Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Родная литература (русская)»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание учебного предмета 9 класс
|
|
№ п/п |
Название раздела (содержание раздела)
|
1 |
Введение ( 1 час) |
Своеобразие курса родной литературы в 9 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии страны |
|
2 |
Русский фольклор (1 час) |
Фольклорные традиции в русской литературе. |
|
3 |
Из древнерусской литературы 2 часа) |
Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие Сергия Радонежского». Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственногоидеала, олицетворение Святой Руси. Древнерусская литература и другие виды искусства. |
|
3 |
Из русской литературы XVIII века (2 часа) |
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского Устаревшие слова и их современные соответствия в одах М.В. Ломоносова. Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. Р.Р. Художественный пересказ. Характеристика героя. Развёрнутый ответ на проблемный вопрос «Чем было вызванообращение Н.М.Карамзина к историческому прошлому русского народа в повести «Наталья, боярская дочь»? |
|
4 |
Из русской литературы XIX века (6 часов) |
А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери» Гений и талант. Злоба и зависть как вечные «чёрные» спутницы гения. Два Демона с мятущейся судьбой: Лермонтов и Врубель. Н.В.Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект». А.Н.Островский.Модель семьи в пьесе А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». . Теория литературы. Конфликт. Комедия. А. П. Чехов. «Дом с мезонином», «Попрыгунья». История человеческой жизни как основа сюжета. Сопоставительный анализ образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах. |
|
5 |
Из русской литература 20 века (16 часов) |
М. Горький. Особенности языка и стиля произведения. «Макар Чудра». Герои неоромантизма. А.И.Куприн. Живое и мёртвое в рассказе «Гамбринус». А.Н.Толстой. «Гадюка». Судьба девушки и другие человеческие судьбы в эпоху братоубийственной Гражданской войны и после неё. К.Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма». История создания. Композиция рассказа. Авторская позиция. Смысл названия. КВ.Быков. Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне. В.Закруткин. «Матерь человеческая». Женская судьба в годы Великой Отечественной войны. А.И.Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетнее раздумье о человеке, о природе, о проблемах современного общества. В.Тендряков. «Хлеб для собаки». Проблематика рассказа. Основные темы лирики Е.Евтушенко. «Цветы лучше пуль», «Хотят ли русские войны», «Идут белые снеги», «Людей неинтересных в мире нет», «Дай бог!». Основные темы лирики Р.Рождественского. «Вечная слава героям!», «Кладбище под Парижем», «Баллада о красках», «Человеку надо мало», «Жизнь», «Все начинается с любви», «Я жизнь люблю безбожно». Основные темы лирики В.Высоцкого. «Баллада о борьбе», «Он не вернулся из боя», «Песня о друге», «Вот и разошлись пути-дороги вдруг», «Я не люблю», «Баллада о любви». Основные темы лирики Б.Окуджавы. «А мы с тобой, брат, из пехоты», «До свидания, мальчики», «Песенка о солдатских сапогах», «Человек стремится в простоту», «Почему мы исчезаем», «Тьмою здесь все занавешено». В.П.Астафьев. Проблема беззащитности людей, несправедливости и равнодушия. В.Г.Распутин. «Живи и помни». Нравственный выбор героев во времена тяжелых жизненных испытаний. «Я забыл спросить у Лешки». Тема истинной дружбы. А.Алексин. «Сигнальщики и горнисты». Нравственный выбор героев. Смысл названия повести. З.Прилепин. Нравственное взросление героя «Белый квадрат». А. Вампилов. Пьеса « Старший брат». Общечеловеческие ценности в пьесе. |
|
6 |
Из русской литературы 21 века (6 часов) |
Д. Сабитова. «Цирк в шкатулке», «Где нет зимы», «Три твоих имени».Обзор одного из произведений по выбору учащихся. А. Жвалевский и Е. Пастернак. «Время всегда хорошее», «Бежим отсюда», «52-е февраля», «Гимназия №13», «Охота на Василиска». Обзор одного из произведений по выбору учащихся. Т. Михеева «Островитяне». Повесть о первой любви. «Легкие горы». Дом, семья, родина, взаимовыручка в повести.М.Ботнева. Мороженое в вафельных стаканчиках. Жизнь современных подростков в повести.
|
|
Итого - 34 часа Контрольная работа- 2 час Тестирование-2 часа |
Тематическое планирование 9 класс
№ п/п |
Наименование темы, раздела, модуля |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 ч |
2 |
Русский фольклор
|
1 ч |
3 |
Из древнерусской литературы
|
2 ч |
4 |
Из русской литературы XVIII века
|
2 ч |
5 |
Из русской литературы XIX века |
6 ч |
6 |
Из русской литература 20 века |
16 ч |
7 |
Из русской литература 21 века |
6 ч |
|
Итого: 34 часа |
|
Приложение к рабочей программе
Приказ № 165/2-п от 30.08. 2022г.
Календарно - тематическое планирование 9 класс
п\п. |
Темы уроков. |
Количество часов |
Дата проведения |
||
По плану |
По факту |
||||
|
|||||
Введение (1 час) |
|||||
1 |
Вводный инструктаж по ТБ. Своеобразие курса родной литературы в 9 классе. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Историческое просвещение. |
1 |
3.09 |
|
|
Русский фольклор (1 час) |
|||||
2 |
Фольклорные традиции в русской литературе. Историческое просвещение. |
1 |
10.09 |
|
|
Древнерусская литература (2 часа) |
|||||
3 |
Историческая основа «Жития Сергия Радонежского». Сергий Радонежский – воплощение национального нравственного идеала, олицетворение Святой Руси. Историческое просвещение. |
1 |
17.09 |
|
|
4 |
Древнерусская литература и другие виды искусства. Историческое просвещение. |
1 |
24.09 |
|
|
Литература 18 века (2 часа) |
|||||
5 |
Устаревшие слова и их современные соответствия в одах М.В. Ломоносова. Историческое просвещение. |
1 |
1.10 |
|
|
6 |
Н.М.Карамзин. Повесть «Наталья, боярская дочь». Историческая основа повести. Характеры героев. Историческое просвещение. |
1 |
8.10 |
|
|
Литература 19 века (6 часов) |
|||||
7 |
«Гений и злодейство – две вещи несовместимы». А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери». Историческое просвещение. |
1 |
15.10 |
|
|
8 |
Два Демона с мятущейся судьбой: Лермонтов и Врубель. |
1 |
22.10 |
|
|
9 |
Образ Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект». Историческое просвещение. |
1 |
12.11 |
|
|
10 |
Модель семьи в пьесе А.Н. Островского «Свои люди – сочтёмся!». Историческое просвещение. |
1 |
19.11 |
|
|
11 |
А. П. Чехов. «Дом с мезонином», «Попрыгунья». Сопоставительный анализ образов главных героинь. |
1 |
26.11 |
|
|
12 |
Контрольная работа по теме «Русская литература 19 века». |
1 |
3.12 |
|
|
Литература 20 века (16 часов) |
|||||
13 |
А.М.Горький. «Макар Чудра».Герои неоромантизма. Историческое просвещение. |
1 |
10.12 |
|
|
14 |
«Живое и мёртвое в рассказе А.И. Куприна «Гамбринус» |
1 |
17.12 |
|
|
15 |
А.Н.Толстой. Человеческие судьбы в эпоху братоубийственной Гражданской войны в повести «Гадюка». Историческое просвещение. |
1 |
24.12 |
|
|
16 |
К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Телеграмма». Авторская позиция и средства ее выражения. |
1 |
14.01 |
|
|
17 |
Образы подростков в произведениях о Великой Отечественной войне. Повесть В. Быкова «Обелиск». Историческое просвещение. |
1 |
21.01 |
|
|
18 |
В.Закруткин. Слово о писателе. «Матерь человеческая». Женская судьба в годы Великой Отечественной войны. Историческое просвещение. |
1 |
28.01 |
|
|
19 |
А.И. Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетнее раздумье о человеке, о природе, о проблемах современного общества. Историческое просвещение. |
1 |
4.02 |
|
|
20 |
В.Тендряков. Слово о писателе. «Хлеб для собаки». Проблематика рассказа. |
1 |
11.02 |
|
|
21 |
Основные темы лирики Е.Евтушенко и Р.Рождественского. |
1 |
18.02 |
|
|
22 |
Основные темы лирики. В.Высоцкого и Б.Окуджавы. Историческое просвещение. |
1 |
25.02 |
|
|
23 |
В.П. Астафьев «Людочка». Проблема беззащитности людей, несправедливости и равнодушия. Историческое просвещение. |
1 |
4.03 |
|
|
24 |
В.Г.Распутин. Слово о писателе». «Живи и помни». Нравственный выбор героев во времена тяжелых жизненных испытаний. Историческое просвещение. |
1 |
11.03 |
|
|
25 |
А.Алексин. «Сигнальщики и горнисты». Нравственный выбор героев. Смысл названия повести. |
1 |
18.03 |
|
|
26 |
З.Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Историческое просвещение. |
1 |
8.04 |
|
|
27 |
А. Вампилов. Пьеса « Старший брат». Общечеловеческие ценности в пьесе. Историческое просвещение. |
1 |
15.04 |
|
|
28 |
Контрольная работа по теме «Русская литература 20 века». |
1 |
22.04 |
|
|
Литература 21 века (6 часов) |
|||||
29 |
Д.Сабитова. Слово о писателе. Тема семьи в повести «Где нет зимы». Историческое просвещение. |
1 |
29.04 |
|
|
30 |
Читательская конференция по книгам Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского «Время всегда хорошее», «Бежим отсюда» |
1 |
6.05 |
|
|
31 |
Т. Михеева.Слово о писателе. «Островитяне». Повесть о первой любви. |
1 |
13.05 |
|
|
32 |
М.Ботнева. Слово о писателе. Мороженое в вафельных стаканчиках. Жизнь современных подростков в повести. |
1 |
20.05 |
|
|
33-34 |
Итоговое тестирование |
2 |
27.05 |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.