Рабочая программа по русскому языку разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального образования» и авторскими рабочими программами В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык» 2011г.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.
Послебукварный (заключительный) – повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
• система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
• орфография и пунктуация;
• развитие речи.
В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности». Его содержание обеспечивает ориентацию младших школьников в целях, задачах, средствах и значении различных видов речевой деятельности (слушания, говорения, чтения и письма).
Учащиеся научатся адекватно воспринимать звучащую и письменную речь, анализировать свою и оценивать чужую речь, создавать собственные монологические устные высказывания и письменные тексты в соответствии с задачами коммуникации. Включение данного раздела в программу усиливает внимание к формированию коммуникативных умений и навыков, актуальных для практики общения младших школьников.
Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение и словосочетание. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение речеведческими сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу (изложение), собственных текстов разного типа (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение) и жанра с учётом замысла, адресата и ситуации общения, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и главной мысли и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
Раздел «Лексика » предусматривает формирование у младших школьников представлений о материальной природе языкового знака (слова как единства звучания и значения); осмысление роли слова в выражении мыслей, чувств, эмоций; осознанию словарного богатства русского языка и эстетической функции родного слова; овладению умением выбора лексических средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуаций и условий общения; осознанию необходимости пополнять и обогащать собственный словарный запас как показатель интеллектуального и речевого развития личности.
Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных универсальных действий.
Программой предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 690ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.
Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 175 ч (5 ч в неделю, 35 учебных недель в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий
Класс |
Личностные УУД |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
2 класс |
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг». 2. Уважение к своему народу, к своей родине. 3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться. 4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. |
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место. 2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности. 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. 4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя. 5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем. 6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем. 7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
|
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания. 2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. 3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу. 4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план . 5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. 6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике. 7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы |
1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. 2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. 3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное. 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
|
Характеристика планируемых результатов по русскому языку во 2 классе.
Раздел курса |
Содержание учебного раздела |
Планируемые результаты освоения учебного предмета |
||
Предметные знания |
Предметные умения |
Универсальные учебные действия |
||
1. Наша речь |
Виды речи. Диалог и монолог. |
Роль русского языка. Виды речи. Требования к речи. Речь диалогическая и монологическая. |
Анализировать речь людей (при анализе текстов). Различать устную, письменную речь и речь про себя. Отличать диалогическую речь от монологической, использовать в речи. |
Личностные: ориентирование ученика на учет чужой точки зрения; устойчивый учебно-познавательного интерес к новым общим способам решения задач; адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности; положительная адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика». Познавательные: работа с разными видами информации( с частями учебной книги и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и учебными словарями, текстом и иллюстрацией к тексту; анализ и интерпретация информации; применение и представление информации; оценка получаемой информации; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное. осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; моделировать, подводить под понятие; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них; использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции; осуществление взаимопроверки выполненной работы; выполнение работы по цепочке; использование правил, таблиц, моделей для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения. Регулятивные: контроль и самоконтроль учебных действий и их результатов; преобразование практической задачи в познавательную; проверка выполненной работы, используя правила и словари, а также самостоятельное выполнение работы над ошибками. |
2. Текст |
Текст. Части текста. |
Знать признаки текста. Тема и главная мысль текста. Заглавие. |
Отличать текст от других записей по его признакам. Определять тему и главную мысль текста, соотносить текст и заголовок, подбирать заголовок к тексту. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. |
|
3. Предложение |
Предложение. Члены предложения. |
Назначение и признаки текста. Логическое ударение в предложении. Главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. |
Отличать предложение от группы слов, определять его границы. Составлять предложения из слов. Находить главные и второстепенные члены предложения. Составлять распространённые и нераспространённые предложения. Устанавливать связь слов в предложении. Составлять предложения из деформированных слов. |
|
4. Слова, слова, слова… |
Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Слог. Ударение. Перенос слов. |
Слово, как общее название предметов. Однозначные и многозначные, родственные и однокоренные слова.. Корень слов. Словесное и логическое ударение. Правила переноса. |
Уметь классифицировать слова по тематическим группам, объяснять лексическое значение слова. Работать с толковыми и орфографическими словарями. Распознавать и подбирать к слову синонимы и антонимы. Находить однокоренные слова в тексте. Подбирать однокоренные слова к слову и выделять корень. Делить слова на слоги, определять количество слогов. Определять ударение, различать ударные и безударные слоги. Переносить слова по слогам. |
|
5.Звуки и буквы. |
Русский алфавит. Гласные и согласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Слова с удвоенными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Мягкий знак. Правописание буквосочетаний с шипящими буквами. Буквосочетания ЖИ-ШИ,ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА. Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный Ь. |
Знание алфавита. Буквы, обозначающие гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук. Слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука. Признаки согласного звука. Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Обозначение мягкости согласных на письме. Буквосочетание ЧН, ЧТ,ЩН, НЧ, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Парные звонкие и глухие согласные. |
Различать звуки и буквы. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Находить в слове, различать и правильно произносить гласные звуки. Соотносить звуковой и буквенный состав слов. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Работать с орфографическим словарём. Различать, определять и правильно произносить мягкие и твёрдые, парные и непарные, звонкие и глухие согласные звуки. Переносить слова с Ь. Применять правило написания буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЩТ, ЖИ-ШИ, ЧУ-ЩУ,ЧА-ЩА. |
|
6. Части речи. |
Имя существительное. Глагол. Имя прилагательное. Местоимение. Текст-рассуждение, текст-описание, текст-повествование. Предлоги. |
Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных. Синтаксическая функция глагола. Число глагола. Правописание НЕ с глаголом. Значение и употребление в речи имени прилагательного. Число имени прилагательного. Виды текстов. Значение местоимения в тексте. Роль предлогов в речи. |
Распознавать имя существительное, имя прилагательное, глагол среди других частей речи. Различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры. Определять число имён существительных. Определять виды текста. Определять число глаголов и имён прилагательных, распределять по группам, изменять, приводить примеры. Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов. Раздельно писать предлоги со словами. |
2 класс
№ |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
Контрольные работы |
Контрольное списывание |
Проверочные работы |
Работы по развитию речи |
Проектная деятельность |
Наша речь (3ч.) |
|||||||
1 |
Виды речи |
2 |
|
|
|
|
|
2 |
Диалог и монолог |
1 |
|
|
|
|
|
Текст (4ч.) |
|||||||
3 |
Текст |
2 |
|
|
|
|
|
4 |
Части текста |
2 |
|
|
|
1 |
|
Предложение (12ч.) |
|||||||
5 |
Предложение |
3 |
1 |
|
|
|
|
6 |
Члены предложения |
9 |
|
1 |
|
1 |
|
Слова, слова, слова… (18ч.) |
|||||||
7 |
Слово и его значение |
4 |
|
|
|
|
|
8 |
Синонимы и антонимы |
4 |
|
|
|
1 |
|
9 |
Однокоренные слова |
4 |
|
|
|
|
|
10 |
Слог. Ударение. Перенос слова. |
6 |
1 |
|
|
2 |
|
Звуки и буквы (59ч.) |
|||||||
11 |
Звуки и буквы. |
1 |
|
|
|
|
|
12 |
Русский алфавит, или Азбука. |
3 |
|
|
1 |
|
|
13 |
Гласные звуки |
2 |
|
|
|
1 |
|
14 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне |
15 |
1 |
1 |
|
|
|
15 |
Согласные звуки (повторение и углубление представлений) |
1 |
|
|
|
|
|
16 |
Согласный звук [й], и буква «и краткое» |
1 |
|
|
|
|
|
17 |
Слова с удвоенными согласными |
2 |
|
|
|
|
1 |
18 |
Твёрдые мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения |
2 |
|
|
|
|
|
19 |
Мягкий знак |
3 |
|
|
|
1 |
1 |
20 |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками |
8 |
1 |
|
|
1 |
1 |
21 |
Звонкие и глухие согласные звуки |
1 |
|
|
|
|
|
22 |
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным |
14 |
1 |
|
|
|
|
23 |
Обобщение знаний об изученных правилах письма |
2 |
|
|
|
1 |
|
24 |
Разделительный ь |
4 |
|
|
1 |
1 |
|
Части речи (58ч.) |
|||||||
25 |
Части речи |
2 |
|
|
|
|
|
Имя существительное (19ч.) |
|||||||
26 |
Имя существительное как часть речи |
3 |
|
|
|
|
|
27 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
4 |
|
|
|
|
|
28 |
Собственные и нарицательные имена существительные |
5 |
|
|
|
|
|
29 |
Число имён существительных |
2 |
|
|
|
|
|
30 |
Обобщение знаний об имени существительном |
5 |
|
1 |
|
1 |
|
Глагол (12ч.) |
|||||||
31 |
Глагол как часть речи (общее представление) |
4 |
|
|
|
1 |
|
32 |
Число глагола |
2 |
|
|
|
|
|
33 |
Правописание частицы НЕ с глаголом |
1 |
|
|
|
|
|
34 |
Обобщение знаний о глаголе |
2 |
|
|
|
1 |
|
35 |
Текст-повествование и роль в нём глаголов. |
3 |
1 |
|
|
1 |
|
Имя прилагательное (13ч) |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
36 |
Имя прилагательное как часть речи |
6 |
|
|
|
|
|
37 |
Единственное и множественное число имён прилагательных |
2 |
|
|
|
|
|
38 |
Обобщение знаний об имени прилагательном |
2 |
1 |
|
|
|
|
39 |
Текст-описание и роль в нём имён прилагательных |
3 |
|
|
|
1 |
|
Местоимение (4ч) |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
40 |
Местоимение (личное)как часть речи |
2 |
|
|
|
1 |
|
41 |
Текст – рассуждение |
2 |
|
|
1 |
1 |
|
Предлоги (8ч.) |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
42 |
Предлоги |
8 |
|
|
1 |
1 |
1 |
Повторение (16ч) |
|||||||
43 |
Повторение |
16 |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого |
170 |
8 |
4 |
4 |
18 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Материально-техническое обеспечение.
Книгопечатная продукция
Русский язык.
1.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2.Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Рабочие тетради (Русский язык).
1. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Канакина В. П. Русский язык. Тестовые задания. 1 класс.
Печатные пособия.
1.Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв).
2.Касса букв и сочетаний.
Комплект демонстрационных таблиц с методическими рекомендациями.
1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
2.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.
3. Словари по русскому языку.
4. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.
Технические средства обучения.
1. Классная магнитная доска.
2. Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
3. Компьютер.
4. Фотокамера цифровая.
Календарно- тематическое планирование. Русский язык 2кл. Канакина В.П. УМК «Школа России»
№
|
Дата |
Факт. |
Тема |
Характеристика деятельности |
|
|
Наша речь (3ч.) |
||||||
1 |
|
|
Знакомство с учебником. |
Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей. Анализировать речь людей |
||
|
|
|
Какая бывает речь? |
(при анализе текста). Наблюдать за особенностями речи. |
||
2 |
|
|
Виды речевой деятельности. |
Различать устную, письменную речь и речь про себя. |
||
3 |
|
|
Диалог и монолог |
Отличать диалогическую речь от монологической, использовать их в речи. Составлять по рисункам диалог и монолог. |
||
Текст (4 ч.) |
||||||
4 |
|
|
Признаки текста: целостность, связанность, законченность. |
Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. |
|
|
5 |
|
|
Тема, главная мысль текста. Заглавие. |
Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. |
||
6 |
|
|
Построение текста: вступление, основная часть, заключение. |
Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста, выбирать соответствующую задаче часть. Передавать устно содержание прочитанного текста. |
||
7 |
|
|
Развитие речи. Составление рассказа по рисунку и опорным словам. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. |
|||
Предложение(12ч.) |
||||||
Предложение (3ч.) |
||||||
8 |
|
|
Назначение и признаки предложения. Предложения, различные по цели высказывания. |
Отличать предложение от группы слов. Определять границы предложения в деформированном тексте. Составлять предложения из слов. Определять в тексте предложения, различные по цели высказывания; выбирать и обосновывать знаки препинания в конце предложения. |
|
|
9 |
|
|
Логическое ударение |
Соблюдать в устной речи логическое (смысловое ударение) и интонацию в конце предложения. |
|
|
10 |
|
|
Контрольная работа (входящая) |
Оценивать результаты выполнения задания по учебнику. |
||
Члены предложения (9ч.) |
||||||
11 |
|
|
Работа над ошибками.
Главные члены предложения (основа). |
Анализ допущенных ошибок.
Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. |
||
12 |
|
|
Второстепенные члены предложения (без деления на виды). |
Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. |
||
13 |
|
|
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. |
Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщения о главных членах предложения. |
||
14 |
|
|
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. |
Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщения о главных членах предложения. |
||
15 |
|
|
Распространённые и нераспространённые предложения. |
Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения |
||
16 |
|
|
Связь слов в предложении. |
Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложения из деформированных слов. |
|
|
17 |
|
|
Связь слов в предложении. |
Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложения из деформированных слов. |
||
18 |
|
|
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». |
Рассматривать репродукцию картины И.С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее» учебника. Составлять рассказ по репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. |
|
|
19 |
|
|
Контрольное списывание. |
Оценивать результаты выполнения задания по учебнику. |
||
Слова, слова, слова (18ч.) |
||||||
Слово и его значение(4 ч.) |
||||||
20 |
|
|
Назывная функция слова. |
Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. |
||
21 |
|
|
Однозначные и многозначные слова. |
Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работать с толковым и орфографическим словарями. |
|
|
22 |
|
|
Прямое и переносное значение слов. |
Распознавать слова в прямом и переносном значениях. Работать с толковым и орфографическим словарями. |
||
23 |
|
|
Развитие речи. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. |
Работать со страничкой для любознательных. Работать с толковым и орфографическим словарями. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. |
||
Синонимы и антонимы(4ч.) |
||||||
24 |
|
|
Синонимы. |
Распознавать среди данных пар слов синонимы. Подбирать к слову синонимы |
||
25 |
|
|
Антонимы. |
Распознавать среди данных пар слов антонимы. Подбирать к слову антонимы. |
||
26 |
|
|
Расширение представлений о предметах и явлениях через лексику слов. Работа со словарями. |
Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника, находить нужную информацию. |
||
27 |
|
|
Развитие речи. Изложение текста по данным к нему вопросам. |
Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам. |
||
Однокоренные слова (4ч.) |
||||||
28 |
|
|
Родственные (однокоренные) слова. |
Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. |
||
29 |
|
|
Корень слов (первое представление). |
Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. |
||
30 |
|
|
Различение родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями. |
Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. |
|
|
31 |
|
|
Выделение корня в однокоренных словах. |
Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Работать со словарём однокоренных слов учебника. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. |
||
Слог. Ударение. Перенос слова(6 ч.) |
||||||
32 |
|
|
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. |
Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Делить слова на слоги. Определять количество слогов в слове. Классифицировать слова по количеству в них слогов. |
||
33 |
|
|
Словесное и логическое ударение в предложении. |
Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. |
|
|
34 |
|
|
Словообразующая функция ударения. |
Составлять простейшие слогоударные модели слов, находить слова по заданной модели. Работать с орфоэпическим словарём. |
|
|
35 |
|
|
Перенос слов по слогам. |
Сравнивать слова по возможности переноса слов. Переносить слова по слогам. Определять способы переноса. |
|
|
36 |
|
|
Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. |
Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. |
|
|
37 |
|
|
Контрольная работа за 1четверть. |
Оценивать свои достижения по выполнению заданий по учебнику. |
||
Звуки и буквы (59ч.) |
||||||
Звуки и буквы (1ч) |
||||||
38 |
|
|
Работа над ошибками.
Звуки и буквы |
Анализ допущенных ошибок.
Различать звуки и буквы. Распознавать условные обозначения звуков речи. |
||
Русский алфавит, или Азбука (3ч) |
||||||
39 |
|
|
Знание алфавита и его значение в русском языке. |
Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. |
||
40 |
|
|
Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины. |
Составлять рассказ по репродукции картины «За обедом», используя опорные слова под руководством учителя. |
|
|
41 |
|
|
Проверочная работа. |
Оценивать свои достижения по выполнению заданий по учебнику. |
|
|
Гласные звуки (2 ч) |
|
|||||
42 |
|
|
Роль гласных звуков. Буквы, обозначающие гласные звуки. |
Находить в слове и правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы. Обозначающие гласные звуки. Соотносить звуковой и буквенный состав слова. Определять качественную характеристику гласного звука. |
||
43 |
|
|
Развитие речи. Работа с текстом. Запись ответов на вопросы по тексту. Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок. |
|
||
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова (15ч.) |
|
|||||
44 |
|
|
Произношение ударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. |
Определять безударный гласный звук в слове. Различать проверочное и проверяемое слово. |
||
45 |
|
|
Произношение безударного гласного звука в корне слова и его обозначение на письме. |
Различать проверочное и проверяемое слово. Подбирать проверочные слова. |
|
|
46 |
|
|
Особенности проверяемых и проверочных слов. |
Подбирать проверочные слова. Использовать правило при написании слов с безударными гласными в корне. |
|
|
47 |
|
|
Особенности проверяемых и проверочных слов. |
Подбирать проверочные слова. Использовать правило при написании слов с безударными гласными в корне. |
|
|
48 |
|
|
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). |
Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слов с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки написания.
|
|
|
49 |
|
|
Контрольное списывание. |
Оценивать свои достижения по выполнению заданий по учебнику. |
|
|
50 |
|
|
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). |
Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слов с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки написания.
|
|
|
51 |
|
|
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). |
Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слов с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки написания.
|
|
|
52 |
|
|
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). |
Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слов с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки написания.
|
|
|
53 |
|
|
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). |
Планировать учебные действия при решении орфографической задачи, определять пути её решения, решать в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слов с безударными гласными в корне, пользоваться алгоритмом проверки написания.
|
|
|
54 |
|
|
Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. |
Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах. Подбирать примеры с изучаемой орфограммой. |
|
|
55 |
|
|
Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. |
Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах. Подбирать примеры с изучаемой орфограммой. |
|
|
56 |
|
|
Представление об орфограмме. Проверяемые и непроверяемые орфограммы. |
Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах. Подбирать примеры с изучаемой орфограммой. |
|
|
57 |
|
|
Контрольный диктант по теме «Безударные гласные в корне слова». |
Оценивать свои достижения по выполнению заданий по учебнику. |
|
|
58 |
|
|
Работа над ошибками.
Развитие речи. Составление текста из предложений с нарушенным порядком повествования. Коллективное составление рассказа по репродукции картины. |
Анализ допущенных ошибок.
Объяснять, когда в речи употребляются образные выражения (фразеологизмы). Составление текста из предложений. Составлять рассказ по репродукции С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя). |
|
|
Согласные звуки(1ч.) |
|
|||||
59 |
|
|
Признаки согласного звука. Его роль в слове.
Развитие речи. Восстановление деформированного текста по рисунку |
Находить и правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, их обозначающие. Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений - рассказ, в соответствии с рисунком. |
||
Согласный звук [Й], буква «и краткое» (1ч.) |
|
|||||
60 |
|
Согласный звук «й» и буква «и краткое» |
Различать согласный звук [й] и буква «и краткое». Различать способы обозначения согласного звука [й] буквами. Использовать правило при переносе слов с буквой «и краткое». |
|||
Слова с удвоенными согласными (2ч.) |
|
|||||
61 |
|
|
Произношение и написание слов с удвоенными согласными. Развитие речи. Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам. |
Использовать правило написания слов с удвоенными согласными.
Составлять рассказ по репродукции картины А.С. Степанова «Лоси» и опорным словам, записывать рассказ. |
||
62 |
|
|
Проект «И в шутку, и всерьёз» |
Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий. |
|
|
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения(2ч.) |
|
|||||
63 |
|
|
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и,е,ё,ю. |
Определять и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки. Различать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. |
||
64 |
|
|
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и,е,ё,ю. |
Определять и правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки. Различать на письме твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. |
|
|
Мягкий знак (ь) (3ч.) |
|
|||||
65 |
|
|
Правописание мягкого знака на конце и в середине слова перед другими согласными. |
Соотносить количество букв и звуков в словах с мягким знаком, объяснять причины расхождения. |
||
66 |
|
|
Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине слова перед согласным.
Развитие речи. Работа с текстом. Составление ответов на вопросы к тексту. |
Подбирать примеры слов с мягким знаком. Переносить слова с мягким знаком. Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине перед согласным. Работать с текстом: определять тему текста, подбирать к нему заголовок, определять части текста. Анализировать текст с целью нахождения в нём информации для ответов на вопросы, записывать ответы. |
|
|
67 |
|
|
Проект «Пишем письмо». |
Составлять продолжение рассказа. Написать письмо Деду Морозу. |
|
|
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (8ч.) |
|
|||||
Буквосочетания чк, чн,чт, щн,щт(4ч.) |
||||||
68 |
|
|
Буквосочетание чк, чн, чт, щн, нщ |
Различать парные и непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк,чн,чт,щн,нщ,подбирать примеры. |
||
69 |
|
|
Правописание сочетаний чк,чн,чт,щн,нщ. |
Работать с орфоэпическим словарём. Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк,чн,чт,щн,нщ. |
|
|
70 |
|
|
Развитие речи. Работа с текстом. |
Работать с текстом. Подбирать к тексту заголовок. Выделять в тексте части и определять их микротемы. Записывать предложения из текста на заданную тему. |
|
|
71 |
|
|
Проект «Рифма». |
Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы. |
|
|
Буквосочетания жи-ши, чу-щу, ча-ща (4ч.) |
|
|||||
72 |
|
|
Правописание буквосочетаний жи-ши,чу-щу,ча-ща. |
Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши,чу-щу,ча-ща,подбирать с ними слова. Применять правила написания этих буквосочетаний. |
|
|
73 |
|
|
Правописание буквосочетаний жи-ши,чу-щу,ча-ща. |
Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи-ши,чу-щу,ча-ща,подбирать с ними слова. Применять правила написания этих буквосочетаний. |
|
|
74 |
|
|
Контрольная диктант за 2 четверть |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» и электронному приложению. |
|
|
75 |
|
|
Работа над ошибками. Развитие речи. Работа с предложением и текстом. |
Анализ допущенных ошибок.
Работать с предложением и текстом. Составлять предложения из слов, обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок, записывать составленный текст. |
|
|
Звонкие и глухие согласные звуки (1ч.) |
|
|||||
76 |
|
|
Звонкие и глухие согласные (парные и непарные) и их обозначение буквами. |
Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). |
|
|
Правописание слов с парным по звонкости – глухости согласным на конце слова и перед согласным (14ч.) |
|
|||||
77 |
|
|
Произношение парного по звонкости–глухости согласного звука на конце слова и в корне перед согласными и его обозначение буквой на письме. |
Определять на слух парный по звонкости-глухости согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить его произношение и написание. |
|
|
78 |
|
|
Произношение парного по звонкости –глухости согласного звука на конце слова и в корне перед согласными и его обозначение буквой на письме. |
Определять на слух парный по звонкости-глухости согласный звук на конце слова и в корне перед согласными, соотносить его произношение и написание. |
|
|
79 |
|
|
Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. |
Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочное слово путём изменения его формы. |
|
|
80 |
|
|
Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным |
Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочное слово путём изменения его формы. |
|
|
81 |
|
|
Способы проверки написания буквы, обозначающей по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне. |
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. |
|
|
82 |
|
|
Способы проверки написания буквы, обозначающей по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне. |
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. |
|
|
83 |
|
|
Способы проверки написания буквы, обозначающей по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне. |
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. |
|
|
84 |
|
|
Способы проверки написания буквы, обозначающей по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне. |
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. |
|
|
85 |
|
|
Способы проверки написания буквы, обозначающей по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне. |
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. |
|
|
86 |
|
|
Способы проверки написания буквы, обозначающей по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне. |
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. |
|
|
87 |
|
|
Способы проверки написания буквы, обозначающей по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне. |
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. |
|
|
88 |
|
|
Способы проверки написания буквы, обозначающей по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне. |
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. |
|
|
89 |
|
|
Способы проверки написания буквы, обозначающей по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне. |
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. |
|
|
90 |
|
|
Способы проверки написания буквы, обозначающей по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне. |
Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова. Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. |
|
|
Обобщение знаний об изученных правилах письма (2ч.) |
|
|||||
91 |
|
|
Правописание гласных и согласных в корне слова. Развитие речи. Составление поздравительной открытки. |
Составлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Проводить звуко-буквенный разбор по заданному образцу. Составлять (под руководством учителя) текст поздравительной открытки; излагать письменно текст по вопросам. |
||
92 |
|
|
Контрольная диктант по теме «Парные звонкие - глухие согласные на конце слов и в корне» |
Оценивать свои достижения при выполнении задания «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
|
|
Разделительный мягкий знак (ь) (4ч.) |
|
|||||
|
||||||
93 |
|
|
Работа над ошибками. Использование на письме разделительного мягкого знака. |
Анализ допущенных ошибок. Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Подбирать примеры с разделительным ь. |
||
94 |
|
|
Правило написания разделительного ь в словах.
|
Подбирать примеры с разделительным ь. Различать слова с ь- показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным ь. Объяснять написание разделительного ь в словах.
|
|
|
95 |
|
|
Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков. |
Составлять устный рассказ по серии рисунков. |
|
|
96 |
|
|
Проверочная работа. |
Оценивать свои достижения при выполнении задания «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
|
|
Части речи(58 ч.) |
|
|||||
Части речи(2) |
||||||
97 |
|
|
Соотнесение слов- названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. |
Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Находить в тексте части речи с опорой на их признаки. |
||
98 |
|
|
Соотнесение слов- названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. |
Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Находить в тексте части речи с опорой на их признаки. |
|
|
Имя существительное (19ч.) |
|
|||||
Имя существительное, как часть речи: значение и употребление в речи(3ч.). |
||||||
99 |
|
|
Имя существительное, как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного. |
Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. |
||
100 |
|
|
Имя существительное, как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного. |
Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. |
|
|
101 |
|
|
Расширение представлений о предметах и явлениях через ознакомление с существительными, их обозначающими. |
Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение имён существительных |
|
|
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (4ч.) |
|
|||||
102 |
|
|
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы. |
||
103 |
|
|
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы. |
|
|
104 |
|
|
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы. |
|
|
105 |
|
|
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы. |
|
|
Собственные и нарицательные имена существительные (5ч.) |
|
|||||
106 |
|
|
Собственные и нарицательные имена существительные. |
Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры. Классифицировать имена собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. |
||
107 |
|
|
Собственные и нарицательные имена существительные. |
Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры. Классифицировать имена собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. |
|
|
108 |
|
|
Заглавная буква в именах собственных. |
Писать с заглавной буквы имена собственные. |
|
|
109 |
|
|
Заглавная буква в именах собственных. |
Писать с заглавной буквы имена собственные. |
|
|
110 |
|
|
Развитие речи. Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. |
Составлять устный рассказ по репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри». Составлять устный рассказ о своём домашнем животном на основе наблюдений по вопросам учителя. |
|
|
Число имён существительных (2ч.) |
|
|||||
111 |
|
|
Изменение имён существительных по числам. |
Определять число имён существительных. Изменять имя существительное по числам. |
||
112 |
|
|
Синтаксическая функция имени существительного в предложении. |
Определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении. |
|
|
Обобщение знаний об имени существительном (5ч.) |
|
|||||
113 |
|
|
Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи. |
Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку. |
||
114 |
|
|
Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи. |
Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку. |
|
|
115 |
|
|
Формирование первоначальных представлений о разборе имени существительного как части речи. |
Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку. |
|
|
116 |
|
|
Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам. |
Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст. |
|
|
117 |
|
|
Контрольное списывание. |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
|
|
Глагол (12 ч.) |
|
|||||
Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление) (4ч.) |
||||||
118 |
|
|
Глагол как часть речи и употребление его в речи (общее представление). |
Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Классифицировать глаголы по вопросам. |
||
119 |
|
12\03 |
Синтаксическая функция глагола |
Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. |
|
|
120 |
|
|
Синтаксическая функция глагола |
Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. |
|
|
121 |
|
|
Развитие речи. Составление рассказа по репродукции картины художника. |
Рассматривать репродукцию картины А.К Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под руководством учителя) по картине рассказ, записывать его. |
|
|
Число глагола (2ч.) |
|
|||||
122 |
|
|
Изменение глагола по числам |
Определять число глагола, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. |
||
123 |
|
|
Изменение глагола по числам |
Определять число глагола, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. |
|
|
Правописание частицы НЕ с глаголом (1ч.) |
|
|||||
124 |
|
|
Правописание частицы НЕ с глаголом |
Раздельно писать частицу НЕ с глаголом. |
|
|
Обобщение знаний о глаголе (2ч.) |
|
|||||
125 |
|
|
Обобщение знаний о глаголе. |
Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. |
||
126 |
|
|
Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. |
Определять правильный порядок предложений, составлять текст, подбирать к нему название записывать составленный текст. |
|
|
Текст-повествование и роль в нём глаголов (3ч.) |
|
|||||
127 |
|
|
Понятие о тексте- повествовании. Роль глаголов в тексте –повествовании. |
Распознавать текст – повествование. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте. |
||
128 |
|
|
Развитие речи. Составления текста-повествования на предложенную тему, составление письменного ответа на один из вопросов к заданному тексту. |
Составлять текст-повествование на предложенную тему, находить нужную информацию для ответа на вопрос к тексту и записывать ответ. |
|
|
129 |
|
|
Контрольный диктант за 3 четверть |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя » в учебнике и по электронному приложению. |
|
|
Имя прилагательное (13 ч.) |
|
|||||
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи (6ч.) |
||||||
130 |
|
|
Работа над ошибками. Значение и употребление имени прилагательного в речи. |
Анализ допущенных ошибок. Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. |
||
131 |
|
|
Связь имени прилагательного с именем существительным. |
Работать со страничкой «Для любознательных». Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры. |
|
|
132 |
|
|
Связь имени прилагательного с именем существительным. |
Работать со страничкой «Для любознательных». Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры |
|
|
133 |
|
|
Связь имени прилагательного с именем существительным |
Работать со страничкой «Для любознательных». Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры |
|
|
134 |
|
|
Связь имени прилагательного с именем существительным |
Работать со страничкой «Для любознательных». Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры |
|
|
135 |
|
|
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении |
Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирать имена прилагательные-сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. |
|
|
Единственное и множественное число имён прилагательных (2ч.) |
|
|||||
136 |
|
|
Изменение имён прилагательных по числам. |
Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. |
||
137 |
|
|
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. |
Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. |
|
|
Обобщение знаний об имени прилагательном (2ч) |
|
|||||
138 |
|
|
Обобщение знаний об имени прилагательном |
Определять грамматические признаки имён прилагательных: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении. |
||
139 |
|
|
Контрольный диктант по теме «Части речи» |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя » в учебнике и по электронному приложению |
|
|
Текст-описание и роль в нём имён прилагательных (3ч. |
|
|||||
140 |
|
|
Работа над ошибками. Понятие о тексте-описании. Роль имени прилагательного в тексте-описании. |
нализ допущенных ошибок. Распознавать текст-описание. Наблюдать за ролью имени прилагательного в тексте –описании. |
||
141 |
|
|
Понятие о тексте-описании. Роль имени прилагательного в тексте-описании. |
Распознавать текст-описание. Наблюдать за ролью имени прилагательного в тексте –описании. |
|
|
|
|
|
Развитие речи. Составление текста-описания на основе личных наблюдений (описание домашнего животного либо комнатного растения). Составление текста-описания натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». |
Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы).
Составлять текст-описание натюрморта по репродукции картины Ф. П. Толстого «Букет цветов. Бабочка и птичка». |
|
|
Местоимение (4ч) |
||||||
Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление) (2ч.) |
||||||
143 |
|
|
Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление). |
Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов в предложении. Различать местоимения и имена существительные. |
|
|
144 |
|
|
Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление). |
Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов в предложении. Различать местоимения и имена существительные. |
|
|
145 |
|
|
Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление текста из предложений с нарушенной последовательностью повествования. |
Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями.
Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст.
|
|
|
146 |
|
|
Развитие речи. Редактирование текста с повторяющимися именами существительными. Составление по рисункам текста-диалога. |
Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказывании. |
|
|
Текст-рассуждение (2ч) |
|
|||||
147 |
|
|
Текст - рассуждения. Его структура.
Развитие речи. Работа с текстом. |
Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. |
||
148 |
|
|
Проверочная работа |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
|
|
Предлоги (8ч) |
|
|||||
149 |
|
|
Роль предлогов в речи. Ознакомление с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов. |
Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи. |
||
150 |
|
|
Правописание предлогов с именами существительными |
Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами. |
|
|
151 |
|
|
Правописание предлогов с именами существительными |
Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами |
|
|
152 |
|
|
Правописание предлогов с именами существительными |
Правильно употреблять предлоги в речи. Раздельно писать предлоги со словами |
|
|
153 |
|
|
Контрольное списывание |
Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
|
|
154 |
|
|
Развитие речи. Редактирование текста; восстановление деформирование повествовательного текста. |
Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст. |
|
|
155 |
|
|
Проверочная работа. |
Оценивать свои достижения для выполнения заданий «Проверь себя» в учебнике. |
|
|
156 |
|
|
Проект «В словари за частями речи». |
Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию о словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых требуются словари, участвовать в презентации подготовленных заданий. |
|
|
Повторение (16ч.) |
|
|||||
157
158
159
160 |
|
|
Повторение по теме «Текст»
Повторение по теме «Предложение»
Повторение по теме «Слово и его значение»
Повторение по теме «Части речи» |
Наблюдать за особенностями речи и оценивать её. Работать с текстом, различать виды текста. Определять границы предложения, обосновывать выбор знаков препинания. Определять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении. Работать со словарями. Определять ударный и безударный слог. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. |
||
161 |
|
|
Контрольный диктант за год. |
Контроль и оценка знаний, полученных в течение года. |
|
|
162 |
|
|
Работа над ошибками. |
Анализ допущенных ошибок.
|
|
|
163-170 |
|
|
Повторение и закрепление изученного материала. |
Определять безударный гласный звук и согласный по глухости-звонкости в слове, подбирать проверочные слова. Применять правило написания слов с буквосочетаниями с шипящими звуками. Определять и классифицировать части речи, определять их грамматические признаки. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.