АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Наименование рабочей программы |
Наименование основной образовательной программы ОО |
Срок реализации |
УМК, используемый при реализации рабочей программы |
Рабочая программа по родной литературе для 8 класса |
Основная образовательная программа основного общего образования |
2019-2020 учебный год |
1. В.Я. Коровина Литература.8 класс. В 2 частях/ М.: Просвещение, 2015. 2. http://pisatel.org/old/ - Древнерусская литература 3. http://ruslit.ioso.ru - Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО 4. http://metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы 5. http://www.rvb.ru - Русская виртуальная библиотека 6. http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
|
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью. Изучение предмета «Родная литература» в 8-м классе должно обеспечивать достижение предметных результатов освоения курса в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Система планируемых результатов дает представление о том, какими именно учебными действиями в отношении знаний, умений, навыков по курсу русской литературы, а также личностными, познавательными, регулятивными и коммуникативными универсальными учебными действиями овладеют обучающиеся в ходе освоения содержания учебного предмета «Родная литература» в 8-м классе.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родная литература» на уровне основного общего образования ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях.
В конце четвертого года изучения курса родная литература в основной общеобразовательной школе при реализации содержательной линии
обучающийся научится:
- владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
- адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
- понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание;
- уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщиться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, их оценке;
- интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
- понимать авторскую позицию и свое отношение к ней;
- воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, владеть осмысленным чтением и адекватным восприятием;
- уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимать образные природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимать русское слово в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать себя представителями своего народа и гражданами Российского государства;
- развивать чувство любви к Родине и патриотизм;
- формировать основы коммуникативной компетентности в общении;
- совершенствовать духовно-нравственных качеств личности.
- уметь понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- уметь работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
- осознать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимать родную литературу как одну из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Своеобразие курса родной русской литературы в 8 классе. Значение чувственного мира в формировании мировоззрения человека. Духовность и душевность в произведениях русской литературы.
1. Из древнерусской литературы (2)
2. Рассказы русских летописей XII – XIV веков (по выбору учителя).
3. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
4. Из литературы XIX века (6)
Бестужев-Марлинский А.А. "Вечер на бивуаке". Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись.
Гаршин В.М. «То, чего не было» . Аллегорический смысл лирико- философской новеллы. Мастерство иносказания.
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…» Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина.
Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.
Сочинение "Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе"
Из литературы XX века (9)
Пантелеев Л. «Главный инженер». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы.
Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в стихотворении«На земле безжалостно маленькой…»
Пермяк Е.А. "Ужасный почерк". Жизненная позиция героя рассказа.
Яковлев Ю.Я. "Рыцарь Вася". Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.
Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражения характера.
Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире.
Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).
Практикум выразительного чтения. Ю. Левитанский. «Диалог у новогодней ёлки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике.
Творчество поэтов и писателей Тюменского края и ХМАО-Югры. (1). Творчество поэтов Сургутского объединения «Северный огонек», В. Гаврилов. Стихотворения из сборника «Свет, который внутри».
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И ОЦЕНИВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДЛЯ 8-ГО КЛАССА
Примерная тематика проектных и исследовательских работ
1. Памятники литературным героям
2. Образы растений и цветов в литературе
3. Штампы и стереотипы в современной публичной речи
4. Мудрость слова
5. Что читают в моем классе
Система оценивания проектной и исследовательской деятельности
При оценивании результатов работы учащихся над проектом необходимо учесть все компоненты проектной деятельности:
1) содержательный компонент;
2) деятельностный компонент;
3) результативный компонент.
При оценивании содержательного компонента проекта принимаются во внимание следующие критерии:
1) значимость выдвинутой проблемы и ее адекватность изучаемой тематике;
2) правильность выбора используемых методов исследования;
3) глубина раскрытия проблемы, использование знаний из других областей;
4) доказательность принимаемых решений;
5) наличие аргументации выводов и заключений.
При оценивании деятельностного компонента принимаются во внимание:
1) степень участия каждого исполнителя в ходе выполнения проекта;
2) характер взаимодействия участников проекта.
При оценивании результативного компонента проекта учитываются такие критерии, как:
1) качество формы предъявления и оформления проекта;
2) презентация проекта;
3) содержательность и аргументированность ответов на вопросы оппонентов;
4) грамотность изложения хода исследования и его результатов
Учебно-тематический план
№ п/п |
Раздел |
Количество часов |
1. |
Из древнерусской литературы |
2 |
2. |
Из литературы XIX века |
6 |
3. |
Из литературы XX века |
9 |
4. |
Практикум выразительного чтения |
1 |
5. |
Творчество поэтов родного края |
1 |
Итого |
|
19 ч. |
При реализации рабочей программы в дни отмены занятий по неблагоприятным климатическим или эпидемиологическим условиям программа реализуется в дистанционной форме, в т.ч. с использованием возможностей платформы «Мобильное электронное образование».
Список учебно-методической литературы
Интернет-ресурсы
1. http://lit.1september.ru - Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»
2. http://litera.edu.ru - Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» российского общеобразовательного портала
3. http://www.bibliogid.ru - BiblioГид — книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки
4. http://kidsbook.narod.ru - Kidsbook: библиотека детской литературы
5. http://www.likt590.ru/project/museum/ - Виртуальный музей литературных героев
6. http://pisatel.org/old/ - Древнерусская литература
7. http://ruslit.ioso.ru - Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО
8. http://metlit.nm.ru - Методика преподавания литературы
9. http://www.rvb.ru - Русская виртуальная библиотека
10. http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п\п |
Тема урока |
Количество часов |
Основные виды деятельности обучающихся |
План |
Факт |
|
|
||||
1 |
Введение Своеобразие курса родной русской литературы в 8 классе. Значение чувственного мира в формировании мировоззрения человека. Духовность и душевность в произведениях русской литературы. |
1 |
Работа со словарем литературоведческих терминов. |
09.01.2020 |
|
2 |
Из древнерусской литературы Древнерусская литература как отражение нравственных и моральных норм. |
1 |
Восприятие древнерусского текста в современном переводе. Чтение выразительное фрагментов произведений древнерусской литературы.
|
16.01.2020 |
|
3 |
Рассказы русских летописей XII – XIV веков (по выбору учителя). Образное отражение жизни в древнерусской литературе. |
1 |
Характеристика героя древнерусской литературы. Поиск в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировка устного или письменного ответа на вопрос по тексту произведения |
23.01.2020 |
|
4 |
Из литературы XIX века Бестужев-Марлинский А.А. "Вечер на бивуаке". Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа. |
1 |
Выявление характерных для произведений русской литературы тем, образов и приемов изображения человека. Восприятие текста литературного произведения. Формулировка устного или письменного ответа на вопрос по тексту произведения. Характеристика сюжета произведения, его проблематики, тематики, идейно-эмоционального содержания. |
30.01.2020 |
|
5 |
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в стихотворении «Водопад». Звукопись. |
1 |
Выразительное чтение лирических стихотворений и фрагментов произведений русской литературы 19 века. Характеристика лирического героя литературы 19 века.
|
06.02.2020 |
|
6 |
Гаршин В.М. «То, чего не было». Аллегорический смысл лирико - философской новеллы. Мастерство иносказания. |
1 |
Выявление характерных для произведений русской литературы тем, образов и приемов изображения человека. Восприятие текста литературного произведения. Формулировка устного или письменного ответа на вопрос по тексту произведения. Характеристика сюжета произведения, его проблематики, тематики, идейно-эмоционального содержания. |
13.02.2020 |
|
7 |
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…» Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина. |
1 |
Выразительное чтение лирических стихотворений и фрагментов произведений русской литературы 19 века. Характеристика лирического героя литературы 19 века.
|
20.02.2020 |
|
8 |
ЧарскаяЛ.А.Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка. |
1 |
Выявление характерных для произведений русской литературы тем, образов и приемов изображения человека. Восприятие текста литературного произведения. Формулировка устного или письменного ответа на вопрос по тексту произведения. Характеристика сюжета произведения, его проблематики, тематики, идейно-эмоционального содержания. |
27.02.2020 |
|
9 |
Рр Сочинение "Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе" |
1 |
Формулировка письменного ответа на заданную тему творческой работы. Сопоставление сюжетов, персонажей литературных произведений. |
05.03.2020 |
|
10 |
Из литературы XX века Пантелеев Л. «Главный инженер». Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы. |
1 |
Выявление характерных для произведений русской литературы тем, образов и приемов изображения человека. Восприятие текста литературного произведения. Формулировка устного или письменного ответа на вопрос по тексту произведения. Характеристика сюжета произведения, его проблематики, тематики, идейно-эмоционального содержания. |
12.03.2020 |
|
11 |
РождественскийР.И.Стихотворения.Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…» |
1 |
Выразительное чтение лирических стихотворений и фрагментов произведений русской литературы 20 века. Характеристика лирического героя литературы 20 века. |
19.03.2020 |
|
12 |
Пермяк Е.А. "Ужасный почерк". Жизненная позиция героя рассказа. |
1 |
Выявление характерных для произведений русской литературы тем, образов и приемов изображения человека. Восприятие текста литературного произведения. Формулировка устного или письменного ответа на вопрос по тексту произведения. Характеристика сюжета произведения, его проблематики, тематики, идейно-эмоционального содержания. |
02.04.2020 |
|
13 |
Яковлев Ю.Я. "Рыцарь Вася". Благородство как следование внутренним нравственным идеалам. |
1 |
Восприятие текста литературного произведения. Формулировка устного или письменного ответа на вопрос по тексту произведения. Характеристика сюжета произведения, его проблематики, тематики, идейно-эмоционального содержания. |
09.04.2020 |
|
14 |
Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражения характера. |
1 |
Выявление характерных для произведений русской литературы тем, образов и приемов изображения человека. Восприятие текста литературного произведения. Формулировка устного или письменного ответа на вопрос по тексту произведения. Характеристика сюжета произведения, его проблематики, тематики, идейно-эмоционального содержания. |
16.04.2020 |
|
15 |
Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире. |
1 |
Выявление характерных для произведений русской литературы тем, образов и приемов изображения человека. Восприятие текста литературного произведения. Формулировка устного или письменного ответа на вопрос по тексту произведения. Характеристика сюжета произведения, его проблематики, тематики, идейно-эмоционального содержания. |
23.04.2020 |
|
16 |
Взаимоотношения в подростковых группах в рассказе Романовой Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». |
1 |
Выявление характерных для произведений русской литературы тем, образов и приемов изображения человека. Восприятие текста литературного произведения. Формулировка устного или письменного ответа на вопрос по тексту произведения. Характеристика сюжета произведения, его проблематики, тематики, идейно-эмоционального содержания. |
30.04.2020 |
|
17 |
Практикум выразительного чтения Ю. Левитанский. «Диалог у новогодней ёлки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике. |
1 |
Восприятие текста литературного произведения. Характеристика лирического героя. |
07.05.2020 |
|
18 |
Рр Сочинение по творчеству писателей ХХ века |
1 |
Формулировка письменного ответа на заданную тему творческой работы. Сопоставление сюжетов, персонажей литературных произведений. |
14.05.2020 |
|
19 |
Творчество поэтов родного края Творчество поэтов Сургутского объединения «Северный огонек», В. Гаврилов. Стихотворения из сборника «Свет, который внутри» |
1 |
Выразительное чтение лирических стихотворений поэтов Сургутского объединения «Северный огонек».
|
21.05.2020 |
|
*-дифференциация видов деятельности обучающихся зависит от уровня образовательной подготовки учащихся конкретного класса, что отражается в поурочном планировании;
**- учебные занятия в иных формах в соответствии с календарным учебным графиком
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.