Рабочая программа по развитию коммуникативной деятельности учащихся 1-4 класса (вариант 4.2)

  • pdf
  • 24.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие коммуникативной деятельности» разработана на основе АООП НОО для слабовидящих обучающихся в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, вариант 4.2, программа составлена с учетом материалов «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида» под ред. Л.И. Плаксиной (1999г.), с учетом психо-физических возможностей детей с ОВЗ и рекомендаций специалистов, прописанных в заключении ПМПК. Темы программы могут использоваться в индивидуальной работе с учащимися.
Иконка файла материала развитие коммуникат деят 4_2.pdf

 

 

 

  

Рабочая программа

по развитию коммуникативной деятельности учащихся 1-4 класса

(вариант 4.2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог

 Попкова Ирина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Город Новосибирск

Содержание

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................................................................. 3

1.1.ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ............................................................. 3

1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА........................................................ 3

1.3.ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.................................. 3

1.4. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА............................... 4

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА................................................................. 4

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ .........

«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»........................................................................................ 16

4. ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ........

КУРСА.............................................................................................................................................................. 16

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:........................................................................................ 17

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие коммуникативной деятельности» разработана на основе АООП НОО для  слабовидящих обучающихся в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, вариант 4.2, программа составлена с учетом материалов «Программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений IV вида» под ред. Л.И. Плаксиной (1999г.), с учетом психо-физических возможностей детей с ОВЗ и рекомендаций  специалистов, прописанных в заключении ПМПК. Темы программы могут использоваться в индивидуальной работе с учащимися.

1.1.ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Образовательно-коррекционная работа в школе позволяет обучающемуся освоить специальные умения и навыки, повышающие его коммуникативные возможности, увеличивать свои компенсаторные, адаптационные возможности в условиях коррекционной деятельности. Цели:

1.                  Достижение максимально возможных положительных результатов в коммуникативной деятельности учащихся.

2.                  Практическая подготовка детей с нарушенным зрением к самостоятельной жизни в современных условиях.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

              развитие навыков коммуникации для установления контактов с окружающими;  

              обогащение представлений о себе и своих возможностях;  

              формирование образов окружающих людей;  

              формирование и развитие вербальных и невербальных средств общения и расширение социального опыта;  

              развитие межличностной системы координат "слабовидящий - нормально видящий".  

1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Коррекционный курс «Развитие коммуникативной деятельности» является неотъемлемой частью коррекционного процесса в обучении слабовидящих  учащихся с вариантом 4.2. 

Важную роль в  разработке  коррекционного  курса выполняет диагностика детей, которая выявляет психофизические особенности учащихся, их возможность восприятия  изучаемого программного материала. 

Развитие коммуникативной деятельности  –  это практический курс  обучения  слабовидящих школьников основам коммуникации. Содержание предлагаемых разделов предусматривает развитие у слабовидящих обучающихся необходимых знаний, умений и навыков  вербального  и  невербального  общения  для  успешной  социализации  и  интеграции  в общество.

Исходя из возможностей учащихся, необходимо применять поэтапное обучение умениям и навыкам.  

Прохождение отдельных разделов программы предполагает определенную свободу учителя в организации времени занятий: допускается объединение двух или нескольких занятий в одно, если это необходимо. Поэтому количество часов, выделяемое на изучение каждой темы, является приблизительным.

Основной организационной формой развития коммуникативной деятельности является коррекционное занятие.

 

1.3.ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Федеральный государственный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет коррекционную деятельность как неотъемлемую часть образовательного процесса.  Коррекционно-развивающие занятия по социально-бытовой ориентировке являются составной частью этой деятельности.  Занятия проводятся после уроков, в групповой, подгрупповой или индивидуальной форме. Продолжительность коррекционного занятия не более – 30 минут, 1-4 класс по 0,5 часа в неделю.

1.4. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

                    формирование  самооценки  с  осознанием  своих  возможностей  в  учении,  способности адекватно судить о причинах своего успеха  (неуспеха) в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; 

                    формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;  

                    овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 

                    владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; 

                    умение владеть приемами общения в различных жизненных и поведенческих ситуациях; 

                    принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.  

                    способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 

                    формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 

                    уметь осуществлять самоконтроль над своими желаниями.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

1 класс 

I.                Общение и его роль в жизни человека.  

Общение в жизни человека.  Человек как адресат и адресант общения. Нормы и правила общения.  Средства речевого и неречевого общения. Виды взаимодействия с партнёром по общению.

Ситуации общения. Роль слуха, речи, зрения, движений в общении. 

II.             Формирование образа человека.  

Формирование образа о себе. Развитие психо-моторного образования «схема тела». Обогащение опыта самовыражения. Формирование образа другого человека. Имя человека. Внешний  облик  человека. Взгляд. Речь и  голос  человека. Эмоции  человека  (базовые эмоции) и их экспрессивное выражение. Движения и действия человека в ситуации общения. Образ  человека  в  соответствии  с  его  деятельностью  и  родом  занятий. Обогащение опыта восприятия и понимания партнера по общению.  

III.          Формирование коммуникативной грамотности.  

Развитие  знаний и умений в области невербальной коммуникации. Формирование представлений о мимических, пантомимических, интонационных средствах невербального общения. Ознакомление с фонациональными (темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз), с  кинетическими  (жесты,  поза,  мимика) невербальными  средствами.  Взгляд  как средство  коммуникации.  Развитие  двигательно-мышечного компонента  невербальных средств общения. Развитие  эмоционального компонента невербальных средств. Развитие гностического компонента невербальных  средств  общения.  Развитие  знаний  и  умений  в области вербальной коммуникации. Формирование знаний о средствах речевой коммуникации: слово, предложение. Повышение речевой культуры. Формирование представлений о диалоге как форме речевого общения. Развитие основ риторики. Развитие способности выразить свои мысли, чувства, идеи, способности понимать, что было сказано или сделано для тебя. Формирование умения продуцировать и интерпретировать невербальные и вербальные средства общения.  

IV.          Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия.  

Формирование умений привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению, к другому человеку, предлагать и вступать во взаимодействие, предлагать, брать предметы и др. 

Совершенствование пространственных, предметно-пространственных, социально-бытовых представлений и умений, актуальных для социального взаимодействия с партнером по общению.  Развитие  координации  совместных  с партнером действий. Развитие контролирующей и регулирующей роли зрения в совместных с партнерах действиях. 

V.            Формирование  компенсаторных  способов  устранения  коммуникативных  трудностей.  

Развитие зрительного и слухового  восприятия как способа ориентации в коммуникативной  ситуации. Формирование  умений моделировать ситуацию  общения. Развитие  эмпатии, самоконтроля. Развитие способности к координации очерёдности высказываний. Развитие регулирующей функции эмоций в процессе общения. Формирование речевых моделей. Формирование представлений о нормах поведения в определенных ситуациях.  

VI.          Общение и его роль в жизни человека.  

Общение в жизни человека.  Человек как адресат и адресант общения. Нормы и правила общения.  Средства речевого и неречевого общения. Виды взаимодействия с партнёром по общению.

Ситуации общения. Роль слуха, речи, зрения, движений в общении. 

VII.       Формирование образа человека.  

  Формирование образа о себе. Развитие психо-моторного образования «схема тела». Обогащение опыта самовыражения. Формирование образа другого человека. Имя человека. Внешний  облик  человека. Взгляд. Речь и  голос  человека. Эмоции  человека  (базовые эмоции) и их экспрессивное выражение. Движения и действия человека в ситуации общения. Образ  человека  в  соответствии  с  его  деятельностью  и  родом  занятий. Обогащение опыта восприятия и понимания партнера по общению.  

VIII.    Формирование коммуникативной грамотности.  

  Развитие  знаний и умений в области невербальной коммуникации. Формирование представлений о мимических, пантомимических, интонационных средствах невербального общения. Ознакомление с фонациональными (темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз),    с  кинетическими  (жесты,  поза,  мимика)  невербальными  средствами.  Взгляд  как средство  коммуникации.  Развитие  двигательно-мышечного  компонента  невербальных средств общения. Развитие  эмоционального компонента невербальных средств. Развитие гностического  компонента  невербальных  средств  общения.  Развитие  знаний  и  умений  в области вербальной коммуникации. Формирование знаний о средствах речевой коммуникации: слово, предложение. Повышение речевой культуры. Формирование представлений о диалоге как форме речевого общения. Развитие основ риторики. Развитие способности выразить свои мысли, чувства, идеи, способности понимать, что было сказано или сделано для тебя. Формирование умения продуцировать и интерпретировать невербальные и вербальные средства общения.  

IX.          Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия.  

  Формирование умений привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению, к другому человеку, предлагать и вступать во взаимодействие, предлагать, брать предметы и др. Совершенствование  пространственных,  предметно-пространственных,  социально-бытовых представлений и умений, актуальных для социального взаимодействия с партнером  по  общению.  Развитие  координации  совместных  с  партнером  действий. Развитие  контролирующей и регулирующей роли зрения в совместных с партнерах действиях. 

X.            Формирование  компенсаторных  способов  устранения  коммуникативных  трудностей.  

Развитие  зрительного и  слухового  восприятия  как  способа  ориентации  в коммуникативной  ситуации. Формирование  умений  моделировать  ситуацию  общения.  Развитие  эмпатии, самоконтроля. Развитие способности к координации очерёдности высказываний. Развитие регулирующей функции эмоций в процессе общения. Формирование речевых моделей. Формирование представлений о нормах поведения в определенных ситуациях.  

 

Курс "Развитие коммуникативной деятельности» для слабовидящих обучающихся 1 дополнительного класса представлен шестью разделами.  Раздел 1. Общение с внешним миром. 

Раздел 2. Мои чувства и желания. 

Раздел 3. Образ жизни. 

Раздел 4. Общение с друзьями. 

Раздел 5. Общение со взрослыми. 

Раздел 6. Культура общения (этикет).   Раздел 1. Общение с внешним миром. 

Цель: познакомить слабовидящего обучающегося с окружающим его миром и научить способности ориентироваться  в нем. Занятия этого раздела помогают установить  взаимосвязи  человека,  животного  и  растительного мира, выявляют способности  общения  с  окружающей природой.  

Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение слабовидящих детей между собой и со взрослыми. Язык движений лежит и  в основе общения животных. Выразительные  движения   животных позволяют нам  понимать их. Наблюдая за повадками  животных и обучаясь  их понимать, можно использовать их  язык движений и голосовых реакций при обучении слабовидящих детей.  

Раздел 2. Мои чувства и желания. 

Цель:  научить  обучающихся  понимать  свои  индивидуальные  и  эмоционально-личностные особенности, а также эмоциональное состояние   человека по выражению лица, мимике, жестам и позам во время  общения. 

Занятия  этого  раздела  помогут  обучающимся  научиться    способности  осознавать  свои чувства и эмоции и владеть ими, научиться  установлению визуального контакта с собеседниками,  способности  ориентироваться  в  пространстве,  умению  держать  позу,  выражать свои просьбы, чувства и настроения адекватной мимикой, жестом, движением.    

Раздел 3. Образ жизни. 

Цель:  воспитание  этических  норм  поведения  в  различных  жизненных  ситуациях, умение  соотносить  особенности  своего  поведения  с  определенными  чертами  характера, умение давать оценку хорошим и дурным  привычкам, обучение добрым делам и поступкам. 

Раздел 4. Общение с друзьями. 

Цель:  развитие  умения  и  необходимости  общения  со  сверстниками,  друзьями,  способности сосуществования и сотрудничества, проявление заботы и внимания друг к другу. Занятия  способствуют  умению выработать положительное или  отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях.  

Раздел 5. Общение со взрослыми. 

Цель:  помочь  слабовидящим  обучающимся,  используя  специальные  приемы,  устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними; уметь находить выход в незнакомых ситуациях; развивать социальные навыки в семье и в различны ситуациях межличностного взаимоотношения с другими,  знакомыми и незнакомыми людьми.     

Правила поведения  и общения со взрослыми усваиваются  не только в школе, но и в различных ситуациях на улице, в транспорте, в магазине, в театре и других общественных местах.  

Раздел 6. Культура общения (этикет). 

Цель: научить слабовидящих детей формам вежливого общения между людьми, правилам этикета в процессе разговора с собеседниками по телефону с использованием вербальных  и  невербальных  средств  общения;  развивать  культуру  поведения  за  столом,  на улице и в других жизненных ситуациях.  

Основные виды учебной деятельности учащихся: 

Общение – процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации. 

Умение общаться подразумевает: 

-                      осознание того,   что каждый имеет право выражать свои мысли и чувства, не нарушая права собеседника;   

-                      понимание собственных и чужих желаний, чувств и мыслей; 

-                      ясное и непосредственное выражение мыслей и чувств; 

-                      понимание двухканальности  процесса общения: роли говорения и слушания других. 

Выразительные движения. Любой эмоциональной реакции,  любому  эмоциональному состоянию  присущи характерные моторные проявления (мимика, пантомимика).

Мимика – выразительные движения мышц лица. Улыбка – человек радуется.  Сдвинутые брови – сердится. Взгляд может быть прямой, потупленный, доверчивый, хмурый, вопрошающий, испуганный.  

Жесты – указывающие, показывающие, подчеркивающие.  

Пантомимика – это осанка и поза. Отрицательные эмоции съёживают фигуру, положительные  развёртывают. Голова может быть  поставлена прямо, быть склоненной на бок, втянутой в плечи,  откинутой назад. Позы бывают естественными, искусственными, скованными. Дети с бедной пантомимикой не в состоянии четко выразить своё эмоциональное состояние. Это затрудняет процесс коммуникации.  

Сопереживание – заботливое и сочувственное отношение к другим. Нужно научить детей думать о том, какое влияние на собеседника могут оказать его поведение и словесные высказывания. 

Самоконтроль – умение  владеть собой, анализировать  ситуацию, не  унижать и не  обижать

других.  

 

 

Курс  "Развитие коммуникативной деятельности» для  слабовидящих обучающихся 2 класса представлен шестью разделами.

Раздел 1. Общение с внешним миром. 

Раздел 2. Мои чувства и желания. 

Раздел 3. Образ жизни. 

Раздел 4. Общение с друзьями. 

Раздел 5. Общение со взрослыми. 

Раздел 6. Культура общения (этикет).  

 

Раздел 1. Общение с внешним миром. 

Цель: познакомить слабовидящего обучающегося с окружающим   его миром и научить способности ориентироваться  в нем.  

Занятия  этого раздела помогают  установить  взаимосвязи  человека,  животного  и  растительного мира, выявляют способности  общения  с  окружающей природой.             Неумение правильно  выразить  свои чувства,  скованность, неловкость или   неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет  общение слабовидящих детей между собой  и  со  взрослыми. Язык    движений    лежит  и    в  основе  общения животных. Выразительные  движения   животных позволяют нам  понимать их. Наблюдая за повадками  животных и обучаясь  их понимать, можно использовать их  язык движений и голосовых реакций при обучении слабовидящих детей.  

Раздел 2. Мои чувства и желания. 

Цель:  научить  обучающихся  понимать  свои  индивидуальные  и  эмоционально-личностные особенности, а также эмоциональное состояние   человека по выражению лица, мимике, жестам и позам во время  общения. Занятия  этого  раздела  помогут  обучающимся  научиться    способности  осознавать  свои чувства и эмоции и владеть ими, научиться   установлению визуального контакта с собеседниками,  способности  ориентироваться  в  пространстве,  умению  держать  позу,  выражать свои просьбы, чувства и настроения адекватной мимикой, жестом, движением.    

Раздел 3. Образ жизни. 

Цель:  воспитание  этических  норм  поведения  в  различных  жизненных  ситуациях, умение  соотносить  особенности  своего  поведения  с  определенными  чертами  характера, умение давать оценку хорошим и дурным  привычкам, обучение добрым делам и поступкам. 

Раздел 4. Общение с друзьями. 

Цель:  развитие  умения  и  необходимости  общения  со  сверстниками,  друзьями,  способности сосуществования и сотрудничества, проявление заботы и внимания друг к другу. Занятия    способствуют  умению  выработать  положительное  или  отрицательное отношение  к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях.  

Раздел 5. Общение со взрослыми. 

Цель:  помочь  слабовидящим  обучающимся,  используя  специальные  приемы,  устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними; уметь находить выход в незнакомых ситуациях; развивать социальные навыки в семье и в различны ситуациях межличностного взаимоотношения с другими,  знакомыми и незнакомыми людьми.     

Правила поведения  и общения со взрослыми усваиваются  не только в школе, но и в различных ситуациях на улице, в транспорте, в магазине, в театре и других общественных местах.  

Раздел 6. Культура общения (этикет).

Цель: научить слабовидящих детей формам вежливого общения между людьми, правилам этикета в процессе разговора с собеседниками по телефону с использованием вербальных  и  невербальных  средств  общения;  развивать  культуру  поведения  за  столом,  на улице и в других жизненных ситуациях.  

Основные виды учебной деятельности обучающихся: Общение – процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации. 

Умение общаться подразумевает: 

-                      осознание того, что каждый имеет право выражать свои мысли и чувства, не нарушая права собеседника;   

-                      понимание собственных и чужих желаний, чувств и мыслей; 

-                      ясное и непосредственное выражение мыслей и чувств; 

-                      понимание двухканальности  процесса общения: роли говорения и слушания других. 

Выразительные  движения. Любой эмоциональной реакции, любому  эмоциональному состоянию  присущи характерные моторные проявления (мимика, пантомимика). Мимика – выразительные движения мышц лица. Улыбка – человек радуется.  Сдвинутые брови – сердится. Взгляд может быть прямой, потупленный, доверчивый, хмурый, вопрошающий, испуганный.  Жесты – указывающие, показывающие, подчеркивающие. Пантомимика – это осанка и поза. Отрицательные эмоции съёживают фигуру, положительные  развёртывают. Голова может быть  поставлена прямо,  быть  склоненной  на  бок, втянутой в плечи, откинутой назад. Позы бывают естественными, искусственными, скованными. Дети с бедной пантомимикой не в состоянии четко выразить своё эмоциональное состояние. Это затрудняет процесс коммуникации. Сопереживание – заботливое и сочувственное отношение к другим. Нужно научить детей думать о том, какое влияние на собеседника могут оказать его поведение и словесные высказывания. Самоконтроль – умение владеть собой, анализировать  ситуацию, не  унижать и не  обижать других.  

 

Содержание коррекционно-развивающего курса «Развитие коммуникативной деятельности» в 3 классе имеет 5 разделов:  

Общение и его роль в жизни человека. 

Формирование образа человека. 

Формирование коммуникативной грамотности. 

Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия. 

Формирование компенсаторных способов устранения  коммуникативных трудностей.

 

Содержание  раздела «Общение  и  его роль в жизни  человека»  направлено  на формирование у ребенка положительного отношения к миру, к себе и окружающим людям (родителям, педагогам,  сверстникам); формирование представлений о речевом и неречевом (мимика, жесты, позы, взгляды) общении; развитие умения использовать нарушенное зрение и  слух  для  ориентации  в  коммуникативной  ситуации;  определять  внешний  вид  человека, наиболее характерные позы, жесты, мимику, пантомимику, используя осязательные навыки. 

Обучающиеся приобретают и расширяют опыт выражения собственных эмоциональных состояний, приобретенный в предыдущих классах, учатся осознавать роль общения  в жизнедеятельности человека, осваивают нормы и правила общения.  

Содержание раздела «Формирование образа человека» направлено на расширение представлений о себе, расширение  и обогащены  представления  о  своем  теле,  качествах характера,  формирование представления о своих умениях и возможностях. Обучающиеся продолжают  знакомиться  с  базовыми  эмоциями,  учатся  правильно  применять  движения  и действия  в  ситуации  общения;  расширяют  опыт  восприятия  и  понимания  партнера  по общению.  

Содержание раздела  «Формирование коммуникативной грамотности»   направлено на    приобретение  и  развитие  практических  навыков  коммуникации  и  их  реализацию посредством вербальных и невербальных средств общения; формирование умения оценивать результативность  общения,    развитие  и  совершенствование  основных  речевых  форм общения;   развитие    грамотно оформленной речи, использование  темпа,  тембра,  громкости речи,  пауз,  поз  и мимики  в  игровой  и  учебной  деятельности,  умение  принимать  участие  в беседе.  

Содержание  раздела «Формирование  знаний  и  умений  в  области  социального взаимодействия»  направлено  на  развитие  способности  вступать  в  процесс  общения  и поддерживать  его, овладение нормами и правилами поведения и реализации их в процессе общения,  усвоение  практических  навыков  социального  взаимодействия  в  разнообразных видах деятельности.

Развитие контролирующей и регулирующей роли зрения в совместных спартнером действиях. 

Содержание  раздела    «Формирование  компенсаторных  способов  устранения коммуникативных  трудностей»  направлено  на    развитие  возможностей  использования нарушенного зрения, сохранных анализаторов для ориентации в коммуникативной ситуации обучение  владению  монологической  и  диалогической  формами  речи;  умению  вступать  в процесс общения; формирование  и расширение представлений о  нормах речевого этикета в соответствии  с  конкретной  коммуникативной  ситуацией;  развитие  умения  формировать речевые модели и грамотно использовать их в ситуациях общения. 

В  3  классе  обучающиеся  развивают  навыки  коммуникативной  деятельности приобретенные  в  предыдущих  классах,  продолжают  приобретать  опыт  коммуникации практических навыков общения в разнообразных видах деятельности и ситуациях общения.  

 

Содержание коррекционно-развивающего курса «Развитие коммуникативной деятельности» в 4 классе имеет 5 разделов:   

Невербальное общение  

Вербальное общение 

Социальное взаимодействие 

Формирование  компенсаторных  способов устранения коммуникативных трудностей.  Конфликты и их последствия  

 

 

                1.         КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (17 ч)

1  класс

п/п

Тема                 занятия

Основное содержание

Основные виды деятельности учителя и учащихся

Кол-во часов

Дата

1

Диагностика

диагностирует учащихся по программным темам, а так же проверяет готовность детей к практической работе и выявляет психофизические особенности по восприятию изучаемого материала.

1

 

2

Общение      с внешним миром.  Времена года 

Дидактическая  игра «Какая  бывает  погода?» Педагог читает стихи о погоде в разное время года, а дети  показывают соответствующую картинку. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Дети повторяют за педагогом слова стихотворения и соответствующие движения.

1

 

3

Общение                     с

внешним           миром 

Времена года

Беседа про погоду. Педагог  читает  стихотворение  И. 

Пивоварова «Едет солнце». Дети отвечают на вопросы. Подвижная  игра «Солнышко»

1

 

4

Общение внешним миром  Времена года

с

Рисование на  тему «Солнышко и тучка». Дети  рисуют  солнышко и тучку. Педагог рисует элемент и предлагает детям дорисовать его до получения  образа. Дети проводят линии в направлении «от себя», «к себе», дуги,  замкнутые,  петлеобразные линии.

1

 

5

Мои чувства желания.  

Я – сам.

и

Рисование «Я – в полный рост». Педагог просит учащихся нарисовать себя в полный рост и рассказать о результатах.

1

 

6

Мои чувства желания.  

Я – сам.

и

Беседа «Моё тело». Педагог предлагает учащимся  закончить словами одно из двух предложений,  выбрав свой вариант ответа.

 

 

7

Мои чувства желания.  

Я – сам.

и

Дидактическая        игра    «Мой портрет».       Дети рассматривают картинки с изображением детей разного роста и говорят, какими они считают себя  сейчас  и  какими хотят вырасти.

 

 

Образ жизни.  Что я умею.

Игра  «Я  думаю,  что смогу…».  Дети  рассматривают  сюжетные картинки  и  отвечают, что  умеют  делать  изображенные  персонажи. Педагог  предлагает  ответить,  что  лучше  всего умеют делать дети.

1

 

9

Образ жизни.  Что я умею.

Игра-рисование  «Мои таланты».  Педагог предлагает  ученикам подумать, есть ли у них таланты.  Предлагает  нарисовать  ,  что  ещё можно делать хорошо.

1

 

10

Общение        с друзьями. 

Приветствуем друг друга.

Беседа о вежливости.

1

 

11

Общение        с друзьями. 

Приветствуем друг друга. 

Игра «Волшебный мяч». Учащиеся бросают друг  другу мяч, называя своё имя и приветствуя  ученика, которому брошен мяч. Игра «Давайте  поздороваемся».   

1

 

12

Общение        со взрослыми. 

 

Игра «Зеркало». Дети – зеркала, водящий. Зеркала  отражают движения водящего. Подвижная игра  «Узнай, кто. Ученик должен с закрытыми глазами узнать, кто это?

1

 

13

Общение        со взрослыми. 

Игра  «Расскажи  стихи руками». Педагог читает  стихотворение,  ученики  выполняют  движения.

1

 

14

Культура общения.   Поведение во время разговора.

Беседа «Как вести себя во время разговора».  Игра  «Пожалуйста». Учащиеся  повторяют упражнения,  если  педагог  говорит  слово «пожалуйста».

1

 

15

Культура общения.   Поведение во время разговора.

Беседа - инсценировка на тему «Вежливая просьба».  Педагог предлагает ученикам инсценировать  ситуации, в которых необходимо употребить формы  вежливого обращения.  

1

 

16

Культура общения.   Поведение во время разговора.

Упражнение «Обыкновенное здравствуйте»Педагог  предлагает поприветствовать  разных людей.

1

 

17

Диагностика  коммуникативных умений. 

Учебно-речевые  ситуации.

1

 

 

2  класс 

п/п

Тема занятия Основное содержание

Основные виды деятельности учителя и учащихся

Кол-во часов

Дата

1

Диагностика  коммуникативных умений.  

Наблюдение,  анкетирование,  беседа,  учебно-речевые ситуации.

1

 

2

Общение        с             внешним миром. 

Путешествие в лес.

Дидактическая  игра «Путешествие в лес» Педагог  читает произведение о лесе. Рассматривание  картинок. Слушание  «голоса  леса»,  «музыки  леса». Рисование леса.

1

 

3

Общение        с             внешним миром. 

Путешествие в лес.

Подвижная  игра  «У медведя во бору».  Подвижная  игра  «Заинька».

1

 

4

Общение        с             внешним миром. 

Путешествие в лес.

Дидактическая игра «Дорисуй  предмет». Педагог  рисует  элемент  и  предлагает  детям  дорисовать  его  до образа  растения  или животного.

1

 

5

Мои чувства и желания. 

Упражнение          «Зеркало».      Составление

1

 

 

Я – сам.

рассказа Моё лицо».  

 

 

6

Мои чувства и желания.  Я – сам.

Игра «Части тела». Педагог, обучая ребенка  умываться или одеваться, называет части тела и  просит называть их детей.

1

 

7

Мои чувства и желания.  Я – сам.

Игра  «Веселые  пальчики».  Педагог  читает потешку    и  выполняет движения  пальчиками Дети  повторят  движения.  

1

 

Образ жизни.  Что я умею.

Рисование на тему «Что я могу делать». Педагог  предлагает нарисовать то, что больше всего любят делать дети. Ученики рассказывают о своих любимых занятиях.  

1

 

9

Образ жизни.  Что я умею.

Упражнение «Преодоление трудностей». Ребёнок  вводится в зону ближайшего развития своих  возможностей.

1

 

10

Общение с друзьями.  Приветствуем           друг друга.

Беседа о том, как люди приветствуют  друг друга

1

 

11

Общение с друзьями.  Приветствуем           друг друга.

Беседа                        «Приветствуй             вежливо                     и  дружелюбно».  

1

 

12

Общение со взрослыми.  Про меня и мою семью.

Беседа «Моя семья».

1

 

13

Про меня и мою семью

Беседа  «Семейная  фо- тография»

1

 

14

Культура общения.  

Поведение     во             время разговора.

Игра  «Словарь  вежливых  слов».  Педагог просит  выслушать стихотворные  строчки и  продолжить  их  нужным словом.

1

 

15

Культура общения.  

Поведение     во             время разговора.

Этюд  «Вежливая внучка  (внук).    Педагог  предлагает  произнести  диалог  воспитанной  внучки,  используя вежливые слова, жесты, мимику.

1

 

16

Культура общения.  

Поведение     во             время разговора.

Сюжетная  игра «В магазине».  Дети  распределяют роли кассира и покупателя.  Обыгрывается  ситуация  покупки  и  расчета  с  кассиром.  

1

 

17

Диагностика  коммуникативных  умений. 

Учебно-речевые  ситуации.

1

 

 

3  класс

п/п

Тема занятия Основное содержание

Основные      виды   деятельности             учителя             и учащихся

Кол-во часов

Дата

1

Роль  общения  в  жизни человека

Выполняют учебную задачу занятия; характеризуют роль общения в жизнедеятельности  человека; приводят простейшие примеры общения (человек-человек, человек-информация, человек- природа);  используют основные нормы и правила общения; применят основные нормы и правила общения; описывают ситуации общения; понимают роль зрения, слуха, речи в ситуациях общения; отвечают  на  итоговые  вопросы  и оценивают  свои  достижения  на занятии.

1

 

 

2

Как мы общаемся

 

Выполняют учебную задачу занятия; характеризуют речевое и неречевое общение; приводят простейшие примеры речевого и неречевого общения; используют зрительное восприятие для обследования моделей мимики, жестов и позы человека; развивают собственный опыт речевого и неречевого общения; отвечают  на  итоговые  вопросы  и оценивают  свои  достижения  на занятии.

1

 

3

Образ            человека движение

и

Выполняют учебную задачу занятия; читают  рисунки  человека  на наглядных пособиях; знают «схему тела»; 

моделируют  наиболее  характерные ,воспринимают  схему  собственного тела; самостоятельно  воспроизводят наиболее характерные движения;  отвечают  на  итоговые  вопросы  и оценивают  свои  достижения  на занятии.

1

 

4

Выражение  эмоциональных состояний человека

 

Выполняют учебную задачу занятия; самостоятельно  обследуют  по алгоритму  объемную  модель  схемы лица; различают черты собственного лица; используют  приемы  зрительного восприятия  основных  эмоций человека, выраженных мимикой; воспринимают  и  воспроизводят базовые мимические

движения; читают  изображение базовых эмоций  человека  на  наглядных пособиях; самостоятельно  воспроизводят базовые характерные жесты; отвечают  на  итоговые  вопросы  и оценивают  свои  достижения  на занятии.

1

 

5

Выражение  эмоциональных состояний  человека  и движение

Выполняют учебную задачу занятия; знают внешний облик человека; используют приемы обследования основных пропорциональных отношений фигуры человека; моделируют наиболее характерные эмоциональные движения; читают основные эмоциональные движения человека ; понимают и воспроизводят основные (базовые) эмоции человека;   знают и воспроизводят основные движения и действия человека в ситуации общения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

1

 

6

Эмоции        как           средства общения

Выполняют учебную задачу занятия; знают базовые эмоции; знают названия базовых эмоций; воспринимают эмоции посредством зрения и  тактильно-осязательного восприятия; самостоятельно  воспроизводят базовые эмоции; отвечают на  итоговые  вопросы  и оценивают  свои  достижения  на занятии.

1

 

7

Средства  невербальной  коммуникации: пантомимика

Выполняют учебную задачу занятия; Применяют невербальные средства коммуникации; выделяют выразительные движения индивида (изменения в походке,

1

 

 

 

 

осанке, жестах, позах); самостоятельно приводят примеры проявления невербальных средств коммуникации при общении; воспринимают,  анализируют  и выполняют  жестовые  и пантомимическме  движения; отвечают  на  итоговые  вопросы  и оценивают  свои  достижения  на занятии.

 

 

Средства невербальной коммуникации: мимика, взгляд и выражение лица. 

 

Выполняют учебную задачу занятия; владеют представлениями о кинетических средствах невербального общения (жесты, поза, мимика); воспринимают  базовые  мимические движения; называют  базовые  мимические состояния; воспроизводят  базовые  мимические движения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

1

 

9

Средства  невербальной коммуникации:  фонационные средства общения

Выполняют учебную задачу занятия; развивают представления об интонационных средствах невербального общения; понимают возможности интонации и характеристики голоса; знают  возможности темпа, тембра, громкости речи, заполнения пауз как средств невербальной коммуникации; отрабатывают  практические  навыки воспроизведения различного  тембра голоса  в  конкретных ситуациях общения

(моделирование  ситуаций общения); 

воспроизводят  различный  уровень громкости  речи  (моделирование ситуаций общения); отвечают  на  итоговые  вопросы  и оценивают  свои  достижения  на занятии.

1

 

10

Средства        вербальной коммуникации

Выполняют учебную задачу занятия развивают знания и умения в области вербальной коммуникации; имеют представление о речи как вербальном средстве коммуникации совершенствуют свою речь, знают правила русского языка; преодолевают боязнь установления контактов с другими людьми; приводят примеры проявления вербальных средств коммуникации при общении;  

1

 

11

Речь как способ обмена  информацией

Выполняют учебную задачу занятия; Развивают представления о диалоге как форме речевого общения;  осваивают основные речевые формы общения;  развивают умение точно употреблять слова,  развивают     умение           правильного             построения фразы, ее доходчивости, выразительности и доступности    для             понимания     собеседника; 

правильно произносят звуки и слова; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

1

 

12

Речь    как      способ  воздействия  на собеседника

Выполняют учебную задачу занятия; развивают представления о диалоге как форме речевого общения; 

осваивают основные речевые формы общения;  развивают умение грамотно использовать 

1

 

 

 

 

речевые  звуковые явления  (темп  речи,  тональность голоса, тембр и т.д.); развивают умение грамотно использовать во время общения, бесед собственные движения, собственное поведение и мимику; развивают умение правильного построения фразы, ее доходчивости выразительности и доступности для понимания собеседника;  отвечают  на  итоговые  вопросы  и оценивают  свои  достижения  на занятии.

 

 

13

Овладение приемами вербальной и

невербальной  коммуникации

Выполняют учебную задачу занятия; знают основные средства общения и уметь их применять; приобретают  опыт  восприятия  и понимания партнера по общению;  

приобретают  опыт  моделирования ситуаций общения;   развивают умения оценивать результативность  общения, освоение основных форм общения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

1

 

14

Овладение  приемами

невербальной  коммуникации: пантомимика

Выполняют учебную задачу занятия; знают выразительные движения индивида (изменения в походке, осанке, жестах, позах); самостоятельно приводят примеры проявления невербальных средств 

коммуникации при общении (моделирование ситуаций общения); выполняют жестовые и пантомимические движения (моделирование ситуаций общения); отвечают  на  итоговые  вопросы  и оценивают  свои  достижения  на занятии.

1

 

15

Овладение  приемами невербальной коммуникации: мимика, взгляд и выражение  лица.

Выполняют учебную задачу занятия; развивают  практические навыки использования мимики  и пантомимики как средств невербальной коммуникации; приобретают практический опыт применения мимики и жестов в конкретных ситуациях общения (моделирование ситуаций общения); воспроизводят базовые мимические движения (моделирование ситуаций общения); отвечают  на  итоговые  вопросы  и оценивают  свои  достижения  на занятии.

1

 

16

Трудности 

коммуникации                       и способы  ее  устранения. Развитие                         внимания,  памяти,          восприятия, мышления

Выполняют учебную задачу занятия; развивают  внимание,  память, восприятие,  мышление  для совершенствования  навыков коммуникации  в  процессе выполнения упражнений; моделируют  ситуации  устранения трудностей коммуникации; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

1

 

17

Развитие        речевой коммуникации 

 

Выполняют учебную задачу занятия; развивают речевую культуру; осваивают основные речевые формы общения (моделирование ситуаций общения); умеют использовать темп речи, тональность голоса, тембр в различных ситуациях общения; развивают практический

1

 

 

 

опыт  использования речевых форм общения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

 

 

 

4класс

п/п

Тема занятия Основное содержание

Колво часов

Дата

1

Формирование коммуникативной грамотности. Развитие  знаний  и  умений  в  области  невербальной  коммуникации.

1

 

2

Формирование  представлений о  мимических, антомимических, интонационных средствах невербального общения. Ознакомление с фонацией (темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз)

1

 

3

Ознакомление с и кинетикой (жесты, поза, мимика) невербальных средств коммуникации. Взгляд как средство коммуникации.

1

 

4

Развитие двигательно-мышечного компонента невербальных средств общения. Развитие эмоционального компонента невербальных средств.

1

 

5

Формирование знаний о средствах речевой коммуникации:  слово, предложение. Речевая культура.

1

 

6

Формирование представлений о диалоге как форме речевого общения. Основы риторики.

1

 

7

Способности выражать свои мысли, чувства,   идеи, способности понимать, что было сказано или сделано для тебя. Умение продуцировать  и  интерпретировать  невербальные  и вербальные средства общения.

1

 

Социальное взаимодействие. Умение привлечь  внимание  к  себе,  к  предмету,  к явлению, к  другому  человеку.   

1

 

9

Умение предлагать  и  вступать  во  взаимодействие, брать  предметы  и  другое. Совершенствование пространственных, предметно- пространственных,  социально-бытовых представлений и умений, актуальных  для  социального  взаимодействия  с  партнером  по  общению.

1

 

10

Развитие координации совместных с партнером действий. Развитие контролирующей и регулирующей роли зрения в совместных с партнером действиях.

1

 

11

Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей. Развитие зрительного и слухового восприятия как способа ориентации в коммуникативной ситуации

1

 

12

Формирование          умений           моделировать            ситуацию       общения.             Эмпатия, самоконтроль.

1

 

13

Формирование речевых моделей. Способность к координации очерёдности высказываний.

1

 

14

Эмоции          в процессе      общения.        Представлений         о          нормах             поведения      в определенных ситуациях.

1

 

15

Конфликты и их последствия. Умение выслушать и понять собеседника Умение решать конфликтную ситуацию

1

 

16

Способы решения конфликтных ситуаций. Умение учитывать мнение и интересы собеседника

1

 

17

Итоговое занятие

1

 

 

 

 

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ

«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»

 

Важным условием организации образовательного пространства является соблюдение требований к дидактическим средствам обучения, тифлосредствам и прочим материалам в соответствии с ФГОС  для обучающих с 4.2.

      Образовательное пространство: большой просторный кабинет; хорошая освещенность; личная парта для каждого ученика; общий стол для групповых занятий. Отсутствие острых углов в помещении. Отсутствие опасных порогов в помещении. Наличие шкафов для хранения оборудования и тифлосредств. Наличие отдельного стола для учителя.  Проходы между рядами парт свободные.

      Оборудование: компьютерное обеспечение, карточки,  столовая в школе, учебный класс.

 

4. ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО

КУРСА

Метапредметные результаты:  

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;  

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,  классификации по  родовидовым признакам,  установления  аналогий  и  причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 

 определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной  деятельности,  адекватно  оценивать  собственное  поведение  и  поведение окружающих;  

овладение  умением сотрудничать  с педагогом и  сверстниками при решении учебных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;  

 уметь рассказывать другим  людям о себе, делая это достаточно подробно и  обстоятельно в ситуациях первого знакомства и последующего личностного общения; 

вступать в контакт со взрослыми людьми, сверстниками,  незнакомым человеком.  

анализировать поступки и поведение взрослых в различных коммуникативных ситуациях;  

установить взаимосвязь между поступками и чертами характера человека;  

уметь контролировать своё поведение; 

правильно употреблять слова приветствий и благодарности;  

анализировать особенности  своего поведения и поступков при  общении  с партнёром 

противоположного пола;  

Предметные результаты:  

умение рассказать о своих эмоциональных состояниях под влиянием природных явлений; 

умение отвечать на вопросы, имитировать жесты, движения тела, пальцев рук; 

умение уместно употреблять различные словесные формы приветствия и прощания 

уметь описывать назначение различных частей   тела, внешность при создании образа «Я».  

понимать значение своей внешней привлекательности и стараться  её поддерживать; 

распознавать    свои     черты    характера,    которые    делают    их    индивидуальными       и

неповторимыми; 

описать свои чувства и желания;  

 

видеть себя со стороны: свой внешний облик, манеры поведения;  

 

усвоить понятия об положительных и отрицательных чертах характера;  

 

осознать себя как личность, индивидуальность;  

 

изучить основные приёмы релаксации;  

 

владеть выразительными средствами родного языка;  

знать правила хорошего тона, вести вербальную коммуникативную деятельность;  

научиться следить за своей внешностью и манерой держаться;  

умение применять в речи соответствующие слова и обороты 

знать правила поведения в коллективе; 

умение соблюдать правила поведения во время разговора.

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

 

1.                  Денискина В.З. Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушением зрения. – Москва: «ИПТК  «Логос» ВОС», 2008.

2.                  Замашнюк Е.В. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 3-4 вида: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, 2012.

3.                  Плаксина Л.И. Социально-бытовая ориентировка: Программа специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения: 3 и 4 вида.- М.: «Город», 1999.

4.                  Смирнова Е.Ю., Панова Н.В. Уроки социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 3 и 4 вида.- М.: «Владос», 2012.

5.                  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «Особому» ребенку.- Санкт-Петербург: «Институт специальной педагогики и психологии»,1998.

6.                  Мирский С.П. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: Книга для учителя. – Москва: «Просвещение»,  1992.

 

 

Посмотрите также