Рабочая программа по природоведению для обучающихся с ОВЗ 5 класс

  • docx
  • 30.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая программа по предмету Природоведение 2024-2025 учебный год 5 класс.docx

 

 

 

 

 

         

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Природоведение» 5 класс разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:

1. Приказа Министерства образования и науки от 19 декабря 2014г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

2. Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для обучающихся 1-12 классов, утверждённая приказом от 02.09.2024г. №286/1 «Об утверждении адаптированных основных общеобразовательных программ, реализуемых в КОУ «НВШООВЗ№2» с 02.09.20024г.

3. Адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ранним аутистическим спектром с лёгкой умственной отсталостью для обучающихся 5-12 классов, утверждённая приказом от 02.09.2024г. №286/1 «Об утверждении адаптированных основных общеобразовательных программ, реализуемых в КОУ «НВШООВЗ№2» с 02.09.20024г.

4. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022г. №858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключённых учебников».

Цель, задачи

Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить учащихся к усвое­нию систематических биологических и географических знаний.

Основными задачами курса «Природоведение» являются:

- формирование элементарных научных знаний о живой и неживой приро­де;

- демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой при­родой;

-знакомство с расположением РФ на географической карте; ее столицей, особенностями, с занятиями населения, с ее природой и природными богатствами.

- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

- воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными  направлениями  природоохранительной  ра­боты;

- воспитание социально значимых качеств личности.

Общая характеристика учебного предмета

В процессе изучения природоведческого материала у учащих­ся развивается на­блю­да­тельность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение ана­ли­зи­ровать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и за­ви­си­мости.

Содержание материала дано лаконично, без излишней детализации; это создает учителю возможности для творчества, не ограничивает его жесткими программными рамками, позволяет учитывать специфику природы своего края.

Курс «Природоведение» не только обобщает знания о приро­де, осуществляет пе­ре­ход от первоначальных представлений, по­лученных в IIV классах, к систематическим знаниям по геогра­фии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.

Учитель может использовать на уроке глобус и физическую карту мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды — зеленый, коричневый, синий. Программа предполагает ведение наблюдений, организацию практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий.

Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней должны быть отражены межпредметные связи, на которые опираются обучающиеся при изучении природоведческого материала.

Курс "Природоведение" решает задачу подготовки учеников к усвоению географического (V класс) и биологического (V и VI классы) материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, специальных терминов (например, таких как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, равнина, глобус, карта).

При изучении раздела "Вселенная" обучающиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. Педагогический работник может познакомить обучающихся с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.

В разделе "Наш дом - Земля" изучаются оболочки Земли - атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.

Раздел "Есть на Земле страна Россия" завершает изучение неживой природы в V классе и готовит обучающихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например, Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от обучающихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.

При изучении этого раздела уместно опираться на знания обучающихся о своем родном крае.

                                  Описание места учебного предмета в учебном плане

Образовательная область: естествознание

Учебный предмет «Природоведение» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана. Рассчитан:

5 класс - 2 часа в неделю, общее количество часов за год 68.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

(достаточный и минимальный уровень)

Освоение обучающимися АООП предполагает достижение ими двух видов результатов:

К личностным результатам освоения учебной программы относятся:

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

Минимальный уровень:

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

представление о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

отнесение изученных объектов к определенным группам (осина - лиственное дерево леса);

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

выполнение несложных заданий под контролем педагогического работника;

адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагогического работника.

Достаточный уровень:

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях, знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагогического работника;

представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер - травянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медонос, растение, цветущее летом);

называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

выделение существенных признаков групп объектов;

знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

участие в беседе, обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнение здания без текущего контроля педагогического работника (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

                                                      Тематическое планирование

Тема

 

Кол-во

часов

Виды деятельности обучающихся

Введение.

2

Называть предметы и явления в окружающей обстановке

Вселенная.

6

Уметь вести наблюдения. Знать имена первых космонавтов. Уметь давать определения терминам. Уметь сравнивать. Уметь формулировать ответ на вопрос. Работать с рисунками. Выполнять задания на сравнение, обобщение, логическое мышление, воображение. Работать с единицами времени (математические вычисления). Выполнять задания в рабочей тетради.

Наш дом Земля.

Воздух

45

10

Устанавливать причинно-следственные связи. Устанавливать связи между явлениями в природе. Знать основные формы поверхности Земли. Знать основные свойства воздуха и его значение, использование воздуха человеком. Развивать навыки составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия, формировать умение работы с тетрадью, навыки письма и письменного изложения материала. Формировать умение работать с учебной литературой, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта. Развивать навыки составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия.

Полезные ископаемые

14

Формировать умения сравнивать, делать анализ образца, используя зрительное восприятие объекта. Уметь делать выводы, правильно письменно излагать их в тетради. Развивать умение работать с натуральными образцами, индивидуальными карточками. Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых: влагоѐмкость  торфа,  хрупкость каменного угля и использование их человеком. Уметь давать сравнительную характеристику чёрных и цветных металлов. Определять виды и способы охраны недр. Знать добываемые полезные ископаемые своей местности.

Вода

14

Знать основные свойства воды, агрегатные состояния воды. Знать свойства морской воды. Использование воды человеком. Загрязнение и охрана воды. Формировать умение работать с картой России, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта. Составлять рассказ с опорой на жизненный опыт. Схематически нарисовать где человек может использовать воду. Зарисовывать опыт расширения воды.

Почва

7

Формировать умение работать с картой России, коррекция формы изложения материала на основе жизненного опыта. Развивать навыки составления рассказа по картинкам на основе зрительного восприятия, умение выбирать правильный ответ по заданному шаблону. Характеризовать типы почв. Определять основные типы почв своей местности. Устанавливать взаимосвязь слоёв почв почвенного профиля. Анализировать разные типы почв. Находить, наносить и показывать на контурных картах атласа основные виды почв нашей страны. Осознавать значение почвы для жизни человека. Объяснять роль мелиорации в повышении плодородия почв. Характеризовать почвы своей местности.

Есть на Земле страна Россия

15

Обозначать границы России, пограничных стран, полуостровов и островов, морей и океанов. Показывать на физической карте океанов, морей России. Нахождение на физической карте низменностей, возвышенностей, плоскогорий, гор Кавказ, Урал, Алтай, Саяны. Работать с географическими понятиями, тестовым контролем. Выполнять задания в рабочей тетради.

Всего

68

 

                                                     Урочное планирование

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

По плану

По факту

                                                                    I четверть.

Раздел:

Введение

1

1

5а-02.09.24

5б-02.09.24

 

5а-02.09.24

5б-02.09.24

 

Вводный урок. Что такое природоведение.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-prirodovedeniyu-na-temu-chto-takoe-prirodovedenie-4086833.html

2

1

5а-05.09.24

5б-04.09.24

 

5а-05.09.24

5б-04.09.24

 

Предметы и явления неживой и живой природы. Экскурсия «Живая и неживая природа»

https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-zhivaya-i-nezhivaya-prirodayavleniya-prirodi-3958565.html

Раздел:

Вселенная.

3

1

5а-09.09.24

5б-09.09.24

 

5а-09.09.24

5б-09.09.24

 

Небесные тела: планеты, звёзды.

Практическая работа: Зарисовка звездного неба

https://infourok.ru/prezentaciya-po-prirodovedeniyu-na-temu-nebesnye-tela-5-specialnyj-korrekcionnyj-klass-6051808.html

4

1

5а-12.09.24

5б-11.09.24

 

5а-12.09.24

5б-11.09.24

 

Солнечная система. Солнце.

Практическая работа: Зарисовка формы Земли и луны

https://multiurok.ru/files/solnechnaia-sistema-prezentatsiia-k-uroku-prirodov.html

5

1

5а-16.09.24

5б-16.09.24

 

5а-16.09.24

5б-16.09.24

 

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Практическая работа: Зарисовка космического корабля

https://multiurok.ru/files/issledovanie-kosmosa-sputniki-kosmicheskie-korab-2.html

6

1

5а-19.09.24

5б-18.09.24

5а-19.09.24

5б-18.09.24

Полеты в космос.

http://www.myshared.ru/slide/941582/

7

1

5а-23.09.24

5б-23.09.24

5а-23.09.24

5б-23.09.24

Смена дня и ночи.

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2018/04/06/smena-dnya-i-nochi

8

1

5а-26.09.24

5б-25.09.24

 

5а-26.09.24

5б-25.09.24

 

Смена времени года. Сезонные изменения в природе.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-smena-vremen-goda-prirodovedenie-5-klass-dlya-detej-s-umstvennoj-otstalostyu-5477353.html

Раздел:

Наш дом - Земля

9

1

5а-30.09.24

5б-30.09.24

 

5а-30.09.24

5б-30.09.24

 

Воздух. Планета Земля. Оболочки Земли.

https://multiurok.ru/files/planeta-zemlia-prezentatsiia-k-uroku-prirodovedeni.html

https://multiurok.ru/files/osadki-i-atmosfernye-iavleniia-prezentatsiia-k-uro.html

10

1

5а-03.10.24

5б-02.10.24

 

5а-03.10.24

5б-02.10.24

 

Значение воздуха для жизни на Земле.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-prirodovedeniyu-na-temu-sostav-i-znachenie-vozduha-korr-shkola-5-klass-5276002.html

11

1

5а-07.10.24

5б-07.10.24

 

5а-07.10.24

5б-07.10.24

 

Свойства воздуха.

Практическая работа: Свойства воздуха

https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-na-temu-teploprovodnost-vozduha-korrekcionnaya-shkola-viii-vida-3498273.html

https://infourok.ru/konspekt-uroka-i-prezentaciya-po-biologii-na-temu-teploprovodnost-vozduha-klass-korrekcionnaya-shkola-3426167.html

12

1

5а-10.10.24

5б-09.10.24

 

5а-10.10.24

5б-09.10.24

 

Давление и движение воздуха.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-prirodovedeniyu-na-temu-davlenie-i-dvizhenie-vozduha-5-klass-5389186.html

13

1

5а-14.10.24

5б-14.10.24

5а-14.10.24

5б-14.10.24

Температура воздуха. Термометр.

https://multiurok.ru/files/temperatura-vozdukha-termometr-prezentatsiia-k-uro.html

14

1

5а-17.10.24

5б-16.10.24

 

5а-17.10.24

5б-16.10.24

 

Обобщающий урок за 1 четверть. Контрольный срез знаний за 1 четверть

Приложение 2

15

1

5а-21.10.24

5б-21.10.24

 

5а-21.10.24

5б-21.10.24

 

Движение воздуха в природе. Ветер.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-prirodovedeniyu-na-temu-dvizhenie-vozduha-v-prirode-veter-5-klass-4954047.html

16

1

5а-24.10.24

5б-23.10.24

 

5а-24.10.24

5б-23.10.24

 

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение

https://infourok.ru/prezentaciya-po-prirodovedeniyu-na-temu-sostav-i-znachenie-vozduha-korr-shkola-5-klass-5276002.html

Итого:

16 часов

16 часов

                                                            

 

                                                                   II четверть.

17

1

5а-07.11.24

5б-06.11.24

5а-07.11.24

5б-06.11.24

Состав воздуха. Углекислый газ и азот.

https://multiurok.ru/files/vozdukh-ego-svoistva-prezentatsiia-k-uroku-prirodo.html

18

1

5а-11.11.24

5б-11.11.24

 

5а-11.11.24

5б-11.11.24

 

Охрана воздуха. Практическая работа: Изготовление плаката «Охрана воздуха»

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-biologii-v-6-klasse-dlya-detej-s-ovz-uo-ohrana-vozduha-4337112.html

19

1

5а-14.11.24

5б-13.11.24

 

5а-14.11.24

5б-13.11.24

 

Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Их значение, способы добычи.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-poleznye-iskopaemye-prirodovedenie-5-klass-dlya-detej-s-umstvennoj-otstalostyu-5477183.html

20

1

5а-18.11.24

5б-18.11.24

 

5а-18.11.24

5б-18.11.24

 

Гранит, известняк.

Практическая работа: Составление таблицы «Полезные ископаемые»

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-prirodovedeniia-5-klass-gran.html

21

1

5а-21.11.24

5б-20.11.24

5а-21.11.24

5б-20.11.24

Песок, глина.

https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-po-prirodoviedieniiu-6-klass-korri.html

22

1

5а-25.11.24

5б-25.11.24

 

5а-25.11.24

5б-25.11.24

 

Торф.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-torf-uchebnyj-predmet-prirodovedenie-klass-5-dlya-detej-s-umstvennoj-otstalostyu-6734786.html

23

1

5а-28.11.24

5б-27.11.24

5а-28.11.24

5б-27.11.24

Каменный уголь.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-kamenniy-ugol-3284647.html

24

1

5а-02.12.24

5б-02.12.24

 

5а-02.12.24

5б-02.12.24

 

Добыча и использование каменного угля.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-kamennyj-ugol-uchebnyj-predmet-prirodovedenie-klass-5-dlya-detej-s-umstvennoj-otstalostyu-6734792.html

25

1

5а-05.12.24

5б-04.12.24

5а-05.12.24

5б-04.12.24

Нефть.

https://multiurok.ru/files/priezientatsiia-polieznyie-iskopaiemyie-nieft.html

26

1

5а-09.12.24

5б-09.12.24

 

5а-09.12.24

5б-09.12.24

 

Добыча и использование нефти.

https://infourok.ru/prezentaciya-dlya-5-klassa-shkoly-dlya-ovz-8-vida-po-teme-dobycha-i-ispolzovanie-nefti-6050151.html

27

1

5а-12.12.24

5б-11.12.24

 

5а-12.12.24

5б-11.12.24

 

Природный газ. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту.

https://infourok.ru/konspekt-uroka-s-prezentaciej-po-prirodovedeniyu-na-temu-prirodnyj-gaz-dobycha-ispolzovanie-pravila-ispolzovaniya-v-bytu-4660081.html

28

1

5а-16.12.24

5б-16.12.24

 

5а-16.12.24

5б-16.12.24

 

Обобщающий урок за 2 четверть. Контрольный срез знаний за 2 четверть

Приложение2

29

 

1

5а-19.12.24

5б-18.12.24

 

5а-19.12.24

5б-18.12.24

 

Черные металлы. Сталь, чугун.

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-prirodovedeniya-v-5-klasse-chernye-metally-stal-chugun-4650128.html

30

1

5а-23.12.24

5б-23.12.24

 

5а-23.12.24

5б-23.12.24

 

Цветные металлы.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-prirodovedeniyu-na-temu-cvetnye-metally-5-klass-5677754.html

31

1

5а-26.12.24

5б-25.12.24

 

5а-26.12.24

5б-25.12.24

 

Благородные (драгоценные) металлы

https://infourok.ru/prezentaciya-po-prirodovedeniyu-na-temu-blagorodnye-dragocennye-metally-5-klass-4662638.html

32

1

5а-28.12.24

5б-28.12.24

5а-28.12.24

5б-28.12.24

Охрана полезных ископаемых.

https://uchitelya.com/okruzhayuschiy-mir/24659-prezentaciya-dobycha-i-ohrana-poleznyh-iskopaemyh-3-klass.html

Итого:

16 часов

16 часов

 

 

III четверть

33

1

5а-9.01.25

5б-13.01.25

5а-9.01.25

5б-13.01.25

Вода. Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов.

https://multiurok.ru/files/voda-eio-svoistva-prezentatsiia-k-uroku-prirodoved.html

34

1

5а-13.01.25

5б-15.01.25

5а-13.01.25

5б-15.01.25

Свойства воды.

"Вода, её свойства." Презентация к уроку природоведения (multiurok.ru)

35

1

5а-16.01.25

5б-20.01.25

5а-16.01.25

5б-20.01.25

Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода.

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2019/06/13/voda-rastvoritel-rastvorimye-i-nerastvorimye-v-vode-veshchest

36

1

5а-20.01.25

5б-22.01.25

5а-20.01.25

5б-22.01.25

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

https://shareslide.ru/biologiya/prezentatsiya-k-uroku-biologii-v-6-34

37

1

5а-23.01.25

5б-27.01.25

5а-23.01.25

5б-27.01.25

Три состояния воды в природе. Температура и ее измерение.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-prirodovedeniyu-na-temu-dozhd-oblaka-i-tuman-korrekcionnaya-shkola-viii-vida-3497998.html  

38

1

5а-27.01.25

5б-29.01.25

5а-27.01.25

5б-29.01.25

Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании.

https://infourok.ru/rasshirenie-vody-pri-nagrevanii-i-szhatie-pri-ohlazhdenii-prezentaciya-po-prirodovedeniyu-5-klass-dlya-mkou-skshi-8-vida-6050176.html

39

1

5а-30.01.25

5б-03.02.25

5а-30.01.25

5б-03.02.25

Свойства воды. Практическая работа: Свойства воды

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-prirodovedeniya-v-shkole-viii-vida-na-temu-svoystva-vodi-1712604.html

40

1

5а-03.02.25

5б-05.02.25

5а-03.02.25

5б-05.02.25

Работа воды в природе.

http://www.myshared.ru/slide/465834/

41

1

5а-06.02.25

5б-10.02.25

5а-06.02.25

5б-10.02.25

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.

https://infourok.ru/znachenie-vody-v-prirode-ispolzovanie-vody-v-bytu-promyshlennosti-i-selskom-hozyajstve-5-klass-8-vid-6051113.html

42

1

5а-10.02.25

5б-12.02.25

5а-10.02.25

5б-12.02.25

Вода  в природе.

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku-prirodovedeniia-voda-v-priro.html

43

1

5а-13.02.25

5б-17.02.25

5а-13.02.25

5б-17.02.25

Воды суши: ручьи, реки

https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-prirodovedeniya-v-5-klasse-vody-sushi-ruchi-reki-dlya-detej-s-ovz-5030696.html

44

1

5а-17.02.25

5б-19.02.25

5а-17.02.25

5б-19.02.25

Озера, болота, пруды

https://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/priezientatsiia_na_tiemu_oziora_bolota_prudy

45

1

5а-20.02.25

5б-24.02.25

5а-20.02.25

5б-24.02.25

Моря и океаны

https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-prirodovedeniya-v-5-klasse-morya-i-okeany-dlya-detej-s-ovz-5049590.html

46

1

5а-24.02.25

5б-26.02.25

5а-24.02.25

5б-26.02.25

Охрана воды. Практическая работа: Изготовление плаката «Охрана воды»

 

47

1

5а-27.02.25

5б-03.03.25

5а-27.02.25

5б-03.03.25

Поверхность суши. Почва.

Формы поверхности суши: равнины, холмы, овраги.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-ravniny-holmy-ovragi-prirodovedenie-5-klass-dlya-detej-s-umstvennoj-otstalostyu-5477180.html

48

1

5а-03.03.25

5б-05.03.25

5а-03.03.25

5б-05.03.25

Горы.

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-po-prirodovedeniiu-dlia-uchashchikhs.html?login=ok

49

1

5а-06.03.25

5б-10.03.25

5а-06.03.25

5б-10.03.25

Почва – верхний слой земли. Состав почвы.

Практическая работа: Состав почвы

https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-pochva-prirodovedenie-5-klass-dlya-detej-s-umstvennoj-otstalostyu-5477192.html

50

1

5а-10.03.25

5б-12.03.25

5а-10.03.25

5б-12.03.25

Разнообразие почв

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2015/01/20/prezentatsiya-i-konspekt-uroka-prirodovedeniya-5-klass-po-teme

51

1

5а-13.03.25

5б-17.03.25

5а-13.03.25

5б-17.03.25

Обобщающий урок за 3 четверть. Контрольный срез знаний за 3 четверть.

Приложение 2

52

1

5а-17.03.25

5б-19.03.25

5а-17.03.25

5б-19.03.25

Основное свойство почвы - плодородие. Обработка почвы.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-prirodovedeniyu-na-temu-osnovnoe-svojstvo-pochvy-plodorodie-obrabotka-pochvy-5-klass-4623781.html

53

1

5а-20.03.25

5б-02.04.25

5а-20.03.25

5б-02.04.25

Охрана почвы. Практическая работа: Изготовление плаката «Охрана почвы»

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-pochva-okhrana-pochvy.html

Итого:

5а-21 час

5б-20 час

5а-21 час

5б-20 час

 

 

                                                                    IV четверть.

Раздел:

Есть на Земле страна Россия.

54

1

5а-03.04.25

5б-07.04.25

5а-03.04.25

5б-07.04.25

Место России на земном шаре. Знакомство с картой. Практическая работа: Нахождение России на политической карте

https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-rossiya-rodina-moya-uchebnyj-predmet-prirodovedenie-klass-5-dlya-detej-s-umstvennoj-otstalostyu-6734645.html

55

1

5а-07.04.25

5б-09.04.25

5а-07.04.25

5б-09.04.25

Моря и океаны, омывающие берега России

https://infourok.ru/prezentaciya-uroka-prirodovedeniya-v-5-klasse-morya-i-okeany-dlya-detej-s-ovz-5049590.html

56

1

5а-10.04.25

5б-14.04.25

5а-10.04.25

5б-14.04.25

Равнины и горы на территории нашей страны.

https://infourok.ru/prezentaciya-po-prirodovedeniyu-na-temu-ravniny-i-gory-na-territorii-nashej-strany-5-klass-4639473.html

57

1

5а-14.04.25

5б-16.04.25

5а-14.04.25

5б-16.04.25

Реки и озера России

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/05/24/prezentatsiya-reki-i-ozera-rossii

58

1

5а-17.04.25

5б-21.04.25

5а-17.04.25

5б-21.04.25

Москва – столица России

Практическая работа: Зарисовка флага РФ

https://infourok.ru/prezentaciya-po-teme-moskva-stolica-rossii-uchebnyj-predmet-prirodovedenie-klass-5-dlya-detej-s-umstvennoj-otstalostyu-6734627.html

59

1

5а-21.04.25

5б-23.04.25

5а-21.04.25

5б-23.04.25

Санкт - Петербург

https://shareslide.ru/biologiya/prezentatsiya-k-uroku-prirodovedeniya-v-5-16

60

1

5а-24.04.25

5б-28.04.25

5а-24.04.25

5б-28.04.25

Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий.

https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-goroda-zolotogo-koltsa-rossii-iarosl.html

61

1

5а-28.04.25

5б-05.05.25

5а-28.04.25

5б-05.05.25

Нижний Новгород, Казань, Волгоград

https://uchitelya.com/biologiya/19169-prezentaciya-goroda-rossii-nizhniy-novgorod-kazan-volgograd-5-klass.html

62

1

5а-29.04.25

5б-07.05.25

5а-29.04.25

5б-07.05.25

Новосибирск, Владивосток.

https://multiurok.ru/files/goroda-rossii-novosibirk-vladivostok.html

63

1

5а-05.05.25

5б-12.05.25

5а-05.05.25

5б-12.05.25

Население нашей страны. Практическая работа: Представители народов нашей страны

https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-naselenie-i-narody-rossii-4606661.html

64

1

5а-12.05.25

5б-14.05.25

5а-12.05.25

5б-14.05.25

Наш город. Достопримечательности.

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/02/24/prezentatsiya-pamyatniki-goroda-nizhnevartovska

65

1

5а-15.05.25

5б-19.05.25

5а-15.05.25

5б-19.05.25

Обобщающий урок по разделу «Есть на Земле страна Россия». Контрольная работа за 4 четверть.

Приложение 2

66

1

5а-19.05.25

5б-21.05.25

5а-19.05.25

5б-21.05.25

Экскурсия: Наш город.

 

67

1

5а-22.05.25

5б-26.05.25

5а-22.05.25

5б-26.05.25

Обобщающий урок за год. Контрольный срез 

знаний учащихся за год.

Приложение 2

68

1

5а-26.05.25

5б-28.05.25

5а-26.05.25

5б-28.05.25

Экскурсия на реку Обь.

 

Итого:

5а-15 час

5б-16 час

5а-15 час

5б-16 час

 

 

Итого за год:

5а-68 час

5б-68 час

5а-68 час

5б-68 час

               

 

Описание материально-технического обеспечения.

Материально-техническая база реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.

Учебно - методический комплекс

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для 5 классов. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. Т. М. Лифанова, Е.Н. Соломина – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019

-учебник «Природоведение» 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 3-е издание. – М.: Просвещение, 2020.

 

 

 

 

Нормы оценивания:

                                                                                                                                    Приложение

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание пройденного материала. Самостоятельно или с помощью учителя может сформулировать и обосновать ответ, привести необходимые примеры полученных знаний в практике, в жизни. Допускает незначительные неточности (оговорки), не влияющие на правильность понятий, которые исправляет сам или с помощью учителя. Ученик в основном, последователен в изложении учебного материала.

Оценка «4» выставляется ученику, если он дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но затрудняется в формулировании отдельных понятий и определений. Исправляет их с помощью учителя. Делает ошибки по практическому применению отдельных положений изучаемых предметов в повседневной жизни. Исправляет их с помощью учителя.

Оценка «3» выставляется ученику, если он обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал (вопрос) недостаточно полно и последовательно, с большими затруднениями. Допускает ошибки в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя. Делает ошибки, вызванные недопониманием учебного материала.

Оценка «2» выставляется ученику, если он обнаруживает незнание большей, или наиболее существенной, части изученного материала. Допускает ошибки в формулировке правил, понятий, искажает их смысл. Не всегда в состоянии понять и ответить на поставленный вопрос. Делает грубые ошибки в изложении материала, не использует помощь учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          

 

 

 

 

 

 

Приложение 2                              Контрольная работа по природоведению 5 класс

 

                                                             1 четверть                                     1 уровень

1. Как называются огромные раскаленные светящиеся шары?
а) Планеты               б) Звезды                  в) Небесные тела                   г) Луна

2.Как называется небесное тело, которое постоянно вращается вокруг Земли?
а) Луна           б) Меркурий              в) Солнце                 г) Марс

3. Как называется единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь?
а) Нептун             б) Венера                    в) Плутон                            г) Земля

4. В каком году был совершен первый космический полет?
а) 1961         б) 1990               в) 1957                                       г) 1974

5. Какую форму имеет Земля?
а) шар

б) круг
в) овал

г) квадрат

6. Какого из перечисленных газов больше всего в составе воздуха?
а) кислород

б) азот
в) углекислый газ

7. Какой  из перечисленных газов вдыхает человек?
а) азот

б) кислород
в) углекислый газ

8. Как называется ровная поверхность земли?
а) горы

б) равнины
в) овраги

г) холмы
9. Что нужно делать, чтобы почва стала плодородной?
а) удобрять

б) много копать
в) поливать хорошо

г) не трогать
10. Какие из перечисленных полезных ископаемых относятся к твердым?
а) торф

б) нефть
в) гранит
11. Какие полезные ископаемые относятся к жидким?
а) песок

б) нефть
в) газ

г) уголь
12. К какому состоянию воды относиться лед?
а) твердое

б) жидкое
в) газообразное
Задание 2.

Вставить пропущенное слово.

1.Способность почвы давать хороший урожай называется  ___________________

2. Все что добывает человек из недр земли и использует в хозяйственной деятельности - ________________________

3. Самые высокие участки поверхности земли называются ________________

4. Прозрачная жидкость без цвета и запаха – это ____________

5. Небесное тело, которое не светит и не греет называется _______________

 

Контрольная работа по природоведению 5 класс

 

                                        1 четверть                                     2 уровень

1. Как называются огромные раскаленные светящиеся шары?
а) Планеты

б) Звезды
в) Небесные тела

 г) Луна

2.Как называется небесное тело, которое постоянно вращается вокруг Земли?
а) Луна

б) Меркурий
в) Солнце

г) Марс

3. Как называется единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь?
а) Нептун

б) Венера
в) Плутон

г) Земля

4. Какую форму имеет Земля?
а) шар

б) круг
в) овал

г) квадрат

5. Какой  из перечисленных газов вдыхает человек?
а) азот

б) кислород
в) углекислый газ

6. Как называется ровная поверхность земли?
а) горы

б) равнины
в) овраги

г) холмы
7. Какие полезные ископаемые относятся к жидким?
а) песок

б) нефть
в) газ

г) уголь
8. К какому состоянию воды относиться лед?
а) твердое

б) жидкое
в) газообразное
Задание 2.

Вставить пропущенное слово.

1.Способность почвы давать хороший урожай называется  ___________________

2. Самые высокие участки поверхности земли называются ________________

3. Прозрачная жидкость без цвета и запаха – это ____________

 

Ключ.

1 уровень.

2 уровень

1.б

2. а

3.г

4.в

5.а

6.б

7.б

8.б

9.а

10.в

11.б

12.а

1. плодородие

2.полезные ископаемые

3. горы

4. вода

5.планета

1.                  Б

2.                  А

3.                  Г

4.                  А

5.                  А

 

 

6.                  Б

7.                  Б

8.                  Б

 

 

1. Плодородие 2.Горы

3.Вода

 

Контрольная работа за 2 четверть

Достаточный уровень

      Задание 1.

1. Воздух- это:

а) вещество, которое одновременно может находиться в разных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном;

б) смесь газов, пыли и пара;

в) любое вещество природы.

2. В состав воздуха входят:

а) азот, углекислый газ;

б) азот и кислород;

в) азот, кислород, углекислый газ и примеси

3. Свойства воздуха:

а) без цвета, без запаха, без вкуса, имеет вес

б) без цвета, без запаха, без вкуса, без веса

в) прозрачный, имеет запах и вкус.

4. При дыхании человек:

а) вдыхает углекислый газ и выдыхает кислород

б) выдыхает углекислый газ и вдыхает кислород

в) вдыхает азот, кислород, углекислый газ и выдыхает кислород

5. Что происходит при охлаждении воздуха?

а) сжимается 

б) расширяется 

в) ничего не происходит

6. Какой газ воздуха поддерживает горение?

а) кислород 

б) азот 

в) углекислый газ.

7.  Движение воздуха над Землёй – это:

а) гроза

б) безветрие

в) ветер

8. Какого газа станет больше в кабинете к концу урока?

а) кислорода

б) углекислого газа

в) азота

9. Как  охранять воздух от загрязнения?

а) Фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ

б) Остановить все фабрики и заводы

в) В городах высаживать больше деревьев и цветов

г) Запретить пользоваться автотранспортом

10. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

а)   врачи;

б)  геологи;

 в)  строители.

11. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

а)   глина, песок                  

б)   гранит, торф;

в)  каменный уголь, поваренная соль.

12.Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) оловянная и медные руды;

б) каменный уголь, природный газ;

в) графит, сера.

13. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

а) мрамор, гранит;

б) золото                    

в) нефть

14. Какой из видов каменного угля при горении выделяет больше тепла?

а) обыкновенный уголь
б) антрацит
в) бурый уголь

                                             Контрольная работа за 2 четверть

Минимальный  уровень

      Задание 1.

1. Воздух- это:

а) вещество, которое одновременно может находиться в разных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном;

б) смесь газов, пыли и пара;

в) любое вещество природы.

2. В состав воздуха входят:

а) азот, углекислый газ;

б) азот и кислород;

в) азот, кислород, углекислый газ и примеси

3. Свойства воздуха:

а) без цвета, без запаха, без вкуса, имеет вес

б) без цвета, без запаха, без вкуса, без веса

в) прозрачный, имеет запах и вкус.

4. При дыхании человек:

а) вдыхает углекислый газ и выдыхает кислород

б) выдыхает углекислый газ и вдыхает кислород

в) вдыхает азот, кислород, углекислый газ и выдыхает кислород

5.  Движение воздуха над Землёй – это:

а) гроза

б) безветрие

в) ветер

6. Какого газа станет больше в кабинете к концу урока?

а) кислорода

б) углекислого газа

в) азота

7. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

а)   врачи;

б)  геологи;

 в)  строители.

8. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

а)   глина, песок                  

б)   гранит, торф;

в)  каменный уголь, поваренная соль.

9.Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) оловянная и медные руды;

б) каменный уголь, природный газ;

в) графит, сера.

10. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

а) мрамор, гранит;

б) золото                    

в) нефть

 

Контрольная работа по природоведению за III четверть

Достаточный уровень

      Задание 1.

1. Вода – это:

а) вещь в доме

б) природное прозрачное вещество

в) непрозрачное вещество с запахом

2. При нагревании вода:

а) расширяется           б) делается мутной                 в) сжимается

3. В воде растворяется:

а) мел                 б) соль                             в) глина

4. В каких состояниях встречается вода в природе?

а) в твёрдом и жидком
б) в газообразном
в) в твёрдом, жидком и газообразном

5. Какое состояние воды названо неверно?

а) твёрдое

б) мягкое

 в) газообразное

6. Вода кипит при температуре:

а) +20*

б) -10*    

в) +100*

7. Вода замерзает при температуре

 а) – 20*       

 б) + 40*          

 в) 0*

8. Какой воды на Земле больше?

а) пресной

б) солёной

9. Прибор для измерения температуры называют:

а) терморегулятором

б) термометром

в) спидометром

10. При охлаждении вода:

а) становится горячей

б) сжимается

в) расширяется

11. При замерзании вода:

а) расширяется

б) сжимается

12. Небольшие возвышенности на поверхности Земли:

а) горы

б) холмы

13. Углубление на поверхности Земли:

а) равнина

б) овраг

в) горы

Задание 2.

 

  1. Я – ВОДА! Я очень необычная жидкость. В природе я бываю в состояниях: ___________, ___________________ и __________________.
  2. Я не имею _________, __________, ___________. 
  3. Я  очень полезная, поливаю землю _________, зимой укрываю _____________

                             Контрольная работа по природоведению за III четверть

Минимальный уровень

 1. Вода – это:

а) вещь в доме

б) природное прозрачное вещество

в) непрозрачное вещество с запахом

2. При нагревании вода:

а) расширяется

б) делается мутной

в) сжимается

3. В воде растворяется:

а) мел

б) соль

в) глина

4. Какое состояние воды названо неверно?

а) твёрдое

б) мягкое

 в) газообразное

5. Вода кипит при температуре:

А)+20*

б)-10*    

в) +100*

6. Вода замерзает при температуре

А) – 20*       

 б)+ 40*          

 в) 0*

7. При охлаждении вода:

а) становится горячей

б) сжимается

в) расширяется

8. Прибор для измерения температуры называют:

а) терморегулятором

б) термометром

в) спидометром

9. Небольшие возвышенности на поверхности Земли:

а) горы

б) холмы

10. Углубление на поверхности Земли:

а) равнина

б) овраг

в) горы

 

Задание 2.

 

  1. Я – ВОДА! Я очень необычная жидкость. В природе я бываю в состояниях: ___________, ___________________ и __________________.
  2. Я не имею _________, __________, ___________. 

 

 

Контрольная работа по природоведению

5 класс 4 четверть

Достаточный уровень

Задание 1.

1. Самая большая страна мира:

а) Россия

б) США

в) Китай

2. Столица Российской Федерации:

а) Ульяновск

б) Москва

в) Самара

3. Каким цветом обозначаются горы на физической карте

а) зелёным

б) коричневым

в) синим

4. Самый холодный океан

а) Атлантический

б) Северный Ледовитый

б) Индийский

5. Жидкое горючее полезное ископаемое:

а) природный газ

б) нефть

в) каменный уголь

6. Тёплый источник, который бьет из – под земли:

а) родник

б) озеро

в) гейзер

7. Самые высокие горы России:

а) Кавказские

б) Уральские

8. Особо охраняемые природные территории:

а) заповедники

б) санатории

в) курорты

9. Как называется почва, которая плохо удерживает воду?

а) глинистая

б) чернозёмная

в) песчаная

10. Кем был основан город Москва?

а) Петр I

б) Ярослав Мудрый

в) Юрий Долгорукий

Задание 2.

Нарисуй холм и подпиши его части.

Задание 3.

Допиши предложение:

  1. Основное свойство почвы - ______________________
  2. Небольшие возвышения на равнине называются ___________________ .
  3. Углубления на поверхности Земли называется ______________________ .
  4. Горы – это _______________    _________________     _______________       _______________.

 

                                     Контрольная работа по природоведению

5 класс 4 четверть

Минимальный уровень

Задание 1.

1. Самая большая страна мира:

а) Россия

б) США

в) Китай

2. Столица Российской Федерации:

а) Ульяновск

б) Москва

в) Самара

3. Каким цветом обозначаются горы на физической карте

а) зелёным

б) коричневым

в) синим

4. Самый холодный океан

а) Атлантический

б) Северный Ледовитый

б) Индийский

5. Жидкое горючее полезное ископаемое:

а) природный газ

б) нефть

в) каменный уголь

6. Тёплый источник, который бьет из – под земли:

а) родник

б) озеро

в) гейзер

7. Самые высокие горы России:

а) Кавказские

б) Уральские

8. Кем был основан город Москва?

а) Петр I

б) Ярослав Мудрый

в) Юрий Долгорукий

 

Задание 2.

Нарисуй холм и подпиши его части.

 

Задание 3.

Допиши предложение:

  1. Основное свойство почвы - ______________________
  2. Углубления на поверхности Земли называется ______________________ .

Ключ

Задание 1.

1. а

2. б

3. б

4. б

5. б

6. в

7. а

8. а

9. в

10. в

Задание 2.

Вершина, склон, подошва

Задание 3.

1.         Плодородие

2.         Холмы

3.         Овраги

4.         Самые высокие участки земной поверхности

Задание 1.

1. а

2. б

3. б

4. б

5. б

6. в

7. а

10. в

Задание 2.

Вершина, склон, подошва

Задание 3.

1.         Плодородие

2.         Овраги

 

 

 

                                          Контрольная работа за учебный год.

Достаточный  уровень.

 

1.  Вода – это:

а) вещь в доме

б) природное прозрачное вещество

в) непрозрачное вещество с запахом

2.  Какое утверждение верно:

а) вода занимает 3/4 поверхности земного шара.
б) вода – прозрачная, бесцветная жидкость.
в) вода может быть в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

3.  При нагревании вода:

а) расширяется

б) делается мутной

в) сжимается

4.  Воздух- это:

а)  вещество, которое одновременно может находиться в разных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном;

б) смесь газов, пыли и пара;

в) любое вещество природы.

5. Свойства воздуха:

а) без цвета, без запаха, без вкуса, имеет вес

б) без цвета, без запаха, без вкуса, без веса

в) прозрачный, имеет запах и вкус.

6.  Что происходит при охлаждении воздуха?

а) сжимается 

б) расширяется 

в) ничего не происходит

7. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

а)   глина, песок                  

б)   гранит, торф;

в)  каменный уголь, поваренная соль.

8.  Какой из видов каменного угля при горении выделяет больше тепла

а) обыкновенный уголь
б) антрацит
в) бурый уголь

9. К металлам относят:

а) известняк              

б) чугун     

в) калийную соль

10. Из чего состоит почва?

  а) Воздуха, воды, перегноя песка, глины и солей;
  б)воздуха,  воды, перегноя, корней  растений, песка, глины  и солей; животных обитающих в почве;
  в)из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве.

Задание 2.

Укажи правильную последовательность круговорота воды в природе:

__   образование облаков

___ испарение

___ выпадение осадков

Закончи предложение:

Тела природы, которые питаются, дышат, растут, взрослеют, дают потомство, стареют и умирают называются ………………       ……………

Почвы бывают трёх видов: _____________________,    ________________,

_____________________.

                                                  Контрольная работа за учебный год.

Минимальный   уровень.

 

1.  Вода – это:

а) вещь в доме

б) природное прозрачное вещество

в) непрозрачное вещество с запахом

2.  Какое утверждение верно:

а) вода занимает 3/4 поверхности земного шара.
б) вода – прозрачная, бесцветная жидкость.
в) вода может быть в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

3.  При нагревании вода:

а) расширяется

б) делается мутной

в) сжимается

4.  Воздух- это:

а)  вещество, которое одновременно может находиться в разных состояниях: жидком, твёрдом и газообразном;

б) смесь газов, пыли и пара;

в) любое вещество природы.

5. Свойства воздуха:

а) без цвета, без запаха, без вкуса, имеет вес

б) без цвета, без запаха, без вкуса, без веса

в) прозрачный, имеет запах и вкус.

6.  Что происходит при охлаждении воздуха?

а) сжимается 

б) расширяется 

в) ничего не происходит

7. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

а)   глина, песок                  

б)   гранит, торф;

в)  каменный уголь, поваренная соль.

Задание 2

Закончи предложение:

Тела природы, которые питаются, дышат, растут, взрослеют, дают потомство, стареют и умирают называются ………………       ……………

Почвы бывают трёх видов: _____________________,    ________________,

_____________________.

 

Ключ – 1 вариант.

1. б

2. б в

3. а

4. б

5. б

6. а

7. а

8. б

9. б

10. б

Ключ – 2 вариант

1. б

2. а

3. б

4. а

5. а

6. б

7. б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    


 

Скачано с www.znanio.ru