2, 3, 4, 5 |
|
|
|
|||||||
54 |
19 |
Лепка по образцу рельефов цифр 1, 2, 3, 4, 5 |
|
|
|
|||||||
55 |
20 |
Лепка по образцу букв на подложке |
|
|
|
|||||||
Работа с бумагой |
||||||||||||
56 |
22 |
Резание по прямым длинным линиям. Вырезание и конструирование “Бумажный цветок” |
|
|
|
|||||||
57 |
23 |
Разрез по незначительно изогнутой линии. Вырезание листочков по обведенному шаблону |
|
|
|
|||||||
58 |
24 |
Приемы резания ножницами по кривым линиям (овал). Проведение карандашом по изогнутым линиям и точкам |
|
|
|
|||||||
59 |
25 |
Скругление углов прямоугольных деталей на глаз |
|
|
|
|||||||
60 |
26 |
Приемы работы: сминание и скатывание |
|
|
|
|||||||
61 |
27 |
Аппликация по образцу из смятой бумаги: «Веточка рябины» |
|
|
|
|||||||
Работа с текстильными материалами |
||||||||||||
62 |
6 |
Наматывание ниток. Сматывание ниток в клубок |
|
|
|
|||||||
63 |
7 |
Наматывание ниток на картонку |
|
|
|
|||||||
64
|
8 |
Катушка из ниток «Бабочка». Изготовление по образцу |
|
|
|
|||||||
65 |
9 |
Кисточка из ниток. Изготовление по образцу |
|
|
|
|||||||
66 |
10 |
Итоговый урок. Кисточка из ниток |
|
|
|
|||||||
Перечень учебно – методического обеспечения
Учебно-методическое обеспечение |
Название, автор, издательство, год издания |
Программы |
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой. - М: Просвещение, 2011. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 класс под редакцией И.И. Воронковой. - М.: Просвещение, 2013. - Примерная программа для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по учебному предмету «Технология» для I-IV классов. / Под редакцией Чорной Е.В.- Луганск: 2016. |
Учебная литература |
Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. М.: Просвещение, 2017 Технология. Ручной труд. 1-4 классы. Методические рекомендации. Пособие для учителя общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы |
Дополнительная литература |
Методическое пособие «Обучение учащихся I - IV классов вспомогательной школы». – М: « Просвещение», 2006. В.Г. Машинистов. Дидактический материал по трудовому обучению в 1 классе. Пособие для учащихся 1 класса. М.: Просвещение, 1999. |
Оборудование |
Учебники, таблицы, гербарий, термометр, коллекция растений, предметные рисунки, сюжетные картинки, опоры – схемы натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.; компьютер, мультимедийный проектор, DVD-проектор; аудиозаписи. |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания методического объединения
учителей начальных классов
от «__»______ 2020 г. № _____
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по учебно-воспитательной работе
____________________ Кочубей Е.А.
(подпись)
«___» ____________ 2020 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.