Рабочая программа по родному русскому языку 1-4 класс

  • docx
  • 12.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5 род яз 21-22.docx

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Русский (родной) язык»

Личностные результаты

1)      формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2)      формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)      формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4)      овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5)      принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6)      развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7)      формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)      развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)      развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)    формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

 

Метапредметные результаты:

1)      овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)      освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)      формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)      формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)      освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)      использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)      активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)      использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)      овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10)    овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11)    готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12)    определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13)    готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14)    овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15)    овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16)    умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

 

Предметные результаты освоения курса «Родной (русский) язык»

1)      воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2)      обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3)      формирование первоначальных научных знаний о родном языке, как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях функционирования, освоение основных единиц грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4)      овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5)      овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 

К концу обучения обучающийся научится:

-        распознавать и вести этикетный диалог;

-        отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

-        находить по абзацным отступам смысловые части текста;

-        выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

-        осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

-        выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

-        сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

-        сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;

-        определять тему, основную мысль несложного текста;

-        определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

-        подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью);

-        анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

-        разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

-        сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

-        знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

-        реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

-        продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

-        вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе.

 

К концу обучения обучающийся получит возможность научиться:

-        оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения;

-        давать оценку невежливому речевому поведению.

-        знать особенности диалога и монолога;

-        анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

-        использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

-        знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);

-        пользоваться основными способами правки текста.

-        анализировать типичную структуру рассказа;

-        рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

-        знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

-        продуцировать простые информационные жанры (типа что? где? когда? и как произошло?) в соответствии с задачами коммуникации;

-        объяснять значение фотографии в газетном тексте;

-        реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.


2. Содержание учебного предмета «Русский родной язык»

 

 

 

Первый год обучения (17 ч)

 

 

 

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч)

 

Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.

Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.

 

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:

 

1) дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница,

 

светлица, светец, лучина и т. д.);

 

2) как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.).

Имена в малых жанрах фольклора пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).

Проектное задание. Словарь в картинках.

 

Раздел 2. Язык в действии (6 ч)

Как    нельзя    произносить    слова    (пропедевтическая    работа    по предупреждению ошибок в произношении слов).

Смыслоразличительная роль ударения.

 

Звукопись в стихотворном художественном тексте.

 

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).

Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч)

 

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).

 

Второй год обучения (17 ч)

 

 

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч)

 

Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

Слова, называющие предметы традиционного русского быта:

1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например,

 

ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);

2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени;

3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

Пословицы,   поговорки,   фразеологизмы,   возникновение    которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.)).

Проектное задание. Словарь «Почему это так называется?». Раздел 2. Язык в действии (4ч)

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.

Практическая работа. Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением.

Разные    способы    толкования    значения    слов.     Наблюдение    за сочетаемостью слов.

Совершенствование орфографических навыков. Раздел 3. Секреты речи и текста (6 ч)

Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение

диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить

 

товарища).

 

Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения    в     учебно-научной    коммуникации:     формы     обращения; использование обращения ты и вы.

Устный ответ как жанр монологической устной учебноаучной речи. Различные   виды    ответов:    развёрнутый   ответ,    ответобавление   (на практическом уровне).

Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

 

 

Третий год обучения (17 ч)

 

 

 

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч)

 

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда ложь, друг недруг, брат братство побратим).

Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).

Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей апример, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения

 

(например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.):

уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях

 

фольклора и художественной литературы.

 

Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.

Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моего имени и фамилии (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).

Раздел 2. Язык в действии (6 ч)

 

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, числа имён существительных). Практическое овладение нормами                    употребления     отдельных     грамматических     форм     имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа).     Практическое     овладение     нормами правильного     и     точного употребления предлогов с пространственным значением, образования предложно-падежных форм существительных. Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).

Совершенствование навыков орфографического оформления текста.


Раздел 3. Секреты речи и текста (4 ч)

Особенности устного выступления.

 

Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастерлассах, связанных с народными промыслами.

Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их

 

содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).

 

Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.).

 

 

Четвёртый год обучения (17 ч)

 

 

 

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (6 ч)

 

Слова, связанные с качествами и чувствами людей (например, добросердечный, доброжелательный, благодарный, бескорыстный); слова, связанные с обучением.

Слова, называющие родственные отношения (например, матушка, батюшка, братец, сестрица, мачеха, падчерица).

Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями (например, от корки до корки; вся семья вместе, так и душа на месте; прописать ижицу и т. д.). Сравнение с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.

Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов.

Проектные задания. Откуда это слово появилось в русском языке? (Приобретение    опыта    поиска    информации   о    происхождении   слов.) Сравнение толкований слов в словаре В. И. Даля и современном толковом словаре. Русские слова в языках других народов.

 

Раздел 2. Язык в действии (5 ч)

 

Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

Трудные случаи образования формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени глаголов (на пропедевтическом уровне). Наблюдение за синонимией синтаксических конструкций на уровне словосочетаний и предложений (на пропедевтическом уровне).

История возникновения и функции знаков препинания рамках изученного). Совершенствование навыков правильного пунктуационного оформления текста.

Раздел 3. Секреты речи и текста (6 ч)

 

Правила ведения диалога: корректные и некорректные вопросы. Информативная функция заголовков. Типы заголовков.

Составление     плана     текста,      не      разделённого     на      абзацы. Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности.

Оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения                точного,    уместного    и     выразительного    словоупотребления. Редактирование      предложенных      и      собственных      текстов     с     целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов. Практический опыт использования учебных словарей в процессе редактирования текста.

Синонимия речевых формул (на практическом уровне).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    3. Тематическое планирование.        

 

1 класс

 

урока

Тема

Кол-во часов

Секреты речи и текста

6

1

Как люди общаются друг с другом

1

2

Как люди общаются друг с другом

1

3

Вежливые слова

1

4

Как люди приветствуют друг друга

1

5

Зачем людям имена

1

6

Спрашиваем и отвечаем

1

Русский язык: прошлое и настоящее

6

7

Как писали в старину

1

8

Как писали в старину

1

9

Дом в старину: что как называлось

1

10

Дом в старину: что как называлось

1

11

Во что одевались в старину

1

12

Во что одевались в старину

1

Язык в действии

4

13

Выделяем голосом важные слова

1

14

Как можно играть звуками

1

15

Где поставить ударение

1

16

Как сочетаются слова

1

Секреты речи и текста

1

17

Сравниваем тексты

1

 

 

2 класс

 

урока

Тема

Кол-во часов

Русский язык: прошлое и настоящее

7

1

По одёжке встречают…

1

2

Ржаной хлебушко калачу дедушка.

Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.

 Каша – кормилица наша.

1

3

Любишь кататься, люби и саночки возить

1

4

Делу время, потехе час

1

5

В решете воду не удержишь

1

6

Самовар кипит, уходить не велит

1

7

Представление    результатов выполнения         проектных заданий: «Секреты семейной кухни», «Интересная игра», «Музеи      самоваров  в        России»,     «Почему    это         так называется?»

1

Язык в действии

4

8

Помогает ли ударение различать слова? Для чего нужны синонимы?  Для чего нужны антонимы?

1

9

Как появились пословицы и фразеологизмы? Как можно объяснить значение слова?

1

10

Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение?        

1

11

Представление результатов выполнения практической работы «Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением»

1

Секреты речи и текста

6

12

Учимся вести диалог

1

13

Составляем развёрнутое толкование значения слова

1

14

Устанавливаем связь предложений в тексте

1

15

Создаём текстынструкции и тексты-повествования

1

16

Представление результатов выполнения проектных заданий

1

17

Творческая проверочная работа «Что мне больше всего понравилось на уроках русского родного языка в этом году»

1

 

 

3 класс

 

урока

Тема

Кол-во часов

Русский язык: прошлое и настоящее

7

1

Где путь прямой, там не езди по кривой

1

2

Кто друг прямой, тот брат родной

1

3

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

1

4

Сошлись два друга – мороз да вьюга.

1

5

Дело мастера боится. Заиграйте,    мои гусли…

1

6

Что ни город, то норов

1

7

У земли - ясно солнце, у человека – слово

1

Секреты речи и текста

1

8

Представление проектных заданий и результатов мини-исследований, выполненных при изучении     раздела «Русский         язык: прошлое и настоящее»

1

Язык в действии

6

9

Для чего нужны суффиксы?

1

10

Какие особенности рода        имён существительных есть      в      русском языке?

1

11

Все    ли      имена существительные «умеют» изменяться           по числам?

1

12

Как   изменяются имена существительные во множественном числе?

1

13

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

1

14

Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка»

1

Секреты речи и текста

3

15

Создаём тексты-рассуждения. Учимся редактировать тексты

1

16

Создаём тексты-повествования

1

17

Представление проектных заданий, выполненных при изучении раздела «Секреты речи и текста»

1

 

4 класс

 

урока

Тема

Кол-во часов

Русский язык: прошлое и настоящее

6

1

Не стыдно не знать, стыдно не учиться

1

2

Вся семья вместе, так и душа на месте

1

3

Красна сказка складом, а песня – ладом

1

4

Красное словцо не ложь

1

5

Язык языку весть подаёт

1

6

Представление   результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела

1

Язык в действии

5

7

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

8

Трудно ли образовывать формы глагола?

1

9

Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

1

10

Как и когда появились знаки препинания?

1

11

Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?»

1

Секреты речи и текста

6

12

Задаём вопросы в диалоге

1

13

Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста

1

14

Учимся составлять план текста

1

15

Учимся пересказывать текст

1

16

Учимся оценивать и редактировать тексты

1

17

Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же»

1