Рабочая программа по проектной деятельности 1
Оценка 4.6

Рабочая программа по проектной деятельности 1

Оценка 4.6
doc
14.04.2020
Рабочая программа по проектной деятельности 1
Рабочая программа по проектной деятельности 1.doc

«Рассмотрено»

Заведующая кафедрой

_____ /______________ /

Протокол №____ от

«___» _________ 201__г.

 

 

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МАОУ СОШ № 40

_____ /______________ /

«___» _________ 201__г.

 

«Утверждено»

Директор МАОУ СОШ № 40

_____ /______________ /

Приказ №  ______ от

«___» _________ 201__г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

индивидуального обучения на дому

по внеурочной деятельности

«Все узнаю, все смогу», 1 класс

 

 

Дмитриева Алёна Александровна

первая категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017– 2018  учебный год

 

 

 

Пояснительная записка

            Рабочая программа  разработана   в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе авторской программы: Программа обучающего и развивающего курса для младших школьников «Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект. Исследуем, доказываем, создаём». Сизовой Р.И. Селимовой Р.Ф.  Методическое пособие  для 1 класса.  / Сизова Р.И. Селимова Р.Ф  –  М.: Издательство РОСТ, 2013г. – 117 с.

Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть, получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.

 

Общая характеристика курса

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей».

 Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их  ею пользоваться, для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации.

Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

 

 

Что понимается под словом «проект»?

Термин «проект» выходит далеко за пределы сферы образования. В повседневной жизни и в производственных процессах этот термин обозначает разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков, делающие их проектами:

1) они направлены на достижение конкретных целей;

2) они включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

3) они имеют ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

4) все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

При этом ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая ее разновидность:

– экспериментально – производственная,

– информационно-аналитическая,

– диагностическая,

– научная,

– методическая,

– образовательная и т.д.

Проектную деятельность школьников можно рассматривать как модель профессиональной проектной деятельности.

В зависимости от целей проектной деятельности школьников (точнее, целей для школьников разных возрастных групп) различные виды действий, входящие в проектную деятельность, могут быть скомбинированы, в них могут вводиться дополнительные условия, ограничения, вспомогательные этапы (для освоения навыков, которыми взрослые уже владеют, а детям еще надо учиться). Иногда в педагогической литературе под словами «проектная деятельность» понимается только одна из разновидностей проектной деятельности – исследовательская. По-видимому, это связано с использованием проектной деятельности на уроках. Дело в том, что именно исследовательская проектная деятельность (в отличие от других видов проектной деятельности) ставит целью проекта получение в качестве результата новых знаний.

Каковы особенности внеурочной проектной деятельности?

Для определения вида проектов, целесообразных во внеурочной деятельности, логично руководствоваться следующими соображениями:

1) целями внеурочной деятельности;

2) целями обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание. Основной целью внеурочной деятельности можно считать реализацию детьми своих способностей и потенциала личности.

К важным целям обучения, которым целесообразно уделить дополнительное внимание, можно отнести:

1) формирование коммуникативных навыков (партнерское общение);

2) формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени;

3) формирование навыков работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

4) формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор.

Формирование навыков работы с информацией во внеурочной проектной деятельности требует дополнительных организационных усилий.

Дело в том, что работа над поделками и мероприятиями, доступными детям, зачастую не предполагает у них тех навыков информационной деятельности, которые понадобятся при работе над сложными проектами и которые желательно сформировать у школьников. Поэтому для включения информационной деятельности в проектную деятельность в полном объеме необходимо предусматривать специальные организационные приемы.

К таким приемам относятся:

1) одновременная работа над разными проектами по одной теме (это позволяет создать мотивацию для поиска разнообразных сведений по одной и той же теме);

2) включение в перечень этих проектов одного коллективного информационного проекта – создание энциклопедии или тематической картотеки.

В результате проектная деятельность предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. В процессе работы над темой поиск информации не мотивирован исключительно потребностями проектной деятельности, а определяется интересами детей. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Дети на собственном опыте знакомятся с организацией информации: как расположить материал и какими  ссылками его дополнить, чтобы легко можно было находить ответы на новые информационные запросы.

В итоге внеурочная проектная деятельность организуется как двухкомпонентная.

Первый компонент – работа над темой – это познавательная деятельность, инициируемая детьми, координируемая учителем и реализуемая в проектах.

Второй компонент – работа над проектами – это специально организованный учителем или воспитателем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).

Основные виды творческих работ – это поделки и мероприятия.

Примеры проектов: создание рисунков, коллажей, макетов, постановка спектаклей и концертов и т.д.

Сбор сведений.

Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. Основные виды представления информации – это записи, рисунки, вырезки или ксерокопии текстов и изображений. Кроме того, можно собирать информацию и на носителях, требующих для воспроизведения наличия того или иного устройства (аудио и видеозаписи, дискеты, компакт- диски и т.д.).

Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, систематизировано хранить и использовать ее. Основная задача учителя на этапе сбора сведений по теме – это направлять деятельность детей на самостоятельный поиск информации.

В качестве источников информации могут выступать: отдельные предметы (книги,  классные библиотеки, фильмы); организации (музеи, библиотеки, предприятия); мероприятия (экскурсии); отдельные люди (родители, специалисты, учителя). Завершается сбор сведений размещением всей найденной информации в одном информационном проекте – в картотеке или в тематической энциклопедии. Особая роль информационного проекта связана с возможностью хранения с его помощью всего объема информации, собранной детьми, и, следовательно, с сохранением работы каждого ребенка по поиску информации. В информационном проекте должны быть предусмотрены средства систематизации информации (оглавление и др.). Задача информационных проектов – формирование навыков организации приобретенной информации. В структуре информационного проекта.

Каковы основные этапы внеурочной проектной деятельности?

1. Выбор темы.

2. Сбор сведений.

3. Выбор проектов.

4. Реализация проектов.

5. Презентации.

Выбор темы.

Работа над темой начинается с ее выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей. Критериями выбора темы могут быть и специфические источники информации (возможность экскурсии на предприятия, отраслевая ориентация города, опыт учителя по работе с конкретной темой). Коллективный выбор детьми единой на всех темы может и должен регулироваться учителем (наводками и подсказками).

Совершенно иная картина с выбором подтем – здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Тема и совокупность выбранных детьми подтем задают структуру будущих информационных проектов – энциклопедий и картотек. Эту структуру в виде схемы учитель изображает на доске в процессе выбора подтем, чтобы дети наблюдали, как происходит систематизация знаний в любой области. Среди всевозможных подтем бывают типовые подтемы: географический аспект, исторический аспект, культурный аспект (тема в литературе, живописи, фильмах и т.д.).

Выбор проектов.

После завершения этапа сбора информации учитель предлагает детям принять участие в реализации проектов. При этом он знакомит детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя детям возможность самим придумать свои проекты. На первом этапе следует, не озадачивая детей придумыванием своих проектов, предложить им на выбор доступные, реально выполнимые проекты. Было бы хорошо, чтобы в любой момент в классе выполнялось параллельно несколько проектов. Составляя список проектов, рекомендуется ориентироваться на местные условия и предоставлять детям разнообразные виды деятельности.

В коллективных проектах дети могут выступать как «специалисты» по выбранным ими ранее аспектам темы. Понятно, что при определении видов деятельности при работе над темой и при их выборе детьми будут учитываться те умения, которые у них есть к этому моменту. Так, например, очевидно, что задания вида «прочитай и расскажи» могут выполнять те дети, которые умеют читать, а «подготовь страницу в книгу» – те, которые умеют писать. Правда, и здесь возможны разные подходы.

Работа в малых группах

Поделки, коллажи, макеты и т.д.

Индивидуальная деятельность

Получаемый продукт – результат работы одного человека. Далее из таких личных изделий можно простым объединением (например, организовав выставку) сделать и коллективный продукт

Коллективная деятельность

Например: концерт или спектакль с общей подготовкой и репетициями, одна большая общая поделка, видеофильм с участием всех желающих детей и т.д.

Реализация проектов.

На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (возможно, на некоторых уроках и после уроков) и вне школы.

Взрослые помогают только в случае острой необходимости, если есть опасение, что ребенок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом. Но это ни в коем случае не должны быть работы взрослых, как это порой случается. Напоминая о добровольности участия детей в описываемой деятельности, мы хотели бы сформулировать основные принципы работы над проектами.

Каждый ребенок имеет право:

– не участвовать ни в одном из проектов;

– участвовать одновременно в разных проектах в разных ролях;

– выйти в любой момент из любого проекта;

– в любой момент начать свой, новый проект.

Презентации.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектами учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. После завершения работы над проектом детям надо предоставить возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление. Например, при подготовке кукольного спектакля можно устроить презентацию сделанных кукол персонажей. Некоторые проекты являются как бы «самопрезентующимися» – это спектакли, концерты, живые газеты и т.д. Презентацию проектов, завершающихся изготовлением поделок, надо организовывать специальным образом.

Какие бывают типовые проекты?

Существуют универсальные проекты, которые можно включать в работу практически над любой темой. Их можно подразделить на изготовление изделий и представления. Могут быть комбинированные проекты – это представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показ моделей одежды, кукольный спектакль и т.д.).

К представлениям можно отнести:

– спектакли (в том числе кукольные);

– концерты;

– устные журналы (аналоги телепередач);

– викторины и игры с применением знаний по теме (в том числе аналоги телеигр);

– показы моделей одежды.

К изготавливаемым изделиям можно отнести:

– тематические выставки рисунков, скульптур, поделок;

– газеты, журналы, книги, картотеки (информационные проекты);

– видеожурнал или видеофильм;

– макеты;

– модели (действующие);

– швейные и кулинарные изделия;

– игрушки.

 

 

 

Можно ли использовать для проектной деятельности учебное время?

Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над темой и проектной деятельности может быть отведено следующее время:

Заключение

Систему внеурочной проектной деятельности, позволяющую сочетать инициативу детей с дисциплиной исполнения проектов, можно рассматривать как альтернативу детским и молодежным организациям с фиксированным распределением социальных ролей.

Современная школа  требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

 Курс «Всё узнаю, всё смогу» будет одной из таких форм.

 Программа  курса предназначена для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также  креативных качеств – гибкость ума, терпимость  к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

 Актуальность программы  курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.  Программа курса  позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный,   деятельностный подходы.

 

Главная цель:   выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них  познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Задачи:   

1.познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;       

2.мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

3.прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

4.прививать интерес к исследовательской деятельности;

      В основе формирования  исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

        Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

           Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Курс «Всё узнаю, всё смогу»  носит развивающий характер. Целью данного спецкурса является формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений младших школьников.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников при изучении курса «Всё узнаю, всё смогу»  имеет отличительные особенности:

·                    имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;

·                    в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими особенностями младших школьников;

·                    проектная деятельность осуществляется в школе, дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдельных объектов, что связано с обеспечением безопасности учащихся;

·                    проектная деятельность носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;

·                    проектная деятельность предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;

·                    в содержание проектной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;

·                    реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

 

Основные принципы программы

Принцип системности

Реализация  задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

Принцип гуманизации

Уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей.

Принцип опоры

Учёт интересов и потребностей учащихся; опора на них.

Принцип совместной деятельности детей и взрослых

Привлечение родителей и детей на всех этапах исследовательской деятельности: планировании, обсуждении, проведении.

Принцип обратной связи

Каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необ­ходимо обсудить, что получилось и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу.

Принцип успешности

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успеш­ным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип стимулирования

Включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

 

Описание места курса «Всё узнаю, всё смогу»

во внеурочной деятельности

Курс рассчитан на 4 года обучения: 1 класс - 33 часа в год, 2-4 класс – 34 часа в год (1 час в неделю). Итого 135 часов.

 

 

Изменения, внесенные в рабочую программу.

Изменения, внесённые в рабочую программу  «Всё узнаю, всё смогу» определены федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года.  В структуру данной рабочей программы мною добавлены разделы:

1.Описание ценностных ориентиров содержания кружка.

2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения кружка.

3.Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

 

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

 

Планируемые результаты освоения программы

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

-основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

-понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

-основные источники информации;

-правила оформления списка использованной литературы;

-способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

-источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

-выделять объект исследования;

-разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

-выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

работать в группе;

-пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;

-вести наблюдения окружающего мира;

-планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

работать в группе.

           В результате изучения курса «Всё узнаю, всё смогу»   обучающиеся на ступени начального общего образования:

·                    получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

·                    обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю;

·                    приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

·                    получат возможность осознать своё место в мире; 

·                    познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

·                    получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ  средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

 

Выпускник получит возможность научиться:

·                  узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город;

·                  различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

·                  оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос);

·                  использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

 

        Личностные универсальные учебные действия

   У выпускника будут сформированы:

·                    учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·                    ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

·                    способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

·                    основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

·                    чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

Выпускник получит возможность для формирования:

·                    внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·                    выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·                    устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

·                    адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

·                    осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

·                    эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·                    планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·                    учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·                    осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·                    оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·                    адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·                    различать способ и результат действия.

 

Выпускник получит возможность научиться:

·                    в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·                    проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

·                    самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

 

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·                    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

·                    осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·                    строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

·                    проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·                    устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·                    строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

·                    осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

·                    записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

·                    осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·                    осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·                    осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

·                    осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

·                    строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

·                    адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

·                    допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

·                    учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

·                    формулировать собственное мнение и позицию;

·                    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

·                    задавать вопросы;

·                    использовать речь для регуляции своего действия;

·                    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

·                    учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;

·                    учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

·                    понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

·                    аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

·                    задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

·                    осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

·                    адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

·                    адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 

Содержание программы

 

1 класс

Раздел 1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Раздел 2. Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения, слуховой и зрительной памяти, внимания, речи.

  1. Развитие концентрация внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления.
  2. Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.
  3. Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.
  4. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.
  5. Совершенствование воображения. Задания по прикладыванию спичек. Рисуем по образцу.
  6. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.
  7. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. 
  8. Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Раздел 3. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических.

  1. "Прятки с предлогами". Обучение решению и составлению ребусов.
  2. "Что скрывает сорока?"  Обучение решению и составлению ребусов, содержащие числа.
  3. "Что бы это значило?" Обучение разгадыванию и составлению рисуночных ребусов.
  4. "Карусель загадок".  Обучение разгадыванию и составлению загадок.
  5. "Путешествие в сказку".  Решение логических задач о сказочных героях.
  6. Секреты анаграммы.
  7. Крылатые слова.
  8. Пословица недаром молвится.
  9. Антонимы.
  10. Веселая арифметика. Решение задач-шуток.
  11. Синонимы.
  12. Игра "Найди лишнее". "Умные цепочки". Обучение составлению логических цепочек.
  13. "Волшебный квадрат". Обучение решению и составлению "магических" квадратов.
  14. Игра со спичками (знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач)
  15. Игра "Что? Где? Когда?"
  16. Веселая арифметика. Решение и составление задач-шуток.
  17. Что увидел Шерлок Холмс? Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей.
  18. Игра "Самый умный".

Раздел 4. Выявление уровня развития внимания, восприятия воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

1

Круг твоих интересов. Хобби, увлечения.

1

2

Выбор темы проекта. Знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».

1

3

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарём.

1

4

Выбор помощников в работе над проектом.

1

5

Этапы работы над проектом. Знакомство с понятием «этап».

1

6

Актуальность темы проекта.

1

7

Проблема. Решение проблемы.

1

8

Выработка гипотезы – предположения.

1

9

Цель проекта.

1

10

Задачи проекта.

1

11

Сбор информации о проекте.

1

12

Знакомство с интересными людьми, интервью.

1

13

Обработка информации. Отбор информации.

1

14

Что такое продукт проекта?

1

15

Играем в учёных. Это интересно. Тест.

1

16

Отбор информации для мини-сообщения.

1

17

Творческая работа. Презентация.

1

18

Значимость компьютера в создании проектов, презентаций.

1

19

Первые шаги в составлении презентации. Заголовок слайда.

1

20

Первые шаги составления презентации. Значение кнопок на клавиатуре.

1

21

Первые шаги составления презентации. Значение кнопок на клавиатуре.

1

22

Совмещение текста выступления с показом презентации.

1

23

Совмещение текста выступления с показом презентации.

1

24

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы из зала. Тест.

1

25

Изготовление визитки.

1

26

Правильное изготовление титульного листа визитки.

1

27

Самоанализ.

1

28

Играем в учёных. Это интересно.

1

29

Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности.

1

30

Памятка жюри конкурса.

1

31

Пробное выступление пред незнакомой аудиторией.

1

32

Самоанализ. Рефлексия после выступления.

1

33

Играем в учёных. Это интересно.

1

Итого:

33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ: «ВСЁ УЗНАУ, ВСЁ СМОГУ» 

 

п/п

Дата

Тема курса

Тема занятия

Кол-во часов

Развитие универсальных

 учебных действий

Форма контроля

план

факт

 

У ученика будут сформированы

 

 

Выпускник получит возможность для формирования

1.       

13.09

13.09

"ВСЁ УЗНАУ, ВСЁ СМОГУ"

Круг твоих интересов. Хобби, увлечения.

1

Личностные универсальные учебные действия

 

2.       

20.09

20.09

Выбор темы проекта. Знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема».

1

·     учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

·     ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

·     способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

·     основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

·     чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

·      внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

·      выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

·      устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

·      адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

·      осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

·      эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 

3.       

27.09

27.09

Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарём.

1

 

4.       

04.10

04.10

Выбор помощников в работе над проектом.

1

 

5.       

11.10

11.10

Этапы работы над проектом. Знакомство с понятием «этап».

1

 

6.       

17.10

17.10

Актуальность темы проекта.

1

 

7.       

24.10

24.10

Проблема. Решение проблемы.

1

 

8.       

08.11

08.11

Выработка гипотезы – предположения.

1

 

9.       

15.11

15.11

Цель проекта.

1

 

10.   

22.11

22.11

Задачи проекта.

1

 

11.   

29.11

29.11

Сбор информации о проекте.

1

Регулятивные универсальные учебные действия

 

12.   

6.12

6.12

Знакомство с интересными людьми, интервью.

1

·     планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

·     учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

·     осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

·     оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

·     адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

·     различать способ и результат действия.

·      в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

·      проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

 

13.   

13.12

13.12

Обработка информации. Отбор информации.

1

 

14.   

20.12

20.12

Что такое продукт проекта?

1

 

15.   

27.12

27.12

Играем в учёных. Это интересно. Тест.

1

 

16.   

17.01

17.01

Отбор информации для мини-сообщения.

1

 

17.   

24.11

24.11

Творческая работа. Презентация.

1

 

18.   

31.11

31.11

Значимость компьютера в создании проектов, презентаций.

1

 

19.   

7.02

7.02

Первые шаги в составлении презентации. Заголовок слайда.

1

 

20.   

14.02

14.02

Первые шаги составления презентации. Значение кнопок на клавиатуре.

1

 

21.   

28.02

28.02

Первые шаги составления презентации. Значение кнопок на клавиатуре.

1

 

22.   

07.03

07.03

Совмещение текста выступления с показом презентации.

1

Познавательные универсальные учебные действия

 

23.   

14.03

14.03

Совмещение текста выступления с показом презентации.

1

·     осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;

·     осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

·     строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;

·     проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

·     устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

·     строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·      осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

·      записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

·      осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

·      осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

·      осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

·      осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

·      строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 

24.   

21.03

21.03

Подготовка ответов на предполагаемые вопросы из зала. Тест.

 

 

25.   

28.03

28.03

Изготовление визитки.

1

 

26.   

04.04

04.04

Правильное изготовление титульного листа визитки.

1

 

27.   

11.04

11.04

Самоанализ.

1

 

28.   

18.04

18.04

Играем в учёных. Это интересно.

1

 

29.   

25.04

25.04

Различные конкурсы проектно-исследова-тельской деятельности.

1

 

30.   

16.05

16.05

Пробное выступление пред незнакомой аудиторией.

1

 

31.   

23.05

23.05

Играем в учёных. Это интересно.

1

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Рассмотрено» Заведующая кафедрой _____ /______________ /

Рассмотрено» Заведующая кафедрой _____ /______________ /

Пояснительная записка

Пояснительная записка

При этом ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая ее разновидность: – экспериментально – производственная, – информационно-аналитическая, – диагностическая, – научная, – методическая,…

При этом ведущим видом профессиональной деятельности в проектах может быть любая ее разновидность: – экспериментально – производственная, – информационно-аналитическая, – диагностическая, – научная, – методическая,…

В результате проектная деятельность предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме

В результате проектная деятельность предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме

Работа над темой начинается с ее выбора

Работа над темой начинается с ее выбора

Презентации. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат

Презентации. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов…

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов…

Основные принципы программы

Основные принципы программы

Изменения, внесенные в рабочую программу

Изменения, внесенные в рабочую программу

Интернета). Учащиеся должны уметь: -выделять объект исследования; -разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы; -выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; работать в группе; -пользоваться словарями, энциклопедиями другими…

Интернета). Учащиеся должны уметь: -выделять объект исследования; -разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы; -выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку; работать в группе; -пользоваться словарями, энциклопедиями другими…

Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою

Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою

Интернета; · осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов

Интернета; · осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов

Содержание программы 1 класс

Содержание программы 1 класс

Веселая арифметика. Решение и составление задач-шуток

Веселая арифметика. Решение и составление задач-шуток

Рабочая программа по проектной деятельности 1

Рабочая программа по проектной деятельности 1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Знакомство с понятием «формулировка»

Знакомство с понятием «формулировка»

Обработка информации. Отбор информации

Обработка информации. Отбор информации

Совмещение текста выступления с показом презентации

Совмещение текста выступления с показом презентации

Рабочая программа по проектной деятельности 1

Рабочая программа по проектной деятельности 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.04.2020