Российская Федерация
Министерство образования Саратовской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области
«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 1 г.Саратова»
Рабочая программа
по профессионально-трудовому обучению
(цветоводство и декоративное садоводство)
АООП О УО (ИН) (вариант 1)
5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Рабочая программа по предмету «Цветоводство и декоративное садоводство» в 5 классе рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю.
Профильный труд (Цветоводство декоративное садоводство), как учебный предмет, является одним из ведущих в системе подготовки школьников с ограниченными возможностями здоровья, так как от его усвоения во многом зависит формирование социального опыта и поведения учащихся с ОВЗ, практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду. Практическая и коррекционная направленность обучения предмету определяется содержанием и структурой учебного предмета и обусловливает его специфику: все получаемые учащимися знания, являются практически значимыми, способствующими формированию знаний, умений и навыков для их социальной адаптации и реабилитации.
Цели программы:
· Разностороннее развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение гражданского, трудового, эстетического и физического воспитания;
· Приобретение учащимися практических умений в сельскохозяйственной, цветоводческой и прикладной творческой деятельности, их социально – трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения;
· Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
· Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
· Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
· Навыки коммуникации и принятые ритуалы социального взаимодействия;
· Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
· Социально значимые мотивы учебной деятельности;
· Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
· Бережное отношение к культурно – историческому наследию родного края и страны;
· Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
· Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
· Адекватное восприятие замечаний сверстников и учителя.
· Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата.
· Умение вступать и поддерживать коммуникацию в учебном взаимодействии.
· Умение работать с информацией (понимать изображение, текст).
· Умение использовать различные источники и средства информации для решения познавательных задач.
· Умение слушать и понимать устную и письменную инструкцию к учебному заданию для достижения цели.
· Умение принимать цель и произвольно включаться в деятельность.
· Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата.
· Умение наблюдать, понимать изображение, составлять рассказ -описание увиденного.
· Умение самостоятельно выполнять учебные задания.
· Умение выделять главное в предложенной информации.
· Формирование навыков монологического высказывания.
· Знание основных принципов и правил отношения к живой природе.
· Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать сравнивать, делать выводы идр.); эстетического отношения к живым объектам;
· Развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности;
· Осознание необходимости общественно - полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
Предметные:
· Определять на глаз количество деленок;
· Подготавливать почву и растения к посадке;
· Осуществлять осенний, весений уход за кустарниками;
· Определять растения для сбора семян;
· Фасовать семена по пакетам;
· Самостоятельно выбирать приемы ухода за комнатными растениями;
· Пользоваться мерными инструментами;
· Пользоваться садовыми ножницами;
· Распознавать органы цветкового растения;
· Распознавать элементы цветочного оформления, планировать размещение клумбы
Межпредметные результаты
Базовые учебные действия
Регулятивные учебные действия
Обучающиеся научатся:
· Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
· Планировать учебную деятельность на уроке с помощью учителя;
· Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства: учебник, простейшие приборы и инструменты;
· Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
· Соблюдать нормы и правила культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
· Соблюдать нормы и правила безопасности познавательно - трудовой деятельности;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Познавательные учебные действия
Обучающиеся научатся:
· Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах и в предложенных учителем других источниках);
· Организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
· Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, какие нужны знания, информация для решения учебной задачи;
· Добывать новые знания в разных формах: текст, схемы, иллюстрации и др.;
· Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
Средством формирования своих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные учебные действия
Обучающиеся научатся:
· Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
· Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
· Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
· Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
· Сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
· Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной форме;
· Слушать и понимать речь других людей.
Развитие жизненной компетенции
· Овладение социально - бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
· Овладение навыками коммуникации;
· Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно -пространственной организации;
· Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Содержание учебного предмета
1) Мастерская цветоводства и декоративного садоводства.
2) Цветочно- декоративные растения.
3) Сбор семян однолетних цветочных растений.
4) Работы в цветнике поздней осенью.
5) Сортировка и расфасовка семян однолетних цветочных растений.
6) Комнатные растения.
7) Выращивание однолетних цветочных растений.
8) Работы в цветнике весной.
9) Использование однолетних цветочных растений для оформления улиц и помещений.
10)Практические работы.
11)Экскурсии.
12)Контрольные работы.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения предмета цветоводство учащиеся должны
знать/понимать:
· Особенности сбора и посева семян однолетних растений;
· Технологию ухода за однолетними цветковыми растениями;
· Способы размножения цветковых растений (вегетативный и семенной);
· Приемы ухода за комнатными растениями;
· Способы хранения семян цветочных растений;
· Правила безопасной работы ручным инвентарем;
· Почвенные смеси, используемые для комнатных растений;
· Состав растения (подземная и надземная часть);
· Общее представление об органах цветкового растения;
· Общее представление о строении многолетнего цветкового растения;
· Виды цветковых растений, выращиваемых в цветнике.
Календарно-тематическое планирование
5 «Б» класс
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
ЦОР |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||||
I четверть(24 часа) |
|||||
1. |
Вводное занятие |
1 |
|
|
|
|
Мастерская цветоводства и декоративного садоводства. |
4 |
|
|
|
2. |
Оборудование мастерской. |
1 |
|
|
|
3. |
Правила поведения и безопасной работы в мастерской. |
1 |
|
|
|
4. |
Специальная одежда для работы в мастерской. Правила личной гигиены. |
1 |
Презентация |
|
|
5. |
Символы по уходу за одеждой. |
1 |
|
|
|
|
Цветочно- декоративные растения. |
9 |
|
|
|
6. |
Сведения о цветоводстве. |
1 |
|
|
|
7. |
Группы цветочно-декоративных растений.. |
1 |
Презентация |
|
|
8. |
Культурные и дикорастущие растения.. |
1 |
Презентация |
|
|
9. |
Садовые и комнатные растения. |
1 |
Презентация |
|
|
10. |
Практическая работа. |
1 |
. |
|
|
11. |
Строение цветочного растения. |
1 |
Презентация |
|
|
12. |
Однолетние и многолетние растения. |
1 |
Презентация |
|
|
13. |
Цветник |
1 |
Презентация |
|
|
14. |
Экскурсия. |
1 |
|
|
|
|
Сбор семян однолетних цветочных растений. |
10 |
|
|
|
15. |
Сведения о сборе семян однолетних цветочных растений и их хранении. |
1 |
|
|
|
16. |
Однолетние цветочные растения с крупными и средними семенами. |
1 |
Презентация |
|
|
17. |
Созревание семян однолетних цветочных растений. |
1 |
|
|
|
18. |
Практическая работа. |
1 |
|
|
|
19. |
Сбор семян однолетних цветочных растений. |
1 |
|
|
|
20. |
Сбор семян ноготков и настурции. |
1 |
Презентация |
|
|
21. |
Сбор созревших семян бархатцев. |
1 |
Презентация |
|
|
22. |
Сбор недозревших семян бархатцев. |
1 |
|
|
|
23. |
Контрольная работа за I четверть. |
1 |
|
|
|
24. |
Повторение пройденного материала. |
1 |
|
|
|
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
ЦОР |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||||
II четверть(24 часа) |
|||||
25. |
Вводное занятие |
1 |
|
|
|
|
Работы в цветнике поздней осенью. |
15 |
|
|
|
26. |
Уборка однолетних цветочных растений в цветнике. |
1 |
Презентация |
|
|
27. |
Ручной инвентарь для уборки в цветнике. |
1 |
Презентация |
|
|
28. |
Удаление засохших однолетников из цветника. |
1 |
Презентация |
|
|
29. |
Уборка многолетних цветочных растений в цветнике. |
1 |
|
|
|
30. |
Обработка почвы в цветнике. |
1 |
Презентация |
|
|
31. |
Практическая работа. |
1 |
|
|
|
32. |
Ручной инвентарь для обработки почвы в цветнике. |
1 |
Презентация |
|
|
33. |
Практическая работа. |
1 |
|
|
|
34. |
Почвенные смеси для комнатных растений. |
1 |
Презентация |
|
|
35. |
Экскурсия в цветочный магазин. |
1 |
|
|
|
36-37. |
Заготовка частей почвенных смесей для комнатных растений. Практическая работа. |
2 |
|
|
|
38. |
Составление почвенных смесей для комнатных растений. Практическая работа. |
1 |
Презентация |
|
|
39-40. |
Очистка дорожек и площадок от опавших листьев. Практическая работа. |
2 |
|
|
|
|
Сортировка и расфасовка семян однолетних цветочных растений. |
8 |
|
|
|
41. |
Бумажные пакетики для хранения семян. |
1 |
. Презентация |
|
|
42. |
Изготовление бумажного пакетика для семян с помощью клея(по шаблону) |
1 |
Презентация |
|
|
43. |
Изготовление бумажного пакетика для семян без помощи клея. |
1 |
Презентация |
|
|
44. |
Очистка, сортировка и расфасовка семян однолетников. |
1 |
Презентация |
|
|
45. |
Очистка и отбор семян(практическая работа) |
1 |
Презентация |
|
|
46. |
Расфасовка семян в бумажные пакетики(практическая работа) |
1 |
Презентация |
|
|
47. |
Контрольная работа за II четверть. |
1 |
|
|
|
48. |
Повторение пройденного материала. |
1 |
|
|
|
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
ЦОР |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||||
III четверть(30 часов) |
|||||
49. |
Вводное занятие |
1 |
|
|
|
|
Комнатные растения. |
13 |
|
|
|
50. |
Условия содержания комнатных растений. |
1 |
|
|
|
51. |
Традесканция, кливия и хлорофитум-комнатные растения. |
1 |
Презентация |
|
|
52. |
Практическая работа. |
1 |
|
|
|
53. |
Ручной инвентарь для выращивания комнатных растений. |
1 |
Презентация |
|
|
54. |
Практическая работа. Определение размера горшка в мастерской (на выбор) |
1 |
|
|
|
55. |
Уход за комнатными растениями. |
1 |
Презентация |
|
|
56. |
Обтирание крупных и гладких листьев комнатных растений. |
1 |
|
|
|
57. |
Правила удаления пыли с листьев опушенных комнатных растений. |
1 |
|
|
|
58. |
Полив комнатных растений. |
1 |
Презентация |
|
|
59. |
Способы полива комнатных растений. |
1 |
Презентация |
|
|
60. |
Практическая работа. Уход за комнатными растениями. |
1 |
|
|
|
61-62. |
Перевалка комнатных растений. Практическая работа. |
2 |
Презентация |
|
|
|
Выращивание однолетних цветочных растений. |
16 |
|
|
|
63. |
Размножение растений. |
1 |
Презентация |
|
|
64. |
Размножение хлорофитума (практическая работа).. |
1 |
|
|
|
65. |
Способы выращивания однолетних цветочных растений. |
1 |
Презентация |
|
|
66-67. |
Выращивание рассады однолетних цветочных растений. |
2 |
|
|
|
68. |
Бархатцы. |
1 |
Презентация |
|
|
69-70. |
Посев семян бархатцев раскидистых. |
2 |
Презентация |
|
|
71. |
Выращивание однолетних цветочных растений в горшках. |
1 |
Презентация |
|
|
72. |
Посев семян георгина однолетнего. |
1 |
Презентация |
|
|
73. |
Пикировка сеянцев бархатцев раскидистых. |
1 |
Презентация |
|
|
74. |
Выращивание георгина однолетнего цветочных горшках. |
1 |
Презентация |
|
|
75-76. |
Посев семян петунии (практическая работа) |
2 |
Презентация |
|
|
77. |
Контрольная работа за IIIчетверть. |
1 |
|
|
|
78 |
Повторение пройденного материала. |
1 |
|
|
|
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
ЦОР |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||||
IV четверть(24 часа) |
|||||
79. |
Вводное занятие |
1 |
|
|
|
|
Работы в цветнике весной. |
|
|
|
|
80. |
Подготовка почвы в цветнике под посев однолетних цветочных растений. |
1 |
|
|
|
81. |
Подготовка почвы на клумбе или рабатке под посев однолетников. |
1 |
|
|
|
82. |
Размещение цветочных растений в цветнике. |
1 |
Презентация |
|
|
83. |
Практическая работа. Составление рассказа. |
1 |
|
|
|
84. |
Однолетние цветочные растения, используемые для оформления улиц и помещений. |
1 |
Презентация |
|
|
85. |
Размещение однолетних цветочных растений на улицах и в помещениях. |
1 |
Презентация |
|
|
86. |
Составление эскиза. |
1 |
Презентация |
|
|
87-89. |
Высадка крупносемянных цветковых растений в цветник( практическая работа) |
3 |
|
|
|
90. |
Высадка рассады бархатцев раскидистых в цветник. |
1 |
Презентация |
|
|
91-92. |
Подготовка клумбы и высадка рассады бархатцев раскидистых на клумбу. |
2 |
|
|
|
93-94. |
Подготовка клумбы и высадка рассады петунии. |
2 |
|
|
|
95. |
Выращивание настурции в цветнике. |
1 |
Презентация |
|
|
96-97. |
Выращивание настурции на клумбе (практическая работа) |
2 |
|
|
|
98. |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
|
|
|
99. |
Экскурсия в парк. |
1 |
|
|
|
100. |
Викторина по пройденному материалу. |
1 |
Презентация |
|
|
101-102. |
Повторение пройденного материала. |
2 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.