Рабочая программа по родной русской литературе для 6 класса на 2023-2024 учебный год

  • pdf
  • 20.08.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Рабочая-программа-по-родной-литературе-6-класс-ФГОС-2023-2024.pdf

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края

Управление образования МО Новороссийск

МАОУ СОШ №34 имени Н. К. Божененко

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

методическим объединением

Заместитель директора по НМР

Директор

учителей русского языка и литературы

МАОУ СОШ №34

МАОУ СОШ №34

______________Сечина А. С..

______________Глушенко Н. А..

______________Спичакова А. А..

Протокол №

Протокол №

Приказ №

от "___" 08.2023 г.

от "__" 08. 2023 г.

от "__" 08.2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                                                            (ID                       )

учебного предмета

«Родная литература (русская)»

для 6 класса основного общего образования на 2023-2024 учебный год

Составитель: Ефремова Г. Н.

учитель русского языка и литературы

МО Новороссийск 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 6 классов на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения.

Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета«Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета«Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература». Специфика курса родной русской литературы обусловлена:

— отбором произведений русской литературы, в которыхнаиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры;

— более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.

Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература».

Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.

В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):

— «Россия — родина моя»;

— «Русские традиции»;

— «Русский характер — русская душа».

Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др.

Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности.

В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).

В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)»

Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.

Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:

— воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;

— формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;

— осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;

— развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.

Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:

— приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;

— осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей;

— выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;

— получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;

— выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;

— формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;

— накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;

— формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

— развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В 6 классе на изучение предмета отводится 1 час в неделю, суммарно изучение литературы в 6 классе по программе основного общего образования рассчитано на 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. Россия — Родина моя Преданья старины глубокой

Богатыриибогатырство

Былины (одна былина по выбору). Например: «Илья Муромец и Святогор».

Былинныесюжетыигероиврусскойлитературе

Стихотворения (не менее одного). Например: И. А. Бунин «Святогор и Илья». М. М. Пришвин. «Певец былин».

Города земли русской

РусскийСевер

С. Г. Писахов. «Ледяна колокольня» (не менее одной главы по выбору, например: «Морожены песни»).

Б. В. Шергин. «Поморские были и сказания» (не менее двух глав по выбору, например: «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин»).

Родные просторы

Зимаврусскойпоэзии

Стихотворения (не менее двух). Например: И. С. Никитин «Встреча Зимы», А. А. Блок «Снег да снег. Всю избу занесло…», Н. М. Рубцов «Первый снег» и др.

Помотивамрусскихсказокозиме Е. Л. Шварц. «Два брата».

Раздел 2. Русские традиции Праздники русского мира

Масленица

Стихотворения (не менее двух). Например: М. Ю. Лермонтов «Посреди небесных тел…», А. Д.

Дементьев «Прощёное воскресенье» и др.

А. П. Чехов. «Блины». Тэффи. «Блины».

Тепло родного дома

ВсюдуродимуюРусьузнаю

Стихотворения (не менее одного). Например: В. А. Рождественский «Русская природа» и др. К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».

Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».

Раздел 3. Русский характер — русская душа Не до ордена — была бы Родина

ОборонаСевастополя

Стихотворения (не менее трех). Например: А. Н. Апухтин «Солдатская песня о Севастополе», А. А.

Фет «Севастопольское братское кладбище», Рюрик Ивнев «Севастополь» и др.

Загадки русской души

Чудесанужноделатьсвоимируками

Стихотворения (не менее одного). Например: Ф. И. Тютчев «Чему бы жизнь нас ни учила…» и др. Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».

В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».

О ваших ровесниках Реальностьимечты

Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»).

Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (один фрагмент по выбору).

Лишь слову жизнь дана

Нарусскомдышимязыке

Стихотворения (не менее двух). Например: К. Д. Бальмонт «Русский язык», Ю. П. Мориц «Язык обид — язык не русский…» и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в 6 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;

— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

— представление о способах противодействия коррупции;

— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);

Патриотического воспитания:

— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;

— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

Духовно-нравственного воспитания:

— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;


готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других

людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

Эстетического воспитания:

— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;

— осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

— стремление к самовыражению в разных видах искусства;

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

— осознание ценности жизни;

— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;

— соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде;

— способность   адаптироваться         к          стрессовым    ситуациям     и          меняющимся     социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

— умение принимать себя и других, не осуждая;

— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;

— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

Трудового воспитания:

— установка       на        активное        участие           в          решении        практических задач   (в     рамках            семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;

— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

готовность адаптироваться в профессиональной среде;

— уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; Экологического воспитания:

— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды;

— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; Ценности научного познания:

— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

— овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

— способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

— способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

— навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

— умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

— способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Овладение универсальными учебными познавательными действиями.

Базовые логические действия:

— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);

— устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

— выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;

— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;

— оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых


условиях и контекстах.

Работа с информацией:

— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;

— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;

— эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.

1) Общение:

— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;

— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

— в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

— публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);

— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) Совместная деятельность:

— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

— уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;

— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.

1)  Самоорганизация:

— выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;

— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;

— делать выбор и брать ответственность за решение.

2)  Самоконтроль:

— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;

— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; — оценивать соответствие результата цели и условиям.

3)  Эмоциональный интеллект:

— различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; — выявлять и анализировать причины эмоций;

— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; — регулировать способ выражения эмоций.

4)  Принятие себя и других:

— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

— признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

— принимать себя и других, не осуждая;

— открытость себе и другим;

— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1)           Выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о русском севере и русской зиме;

2)           иметь представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России, о русских национальных традициях в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;

3)           иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне 1853—1856 годов, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;

4)           владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;

5)           владеть начальными навыками осуществления самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и простейшими способами её обработки и презентации.


ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата изучения (по факту)

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ

 

 

 

1.1.

Преданья старины глубокой

3

0

0

 

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника;

Выразительно читать фрагменты былины, в том числе по ролям, и стихотворения; Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий;

Владеть разными видами пересказа эпизодов былин;

Отвечать на вопросы по содержанию;

Определять тему, идею произведения;

Проводить сопоставительный анализ героев русских былин и героического эпоса народов России, а также стихотворений, близких по тематике;

Устный опрос;

Российская электронная школа

resh.edu.ru

1.2.

Города земли русской

3

0

0

 

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника;

Выразительно читать фрагменты текста, в том числе по ролям;

Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий;

Владеть разными видами пересказа;

Готовиться к написанию сочинения;

Знакомиться с фактами биографии писателя;

Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения;

Устный опрос;

Российская электронная школа

resh.edu.ru

1.3.

Родные просторы

2

0

1

 

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Знакомиться с фактами биографии поэтов;

Выразительно читать стихотворения, в том числе наизусть, эмоционально воспринимать текст;

Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий;

Владеть разными видами пересказа;

Анализировать художественное произведение;

Сопоставлять тематически близкие произведения фольклора, русской и зарубежной литературы;

Практическая работа;

Российская электронная школа

resh.edu.ru

Итого по разделу

8

 

 

 

Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

 

 

 

 

2.1.

Праздники русского мира

4

0

0

 

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника;

Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворение, в том числе наизусть;

Знакомиться с фактами биографии поэтов и писателей;

Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, пересказывать близко к тексту; Определять роль названия в литературном произведении; Выражать личное читательское отношение к прочитанному;

Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения, выявлять средства художественной изобразительности; Выявлять ключевые слова в тексте, их символический характер, межпредметные связи; Выявлять детали, создающие комический эффект;

Работать с иллюстративным материалом учебника;

Устный опрос;

Российская электронная школа

resh.edu.ru

2..2.

Тепло родного дома

4

0

0

 

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника;

Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворение, в том числе наизусть;

Знакомиться с фактами биографии поэта и писателей;

Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, пересказывать близко к тексту; Определять роль названия в литературном произведении; Выражать личное читательское отношение к прочитанному;

Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения, выявлять средства художественной изобразительности; Выявлять ключевые слова в тексте, их символический характер, межпредметные связи; Составлять план рассказа;

Характеризовать героев произведения (портрет, поведение, особенности характера и т.д.);

Писать отзыв на прочитанное произведение;

Тестирование;

Российская электронная школа

resh.edu.ru

Итого по разделу

8

 

Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША

3.1.

Не до ордена — была бы Родина

2

0

0

 

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать стихотворения;

Определять их тематическое единство;

Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, олицетворение, сравнение);

Сопоставлять поэтические художественные тексты, в том числе с произведениями других видов искусств;

Заучивать стихотворения наизусть;

Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворений; Уметь работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений;

Устный опрос;

Российская электронная школа

resh.edu.ru

 

3.2.

Загадки русской души

3

0

0

 

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника;

Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы;

;

Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст прозаического произведения; Характеризовать героев;

Анализировать детали, выявляющие авторское отношение к персонажам; Определять художественные средства, создающие эмоциональный настрой повествования;

Аргументированно высказывать своё отношение к героям произведения;

Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений;

Устны й опрос;

Российская электронная школа

resh.edu.ru

3.3.

О ваших ровесниках

2

0

1

 

Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника;

Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, самостоятельно составлять вопросы к тексту, владеть различными видами пересказов;

Составлять план эпизода и выделять наиболее яркие эпизоды произведения;

Определять тему, идею повествования;

Характеризовать главных героев произведений;

Определять роль пейзажных описаний в произведении;

Сопоставлять художественный текст с произведениями других видов

Письменны й контроль; Устный опрос;

Российская электронная школа

resh.edu.ru

3.4.

Лишь слову жизнь дана

1

0

0

 

искусств; Писать сочинение на одну из тем или письменно отвечать на Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника;

Выразительно читать поэтический текст, в том числе наизусть;

Определять идейно-художественное содержание стихотворения, выявлять средства художественной выразительности;

Определять взаимосвязь пейзажных картин с душевным состоянием и настроением человека;

Контрольн ая работа;

Российская электронная школа

resh.edu.ru

Итого по разделу

8

 

 

 

 

 

Раздел 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

 

 

 

4.1.

Развитие устной и

письменной речи

2

0

0

 

письменно высказать отношение к прочитанному

Письменны й контроль;

Российская электронная школа

resh.edu.ru

Итого по разделу

2

 

 

 

 

 

Раздел 5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

 

 

 

 

5.1.

Итоговая контрольная работа

1

1

0

 

 

Контрольн ая работа;

Российская электронная школа

resh.edu.ru

Итого по разделу

1

 

 

 

 

 

Резервное время

7

 

 

 

 

 

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

2

 

 

 


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

(По факту)

Виды, формы контроля

Всего

Контроль ные работы

Практи ческие работы

1.

Введение. Знакомство с предметом

1

 

 

 

Устный опрос;

2.

Славна богатырями земля Русская. Русские былины. Былина «Илья Муромец и Святогор»

1

 

 

 

Устный опрос;

3.

И. А. Бунин « Святогор и Илья»

1

 

 

 

Устный опрос;

4.

М. М. Пришвин «Певец былин»

1

 

 

 

Устный опрос;

5.

Славна богатырями земля Русская. Русские былины. Былина «Илья Муромец и Святогор»

1

 

 

 

Устный опрос;

6.

Б.В. Шергин «Поморские были и сказания»: «Детство в Архангельске»

1

 

 

 

Устный опрос;

7.

Б.В. Шергин «Поморские были и сказания»: «Миша Ласкин»

1

 

 

 

Устный опрос;

8.

Волшебница-зима. И.С. Никитин «Встреча зимы»

1

 

 

 

Устный опрос;

9.

А.А. Блок «Снег да снег. Всю избу занесло…».

1

 

 

 

Устный опрос;

10.

Н.М. Рубцов «Первый снег»

1

 

 

 

Устный опрос;

11.

По мотивам «зимних» сказок. Е.Л. Шварц «Два брата»

1

 

 

 

Устный опрос;

12.

Е.Л. Шварц «Два брата»

1

 

 

 

Устный опрос;

13.

Проверочная работа по разделу «Россия – Родина моя»

1

 

1

 

Тестирование;

14.

Праздники Русского мира. Масленица .

М.Ю. Лермонтов «Посреди небесных тел…».

1

 

 

 

Устный опрос;

15.

А.Д. Дементьев «Прощёное воскресенье»

1

 

 

 

Устный опрос;

16.

А.П. Чехов «Блины»

1

 

 

 

Устный опрос;

17.

Тэффи «Блины»

1

 

 

 

Устный опрос;

18.

Тепло родного дома «Всюду родимую Русь узнаю…» В.А. Рождественский «Русская природа»

1

 

 

 

Устный опрос;

19.

К.Г. Паустовский «Заботливый цветок»

1

 

 

 

Устный опрос;

20.

Ю.В. Бондарев «Поздним вечером»

1

 

 

 

Устный опрос;

21.

Проверочная работа по разделу «Русские традиции»

1

 

1

 

Тестирование;

22.

«Не до ордена. Была бы Родина…» Оборона Севастополя.

1

 

 

 

Устный опрос;

23.

А.Н. Апухтин «Солдатская песня о Севастополе».

1

 

 

 

Устный опрос;

24.

А.А. Фет «Севастопольское братское кладбище».

1

 

 

 

Устный опрос;

25.

Рюрик Ивнев «Севастополь»

1

 

 

 

Устный опрос;

26.

Чудеса нужно делать своими руками. Ф.И. Тютчев «Чему бы жизнь нас ни учила…»

1

 

 

 

Устный опрос;

27.

Н.С. Лесков «Неразменный рубль»

1

 

 

 

Устный опрос;

28.

В.П. Астафьев «Бабушка с малиной»

1

 

 

 

Устный опрос;

29.

Реальность и мечты. Р.П. Погодин «Кирпичные острова»

1

 

 

 

Устный опрос;

30.

Е.С. Велтистов «Миллион и один день каникул» «Лишь слову жизнь дана…»

1

 

 

 

Устный опрос;

31.

«На русском дышим языке…» К.Д. Бальмонт «Русский язык».

1

 

 

 

Устный опрос;

32.

Ю.П. Мориц «Язык обид – язык не русский…»

1

 

 

 

Устный опрос;

33.

Проверочная работа по разделу «Русский характер – русская душа»

1

 

1

 

Тестирование;

34.

Итоговая контрольная работа за год. Задания на лето.

1

1

 

 

Контрольная работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

3

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Родная русская литература, 6 класс О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева / 6 класс Москва "Просвещение"

Введите свой вариант:

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)

(для 5—9 классов образовательных организаций)

МОСКВА 2021

Родная русская литература, 6 класс О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева / 6 класс Москва "Просвещение"

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Российская электронная школа resh.edu.ru

Дистанционное образование для школьников . Учи ру uchi.ru

ЯКласс

Библиотека ЦОК

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Интерактивный программно-аппаратный комплекс

Кабель HDMI

Система голосования

Акустическая система

Электронные средства обучения

(CD, DVD, видеофильмы, интерактивные плакаты, лицензионное программное обеспечение)

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ