Авторская программа
по предмету «Родная литература (русская)
для 9 класса
Автор-составитель:
Кочковая Любовь Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ Родионово-Несветайского района
«Авиловская СОШ»
2022г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. АННОТАЦИЯ…………………………………………………………….…....3
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………...4
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»…………………………………...10
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»………………………………………………………………… 14
5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ……………………………….…….16
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………………….21
1. Аннотация
Программа учебного курса «Родная литература (русская)» для 9 класса разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в редакции приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».
Предмет «Родная литература (русская)» на уровне основного общего образования направлен на формирование у учащихся представления о родной литературе как составной части многонациональной культуры России, что способствует формированию гармоничной личности школьника, обладающей общероссийским и этническим гражданским сознанием, воспитанию культуры межнациональных отношений.
Данная программа разработана на основе регионального компонента литературного образования с учетом федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, что позволяет соотнести содержание данной программы с ведущими аспектами Примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программу основного общего образования, одобренную решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20)
2. Пояснительная записка
Программа по родной литературе (русской) составлена на основе следующих нормативных документов, методических рекомендаций и пособий:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗот 29.12. 2012 (с последующими изменениями);
- Областной закон «Об образовании в Ростовской области» № 26-ЗС от 14.11.2013 (в ред. от 29 декабря 2016 № 936-ЗС) (с последующими изменениями);
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 21.04.2016 N 459, от 29.12.2016 N 1677, ред. от 05.07.2017, от 31.05. 2021 г. № 287 );
- Примерная программа воспитания с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня2020 г. № 2/20);
- Примерная программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 17 сентября 2020 г. № 3/20);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Общая характеристика учебного предмета «Родная литература (русская)»
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.
Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.
Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.
На уроках родной литературы необходимо не только познакомить школьников с подлинными художественными ценностями, но и приобщить их к общечеловеческим ценностям, к духовному опыту русского народа, обладающего несомненной национальной самобытностью и нашедшим свое отражение в фольклоре и литературе. Знакомство с произведениями словесного искусства родного народа расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовном и нравственном потенциале многонациональной России.
Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношения к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Основными задачами изучения предмета «Родная литература (русская)» являются:
-освоение содержания литературы Дона и о Доне как феномене отечественной духовной культуры, порожденного географическим положением, особенностями исторического, экономического развития, этнокультурным своеобразием нашего региона;
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма, способной, осознавая свою принадлежность к родной культуре, уважительно относится к русской литературе, к культуре других народов;
- расширение знаний о родной литературе, ее духовно-нравственных и эстетических ценностях, выдающихся произведениях донских писателей, их жизни и творчестве, значительных литературных произведениях, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, связи искусства с жизнью и историей;
- формирование эстетического вкуса на основе чтения и освоения художественных текстов родной литературы;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
- накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
- формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.
Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений.
Региональный компонент общего образования, на произведениях которого строится программа, обеспечивает особые потребности и интересы нашего субъекта федерации и включает в себя часть содержания образования, в котором отражено национальное и региональное своеобразие культуры: язык, литература, история, география региона, экономика и др. Рассредоточенные культурные ценности, не скрепленные региональной идентичностью, воспринимаются и передаются с трудом. Любая неточность, небрежность в изучении региональной специфики культуры чреваты распадом культурного пространства. Поэтому одна из наиболее важных проблем образования, в том числе и регионального, является отбор содержания.
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в рамках регионального компонента являются:
- высокая художественная ценность;
- гуманистическая направленность;
- тесная связь произведений с культурными традициями народов региона, с историей региона;
- позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития социализации и возрастным особенностям;
- тесная взаимосвязь с общероссийским литературным процессом;
- нравственно-эстетическая значимость для времени создания и современности;
- соответствие возрастным особенностям обучающихся и созвучие их интересов.
Для чтения и изучения предназначены произведения писателей Дона, признанные во всем мире, вошедшие в мировую классику.
Основу содержания программы составляют произведения регионального компонента, которые вошли в хрестоматию для чтения в 8-9 классах «Литература Дона», составленной на основе регионального компонента государственного стандарта общего образования по литературе, разработанного Ростовским институтом повышения квалификации учителей и утвержденного министерством общего и специального образования Ростовской области.
В основе программы лежат системно-деятельностный, коммуникативный и когнитивный подходы, обеспечивающие воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы, и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России.
Таким образом, данная программа направлена на становление духовной личности, духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.
Актуальность программы.
В 9-ом классе изучение литературы идет на принципиально новой основе - подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателей, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. Основное внимание уделяется проблеме роли литературы в духовной жизни человека, изучению шедевров родной литературы. Особое внимание направлено на эмоциональное восприятие учениками текста, на выявление эстетических и нравственных ценностей, заложенные в художественных текстах. При этом учащийся овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
Ø краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие;
Ø происходит ориентация образовательного процесса на воспитание школьника в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны;
Ø усиливается эмоциональное и эстетическое восприятие учениками текстов художественных произведений, определяются нравственные ценности, заложенные в художественных текстах.
Данная программа может быть актуальна для других образовательных организаций Ростовской области, так как ее особенностью является отобранное содержание, согласованное с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом региональных, национальных и этнокультурных особенностей нашего края.
Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации учебного процесса. Темы, связанные с изучением особенностей духовно-нравственной культуры народов Родионово-Несветайского района, можно заменить на изучение особенностей своего муниципального района или города.
Особенности данной программы заключаются в том, что:
1. Основу программы «Родная литература (русская)» составляют произведения донских писателей, наиболее ярко воплотившие национальную специфику русской литературы и культуры, которые не входят в список обязательных произведений, представленных в Примерной программе (ПООП ООО) по учебному предмету «Литература».
2. В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени – вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).
3. Произведения, входящие в каждый проблемно-тематический блок, могут служить аргументами при написании сочинения 9.3, т.к. раскрывают определённые понятия: «доброта», «материнская любовь», «сила характера», «нравственный выбор», «человечность», «память сердца» и др.
5. В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений, образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства: живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).
Перспективность программы предполагает расширение и углубление межпредметного взаимодействия в изучении предмета «Родной язык и родная литература»; формирование общекультурного и национального самосознания обучающихся, развитие межкультурного диалога.
Предусмотрена возможность разработки аналогичной программы для учащихся 10-11 классов на основе принципа преемственности обучения, что позволит выявить индивидуальные творческие особенности каждого ученика, спланировать работу с одаренными детьми, подготовить выпускников к написанию Итогового сочинения.
Данная программа может быть использована как курс внеурочной деятельности духовно-нравственного направления, как элективный курс или как основа кружковой работы по краеведению.
Практическая направленность содержания.
Содержание предмета совершенствует духовно-нравственную культуру обучающихся; развивает умение аргументировать тезисы в сочинении-рассуждении ОГЭ по русскому языку; повышает интерес к литературе вообще и краеведению в частности.
Технологии и методики обучения:
1. Технология развивающего деятельностного обучения.
2. Технологии смыслового чтения.
3. Технология развития критического мышления.
4. Информационные технологии.
5. Метод проектов.
6. Здоровьесберегающие технологии.
Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий:
• Выразительное чтение.
• Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
• Различные виды пересказа.
• Заучивание наизусть стихотворных текстов.
• Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
• Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
• Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
• Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
• Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Основные формы организации занятий:
ü эвристические беседы;
ü различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, и т.д.);
ü учебные проекты;
ü практикумы;
ü творческие мастерские.
Основные принципы реализации программы: научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Место предмета в учебном плане.
Программа составлена для учащихся 9 класса и предназначена для реализации на базовом уровне в соответствии с учебным планом и годовым календарным графиком ОУ в расчете – 1 час в неделю, 34 часа в год.
Срок реализации – 1 год
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная литература (русская)»
Личностные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)»:
Ø осознание обучающимися российской гражданской идентичности, своей этнической принадлежности; проявление патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
Ø способность и готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, уважительное отношение к труду;
Ø формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Ø осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
Ø развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира творческой деятельности эстетического характера; осознание значимости художественной культуры народов России и стран мира;
Ø способность и готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
Ø неприятие любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочное отношение к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.
Метапредметные результаты освоения примерной программы по учебному предмету «Родная литература (русская)» отражают сформированность универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
Ø умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Ø умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
Ø владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД:
Ø умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
Ø умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Ø навыки смыслового чтения.
Коммуникативные УУД
Ø умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Ø умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Ø формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты:
Ø развитие умения выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие произведений донских писателей с позиций духовно- нравственного воспитания;
Ø развитие представлений о богатстве донской литературы и культуры в контексте культур народов России; донские национальные традиции в произведениях;
Ø развития мировоззренческих позиций, нравственных и этических норм
формирования культуры чувств с учетом культуры родного донского края;
Ø развитие умения определять своеобразие выразительного и меткого языка донской литературы;
Ø развитие представлений о русском национальном характере в произведениях о Великой Отечественной войне; о судьбах донских эмигрантов в литературе Казачьего Зарубежья; о нравственных проблемах в книгах о прощании с детством;
Ø развитие мировоззренческих позиций, нравственных и этических норм, формирования культуры чувств, с учетом культуры родного донского края;
Ø развитие умений осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания, устанавливать поле собственных читательских ассоциаций, давать самостоятельный смысловой и идейно-эстетический анализ художественного текста;
Ø создавать развернутые историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в различных форматах;
Ø самостоятельно сопоставлять произведения словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
Ø самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения, определяя для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы;
Ø развитие умений самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, навыков работы с разными источниками информации и овладения различными способами её обработки и презентации;
Ø применение опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и проектной учебной деятельности, в речевом самосовершенствовании, в письменных текстах; умение формировать и обогащать собственный круг чтения.
Выпускник научится:
Ø владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
Ø владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
Ø адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
Ø пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
Ø понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
Ø понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
Ø осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
Ø определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
Ø владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
Выпускник получит возможность научиться:
Ø анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
Ø осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
Ø аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
Ø участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта.
4. Содержание учебного предмета «Родная литература (русская)»
№п/п |
Раздел |
Содержание |
Кол-во часов |
1. |
Введение |
Родная литература как национально-культурная ценность народа. Прогноз развития литературных традиций в XXI веке. |
1 |
2. |
ДОНСКОЙ ФОЛЬКЛОР |
1 |
|
2.1. |
Казачьи песни |
«Батюшка славный Тихий Дон», «Дубровушка», «Пугачёв пойман», «Душа добрый конь», «А я бабочка отважная была», «Рюмочка по столику похаживает», «При лужку», «По Дону гуляет казак молодой» |
|
2.2. |
Казачьи легенды |
«Братья» «Про Пугача» |
|
3. |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА |
1 |
|
|
|
«Задонщина» По мотивам древнерусской поэмы (Поэтическое переложение Бориса Николаевича Куликова) |
|
4. |
РУССКИЕ ПОЭТЫ О ДОНЕ |
1 |
|
|
|
Гавриил Романович Державин «Атаману и Войску Донскому» |
|
|
|
Василий Андреевич Жуковский «Певец во стане русских воинов» (Отрывок), «К Воейкову» (Отрывок) |
|
|
|
Александр Сергеевич Пушкин «Казак», «Калмычке» |
|
|
|
Михаил Юрьевич Лермонтов «Два сокола» |
|
|
|
Алексей Васильевич Кольцов «Косарь» (Отрывок) |
|
|
|
Иван Саввич Никитин «Весна в степи» |
|
|
|
Аполлон Николаевич Майков «Ночная гроза», «Казак» |
|
|
|
Николай Федорович Щербина «Южная ночь», «Таганрогским грекам» |
|
|
|
Нестор Васильевич Кукольник «Здорово, старый Дон, здорово, Дон унылый...» |
|
|
|
Константин Дмитриевич Бальмонт «Скифы» |
|
|
|
Александр Александрович Блок «На поле уликовом» |
|
|
|
Иван Алексеевич Бунин «Ковыль» |
|
5. |
СТИХИ ДОНСКИХ ПОЭТОВ |
1 |
|
|
|
Федор Иванович Анисимов «Всколыхнулся, взволновался...» |
|
|
|
Алексей Алексеевич Леонов «Народное творчество», «Ермак», «Азов» |
|
|
|
Александр Васильевич Туроверов «Проводы казака на службу» |
|
|
|
Анатолий Владимирович Софронов «Теплая вода», «Пороховые погреба» |
|
|
|
Ашот Георгиевич Гарнакерьян «В моей придонской стороне...», «Мой Лермонтов» (В сокращении) |
|
|
|
Вениамин Константинович Жак «Утро над Доном», «На Дону изменчива погода» |
|
|
|
Борис Николаевич Куликов «Кто я такой», «Запев» |
|
|
|
Николай Константинович Доризо «Поэт», «Луга...» |
|
|
|
Владимир Сергеевич Сидоров «Под прищуром родного вокзала...», «Вхожу, влюбленный и растерянный...» |
|
|
|
Александр Александрович Рогачёв «Слово о Доне» «В зеленых травах у истоков...», «О чем задумался, Донец-река...», «Возвышение Андрея Рублева» (Отрывок из поэмы) |
|
6. |
ПОЭТЫ КАЗАЧЬЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ |
1 |
|
|
|
Николай Андреевич Келин «Верба» |
|
|
|
Николай Николаевич Туроверов «Казак» |
|
|
|
«Пролетели лебеди над Доном...» «Каял» |
|
|
|
Павел Сергеевич Поляков «Дон нетленный», «Ветла», «Надежды» |
|
|
|
Николай Николаевич Воробьёв» Кондратий Булавин» Пролог поэмы |
|
7. |
ПРОЗА ДОНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ |
21 |
|
|
|
Александр Серафимович Серафимович «Чибис», «На хуторе» Быль |
|
|
|
Федор Дмитриевич Крюков «Казачка. Из станичного быта» (В сокращении), «Зыбь» (Отрывок из повести) |
|
|
|
Георгий Филиппович Шолохов-Синявский «Казачья бурса»(Отрывок из повести) |
|
|
|
Анатолий Филиппович Корольченко «Атаман Платов» (Отрывок из повести) |
|
|
|
Виталий Александрович Закруткин «Матерь человеческая» (Отрывок) |
|
|
|
Анатолий Вениаминович Калинин «Суровое поле» (Отрывок из повести), «Цыган» (Отрывок из повести), «Гремите, колокола» (Отрывок из романа), «Эхо войны» (отрывок из повести |
|
|
|
Петр Васильевич Лебеденко «Льды уходят в океан» (Главы из романа) |
|
|
|
Вера Федоровна Панова «Сережа» (Главы из повести) |
|
|
|
Наталья Алексеевна Суханова «Острый серп луны» (Отрывок из повести) |
|
|
|
Олег Львович Афанасьев «Юрка Лютик» Повесть |
|
8. |
ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ |
4 |
|
|
|
Леонид Петрович Громов «Этюды о Чехове» (Фрагменты) |
|
|
|
Е.А. Шапочка.»Таганрог от Петра Великого до Чехова» |
|
|
|
Виталий Дмитриевич Седегов «Родной край в произведениях А.П. Чехова» (Фрагменты) |
|
|
|
Лариса Михалёва. «Там, где осталось моё сердце» |
|
5. Тематическое планирование учебного предмета «Родная литература (русская)»
Целевые приоритеты воспитания
Целевой приоритет на уровне ООО: создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
1. к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
2. к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
3. к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
4. к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
5. к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживанию отношений с коллегами по работе в будущем и созданию благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
6. к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
7. к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
8. к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
9. к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
10. к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
№ |
Название раздела |
Кол-во часов |
Формы контроля |
Формируемые социально значимые и ценностные отношения (№) |
1. |
ВВЕДЕНИЕ |
1 |
Проект «Дон наш славный, православный!» |
3,4,7 |
2. |
ДОНСКОЙ ФОЛЬКЛОР |
1 |
1, 2, 3, 4, 9 |
|
3. |
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА |
1 |
6,9 |
|
4. |
РУССКИЕ ПОЭТЫ О ДОНЕ |
1 |
2,3,4,5,7 |
|
5. |
СТИХИ ДОНСКИХ ПОЭТОВ |
1 |
3,4,5,6,7 |
|
6. |
ПОЭТЫ КАЗАЧЬЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ |
1 |
3,4,5,6,7, 10 |
|
7. |
ПРОЗА ДОНСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ |
21 |
Сочинение-рассуждение на основе прочитанных произведений в формате ОГЭ |
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 |
8. |
ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ |
4 |
Защита творческих проектов Литературные места Дона» |
3,4,5,6,7,8,9,10 |
|
Всего |
31 |
3 |
|
Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Виды учебной деятельности |
Дата/ план |
Дата/ факт |
|
Введение |
|
|
|
1. |
Родная литература как национально-культурная ценность народа. Прогноз развития литературных традиций в XXI веке |
Слушание, конспектирование Рассказ учителя с элементами беседы, работа с книгой. |
|
|
|
Донской фольклор |
|
|
|
2. |
Казачьи песни и легенды. |
Выразительное чтение, анализ лирического произведения |
|
|
|
Древнерусская литература |
|
|
|
3. |
«Задо́нщина» — памятник древнерусской литературы конца XIV — начала XV веков. Мощь русской земли и сила христианской веры в произведении. Образ князя Дмитрия Донского. |
Чтение и комментирование, анализ. |
|
|
|
Русские поэты о Доне |
|
|
|
4. |
Дон и донцы в стихотворениях русских поэтов. |
Выразительное чтение, анализ лирического произведения |
|
|
|
Стихи донских поэтов |
|
|
|
5. |
Донская история в лирике поэтов Дона. |
Выразительное чтение, анализ лирического произведения |
|
|
|
Поэты казачьего зарубежья |
|
|
|
6. |
Тоска по Родине в стихотворениях поэтов казачьего зарубежья. |
Выразительное чтение, анализ лирического произведения |
|
|
7. |
Защита проекта «Дон наш славный, православный!» |
Сообщение, слушание и анализ выступлений |
|
|
|
Проза донских писателей |
|
|
|
8. |
А.П. Чехов. Краткие сведения о писателе-земляке. Нравственное перерождение героини произведения «В рождественскую ночь» |
Выразительное чтение; осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; различные виды пересказа; заучивание наизусть стихотворных текстов; определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру; анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.; подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
|
|
|
9. |
А.С. Серафимович. Краткие сведения о писателе-земляке. Воздействие страха на человека в рассказе «Чибис». |
|
|
|
10. |
Великая Отечественная война в были А.С. Серафимовича «На хуторе». |
|
|
|
11. |
Ф.Д. Крюков. Краткие сведения о писателе-земляке. Общечеловеческие ценности в рассказе «Казачка». |
|
|
|
12. |
Яркий и своеобразный донской быт в произведении Ф.Д. Крюкова «Зыбь» (отрывок). Человек и природа в повести |
|
|
|
13. |
Г.Ф. Шолохов-Синявский. Краткие сведения о писателе-земляке. История народа в повести «Казачья бурса» (отрывок). |
|
|
|
14. |
А.Ф. Корольченко. Краткие сведения о писателе-земляке. Выдающиеся сыны Дона в повести «Атаман Платов» (отрывок). |
|
|
|
15. |
В. Закруткин. Краткие сведения о писателе-земляке. (отрывок). Судьба человека в повести «Матерь человеческая». |
|
|
|
16. |
Сила духа Марии в повести «Матерь человеческая» |
|
|
|
17. |
Сила материнской любви в повести «Матерь человеческая» |
|
|
|
18. |
А. Калинин- гордость Донской земли. Обзор содержания романа «Суровое поле». Сила характера человека в произведении. |
|
|
|
19. |
Нравственный выбор героев в повести «А. Калинина «Цыган» |
|
|
|
20. |
Проявление человечности в повести А. Калинина «Цыган». |
|
|
|
21. |
Духовный мир героев в романе А. Калинина «Гремите, колокола!» (отрывок) |
|
|
|
22. |
Предательство и его причины в повести А. Калинина «Эхо войны» (отрывок) |
|
|
|
23. |
П.В. Лебеденко. Краткие сведения о писателе-земляке. Выбор жизненного пути в романе "Льды уходят в океан" (главы из романа). |
|
|
|
24. |
В. Панова. Краткие сведения о писателе-земляке. Мир взрослых глазами ребенка в повести «Серёжа» (главы из романа). |
|
|
|
25. |
Воспитание и его роль в повести «Серёжа». |
|
|
|
26. |
Н.А. Суханова. Краткие сведения о писателе-земляке. Роль воспитания в произведения «Острый серп луны» (отрывок из повести). |
|
|
|
27. |
Истинная доброта и забота о людях в произведении «Острый серп луны». |
|
|
|
28. |
О.Л. Афанасьев. Краткие сведения о писателе-земляке. Война глазами детей в повести «Юрка Лютик» |
|
|
|
29. |
Р.р. Сочинение-рассуждение на основе прочитанных произведений в формате ОГЭ |
|
|
|
|
Литературное краеведение |
|
|
|
30. |
Е.А. Шапочка. Прогулки с Чеховым. Виртуальная экскурсия по чеховским местам. |
Аналитическая беседа с чтением отдельных эпизодов; чтение и комментирование текста, ответы на вопросы; выразительное чтение, выборочный пересказ, анализ текста; обучение аналитическому пересказу; работа с опорной схемой; беседа учителя, обмен впечатлениями после прочтения рассказа. |
|
|
31. |
Л.П. Громов. «Этюды о Чехове». Творчество и творец. |
|
|
|
32. |
В.Д. Седегов. Родной край в произведениях А.П. Чехова. |
|
|
|
33. |
Лариса Михалёва. «Там, где осталось моё сердце». Книга о Малой родине – х. Большой Должик. |
|
|
|
34. |
Защита индивидуальных творческих проектов «Литературные места Дона». |
Сообщение, слушание и анализ выступлений |
|
|
6. Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение программы
Технические средства обучения:
1) мультимедийный компьютер;
2) мультимедийный проектор;
3) экран;
4) интернет.
Цифровые образовательные ресурсы:
1. http://feb-web.ru/ Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
2. https://gufo.me/dict/literary_encyclopedia Литературная энциклопедия.
3. https://www.krugosvet.ru/ Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
4. http://www.rulex.ru/ Русский биографический словарь.
5. https://www.slovari.ru/ Электронная библиотека словарей русского языка.
6. http://gramota.ru/ Справочно-информационный портал «Грамота.ру».
7. http://www.nasledie-rus.ru/ «Наше наследие» - сайт журнала, посвященный русской истории и культуре.
8. http://pushkinskijdom.ru/ сайт Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН – раздел «Электронные ресурсы».
9. http://biblio.imli.ru/ Электронная библиотека ИМЛИ РАН – раздел «Русская литература».
10. https://rvb.ru/ Русская виртуальная библиотека.
11. https://ilibrary.ru/ интернет-библиотека Алексея Комарова: представлены тексты академических изданий русской классики XIX – начала XX вв.
12. https://arch.rgdb.ru/ Национальная электронная детская библиотека: включает классику и современную литературу для детей и подростков, а также коллекцию диафильмов.
Список литературы
1.Аристова М. А., Беляева Н.В., Критарова Ж.Н. Учебный предмет «Родная литература (русская)»: цели, задачи, содержание // Вестник образования России. 2020. №14. С. 55-63.
2. Аристова М. А., Беляева Н. В. Ценностный потенциал родной литературы как хранительницы культурного наследия народа // Надькинские чтения. Родной язык как средство сохранения и трансляции культуры, истории и преемственности поколений в условиях многонационального государства. Сборник научных трудов по материалам Международной научной конференции. Саранск, 2019. С. 260-265.
3. Беляева Н. В., Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. Предметы школьного филологического образования как важный фактор национального самоопределения // Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019. Сборник научных трудов. Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. С. В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», С. 890-902.
4. Михалева (Бутенко) Л.П. Там, где осталось моё сердце. – Красный Сулин: Сулинполиграфсервис, 2021. -96 с, илл.
5. Хрестоматия для чтения в 8-9 классах “Литература Дона”. – Ростов н/Д:ЗАО “Книга”, 2005. – 512 с.
6. Шапочка Е.А. “Таганрог от Петра Великого до Чехова”.- Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2023. – 160 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.