Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 2»
142280 Московская область, г. Протвино, ул. Гагарина, д.7
тел./факс 74-47-01, E-maiL: Liceum_2@mail.ru
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ Т.Ю. Любимова «____» ______________2020 г. |
|
«Утверждаю» Директор МБОУ «Лицей №2» ______________Л.И. Иващенко «___» _______________2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2020-2021 учебный год
КЛАСС_________________________________________________2 «А»
ПРЕДМЕТ _______________________________________Родной язык
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ____________17 ч
УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ ______________________________Базовый
ФИО учителя _________________ Куринова Ирина Анатольевна
Протвино
2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по Родному языку (русскому) составлена на основе нормативно-правовых актов:
· Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;
· Федеральный Государственный образовательный стандарт НОО, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
· Примерные программы, созданные на основе ФГОС НОО;
· Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1643 и приказ от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»:
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2017 г. N 629 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253"
· Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Лицей № 2
Целями изучения предмета «Родной язык» в начальной школе являются:
· формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
· развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке
Программа определяет ряд задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
· воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
· обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
· формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
· овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
· владение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Особенности организации учебного процесса, место предмета в учебном плане
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык» (русский) составлена в соответствии с примерной программой по русскому родному языку и на основе авторской программы О.М. Александровой «Русский родной язык» 1-4 классы УМК «Школа России», «Просвещение», 2020 г, ,и учебным планом МБОУ «Лицей №2» на 2020 -2021 учебный год.
Рабочая программа «Родной язык» (предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке) рассчитана на 34 часа – 34 учебные недели по 1 часу в неделю. Авторская программа скорректирована за счет объединения уроков в соответствии с учебным планом лицея. В процессе обучения сохранён порядок изучения тем.
В соответствии с учебным планом на предмет «Родной язык» в 4 классе отводится 0,5 часа в неделю (федеральный компонент). Общий объём учебного времени составляет 17 часов (34 учебные недели). Проводится данный предмет 1 раз в две недели.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Предметные УУД
1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
2. Язык в действии (6 часов)
Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
3. Секреты речи и текста (4 часов) Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность научиться:
Содержание учебного предмета:
№ |
Основное содержание предмета по темам |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности |
1. |
Русский язык: прошлое и настоящее По одёжке встречают… Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети.
Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину.
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину.
Делу время, потехе час. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие игры и игрушки.
В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь.
Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития.
Проверочная работа: представление результатов выполнения проектного задания «Почему это так называется?». |
7 ч |
Расширять знания об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова; понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами; понимать значения фразеологических оборотов, связанных изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
|
2. |
Язык в действии Помогает ли ударение различать слова? Смыслоразличительная роль ударения.
Для чего нужны синонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста
Для чего нужны антонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Уточнение лексического значения антонимов.
Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму
Как научиться читать стихи и сказки? Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте.
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением» |
6 ч |
Наблюдать за употреблением языковых единиц, развивать умения и навыки использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; знакомиться с нормами современного русского литературного языка, развивать потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствовать умения пользоваться словарями. Сравнивать русские пословицы и поговорки с пословицами и поговорками других народов. Узнавать разные способы толкования значения слов. Учиться правильно произносить слова. |
3. |
Секреты речи и текста Участвуем в диалогах. Приемы общения. Особенности русского речевого этикета.
Учимся связывать предложения в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования.
Представление результатов выполнения проектных заданий. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Проверочная работа. |
4 ч |
Различать этикетные формы обращения в официальной неофициальной речевой ситуации; владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения; владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа; анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами; создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках.
|
Курс «Русский родной язык» обеспечен
Учебно-методический комплект учащихся:
1. О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданова и др. Русский родной язык: учебник для общеобразовательных организаций – М. Просвещение, 2020 г.
Учебно-методический комплект учителя:
1. О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданова и др. Русский родной язык: учебник для общеобразовательных организаций – М. Просвещение, 2020 г.
2. О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданова и др. Рабочие программы и тематическое планирование курса
Техническое оснащение учебного процесса:
Проектор, компьютер, экран.
Календарно-тематическое планирование по русскому родному языку (2 «А», 17ч)
№ урока |
Тема урока |
Дата |
Формы контроля |
П Примечание |
|
|
План |
Коррек. |
|
||||
Русский язык: прошлое и настоящее (7 ч) |
||||||
1. |
По одёжке встречают… Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что раньше одевались дети. |
|
|
|
|
|
2. |
Ржаной хлебушко калачу дедушка. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. |
|
|
|
|
|
3. |
Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие то, что ели в старину. |
|
|
|
|
|
4. |
Делу время, потехе час. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие игры и игрушки. |
|
|
|
|
|
5. |
В решете воду не удержишь. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие домашнюю утварь. |
|
|
|
|
|
6. |
Самовар кипит, уходить не велит. Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, связанные с традицией русского чаепития. |
|
|
|
|
|
7. |
Проверочная работа: представление результатов выполнения проектного задания «Почему это так называется?». |
|
|
Проверочная работа |
|
|
Язык в действии (6 ч) |
|
|||||
8. |
Помогает ли ударение различать слова? Смыслоразличительная роль ударения. |
|
|
|
|
|
9. |
Для чего нужны синонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста |
|
|
|
|
|
10. |
Для чего нужны антонимы? Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Уточнение лексического значения антонимов. |
|
|
|
|
|
11. |
Как появились пословицы и фразеологизмы? Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму |
|
|
|
|
|
12. |
Как научиться читать стихи и сказки? Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. |
|
|
|
|
|
13. |
Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением» |
|
|
Практическая работа |
|
|
Секреты речи и текста (4 ч) |
|
|||||
14. |
Участвуем в диалогах. Приемы общения. Особенности русского речевого этикета. |
|
|
|
|
|
15. |
Учимся связывать предложения в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. |
|
|
|
|
|
16. |
Создаём тексты-инструкции и тексты-повествования. |
|
|
|
|
|
17. |
Представление результатов выполнения проектных заданий. Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Проверочная работа. |
|
|
Проверочная работа. |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.