Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 2»
142280 Московская область, г. Протвино, ул. Гагарина, д.7
тел./факс 74-47-01, E-maiL: Liceum_2@mail.ru
«Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________ Т.Ю. Любимова «____» ______________2020 г. |
|
«Утверждаю» Директор МБОУ «Лицей №2» ______________Л.И. Иващенко «___» _______________2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2020-2021 учебный год
КЛАСС_________________________________________________2 «А»
ПРЕДМЕТ ______________________________________Русский язык
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ____________136 ч
УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ ______________________________Базовый
ФИО учителя ______________ __ Куринова Ирина Анатольевна
Протвино
2020 год
Русский язык
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе нормативно-правовых актов:
· Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г.;
· Федеральный Государственный образовательный стандарт НОО, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
· Примерные программы, созданные на основе ФГОС НОО;
· Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1643 и приказ от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»:
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 июля 2017 г. N 629 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253"
· Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Лицей № 2
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
· ознакомление обучающихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;
· формирование коммуникативной компетенции обучающихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
· развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
· формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
· формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
· воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
· пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Особенности организации учебного процесса, место предмета в учебном плане
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») составлена в соответствии с примерной программой по русскому языку и на основе авторской программы В. П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М. В. Бойкиной и др., УМК «Школа России», «Просвещение», 2016 г, и учебным планом МБОУ «Лицей №2» на 2020 -2021 учебный год.
Данная рабочая программа рассчитана на 136 часов – 34 учебные недели по 4 часа в неделю (4ч – федеральный компонент). Авторская программа скорректирована за счет объединения уроков в соответствии с учебным планом лицея. В процессе обучения сохранён порядок изучения тем.
Планируемые результаты:
Личностные:
· Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
· Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
· Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
· Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
· Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
· Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
· Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
· Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
· Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
· Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные:
Регулятивные:
· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
· проговаривать последовательность действий на уроке;
· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
· учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
· целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
· осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
· понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
· работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
· понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
· анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
· осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
· Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
· Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные:
· Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах
· Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
· Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
· Использование знаково-символических средств представления информации.
· Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
· Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
· Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
· Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
· Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
· Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
· Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
· Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
· Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
· Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные:
· Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
· Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
· Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
· Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
· Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
· Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
· Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
· Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
· Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения русского языка во 2 классе дети научатся:
· понимать – предложение – это основная единица речи;
· понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»;
· различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные, вопросительные);
· оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
· различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание);
· различать главные члены предложения;
· понимать – слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
· различать словосочетание и предложение;
· понимать лексическое и грамматическое значение (вопрос) имени существительного, имени прилагательного, глагола;
· понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
· понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
· различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова (без терминологии);
· использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
· давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
· понимать назначение букв Е, Ё, Ю, Я;
· различать деление слов на слоги и для переноса;
· понимать влияние ударения на смысл слова;
· различать звуки [и] и [й] и буквы, их обозначающие;
· различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
· понимать роль разделительного мягкого знака в слове;
· верно употреблять прописную букву.
Обучающиеся получат возможность научиться:
· выразительности, грамматической правильности речи учащихся, развития их активного словаря;
· составления предложений на заданную тему;
· употребления в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
· оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонация, знаки препинания);
· самостоятельного составления или воспроизведения и записи текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление)
· орфографической грамотности речи учащихся;
· проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
· деления слов на слоги и переноса слов;
· правильного написания слов с буквой Й;
· обозначения мягкости согласных на письме;
· написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове, с разделительным мягким знаком;
· употребления прописной буквы в именах собственных;
· работы со словарём (использование алфавита);
· каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
· письма под диктовку текстов (40-45 слов) с изученными орфограммами
Содержание учебного предмета:
№ |
Основное содержание предмета по темам |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности |
1. |
Наша речь. Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Чем отличается диалог от монолога? Чем отличается диалог от монолога?
|
4 часа |
Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь детей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Различать устную, письменную речь и речь про себя. Отличать диалогическую речь от монологической. Использовать в речи диалог и монолог. Участвовать в учебном диалоге. Соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению |
2. |
Текст. Что такое текст? Что такое тема и главная мысль? Что такое тема и главная мысль? Части текста. Диктант. Работа над ошибками
|
5 часов |
Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст изаголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуникативной задаче. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или составленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению |
3. |
Предложение. Что такое предложение? Что такое предложение? Как из слов составить предложение? Контрольное списывание. Что такое главные члены предложения? Что такое главные члены предложения? Что такое второстепенные члены предложения? Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое-главные члены предложения. Что такое распространенные предложения? Развитие речи. Обобщающее сочинение по картине. Анализ сочинения. Контрольный диктант. Работа над ошибками
|
10 часов
12 ч
|
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.
Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак
для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор
знака препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи логическое(смысловое)
ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов.
Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы.
Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый Находить главные члены (основу) предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространённые предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Составлять предложение из деформированных слов Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению слов, не связанных по смыслу. |
4. |
Слова, слова, слова… Что такое лексическое значение слова? Что такое однозначные и многозначные слова? Что такое однозначные и многозначные слова? Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? Что такое синонимы? Что такое синонимы? Что такое антонимы? Что такое антонимы? Контрольный диктант. Работа над ошибками. Что такое родственные слова? Что такое родственные слова? Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? Как определить ударный слог? Как определить ударный слог? Как переносить слова с одной стороны на другую? Как переносить слова с одной стороны на другую? Обучающее сочинение по серии картинок. Проверочная работа. Контрольный диктант. Работа над ошибками
|
18 часов
22 ч |
Определять значение слова по толковому словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте незнакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работать со страничкой для любознательных. Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.
Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к
слову синонимы, антонимы. Работать со словарями синонимов и антонимов
учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.
Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными
жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с
использованием в них языковых средств. Подбирать заголовок к
тексту. Излагать письменно содержание текста Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Работать со словарём однокоренных слов учебника. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать над подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношения слов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Переносить слова по слогам. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
5. |
Звуки и буквы Как мы используем алфавит? Какие слова пишутся с заглавной буквы? Какие слова пишутся с заглавной буквы? Контрольный диктант. Работа над ошибками. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Развитие речи. Обучающее сочинение. Диктант. Работа над ошибками. Согласный звук [Й] и буква Й. Слова с удвоенными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. Контрольный диктант. Работа над ошибками. Проверочная работа. Наши проекты. Пишем письмо.
|
28 часов
34 ч |
Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями. Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении. Работать со страничками для любознательных (знакомство со сведениями из истории русского языка: о самых молодых буквах в алфавите, о прописных и строчных буквах и др.) Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Работать с текстом. Определять тему и главную мысль текста. Составлять и записывать ответы на вопросы к тексту с опорой на текст и рисунок. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2 классов. Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и проверять написание слова по орфографическому словарю. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. Работать со страничками для любознательных. Знакомство со сведениями о происхождении слов орфограмма, малина, земляника. Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): язык заплетается, воробью по колено и др. Составлять текст из предложений. Находить в слове согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой «Согласные звуки русского языка». Составлять предложения из слов, данных в начальной форме, из составленных предложений — рассказ в соответствии с рисунком. Наблюдать над произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ванна). Находить совместно со сверстниками и взрослыми информацию (занимательные задания) в учебнике, сборнике дидактических материалов, рабочей тетради и других источниках и создавать свои занимательные задания. Участвовать в презентации занимательных заданий. Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Планировать учебные действия при письме по памяти. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
6. |
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. Развитие речи. Обучающее изложение. Повторение темы «Твердые и мягкие согласные». Контрольный диктант. Работа над ошибками. Наши проекты. Рифма. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Проверка парных согласных в корне слова. Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных в корне слова. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана. Проверка знаний. Диктант. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Контрольное списывание. Обучающее сочинение «Зимние забавы». Проверка знаний |
24 часа
29 ч |
Различать непарные мягкие шипящие звуки. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт. Работать с орфоэпическим словарём. Работать с текстом. Записывать предложение из текста на заданную тему. Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы. Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз — морозы, морозны Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. Сопоставлять приёмы проверки написания гласных и согласных в корне слова. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Проводить звуко- буквенный разбор слова по заданному образцу. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
7. |
Части речи Что такое части речи? Что такое имя существительное? Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Заглавная буква в написании кличек животных. Заглавная буква в географических названиях. Обучающее изложение Обобщение знаний о написании заглавной буквы Диктант. Работа над ошибками. Единственное и множественное число имен существительных. Проверка знаний. Диктант. Работа над ошибками. Что такое глагол? Единственное и множественное число глаголов. Правописание частицы НЕ с глаголом. Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». Что такое текст-повествование. Проверка знаний. Что такое имя прилагательное? Связь имени прилагательного с именем существительным. Прилагательные близкие и противоположные по значению. Единственное и множественное число прилагательного. Что такое текс-описание. Проверка знаний. Общее понятие о предлоге. Раздельное написание предлогов со словами. Восстановление предложения. Проверка знаний. Контрольный диктант. Работа над ошибками. Что такое местоимение? Что такое текст-рассуждение. Контрольный диктант. Работа над ошибками.
|
37 часов
47 ч |
Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов-имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые по значению и объединять их в тематические группы. Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, из Интернета о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни). Составлять устный рассказ о своём домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя. Определять число имён существительных (единственное и множественное). Определять грамматические признаки имён существительных: одушевлённое или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения грамматических признаков имени существительного. Классифицировать имена существительные по определённому грамматическому признаку. Выбирать из ряда имён существительных имя существительное с определённым признаком. Работать с повествовательным текстом: определять его тему и главную мысль, подбирать заголовок к тексту, определять части текста, составлять ответы на данные вопросы, записывать составленный текст в соответствии с вопросами. Проверять написанный текст. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. ко-тематических групп. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работа с орфоэпическим словарем. Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать).Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Обосновывать правильность определения признаков глагола. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Определять число имён прилагательных, распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. Анализировать высказывания русских писателей о русском языке. Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании. Составлять текст-описание на основе личных наблюдений (коллективное обсуждение плана подготовительной работы). Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении. Различать местоимения и имена существительные. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст. Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях. Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно писать предлоги со словами. |
8. |
Повторение Повторение по теме «Предложение». Повторение по теме «Слово и его значение». Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Части речи». Повторение по теме «Правила правописания». Контрольное списывание.
|
10 часов
17 ч |
Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст. Составлять по рисункам диалоги. Находить в диалогической речи местоимения и определять их роль в высказываниях. Распознавать текст-рассуждение. Создавать устные и письменные тексты-рассуждения. Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно писать предлоги со словами.Редактировать текст; восстанавливать деформированный повествовательный текст. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. Пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарями антонимов и синонимов, словарём однокоренных слов. Находить полезную информацию в словарях, придумывать собственные задания, для выполнения которых потребуются словари, участвовать в презентации подготовленных задании. |
Предмет «Русский язык» обеспечен УМК «Школа России»
Учебно-методический комплект учащихся:
1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: учебник в двух частях. – М.: Просвещение, 2020
2. В.П. Канакина, Русский язык: рабочая тетрадь в двух частях. – М.: Просвещение, 2020
3. В.П. Канакина, Г. С. Щеголева. Русский язык: Проверочные работы. – М.: Просвещение, 2020
Учебно-методический комплект учителя:
1. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык: учебник в двух частях. – М.: Просвещение, 2020
2. В.П. Канакина, Русский язык: рабочая тетрадь в двух частях. – М.: Просвещение, 2020
В.П. Канакина, Г. С. Щеголева. Русский язык: Проверочные работы. – М.: Просвещение, 2020
3. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко, Н. Ю. Васильева. Поурочные разработки по русскому языку. - М.: Вако, 2016.
Техническое оснащение учебного процесса:
1. Проектор
2. Электронное приложение к учебнику «Русский язык» В.Г. Горецкого и В.П. Канакиной.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс
№ урока |
Тема урока |
Дата |
Формы контроля |
П Примечание |
|
План |
Коррек. |
||||
Наша речь (4часа) |
|||||
1. |
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? |
|
|
|
|
2. |
Что можно узнать о человеке по его речи? |
|
|
Пр/раб 4 - 5 |
|
3. |
Как отличить диалог от монолога? |
|
|
|
|
4. |
Проверка знаний |
|
|
Пр/раб 6 - 7. |
Дид. материал (разноуровневые залания) |
Текст (5часов) |
|||||
5. |
Что такое текст? |
|
|
|
|
6. |
Что такое тема и главная мысль текста? |
|
|
|
|
7. |
Части текста. |
|
|
Пр/раб 8 - 9 |
|
8. |
Диктант (входной) |
|
|
Диктант |
|
9. |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. |
|
|
Пр/раб 10-11 |
|
Предложение (10 часов) |
|||||
10. |
Что такое предложение? |
|
|
|
|
11. |
Как из слов составить предложение? |
|
|
Пр/раб 12-14 |
|
12. |
Контрольное списывание. |
|
|
Списыв. |
|
13. |
Что такое главные члены предложения? Что такое второстепенные члены предложения? |
|
|
|
|
14. |
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. |
|
|
Пр/раб 15-16 |
|
15. |
Что такое распространённые и нераспространённые члены предложения? |
|
|
Пр/раб 17 |
|
16. |
Как установить связь слов в предложении? |
|
|
|
|
17. |
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. |
|
|
Сочинение |
|
18. |
Контрольный диктант. |
|
|
|
|
19. |
Работа над ошибками, анализ сочинений. |
|
|
Контр.дикт. |
|
Слова, слова, слова… (18 часов) |
|||||
20. |
Что такое лексическое значение слова? |
|
|
Пр/раб 18-19 |
|
21. |
Что такое однозначные и многозначные слова? |
|
|
|
|
22. |
Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? |
|
|
Пр/раб 20-21 |
|
23. |
Что такое синонимы? |
|
|
|
|
24. |
Что такое антонимы? |
|
|
|
|
25. |
Контрольный диктант. |
|
|
Контр.дикт. |
|
26. |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. |
|
|
Пр/раб 22-23 |
|
27. |
Что такое родственные слова? |
|
|
|
|
28. |
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? |
|
|
|
|
29. |
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? |
|
|
Пр/раб 24-25 |
|
30. |
Какие бывают слоги? |
|
|
|
|
31. |
Как определить ударный слог? |
|
|
|
|
32. |
Как переносить слова с одной строки на другую? |
|
|
|
|
33. |
Как переносить слова с одной строки на другую? |
|
|
Пр/раб 26-27 |
|
34. |
Обучающее сочинение по серии картинок. |
|
|
Сочинение |
|
35. |
Проверочная работа. |
|
|
Пров/раб |
|
36. |
Контрольный диктант. |
|
|
Контр.дикт. |
|
37. |
Работа над ошибками, анализ сочинения и проверочной работы. |
|
|
|
|
Звуки и буквы (28 часов) |
|||||
38 |
Как различать звуки и буквы? |
|
|
Пр/раб 28-29 |
|
39. |
Как мы используем алфавит? |
|
|
Пр/раб 30-31 |
|
40. |
Какие слова пишутся с заглавной буквы? |
|
|
|
|
41. |
Как определить гласные звуки? |
|
|
Пр/раб 32-33 |
|
42. |
Контрольный диктант. |
|
|
Контр.дикт. |
|
43. |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. |
|
|
|
|
44. |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
|
|
|
|
45. |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
|
|
|
|
46. |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
|
|
|
|
47. |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
|
|
Пр/раб 34-35 |
|
48. |
Правописание слов с непроверяемым безударным гласным звуком в корне. |
|
|
|
|
49. |
Правописание слов с непроверяемым безударным гласным звуком в корне. |
|
|
Пр/раб 36-37 |
|
50. |
Развитие речи. Обучающее сочинение. |
|
|
Сочинение |
|
51. |
Диктант. Проверочная работа. |
|
|
Диктант |
|
52. |
Работа над ошибками, анализ сочинения и проверочной работы. |
|
|
|
|
53. |
Как определить согласные звуки? |
|
|
|
|
54. |
Согласный звук [Й] и буква И краткое. |
|
|
Пр/раб 38-39 |
|
55 |
Слова с удвоенными согласными. |
|
|
|
|
56 |
Развитие речи. |
|
|
|
|
57. |
Наши проекты. И в шутку и в серьёз. |
|
|
|
|
58 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения |
|
|
Пр/раб 40-41 |
|
59 |
Как обозначить мягкость согласного звука на письме? |
|
|
|
|
60. |
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. |
|
|
|
|
61. |
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. |
|
|
Пр/раб 42-43 |
|
62. |
Контрольный диктант. |
|
|
Диктант. |
|
63 |
Проверочная работа. |
|
|
Пр/раб 44-45 |
|
64. |
Работа над ошибками. |
|
|
|
|
65. |
Наши проекты. Пишем письмо. Обобщающий урок. |
|
|
|
|
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (24 часа) |
|||||
66. |
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ. |
|
|
Пр/раб 46-47 |
|
67. |
Развитие речи. Обучающее изложение. |
|
|
Изложение |
|
68 |
Повторение темы «Твёрдые и мягкие согласные». |
|
|
|
|
69. |
Контрольный диктант. |
|
|
Диктант. |
|
70. |
Закрепление знаний. Работа над ошибками. Наши проекты. Рифма. |
|
|
|
|
71. |
Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. |
|
|
|
|
72. |
Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. |
|
|
Пр/раб 48-49 |
|
73. |
Как отличить звонкие согласные от глухих? |
|
|
|
|
74. |
Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? |
|
|
Пр/раб 50-51 |
|
75. |
Проверка парных согласных в корне слова. |
|
|
|
|
76. |
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. |
|
|
|
|
77. |
Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста. |
|
|
Изложение |
|
78. |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова |
|
|
|
|
79. |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова |
|
|
Пр/раб 52-55 |
|
80. |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана. |
|
|
Изложение |
|
81. |
Проверка знаний. |
|
|
Пров/раб |
|
82. |
Диктант. |
|
|
Диктант |
|
83. |
Работа над ошибками. Обобщение изученного материала. |
|
|
|
|
84. |
Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
|
|
|
|
85. |
Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
|
|
|
|
86. |
Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. |
|
|
Пр/раб 56-57 |
|
87. |
Контрольное списывание. Проверка знаний. |
|
|
Контр.спис. |
|
88 |
Обучающее сочинение «Зимние забавы» |
|
|
Сочинение |
|
89. |
Обобщение изученного материала. |
|
|
|
|
Части речи (37 часов) |
|||||
90 |
Что такое части речи? |
|
|
Пр/раб 58-59 |
|
91. |
Что такое имя существительное? |
|
|
|
|
92. |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
|
|
|
|
93. |
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. |
|
|
|
|
94. |
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет. |
|
|
. |
|
95. |
Заглавная буква в написаниях кличек животных. Заглавная буква в географических названиях. Развитие речи. |
|
|
|
|
96. |
Обучающее изложение. |
|
|
Изложение |
|
97. |
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. |
|
|
|
|
98. |
Диктант. |
|
|
Диктант. |
|
99 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. |
|
|
|
|
100. |
Единственное и множественное число имён существительных. |
|
|
|
|
101. |
Единственное и множественное число имён существительных. |
|
|
|
|
102. |
Обучающее изложение. |
|
|
Изложение |
|
103 |
Проверка знаний. Диктант. |
|
|
Пр/раб 60-63 Диктант |
|
104 |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. Анализ проверочной работы. |
|
|
|
|
105. |
Что такое глагол? |
|
|
|
|
106. |
Что такое глагол? |
|
|
|
|
107. |
Единственное и множественное число глаголов. |
|
|
|
|
108. |
Правописание частицы НЕ с глаголами. |
|
|
|
|
109. |
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». |
|
|
|
|
110 |
Что такое текст-повествование? |
|
|
|
|
111 |
Проверка знаний. |
|
|
Пр/раб 64-67 |
|
112 |
Что такое имя прилагательное? |
|
|
|
|
113 |
Связь имени прилагательного с именем существительным. |
|
|
|
|
114. |
Прилагательные близкие и противоположные по значению. |
|
|
|
|
115. |
Единственное и множественное число имён прилагательных. |
|
|
|
|
116. |
Что такое текст – описание? |
|
|
|
|
117. |
Проверка знаний. |
|
|
Пр/раб 68-71 |
|
118. |
Общее понятие о предлоге. |
|
|
|
|
119. |
Раздельное написание предлогов со словами. |
|
|
Пр/раб 73 |
|
120. |
Восстановление предложений. |
|
|
|
|
121. |
Проверка знаний. Диктант. |
|
|
Диктант |
|
122. |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. |
|
|
|
|
123. |
Что такое местоимение? |
|
|
Пр/раб 72 |
|
124 |
Что такое текст – рассуждение? |
|
|
|
|
125. |
Проверка знаний. Контрольный диктант. |
|
|
Диктант |
|
126. |
Работа над ошибками, допущенными в диктанте. |
|
|
Пр/раб 74-75 |
|
Повторение (10 часов) |
|||||
127. |
Повторение по теме «Текст». |
|
|
|
|
128. |
Сочинение по картине. |
|
|
Сочинение |
|
129. |
Повторение по теме «Предложение». |
|
|
|
|
130. |
Повторение по теме «Слово и его значение». |
|
|
|
|
131. |
Повторение по теме «Части речи». |
|
|
|
|
132. |
Повторение по теме «Части речи». |
|
|
|
|
133. |
Повторение по теме «Звуки и буквы». |
|
|
|
|
134. |
Повторение по теме «Правила правописания». |
|
|
|
|
135. |
Итоговый контрольный диктант |
|
|
Диктант |
|
136. |
Обобщение знаний по курсу русского языка 2 класс. |
|
|
Пр/раб 76-78 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.