МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Управление образования МО Новороссийск
МАОУ СОШ №34 имени Н. К. Божененко
РАССМОТРЕНО |
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДЕНО |
методическим объединением |
Заместитель директора по НМР |
Директор |
учителей русского языка и литературы |
МАОУ СОШ №34 |
МАОУ СОШ №34 |
______________Сечина А. С.. |
______________Глушенко Н. А.. |
______________Спичакова А. А.. |
Протокол № |
Протокол № |
Приказ № |
от "___" 08.2023 г. |
от "__" 08. 2023 г. |
от "__" 08.2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID )
учебного предмета
«Родная литература (русская)»
для 6 класса основного общего образования на 2023-2024 учебный год
Составитель: Ефремова Г. Н.
учитель русского языка и литературы
МО Новороссийск 2023
Рабочая программа по учебному предмету «Родная литература (русская)» для обучающихся 6 классов на уровне основного общего образования составлена в соответствии с реализацией Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 мая 2021 г.№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 № 64101) к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родная литература», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», а также Примерной программы воспитания (утверждена решением ФУМО по общему образованию от 2 июня 2020 г.) с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Русская литература, являясь одной из самых богатых литератур мира, предоставляет широкие возможности для отражения эстетически ценной художественной модели мира и духовного познания жизни с позиций гуманистического сознания. Лучшие образцы русской литературы обладают высокой степенью эмоционального воздействия на внутренний мир школьников, способствуют их приобщению к гуманистическим ценностям и культурно-историческому опыту человечества, поэтому в поликультурной языковой среде русская литература должна изучаться на основе диалога культур. Гуманистический потенциал русской литературы позволяет рассматривать её как общенациональную российскую ценность, как средство воспитания школьников в духе уважительного отношения к языку и культуре народов Российской Федерации и мира, формирования культуры межнационального общения.
Как часть предметной области «Родной язык и родная литература» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с предметом «Родной язык (русский)». Изучение предмета«Родная литература (русская)» способствует обогащению речи школьников, развитию их речевой культуры, коммуникативной и межкультурной компетенций. Вместе с тем учебный предмет «Родная литература (русская)» имеет специфические особенности, отличающие его от учебного предмета«Литература», входящего в предметную область «Русский язык и литература». Специфика курса родной русской литературы обусловлена:
— отбором произведений русской литературы, в которыхнаиболее ярко выражено их национально-культурное своеобразие, например русский национальный характер, обычаи и традиции русского народа, духовные основы русской культуры;
— более подробным освещением историко-культурного фона эпохи создания изучаемых литературных произведений, расширенным историко-культурным комментарием к ним.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического, средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык и литература».
Содержание программы по родной русской литературе не включает произведения, изучаемые в основном курсе литературы, его задача — расширить литературный и культурный кругозор обучающихся за счёт их знакомства с дополнительными произведениями фольклора, русской классики и современной литературы, наиболее ярко воплотившими национальные особенности русской литературы и культуры, которые могут быть включены в проблемно-тематические блоки в соответствии со спецификой курса.
В содержании курса родной русской литературы в программе выделяются три содержательные линии (три проблемно-тематических блока):
— «Россия — родина моя»;
— «Русские традиции»;
— «Русский характер — русская душа».
Каждая содержательная линия предусматривает вариативный компонент содержания курса родной русской литературы, разработка которого в рабочих программах предполагает обращение к литературе народов России и мира в целях выявления национально-специфического и общего в произведениях, близких по тематике и проблематике. Например, поэты народов России о русском и родном языках; новогодние традиции в литературе народов России и мира; образ степи в фольклоре и литературе народов России и др.
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» для 5—9 классов основной школы строится на сочетании проблемно-тематического, концентрического и хронологического принципов. Содержание программы для каждого класса включает произведения фольклора, русской классики и современной литературы, актуализирующие вечные проблемы и ценности.
В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении длительного времени — вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).
В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национально-специфических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства — живописи, музыки, кино, театра. Это позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).
Программа учебного предмета «Родная литература (русская)» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курса родной русской литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение следующих целей:
— воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически воспринимать произведения родной русской литературы и обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному народу России;
— формирование познавательного интереса к родной русской литературе, воспитание ценностного отношения к ней как хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и приобщение к его культурному наследию;
— осознание исторической преемственности поколений, формирование причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за сохранение русской культуры;
— развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, необходимых для успешной социализации и самореализации личности в многонациональном российском государстве.
Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение следующих задач:
— приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов Российской Федерации;
— осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к поколению историкокультурных, нравственных, эстетических ценностей;
— выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа в русской литературе;
— получение знаний о родной русской литературе как о развивающемся явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской Федерации, их взаимовлияния;
— выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих суждения и оценки по поводу прочитанного;
— формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
— накопление опыта планирования собственного досугового чтения, определения и обоснования собственных читательских предпочтений произведений родной русской литературы;
— формирование потребности в систематическом чтении произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
— развитие умений работы с источниками информации, осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из различных источников, включая Интернет, и др.
В 6 классе на изучение предмета отводится 1 час в неделю, суммарно изучение литературы в 6 классе по программе основного общего образования рассчитано на 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Богатыриибогатырство
Былины (одна былина по выбору). Например: «Илья Муромец и Святогор».
Стихотворения (не менее одного). Например: И. А. Бунин «Святогор и Илья». М. М. Пришвин. «Певец былин».
С. Г. Писахов. «Ледяна колокольня» (не менее одной главы по выбору, например: «Морожены песни»).
Б. В. Шергин. «Поморские были и сказания» (не менее двух глав по выбору, например: «Детство в Архангельске», «Миша Ласкин»).
Стихотворения (не менее двух). Например: И. С. Никитин «Встреча Зимы», А. А. Блок «Снег да снег. Всю избу занесло…», Н. М. Рубцов «Первый снег» и др.
Помотивамрусскихсказокозиме Е. Л. Шварц. «Два брата».
Стихотворения (не менее двух). Например: М. Ю. Лермонтов «Посреди небесных тел…», А. Д.
Дементьев «Прощёное воскресенье» и др.
А. П. Чехов. «Блины». Тэффи. «Блины».
Стихотворения (не менее одного). Например: В. А. Рождественский «Русская природа» и др. К. Г. Паустовский. «Заботливый цветок».
Ю. В. Бондарев. «Поздним вечером».
Стихотворения (не менее трех). Например: А. Н. Апухтин «Солдатская песня о Севастополе», А. А.
Фет «Севастопольское братское кладбище», Рюрик Ивнев «Севастополь» и др.
Стихотворения (не менее одного). Например: Ф. И. Тютчев «Чему бы жизнь нас ни учила…» и др. Н. С. Лесков. «Неразменный рубль».
В. П. Астафьев. «Бабушка с малиной».
Р. П. Погодин. «Кирпичные острова» (рассказы «Как я с ним познакомился», «Кирпичные острова»).
Е. С. Велтистов. «Миллион и один день каникул» (один фрагмент по выбору).
Стихотворения (не менее
двух). Например: К. Д. Бальмонт «Русский язык», Ю. П. Мориц «Язык обид — язык
не русский…» и др.
Изучение учебного предмета «Родная литература (русская)» в 6 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по предмету «Родная литература (русская)»на уровне основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширением опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, местного сообщества, родного края, страны;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней);
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других
людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства;
— осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства;
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
— соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернетсреде;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, реализующей программы основного общего образования, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей; Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среды;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности; Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
— способность обучающихся ко взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
— способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, воспринимать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
— устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых
условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
— в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; — оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; — выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; — регулировать способ выражения эмоций.
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
— принимать себя и других, не осуждая;
— открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
1) Выделять проблематику русских былин и былинных сюжетов в фольклоре и русской литературе для развития представлений о нравственном идеале русского народа в контексте героического эпоса разных народов, устанавливать связи между ними на уровне тематики, проблематики, образов; осознавать ключевые для русского национального сознания культурные и нравственные смыслы в произведениях о русском севере и русской зиме;
2) иметь представления о богатстве русской литературы и культуры в контексте культур народов России, о русских национальных традициях в произведениях о русской масленице, о родном крае и русском доме;
3) иметь начальное понятие о русском национальном характере, его парадоксах и загадках русской души в произведениях о защите Родины в Крымской войне 1853—1856 годов, об оптимизме и взаимопомощи как основных чертах русского человека, реальности и мечтах в книгах о подростках и о богатстве русского языка и родной речи;
4) владеть умением давать смысловой анализ фольклорного и литературного текста на основе наводящих вопросов или по предложенному плану; создавать краткие историко-культурные комментарии и собственные тексты интерпретирующего характера в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя; под руководством учителя сопоставлять произведения словесного искусства с произведениями других искусств; самостоятельно отбирать произведения для внеклассного чтения;
5) владеть начальными навыками осуществления самостоятельной проектно-исследовательской деятельности и оформления ее результатов, работы с разными источниками информации и простейшими способами её обработки и презентации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Наименование разделов и тем программы |
Количество часов |
Дата изучения (по факту) |
Виды деятельности |
Виды, формы контроля |
Электронные (цифровые) образовательн ые ресурсы |
||
всего |
контрольные работы |
практические работы |
||||||
Раздел 1. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ |
|
|
|
|||||
1.1. |
Преданья старины глубокой |
3 |
0 |
0 |
|
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать фрагменты былины, в том числе по ролям, и стихотворения; Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий; Владеть разными видами пересказа эпизодов былин; Отвечать на вопросы по содержанию; Определять тему, идею произведения; Проводить сопоставительный анализ героев русских былин и героического эпоса народов России, а также стихотворений, близких по тематике; |
Устный опрос; |
Российская электронная школа resh.edu.ru |
1.2. |
Города земли русской |
3 |
0 |
0 |
|
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать фрагменты текста, в том числе по ролям; Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий; Владеть разными видами пересказа; Готовиться к написанию сочинения; Знакомиться с фактами биографии писателя; Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения; |
Устный опрос; |
Российская электронная школа resh.edu.ru |
1.3. |
Родные просторы |
2 |
0 |
1 |
|
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Знакомиться с фактами биографии поэтов; Выразительно читать стихотворения, в том числе наизусть, эмоционально воспринимать текст; Работать со словом, составлять историко-культурный комментарий; Владеть разными видами пересказа; Анализировать художественное произведение; Сопоставлять тематически близкие произведения фольклора, русской и зарубежной литературы; |
Практическая работа; |
Российская электронная школа resh.edu.ru |
Итого по разделу |
8 |
|
|
|
||||
Раздел 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ |
|
|
|
2.1. |
Праздники русского мира |
4 |
0 |
0 |
|
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворение, в том числе наизусть; Знакомиться с фактами биографии поэтов и писателей; Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, пересказывать близко к тексту; Определять роль названия в литературном произведении; Выражать личное читательское отношение к прочитанному; Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения, выявлять средства художественной изобразительности; Выявлять ключевые слова в тексте, их символический характер, межпредметные связи; Выявлять детали, создающие комический эффект; Работать с иллюстративным материалом учебника; |
Устный опрос; |
Российская электронная школа resh.edu.ru |
2..2. |
Тепло родного дома |
4 |
0 |
0 |
|
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворение, в том числе наизусть; Знакомиться с фактами биографии поэта и писателей; Выразительно читать рассказ, отвечать на вопросы, пересказывать близко к тексту; Определять роль названия в литературном произведении; Выражать личное читательское отношение к прочитанному; Определять тему, проблематику, идейно-художественное содержание произведения, выявлять средства художественной изобразительности; Выявлять ключевые слова в тексте, их символический характер, межпредметные связи; Составлять план рассказа; Характеризовать героев произведения (портрет, поведение, особенности характера и т.д.); Писать отзыв на прочитанное произведение; |
Тестирование; |
Российская электронная школа resh.edu.ru |
Итого по разделу |
8 |
|
||||||
Раздел 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР — РУССКАЯ ДУША |
||||||||
3.1. |
Не до ордена — была бы Родина |
2 |
0 |
0 |
|
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать стихотворения; Определять их тематическое единство; Выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, олицетворение, сравнение); Сопоставлять поэтические художественные тексты, в том числе с произведениями других видов искусств; Заучивать стихотворения наизусть; Выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворений; Уметь работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений; |
Устный опрос; |
Российская электронная школа resh.edu.ru |
3.2. |
Загадки русской души |
3 |
0 |
0 |
|
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Читать выразительно прозаический текст, отвечать на вопросы; ; Пересказывать (кратко, подробно, выборочно) текст прозаического произведения; Характеризовать героев; Анализировать детали, выявляющие авторское отношение к персонажам; Определять художественные средства, создающие эмоциональный настрой повествования; Аргументированно высказывать своё отношение к героям произведения; Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений; |
Устны й опрос; |
Российская электронная школа resh.edu.ru |
3.3. |
О ваших ровесниках |
2 |
0 |
1 |
|
Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать прозаический текст, отвечать на вопросы, самостоятельно составлять вопросы к тексту, владеть различными видами пересказов; Составлять план эпизода и выделять наиболее яркие эпизоды произведения; Определять тему, идею повествования; Характеризовать главных героев произведений; Определять роль пейзажных описаний в произведении; Сопоставлять художественный текст с произведениями других видов |
Письменны й контроль; Устный опрос; |
Российская электронная школа resh.edu.ru |
3.4. |
Лишь слову жизнь дана |
1 |
0 |
0 |
|
искусств; Писать сочинение на одну из тем или письменно отвечать на Читать, воспринимать и обсуждать историко-культурную информацию теоретической статьи к разделу учебника; Выразительно читать поэтический текст, в том числе наизусть; Определять идейно-художественное содержание стихотворения, выявлять средства художественной выразительности; Определять взаимосвязь пейзажных картин с душевным состоянием и настроением человека; |
Контрольн ая работа; |
Российская электронная школа resh.edu.ru |
Итого по разделу |
8 |
|
|
|
|
|
||
Раздел 4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ |
|
|
|
|
||||
4.1. |
Развитие устной и письменной речи |
2 |
0 |
0 |
|
письменно высказать отношение к прочитанному |
Письменны й контроль; |
Российская электронная школа resh.edu.ru |
Итого по разделу |
2 |
|
|
|
|
|
||
Раздел 5. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ |
|
|
|
|
||||
5.1. |
Итоговая контрольная работа |
1 |
1 |
0 |
|
|
Контрольн ая работа; |
Российская электронная школа resh.edu.ru |
Итого по разделу |
1 |
|
|
|
|
|
||
Резервное время |
7 |
|
|
|
|
|
||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
1 |
2 |
|
|
|
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата изучения (По факту) |
Виды, формы контроля |
||
Всего |
Контроль ные работы |
Практи ческие работы |
||||
1. |
Введение. Знакомство с предметом |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
2. |
Славна богатырями земля Русская. Русские былины. Былина «Илья Муромец и Святогор» |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
3. |
И. А. Бунин « Святогор и Илья» |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
4. |
М. М. Пришвин «Певец былин» |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
5. |
Славна богатырями земля Русская. Русские былины. Былина «Илья Муромец и Святогор» |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
6. |
Б.В. Шергин «Поморские были и сказания»: «Детство в Архангельске» |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
7. |
Б.В. Шергин «Поморские были и сказания»: «Миша Ласкин» |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
8. |
Волшебница-зима. И.С. Никитин «Встреча зимы» |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
9. |
А.А. Блок «Снег да снег. Всю избу занесло…». |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
10. |
Н.М. Рубцов «Первый снег» |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
11. |
По мотивам «зимних» сказок. Е.Л. Шварц «Два брата» |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
12. |
Е.Л. Шварц «Два брата» |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
13. |
Проверочная работа по разделу «Россия – Родина моя» |
1 |
|
1 |
|
Тестирование; |
14. |
Праздники Русского мира. Масленица . М.Ю. Лермонтов «Посреди небесных тел…». |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
15. |
А.Д. Дементьев «Прощёное воскресенье» |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
16. |
А.П. Чехов «Блины» |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
17. |
Тэффи «Блины» |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
18. |
Тепло родного дома «Всюду родимую Русь узнаю…» В.А. Рождественский «Русская природа» |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
19. |
К.Г. Паустовский «Заботливый цветок» |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
20. |
Ю.В. Бондарев «Поздним вечером» |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
21. |
Проверочная работа по разделу «Русские традиции» |
1 |
|
1 |
|
Тестирование; |
22. |
«Не до ордена. Была бы Родина…» Оборона Севастополя. |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
23. |
А.Н. Апухтин «Солдатская песня о Севастополе». |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
24. |
А.А. Фет «Севастопольское братское кладбище». |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
25. |
Рюрик Ивнев «Севастополь» |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
26. |
Чудеса нужно делать своими руками. Ф.И. Тютчев «Чему бы жизнь нас ни учила…» |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
27. |
Н.С. Лесков «Неразменный рубль» |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
28. |
В.П. Астафьев «Бабушка с малиной» |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
29. |
Реальность и мечты. Р.П. Погодин «Кирпичные острова» |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
30. |
Е.С. Велтистов «Миллион и один день каникул» «Лишь слову жизнь дана…» |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
31. |
«На русском дышим языке…» К.Д. Бальмонт «Русский язык». |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
32. |
Ю.П. Мориц «Язык обид – язык не русский…» |
1 |
|
|
|
Устный опрос; |
33. |
Проверочная работа по разделу «Русский характер – русская душа» |
1 |
|
1 |
|
Тестирование; |
34. |
Итоговая контрольная работа за год. Задания на лето. |
1 |
1 |
|
|
Контрольная работа; |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
34 |
1 |
3 |
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Родная русская литература, 6 класс О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева / 6 класс Москва "Просвещение"
Введите свой вариант:
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (РУССКАЯ)
(для 5—9 классов образовательных организаций)
МОСКВА 2021
Родная русская литература, 6 класс О.М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В. Беляева / 6 класс Москва "Просвещение"
Российская электронная школа resh.edu.ru
Дистанционное образование для школьников . Учи ру uchi.ru
ЯКласс
Библиотека ЦОК
Интерактивный программно-аппаратный комплекс
Кабель HDMI
Система голосования
Акустическая система
Электронные средства обучения
(CD, DVD, видеофильмы, интерактивные плакаты, лицензионное программное обеспечение)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.