Российская Федерация
Министерство образования Саратовской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области
«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 1 г.Саратова»
Рабочая программа
по профессионально-трудовому обучению
(цветоводство и декоративное садоводство)
АООП О УО (ИН) (вариант 1)
6 класс
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Рабочая программа по предмету «Цветоводство и декоративное садоводство» в 6 классе рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю.
Профильный труд (Цветоводство декоративное садоводство), как учебный предмет, является одним из ведущих в системе подготовки школьников с ограниченными возможностями здоровья, так как от его усвоения во многом зависит формирование социального опыта и поведения учащихся с ОВЗ, практическая подготовка к самостоятельной жизни и труду. Практическая и коррекционная направленность обучения предмету определяется содержанием и структурой учебного предмета и обусловливает его специфику: все получаемые учащимися знания, являются практически значимыми, способствующими формированию знаний, умений и навыков для их социальной адаптации и реабилитации.
Цели программы:
· Разностороннее развитие личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение гражданского, трудового, эстетического и физического воспитания;
· Приобретение учащимися практических умений в сельскохозяйственной, цветоводческой и прикладной творческой деятельности, их социально – трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения;
· Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
· Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
· Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
· Навыки коммуникации и принятые ритуалы социального взаимодействия;
· Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
· Социально значимые мотивы учебной деятельности;
· Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
· Бережное отношение к культурно – историческому наследию родного края и страны;
· Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
· Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
· Адекватное восприятие замечаний сверстников и учителя.
· Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата.
· Умение вступать и поддерживать коммуникацию в учебном взаимодействии.
· Умение работать с информацией (понимать изображение, текст).
· Умение использовать различные источники и средства информации для решения познавательных задач.
· Умение слушать и понимать устную и письменную инструкцию к учебному заданию для достижения цели.
· Умение принимать цель и произвольно включаться в деятельность.
· Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата.
· Умение наблюдать, понимать изображение, составлять рассказ -описание увиденного.
· Умение самостоятельно выполнять учебные задания.
· Умение выделять главное в предложенной информации.
· Формирование навыков монологического высказывания.
· Знание основных принципов и правил отношения к живой природе.
· Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать сравнивать, делать выводы идр.); эстетического отношения к живым объектам;
· Развитие трудолюбия, ответственности за качество своей деятельности;
· Осознание необходимости общественно - полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации.
Предметные:
· Определять на глаз количество деленок;
· Подготавливать почву и растения к посадке;
· Осуществлять осенний, весений уход за кустарниками;
· Определять растения для сбора семян;
· Фасовать семена по пакетам;
· Самостоятельно выбирать приемы ухода за комнатными растениями;
· Пользоваться мерными инструментами;
· Пользоваться садовыми ножницами;
· Распознавать органы цветкового растения;
· Распознавать элементы цветочного оформления, планировать размещение клумбы
Межпредметные результаты
Базовые учебные действия
Регулятивные учебные действия
Обучающиеся научатся:
· Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
· Планировать учебную деятельность на уроке с помощью учителя;
· Работать по предложенному плану, использовать необходимые средства: учебник, простейшие приборы и инструменты;
· Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
· Соблюдать нормы и правила культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
· Соблюдать нормы и правила безопасности познавательно - трудовой деятельности;
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Познавательные учебные действия
Обучающиеся научатся:
· Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах и в предложенных учителем других источниках);
· Организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
· Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, какие нужны знания, информация для решения учебной задачи;
· Добывать новые знания в разных формах: текст, схемы, иллюстрации и др.;
· Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
Средством формирования своих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные учебные действия
Обучающиеся научатся:
· Выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
· Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
· Интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
· Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
· Сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
· Доносить свою позицию до других людей: оформлять свою мысль в устной и письменной форме;
· Слушать и понимать речь других людей.
Развитие жизненной компетенции
· Овладение социально - бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
· Овладение навыками коммуникации;
· Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно -пространственной организации;
· Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Содержание учебного предмета
· Однолетние и многолетние цветковые растения.
· Осенние работы в цветнике.
· Зеленые насаждения.
· Зимние работы в мастерской цветоводства.
· Комнатное цветоводство.
· Ранневесенние работы.
· Весенние работы в цветнике.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения предмета цветоводство учащиеся должны
знать/понимать:
· Признаки созревания семян.
· Способы размножений растений
· Однолетние и многолетние цветковые растения.
· Зимующие многолетние цветковые растения.
· Правила осеннего ухода за зимующими многолетними цветковыми растениями.
· Правила осеннего ухода за декоративными кустарниками.
· Правила ухода за комнатными цветковыми растениями.
· Строение цветкового растения.
· Виды почв.
· Правила посева семян однолетних цветковых растений в цветнике
· Правила ухода за зимующими многолетниками цветковыми растениями и за однолетними цветковыми растениями
· Собирать семена и плоды
· Различать виды зимующего многолетнего цветкового растения.
· Работать лопатой, граблями(вскапывание почвы, рыхление почвы)
· Ухаживать за кустарниками.
· Выполнять стачной шов и шов подгибку с закрытым срезом.
· Ухаживать за комнатными растениями
· Называть органы цветкового растения
· Распознавать песчаные и глинистые почвы
· Ухаживать за сквером.
· Ухаживать за многолетними цветковыми растениями, кустарниками.
· Работать в цветниках.
Календарно-тематическое планирование
6 «Б» класс 2020- 2021 уч.год.
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
ЦОР |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||||
I четверть(24 часа) |
|||||
1. |
Вводное занятие |
1 |
|
|
|
|
Однолетние и многолетние цветковые растения. |
10 |
|
|
|
2. |
Виды цветковых растений, выращиваемых в открытом грунте . |
1 |
Презентация |
|
|
3. |
Однолетние цветочные растения. |
1 |
Презентация |
|
|
4. |
Семенное и вегетативное размножение. |
1 |
Презентация |
|
|
5. |
Цветковые культуры, размножаемые вегетативно. |
1 |
Презентация |
|
|
6. |
Зимующие и незимующие многолетние растения. |
1 |
Презентация |
|
|
7. |
Размножение зимующего многолетнего цветкового растения. |
1 |
Презентация |
|
|
8. |
Размножение пионов. |
1 |
Презентация |
|
|
9. |
Деление и пересадка пионов. |
1 |
Презентация |
|
|
10. |
Практическая работа «Размножение пиона» |
1 |
Презентация |
|
|
11. |
Самостоятельная работа. |
1 |
|
|
|
|
Осенние работы в цветнике. |
7 |
|
|
|
12. |
Разновидности семян. |
1 |
Презентация |
|
|
13. |
Признаки созревания семян. |
1 |
Презентация |
|
|
14. |
Способы сбора семян однолетников. |
1 |
Презентация |
|
|
15. |
Инвентарь для уборки семян однолетников. |
1 |
Презентация |
|
|
16. |
Практическая работа «Сбор семян цветочных растений». |
1 |
Презентация |
|
|
17. |
Осенний уход за зимующими многолетниками. |
1 |
Презентация |
|
|
18. |
Практическая работа «Осенний уход за зимующими многолетниками». |
1 |
Презентация |
|
|
|
Зеленые насаждения. |
6 |
|
|
|
19. |
Растения для зеленых насаждений. |
1 |
Презентация |
|
|
20. |
Размещение зеленых насаждений. |
1 |
Презентация |
|
|
21. |
Осенний уход за декоративными кустарниками . |
1 |
Презентация |
|
|
22. |
Обрезка сломанных ветвей кустарников. |
1 |
Презентация |
|
|
23. |
Контрольная работа за I четверть. |
1 |
|
|
|
24. |
Повторение пройденного материала. |
1 |
|
|
|
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
ЦОР |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||||
II четверть(24 часа) |
|||||
25. |
Вводное занятие |
1 |
|
|
|
|
Зеленые насаждения. |
6 |
|
|
|
26. |
Инструменты для обрезки кустарников. |
1 |
Презентация |
|
|
27. |
Практическая работа (подготовительная работа) «Срезка веток на почку». |
1 |
Презентация |
|
|
28. |
Практическая работа «Осенний уход за декоративными кустарниками». |
1 |
Презентация |
|
|
29. |
Зимние работы в парках и скверах. |
1 |
|
|
|
30. |
Практическая работа «Виды работ в зимнем саду». |
1 |
Презентация |
|
|
31. |
Самостоятельная работа. |
1 |
|
|
|
|
Зимние работы в мастерской цветоводства. |
8 |
|
|
|
32. |
Изготовление пакетика для семян по чертежу. |
1 |
Презентация |
|
|
33. |
Обмолот, очистка и расфасовка семян. |
1 |
Презентация |
|
|
34. |
Практическая работа «Обмолот, очистка и расфасовка семян». |
1 |
Презентация |
|
|
35. |
Почва. |
1 |
|
|
|
36. |
Состав почвы. |
1 |
|
|
|
37. |
Перегной почвы. |
1 |
|
|
|
38. |
Песчаные и глинистые почвы. |
1 |
Презентация |
|
|
39. |
Свойства песчаных и глинистых почв. |
1 |
|
|
|
|
Комнатное цветоводство. |
9 |
|
|
|
40. |
Уход за комнатными растениями в зимнее время. |
1 |
|
|
|
41. |
Пеларгония. |
1 |
Презентация |
|
|
42. |
Практическая работа «Уход за комнатными растениями» |
1 |
Презентация |
|
|
43. |
Практическая работа «Размножение пеларгонии стеблевыми черенками» |
1 |
Презентация |
|
|
44. |
Практическая работа «Посадка стеблевого черенка в горшок» |
1 |
Презентация |
|
|
45. |
Разнообразие цветковых растений. |
1 |
Презентация |
|
|
46. |
Контрольная работа за II четверть. |
1 |
|
|
|
47-48. |
Повторение пройденного материала. |
2 |
|
|
|
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
ЦОР |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||||
III четверть(30 часов) |
|||||
49. |
Вводное занятие |
1 |
|
|
|
|
Комнатное цветоводство. |
|
|
|
|
50. |
Надземная и подземная части цветкового растения. |
1 |
|
|
|
51. |
Строение подземной части цветкового растения. |
1 |
Презентация |
|
|
52. |
Стебли цветковых растений. |
1 |
|
|
|
53-54. |
Строение листьев цветковых растений. |
2 |
Презентация |
|
|
55. |
Строение цветка. |
1 |
|
|
|
56. |
Образование плода. |
1 |
Презентация |
|
|
57. |
Соцветия. |
1 |
|
|
|
58. |
Самостоятельная работа. |
1 |
|
|
|
59. |
Практическое повторение. Определение и выполнение приемов ухода за комнатным растением. |
1 |
Презентация |
|
|
60. |
Пересадка растения. |
1 |
|
|
|
61-62. |
Перевалка растения |
2 |
Презентация |
|
|
63. |
Размножение растений. |
1 |
Презентация |
|
|
|
Ранневесенние работы. |
|
|
|
|
64. |
Цветники |
1 |
|
|
|
65. |
Подбор однолетников для выращивания в цветнике. |
1 |
Презентация |
|
|
66. |
Петуния. |
1 |
|
|
|
67. |
Выращивание рассады петунии. |
1 |
|
|
|
68-69. |
Посев семян петунии на снег. |
2 |
Презентация |
|
|
70. |
Посев семян бархатцев раскидистых. |
1 |
Презентация |
|
|
71. |
Выращивание однолетних цветочных растений в горшках. |
1 |
Презентация |
|
|
72. |
Посев семян георгина однолетнего. |
1 |
Презентация |
|
|
73. |
Пикировка сеянцев бархатцев раскидистых. |
1 |
Презентация |
|
|
74. |
Выращивание георгина однолетнего цветочных горшках. |
1 |
Презентация |
|
|
75 |
Посев семян петунии (практическая работа) |
2 |
Презентация |
|
|
76. |
Контрольная работа за IIIчетверть. |
1 |
|
|
|
77-78 |
Повторение пройденного материала. |
2 |
|
|
|
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
ЦОР |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
||||
IV четверть(24 часа) |
|||||
79. |
Вводное занятие |
1 |
|
|
|
|
Ранневесенние работы. |
|
|
|
|
80. |
Зимующие многолетники из группы лилейных. |
1 |
|
|
|
81. |
Лилия тигровая. |
1 |
|
|
|
82. |
Ранневесенний уход за зимующими многолетниками. |
1 |
Презентация |
|
|
83. |
Практическая работа «Ранневесенний уход за зимующими многолетниками». |
1 |
|
|
|
84. |
Мульчирующий слой. |
1 |
Презентация |
|
|
85. |
Пикировка петунии. |
1 |
Презентация |
|
|
86. |
Практическая работа «Пикировка петунии и уход за саженцами». |
1 |
Презентация |
|
|
|
Весенние работы в цветнике. |
|
|
|
|
87. |
Подготовка цветника к весенне-летнему периоду. |
1 |
|
|
|
88. |
Инвентарь для работы в цветнике. Правила безопасной работы садовым инвентарем. |
1 |
|
|
|
89. |
Планирование размещение рабатки в цветнике. |
|
|
|
|
90. |
Практическая работа «Размещение рабатки в цветнике». |
1 |
Презентация |
|
|
91. |
Выбор однолетников для посева в цветнике. |
1 |
|
|
|
92. |
Подготовка почвы в цветнике. |
1 |
|
|
|
93. |
Практическая работа «Вскапывание почвы на рабатке». |
1 |
|
|
|
94. |
Практическая работа «Рыхление и выравнивание почвы на рабатке». |
|
|
|
|
95. |
Посев семян однолетних цветочных растений в цветник. |
1 |
Презентация |
|
|
96. |
Практическая работа «Посев семян космеи на рабатку» |
1 |
|
|
|
97. |
Высадка рассады петунии. |
1 |
|
|
|
98. |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
|
|
|
99. |
Высадка рассады петунии в вазон. |
1 |
|
|
|
100. |
Уход за посевами однолетников. |
1 |
Презентация |
|
|
101. |
Практическая работа «Уход за космеей» |
1 |
|
|
|
102. |
Уход за посадками петунии. |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.