Рабочая программа по развитию познавательных способностей (1-4)
Оценка 4.9

Рабочая программа по развитию познавательных способностей (1-4)

Оценка 4.9
docx
10.03.2022
Рабочая программа по развитию познавательных способностей (1-4)
РПС, рабочая программа.docx

Оглавление

 


Наименование раздела

Стр.

1

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ   ПРОГРАММЫ

3

 

1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

 

1.1.1.

Направленность программы

3

 

1.1.2

Актуальность программы

3

 

1.1.3.

Отличительные особенности программы

3

 

1.1.4.

Адресат программы

3

 

1.1.5.

Объем программы

3

 

1.1.6.

Формы обучения и виды занятий по программе

3

 

1.1.7.

Режим занятий

4

 

1.2.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

4

 

1.3.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

4-10

 

1.3.1

Учебный план

4

 

1.3.2.

Учебно-тематический план

4-6

 

1.3.3.

Содержание учебно–тематического плана

6-10

 

1.4.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

10-11

2.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО–ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

11-20

 

2.1.

Календарный учебный график

(сама таблица возможна либо в этом разделе, либо в приложении)

11-17

 

2.2.

Условия реализации программы

17-18

 

2.3.

Формы аттестации /контроля и оценочные материалы

18-19

 

2.4.

Методическое обеспечение программы

19-20

3

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

20-21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ   ПРОГРАММЫ

 

1.1.           Пояснительная записка

 

Рабочая программа дополнительного учебного курса «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» составлена основе авторской программы О.А. Холодовой с использованием   методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей». – Москва: РОСТ книга, 2008г. – с. 191 – 210.

 

1.1.1.                 Направленность программы. Программа имеет естественно-научную направленность.

 

1.1.2.                 Актуальность выбора программы определена следующими факторами: у обучающихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

 

1.1.3.      Отличительные особенности программы:

1. Определение видов    организации деятельности обучающихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения данного курса.

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

3. Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей», положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

6. При планировании содержания занятий  прописаны виды познавательной деятельности обучающихся по каждой теме.

 

1.1.4.                 Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся начальных классов  6 -11 лет. Группы формируются в соответствии с возрастом детей.

 

1.1.5.                  Объем программы: программа данного курса рассчитана на четыре года обучения, 144 часа.

1 год обучения- 36 ч

2 год обучения- 36 ч

3 год обучения- 36 ч

4 год обучения- 36 ч

 

1.1.6.                 Формы обучения и виды занятий по программе. Обучение очное. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для обучающихся начальных классов форме учебной игры, беседы с игровыми элементами, сюжетно-ролевых игр, викторин, игр-драматизации.         

Форма проведения занятий - групповая.

 

1.1.7.                  Режим занятий: 1 час в неделю, продолжительность занятий - 45 мин.

 

1.2.          Цель и задачи программы

 

Цель курса: развитие познавательных способностей обучающихся  на основе системы развивающих занятий.

Задачи курса:

-       развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

-       развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

-       развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

-       формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

-       развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;

-       формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

-       формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

 

1.3.  Содержание программы

 

1.3.1.  Учебный план

Класс

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов за год

1

1

36

2

1

36

3

1

36

4

1

36

 

1.3.2. Учебно-тематический план

1 класс

№ п/п

Тема

Количество часов

1.       

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

2 ч

2.       

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

5 ч

3.       

 Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

5 ч

4.       

Тренировка слуховой  памяти. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

5 ч

5.       

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

5 ч

6.       

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

5 ч

7.       

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

4 ч

8.       

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

5 ч

Итого:

36 ч

 

2 класс

 

№ п/п

Содержание

Количество часов

1.       

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

2 ч

2.       

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать

5 ч

3.       

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

5 ч

4.       

Тренировка памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

5 ч

5.       

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

5 ч

6.       

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

5 ч

7.       

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

4 ч

Итого:

36 ч

 

3 класс

 

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

2.

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

3.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

4.

Тренировка памяти. Совершенствование мыслительных операций.  Развитие умения решать нестандартные задачи.

5.

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

6.

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи.

7.

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

8.

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

Итого:

36 ч

                                                

4 класс

 

№ п/п

Содержание

Количество часов

1.       

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

5 ч

2.       

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

5 ч

3.       

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи..

5 ч

4.       

Тренировка памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

5 ч

5.       

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

5 ч

6.       

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

5 ч

7.       

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

6 ч

Итого:

36 ч

 

1.3.3. Содержание учебно–тематического плана

 

1 класс

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться  в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия  предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры  по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности  и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с   помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование  умения давать несложные определения понятиям.

 

2 класс

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объема, устойчивости, концентрации внимания.

Развитие памяти.  Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образ­ной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала. Тренировка избирательности запоминания.

Развитие речи. Развитие связной монологической речи. Обогащение словаря учащихся. Формирование умений работы с содержанием текстов (выделение главной мысли, постановка вопросов к тексту и умение находить на них отве­ты. Формирование умения понимать и объяснять смысл образных и крылатых выражений, пословиц и поговорок. Формирование умения ясно и четко изла­гать свои мысли, правильно строить предложения.

Развитие мышления. Учимся выделять признаки предметов. Выделение при­знаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам (загадки, опи­сание предметов). Упражнение в нахождении признаков разных предметов, жи­вотных, времен года. Описание признаков геометрических фигур. Описание предмета по его признакам. Выделение «лишнего» предмета в группе однород­ных предметов. Решение различных задач на нахождение «лишнего» среди предметов, чисел, слов, фигур.

Учимся сравнивать. Сравнение двух и более предметов. Выделение общих и существенных признаков. Нахождение черт сходства и отличия. Нахождение предметов с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, вкус и т.д.) Решение задач на сравнение чисел, слов предметов, фигур.

Учимся рассуждать и анализировать. Нахождение закономерностей в числах, фигурах, знаках. Продолжение ряда по закономерности. Поиск недостающих в рядах фигур. Поиск последовательности действий. Нахождение пропущенных чисел, фигур, элементов. Логические игры со счетными палочками. Нахожде­ние общего понятия для группы однородных предметов. Решение логических задач разных видов. Логические игры со счетными палочками. Решение ана­грамм, ребусов, кроссвордов.

 

3 класс

Задания повышенной сложности

Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для второклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Большое внимание, как и во втором классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяс­нению причин допущенных ошибок, обсуждению различных спо­собов поиска и выполнения того или иного задания.

Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

Логически-поисковые задания

В 3 классе предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

Развитие внимания. Материал, включенный в тетради на печатной основе, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Развитие памяти. Также в третьем классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность. Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

Развитие мышления. В целях развития логического мышления обучающимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.

В тетради на печатной основе включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

Развитие речи. Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.

 

4 класс

Задания повышенной сложности

Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач. Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.

Нестандартные задачи

Решение нестандартных задач формирует познавательную (активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.

Тренировка внимания  

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Тренировка слуховой памяти

Также в четвертом классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку. 

Тренировка зрительной памяти

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

Развитие мышления. Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.

К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведённых слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.

Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.

Развитие воображения.

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:

-          дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

-          выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

-          вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);

-          выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

-          выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;

-          деление фигуры на несколько заданных фигур и построе­ние заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

-          складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

         Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых  напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).

       В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

 

1.4.          Планируемые результаты

 

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования:

Личностных результатов:

-          формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

-          воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

-          развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

-          формирование духовных и эстетических потребностей;

-          воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

-          отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

 

Метапредметных результатов:

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями.

Регулятивные УУД

-          проговаривать последовательность действий на уроке;

-          учиться работать по предложенному учителем плану;

-          учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-          учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

-          ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-          делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-          добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

-          перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

-          уметь донести свою позицию до собеседника;

-          уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-          уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

-          учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

 

Предметных результатов:

-          развитие познавательных способностей обучающихся на основе системы развивающих занятий;

-         развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

-         развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

-         развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

-         формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

-         развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;

-         формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

-         формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

 

 

2.        КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО–ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

 

2.1. Календарный учебный график  (приложение)

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе  определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций  дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3).

 

Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий в неделю

1 класс

01.09.201

31.05.2022

36

36

1

2 класс

01.09.201

31.05.2022

36

36

1

3 класс

01.09.201

31.05.2022

36

36

1

4 класс

01.09.201

31.05.2022

36

36

1

 

1 класс

 

№ п\п

Тема занятия

Количество часов (рабочая

программа)

Дата

  1.  

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

 

  1.  

Развитие концентрации внимания.

Графический диктант.

 

  1.  

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант

 

  1.  

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

 

  1.  

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

 

  1.  

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

 

  1.  

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

 

  1.  

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

 

  1.  

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант

 

  1.  

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант.

 1ч

 

  1.  

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

 

  1.  

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

 

  1.  

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

 

  1.  

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

 

  1.  

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

 

  1.  

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант

 

  1.  

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

 

  1.  

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

 

  1.  

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

 

  1.  

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

 

  1.  

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

 

  1.  

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

 

  1.  

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант

 

  1.  

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

 

  1.  

Тренировка  слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

 

  1.  

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

 

  1.  

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

 

  1.  

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

 

  1.  

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

 

  1.  

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант

 

  1.  

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

 

  1.  

Тренировка  слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

 

  1.  

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

 

  1.  

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

 

  1.  

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

 

  1.  

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

 

 

Итого:

36    ч

 

 

2 класс

 

№ п\п

Тема занятия

Количество часов (рабочая

программа)

Дата

1

Тестирование. Уровень развития познавательных способностей.

 

2

Нестандартные задачи.

 

3

Распределение внимания. Абстрагирование.

 

4

Сравнение и обобщение. Нестандартные задачи.

 

5

Систематизация. Нестандартные задачи.

 

6

Проблемные ситуации. Нестандартные задачи

 

7

Творческое воображение.

 

8

Быстрота реакции. Нестандартные задачи.

 

9

Концентрация внимания. Анализ и синтез.

 

10

Распределение внимания. Абстрагирование.

 1ч

 

11

Сравнение и обобщение.

 

12

Систематизация. Нестандартные задачи.

 

13

Проблемные ситуации. Нестандартные задачи.

 

14

Творческое воображение. 

 

15

Быстрота реакции.  Нестандартные задачи.

 

16

Концентрация внимания. Анализ и синтез.

 

17

Промежуточная диагностика.

 

18

Сравнение и обобщение. Нестандартные задачи.

 

19

Систематизация. Нестандартные задачи.

 

20

Проблемные ситуации. Нестандартные задачи.

 

21

Творческое воображение. Нестандартные задачи.

 

22

Быстрота реакции.  Нестандартные задачи.

 

23

Концентрация внимания. Анализ и синтез.

 

24

Распределение внимания. Абстрагирование.

 

25

Сравнение и обобщение. Нестандартные задачи.

 

26

Систематизация. Нестандартные задачи.

 

27

Проблемные ситуации. Нестандартные задачи.

 

28

Творческое воображение. Нестандартные задачи.

 

29

Быстрота реакции. Нестандартные задачи.

 

30

Концентрация внимания. Анализ и синтез.

 

31

Распределение внимания. Абстрагирование.

 

32

Сравнение и обобщение. Нестандартные задачи.

 

33

Логически – поисковые задания.

 

34

Поиск закономерностей.

 

35

Конкурс эрудитов.

 

36

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.

 

 

Итого:

37    ч

 

 

 

3 класс

 

№ п\п

Тема занятия

Количество часов (рабочая

программа)

Дата

1

Вводный урок. Тестирование.

 

2

Концентрация внимания. Анализ и синтез. Нестандартные задачи.

 

3

Распределение внимания. Абстрагирование. Нестандартные задачи.

 

4

Сравнение и обобщение. Нестандартные задачи.

 

5

Систематизация. Нестандартные задачи

 

6

Проблемные ситуации. Нестандартные задачи.

 

7

Творческое воображение. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

 

8

Быстрота реакции. Многообразие подходов к решению нестандартных задач.

 

9

Концентрация внимания. Анализ и синтез. Нестандартные задачи

 

10

Распределение внимания. Абстрагирование. Нестандартные задачи

 

11

Сравнение и  обобщение. Нестандартные задачи.

 

12

Систематизация. Нестандартные задачи

 

13

Проблемные ситуации. Нестандартные задачи.

 

14

Творческое воображение. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

 

15

Быстрота реакции. Многообразие подходов к решению нестандартных задач.

 

16

Концентрация внимания. Анализ и синтез. Нестандартные задачи.

 

17

Распределение внимания. Абстрагирование. Нестандартные задачи.

 

18

Сравнение и обобщение.  Нестандартные задачи.

 

19

Систематизация. Нестандартные задачи.

 

20

Проблемные ситуации. Нестандартные задачи

 

21

Творческое воображение. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

 

22

Быстрота реакции. Многообразие подходов к решению нестандартных задач.

 

23

Концентрация внимания. Анализ и синтез. Нестандартные задачи

 

24

Распределение внимания. Абстрагирование.  Нестандартные задачи

 

25

Сравнение и обобщение. Нестандартные задачи.

 

26

Систематизация. Нестандартные задачи.

 

27

Проблемные ситуации. Нестандартные задачи

 

28

Творческое воображение. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек.

 

29

Быстрота реакции. Многообразие подходов к решению нестандартных задач.

 

30

Концентрация внимания. Анализ и синтез. Нестандартные задачи

 

31

Распределение внимания. Абстрагирование.  Нестандартные задачи.

 

32

Сравнение и обобщение. Нестандартные задачи.

 

33

Систематизация. Нестандартные задачи.

 

34

Проблемные ситуации. Нестандартные задачи

 

35

Систематизация. Нестандартные задачи.

 

36

Нестандартные задачи. Обобщающий урок

 

 

Итого:

38    ч

 

 

 

4 класс

 

№ п\п

Тема занятия

Количество часов (рабочая

программа)

Дата

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

 

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

6

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

 

8

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

9

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

 

10

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

11

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

12

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

13

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

14

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

15

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

 

16

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

 

17

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

18

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

19

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

20

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

21

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

22

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек.

 

23

Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

24

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

25

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

26

Тренировка слуховой памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

 

27

Тренировка зрительной памяти

Совершенствование мыслительных операций

Развитие умения решать нестандартные задачи

 

28

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

29

Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

30

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек

 

31

Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

32

Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи

 

33

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

34

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

35

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи

 

36

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года

 

 

Итого:

39    ч

 

 

2.2. Условия реализации программы

 

Материально-техническое обеспечение

Реализация программы предполагает наличие учебного кабинета с техническими  средствами обучения: компьютер, мультимедиа, экран, проектор, интерактивная доска.

 

Информационное обеспечение обучения

 

1. Полезные ссылки в сети Интернет

-          «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).

-          «Реальная школа» (http://www.realschool.ru/ )

-          «Детландия, Библиотечка» (http://www.detlan.ru/baby/ )

-          «Умники и умницы» (http://www.umniki.ru/ )

 

2. Словари и справочники:

- Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков, Дрофа,Москва,2006

- Фразеологический словарь русского языка. В.Тихонов, Русский язык. Медиа, Москва,2006

-Краткий этимолого-орфографический словарь. Патрамова З.С..Саратов, «Лицей»2005

 

3. Мультимедийные пособия.

- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. /Изд. ООО «Кирилл и Мефодий», 2007, 2008, 2010

 

Кадровое обеспечение

Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное образование или высшее образование, соответствующее направленности дополнительной общеобразовательной программы.

 

2.3. Формы аттестации /контроля и оценочные материалы

В основу изучения курса  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

          Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Динамика развития обучающихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик   по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса,   сформированности  целеполагания,   развития контроля, оценки)

 

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

·                    Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся  по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

·                    Текущий:

- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

·                    Итоговый контроль   в формах

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы обучающихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

        Содержательный контроль и оценка  результатов  обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Для оценки эффективности занятий   можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

         Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года  занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.

 

2.4.            Методическое обеспечение программы

 

Реализация программы базируется на основных положениях личностно-ориентированного образования. Создание ситуации удовлетворения собственным интеллектуальным трудом, результатом творческой деятельности, личным ростом в коммуникативном пространстве являются составными компонентами такого обучения.

В ходе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

- рассказ, беседы, наблюдение, демонстрация;

- проблемно – ситуационный метод;

- методы мотивации и стимулирования;

- обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;

- игровые.

Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ.

Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к обучающимся, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении учебного материала может быть различной.

Ведущим принципом, лежащим в основе курса, является занимательность. Каждое занятие строится на заданиях с игровыми элементами, играх, загадках, шифровках, кроссвордах, ребусах, грамматических сказках и стихах, что способствует поддержанию живого интереса к изучению русского языка, легкому усвоению и запоминанию материала.

           Каждое занятие имеет следующую структуру:

1.       «Мозговая гимнастика»  (выполнение упражнений для улучшения мозговой дея­тельности является важной частью занятия).

2.      Разминка (создание положительного эмоционального фона, подготовка к активной учебно-познавательной деятельности).

3.      Тренировка и развитие психических механиз­мов, лежащих в основе познавательных способ­ностей, - памяти, внимания, воображения, мышления.

4.      Весёлая переменка.

5.      Логически-поисковые задания

6.      Коррегирующая гимнастика для глаз

  1. Графический диктант/штриховка (в 1 классе).
  2. Рефлексия (подведение итогов занятия).

 

Дидактические материалы

-        наглядные пособия;

-        таблицы, схемы, плакаты;

-        картины, фотографии;

-        дидактические карточки;

-        видеозаписи, презентации по темам занятий

-        аудиозаписи, фонотека;

-        электронные образовательные ресурсы (ЭОР).

 

3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Учебно – методическая литература для учителя

 

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О. А., Москва: РОСТ книга, 2012 г.

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей»

Методическое пособие 1,2,3,4 класс

2.

Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей обучающихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)

Пособие для учителя

3.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

Пособие для учителя

4.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).

Пособие для учителя

5.

Холодова О.А., Программа курса «РПС» / О.А. Холодова , Москва: РОСТ книга  2012 г.

Программа курса

 

 

Учебная литература для учащихся

 

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О.А., Москва: РОСТ книга, 2017 г.

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради 1, 2 часть 1,2,3,4 класс)»

Рабочие тетради в 2-х частях.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Оглавление №

Оглавление №

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК

Режим занятий : 1 час в неделю, продолжительность занятий - 45 мин

Режим занятий : 1 час в неделю, продолжительность занятий - 45 мин

Тренировка зрительной памяти

Тренировка зрительной памяти

Тренировка зрительной памяти

Тренировка зрительной памяти

Развитие мышления . Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их…

Развитие мышления . Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их…

Большое внимание, как и во втором классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяс­нению причин допущенных ошибок, обсуждению различных спо­собов поиска и выполнения того…

Большое внимание, как и во втором классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяс­нению причин допущенных ошибок, обсуждению различных спо­собов поиска и выполнения того…

Решение нестандартных задач формирует познавательную (активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово

Решение нестандартных задач формирует познавательную (активность, мыслительные и исследовательские умения, привычку вдумываться в слово

В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов

В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО–ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО–ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

Графический диктант 1ч

Графический диктант 1ч

Совершенствование воображения

Совершенствование воображения

Распределение внимания. Абстрагирование

Распределение внимания. Абстрагирование

Проблемные ситуации. Нестандартные задачи 1ч 21Творческое воображение

Проблемные ситуации. Нестандартные задачи 1ч 21Творческое воображение

Ребусы. Задание по перекладыванию спичек

Ребусы. Задание по перекладыванию спичек

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций

Словари и справочники: - Орфографический словарь

Словари и справочники: - Орфографический словарь

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся по методикам

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития обучающихся по методикам

Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий

Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя /

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2022