ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛОТИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
_______________ Никифорова И.А.
_______________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
1-4 КЛАССЫ
Составители:
Ефременко Инна Романовна
2019год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1-4 классов разработана с учетом требованийГосударственного образовательного стандарта начального общего образования в соответствии с такими нормативными документами:
1. Закон ЛНР от 30.09.2016 №128-ІІ«Об образовании».
2. Приказ МОН ЛНР №483 от 11.04.2016 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
3. Санитарно-эпидемиологические правилами и нормами Луганской Народной Республики (СанПин).
4. Приказ МОН ЛНР от 17.08.2018. №774-од «Об организованном начале 2018-2019 учебного года в общеобразовательных учреждениях (организациях)Луганской Народной Республики».
5. Приказ МОН ЛНР от 17.08.2018 г. №772-од «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2018-2019 учебном году».
6. Методическими рекомендациями по составлению рабочих программ в общеобразовательных организациях (учреждениях) ЛНР.
7. Едиными требованиями к устной и письменной речи обучающихся и педагогического коллектива.
8. Единым орфографическим режимом начальной школы.
9. Критерии оценивания учебных достижений учащихся начальной школы.
Рабочая программа по русскому языку основана на Примерной программе для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики «Русский язык» (I-IV классы.Базовый уровень), согласно авторской программе В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого«Русский язык».
Предмет «Русский язык» в начальной школе - это составная часть общеголингвистического образования учащихся, поэтому назначение данногопредмета состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младшихшкольников и формирование у них универсальных учебных действий в объеме,необходимом для дальнейшего образования.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- познавательная цель, которая предполагает ознакомление учащихся сосновными положениями науки о языке и формирование на этой основезнаково-символического восприятия, логического мышления и воображенияучащихся;
- социокультурная цель изучения русского языка включает формированиекоммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи,монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства родного края, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Изучение предмета способствует решению следующихзадач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые результаты изучения курса «Русский язык»
1-й класс
Личностные результаты:
· внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
· положительного отношения к урокам русского языка;
· уважительного отношения к русскому языку как родному языку и языкам, на которых говорят другие народы;
· интереса к языковой и речевой деятельности;
· представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
· представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
· первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
· принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
· понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
· высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
· проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
· оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные УУД:
· целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
· ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
· осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
· понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
· работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
· понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
· преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
· понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
· составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
· анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
· осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
· подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
· осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные УУД:
· слушать собеседника и понимать речь других;
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
· принимать участие в диалоге;
· задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
· принимать участие в работе парами и группами;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
· признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
· оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты:
Общие предметные результаты освоения программы
· представление о русском языке как государственном языке нашего края;
· представление о значимости языка и речи в жизни людей;
· представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
· практические умения работать с языковыми единицами;
· представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
· представление о правилах речевого этикета;
· адаптация к языковой и речевой деятельности.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Учащийся научится:
· слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
· пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
· составлять текст из набора предложений;
· выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
· различать устную и письменную речь;
· различать диалогическую речь;
· отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.
Учащийся получит возможность научиться:
· анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
· определять тему и главную мысль текста;
· соотносить заголовок и содержание текста;
· составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
· составлять текст по его началу и по его концу;
· составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Учащийся научится:
· понимать различие между звуками и буквами;
· устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
· различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
· определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
· различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
· различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
· различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
· различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
· обозначать ударение в слове;
· правильно называть буквы русского алфавита;
· называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;
· определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Учащийся получит возможность научиться:
· наблюдать над образованием звуков речи;
· устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
· определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.;
· обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый;
· располагать заданные слова в алфавитном порядке;
· устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
· находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
· произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).
Лексика
Учащийся научится:
· различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга – агник);
· определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
· классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
· определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения).
Учащийся получит возможность научиться:
· осознавать слово как единство звучания и значения;
· осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря;
· различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие);
· на практическом уровне различать слова – названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов;
· иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению;
· подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.
Морфология
Учащийся получит возможность научиться:
· различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
· соотносить слова – названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
· соотносить слова – названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
· соотносить слова – названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
· различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».
Синтаксис
Учащийся научится:
· различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
· выделять предложения из речи;
· соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
· определять границы предложения в деформированном тексте (из 2-3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
· соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
· составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
· составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему;
· писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Учащийся получит возможность научиться:
· определять существенные признаки предложения (законченность мысли и интонацию конца предложения);
· устанавливать связь слов в предложении;
· сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Учащийся научится:
а) применять изученные правила правописания:
· раздельное написание слов в предложении;
· написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
· отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;
· перенос слов;
· прописная буква в начале предложения, именах собственных;
· непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
· знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
б) безошибочно списывать текст (20-25 слов) с доски и из учебника;
в) писать под диктовку тексты (15-20 слов) в
соответствии с изученными правилами.
Учащийся получит возможность научиться:
· определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
· писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
· писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.);
· применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
· пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.
Личностные результаты:
· представление о своей этнической принадлежности;
· развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние нашего народа - русский язык;
· представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
· осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
· осознание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
· представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
· положительное отношение к языковой деятельности;
· заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
· понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
· развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
· этические чувства (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
· развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
· представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
· принимать и сохранять цель и учебную задачу;
· высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
· планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
· учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках) в планировании и контроле способа решения;
· выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках);
· проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
· оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
· адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
· понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
· выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД:
· осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
· воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
· ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
· работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
· осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
· пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
· пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
· осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
· составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
· составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
· анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
· осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
· ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения;
· находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
· осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
· обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
· подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
· осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД:
· слушать собеседника и понимать речь других;
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
· принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
· выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
· задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания;
· признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
· формулировать собственное мнение и аргументировать его;
· работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнёру;
· строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи.
Предметные результаты:
· понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны;
· воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
· понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
· первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объёме изучаемого курса);
· начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
· овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объёме изучаемого курса);
· применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объёме изучаемого курса);
· первоначальные умения проверять написанное;
· овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
· формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объёме изучаемого курса).
Личностные результаты:
· представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина;
· осознание своей этнической и национальной принадлежности;
· развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
· развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
· становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
· становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
· развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интереса к чтению и читательской деятельности;
· формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
· развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
· ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
· развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
· понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
· осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
· осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников, сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
· развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
· ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
· представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
· принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
· овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
· планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
· учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
· выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках);
· выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной форме;
· контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
· оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
· адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД:
· осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
· самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
· понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
· использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
· воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
· анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
· осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
· использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
· пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
· анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
· ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
· находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
· осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
· осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
· осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
· составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
· строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД:
· выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
· ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
· участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
· задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
· контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
· учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
· оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
· строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
· применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты:
Общие предметные результаты освоения программы
· осознание значимости русского языка - языка межнационального общения;
· представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
· формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
· понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
· приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
· овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
· овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
· овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Учащийся научится:
· участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
· применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
· анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
· строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
· понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
· понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
· восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
· распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
· замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
· знакомиться с жанрами объявления, письма;
· строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Учащийся получит возможность научиться:
· определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
· пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
· письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
· составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
· использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
· пользоваться специальной справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
· находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
· проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Учащийся научится:
· характеризовать звуки русского языка: гласный - согласный, гласный ударный - безударный, согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный, согласный глухой - звонкий, парный - непарный (в объёме изученного);
· определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
· устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
· осуществлять звукобуквенный анализ доступных по составу слов;
· произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
· использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
· применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
· пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Учащийся получит возможность научиться:
· осуществлять звукобуквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
· оценивать правильность проведения звукобуквенного анализа слова;
· соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
· пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Учащийся научится:
· находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
· наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
· иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
· иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
· наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
· распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
· иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
· пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Учащийся получит возможность научиться:
· осознавать, что понимание значения слова - одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
· замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
· оценивать уместность использования слов в тексте;
· подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
· выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
· размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
· приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Учащийся научится:
· владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
· различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
· различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
· находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
· выделять нулевое окончание;
· подбирать слова с заданной морфемой;
· образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Учащийся получит возможность научиться:
· находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
· различать изменяемые и неизменяемые слова;
· узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
· сравнивать, классифицировать слова по их составу;
· соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
· осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
· наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
· разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
· подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Учащийся научится:
· распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
· распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
· распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
· распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола - форму времени, число, род (в прошедшем времени);
· распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
· узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
· устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
· узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
· подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Учащийся получит возможность научиться:
· производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
· наблюдать за словообразованием частей речи;
· замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Учащийся научится:
· различать предложение, словосочетание и слово;
· выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
· определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
· различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
· находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
· устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
· соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
· различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
· отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
· разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Учащийся получит возможность научиться:
· устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
· выделять в предложении основу и словосочетания;
· находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
· опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
· выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Учащийся научится:
а) применять ранее изученные правила правописания, а также:
· непроизносимые согласные;
· разделительный твёрдый знак (ъ);
· непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
· гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
· мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
· безударные родовые окончания имён прилагательных;
· раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
· раздельное написание частицы не с глаголами;
б) подбирать примеры с определённой орфограммой;
в) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
г) определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
д) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
е) безошибочно списывать текст с доски и учебника;
ж) писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания;
з) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Учащийся получит возможность научиться:
а) применять правила правописания:
· соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
· е и и в суффиксах имён существительных (ключик - ключика, замочек - замочка);
· запятая при обращении;
· запятая между частями в сложном предложении;
· безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
б) при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (во избежание орфографической ошибки).
Личностные результаты:
У выпускника будут сформированы:
· представление о русском языке как языке его страны;
· осознание языка как средства общения;
· элементы коммуникативного, социального и учебно-познавательногомотивов изучения русского языка, представление о его богатых возможностях,осознание себя носителем этого языка;
· понимание того, что ясная, правильная речь -показатель культурычеловека;
· желание умело пользоваться русским языком.
Выпускник получит возможность для формирования:
· чувства причастности к своей стране и её языку;
· понимания значимости хорошего владения русским языком, развитиякоммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;
· выраженного познавательного интереса к русскому языку;
· сознательного отношения к качеству своей речи.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Выпускник научится:
· понимать поставленную учебную задачу;
· планировать (в сотрудничестве с учителем или самостоятельно, в томчисле во внутренней речи) свои действия для решения задачи;
· действовать по намеченному плану, а также по инструкциям,содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т. д.;
· использовать речь для регуляции своих действий;
· контролировать процесс и результаты своей деятельности, вноситьнеобходимые коррективы;
· оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины испособы преодоления;
· адекватно воспринимать оценку учителя.
Выпускник получит возможность научиться:
· в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи иосуществлять действия для реализации замысла;
· преобразовывать практическую задачу в познавательную;
· проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
· адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности,понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений ивыполнять их.
Познавательные УУД:
Выпускник научится:
· осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя,одноклассников), решая её;
· находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию,представленную в явном виде;
· самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника,в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
· находить в указанных источниках языковые примеры для иллюстрацииопределённых понятий, правил, закономерностей;
· пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, справочниками;
· применять разные способы фиксации информации (словесный,схематичный и др.);
· понимать информацию, представленную в изобразительной,схематичной, табличной форме;
· переводить её в словесную форму;
· владеть общими способами решения конкретных лингвистическихзадач;
· ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистическихзадач разными способами;
· осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, группировкуязыкового материала по заданным критериям, понимать проводимые аналогии;
· строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их;
· подводить факты языка и речи под понятие на основе выделениякомплекса существенных признаков.
Выпускник получит возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации в дополнительныхдоступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
· находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил,закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;
· делать небольшие выписки из прочитанного для практическогоиспользования;
· осуществлять выбор способа решения конкретной языковой илиречевой задачи;
· анализировать и характеризовать языковой материал посамостоятельно определённым параметрам;
· проводить сравнение и классификацию языкового материала,самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
Коммуникативные УУД:
Выпускник научится:
· участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правиларечевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремитьсяпонять его точку зрения и т.д.);
· задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
· понимать зависимость характера речи (отбора содержания и егоорганизации, выбора языковых средств) от задачи ситуации общения(сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показатьдействия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной илиписьменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.);
· выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь назадачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь оясности,точности выражения мысли;
· осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; старатьсяпроявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
· вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать всовместной деятельности, распределять роли (договариваться), оказыватьвзаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное
· отношение к партнёрам;
· воспроизводить информацию, доносить её до других;
· создавать небольшие монологические высказывания с ориентацией напартнёра, с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбираядля них соответствующие языковые средства.
Выпускник получит возможность научиться:
· начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
· оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их вовнимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
· инициировать совместную деятельность, распределять роли,договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
· создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме)для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их ииспользовать в них разнообразные средства языка;
· применять приобретённые коммуникативные умения в практикесвободного общения.
Предметные результаты:
Общие результаты освоения программы:
Выпускники начальной школы:
· овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, опринятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, осистеме средств русского языка (фонетических, графических, лексических,словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной иписьменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;
· освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики,морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёмеизученного);
· приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать,характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения)по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы болеевысокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);
· овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениямии в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);
· приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями,справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, созданиясобственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётомзадач и ситуации общения.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
· различать звуки и буквы;
· характеризовать звуки русского языка: гласныеударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые имягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
· пользоваться русским алфавитом на основе знанияпоследовательности букв в нем для упорядочивания слов и поисканеобходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научитьсяпользоваться русскималфавитом на основе знания последовательности букв в нем дляупорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях исправочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
· соблюдать нормы русского и родного литературного языка всобственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (вобъёме представленного в учебнике материала);
· находить при сомнении в правильности постановки ударения илипроизношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либообращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
· различать изменяемые и неизменяемые слова;
· различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
· находить в словах с однозначно выделяемыми морфемамиокончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться:
· выполнять морфемный анализ слова в соответствии спредложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность еговыполнения;
· использовать результаты выполненного морфемного анализа длярешения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
· выявлять слова, значение которых требует уточнения;
· определять значение слова по тексту или уточнять с помощьютолкового словаря;
· подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
· подбирать антонимы для точной характеристики предметов приих сравнении;
· различать употребление в тексте слов в прямом и переносномзначении (простые случаи);
· оценивать уместность использования слов в тексте;
· выбирать слова из ряда предложенных для успешного решениякоммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
· распознавать грамматические признаки слов;
· с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, накакие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группеосновных частей речи (имена существительные, имена прилагательные,глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
· проводить морфологический разбор имён существительных, имёнприлагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оцениватьправильность проведения морфологического разбора;
· находить в тексте такие части речи, как личные местоимения инаречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, ккоторым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
· различать предложение, словосочетание, слово;
· устанавливать при помощи смысловых вопросов связь междусловами в словосочетании и предложении;
· классифицировать предложения по цели высказывания, находитьповествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
· определять восклицательную/невосклицательную интонациюпредложения;
· находить главные и второстепенные (без деления на виды) членыпредложения;
· выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
· различать второстепенные члены предложения - определения,дополнения, обстоятельства;
· выполнять в соответствии с предложенным в учебникеалгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения,синтаксический), оценивать правильность разбора;
· различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
· применять правила правописания (в объёме содержания курса);
· определять (уточнять) написание слова по орфографическомусловарю учебника;
· безошибочно списывать текст объёмом 80-90 слов;
· писать под диктовку тексты объёмом 75-80 слов в соответствии сизученными правилами правописания;
· проверять собственный и предложенный текст, находить иисправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускникполучит возможность научиться:
· осознавать место возможного возникновения орфографическойошибки;
· подбирать примеры с определённой орфограммой;
· при составлении собственных текстов перефразироватьзаписываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
· при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки иопределять способы действий, помогающие предотвратить её в последующихписьменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
· оценивать правильность (уместность) выбора языковыхи неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,в быту, со знакомыми и незнакомыми, слюдьми разного возраста;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета иправила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики,поддерживать разговор);
· выражать собственное мнение и аргументировать его;
· самостоятельно озаглавливать текст;
· составлять план текста;
· сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другиенебольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
· создавать тексты по предложенному заголовку;
· подробно или выборочно пересказывать текст;
· пересказывать текст от другого лица;
· составлять устный рассказ на определённую тему сиспользованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
· анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядкомпредложений, находить в тексте смысловые пропуски;
· корректировать тексты, в которых допущены нарушениякультуры речи;
· анализировать последовательность собственных действий приработе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработаннымалгоритмом;
· оценивать правильность выполнения учебной задачи:соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением,задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
· соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивномобщении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды, испособы связи).
Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 507 ч.:
в 1 классе — 99 ч. (3 ч. в неделю, 33 учебные недели), из них 69 ч. (23 учебные недели) отводятся урокам обучения письму в период обучения грамоте и 30ч. (10 учебных недель) — урокам русского языка;
во 2-4 классах на уроки русского языка отводится по 136 ч. (4 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Виды речевой деятельности
Слушание.Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватноевосприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся впредъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача егосодержания по вопросам.
Говорение.Выбор языковых средств в соответствии с целями иусловиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение уменияминачать,поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.Практическое овладение устными монологическими высказываниями всоответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение).Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытовогообщения (приветствие,прощание, извинение, благодарность, обращение спросьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение.Понимание учебного текста. Выборочное чтение с цельюнахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной втексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации,содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в текстеинформации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей иструктуры текста.
Письмо.Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений всистеме обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом сучетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание,письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменноеизложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное,выборочное).Создание небольших собственных текстов (сочинений) поинтересной детям тематике (на основе впечатлений, литературныхпроизведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагментавидеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места, смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различие однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различие изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слов по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам и по падежам. Определение принадлежности существительных к 1, 2 и 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Изменение прилагательных по родам, числам, падежам, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Предложения распространённые и нераспространённые. Различение предложений по цели высказывания, по интонации.
Нахождение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
· сочетания чк-чн, чт, нч, щни др.;
· сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу;
· перенос слов;
· проверяемые безударные гласные в корне слова;
· парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
· непроизносимые согласные;
· непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
· разделительные ъ и ь;
· раздельное написание предлогов с именами существительными;
· знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Учебно-тематический план
1 - 4 классы
№ п/п |
Разделы, темы |
Рабочая программа по классам |
Количество часов |
Обучение грамоте |
1 класс 3 ч. в неделю
|
69 |
|
1 |
Добукварныйпериод |
14 |
|
2 |
Букварный период |
40 |
|
3 |
Послебукварный период |
15 |
|
Русский язык |
30 |
||
4 |
Наша речь |
1 |
|
5 |
Текст. Предложение. Диалог |
3 |
|
6 |
Слова, слова, слова… |
3 |
|
7 |
Слово, слог, ударение |
4 |
|
8-9 |
Звуки и буквы. Повторение. |
19 |
|
Итого: |
99 |
||
1 |
Наша речь |
2 класс 4 ч. в неделю |
3 |
2 |
Текст |
3 |
|
3 |
Предложение |
9 |
|
4 |
Слова, слова, слова... |
17 |
|
5 |
Звуки и буквы |
50 |
|
6 |
Части речи |
38 |
|
7 |
Повторение |
16 |
|
Итого: |
136 |
||
1 |
Язык и речь |
3 класс 4 ч. в неделю |
2 |
2 |
Текст. Предложение. Словосочетание |
12 |
|
3 |
Слово в языке и речи |
18 |
|
4 |
Состав слова |
15 |
|
5 |
Правописание частей слова |
23 |
|
6 |
Части речи. Имя существительное |
8 |
|
7 |
Род имён существительных: мужской, женский, средний |
7 |
|
8 |
Склонение и падежи имен существительных |
13 |
|
9 |
Имя прилагательное |
14 |
|
10 |
Местоимение |
3 |
|
11 |
Глагол |
15 |
|
12 |
Повторение |
6 |
|
Итого: |
136 |
||
1 |
Повторение изученного в 3 классе |
4 класс 4 ч. в неделю |
8 |
2 |
Предложение |
8 |
|
3 |
Слово в языке и речи |
12 |
|
4 |
Части речи |
5 |
|
5 |
Имя существительное |
31 |
|
6 |
Имя прилагательное |
3 |
|
7 |
Склонение имён прилагательных и правописание падежных окончаний имён прилагательных |
21 |
|
8 |
Личные местоимения |
9 |
|
9 |
Повторение сведений о глаголе |
5 |
|
10 |
Спряжение глаголов, правописание |
21 |
|
11 |
Повторение |
13 |
|
Итого: |
136 |
||
Всего: |
507 |
Учебный материал подобран с учётом возрастных особенностей; органического сочетания обучения и воспитания, усвоения знаний; развития познавательных способностей детей; практической направленности обучения.
Технологии, методы и формы работы, которые будут использованы: личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, индивидуальное практическое творчество учащихся, коллективная творческая деятельность.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный.
Формы обучения:индивидуально-групповые, индивидуальные, групповые.
Используемые технологии соответствуют возрастным психологическим особенностям учащихся.
Количество обязательных проверочных работ в начальной школе
Виды проверок
|
Классы |
|||||||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|||||
I семестр |
II семестр |
I семестр |
II семестр |
I семестр |
II семестр |
I семестр |
II семестр |
|
Диктант с грамматическим заданием |
- |
- |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Диктант без грамматического задания |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
- |
1 |
Контрольное списывание |
- |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Контрольный словарный диктант |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Контрольное изложение |
- |
- |
- |
1 |
- |
1 |
1 |
1 |
Контрольное сочинение |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1 |
Проверка языковых знаний и умений |
- |
- |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Всего |
2 |
6 |
9 |
7 |
9 |
8 |
10 |
Требования к уровню подготовки учащихся
к окончанию курсарусского языка начальной школы
2-й класс
В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:
· понимать: предложение – это основная единица речи;
· понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
· различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
· оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
· различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
· различать главные члены предложения;
· понимать - слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
· различать словосочетание и предложение;
· понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
· понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
· понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
· различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
· использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
· давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
· понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
· различать деление слов на слоги и для переноса;
· понимать влияние ударения на смысл слова;
· различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
· различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
· понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
· верно употреблять прописную букву.
В результате изучения русского языка во 2 классе дети учатся использовать приобретённые знания и познавательный опыт в практической деятельности и повседневной жизни для:
· выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
· составления предложений на заданную тему;
· употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
· оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
· самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, иллюстрации (сюжетным иллюстрациям);
· орфографической грамотности речи учащихся;
· проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
· деления слов на слоги и переноса слов;
· правильного написания слов с буквой Й;
· обозначения мягкости согласных на письме;
· написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
· употребления прописной буквы в именах собственных;
· работы со словарём (использование алфавита);
· каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
· письма под диктовку текстов (30-40 слов) с изученными орфограммами и пунктограммами.
3-й класс
К концу третьего класса обучающиеся должны знать:
· части слова: корень, окончание, приставку, суффикс;
· части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение;
· члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные;
· слова с непроверяемыми написаниями: автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, до свидания, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив, комбайн, комбайнер, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овёс, овощ, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.
К концу третьего класса обучающиеся должны уметь:
· грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
· производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
· подбирать однокоренные слова разных частей речи;
· распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
· изменять имена существительные по числам;
· склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
· изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
· изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени - по родам;
· распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
· устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
· распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
· производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
· интонационно правильно произносить предложения; писать изложение по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
· определять тему и основную мысль текста;
· делить текст на части, соблюдать красную строку;
· устанавливать связь между частями текста;
· устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
· озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
· распознавать текст - повествование, описание, рассуждение;
· писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
· составлять устный ответ-рассуждение.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· адекватного восприятия звучащей речи (высказывания взрослых и сверстников, детских радиопередач, аудиозаписей и др.);
· работы со словарём (алфавит);
· соблюдения орфоэпических норм;
· создания в устной и письменной форме несложных текстов по интересующей младшего школьника тематике;
· овладения нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, прощание, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).
4-й класс
В результате изучения русского языка в четвёртом классе дети научатся:
· произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
· различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
· использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
· разбирать простое предложение с однородными членами;
· ставить запятую между однородными членами в изученных случаях;
· оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
· писать обучающее изложение (85-90 слов) доступного текста;
· списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы;
· производить разбор слова по составу;
· подбирать однокоренные слова;
· распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз);
· определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных;
· производить морфологический разбор доступных слов;
· давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
· понимать влияние ударения на смысл слова;
· различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
· понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове;
· устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
· производить элементарный синтаксический разбор предложения;
· различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение).
«РАССМОТРЕНО»
МО учителей начальных классов
Протокол №___
от «___»_______2018г.
«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР
______________/Минько Л.А./
«___»_______2018г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.