Рабочая программа по развитию коммуникативной деятельности учащихся 1-4 класса (вариант 4.2)
Оценка 4.8

Рабочая программа по развитию коммуникативной деятельности учащихся 1-4 класса (вариант 4.2)

Оценка 4.8
pdf
1 кл—4 кл
24.05.2020
Рабочая программа по развитию коммуникативной деятельности учащихся 1-4 класса (вариант 4.2)
Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие коммуникативной деятельности» разработана на основе АООП НОО для слабовидящих обучающихся в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, вариант 4.2, программа составлена с учетом материалов «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида» под ред. Л.И. Плаксиной (1999г.), с учетом психо-физических возможностей детей с ОВЗ и рекомендаций специалистов, прописанных в заключении ПМПК. Темы программы могут использоваться в индивидуальной работе с учащимися.
развитие коммуникат деят 4_2.pdf

 

 

 

  

Рабочая программа

по развитию коммуникативной деятельности учащихся 1-4 класса

(вариант 4.2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог

 Попкова Ирина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Город Новосибирск

Содержание

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................................................................. 3

1.1.ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ............................................................. 3

1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА........................................................ 3

1.3.ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.................................. 3

1.4. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА............................... 4

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА................................................................. 4

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ .........

«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»........................................................................................ 16

4. ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ........

КУРСА.............................................................................................................................................................. 16

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:........................................................................................ 17

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие коммуникативной деятельности» разработана на основе АООП НОО для  слабовидящих обучающихся в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ, вариант 4.2, программа составлена с учетом материалов «Программы специальных (коррекционных)  образовательных учреждений IV вида» под ред. Л.И. Плаксиной (1999г.), с учетом психо-физических возможностей детей с ОВЗ и рекомендаций  специалистов, прописанных в заключении ПМПК. Темы программы могут использоваться в индивидуальной работе с учащимися.

1.1.ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Образовательно-коррекционная работа в школе позволяет обучающемуся освоить специальные умения и навыки, повышающие его коммуникативные возможности, увеличивать свои компенсаторные, адаптационные возможности в условиях коррекционной деятельности. Цели:

1.                  Достижение максимально возможных положительных результатов в коммуникативной деятельности учащихся.

2.                  Практическая подготовка детей с нарушенным зрением к самостоятельной жизни в современных условиях.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

              развитие навыков коммуникации для установления контактов с окружающими;  

              обогащение представлений о себе и своих возможностях;  

              формирование образов окружающих людей;  

              формирование и развитие вербальных и невербальных средств общения и расширение социального опыта;  

              развитие межличностной системы координат "слабовидящий - нормально видящий".  

1.2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Коррекционный курс «Развитие коммуникативной деятельности» является неотъемлемой частью коррекционного процесса в обучении слабовидящих  учащихся с вариантом 4.2. 

Важную роль в  разработке  коррекционного  курса выполняет диагностика детей, которая выявляет психофизические особенности учащихся, их возможность восприятия  изучаемого программного материала. 

Развитие коммуникативной деятельности  –  это практический курс  обучения  слабовидящих школьников основам коммуникации. Содержание предлагаемых разделов предусматривает развитие у слабовидящих обучающихся необходимых знаний, умений и навыков  вербального  и  невербального  общения  для  успешной  социализации  и  интеграции  в общество.

Исходя из возможностей учащихся, необходимо применять поэтапное обучение умениям и навыкам.  

Прохождение отдельных разделов программы предполагает определенную свободу учителя в организации времени занятий: допускается объединение двух или нескольких занятий в одно, если это необходимо. Поэтому количество часов, выделяемое на изучение каждой темы, является приблизительным.

Основной организационной формой развития коммуникативной деятельности является коррекционное занятие.

 

1.3.ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Федеральный государственный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья определяет коррекционную деятельность как неотъемлемую часть образовательного процесса.  Коррекционно-развивающие занятия по социально-бытовой ориентировке являются составной частью этой деятельности.  Занятия проводятся после уроков, в групповой, подгрупповой или индивидуальной форме. Продолжительность коррекционного занятия не более – 30 минут, 1-4 класс по 0,5 часа в неделю.

1.4. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

                    формирование  самооценки  с  осознанием  своих  возможностей  в  учении,  способности адекватно судить о причинах своего успеха  (неуспеха) в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех; 

                    формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;  

                    овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 

                    владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; 

                    умение владеть приемами общения в различных жизненных и поведенческих ситуациях; 

                    принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.  

                    способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 

                    формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 

                    уметь осуществлять самоконтроль над своими желаниями.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

1 класс 

I.                Общение и его роль в жизни человека.  

Общение в жизни человека.  Человек как адресат и адресант общения. Нормы и правила общения.  Средства речевого и неречевого общения. Виды взаимодействия с партнёром по общению.

Ситуации общения. Роль слуха, речи, зрения, движений в общении. 

II.             Формирование образа человека.  

Формирование образа о себе. Развитие психо-моторного образования «схема тела». Обогащение опыта самовыражения. Формирование образа другого человека. Имя человека. Внешний  облик  человека. Взгляд. Речь и  голос  человека. Эмоции  человека  (базовые эмоции) и их экспрессивное выражение. Движения и действия человека в ситуации общения. Образ  человека  в  соответствии  с  его  деятельностью  и  родом  занятий. Обогащение опыта восприятия и понимания партнера по общению.  

III.          Формирование коммуникативной грамотности.  

Развитие  знаний и умений в области невербальной коммуникации. Формирование представлений о мимических, пантомимических, интонационных средствах невербального общения. Ознакомление с фонациональными (темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз), с  кинетическими  (жесты,  поза,  мимика) невербальными  средствами.  Взгляд  как средство  коммуникации.  Развитие  двигательно-мышечного компонента  невербальных средств общения. Развитие  эмоционального компонента невербальных средств. Развитие гностического компонента невербальных  средств  общения.  Развитие  знаний  и  умений  в области вербальной коммуникации. Формирование знаний о средствах речевой коммуникации: слово, предложение. Повышение речевой культуры. Формирование представлений о диалоге как форме речевого общения. Развитие основ риторики. Развитие способности выразить свои мысли, чувства, идеи, способности понимать, что было сказано или сделано для тебя. Формирование умения продуцировать и интерпретировать невербальные и вербальные средства общения.  

IV.          Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия.  

Формирование умений привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению, к другому человеку, предлагать и вступать во взаимодействие, предлагать, брать предметы и др. 

Совершенствование пространственных, предметно-пространственных, социально-бытовых представлений и умений, актуальных для социального взаимодействия с партнером по общению.  Развитие  координации  совместных  с партнером действий. Развитие контролирующей и регулирующей роли зрения в совместных с партнерах действиях. 

V.            Формирование  компенсаторных  способов  устранения  коммуникативных  трудностей.  

Развитие зрительного и слухового  восприятия как способа ориентации в коммуникативной  ситуации. Формирование  умений моделировать ситуацию  общения. Развитие  эмпатии, самоконтроля. Развитие способности к координации очерёдности высказываний. Развитие регулирующей функции эмоций в процессе общения. Формирование речевых моделей. Формирование представлений о нормах поведения в определенных ситуациях.  

VI.          Общение и его роль в жизни человека.  

Общение в жизни человека.  Человек как адресат и адресант общения. Нормы и правила общения.  Средства речевого и неречевого общения. Виды взаимодействия с партнёром по общению.

Ситуации общения. Роль слуха, речи, зрения, движений в общении. 

VII.       Формирование образа человека.  

  Формирование образа о себе. Развитие психо-моторного образования «схема тела». Обогащение опыта самовыражения. Формирование образа другого человека. Имя человека. Внешний  облик  человека. Взгляд. Речь и  голос  человека. Эмоции  человека  (базовые эмоции) и их экспрессивное выражение. Движения и действия человека в ситуации общения. Образ  человека  в  соответствии  с  его  деятельностью  и  родом  занятий. Обогащение опыта восприятия и понимания партнера по общению.  

VIII.    Формирование коммуникативной грамотности.  

  Развитие  знаний и умений в области невербальной коммуникации. Формирование представлений о мимических, пантомимических, интонационных средствах невербального общения. Ознакомление с фонациональными (темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз),    с  кинетическими  (жесты,  поза,  мимика)  невербальными  средствами.  Взгляд  как средство  коммуникации.  Развитие  двигательно-мышечного  компонента  невербальных средств общения. Развитие  эмоционального компонента невербальных средств. Развитие гностического  компонента  невербальных  средств  общения.  Развитие  знаний  и  умений  в области вербальной коммуникации. Формирование знаний о средствах речевой коммуникации: слово, предложение. Повышение речевой культуры. Формирование представлений о диалоге как форме речевого общения. Развитие основ риторики. Развитие способности выразить свои мысли, чувства, идеи, способности понимать, что было сказано или сделано для тебя. Формирование умения продуцировать и интерпретировать невербальные и вербальные средства общения.  

IX.          Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия.  

  Формирование умений привлечь внимание к себе, к предмету, к явлению, к другому человеку, предлагать и вступать во взаимодействие, предлагать, брать предметы и др. Совершенствование  пространственных,  предметно-пространственных,  социально-бытовых представлений и умений, актуальных для социального взаимодействия с партнером  по  общению.  Развитие  координации  совместных  с  партнером  действий. Развитие  контролирующей и регулирующей роли зрения в совместных с партнерах действиях. 

X.            Формирование  компенсаторных  способов  устранения  коммуникативных  трудностей.  

Развитие  зрительного и  слухового  восприятия  как  способа  ориентации  в коммуникативной  ситуации. Формирование  умений  моделировать  ситуацию  общения.  Развитие  эмпатии, самоконтроля. Развитие способности к координации очерёдности высказываний. Развитие регулирующей функции эмоций в процессе общения. Формирование речевых моделей. Формирование представлений о нормах поведения в определенных ситуациях.  

 

Курс "Развитие коммуникативной деятельности» для слабовидящих обучающихся 1 дополнительного класса представлен шестью разделами.  Раздел 1. Общение с внешним миром. 

Раздел 2. Мои чувства и желания. 

Раздел 3. Образ жизни. 

Раздел 4. Общение с друзьями. 

Раздел 5. Общение со взрослыми. 

Раздел 6. Культура общения (этикет).   Раздел 1. Общение с внешним миром. 

Цель: познакомить слабовидящего обучающегося с окружающим его миром и научить способности ориентироваться  в нем. Занятия этого раздела помогают установить  взаимосвязи  человека,  животного  и  растительного мира, выявляют способности  общения  с  окружающей природой.  

Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение слабовидящих детей между собой и со взрослыми. Язык движений лежит и  в основе общения животных. Выразительные  движения   животных позволяют нам  понимать их. Наблюдая за повадками  животных и обучаясь  их понимать, можно использовать их  язык движений и голосовых реакций при обучении слабовидящих детей.  

Раздел 2. Мои чувства и желания. 

Цель:  научить  обучающихся  понимать  свои  индивидуальные  и  эмоционально-личностные особенности, а также эмоциональное состояние   человека по выражению лица, мимике, жестам и позам во время  общения. 

Занятия  этого  раздела  помогут  обучающимся  научиться    способности  осознавать  свои чувства и эмоции и владеть ими, научиться  установлению визуального контакта с собеседниками,  способности  ориентироваться  в  пространстве,  умению  держать  позу,  выражать свои просьбы, чувства и настроения адекватной мимикой, жестом, движением.    

Раздел 3. Образ жизни. 

Цель:  воспитание  этических  норм  поведения  в  различных  жизненных  ситуациях, умение  соотносить  особенности  своего  поведения  с  определенными  чертами  характера, умение давать оценку хорошим и дурным  привычкам, обучение добрым делам и поступкам. 

Раздел 4. Общение с друзьями. 

Цель:  развитие  умения  и  необходимости  общения  со  сверстниками,  друзьями,  способности сосуществования и сотрудничества, проявление заботы и внимания друг к другу. Занятия  способствуют  умению выработать положительное или  отрицательное отношение к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях.  

Раздел 5. Общение со взрослыми. 

Цель:  помочь  слабовидящим  обучающимся,  используя  специальные  приемы,  устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними; уметь находить выход в незнакомых ситуациях; развивать социальные навыки в семье и в различны ситуациях межличностного взаимоотношения с другими,  знакомыми и незнакомыми людьми.     

Правила поведения  и общения со взрослыми усваиваются  не только в школе, но и в различных ситуациях на улице, в транспорте, в магазине, в театре и других общественных местах.  

Раздел 6. Культура общения (этикет). 

Цель: научить слабовидящих детей формам вежливого общения между людьми, правилам этикета в процессе разговора с собеседниками по телефону с использованием вербальных  и  невербальных  средств  общения;  развивать  культуру  поведения  за  столом,  на улице и в других жизненных ситуациях.  

Основные виды учебной деятельности учащихся: 

Общение – процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации. 

Умение общаться подразумевает: 

-                      осознание того,   что каждый имеет право выражать свои мысли и чувства, не нарушая права собеседника;   

-                      понимание собственных и чужих желаний, чувств и мыслей; 

-                      ясное и непосредственное выражение мыслей и чувств; 

-                      понимание двухканальности  процесса общения: роли говорения и слушания других. 

Выразительные движения. Любой эмоциональной реакции,  любому  эмоциональному состоянию  присущи характерные моторные проявления (мимика, пантомимика).

Мимика – выразительные движения мышц лица. Улыбка – человек радуется.  Сдвинутые брови – сердится. Взгляд может быть прямой, потупленный, доверчивый, хмурый, вопрошающий, испуганный.  

Жесты – указывающие, показывающие, подчеркивающие.  

Пантомимика – это осанка и поза. Отрицательные эмоции съёживают фигуру, положительные  развёртывают. Голова может быть  поставлена прямо, быть склоненной на бок, втянутой в плечи,  откинутой назад. Позы бывают естественными, искусственными, скованными. Дети с бедной пантомимикой не в состоянии четко выразить своё эмоциональное состояние. Это затрудняет процесс коммуникации.  

Сопереживание – заботливое и сочувственное отношение к другим. Нужно научить детей думать о том, какое влияние на собеседника могут оказать его поведение и словесные высказывания. 

Самоконтроль – умение  владеть собой, анализировать  ситуацию, не  унижать и не  обижать

других.  

 

 

Курс  "Развитие коммуникативной деятельности» для  слабовидящих обучающихся 2 класса представлен шестью разделами.

Раздел 1. Общение с внешним миром. 

Раздел 2. Мои чувства и желания. 

Раздел 3. Образ жизни. 

Раздел 4. Общение с друзьями. 

Раздел 5. Общение со взрослыми. 

Раздел 6. Культура общения (этикет).  

 

Раздел 1. Общение с внешним миром. 

Цель: познакомить слабовидящего обучающегося с окружающим   его миром и научить способности ориентироваться  в нем.  

Занятия  этого раздела помогают  установить  взаимосвязи  человека,  животного  и  растительного мира, выявляют способности  общения  с  окружающей природой.             Неумение правильно  выразить  свои чувства,  скованность, неловкость или   неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет  общение слабовидящих детей между собой  и  со  взрослыми. Язык    движений    лежит  и    в  основе  общения животных. Выразительные  движения   животных позволяют нам  понимать их. Наблюдая за повадками  животных и обучаясь  их понимать, можно использовать их  язык движений и голосовых реакций при обучении слабовидящих детей.  

Раздел 2. Мои чувства и желания. 

Цель:  научить  обучающихся  понимать  свои  индивидуальные  и  эмоционально-личностные особенности, а также эмоциональное состояние   человека по выражению лица, мимике, жестам и позам во время  общения. Занятия  этого  раздела  помогут  обучающимся  научиться    способности  осознавать  свои чувства и эмоции и владеть ими, научиться   установлению визуального контакта с собеседниками,  способности  ориентироваться  в  пространстве,  умению  держать  позу,  выражать свои просьбы, чувства и настроения адекватной мимикой, жестом, движением.    

Раздел 3. Образ жизни. 

Цель:  воспитание  этических  норм  поведения  в  различных  жизненных  ситуациях, умение  соотносить  особенности  своего  поведения  с  определенными  чертами  характера, умение давать оценку хорошим и дурным  привычкам, обучение добрым делам и поступкам. 

Раздел 4. Общение с друзьями. 

Цель:  развитие  умения  и  необходимости  общения  со  сверстниками,  друзьями,  способности сосуществования и сотрудничества, проявление заботы и внимания друг к другу. Занятия    способствуют  умению  выработать  положительное  или  отрицательное отношение  к поступкам окружающих в различных жизненных ситуациях.  

Раздел 5. Общение со взрослыми. 

Цель:  помочь  слабовидящим  обучающимся,  используя  специальные  приемы,  устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми, находить общий язык с ними; уметь находить выход в незнакомых ситуациях; развивать социальные навыки в семье и в различны ситуациях межличностного взаимоотношения с другими,  знакомыми и незнакомыми людьми.     

Правила поведения  и общения со взрослыми усваиваются  не только в школе, но и в различных ситуациях на улице, в транспорте, в магазине, в театре и других общественных местах.  

Раздел 6. Культура общения (этикет).

Цель: научить слабовидящих детей формам вежливого общения между людьми, правилам этикета в процессе разговора с собеседниками по телефону с использованием вербальных  и  невербальных  средств  общения;  развивать  культуру  поведения  за  столом,  на улице и в других жизненных ситуациях.  

Основные виды учебной деятельности обучающихся: Общение – процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации. 

Умение общаться подразумевает: 

-                      осознание того, что каждый имеет право выражать свои мысли и чувства, не нарушая права собеседника;   

-                      понимание собственных и чужих желаний, чувств и мыслей; 

-                      ясное и непосредственное выражение мыслей и чувств; 

-                      понимание двухканальности  процесса общения: роли говорения и слушания других. 

Выразительные  движения. Любой эмоциональной реакции, любому  эмоциональному состоянию  присущи характерные моторные проявления (мимика, пантомимика). Мимика – выразительные движения мышц лица. Улыбка – человек радуется.  Сдвинутые брови – сердится. Взгляд может быть прямой, потупленный, доверчивый, хмурый, вопрошающий, испуганный.  Жесты – указывающие, показывающие, подчеркивающие. Пантомимика – это осанка и поза. Отрицательные эмоции съёживают фигуру, положительные  развёртывают. Голова может быть  поставлена прямо,  быть  склоненной  на  бок, втянутой в плечи, откинутой назад. Позы бывают естественными, искусственными, скованными. Дети с бедной пантомимикой не в состоянии четко выразить своё эмоциональное состояние. Это затрудняет процесс коммуникации. Сопереживание – заботливое и сочувственное отношение к другим. Нужно научить детей думать о том, какое влияние на собеседника могут оказать его поведение и словесные высказывания. Самоконтроль – умение владеть собой, анализировать  ситуацию, не  унижать и не  обижать других.  

 

Содержание коррекционно-развивающего курса «Развитие коммуникативной деятельности» в 3 классе имеет 5 разделов:  

Общение и его роль в жизни человека. 

Формирование образа человека. 

Формирование коммуникативной грамотности. 

Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия. 

Формирование компенсаторных способов устранения  коммуникативных трудностей.

 

Содержание  раздела «Общение  и  его роль в жизни  человека»  направлено  на формирование у ребенка положительного отношения к миру, к себе и окружающим людям (родителям, педагогам,  сверстникам); формирование представлений о речевом и неречевом (мимика, жесты, позы, взгляды) общении; развитие умения использовать нарушенное зрение и  слух  для  ориентации  в  коммуникативной  ситуации;  определять  внешний  вид  человека, наиболее характерные позы, жесты, мимику, пантомимику, используя осязательные навыки. 

Обучающиеся приобретают и расширяют опыт выражения собственных эмоциональных состояний, приобретенный в предыдущих классах, учатся осознавать роль общения  в жизнедеятельности человека, осваивают нормы и правила общения.  

Содержание раздела «Формирование образа человека» направлено на расширение представлений о себе, расширение  и обогащены  представления  о  своем  теле,  качествах характера,  формирование представления о своих умениях и возможностях. Обучающиеся продолжают  знакомиться  с  базовыми  эмоциями,  учатся  правильно  применять  движения  и действия  в  ситуации  общения;  расширяют  опыт  восприятия  и  понимания  партнера  по общению.  

Содержание раздела  «Формирование коммуникативной грамотности»   направлено на    приобретение  и  развитие  практических  навыков  коммуникации  и  их  реализацию посредством вербальных и невербальных средств общения; формирование умения оценивать результативность  общения,    развитие  и  совершенствование  основных  речевых  форм общения;   развитие    грамотно оформленной речи, использование  темпа,  тембра,  громкости речи,  пауз,  поз  и мимики  в  игровой  и  учебной  деятельности,  умение  принимать  участие  в беседе.  

Содержание  раздела «Формирование  знаний  и  умений  в  области  социального взаимодействия»  направлено  на  развитие  способности  вступать  в  процесс  общения  и поддерживать  его, овладение нормами и правилами поведения и реализации их в процессе общения,  усвоение  практических  навыков  социального  взаимодействия  в  разнообразных видах деятельности.

Развитие контролирующей и регулирующей роли зрения в совместных спартнером действиях. 

Содержание  раздела    «Формирование  компенсаторных  способов  устранения коммуникативных  трудностей»  направлено  на    развитие  возможностей  использования нарушенного зрения, сохранных анализаторов для ориентации в коммуникативной ситуации обучение  владению  монологической  и  диалогической  формами  речи;  умению  вступать  в процесс общения; формирование  и расширение представлений о  нормах речевого этикета в соответствии  с  конкретной  коммуникативной  ситуацией;  развитие  умения  формировать речевые модели и грамотно использовать их в ситуациях общения. 

В  3  классе  обучающиеся  развивают  навыки  коммуникативной  деятельности приобретенные  в  предыдущих  классах,  продолжают  приобретать  опыт  коммуникации практических навыков общения в разнообразных видах деятельности и ситуациях общения.  

 

Содержание коррекционно-развивающего курса «Развитие коммуникативной деятельности» в 4 классе имеет 5 разделов:   

Невербальное общение  

Вербальное общение 

Социальное взаимодействие 

Формирование  компенсаторных  способов устранения коммуникативных трудностей.  Конфликты и их последствия  

 

 

                1.         КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (17 ч)

1  класс

п/п

Тема                 занятия

Основное содержание

Основные виды деятельности учителя и учащихся

Кол-во часов

Дата

1

Диагностика

диагностирует учащихся по программным темам, а так же проверяет готовность детей к практической работе и выявляет психофизические особенности по восприятию изучаемого материала.

1

 

2

Общение      с внешним миром.  Времена года 

Дидактическая  игра «Какая  бывает  погода?» Педагог читает стихи о погоде в разное время года, а дети  показывают соответствующую картинку. Подвижная игра «Солнышко и дождик». Дети повторяют за педагогом слова стихотворения и соответствующие движения.

1

 

3

Общение                     с

внешним           миром 

Времена года

Беседа про погоду. Педагог  читает  стихотворение  И. 

Пивоварова «Едет солнце». Дети отвечают на вопросы. Подвижная  игра «Солнышко»

1

 

4

Общение внешним миром  Времена года

с

Рисование на  тему «Солнышко и тучка». Дети  рисуют  солнышко и тучку. Педагог рисует элемент и предлагает детям дорисовать его до получения  образа. Дети проводят линии в направлении «от себя», «к себе», дуги,  замкнутые,  петлеобразные линии.

1

 

5

Мои чувства желания.  

Я – сам.

и

Рисование «Я – в полный рост». Педагог просит учащихся нарисовать себя в полный рост и рассказать о результатах.

1

 

6

Мои чувства желания.  

Я – сам.

и

Беседа «Моё тело». Педагог предлагает учащимся  закончить словами одно из двух предложений,  выбрав свой вариант ответа.

 

 

7

Мои чувства желания.  

Я – сам.

и

Дидактическая        игра    «Мой портрет».       Дети рассматривают картинки с изображением детей разного роста и говорят, какими они считают себя  сейчас  и  какими хотят вырасти.

 

 

Образ жизни.  Что я умею.

Игра  «Я  думаю,  что смогу…».  Дети  рассматривают  сюжетные картинки  и  отвечают, что  умеют  делать  изображенные  персонажи. Педагог  предлагает  ответить,  что  лучше  всего умеют делать дети.

1

 

9

Образ жизни.  Что я умею.

Игра-рисование  «Мои таланты».  Педагог предлагает  ученикам подумать, есть ли у них таланты.  Предлагает  нарисовать  ,  что  ещё можно делать хорошо.

1

 

10

Общение        с друзьями. 

Приветствуем друг друга.

Беседа о вежливости.

1

 

11

Общение        с друзьями. 

Приветствуем друг друга. 

Игра «Волшебный мяч». Учащиеся бросают друг  другу мяч, называя своё имя и приветствуя  ученика, которому брошен мяч. Игра «Давайте  поздороваемся».   

1

 

12

Общение        со взрослыми. 

 

Игра «Зеркало». Дети – зеркала, водящий. Зеркала  отражают движения водящего. Подвижная игра  «Узнай, кто. Ученик должен с закрытыми глазами узнать, кто это?

1

 

13

Общение        со взрослыми. 

Игра  «Расскажи  стихи руками». Педагог читает  стихотворение,  ученики  выполняют  движения.

1

 

14

Культура общения.   Поведение во время разговора.

Беседа «Как вести себя во время разговора».  Игра  «Пожалуйста». Учащиеся  повторяют упражнения,  если  педагог  говорит  слово «пожалуйста».

1

 

15

Культура общения.   Поведение во время разговора.

Беседа - инсценировка на тему «Вежливая просьба».  Педагог предлагает ученикам инсценировать  ситуации, в которых необходимо употребить формы  вежливого обращения.  

1

 

16

Культура общения.   Поведение во время разговора.

Упражнение «Обыкновенное здравствуйте»Педагог  предлагает поприветствовать  разных людей.

1

 

17

Диагностика  коммуникативных умений. 

Учебно-речевые  ситуации.

1

 

 

2  класс 

п/п

Тема занятия Основное содержание

Основные виды деятельности учителя и учащихся

Кол-во часов

Дата

1

Диагностика  коммуникативных умений.  

Наблюдение,  анкетирование,  беседа,  учебно-речевые ситуации.

1

 

2

Общение        с             внешним миром. 

Путешествие в лес.

Дидактическая  игра «Путешествие в лес» Педагог  читает произведение о лесе. Рассматривание  картинок. Слушание  «голоса  леса»,  «музыки  леса». Рисование леса.

1

 

3

Общение        с             внешним миром. 

Путешествие в лес.

Подвижная  игра  «У медведя во бору».  Подвижная  игра  «Заинька».

1

 

4

Общение        с             внешним миром. 

Путешествие в лес.

Дидактическая игра «Дорисуй  предмет». Педагог  рисует  элемент  и  предлагает  детям  дорисовать  его  до образа  растения  или животного.

1

 

5

Мои чувства и желания. 

Упражнение          «Зеркало».      Составление

1

 

 

Я – сам.

рассказа Моё лицо».  

 

 

6

Мои чувства и желания.  Я – сам.

Игра «Части тела». Педагог, обучая ребенка  умываться или одеваться, называет части тела и  просит называть их детей.

1

 

7

Мои чувства и желания.  Я – сам.

Игра  «Веселые  пальчики».  Педагог  читает потешку    и  выполняет движения  пальчиками Дети  повторят  движения.  

1

 

Образ жизни.  Что я умею.

Рисование на тему «Что я могу делать». Педагог  предлагает нарисовать то, что больше всего любят делать дети. Ученики рассказывают о своих любимых занятиях.  

1

 

9

Образ жизни.  Что я умею.

Упражнение «Преодоление трудностей». Ребёнок  вводится в зону ближайшего развития своих  возможностей.

1

 

10

Общение с друзьями.  Приветствуем           друг друга.

Беседа о том, как люди приветствуют  друг друга

1

 

11

Общение с друзьями.  Приветствуем           друг друга.

Беседа                        «Приветствуй             вежливо                     и  дружелюбно».  

1

 

12

Общение со взрослыми.  Про меня и мою семью.

Беседа «Моя семья».

1

 

13

Про меня и мою семью

Беседа  «Семейная  фо- тография»

1

 

14

Культура общения.  

Поведение     во             время разговора.

Игра  «Словарь  вежливых  слов».  Педагог просит  выслушать стихотворные  строчки и  продолжить  их  нужным словом.

1

 

15

Культура общения.  

Поведение     во             время разговора.

Этюд  «Вежливая внучка  (внук).    Педагог  предлагает  произнести  диалог  воспитанной  внучки,  используя вежливые слова, жесты, мимику.

1

 

16

Культура общения.  

Поведение     во             время разговора.

Сюжетная  игра «В магазине».  Дети  распределяют роли кассира и покупателя.  Обыгрывается  ситуация  покупки  и  расчета  с  кассиром.  

1

 

17

Диагностика  коммуникативных  умений. 

Учебно-речевые  ситуации.

1

 

 

3  класс

п/п

Тема занятия Основное содержание

Основные      виды   деятельности             учителя             и учащихся

Кол-во часов

Дата

1

Роль  общения  в  жизни человека

Выполняют учебную задачу занятия; характеризуют роль общения в жизнедеятельности  человека; приводят простейшие примеры общения (человек-человек, человек-информация, человек- природа);  используют основные нормы и правила общения; применят основные нормы и правила общения; описывают ситуации общения; понимают роль зрения, слуха, речи в ситуациях общения; отвечают  на  итоговые  вопросы  и оценивают  свои  достижения  на занятии.

1

 

 

2

Как мы общаемся

 

Выполняют учебную задачу занятия; характеризуют речевое и неречевое общение; приводят простейшие примеры речевого и неречевого общения; используют зрительное восприятие для обследования моделей мимики, жестов и позы человека; развивают собственный опыт речевого и неречевого общения; отвечают  на  итоговые  вопросы  и оценивают  свои  достижения  на занятии.

1

 

3

Образ            человека движение

и

Выполняют учебную задачу занятия; читают  рисунки  человека  на наглядных пособиях; знают «схему тела»; 

моделируют  наиболее  характерные ,воспринимают  схему  собственного тела; самостоятельно  воспроизводят наиболее характерные движения;  отвечают  на  итоговые  вопросы  и оценивают  свои  достижения  на занятии.

1

 

4

Выражение  эмоциональных состояний человека

 

Выполняют учебную задачу занятия; самостоятельно  обследуют  по алгоритму  объемную  модель  схемы лица; различают черты собственного лица; используют  приемы  зрительного восприятия  основных  эмоций человека, выраженных мимикой; воспринимают  и  воспроизводят базовые мимические

движения; читают  изображение базовых эмоций  человека  на  наглядных пособиях; самостоятельно  воспроизводят базовые характерные жесты; отвечают  на  итоговые  вопросы  и оценивают  свои  достижения  на занятии.

1

 

5

Выражение  эмоциональных состояний  человека  и движение

Выполняют учебную задачу занятия; знают внешний облик человека; используют приемы обследования основных пропорциональных отношений фигуры человека; моделируют наиболее характерные эмоциональные движения; читают основные эмоциональные движения человека ; понимают и воспроизводят основные (базовые) эмоции человека;   знают и воспроизводят основные движения и действия человека в ситуации общения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

1

 

6

Эмоции        как           средства общения

Выполняют учебную задачу занятия; знают базовые эмоции; знают названия базовых эмоций; воспринимают эмоции посредством зрения и  тактильно-осязательного восприятия; самостоятельно  воспроизводят базовые эмоции; отвечают на  итоговые  вопросы  и оценивают  свои  достижения  на занятии.

1

 

7

Средства  невербальной  коммуникации: пантомимика

Выполняют учебную задачу занятия; Применяют невербальные средства коммуникации; выделяют выразительные движения индивида (изменения в походке,

1

 

 

 

 

осанке, жестах, позах); самостоятельно приводят примеры проявления невербальных средств коммуникации при общении; воспринимают,  анализируют  и выполняют  жестовые  и пантомимическме  движения; отвечают  на  итоговые  вопросы  и оценивают  свои  достижения  на занятии.

 

 

Средства невербальной коммуникации: мимика, взгляд и выражение лица. 

 

Выполняют учебную задачу занятия; владеют представлениями о кинетических средствах невербального общения (жесты, поза, мимика); воспринимают  базовые  мимические движения; называют  базовые  мимические состояния; воспроизводят  базовые  мимические движения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

1

 

9

Средства  невербальной коммуникации:  фонационные средства общения

Выполняют учебную задачу занятия; развивают представления об интонационных средствах невербального общения; понимают возможности интонации и характеристики голоса; знают  возможности темпа, тембра, громкости речи, заполнения пауз как средств невербальной коммуникации; отрабатывают  практические  навыки воспроизведения различного  тембра голоса  в  конкретных ситуациях общения

(моделирование  ситуаций общения); 

воспроизводят  различный  уровень громкости  речи  (моделирование ситуаций общения); отвечают  на  итоговые  вопросы  и оценивают  свои  достижения  на занятии.

1

 

10

Средства        вербальной коммуникации

Выполняют учебную задачу занятия развивают знания и умения в области вербальной коммуникации; имеют представление о речи как вербальном средстве коммуникации совершенствуют свою речь, знают правила русского языка; преодолевают боязнь установления контактов с другими людьми; приводят примеры проявления вербальных средств коммуникации при общении;  

1

 

11

Речь как способ обмена  информацией

Выполняют учебную задачу занятия; Развивают представления о диалоге как форме речевого общения;  осваивают основные речевые формы общения;  развивают умение точно употреблять слова,  развивают     умение           правильного             построения фразы, ее доходчивости, выразительности и доступности    для             понимания     собеседника; 

правильно произносят звуки и слова; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

1

 

12

Речь    как      способ  воздействия  на собеседника

Выполняют учебную задачу занятия; развивают представления о диалоге как форме речевого общения; 

осваивают основные речевые формы общения;  развивают умение грамотно использовать 

1

 

 

 

 

речевые  звуковые явления  (темп  речи,  тональность голоса, тембр и т.д.); развивают умение грамотно использовать во время общения, бесед собственные движения, собственное поведение и мимику; развивают умение правильного построения фразы, ее доходчивости выразительности и доступности для понимания собеседника;  отвечают  на  итоговые  вопросы  и оценивают  свои  достижения  на занятии.

 

 

13

Овладение приемами вербальной и

невербальной  коммуникации

Выполняют учебную задачу занятия; знают основные средства общения и уметь их применять; приобретают  опыт  восприятия  и понимания партнера по общению;  

приобретают  опыт  моделирования ситуаций общения;   развивают умения оценивать результативность  общения, освоение основных форм общения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

1

 

14

Овладение  приемами

невербальной  коммуникации: пантомимика

Выполняют учебную задачу занятия; знают выразительные движения индивида (изменения в походке, осанке, жестах, позах); самостоятельно приводят примеры проявления невербальных средств 

коммуникации при общении (моделирование ситуаций общения); выполняют жестовые и пантомимические движения (моделирование ситуаций общения); отвечают  на  итоговые  вопросы  и оценивают  свои  достижения  на занятии.

1

 

15

Овладение  приемами невербальной коммуникации: мимика, взгляд и выражение  лица.

Выполняют учебную задачу занятия; развивают  практические навыки использования мимики  и пантомимики как средств невербальной коммуникации; приобретают практический опыт применения мимики и жестов в конкретных ситуациях общения (моделирование ситуаций общения); воспроизводят базовые мимические движения (моделирование ситуаций общения); отвечают  на  итоговые  вопросы  и оценивают  свои  достижения  на занятии.

1

 

16

Трудности 

коммуникации                       и способы  ее  устранения. Развитие                         внимания,  памяти,          восприятия, мышления

Выполняют учебную задачу занятия; развивают  внимание,  память, восприятие,  мышление  для совершенствования  навыков коммуникации  в  процессе выполнения упражнений; моделируют  ситуации  устранения трудностей коммуникации; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

1

 

17

Развитие        речевой коммуникации 

 

Выполняют учебную задачу занятия; развивают речевую культуру; осваивают основные речевые формы общения (моделирование ситуаций общения); умеют использовать темп речи, тональность голоса, тембр в различных ситуациях общения; развивают практический

1

 

 

 

опыт  использования речевых форм общения; отвечают на итоговые вопросы и оценивают свои достижения на занятии.

 

 

 

4класс

п/п

Тема занятия Основное содержание

Колво часов

Дата

1

Формирование коммуникативной грамотности. Развитие  знаний  и  умений  в  области  невербальной  коммуникации.

1

 

2

Формирование  представлений о  мимических, антомимических, интонационных средствах невербального общения. Ознакомление с фонацией (темп, тембр, громкость речи, заполнение пауз)

1

 

3

Ознакомление с и кинетикой (жесты, поза, мимика) невербальных средств коммуникации. Взгляд как средство коммуникации.

1

 

4

Развитие двигательно-мышечного компонента невербальных средств общения. Развитие эмоционального компонента невербальных средств.

1

 

5

Формирование знаний о средствах речевой коммуникации:  слово, предложение. Речевая культура.

1

 

6

Формирование представлений о диалоге как форме речевого общения. Основы риторики.

1

 

7

Способности выражать свои мысли, чувства,   идеи, способности понимать, что было сказано или сделано для тебя. Умение продуцировать  и  интерпретировать  невербальные  и вербальные средства общения.

1

 

Социальное взаимодействие. Умение привлечь  внимание  к  себе,  к  предмету,  к явлению, к  другому  человеку.   

1

 

9

Умение предлагать  и  вступать  во  взаимодействие, брать  предметы  и  другое. Совершенствование пространственных, предметно- пространственных,  социально-бытовых представлений и умений, актуальных  для  социального  взаимодействия  с  партнером  по  общению.

1

 

10

Развитие координации совместных с партнером действий. Развитие контролирующей и регулирующей роли зрения в совместных с партнером действиях.

1

 

11

Формирование компенсаторных способов устранения коммуникативных трудностей. Развитие зрительного и слухового восприятия как способа ориентации в коммуникативной ситуации

1

 

12

Формирование          умений           моделировать            ситуацию       общения.             Эмпатия, самоконтроль.

1

 

13

Формирование речевых моделей. Способность к координации очерёдности высказываний.

1

 

14

Эмоции          в процессе      общения.        Представлений         о          нормах             поведения      в определенных ситуациях.

1

 

15

Конфликты и их последствия. Умение выслушать и понять собеседника Умение решать конфликтную ситуацию

1

 

16

Способы решения конфликтных ситуаций. Умение учитывать мнение и интересы собеседника

1

 

17

Итоговое занятие

1

 

 

 

 

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ

«СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА»

 

Важным условием организации образовательного пространства является соблюдение требований к дидактическим средствам обучения, тифлосредствам и прочим материалам в соответствии с ФГОС  для обучающих с 4.2.

      Образовательное пространство: большой просторный кабинет; хорошая освещенность; личная парта для каждого ученика; общий стол для групповых занятий. Отсутствие острых углов в помещении. Отсутствие опасных порогов в помещении. Наличие шкафов для хранения оборудования и тифлосредств. Наличие отдельного стола для учителя.  Проходы между рядами парт свободные.

      Оборудование: компьютерное обеспечение, карточки,  столовая в школе, учебный класс.

 

4. ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО

КУРСА

Метапредметные результаты:  

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;  

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,  классификации по  родовидовым признакам,  установления  аналогий  и  причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 

 определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной  деятельности,  адекватно  оценивать  собственное  поведение  и  поведение окружающих;  

овладение  умением сотрудничать  с педагогом и  сверстниками при решении учебных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;  

 уметь рассказывать другим  людям о себе, делая это достаточно подробно и  обстоятельно в ситуациях первого знакомства и последующего личностного общения; 

вступать в контакт со взрослыми людьми, сверстниками,  незнакомым человеком.  

анализировать поступки и поведение взрослых в различных коммуникативных ситуациях;  

установить взаимосвязь между поступками и чертами характера человека;  

уметь контролировать своё поведение; 

правильно употреблять слова приветствий и благодарности;  

анализировать особенности  своего поведения и поступков при  общении  с партнёром 

противоположного пола;  

Предметные результаты:  

умение рассказать о своих эмоциональных состояниях под влиянием природных явлений; 

умение отвечать на вопросы, имитировать жесты, движения тела, пальцев рук; 

умение уместно употреблять различные словесные формы приветствия и прощания 

уметь описывать назначение различных частей   тела, внешность при создании образа «Я».  

понимать значение своей внешней привлекательности и стараться  её поддерживать; 

распознавать    свои     черты    характера,    которые    делают    их    индивидуальными       и

неповторимыми; 

описать свои чувства и желания;  

 

видеть себя со стороны: свой внешний облик, манеры поведения;  

 

усвоить понятия об положительных и отрицательных чертах характера;  

 

осознать себя как личность, индивидуальность;  

 

изучить основные приёмы релаксации;  

 

владеть выразительными средствами родного языка;  

знать правила хорошего тона, вести вербальную коммуникативную деятельность;  

научиться следить за своей внешностью и манерой держаться;  

умение применять в речи соответствующие слова и обороты 

знать правила поведения в коллективе; 

умение соблюдать правила поведения во время разговора.

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 

 

1.                  Денискина В.З. Коррекционные занятия по социально-бытовой ориентировке в школах для детей с нарушением зрения. – Москва: «ИПТК  «Логос» ВОС», 2008.

2.                  Замашнюк Е.В. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях 3-4 вида: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, 2012.

3.                  Плаксина Л.И. Социально-бытовая ориентировка: Программа специального (коррекционного) общеобразовательного учреждения: 3 и 4 вида.- М.: «Город», 1999.

4.                  Смирнова Е.Ю., Панова Н.В. Уроки социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 3 и 4 вида.- М.: «Владос», 2012.

5.                  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «Особому» ребенку.- Санкт-Петербург: «Институт специальной педагогики и психологии»,1998.

6.                  Мирский С.П. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: Книга для учителя. – Москва: «Просвещение»,  1992.

 

 

Рабочая программа по развитию коммуникативной деятельности учащихся 1-4 класса (вариант 4

Рабочая программа по развитию коммуникативной деятельности учащихся 1-4 класса (вариант 4

Рабочая программа по развитию коммуникативной деятельности учащихся 1-4 класса (вариант 4.2)

Рабочая программа по развитию коммуникативной деятельности учащихся 1-4 класса (вариант 4.2)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие коммуникативной деятельности» разработана на основе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по коррекционному курсу «Развитие коммуникативной деятельности» разработана на основе

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Развитие способности к координации очерёдности высказываний

Развитие способности к координации очерёдности высказываний

Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение слабовидящих детей между собой и со взрослыми

Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение слабовидящих детей между собой и со взрослыми

Сопереживание – заботливое и сочувственное отношение к другим

Сопереживание – заботливое и сочувственное отношение к другим

Цель: научить слабовидящих детей формам вежливого общения между людьми, правилам этикета в процессе разговора с собеседниками по телефону с использованием вербальных и невербальных средств общения;…

Цель: научить слабовидящих детей формам вежливого общения между людьми, правилам этикета в процессе разговора с собеседниками по телефону с использованием вербальных и невербальных средств общения;…

Содержание раздела «Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия» направлено на развитие способности вступать в процесс общения и поддерживать его, овладение нормами и правилами…

Содержание раздела «Формирование знаний и умений в области социального взаимодействия» направлено на развитие способности вступать в процесс общения и поддерживать его, овладение нормами и правилами…

Мои чувства желания.

Мои чувства желания.

Диагностика коммуникативных умений

Диагностика коммуникативных умений

Культура общения. Поведение во время разговора

Культура общения. Поведение во время разговора

Выражение эмоциональных состояний человека

Выражение эмоциональных состояний человека

Средства невербальной коммуникации: мимика, взгляд и выражение лица

Средства невербальной коммуникации: мимика, взгляд и выражение лица

Овладение приемами вербальной и невербальной коммуникации

Овладение приемами вербальной и невербальной коммуникации

Развитие речевой коммуникации

Развитие речевой коммуникации

Конфликты и их последствия. Умение выслушать и понять собеседника

Конфликты и их последствия. Умение выслушать и понять собеседника

Я». − понимать значение своей внешней привлекательности и стараться её поддерживать; − распознавать свои черты характера, которые делают их индивидуальными и неповторимыми; − описать свои…

Я». − понимать значение своей внешней привлекательности и стараться её поддерживать; − распознавать свои черты характера, которые делают их индивидуальными и неповторимыми; − описать свои…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2020