Директор МОУ ООШ №5
___________ Кремнева Т.С.
РОСПИСЬ
Дата: « »_________2019 г.
Рабочая программа
учебного курса
«Родной (русский) язык»
для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса
(17 часов)
Составитель: учитель русского языка
и литературы
Калинова Е.В.
2018 - 2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, примерной рабочей программы учебного предмета «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке для 5 класса (17 часов) / авт.-сост.: Т.В.Самсонова, О.А. Приказчикова, Е.В. Медянкина.– Саранск, МРИО, 2018.
Общий объем часов на изучение русского языка, предусмотренный учебным планом, – 17 учебных часов в год (0,5 учебных часа в неделю).
Планируемые результаты обучения
Примерная рабочая программа базируется на системно-деятельностном, компетентностном, коммуникативном и культурологическом подходах обучения родному (русскому) языку. Основное содержание обучения родному (русскому) языку в общеобразовательной организации направлено на формирование коммуникативной, лингвистической и социокультурной компетенций учащихся.
Освоение программы 5 класса предусматривает формирование у обучающихся следующих личностных результатов по родному (русскому) языку:
уважительное отношение к родному языку как средству межличностного и межкультурного общения;
оценивание жизненных ситуаций, исходя из общечеловеческих норм;
целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;
доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другому народу, компетентность в межкультурном диалоге.
К метапредметным результатам обучения родному языку относятся:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
владение культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
умение организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы;
умение оценивать качество работы, опираясь на определенные критерии;
умение анализировать и понимать причины удач и неудач в учебе;
умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.
К предметным результатам обучения родному языку в 5 классе относятся:
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц;
формирование навыков проведения многоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
Основное содержание учебного предмета
Раздел 1. Язык – отражение национальной культуры. «Язык есть дух народа».
Языковая картина мира. Национальное своеобразие языковой картины мира. Способы выражения национальной картины мира. Базовые аксиологические понятия русской национальной картины мира. Базовые национальные ценности:
– патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России. Значение языка в историческом развитии страны. Языковые выражения народной мысли. Пословицы и поговорки. Фразеологические единицы.
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество. Роль русского языка в международном сотрудничестве.
Раздел 2. Язык и культура.
– искусство и язык – эстетические возможности языковых единиц. Выразительное чтение. Единицы техники речи. Художественное чтение. Лучшие образцы художественного чтения.
Раздел 3. Экология языка.
– природа – экологическое сознание. Экология языка. Взаимосвязь экологии языка и сохранения базовых национальных ценностей.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (17 часов)
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности обучающихся |
|
Введение |
||||
1 |
Чему учит предмет «Родной (русский) язык»? |
1 |
Обучающиеся знакомятся с понятием родного языка. |
|
Общие сведения о языке |
||||
2 |
Русский язык в семье родственных языков. |
1 |
Обучающиеся знакомятся с группой славянских языков, совершенствуют коммуникативные навыки и умения. |
|
Язык – форма и зеркало национальной культуры |
||||
3-4 |
Национальное своеобразие понятий «языковая картина мира», «языковая личность», «русская языковая картина мира». |
2 |
Обучающиеся знакомятся с понятиями «языковая картина мира», «языковая личность»; учатся использовать их при составлении устного монологического/диалогического высказывания; закладываются основы формирования русской языковой картины мира, осознание особенностей родного языка, его своеобразия. |
|
5 |
Отражение русской языковой картины мира в фольклоре. Пословицы. Поговорки. Обряды. |
1 |
Обучающиеся учатся выделять единицы языка, продолжают работу по знакомству со словарями. |
|
6 |
Развитие речи Музей одной пословицы/поговорки/фразеологических единиц
|
1 |
Определяют стилистические функции языковых единиц, участвующих в образовании пословиц, поговорок, фразеологических единиц. Соотносят содержание пословиц, поговорок, фразеологических единиц с конкретной стороной жизни. |
|
7 |
Русский речевой этикет. Единицы речевого этикета.
|
1 |
Обучающиеся знакомятся со стереотипами русского речевого этикета, включая речевой этикет, осознают себя как языковую личность.
|
|
8 |
Развитие речи Русский речевой этикет |
1 |
Обучающиеся формируют представления о речевом этикете; развивают навыки связной монологической и диалогической речи.
|
|
Текст |
||||
9-10 |
Текст как продукт речевой деятельности |
2 |
Обучающиеся закрепляют навыки работы с текстом, определяют признаки текста. |
|
11 |
Средства связи и виды связи предложений в тексте |
1 |
Обучающиеся определяют виды связи предложений в тексте, определяют грамматические и лексические средства связи предложений в тексте. |
|
12 |
Типы речи: Повествование Описание Рассуждение |
1 |
Обучающиеся определяют основные типы речи, коммуникативную цель повествования, рассуждения, описания. |
|
13 |
Выразительное чтение. Единицы техники речи: Интонация Логическое ударение Дыхание Орфоэпия |
1 |
Обучающиеся знакомятся с единицами техники речи. Учатся передавать смысл высказывания с помощью выразительного чтения. Развивают умение выразительно читать, четко и ясно говорить. |
|
14 |
Развитие речи Художественное чтение отрывка прозаического и/ или лирического произведения. Конкурс чтецов. |
1 |
Обучающиеся продолжают развивать речь, расставлять правильно логические ударение через выразительное прочтение художественных произведений |
|
Лексика и фразеология |
||||
15 |
Экология русского языка |
1 |
Обучающиеся знакомятся с термином «экология русского языка», определяют причины нарушения экологии русского языка: использование ненормативной лексики в социально-бытовой сфере, широкое использование заимствований во всех сферах жизни общества, делают выводы о необходимости сохранить национальное своеобразие русского языка. |
|
16 |
Словари – наши помощники. Виды словарей. Особенности работы с ними. |
1 |
Обучающиеся совершенствуют навыки работы со словарями, учатся писать словарную статью. |
|
17 |
Заключительное занятие Устное сочинение «Язык есть дух народа».
|
1 |
Обучающиеся актуализируют знания и практические навыки при составлении устного сочинения. |
|
Система оценки достижения планируемых результатов
Основным объектом оценки личностных результатов в основной школе служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основные блока:
1) сформированность основ гражданской идентичности личности;
2) сформированность индивидуальной учебной самостоятельности, включая умение строить жизненные профессиональные планы с учетом конкретных перспектив социального развития;
3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
В рамках оценивания личностных результатов возможна неперсонифицированная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:
соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательной организации;
участии в общественной жизни образовательной организации, ближайшего социального окружения, страны, общественно-полезной деятельности; ответственности за результаты обучения; готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор профессии; ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.
Особенности оценки метапредметных результатов
Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются:
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность работать с информацией; способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику; способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется учителем в ходе текущего контроля. Содержание и периодичность текущего контроля устанавливает учитель. Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке читательской грамотности, ИКТ-компетентности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.
Основной процедурой оценки достижения метапредметных результатов является защита проекта.
Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями образовательной организации.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается.
Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности по данному предмету.
Оценка предметных результатов ведется каждым учителем в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки на основе представленных планируемых результатов.
Примерная тематика проектной деятельности
Групповые проекты
Практико-ориентированные:
Наш словарь. Карточка для словарной работы.
Тематические группы русских слов – символов России.
Звучащий словарь «Говорите правильно».
Информационные:
Интервью в краеведческом музее.
Устная речь ребят нашего класса.
Школьный жаргон (фонохрестоматия).
Польза и вред сотового телефона (опрос).
Книги, которые мы читаем (опрос).
Игровые:
История букв (викторина).
Символы России (викторина). Знатоки сказок (игра-конкурс).
Творческие:
Человек и природа (эссе/фотоэссе).
Инсценировки литературных произведений.
Парные проекты
Практико-ориентированные:
Виды письменности (презентация/устное выступление/плакат).
Информационные:
Речевые ошибки нашего класса.
Творческие:
Русский речевой этикет в сопоставлении с этикетом прошлого.
Плакаты, схемы «Веселая лингвистика».
Конкурс «Лингвистическая сказка».
Индивидуальные проекты
Практико-ориентированные:
Мой словарик. Карточка для словарной работы.
Диктанты «На засыпку».
Звучащий словарь «Говорите правильно».
Информационные:
Достопримечательности нашего города/села (альбом, презентация и т.д.).
Что открыл мне словарь С.И.Ожегова.
Творческие:
Рукописная книга.
Художник (по выбору) и его картина (сочинение/презентация).
Один день из жизни…(фотоэссе).
Что значит любить свою семью и свою Родину (презентация).
Человек и природа (эссе/фотоэссе).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.