Рабочая программа по природоведению для 5 класса

  • docx
  • 22.09.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рп природ 5 класс.docx

Пояснительная записка

 

Данная  адаптированная рабочая программа по предмету «Природоведение»  для 5 адаптивного класса предназначена для обучения детей с интеллектуальными  нарушениями, 1 вариант. Она разработана на основе:

 

1. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»  №  273 от 29.12.2012г. на основе проекта  Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной ООП.

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

3. Учебный план ОУ «Луговская школа» Таврического района Омской области на 2019-2020 учебный год.

4. Приказ № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки РОС. Федерации. – М.: Просвещение, 2017 (1 вариант).

 

 

Рабочая программа ориентирована на  учебники по предмету «Природоведение» 5 адаптивный класс:

 

1. Природоведение. 5 класс. учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2021.

 

 

Общая характеристика адаптированной рабочей программы предмета «Природоведение»

 

В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся со временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.

Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в дополнительном первом классе I—IV классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.

 

Программа по природоведению для 5 адаптивного класса состоит из трех разделов:

 

1.«Вселенная»;

2.«Наш дом — Земля»;

3.«Есть на Земле страна Россия»;

 

            При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.

В разделе «Наш дом ― Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.

Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, и др.). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.

При изучении этого раздела уместно опираться на  знания учащихся о своем родном крае.

Более подробное знакомство с произрастающими растениями и обитающими животными, как в целом в России, так, в частности, и в своей местности дети познакомятся при изучении последующих разделов

Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой природе,  полученные в курсе «Природоведение».  

Обобщающие уроки

- Наш город (посёлок, село, деревня).

- Рельеф и водоёмы.

- Растения и животные своей местности.

- Занятия населения. Ведущие предприятия.

-  Культурные и исторические памятники, другие местные  достопримечательности.

-  Обычаи и традиции своего края.

 

В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса: Вселенная — Солнечная систе­ма — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы).

 От неживой природы зависит состояние биосфе­ры: жизнь растений, животных и человека. Человек — час­тица Вселенной.

Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.

Одной из задач курса «Природоведение» является формиро­вание мотивации к изу­чению предметов естествоведческого цик­ла, для этого программой предусматриваются эк­скурсии и разно­образные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни зна­ния, полученные на уро­ках.

Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями учащихся (наблюдение изучае­мых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинст­во изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению учащимися).

В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербаль­ного восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя.  Предлагаемые практические работы имеют раз­личную степень сложности: наиболее трудные работы, выполняются совместно с учителем.

 

Цель: формирование у обучающихся, в процессе изучения окружающего мира, элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.

 

Задачи:

-                  Создать условия для формирования элементарных представлений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека;

-                  Работать над развитием умения устанавливать несложных причинно-следственных связей в природе и взаимосвязей в природе взаимозависимость природных явлений;

-                  Воспитывать понимания бережного отношения к природе, эстетического восприятия и любви к природе, умения беречь и охранять природу;

-                  Работать над привитием навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

 

Коррекционно-развивающие задачи по природоведению:

Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.

Корректировать познавательную возможность и интересы.

Формировать элементарные представления об окружающем мире; о живой и неживой природе; о сезонных изменениях; о жизни животных и растений; о человеке в природе; основных правилах охраны природы.

Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе через экскурсии, беседы.

Познакомить с расположением РФ на географической карте; ее столицей, особенностями, с занятиями населения, с ее природой и природными богатствами.

На уроках природоведения используются такие формы организационной работы как урок в классе, экскурсия (наблюдения в природе), выполнение практических работ.

 

Место курса в базисном учебном плане.

В соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  школы, рабочая программа по предмету «Природоведение»:

В 5 адаптивном  классе  - 70 часов в год при  2 часах в неделю (35 учебных недель).

 

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной  рабочей  программы по предмету  "Природоведение"

Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения) необходимых личностных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО ОВЗ.

 

Личностные результаты:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых задач;
  • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;  
  • самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
  • понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
  • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

 

Базовые учебные действия

Регулятивные УД:

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

 

Познавательные УД:

  • умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;
  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
  • пользоваться знаками, символами;
  • наблюдать;
  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

 

Коммуникативные УД:

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
  • обращаться за помощью и принимать помощь;
  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;

 

Предметные результаты:

Минимальный уровень: 

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

выполнение несложных заданий под контролем учителя;

адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

 

Достаточный уровень:

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);

называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

выделение существенных признаков групп объектов;

знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Класс

Обучающиеся должны  уметь:

Обучающиеся должны  знать:

5 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-    называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;

-    устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и    человеком) и природными явлениями;

-    связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

-    выполнять рекомендуемые практические работы;

-    соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

-    соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-          

-   обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;

-   что общего и в чем различие неживой и живой природы;

-   расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы;

-   чем занимается население страны (хозяйство);

-   каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

-   основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

-   основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание рабочей  программы по предмету «Природоведение»  для 5 адаптивного класса

 

Наименование разделов и тем учебного предмета 

Количество часов  на изучение раздела

Содержание тем учебного предмета 

Практическая часть

Введение

 

 

Что такое природоведение.  Зна­комство с учебником и   рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой при­роды

 

Вселенная

 

 

Солнечная система. Солнце.

Небесные тела: планеты, звезды.

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Пер­вый полет в космос. Современные исследования.

Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от    Солнца. Сезонные изменения в природе.

 

Практ. Р.3 Тест1

 

Наш дом — Земля

 

Воздух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поверхность суши. Почва

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полезные ископаемые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вода

 

Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.

Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.

Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упру­гость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воз­духа. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлажде­нии. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.

Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.

Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свой­ство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания рас­тений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. При­менение углекислого газа при тушении пожара. Движение возду­ха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.

Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.

 

Равнины, горы, холмы, овраги.

Почва — верхний слой земли. Ее образование.

 Состав поч­вы: перегной,   глина,   песок,   вода,   минеральные   соли,   воздух.

Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органи­ческая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.

Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свой­ства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по вод­ным свойствам.

Основное свойство почвы — плодородие. Обра­ботка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.

Эрозия почв. Охрана почв.

 

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства.  Значение. Способы добычи.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строи­тельных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.

Горючие полезные ископаемые.

           Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хруп­кость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и исполь­зование.

Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, теку­честь, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.

Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование.  Правила обращения с газом в быту.

Полезные ископаемые, используемые для получения метал­лов.

 Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.

Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. При­менение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твер­дость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавле­нию. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр.

Местные полезные ископаемые. Добыча и  ис­пользование.

 

 

Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.  Свой­ства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерза­нии. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мут­ная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование рас­творов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Пить­евая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица из­мерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, уще­лий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение во­ды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хо­зяйстве.

Экономия питьевой воды.

Вода в природе: осадки, воды суши.

Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.

Охрана воды.

 

 

 

Экскурсия 1

 

Практ. Р 2

Тест 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экскурс. 2

Практ. Р 5

Тест 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практ. Р 1

Тест 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экскурс. 1

Практ.р 5

Тест 1

Есть на Земле страна — Россия

 

 

Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре.

 Важ­нейшие географические объ­екты, расположенные  на территории  нашей страны: Черное и Балтийское моря,  Ураль­ские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в за­висимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их достопри­меча­тель­ностями,  население  нашей страны.

 

Практ. р.

4

Экскур.3

Тест 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система оценки предметных результатов.

 

       Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля, направленных на определение уровня освоения темы учащимися. 

Критериями оценивания являются:

·         соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;

·         динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.

 

Устный ответ

Оценка « 5»

Ø  Обнаруживает понимание материала

Ø  Самостоятельно формулирует ответы

Ø  Умеет привести примеры

Ø  Допускает единичные ошибки и сам исправляет.

 

Оценка « 4»

Ø  Обнаруживает понимание материала

Ø  Самостоятельно формулирует ответы

Ø  Допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки).

Ø  Допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).

 

 Оценка « 3»

Ø  Обнаруживает знание и понимание основных положений темы.

Ø  Излагает материал недостаточно полно и последовательно.

Ø  Допускает ряд ошибок в речи.

Ø  Затрудняется самостоятельно подтвердить пример.

Ø  Нуждается в постоянной помощи учителя.

 

Тестовый контроль

Все тестовые задания разработаны с учётом групп обученности учащихся и предназначены для выявления уровня знаний по заданной теме. 1 группа – выполняет все задания тестов. 2 группа – сокращённый объём заданий. 3 группа – задания выбираются индивидуально для каждого ребенка. Оценка уровня знаний проводится после изучения темы.

 

Критерии оценивания


1 группа                                                                        

Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа

 

 

 

 

выполнена самостоятельно.

Оценка 4 ставится, если допущена 1  - 2 ошибки.

Оценка 3 ставится, если допущены  более 2 ошибок.

Не справился с заданием, если допущены более  3 ошибок.

 

2 группа

Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа выполнена  с небольшой помощью.

Оценка 4 ставится, если допущена 1  - 2 ошибки.

Оценка 3 ставится, если допущены  более 2 ошибок

 

3 группа

Оценка 5 не ставится

Оценка 4 ставится, если допущена 1  - 2 ошибки.

Оценка 3 ставится, если работа выполнена небрежно и допущены более 3 ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

 

Дополнительная литература для учителя и обучающихся.

 

1.      Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС

2.      Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006

3.      « Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006

4.      « 500 удивительных фактов. Животные». М. РОСМЭН 2005

5.      Юный натуралист. «Наблюдаем насекомых». Рут Томсон Маргарет Стефенс М.АСТ-ПРЕСС.1997

6.      Юный натуралист. «Мир ручьев, прудов и рек». Маргарет Стефенс М. АСТ-ПРСС 1997

7.      Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.

8.      Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003

9.      Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003

 

  Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:

 

1.Глобус Земли ( 14 шт.)

2. Модель «Планетная система»

3. Модель «Круговорот воды в природе».

4. Теллурий

 

  Средства обучения: технические и электронные средства обучения:

-         автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,

-         телевизор, CD/DVD –проигрыватели,

-         аудиомагнитофон,

-         мультимедиапроектор; экран,

-         аудиозаписи музыки к литературным произведениям;

-         презентации по темам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лист коррекции по рабочей программе Природоведение

5 адаптивный класс (интеллектуальные нарушения, 1 вариант)

Раздел

Тема урока

Дата проведения по программе

Дата фактического проведения

Причина корректировки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

приложение 1

 

КТП по природоведению 5 класс

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Основные виды деятельности обучающихся

Введение - 2 ч

1

Вводный урок. Что такое природоведение?

1

 

 

Знакомятся с учебником

Заучивают словарные слова

Учатся различать объекты живой и неживой природы

 

2

Предметы  и явления неживой природы.

1

 

 

Вселенная - 6ч

3

Небесные тела: планеты, звезды.

1

 

 

Заучивают словарные слова и учатся их пояснять

Работа с научным текстом

Устанавливать причинно-следственные связи

пересказ

4

Солнечная система. Солнце.

1

 

 

Словарные слова

Работа с научным текстом

Письменная работа в тетради

таблица

5

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли.

1

 

 

Письменная работа в тетради

Творческие работы

Работа с научной статьёй

6

Полеты в космос

1

 

 

Работа с учебником и дополнительной литературой

Письменная работа в тетради

пересказ

7

Смена дня и ночи

1

 

 

 

Работа с учебником и дополнительной литературой

Письменная работа в тетради

пересказ

8

Смена времен года. Сезонные изменения в природе

1

 

 

Наш дом — Земля - 44 ч

9

Планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.

1

 

 

Работа с научной статьёй

Словарная работа

Письменная работа в тетради

Воздух - 9ч

10

Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.

1

 

 

Работа с учебником, словарём

Письменная работа в тетради

Словарная работа

Работа с карточками

11

Свойства воздуха

1

 

 

Работа с учебником, словарём

Письменная работа в тетради

Работа с карточками

12

Давление и движение воздуха

1

 

 

13

Температура воздуха. Термометр.

1

 

 

Работа с учебником, словарём

Письменная работа в тетради

Работа с карточками

14

Движение воздуха в природе. Ветер.

1

 

 

15

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение.

1

 

 

16

Состав воздуха. Углекислый газ и азот.

1

 

 

Работа с учебником, словарём

Письменная работа в тетради

Работа с карточками

17

Охрана воздуха.

1

 

 

18

Контрольная работа "Воздух"

1

 

 

Полезные ископаемые - 14 ч

19

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Значение. Способы добычи. Практическая работа №1

1

 

 

Работа с учебником, словарём

Письменная работа в тетради

Работа с карточками. Дидактические игры

20

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительного материала. Гранит и известняк

1

 

 

Работа с научной статьёй

Работа в тетради

Определение по виду полезных ископаемых

21

Песок,  глина

1

 

 

Работа с научной статьёй

Работа в тетради. Пересказ

карточки

22

Горючие полезные ископаемые. Торф.

1

 

 

Работа с учебником. Работа в тетради

Пересказ. Карточки

Дополнительное чтение

23

Каменный уголь. Свойства.

1

 

 

Работа с учебником. Работа в тетради

24

Добыча и использование каменного угля.

1

 

 

Работа с научной статьёй. Работа в тетради

Определение по виду полезных ископаемых

25

Нефть: внешний вид и свойства.

1

 

 

Работа с учебником. Работа в тетради

Пересказ. Карточки. Дополнительное чтение

26

Добыча и использование нефти.

1

 

 

Работа со словарём

Работа с научной статьёй

Работа в тетради

Рисунок – схема пересказ

27

Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с газом в быту.

1

 

 

28

Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Сталь. Чугун.

1

 

 

Работа с научной статьёй

Работа в тетради

Определение по виду полезных ископаемых

29

Цветные металлы.

1

 

 

30

Благородные (цветные) металлы.

1

 

 

Работа с научной статьёй

Работа в тетради

Рисунок – схема и рассказ по нему

вопросы

31

Охрана полезных ископаемых

1

 

 

32

Контрольная работа "Полезные ископаемые"

1

 

 

Вода - 14 ч

33

Воды в природе. Роль воды в питание живых организмов.

1

 

 

Работа со словарём. Работа с научной статьёй

Работа в тетради

34

Свойства воды.

1

 

 

Работа со словарём. Работа с научной статьёй

Работа в тетради. Рисунок – схема пересказ

35

Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.

1

 

 

Работа со словарём. Работа с научной статьёй

Работа в тетради. Рисунок – схема пересказ

36

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

1

 

 

Работа со словарём. Работа с научной статьёй

Работа в тетради. Рисунок – схема пересказ

37

Три состояния воды. Температура и ее измерение.

1

 

 

Работа с научной статьёй

Работа в тетради

Таблица и рассказ по ней

Рисунки

38

Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

1

 

 

39

Свойства воды. Лабораторная работа.

1

 

 

Работа со словарём. Работа с научной статьёй

Работа в тетради. Рисунок – схема и рассказ по нему

вопросы

40

Работа воды в природе.

1

 

 

41

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности в сельском хозяйстве.

1

 

 

Работа в тетради

Вопросы

Дидактические игры

Рассказ по плану

42

Вода в природе.

1

 

 

43

Воды суши: ручьи, реки.

1

 

 

Работа со словарём. Работа с научной статьёй

Работа в тетради

44

Озера, болота, пруды.

1

 

 

45

Моря и океаны. Использование и охрана воды.

1

 

 

Работа в тетради. Вопросы

Дидактические игры

Рассказ по плану

46

Охрана воды.

1

 

 

Поверхность суши. Почва - 6 ч

47

Равнины, холмы, овраги. Горы

1

 

 

Работа с научной статьёй

Таблица и рассказ по ней

Работа в тетради

вопросы

48

Почва - верхний слой земли. Состав почвы.

1

 

 

Работа со словарём

Работа с научной статьёй

Работа в тетради

Рисунок – схема и рассказ по нему

вопросы

49

Разнообразие почв.

1

 

 

50

Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы.

1

 

 

51

Охрана почвы.

1

 

 

Работа со словарём

Работа с научной статьёй

 

52

Контрольная работа "Вода. Почва"

1

 

 

Есть на Земля страна  Россия - 14 ч

53

Место России на Земном шаре. Знакомство с картой.

1

 

 

Работа с научной статьёй

Работа в тетради

Рисунок – схема и рассказ по нему

Составление таблицы «Лекарственные растения»

54

Моря и океаны омывающие берега России.

1

 

 

Работа с научной статьёй. Работа в тетради

Рисунок – схема и рассказ по нему

55

Горы и равнины на территории нашей страны.

1

 

 

Работа с научной статьёй. Работа в тетради

Рисунок – схема и рассказ по нему

вопросы

56

Реки и озера России.

1

 

 

Работа со словарём. Работа с научной статьёй

Работа в тетради. Рисунок – схема и рассказ по нему

вопросы

57

Москва - столица России

 

 

 

Работа в тетради. Рисунок – схема и рассказ по нему

вопросы

58

Санкт - Петербург

1

 

 

Работа со словарём. Работа с научной статьёй

Работа в тетради. Рисунок – схема и рассказ по нему

вопросы

59

Города  Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий.

2

 

 

Работа с научной статьёй

Работа в тетради

Таблица и рассказ по ней

60

Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

2

 

 

Работа с научной статьёй. Работа в тетради

Таблица и рассказ по ней. Рисунки

61

Новосибирск., Владивосток.

2

 

 

62

Население и народы России

1

 

 

Работа с научной статьёй. Работа в тетради

Таблица и рассказ по ней. Рисунки

63

Экскурсия. Ваш город. Важнейшие географические объекты региона.

1

 

 

64

Обобщающий урок по разделу "Есть на Земле страна Россия"

1

 

 

Повторение

65

Повторение по курсу "Неживая природа"

1

 

 

Работа с научной статьёй

Таблица и рассказ по ней

Работа в тетради

вопросы

66

Итоговая контрольная работа

 

 

 

 

67

Работа над ошибками

 

 

 

 

68

Резервный урок