Пояснительная записка
Данная адаптированная рабочая программа по предмету «Природоведение» для 5 адаптивного класса предназначена для обучения детей с интеллектуальными нарушениями, 1 вариант. Она разработана на основе:
1. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г. на основе проекта Федерального образовательного государственного стандарта для детей с умственной отсталостью, на основе примерной ООП.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
3. Учебный план ОУ «Луговская школа» Таврического района Омской области на 2019-2020 учебный год.
4. Приказ № 345 от 28 декабря 2018 г. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /М-во образования и науки РОС. Федерации. – М.: Просвещение, 2017 (1 вариант).
Рабочая программа ориентирована на учебники по предмету «Природоведение» 5 адаптивный класс:
1. Природоведение. 5 класс. учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2021.
Общая характеристика адаптированной рабочей программы предмета «Природоведение»
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся со временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в дополнительном первом классе I—IV классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
Программа по природоведению для 5 адаптивного класса состоит из трех разделов:
1.«Вселенная»;
2.«Наш дом — Земля»;
3.«Есть на Земле страна Россия»;
При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.
В разделе «Наш дом ― Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, и др.). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.
При изучении этого раздела уместно опираться на знания учащихся о своем родном крае.
Более подробное знакомство с произрастающими растениями и обитающими животными, как в целом в России, так, в частности, и в своей местности дети познакомятся при изучении последующих разделов
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».
Обобщающие уроки
- Наш город (посёлок, село, деревня).
- Рельеф и водоёмы.
- Растения и животные своей местности.
- Занятия населения. Ведущие предприятия.
- Культурные и исторические памятники, другие местные достопримечательности.
- Обычаи и традиции своего края.
В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса: Вселенная — Солнечная система — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы).
От неживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных и человека. Человек — частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями учащихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению учащимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы, выполняются совместно с учителем.
Цель: формирование у обучающихся, в процессе изучения окружающего мира, элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.
Задачи:
- Создать условия для формирования элементарных представлений об окружающем мире: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека;
- Работать над развитием умения устанавливать несложных причинно-следственных связей в природе и взаимосвязей в природе взаимозависимость природных явлений;
- Воспитывать понимания бережного отношения к природе, эстетического восприятия и любви к природе, умения беречь и охранять природу;
- Работать над привитием навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Коррекционно-развивающие задачи по природоведению:
Корректировать и развивать умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений.
Корректировать познавательную возможность и интересы.
Формировать элементарные представления об окружающем мире; о живой и неживой природе; о сезонных изменениях; о жизни животных и растений; о человеке в природе; основных правилах охраны природы.
Воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе через экскурсии, беседы.
Познакомить с расположением РФ на географической карте; ее столицей, особенностями, с занятиями населения, с ее природой и природными богатствами.
На уроках природоведения используются такие формы организационной работы как урок в классе, экскурсия (наблюдения в природе), выполнение практических работ.
Место курса в базисном учебном плане.
В соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) школы, рабочая программа по предмету «Природоведение»:
В 5 адаптивном классе - 70 часов в год при 2 часах в неделю (35 учебных недель).
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной рабочей программы по предмету "Природоведение"
Данная программа обеспечивает БУД (базовые учебные достижения) необходимых личностных, предметных результатов освоения предмета, заложенных в ФГОС НОО ОВЗ.
Личностные результаты:
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
Познавательные УД:
Коммуникативные УД:
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем учителя;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Класс |
Обучающиеся должны уметь: |
Обучающиеся должны знать: |
5 класс
|
- называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия; - устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями; - связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда; - выполнять рекомендуемые практические работы; - соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда; - соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.
- |
- обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства; - что общего и в чем различие неживой и живой природы; - расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы; - чем занимается население страны (хозяйство); - каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые); - основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней; - основные части тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.
|
Содержание рабочей программы по предмету «Природоведение» для 5 адаптивного класса
Наименование разделов и тем учебного предмета |
Количество часов на изучение раздела |
Содержание тем учебного предмета |
Практическая часть |
Введение
|
|
Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы |
|
Вселенная
|
|
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.
|
Практ. Р.3 Тест1
|
Наш дом — Земля
|
Воздух.
Поверхность суши. Почва
Полезные ископаемые
Вода
|
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Равнины, горы, холмы, овраги. Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв.
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна. Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр. Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Охрана воды.
|
Экскурсия 1
Практ. Р 2 Тест 1
Экскурс. 2 Практ. Р 5 Тест 1
Практ. Р 1 Тест 1
Экскурс. 1 Практ.р 5 Тест 1 |
Есть на Земле страна — Россия
|
|
Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны.
|
Практ. р. 4 Экскур.3 Тест 1 |
Система оценки предметных результатов.
Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля, направленных на определение уровня освоения темы учащимися.
Критериями оценивания являются:
· соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;
· динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.
Устный ответ
Оценка « 5»
Ø Обнаруживает понимание материала
Ø Самостоятельно формулирует ответы
Ø Умеет привести примеры
Ø Допускает единичные ошибки и сам исправляет.
Оценка « 4»
Ø Обнаруживает понимание материала
Ø Самостоятельно формулирует ответы
Ø Допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки).
Ø Допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).
Оценка « 3»
Ø Обнаруживает знание и понимание основных положений темы.
Ø Излагает материал недостаточно полно и последовательно.
Ø Допускает ряд ошибок в речи.
Ø Затрудняется самостоятельно подтвердить пример.
Ø Нуждается в постоянной помощи учителя.
Тестовый контроль
Все тестовые задания разработаны с учётом групп обученности учащихся и предназначены для выявления уровня знаний по заданной теме. 1 группа – выполняет все задания тестов. 2 группа – сокращённый объём заданий. 3 группа – задания выбираются индивидуально для каждого ребенка. Оценка уровня знаний проводится после изучения темы.
Критерии оценивания
1 группа
Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа
выполнена самостоятельно.
Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка 3 ставится, если допущены более 2 ошибок.
Не справился с заданием, если допущены более 3 ошибок.
2 группа
Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа выполнена с небольшой помощью.
Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка 3 ставится, если допущены более 2 ошибок
3 группа
Оценка 5 не ставится
Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка 3 ставится, если работа выполнена небрежно и допущены более 3 ошибок.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Дополнительная литература для учителя и обучающихся.
1. Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС
2. Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006
3. « Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006
4. « 500 удивительных фактов. Животные». М. РОСМЭН 2005
5. Юный натуралист. «Наблюдаем насекомых». Рут Томсон Маргарет Стефенс М.АСТ-ПРЕСС.1997
6. Юный натуралист. «Мир ручьев, прудов и рек». Маргарет Стефенс М. АСТ-ПРСС 1997
7. Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.
8. Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003
9. Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003
Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
1.Глобус Земли ( 14 шт.)
2. Модель «Планетная система»
3. Модель «Круговорот воды в природе».
4. Теллурий
Средства обучения: технические и электронные средства обучения:
- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,
- телевизор, CD/DVD –проигрыватели,
- аудиомагнитофон,
- мультимедиапроектор; экран,
- аудиозаписи музыки к литературным произведениям;
- презентации по темам
Лист коррекции по рабочей программе Природоведение
5 адаптивный класс (интеллектуальные нарушения, 1 вариант)
№ |
Раздел |
Тема урока |
Дата проведения по программе |
Дата фактического проведения |
Причина корректировки |
|
|
|
|
|
|
приложение 1
КТП по природоведению 5 класс
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата по плану |
Дата по факту |
Основные виды деятельности обучающихся |
Введение - 2 ч |
|||||
1 |
Вводный урок. Что такое природоведение? |
1 |
|
|
Знакомятся с учебником Заучивают словарные слова Учатся различать объекты живой и неживой природы
|
2 |
Предметы и явления неживой природы. |
1 |
|
|
|
Вселенная - 6ч |
|||||
3 |
Небесные тела: планеты, звезды. |
1 |
|
|
Заучивают словарные слова и учатся их пояснять Работа с научным текстом Устанавливать причинно-следственные связи пересказ |
4 |
Солнечная система. Солнце. |
1 |
|
|
Словарные слова Работа с научным текстом Письменная работа в тетради таблица |
5 |
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. |
1 |
|
|
Письменная работа в тетради Творческие работы Работа с научной статьёй |
6 |
Полеты в космос |
1 |
|
|
Работа с учебником и дополнительной литературой Письменная работа в тетради пересказ |
7 |
Смена дня и ночи |
1
|
|
|
Работа с учебником и дополнительной литературой Письменная работа в тетради пересказ |
8 |
Смена времен года. Сезонные изменения в природе |
1 |
|
|
|
Наш дом — Земля - 44 ч |
|||||
9 |
Планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера. |
1 |
|
|
Работа с научной статьёй Словарная работа Письменная работа в тетради |
Воздух - 9ч |
|||||
10 |
Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. |
1 |
|
|
Работа с учебником, словарём Письменная работа в тетради Словарная работа Работа с карточками |
11 |
Свойства воздуха |
1 |
|
|
Работа с учебником, словарём Письменная работа в тетради Работа с карточками |
12 |
Давление и движение воздуха |
1 |
|
|
|
13 |
Температура воздуха. Термометр. |
1 |
|
|
Работа с учебником, словарём Письменная работа в тетради Работа с карточками |
14 |
Движение воздуха в природе. Ветер. |
1 |
|
|
|
15 |
Состав воздуха. Кислород, его значение и применение. |
1 |
|
|
|
16 |
Состав воздуха. Углекислый газ и азот. |
1 |
|
|
Работа с учебником, словарём Письменная работа в тетради Работа с карточками |
17 |
Охрана воздуха. |
1 |
|
|
|
18 |
Контрольная работа "Воздух" |
1 |
|
|
|
Полезные ископаемые - 14 ч |
|||||
19 |
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Значение. Способы добычи. Практическая работа №1 |
1 |
|
|
Работа с учебником, словарём Письменная работа в тетради Работа с карточками. Дидактические игры |
20 |
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительного материала. Гранит и известняк |
1 |
|
|
Работа с научной статьёй Работа в тетради Определение по виду полезных ископаемых |
21 |
Песок, глина |
1 |
|
|
Работа с научной статьёй Работа в тетради. Пересказ карточки |
22 |
Горючие полезные ископаемые. Торф. |
1 |
|
|
Работа с учебником. Работа в тетради Пересказ. Карточки Дополнительное чтение |
23 |
Каменный уголь. Свойства. |
1 |
|
|
Работа с учебником. Работа в тетради |
24 |
Добыча и использование каменного угля. |
1 |
|
|
Работа с научной статьёй. Работа в тетради Определение по виду полезных ископаемых |
25 |
Нефть: внешний вид и свойства. |
1 |
|
|
Работа с учебником. Работа в тетради Пересказ. Карточки. Дополнительное чтение |
26 |
Добыча и использование нефти. |
1 |
|
|
Работа со словарём Работа с научной статьёй Работа в тетради Рисунок – схема пересказ |
27 |
Природный газ. Свойства, добыча, использование. Правила обращения с газом в быту. |
1 |
|
|
|
28 |
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы. Сталь. Чугун. |
1 |
|
|
Работа с научной статьёй Работа в тетради Определение по виду полезных ископаемых |
29 |
Цветные металлы. |
1 |
|
|
|
30 |
Благородные (цветные) металлы. |
1 |
|
|
Работа с научной статьёй Работа в тетради Рисунок – схема и рассказ по нему вопросы |
31 |
Охрана полезных ископаемых |
1 |
|
|
|
32 |
Контрольная работа "Полезные ископаемые" |
1 |
|
|
|
Вода - 14 ч |
|||||
33 |
Воды в природе. Роль воды в питание живых организмов. |
1 |
|
|
Работа со словарём. Работа с научной статьёй Работа в тетради |
34 |
Свойства воды. |
1 |
|
|
Работа со словарём. Работа с научной статьёй Работа в тетради. Рисунок – схема пересказ |
35 |
Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. |
1 |
|
|
Работа со словарём. Работа с научной статьёй Работа в тетради. Рисунок – схема пересказ |
36 |
Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. |
1 |
|
|
Работа со словарём. Работа с научной статьёй Работа в тетради. Рисунок – схема пересказ |
37 |
Три состояния воды. Температура и ее измерение. |
1 |
|
|
Работа с научной статьёй Работа в тетради Таблица и рассказ по ней Рисунки |
38 |
Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. |
1 |
|
|
|
39 |
Свойства воды. Лабораторная работа. |
1 |
|
|
Работа со словарём. Работа с научной статьёй Работа в тетради. Рисунок – схема и рассказ по нему вопросы |
40 |
Работа воды в природе. |
1 |
|
|
|
41 |
Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности в сельском хозяйстве. |
1 |
|
|
Работа в тетради Вопросы Дидактические игры Рассказ по плану |
42 |
Вода в природе. |
1 |
|
|
|
43 |
Воды суши: ручьи, реки. |
1 |
|
|
Работа со словарём. Работа с научной статьёй Работа в тетради |
44 |
Озера, болота, пруды. |
1 |
|
|
|
45 |
Моря и океаны. Использование и охрана воды. |
1 |
|
|
Работа в тетради. Вопросы Дидактические игры Рассказ по плану |
46 |
Охрана воды. |
1 |
|
|
|
Поверхность суши. Почва - 6 ч |
|||||
47 |
Равнины, холмы, овраги. Горы |
1 |
|
|
Работа с научной статьёй Таблица и рассказ по ней Работа в тетради вопросы |
48 |
Почва - верхний слой земли. Состав почвы. |
1 |
|
|
Работа со словарём Работа с научной статьёй Работа в тетради Рисунок – схема и рассказ по нему вопросы |
49 |
Разнообразие почв. |
1 |
|
|
|
50 |
Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы. |
1 |
|
|
|
51 |
Охрана почвы. |
1 |
|
|
Работа со словарём Работа с научной статьёй
|
52 |
Контрольная работа "Вода. Почва" |
1 |
|
|
|
Есть на Земля страна Россия - 14 ч |
|||||
53 |
Место России на Земном шаре. Знакомство с картой. |
1 |
|
|
Работа с научной статьёй Работа в тетради Рисунок – схема и рассказ по нему Составление таблицы «Лекарственные растения» |
54 |
Моря и океаны омывающие берега России. |
1 |
|
|
Работа с научной статьёй. Работа в тетради Рисунок – схема и рассказ по нему |
55 |
Горы и равнины на территории нашей страны. |
1 |
|
|
Работа с научной статьёй. Работа в тетради Рисунок – схема и рассказ по нему вопросы |
56 |
Реки и озера России. |
1 |
|
|
Работа со словарём. Работа с научной статьёй Работа в тетради. Рисунок – схема и рассказ по нему вопросы |
57 |
Москва - столица России |
|
|
|
Работа в тетради. Рисунок – схема и рассказ по нему вопросы |
58 |
Санкт - Петербург |
1 |
|
|
Работа со словарём. Работа с научной статьёй Работа в тетради. Рисунок – схема и рассказ по нему вопросы |
59 |
Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий. |
2 |
|
|
Работа с научной статьёй Работа в тетради Таблица и рассказ по ней |
60 |
Нижний Новгород, Казань, Волгоград. |
2 |
|
|
Работа с научной статьёй. Работа в тетради Таблица и рассказ по ней. Рисунки |
61 |
Новосибирск., Владивосток. |
2 |
|
|
|
62 |
Население и народы России |
1 |
|
|
Работа с научной статьёй. Работа в тетради Таблица и рассказ по ней. Рисунки |
63 |
Экскурсия. Ваш город. Важнейшие географические объекты региона. |
1 |
|
|
|
64 |
Обобщающий урок по разделу "Есть на Земле страна Россия" |
1 |
|
|
Повторение |
65 |
Повторение по курсу "Неживая природа" |
1 |
|
|
Работа с научной статьёй Таблица и рассказ по ней Работа в тетради вопросы |
66 |
Итоговая контрольная работа |
|
|
|
|
67 |
Работа над ошибками |
|
|
|
|
68 |
Резервный урок |
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.