Рабочая программа
по развитию коммуникативной деятельности учащихся 1-4 класса
(вариант 4.2)
Педагог-психолог
Попкова Ирина Николаевна
Город Новосибирск
Содержание
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................................................................. 3
1.1.ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ............................................................. 3
1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА........................................................ 3
1.3.ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.................................. 3
1.4. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА............................... 4
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА................................................................. 4
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ .........
«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»........................................................................................ 16
4. ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ........
КУРСА.............................................................................................................................................................. 16
5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:........................................................................................ 17
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие коммуникативной деятельности» разработана на основе АООП НОО для слабовидящих обучающихся в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, вариант 4.2, программа составлена с учетом материалов «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида» под ред. Л.И. Плаксиной (1999г.), с учетом психо-физических возможностей детей с ОВЗ и рекомендаций специалистов, прописанных в заключении ПМПК. Темы программы могут использоваться в индивидуальной работе с учащимися.
Образовательно-коррекционная работа в школе позволяет обучающемуся освоить специальные умения и навыки, повышающие его коммуникативные возможности, увеличивать свои компенсаторные, адаптационные возможности в условиях коррекционной деятельности. Цели:
1. Достижение максимально возможных положительных результатов в коммуникативной деятельности учащихся.
2. Практическая подготовка детей с нарушенным зрением к самостоятельной жизни в современных условиях.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
• развитие навыков коммуникации для установления контактов с окружающими;
• обогащение представлений о себе и своих возможностях;
• формирование образов окружающих людей;
• формирование и развитие вербальных и невербальных средств общения и расширение социального опыта;
• развитие межличностной системы координат "слабовидящий - нормально видящий".
Коррекционный курс «Развитие коммуникативной деятельности» является неотъемлемой частью коррекционного процесса в обучении слабовидящих учащихся с вариантом 4.2.
Важную роль в разработке коррекционного курса выполняет диагностика детей, которая выявляет психофизические особенности учащихся, их возможность восприятия изучаемого программного материала.
Развитие коммуникативной деятельности – это практический курс обучения слабовидящих школьников основам коммуникации. Содержание предлагаемых разделов предусматривает развитие у слабовидящих обучающихся необходимых знаний, умений и навыков вербального и невербального общения для успешной социализации и интеграции в общество.
Исходя из возможностей учащихся, необходимо применять поэтапное обучение умениям и навыкам.
Прохождение отдельных разделов программы предполагает определенную свободу учителя в организации времени занятий: допускается объединение двух или нескольких занятий в одно, если это необходимо. Поэтому количество часов, выделяемое на изучение каждой темы, является приблизительным.
Основной организационной формой развития коммуникативной деятельности является коррекционное занятие.
Федеральный государственный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет коррекционную деятельность как неотъемлемую часть образовательного процесса. Коррекционно-развивающие занятия по социально-бытовой ориентировке являются составной частью этой деятельности. Занятия проводятся после уроков, в групповой, подгрупповой или индивидуальной форме. Продолжительность коррекционного занятия не более – 30 минут, 1-4 класс по 0,5 часа в неделю.
• формирование самооценки с осознанием своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
• формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
• умение владеть приемами общения в различных жизненных и поведенческих ситуациях;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
• способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
• уметь осуществлять самоконтроль над своими желаниями.
1 класс
I. Общение и его роль в жизни человека.
Общение в жизни человека. Человек как адресат и адресант общения. Нормы и правила общения. Средства речевого и неречевого общения. Виды взаимодействия с партнёром по общению.
Ситуации общения. Роль слуха, речи, зрения, движений в общении.
II. Формирование образа человека.
Формирование образа о себе. Развитие психо-моторного образования «схема тела». Обогащение опыта самовыражения. Формирование образа другого человека. Имя человека. Внешний облик человека. Взгляд. Речь и голос человека. Эмоции человека (базовые эмоции) и их экспрессивное выражение. Движения и действия человека в ситуации общения. Образ человека в соответствии с его деятельностью и родом занятий. Обогащение опыта восприятия и понимания партнера по общению.
III. Формирование коммуникативной грамотности.
Развитие знаний и умений в области невербальной коммуникации. Формирование представлений о мимических, пантомимических, интонационных средствах невербального общения. Ознакомление с фонациональными (темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз), с кинетическими (жесты, поза, мимика) невербальными средствами. Взгляд как средство коммуникации. Развитие двигательно-мышечного компонента невербальных средств общения. Развитие эмоционального компонента невербальных средств. Развитие гностического компонента невербальных средств общения. Развитие знаний и умений в области вербальной коммуникации. Формирование знаний о средствах речевой коммуникации: слово, предложение. Повышение речевой культуры. Формирование представлений о диалоге как форме речевого общения. Развитие основ риторики. Развитие способности выразить свои мысли, чувства, идеи, способности понимать, что было сказано или сделано для тебя. Формирование умения продуцировать и интерпретировать невербальные и вербальные средства общения.
IV. Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия.
Формирование умений привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению, к другому человеку, предлагать и вступать во взаимодействие, предлагать, брать предметы и др.
Совершенствование пространственных, предметно-пространственных, социально-бытовых представлений и умений, актуальных для социального взаимодействия с партнером по общению. Развитие координации совместных с партнером действий. Развитие контролирующей и регулирующей роли зрения в совместных с партнерах действиях.
V. Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей.
Развитие зрительного и слухового восприятия как способа ориентации в коммуникативной ситуации. Формирование умений моделировать ситуацию общения. Развитие эмпатии, самоконтроля. Развитие способности к координации очерёдности высказываний. Развитие регулирующей функции эмоций в процессе общения. Формирование речевых моделей. Формирование представлений о нормах поведения в определенных ситуациях.
VI. Общение и его роль в жизни человека.
Общение в жизни человека. Человек как адресат и адресант общения. Нормы и правила общения. Средства речевого и неречевого общения. Виды взаимодействия с партнёром по общению.
Ситуации общения. Роль слуха, речи, зрения, движений в общении.
VII. Формирование образа человека.
Формирование образа о себе. Развитие психо-моторного образования «схема тела». Обогащение опыта самовыражения. Формирование образа другого человека. Имя человека. Внешний облик человека. Взгляд. Речь и голос человека. Эмоции человека (базовые эмоции) и их экспрессивное выражение. Движения и действия человека в ситуации общения. Образ человека в соответствии с его деятельностью и родом занятий. Обогащение опыта восприятия и понимания партнера по общению.
VIII. Формирование коммуникативной грамотности.
Развитие знаний и умений в области невербальной коммуникации. Формирование представлений о мимических, пантомимических, интонационных средствах невербального общения. Ознакомление с фонациональными (темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз), с кинетическими (жесты, поза, мимика) невербальными средствами. Взгляд как средство коммуникации. Развитие двигательно-мышечного компонента невербальных средств общения. Развитие эмоционального компонента невербальных средств. Развитие гностического компонента невербальных средств общения. Развитие знаний и умений в области вербальной коммуникации. Формирование знаний о средствах речевой коммуникации: слово, предложение. Повышение речевой культуры. Формирование представлений о диалоге как форме речевого общения. Развитие основ риторики. Развитие способности выразить свои мысли, чувства, идеи, способности понимать, что было сказано или сделано для тебя. Формирование умения продуцировать и интерпретировать невербальные и вербальные средства общения.
IX. Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия.
Формирование умений привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению, к другому человеку, предлагать и вступать во взаимодействие, предлагать, брать предметы и др. Совершенствование пространственных, предметно-пространственных, социально-бытовых представлений и умений, актуальных для социального взаимодействия с партнером по общению. Развитие координации совместных с партнером действий. Развитие контролирующей и регулирующей роли зрения в совместных с партнерах действиях.
X. Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей.
Развитие зрительного и слухового восприятия как способа ориентации в коммуникативной ситуации. Формирование умений моделировать ситуацию общения. Развитие эмпатии, самоконтроля. Развитие способности к координации очерёдности высказываний. Развитие регулирующей функции эмоций в процессе общения. Формирование речевых моделей. Формирование представлений о нормах поведения в определенных ситуациях.
Курс "Развитие коммуникативной деятельности» для слабовидящих обучающихся 1 дополнительного класса представлен шестью разделами. Раздел 1. Общение с внешним миром.
Раздел 2. Мои чувства и желания.
Раздел 3. Образ жизни.
Раздел 4. Общение с друзьями.
Раздел 5. Общение со взрослыми.
Раздел 6. Культура общения (этикет). Раздел 1. Общение с внешним миром.
Цель: познакомить слабовидящего обучающегося с окружающим его миром и научить способности ориентироваться в нем. Занятия этого раздела помогают установить взаимосвязи человека, животного и растительного мира, выявляют способности общения с окружающей природой.
Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение слабовидящих детей между собой и со взрослыми. Язык движений лежит и в основе общения животных. Выразительные движения животных позволяют нам понимать их. Наблюдая за повадками животных и обучаясь их понимать, можно использовать их язык движений и голосовых реакций при обучении слабовидящих детей.
Раздел 2. Мои чувства и желания.
Цель: научить обучающихся понимать свои индивидуальные и эмоционально-личностные особенности, а также эмоциональное состояние человека по выражению лица, мимике, жестам и позам во время общения.
Занятия этого раздела помогут обучающимся научиться способности осознавать свои чувства и эмоции и владеть ими, научиться установлению визуального контакта с собеседниками, способности ориентироваться в пространстве, умению держать позу, выражать свои просьбы, чувства и настроения адекватной мимикой, жестом, движением.
Раздел 3. Образ жизни.
Цель: воспитание этических норм поведения в различных жизненных ситуациях, умение соотносить особенности своего поведения с определенными чертами характера, умение давать оценку хорошим и дурным привычкам, обучение добрым делам и поступкам.
Раздел 4. Общение с друзьями.
Цель: развитие умения и необходимости общения со сверстниками, друзьями, способности сосуществования и сотрудничества, проявление заботы и внимания друг к другу. Занятия способствуют умению выработать положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях.
Раздел 5. Общение со взрослыми.
Цель: помочь слабовидящим обучающимся, используя специальные приемы, устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними; уметь находить выход в незнакомых ситуациях; развивать социальные навыки в семье и в различны ситуациях межличностного взаимоотношения с другими, знакомыми и незнакомыми людьми.
Правила поведения и общения со взрослыми усваиваются не только в школе, но и в различных ситуациях на улице, в транспорте, в магазине, в театре и других общественных местах.
Раздел 6. Культура общения (этикет).
Цель: научить слабовидящих детей формам вежливого общения между людьми, правилам этикета в процессе разговора с собеседниками по телефону с использованием вербальных и невербальных средств общения; развивать культуру поведения за столом, на улице и в других жизненных ситуациях.
Основные виды учебной деятельности учащихся:
Общение – процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации.
Умение общаться подразумевает:
- осознание того, что каждый имеет право выражать свои мысли и чувства, не нарушая права собеседника;
- понимание собственных и чужих желаний, чувств и мыслей;
- ясное и непосредственное выражение мыслей и чувств;
- понимание двухканальности процесса общения: роли говорения и слушания других.
Выразительные движения. Любой эмоциональной реакции, любому эмоциональному состоянию присущи характерные моторные проявления (мимика, пантомимика).
Мимика – выразительные движения мышц лица. Улыбка – человек радуется. Сдвинутые брови – сердится. Взгляд может быть прямой, потупленный, доверчивый, хмурый, вопрошающий, испуганный.
Жесты – указывающие, показывающие, подчеркивающие.
Пантомимика – это осанка и поза. Отрицательные эмоции съёживают фигуру, положительные развёртывают. Голова может быть поставлена прямо, быть склоненной на бок, втянутой в плечи, откинутой назад. Позы бывают естественными, искусственными, скованными. Дети с бедной пантомимикой не в состоянии четко выразить своё эмоциональное состояние. Это затрудняет процесс коммуникации.
Сопереживание – заботливое и сочувственное отношение к другим. Нужно научить детей думать о том, какое влияние на собеседника могут оказать его поведение и словесные высказывания.
Самоконтроль – умение владеть собой, анализировать ситуацию, не унижать и не обижать
других.
Курс "Развитие коммуникативной деятельности» для слабовидящих обучающихся 2 класса представлен шестью разделами.
Раздел 1. Общение с внешним миром.
Раздел 2. Мои чувства и желания.
Раздел 3. Образ жизни.
Раздел 4. Общение с друзьями.
Раздел 5. Общение со взрослыми.
Раздел 6. Культура общения (этикет).
Раздел 1. Общение с внешним миром.
Цель: познакомить слабовидящего обучающегося с окружающим его миром и научить способности ориентироваться в нем.
Занятия этого раздела помогают установить взаимосвязи человека, животного и растительного мира, выявляют способности общения с окружающей природой. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение слабовидящих детей между собой и со взрослыми. Язык движений лежит и в основе общения животных. Выразительные движения животных позволяют нам понимать их. Наблюдая за повадками животных и обучаясь их понимать, можно использовать их язык движений и голосовых реакций при обучении слабовидящих детей.
Раздел 2. Мои чувства и желания.
Цель: научить обучающихся понимать свои индивидуальные и эмоционально-личностные особенности, а также эмоциональное состояние человека по выражению лица, мимике, жестам и позам во время общения. Занятия этого раздела помогут обучающимся научиться способности осознавать свои чувства и эмоции и владеть ими, научиться установлению визуального контакта с собеседниками, способности ориентироваться в пространстве, умению держать позу, выражать свои просьбы, чувства и настроения адекватной мимикой, жестом, движением.
Раздел 3. Образ жизни.
Цель: воспитание этических норм поведения в различных жизненных ситуациях, умение соотносить особенности своего поведения с определенными чертами характера, умение давать оценку хорошим и дурным привычкам, обучение добрым делам и поступкам.
Раздел 4. Общение с друзьями.
Цель: развитие умения и необходимости общения со сверстниками, друзьями, способности сосуществования и сотрудничества, проявление заботы и внимания друг к другу. Занятия способствуют умению выработать положительное или отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях.
Раздел 5. Общение со взрослыми.
Цель: помочь слабовидящим обучающимся, используя специальные приемы, устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними; уметь находить выход в незнакомых ситуациях; развивать социальные навыки в семье и в различны ситуациях межличностного взаимоотношения с другими, знакомыми и незнакомыми людьми.
Правила поведения и общения со взрослыми усваиваются не только в школе, но и в различных ситуациях на улице, в транспорте, в магазине, в театре и других общественных местах.
Раздел 6. Культура общения (этикет).
Цель: научить слабовидящих детей формам вежливого общения между людьми, правилам этикета в процессе разговора с собеседниками по телефону с использованием вербальных и невербальных средств общения; развивать культуру поведения за столом, на улице и в других жизненных ситуациях.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: Общение – процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации.
Умение общаться подразумевает:
- осознание того, что каждый имеет право выражать свои мысли и чувства, не нарушая права собеседника;
- понимание собственных и чужих желаний, чувств и мыслей;
- ясное и непосредственное выражение мыслей и чувств;
- понимание двухканальности процесса общения: роли говорения и слушания других.
Выразительные движения. Любой эмоциональной реакции, любому эмоциональному состоянию присущи характерные моторные проявления (мимика, пантомимика). Мимика – выразительные движения мышц лица. Улыбка – человек радуется. Сдвинутые брови – сердится. Взгляд может быть прямой, потупленный, доверчивый, хмурый, вопрошающий, испуганный. Жесты – указывающие, показывающие, подчеркивающие. Пантомимика – это осанка и поза. Отрицательные эмоции съёживают фигуру, положительные развёртывают. Голова может быть поставлена прямо, быть склоненной на бок, втянутой в плечи, откинутой назад. Позы бывают естественными, искусственными, скованными. Дети с бедной пантомимикой не в состоянии четко выразить своё эмоциональное состояние. Это затрудняет процесс коммуникации. Сопереживание – заботливое и сочувственное отношение к другим. Нужно научить детей думать о том, какое влияние на собеседника могут оказать его поведение и словесные высказывания. Самоконтроль – умение владеть собой, анализировать ситуацию, не унижать и не обижать других.
Содержание коррекционно-развивающего курса «Развитие коммуникативной деятельности» в 3 классе имеет 5 разделов:
Общение и его роль в жизни человека.
Формирование образа человека.
Формирование коммуникативной грамотности.
Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия.
Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей.
Содержание раздела «Общение и его роль в жизни человека» направлено на формирование у ребенка положительного отношения к миру, к себе и окружающим людям (родителям, педагогам, сверстникам); формирование представлений о речевом и неречевом (мимика, жесты, позы, взгляды) общении; развитие умения использовать нарушенное зрение и слух для ориентации в коммуникативной ситуации; определять внешний вид человека, наиболее характерные позы, жесты, мимику, пантомимику, используя осязательные навыки.
Обучающиеся приобретают и расширяют опыт выражения собственных эмоциональных состояний, приобретенный в предыдущих классах, учатся осознавать роль общения в жизнедеятельности человека, осваивают нормы и правила общения.
Содержание раздела «Формирование образа человека» направлено на расширение представлений о себе, расширение и обогащены представления о своем теле, качествах характера, формирование представления о своих умениях и возможностях. Обучающиеся продолжают знакомиться с базовыми эмоциями, учатся правильно применять движения и действия в ситуации общения; расширяют опыт восприятия и понимания партнера по общению.
Содержание раздела «Формирование коммуникативной грамотности» направлено на приобретение и развитие практических навыков коммуникации и их реализацию посредством вербальных и невербальных средств общения; формирование умения оценивать результативность общения, развитие и совершенствование основных речевых форм общения; развитие грамотно оформленной речи, использование темпа, тембра, громкости речи, пауз, поз и мимики в игровой и учебной деятельности, умение принимать участие в беседе.
Содержание раздела «Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия» направлено на развитие способности вступать в процесс общения и поддерживать его, овладение нормами и правилами поведения и реализации их в процессе общения, усвоение практических навыков социального взаимодействия в разнообразных видах деятельности.
Развитие контролирующей и регулирующей роли зрения в совместных спартнером действиях.
Содержание раздела «Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей» направлено на развитие возможностей использования нарушенного зрения, сохранных анализаторов для ориентации в коммуникативной ситуации обучение владению монологической и диалогической формами речи; умению вступать в процесс общения; формирование и расширение представлений о нормах речевого этикета в соответствии с конкретной коммуникативной ситуацией; развитие умения формировать речевые модели и грамотно использовать их в ситуациях общения.
В 3 классе обучающиеся развивают навыки коммуникативной деятельности приобретенные в предыдущих классах, продолжают приобретать опыт коммуникации практических навыков общения в разнообразных видах деятельности и ситуациях общения.
Содержание коррекционно-развивающего курса «Развитие коммуникативной деятельности» в 4 классе имеет 5 разделов:
Невербальное общение
Вербальное общение
Социальное взаимодействие
Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей. Конфликты и их последствия
1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (17 ч)
1 класс
№ п/п |
Тема занятия Основное содержание |
Основные виды деятельности учителя и учащихся |
Кол-во часов |
Дата |
|
1 |
Диагностика |
диагностирует учащихся по программным темам, а так же проверяет готовность детей к практической работе и выявляет психофизические особенности по восприятию изучаемого материала. |
1 |
|
|
2 |
Общение с внешним миром. Времена года |
Дидактическая игра «Какая бывает погода?» Педагог читает стихи о погоде в разное время года, а дети показывают соответствующую картинку. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Дети повторяют за педагогом слова стихотворения и соответствующие движения. |
1 |
|
|
3 |
Общение с внешним миром Времена года |
Беседа про погоду. Педагог читает стихотворение И. Пивоварова «Едет солнце». Дети отвечают на вопросы. Подвижная игра «Солнышко» |
1 |
|
|
4 |
Общение внешним миром Времена года |
с |
Рисование на тему «Солнышко и тучка». Дети рисуют солнышко и тучку. Педагог рисует элемент и предлагает детям дорисовать его до получения образа. Дети проводят линии в направлении «от себя», «к себе», дуги, замкнутые, петлеобразные линии. |
1 |
|
5 |
Мои чувства желания. Я – сам. |
и |
Рисование «Я – в полный рост». Педагог просит учащихся нарисовать себя в полный рост и рассказать о результатах. |
1 |
|
6 |
Мои чувства желания. Я – сам. |
и |
Беседа «Моё тело». Педагог предлагает учащимся закончить словами одно из двух предложений, выбрав свой вариант ответа. |
|
|
7 |
Мои чувства желания. Я – сам. |
и |
Дидактическая игра «Мой портрет». Дети рассматривают картинки с изображением детей разного роста и говорят, какими они считают себя сейчас и какими хотят вырасти. |
|
|
8 |
Образ жизни. Что я умею. |
Игра «Я думаю, что смогу…». Дети рассматривают сюжетные картинки и отвечают, что умеют делать изображенные персонажи. Педагог предлагает ответить, что лучше всего умеют делать дети. |
1 |
|
|
9 |
Образ жизни. Что я умею. |
Игра-рисование «Мои таланты». Педагог предлагает ученикам подумать, есть ли у них таланты. Предлагает нарисовать , что ещё можно делать хорошо. |
1 |
|
|
10 |
Общение с друзьями. Приветствуем друг друга. |
Беседа о вежливости. |
1 |
|
|
11 |
Общение с друзьями. Приветствуем друг друга. |
Игра «Волшебный мяч». Учащиеся бросают друг другу мяч, называя своё имя и приветствуя ученика, которому брошен мяч. Игра «Давайте поздороваемся». |
1 |
|
|
12 |
Общение со взрослыми.
|
Игра «Зеркало». Дети – зеркала, водящий. Зеркала отражают движения водящего. Подвижная игра «Узнай, кто. Ученик должен с закрытыми глазами узнать, кто это? |
1 |
|
|
13 |
Общение со взрослыми. |
Игра «Расскажи стихи руками». Педагог читает стихотворение, ученики выполняют движения. |
1 |
|
|
14 |
Культура общения. Поведение во время разговора. |
Беседа «Как вести себя во время разговора». Игра «Пожалуйста». Учащиеся повторяют упражнения, если педагог говорит слово «пожалуйста». |
1 |
|
|
15 |
Культура общения. Поведение во время разговора. |
Беседа - инсценировка на тему «Вежливая просьба». Педагог предлагает ученикам инсценировать ситуации, в которых необходимо употребить формы вежливого обращения. |
1 |
|
|
16 |
Культура общения. Поведение во время разговора. |
Упражнение «Обыкновенное здравствуйте»Педагог предлагает поприветствовать разных людей. |
1 |
|
|
17 |
Диагностика коммуникативных умений. |
Учебно-речевые ситуации. |
1 |
|
2 класс
№ п/п |
Тема занятия Основное содержание |
Основные виды деятельности учителя и учащихся |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Диагностика коммуникативных умений. |
Наблюдение, анкетирование, беседа, учебно-речевые ситуации. |
1 |
|
2 |
Общение с внешним миром. Путешествие в лес. |
Дидактическая игра «Путешествие в лес» Педагог читает произведение о лесе. Рассматривание картинок. Слушание «голоса леса», «музыки леса». Рисование леса. |
1 |
|
3 |
Общение с внешним миром. Путешествие в лес. |
Подвижная игра «У медведя во бору». Подвижная игра «Заинька». |
1 |
|
4 |
Общение с внешним миром. Путешествие в лес. |
Дидактическая игра «Дорисуй предмет». Педагог рисует элемент и предлагает детям дорисовать его до образа растения или животного. |
1 |
|
5 |
Мои чувства и желания. |
Упражнение «Зеркало». Составление |
1 |
|
|
Я – сам. |
рассказа Моё лицо». |
|
|
6 |
Мои чувства и желания. Я – сам. |
Игра «Части тела». Педагог, обучая ребенка умываться или одеваться, называет части тела и просит называть их детей. |
1 |
|
7 |
Мои чувства и желания. Я – сам. |
Игра «Веселые пальчики». Педагог читает потешку и выполняет движения пальчиками Дети повторят движения. |
1 |
|
8 |
Образ жизни. Что я умею. |
Рисование на тему «Что я могу делать». Педагог предлагает нарисовать то, что больше всего любят делать дети. Ученики рассказывают о своих любимых занятиях. |
1 |
|
9 |
Образ жизни. Что я умею. |
Упражнение «Преодоление трудностей». Ребёнок вводится в зону ближайшего развития своих возможностей. |
1 |
|
10 |
Общение с друзьями. Приветствуем друг друга. |
Беседа о том, как люди приветствуют друг друга |
1 |
|
11 |
Общение с друзьями. Приветствуем друг друга. |
Беседа «Приветствуй вежливо и дружелюбно». |
1 |
|
12 |
Общение со взрослыми. Про меня и мою семью. |
Беседа «Моя семья». |
1 |
|
13 |
Про меня и мою семью |
Беседа «Семейная фо- тография» |
1 |
|
14 |
Культура общения. Поведение во время разговора. |
Игра «Словарь вежливых слов». Педагог просит выслушать стихотворные строчки и продолжить их нужным словом. |
1 |
|
15 |
Культура общения. Поведение во время разговора. |
Этюд «Вежливая внучка (внук). Педагог предлагает произнести диалог воспитанной внучки, используя вежливые слова, жесты, мимику. |
1 |
|
16 |
Культура общения. Поведение во время разговора. |
Сюжетная игра «В магазине». Дети распределяют роли кассира и покупателя. Обыгрывается ситуация покупки и расчета с кассиром. |
1 |
|
17 |
Диагностика коммуникативных умений. |
Учебно-речевые ситуации. |
1 |
|
3 класс
№ п/п |
Тема занятия Основное содержание |
Основные виды деятельности учителя и учащихся |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Роль общения в жизни человека |
Выполняют учебную задачу занятия; характеризуют роль общения в жизнедеятельности человека; приводят простейшие примеры общения (человек-человек, человек-информация, человек- природа); используют основные нормы и правила общения; применят основные нормы и правила общения; описывают ситуации общения; понимают роль зрения, слуха, речи в ситуациях общения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии. |
1 |
|
2 |
Как мы общаемся |
|
Выполняют учебную задачу занятия; характеризуют речевое и неречевое общение; приводят простейшие примеры речевого и неречевого общения; используют зрительное восприятие для обследования моделей мимики, жестов и позы человека; развивают собственный опыт речевого и неречевого общения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии. |
1 |
|
3 |
Образ человека движение |
и |
Выполняют учебную задачу занятия; читают рисунки человека на наглядных пособиях; знают «схему тела»; моделируют наиболее характерные ,воспринимают схему собственного тела; самостоятельно воспроизводят наиболее характерные движения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии. |
1 |
|
4 |
Выражение эмоциональных состояний человека |
|
Выполняют учебную задачу занятия; самостоятельно обследуют по алгоритму объемную модель схемы лица; различают черты собственного лица; используют приемы зрительного восприятия основных эмоций человека, выраженных мимикой; воспринимают и воспроизводят базовые мимические движения; читают изображение базовых эмоций человека на наглядных пособиях; самостоятельно воспроизводят базовые характерные жесты; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии. |
1 |
|
5 |
Выражение эмоциональных состояний человека и движение |
Выполняют учебную задачу занятия; знают внешний облик человека; используют приемы обследования основных пропорциональных отношений фигуры человека; моделируют наиболее характерные эмоциональные движения; читают основные эмоциональные движения человека ; понимают и воспроизводят основные (базовые) эмоции человека; знают и воспроизводят основные движения и действия человека в ситуации общения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии. |
1 |
|
|
6 |
Эмоции как средства общения |
Выполняют учебную задачу занятия; знают базовые эмоции; знают названия базовых эмоций; воспринимают эмоции посредством зрения и тактильно-осязательного восприятия; самостоятельно воспроизводят базовые эмоции; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии. |
1 |
|
|
7 |
Средства невербальной коммуникации: пантомимика |
Выполняют учебную задачу занятия; Применяют невербальные средства коммуникации; выделяют выразительные движения индивида (изменения в походке, |
1 |
|
|
|
осанке, жестах, позах); самостоятельно приводят примеры проявления невербальных средств коммуникации при общении; воспринимают, анализируют и выполняют жестовые и пантомимическме движения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии. |
|
|
8 |
Средства невербальной коммуникации: мимика, взгляд и выражение лица.
|
Выполняют учебную задачу занятия; владеют представлениями о кинетических средствах невербального общения (жесты, поза, мимика); воспринимают базовые мимические движения; называют базовые мимические состояния; воспроизводят базовые мимические движения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии. |
1 |
|
9 |
Средства невербальной коммуникации: фонационные средства общения |
Выполняют учебную задачу занятия; развивают представления об интонационных средствах невербального общения; понимают возможности интонации и характеристики голоса; знают возможности темпа, тембра, громкости речи, заполнения пауз как средств невербальной коммуникации; отрабатывают практические навыки воспроизведения различного тембра голоса в конкретных ситуациях общения (моделирование ситуаций общения); воспроизводят различный уровень громкости речи (моделирование ситуаций общения); отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии. |
1 |
|
10 |
Средства вербальной коммуникации |
Выполняют учебную задачу занятия развивают знания и умения в области вербальной коммуникации; имеют представление о речи как вербальном средстве коммуникации совершенствуют свою речь, знают правила русского языка; преодолевают боязнь установления контактов с другими людьми; приводят примеры проявления вербальных средств коммуникации при общении; |
1 |
|
11 |
Речь как способ обмена информацией |
Выполняют учебную задачу занятия; Развивают представления о диалоге как форме речевого общения; осваивают основные речевые формы общения; развивают умение точно употреблять слова, развивают умение правильного построения фразы, ее доходчивости, выразительности и доступности для понимания собеседника; правильно произносят звуки и слова; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии. |
1 |
|
12 |
Речь как способ воздействия на собеседника |
Выполняют учебную задачу занятия; развивают представления о диалоге как форме речевого общения; осваивают основные речевые формы общения; развивают умение грамотно использовать |
1 |
|
|
|
речевые звуковые явления (темп речи, тональность голоса, тембр и т.д.); развивают умение грамотно использовать во время общения, бесед собственные движения, собственное поведение и мимику; развивают умение правильного построения фразы, ее доходчивости выразительности и доступности для понимания собеседника; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии. |
|
|
13 |
Овладение приемами вербальной и невербальной коммуникации |
Выполняют учебную задачу занятия; знают основные средства общения и уметь их применять; приобретают опыт восприятия и понимания партнера по общению; приобретают опыт моделирования ситуаций общения; развивают умения оценивать результативность общения, освоение основных форм общения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии. |
1 |
|
14 |
Овладение приемами невербальной коммуникации: пантомимика |
Выполняют учебную задачу занятия; знают выразительные движения индивида (изменения в походке, осанке, жестах, позах); самостоятельно приводят примеры проявления невербальных средств коммуникации при общении (моделирование ситуаций общения); выполняют жестовые и пантомимические движения (моделирование ситуаций общения); отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии. |
1 |
|
15 |
Овладение приемами невербальной коммуникации: мимика, взгляд и выражение лица. |
Выполняют учебную задачу занятия; развивают практические навыки использования мимики и пантомимики как средств невербальной коммуникации; приобретают практический опыт применения мимики и жестов в конкретных ситуациях общения (моделирование ситуаций общения); воспроизводят базовые мимические движения (моделирование ситуаций общения); отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии. |
1 |
|
16 |
Трудности коммуникации и способы ее устранения. Развитие внимания, памяти, восприятия, мышления |
Выполняют учебную задачу занятия; развивают внимание, память, восприятие, мышление для совершенствования навыков коммуникации в процессе выполнения упражнений; моделируют ситуации устранения трудностей коммуникации; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии. |
1 |
|
17 |
Развитие речевой коммуникации
|
Выполняют учебную задачу занятия; развивают речевую культуру; осваивают основные речевые формы общения (моделирование ситуаций общения); умеют использовать темп речи, тональность голоса, тембр в различных ситуациях общения; развивают практический |
1 |
|
|
|
опыт использования речевых форм общения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии. |
|
|
4класс
№ п/п |
Тема занятия Основное содержание |
Колво часов |
Дата |
1 |
Формирование коммуникативной грамотности. Развитие знаний и умений в области невербальной коммуникации. |
1 |
|
2 |
Формирование представлений о мимических, антомимических, интонационных средствах невербального общения. Ознакомление с фонацией (темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз) |
1 |
|
3 |
Ознакомление с и кинетикой (жесты, поза, мимика) невербальных средств коммуникации. Взгляд как средство коммуникации. |
1 |
|
4 |
Развитие двигательно-мышечного компонента невербальных средств общения. Развитие эмоционального компонента невербальных средств. |
1 |
|
5 |
Формирование знаний о средствах речевой коммуникации: слово, предложение. Речевая культура. |
1 |
|
6 |
Формирование представлений о диалоге как форме речевого общения. Основы риторики. |
1 |
|
7 |
Способности выражать свои мысли, чувства, идеи, способности понимать, что было сказано или сделано для тебя. Умение продуцировать и интерпретировать невербальные и вербальные средства общения. |
1 |
|
8 |
Социальное взаимодействие. Умение привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению, к другому человеку. |
1 |
|
9 |
Умение предлагать и вступать во взаимодействие, брать предметы и другое. Совершенствование пространственных, предметно- пространственных, социально-бытовых представлений и умений, актуальных для социального взаимодействия с партнером по общению. |
1 |
|
10 |
Развитие координации совместных с партнером действий. Развитие контролирующей и регулирующей роли зрения в совместных с партнером действиях. |
1 |
|
11 |
Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей. Развитие зрительного и слухового восприятия как способа ориентации в коммуникативной ситуации |
1 |
|
12 |
Формирование умений моделировать ситуацию общения. Эмпатия, самоконтроль. |
1 |
|
13 |
Формирование речевых моделей. Способность к координации очерёдности высказываний. |
1 |
|
14 |
Эмоции в процессе общения. Представлений о нормах поведения в определенных ситуациях. |
1 |
|
15 |
Конфликты и их последствия. Умение выслушать и понять собеседника Умение решать конфликтную ситуацию |
1 |
|
16 |
Способы решения конфликтных ситуаций. Умение учитывать мнение и интересы собеседника |
1 |
|
17 |
Итоговое занятие |
1 |
|
Важным условием организации образовательного пространства является соблюдение требований к дидактическим средствам обучения, тифлосредствам и прочим материалам в соответствии с ФГОС для обучающих с 4.2.
• Образовательное пространство: большой просторный кабинет; хорошая освещенность; личная парта для каждого ученика; общий стол для групповых занятий. Отсутствие острых углов в помещении. Отсутствие опасных порогов в помещении. Наличие шкафов для хранения оборудования и тифлосредств. Наличие отдельного стола для учителя. Проходы между рядами парт свободные.
• Оборудование: компьютерное обеспечение, карточки, столовая в школе, учебный класс.
Метапредметные результаты:
− овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
− формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
− овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
− определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
− овладение умением сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
− уметь рассказывать другим людям о себе, делая это достаточно подробно и обстоятельно в ситуациях первого знакомства и последующего личностного общения;
− |
вступать в контакт со взрослыми людьми, сверстниками, незнакомым человеком. |
− |
анализировать поступки и поведение взрослых в различных коммуникативных ситуациях; |
− |
установить взаимосвязь между поступками и чертами характера человека; |
− |
уметь контролировать своё поведение; |
− |
правильно употреблять слова приветствий и благодарности; |
− |
анализировать особенности своего поведения и поступков при общении с партнёром |
− |
противоположного пола; |
Предметные результаты:
− |
умение рассказать о своих эмоциональных состояниях под влиянием природных явлений; |
− |
умение отвечать на вопросы, имитировать жесты, движения тела, пальцев рук; |
− |
умение уместно употреблять различные словесные формы приветствия и прощания |
− |
уметь описывать назначение различных частей тела, внешность при создании образа «Я». |
− |
понимать значение своей внешней привлекательности и стараться её поддерживать; |
− |
распознавать свои черты характера, которые делают их индивидуальными и |
неповторимыми;
− |
описать свои чувства и желания; |
|
− |
видеть себя со стороны: свой внешний облик, манеры поведения; |
|
− |
усвоить понятия об положительных и отрицательных чертах характера; |
|
− |
осознать себя как личность, индивидуальность; |
|
− |
изучить основные приёмы релаксации; |
|
− |
владеть выразительными средствами родного языка; |
|
− |
знать правила хорошего тона, вести вербальную коммуникативную деятельность; |
|
− |
научиться следить за своей внешностью и манерой держаться; |
|
− |
умение применять в речи соответствующие слова и обороты |
|
− |
знать правила поведения в коллективе; |
|
− |
умение соблюдать правила поведения во время разговора. |
1. Денискина В.З. Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушением зрения. – Москва: «ИПТК «Логос» ВОС», 2008.
2. Замашнюк Е.В. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 3-4 вида: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, 2012.
3. Плаксина Л.И. Социально-бытовая ориентировка: Программа специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения: 3 и 4 вида.- М.: «Город», 1999.
4. Смирнова Е.Ю., Панова Н.В. Уроки социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 3 и 4 вида.- М.: «Владос», 2012.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «Особому» ребенку.- Санкт-Петербург: «Институт специальной педагогики и психологии»,1998.
6. Мирский С.П. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: Книга для учителя. – Москва: «Просвещение», 1992.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.