ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Русский язык» для 2 класса разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учѐтом возможностей учебно-методической системы «Школа России» и ориентирована на работу по авторской программе В. П.Канакиной, В. Г. Горецкого, М. В. Бойкиной, М. Н. Дементьева, Н. А.Стефаненко «Русский язык. 1 – 4 классы» (Сборник программ к комплекту учебников «Школа России» 1-4 классы, М.: Просвещение, 2017) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
– Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 (ред. От 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
– Федеральный перечень учебников, рекомендованных, допущенных Министерством
образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях» на 2020-2021 учебный год (на основании приказа Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345)
– Учебный план МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» на 2020-2021 учебный год;
– Локальный акт МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» «Об утверждении структуры рабочей программы»
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
– ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
– формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
– формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
– формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
– пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-методический комплект по русскому языку (программа, учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие) направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей родному языку в средней школе. В основе учебно-методического комплекта лежит Обязательный минимум содержания стандарта по русскому языку для общеобразовательных школ, а также идеи традиционной программы. Однако содержание, языковой материал, последовательность его изучения, сам подход к его изучению усовер- шенствованы в связи с достижениями психолингвистики, методики обучения русскому языку, школьной практики и современных требований общества в школе. Продолжая традиции российского образования, авторы уделяют большое внимание духовному и нравственному развитию младших школьников. В программе и учебниках реализованы коммуникативно-речевой, системно-функциональный, личностно ориентированный подходы к обучению детей родному языку и всему курсу придана деятельностная основа. Курс русского языка включает три основных раздела: «Текст», «Предложение», «Слово», вокруг которых группируются факты, понятия и явления языка, подлежащие изучению в 1—4 классах. Распределение учебного материала соответствует схеме «речь — текст — предложение — слово».
Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:
1. Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь).
Данное направление связано с развитием дара слова, формированием умения выражать свои мысли в устной и письменной форме. Речевое развитие детей — основной принцип всех занятий по русскому языку, именно оно содействует воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьников. Осознавание детьми изучаемых единиц языка и синтаксиса речи, специальных речевых умений заложит основы для овладения устной и письменной формами языка, культурой речи, позволит младшим школьникам правильно воспринимать, анализировать свою и чужую речь, а также создавать собственное речевое высказывание.
2. Формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
Предметом изучения и языкового анализа становится для учащихся широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам языка: лексике, фонетике, графике, орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису, культуре речи, стилистике.
Программа и учебники построены так, чтобы дать детям основы знаний о языке (о тексте как единице языка и речи, типах текста, предложении, типах предложений по цели высказывания и интонационной оформленности, главных и второстепенных членах предложения, об обращении, о простых и сложных предложениях, о словосочетании, слове и его составе, частях речи, слоге, звуке, ударении, ударных и безударных гласных, твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих согласных звуках). Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, связи и отношения.
3.Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно- речевой деятельности учащихся.
Одним из эффективных средств обеспечения активности учащихся в процессе изучения русского языка является учебно-познавательная задача. Решая задачи разного уровня сложности, младшие школьники становятся участниками наблюдений над языком, проводят микроисследования в области языка и речи, постепенно открывают для себя определенные стороны языковых понятий, явлений, фактов. Поисковая деятельность детей может быть организована и за счет использования материалов толкового и других словарей, иных материалов справочного характера учебника, обеспечивающих привитие культуры умственного труда, учебных умений, навыков самообразования.
В процессе языковой деятельности младшие школьники овладевают приемами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым -единицам языка и речи), приемами сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, будет способствовать умственному и речевому развитию, развитию потребности в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
4. Создание у школьников мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
Условием реализации этого направления может стать содержание языкового материала учебника и рабочей тетради. Оно создаст хорошую языковую базу для организации работы на уроке, позволит учителю использовать его для решения определенных учебно-познавательных задач, будет способствовать воспитанию чувства уважения к русскому языку, способности понимать, чувствовать его богатство и емкость, красоту и выразительность. Методический аппарат учебника, рабочей тетради, методического пособия позволит поддержать у младших школьников устойчивый познавательный интерес к изучению родного языка.
Программа и учебники построены с учетом дидактико-психологических и лингвометодических подходов к обучению и развитию учащихся в процессе изучения языка и речи.
В программе каждого класса имеются центральные, основные темы или разделы. Однако при распределении учебного материала в учебнике учитываются степень подготовки учащихся к восприятию сведений о языке, постепенность и осознанность восприятия школьниками определенных сторон языковых единиц, возрастание сложности материала, комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи. Сведения по языку, грамматические выводы и определения, орфографические и пунктуационные правила, разъяснения и комментарии учителя должны занимать на уроке определенное время и место. Все это будет обеспечивать необходимый уровень осознавания языковых явлений.
Процесс обучения русскому языку построен таким образом, что каждое грамматическое понятие раскрывается на основе изученного.Осознавание нового языкового материала происходит в процессе наблюдения над языковыми понятиями и их признаками с последующими обобщениями и выводами. Одной из форм организации наблюдений ученика над языковым материалом является диалог ученика и автора (если это малокомплектная школа), диалог учителя и ученика (диалог ведет учитель от имени автора по вопросам и заданиям учебника). Важно сделать ученика участником наблюдений над языком, заинтересовать новой темой.
Основная часть уроков по русскому языку должна быть посвящена упражнениям различных видов и форм: это упражнения, обеспечивающие совершенствование чтения, говорения, правильное произношение слов, слогов и звуков, грамматический разбор слов, словосочетаний и предложений, использование таблиц, схем, алгоритмических предписаний, моделей и графиков, рисунков, материалов форзацев учебника.
Упражнения учебника и рабочей тетради разнообразны. Задания к ним можно рассматривать как учебно-познавательные задачи (лексические, фонетико-графические, грамматико-орфографические, синтаксические, стилистические). Решение таких задач, с одной стороны, потребует от учащихся умений анализировать, объяснять, рассуждать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы, с другой стороны, будет способствовать развитию абстрактного лингвистического мышления, правильному усвоению языковых понятий и их связей, совершенствованию и применению знаний в практике языка и речи. Задания разной степени сложности позволят эффективно осуществлять индивидуально- дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем языковой подготовки.
Существенное значение придается развитию связной речи учащихся в ее устной и письменной форме. Материалы учебника, тетради и методического пособия дают возможность формировать речевые умения, необходимые для полноценного восприятия чужого и создания своего собственного высказывания. Речевые умения формируются в процессе выполнения специальных речевых заданий, анализа художественного текста-образца и в процессе коллективного или самостоятельного составления собственного 'текста по личным наблюдениям, заданной учителем или выбранной самим учеником теме, по сюжетному рисунку или серии рисунков, по репродукции с картины художника. Формируются навыки культуры речи, проводится работа со словарями учебника (обращение к словарям возможно при изучении любой темы).
Одной из задач обучения русскому языку является закрепление гигиенических навыков письма и
совершенствование графических и каллиграфических навыков письма. Задания по чистописанию являются одним из обязательных компонентов урока. На минутках чистописания закрепляется навык правильного начертания букв в словах, проводятся упражнения в развитии ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорости письма, упражнения по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
Языковой материал учебника и рабочей тетради, тексты и предложения, взятые из лучших произведений классической художественной и научно-популярной литературы, произведений устного народного творчества, словари (толковый, орфографический, орфоэпический, словообразовательный, иностранных слов, синонимов, омонимов, антонимов, фразеологизмов) будут способствовать расширению кругозора детей, обогащению их словаря, эффективному решению образовательно-воспитательных задач, создадут хорошую речевую среду на уроке.
Рабочие тетради к учебникам предназначены для формирования и совершенствования приобретаемых учащимися знаний, умений и навыков, для индивидуальной и дифференцированной работы, для проверки и самопроверки знаний, умений и навыков по изучаемым разделам курса русского языка. Задания в рабочей тетради не повторяют заданий учебника, хотя непосредственно с ними связаны, и не требуют много времени для их выполнения. Языковой материал рабочей тетради учитель может использовать на уроке либо по рекомендации авторов учебника, либо по своему усмотрению, а также при проведении внеклассных занятий по русскому языку.
Методическое пособие для каждого класса создано в соответствии с программой и учебником русского языка и представляет один из возможных вариантов работы по русскому языку. Пособие включает варианты проверочных и творческих работ для проверки знаний, умений и навыков по каждой изучаемой теме. Методическое пособие построено таким образом, чтобы помочь учителю активно использовать свой методический опыт преподавания и одновременно с этим открыть возможность для его творческого переосмысления.
Основные содержательные линии курса во 2 классе
Во 2 классе в содержании программного материала значимое место продолжают занимать фонетико-графические знания и умения; их формирование и совершенствование происходит на основе закрепления, систематизации и углубления уже отработанных в 1 классе.
Совершенствуются умения слышать звуки русского языка в слове, правильно их произносить, устанавливать последовательность звуков в слове, различать особенности гласных и согласных в слове, ударных и безударных гласных, твердых и мягких согласных, глухих и звонких, парных по глухости-звонкости согласных; соотносить звуки и буквы, устанавливать их роль в слове; правильно называть буквы алфавита, записывать слова без пропусков и перестановки букв, обозначать мягкость согласного звука буквами и, е, ѐ, ю, я и мягким знаком (ь).
Совершенствуются навыки написания слов с буквосочетаниями жи — ши, ча — ща, чу — щу, а также чк, чн, щн; правил переноса слов; написания двойных согласных в сло- ве (ванна, класс), формируется навык написания слов с мягким разделительным знаком.
Существенная роль отводится формированию навыка правописания слов с безударными гласными и парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне слов, предупреждению орфографических ошибок. Во многих текстах выделены орфограммы, и на них обращается внимание детей при списывании текста, или при письме по памяти, или под диктовку.
На основе полученных знаний о звуках русского языка, об ударении идет обучение русскому литературному произношению звуков и их сочетаний в словах (что, скучно, по- мощник, скворечник), а также нормам ударения в словах и формах слов, наиболее употребительных в речи {магазин, звонить, повторить, взяли — взяла, занят — занята).
Во 2 классе закладываются основы для формирования грамматических понятий: синтаксических (предложение, основа предложения, члены предложения, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения); словообразовательных (родственные или однокоренные слова, корень слова); морфологических (части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог). Учащимся дается общее представление об этих понятиях и некоторых их существенных признаках, о связи между признаками понятий и самими понятиями. Усвоение грамматических: понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать; активизируется и обогащается лексический запас словами различных частей речи и их формами, формируются умения воспроизводить значения слов, правильно выбирать и употреблять слова в общении, совершенствуются навыки правописания гласных и согласных в корне, однокоренных слов и форм слов, написания заглавной буквы в именах собственных, раздельного написания предлогов со словами и частицы не с глаголами.
Существенное значение отводится лексической, синтаксической работе, формированию специальных речевых умений, необходимых для восприятия, анализа, и создания речевых высказываний.
Уточняется и углубляется представление о нашей речи, ее видах и формах, языке как средстве общения между людьми.
Ведется наблюдение над предложениями, различными по цели высказывания и интонации (без введения терминов), по структуре (распространенные и нераспространенные),
наблюдение за порядком слов, смыслом предложений, связью слов в предложении, оформлением предложений в устной и письменной речи (прозаическом, стихотворном тексте, диалогической речи). Учащиеся учатся составлять предложения, различные по цели высказывания и интонации, по заданным схемам, вопросам, опорным словам, определенной теме, рисунку, учатся определять связь слов в предложении, устанавливать последовательность предложений в тексте.
Уточняется и углубляется представление о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, об антонимах и синонимах, о тематических группах слов; ведется наблюдение над использованием этих слов в общении, вводятся термины. Продолжается работа с толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, словарем синонимов и антонимов; внимание учащихся может быть привлечено к этим словарям при изучении любой темы курса русского языка.
Формирование специальных речевых умений проводится в процессе анализа текста- образца и в процессе коллективного создания текста (под руководством учителя). Уточня- ется представление о тексте и его признаках, совершенствуются умения определять тему, главную мысль, подбирать заголовок. Проводится наблюдение над структурой текста (вводная, основная, заключительная части), развиваются умения выделять эти части, определять их микротемы, подбирать заголовок к каждой части и всему тексту, устанавли- вать последовательность и связь предложений в частях текста и частей в тексте.
Формируется общее представление о типах текста, в которых: 1) передается сообщение на определенную тему (повествовательный текст); 2) описывается предмет либо его части (описательный текст); 3) доказывается какая-либо мысль (текст- рассуждение); 4) развивается умение распознавать эти тексты и создавать тексты опреде- ленного типа под руководством учителя. Совершенствуются умения различать стихотворный и прозаический, художественный и научно-деловой тексты, текст-диалог и текст-монолог. Учащиеся учатся читать, осознавать и работать с лингвистическим текстом.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Учебный предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Филология».
Согласно Федеральному базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка во 2 классе выделяется 170 часов в год (34 учебные недели по 5 часов в неделю),
из них 82 часа – на первое полугодие ,88 часов на второе полугодие.
Всего на изучение курса «Русский язык» с 1 по 4 класс отводится 680 часов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
· представление о своей этнической принадлежности;
· развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние русского народа — русский язык;
· представление об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их деятельность и др.);
· осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
· осознание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, и их родному языку;
· представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
· положительное отношение к языковой деятельности;
· заинтересованность в выполнении языковых и речевых заданий и в проектной деятельности;
· понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
· развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
· этические чувства(доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, учителей;
· развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной деятельности;
· представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
· принимать и сохранять цель и учебную задачу;
· высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
· планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
· учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках) в планировании и
контроле способа решения;
· выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
· проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
· оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
· адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
· понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
· выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
· осознавать познавательную задачу, воспринимать еѐ на слух, решать еѐ (под руководством учителя или самостоятельно);
· воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты);
· ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
· работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно;
· осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
· пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведѐнными в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
· пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
· осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного);
· составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя (с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
· составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
· анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
· осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
· ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы еѐ решения;
· находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
· осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
· обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
· подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
· осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); по результатам наблюдений находить и формулировать правила, определения;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД
· слушать собеседника и понимать речь других;
· оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
· принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
· выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
· задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнера высказывания;
· признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
· формулировать собственное мнение и аргументировать его;
· работать в парах, учитывать мнение партнера, высказывать свое мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнеру;
· строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
· понимание значения русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
· воспитание уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа, и языкам, на которых говорят другие народы;
· понимание русского языка как великого достояния русского народа, как явления национальной культуры, как развивающегося явления;
· первоначальное представление о некоторых нормах русского языка (орфоэпических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета (в объеме изучаемого курса);
· начальные умения выбирать адекватные языковые средства при составлении небольших монологических высказываний;
· овладение первоначальными научными представлениями о системе и структуре русского языка, знакомство с некоторыми языковыми понятиями и их признаками из разделов: фонетика и графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис (в объеме изучаемого курса);
· применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания в процессе выполнения письменных работ (в объеме изучаемого курса);
· первоначальные умения проверять написанное;
· овладение учебными действиями с изучаемыми языковыми единицами;
· формирование начальных умений находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, слово, слово как часть речи, слово как член предложения, предложение (в объеме изучаемого курса).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
По русскому языку во 2 классе (170 ч) Наша речь
Язык и речь, их значение в жизни. Речь — главный способ общения людей. Язык – средство общения. Воспроизведение и уточнение сведений о видах речи (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь). Особенности устной, письменной и внутренней речи.
Предложение
Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. Роль предложений в речи. Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации (без терминологии), интонирование предложений. Логическое ударение в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме в прозаических и стихотворных текстах. Диалог и монолог. Пунктуационное оформление диалогической речи и соответствующая ему интонационная окраска устного диалога.
Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа
предложения. Подлежащее и сказуемое — главные члены предложения. Способы определения подлежащего и сказуемого в» предложении. Связь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Вычленение из предложения пар слов, связанных по смыслу. Распространение предложений второстепенными членами. Составление предложений по данному подлежащему (сказуемому), из набора слов, по опорным словам, схеме, рисунку, демонстрационной картине, заданной теме и их запись.
Слово и его лексическое значение
Слово и его значение. Общее представление о лексическом значении слова. Слово — общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы. Антонимы. Наблюдение над употреблением в речи однозначных, и многозначных слов, антонимов, синонимов, выбор нужного и точного слова, соответствующего предмету мысли. Работа со словарями учебника (толковым, орфоэпическим, орфографическим, словарем синонимов и антонимов).
Родственные слова. Однокоренные слова (общее представление). Корень слова как значимая часть слова (общее представление). Формирование умения распознавать однокоренные слова, отличать их от внешне сходных слов (горе — гора, смелый — храбрый) и форм слов (тропа, к тропе, у тропы).Упражнение в распознавании корня в слове, подборе однокоренных слов, в наблюдении над единообразным написанием корня в однокоренных словах.
Слово, слог, ударение. Уточнение представлений о слове и слоге как минимальной произносительной единице, о слогообразующей роли гласной. Ударение, смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение над разноместностью и подвижностью русского ударения. Использование свойств подвижности для проверки безударных гласных, проверяемых ударением. Совершенствование навыка
определять в слове слоги, обозначать ударение, распознавать ударные и безударные слоги. Упражнение в правильном орфоэпическом произношении слов (алфавит, багеты, магазин, торты и др.). Работа с орфоэпическим словарем.
Перенос слов. Правила переноса слов с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Уточнение представлений о звуках и буквах русского языка. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных обозначений слов. Звукобуквенный разбор слов. Алфавит, его значение. Уточнение представлений об алфавите. Алфавитное расположение слов в словарях, справочниках, энциклопедиях.
Основные признаки гласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Соотношение гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. Ознакомление со словарем иностранных слов.
Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. Особенности проверяемого и проверочного слов. Введение правила. Способы проверки написания гласной в безударном слоге корня. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Общее представление об орфограмме. Работа с орфографическим словарем.
Основные признаки согласных звуков, их смыслоразличительная роль в слове. Буквы, обозначающие согласные звуки. Согласный звук [й'] и буква «и краткое». Двойные согласные буквы. Произношение и написание слов с двойными согласными. Твердые и мягкие согласные звуки, способы обозначения их на письме гласными буквами и мягким знаком. Правописание слов с мягким знаком. Буквосочетания чк, чн, щн, нч, нщ, произношение и написание слов с этими буквосочетаниями. Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами. Правописание слов с буквосочетаниями жи— ши, ча— ща, чу — щу.
Разделительный мягкий знак, его роль в слове. Правописание слов с раздели- тельным мягким знаком.
Глухие и звонкие согласные звуки. Обозначение буквами парных по глухости- звонкости согласных звуков в конце слова и перед согласным. Особенности проверяемого и проверочного слов. Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Введение правила. Сопоставление правил обозначения буквами гласных в безударном слоге корня и парных по глухости-звонкости согласных в конце слова и перед согласным в корне слова. Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова.
Части речи
Слова — названия предметов, признаков предметов, действий предметов, их отнесенность к определенной части речи. Имя существительное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени существительного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен существительных в речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные (общее представление), упражнение в их распознавании. Собственные и нарицательные имена существительные (общее
представление). Заглавная буква в именах собственных (фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, названиях стран, городов, деревень, рек, озер и др.). Правописание собственных имен существительных. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Употребление имен существительных только в одном числе (ножницы, молоко). Формирование умения воспроизводить лексическое значение имен существительных, различать имена существительные в прямом и переносном значении, имена существительные близкие и противоположные по значению. Совершенствование навыка правописания имен существительных с изученными орфограммами.
Глагол как часть речи (ознакомление с лексическим значением глагола и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль глаголов в речи. Число глаголов. Изменение глаголов по числам. Правописание глаголов с частицей не. Глаголы в прямом и переносном значении, глаголы близкие и противоположные по значению.
Имя прилагательное как часть речи (ознакомление с лексическим значением имени прилагательного и вопросами, на которые отвечает эта часть речи). Роль имен прилагательных в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по числам. Имена прилагательные в прямом и переносном значении, имена прилагательные близкие и противоположные по значению.
Местоимение как часть речи. Общее представление о личных местоимениях.
Роль местоимений в речи.
Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи. Раздельное написание наиболее распространенных предлогов (в, на, из, к, от, на, с, у, над, под) с именами существительными. Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении их с именами существительными, в правописании предлогов с именами существительными.
Текст
Текст. Сопоставление текста и отдельных предложений, не объединенных общей темой. Тема и главная мысль текста. Связь между предложениями в тексте. Заголовок. Общее представление о структуре текста и выражение ее в плане. Красная строка в тексте.
Текст. Тема и главная мысль текста. Части текста. Связь по смыслу предложений в тексте. Озаглавливайте текста и его частей.
Общее представление о типах текста: повествование, описание, рассуждение. Обучение составлению повествовательного и описательного текстов, текста - рассуждения.
Изложение. Изложение повествовательного текста по вопросам под руководством учителя.
Сочинение. Составление небольшого текста по сюжетному рисунку, по опорным словам, по определенной теме из жизни детей, об их играх, увлечениях и его запись под руководством учителя.
Речевая этика: сфера употребления, типовые ситуации использования слов просьбы, благодарности, приветствия, прощания. Написание поздравительной открытки.
Повторение изученного за год
Речь устная и письменная. Текст. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи. Звуки и буквы. Алфавит. Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове. Правописание слов с изученными орфограммами. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Смысловой, звуковой, звукобуквенный анализ слов.
Слова с непроверяемыми написаниями
Алфавит, апрель, береза, быстро, вдруг, ветер, город, декабрь, дорога, до свидания, желтый, завод, здравствуйте, земляника, извините, иней, капуста, картина, коньки, лопата, лягушка, магазин, малина, мебель, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, народ, ноябрь, обед, обезьяна, облако, одежда, октябрь, осина, отец, платок, посуда, рисунок, родина, Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, снегирь, спасибо, стакан, суббота, товарищ, топор, улица, урожай, фамилия, февраль, шел, щавель, яблоня, ягода, январь.
Чистописание
Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т. д.
Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в порядке усложнения их начертания:
1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г;
2) л, м, Л, М, я, Я, А;
3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч;
4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б;
5) ь, ы, ъ и их варианты в соединениях;
6) н, ю, Н, Ю, к, К;
7) В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф;
8) Ф, У, Т, Р, Б, Д.
Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Т, Р, Ж, У, Я, X, Н, К, Ф и др., а, у, д, з, в, б, т и др.
Связное, ритмичное письмо слов и предложений.
Прохождение основной и практической части программы по русскому языку во 2 классе
Учебно-тематический план
|
Контрольный диктант |
Проверочная работа |
Контрольное списывание |
Работа с текстом |
Тестирование |
Словарный диктант |
1 четверть |
2 |
1 |
2 |
5 |
1 |
4 |
2 четверть |
2 |
1 |
1 |
3 |
1 |
3 |
3 четверть |
1 |
2 |
1 |
8 |
2 |
5 |
4 четверть |
2 |
3 |
1 |
7 |
1 |
5 |
За год(170 ч) |
7 |
7 |
5 |
23 |
5 |
17 |
Тематическое планирование по русскому языку
№ |
Тема раздела. Тема урока |
Дата |
Примечание (корректировка рабочей программы) |
|
По плану |
По факту |
|||
Наша речь (4 ч) |
||||
1 |
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? |
|
|
|
2 |
Что можно узнать о человеке по его речи? |
|
|
|
3 |
Как отличить диалог от монолога? |
|
|
|
4 |
Проверка знаний. |
|
|
|
Текст (5 ч) |
||||
5 |
Что такое текст? Работа над ошибками. |
|
|
|
6 |
Что такое тема и главная мысль текста? |
|
|
|
7 |
Части текста. |
|
|
|
8 |
Диктант |
|
|
|
9 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
Предложение (12 ч) |
||||
10 |
Что такое предложение. |
|
|
|
11 |
Как из слов составить предложение. |
|
|
|
12 |
Контрольное списывание. |
|
|
|
13 |
Что такое главные члены предложения? |
|
|
|
14 |
Что такое второстепенные члены предложения? |
|
|
|
15 |
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. |
|
|
|
16 |
Распространённые и нераспространённые предложения. |
|
|
|
17 |
Как установить связь слов в предложении. |
|
|
|
18 |
Развитие речи. Обучающее сочинение по картине. |
|
|
|
19 |
Анализ сочинений. |
|
|
|
20 |
Контрольный диктант. |
|
|
|
21 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
Слова, слова, слова… (22 ч.) |
||||
22 |
Лексическое значение слова. |
|
|
|
23 |
Лексическое значение слова. |
|
|
|
24 |
Однозначные и многозначные слова. |
|
|
|
25 |
Прямое и переносное значение многозначных слов. |
|
|
|
26 |
Что такое синонимы. |
|
|
|
27 |
Что такое антонимы. |
|
|
|
28 |
Что такое антонимы. |
|
|
|
29 |
Контрольное диктант. |
|
|
|
30 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
31 |
Что такое родственные слова? |
|
|
|
32 |
Родственные слова. Обобщение. |
|
|
|
33 |
Корень слова. Однокоренные слова. |
|
|
|
34 |
Корень слова. Однокоренные слова. |
|
|
|
35 |
Какие бывают слоги. |
|
|
|
36 |
Как определить ударный слог? |
|
|
|
37 |
Определение ударного слога в словах? |
|
|
|
38 |
Перенос слов с одной строки на другую. |
|
|
|
39 |
Перенос слов с одной строки на другую. |
|
|
|
40 |
Обучающее сочинение по серии картинок. |
|
|
|
41 |
Проверочная работа. |
|
|
|
42 |
Контрольный диктант. |
|
|
|
43 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
Звуки и буквы (34 ч) |
||||
44 |
Как различать звуки и буквы. |
|
|
|
45 |
Как мы используем алфавит. |
|
|
|
46 |
Как мы используем алфавит. |
|
|
|
47 |
Какие слова пишутся с заглавной буквы? |
|
|
|
48 |
Как определить гласные звуки. |
|
|
|
49 |
Контрольный диктант. |
|
|
|
50 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
51 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
|
|
|
52 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
|
|
|
53 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
|
|
|
54 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
|
|
|
55 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. |
|
|
|
56 |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. |
|
|
|
57 |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. |
|
|
|
58 |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. Работа над ошибками. |
|
|
|
59 |
Развитие речи. Обучающее сочинение. |
|
|
|
60 |
Диктант. Проверочная работа. |
|
|
|
61 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
62 |
Как определить согласные звуки? |
|
|
|
63 |
Согласный звук [Й] и буква И краткое. |
|
|
|
64 |
Согласный звук [Й] и буква И краткое. |
|
|
|
65 |
Слова с удвоенными согласными. |
|
|
|
66 |
Развитие речи. |
|
|
|
67 |
Наши проекты. И в шутку, и в серьёз. |
|
|
|
68 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. |
|
|
|
69 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. |
|
|
|
70 |
Как обозначить мягкость согласного звука на письме? |
|
|
|
71 |
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. |
|
|
|
72 |
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными. |
|
|
|
73 |
Контрольный диктант. |
|
|
|
74 |
Проверочная работа. |
|
|
|
75 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
76 |
Наши проекты. Пишем письмо. |
|
|
|
77 |
Обобщающий урок. |
|
|
|
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (29 ч) |
||||
78 |
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ |
|
|
|
79 |
Развитие речи. Обучающее изложение. |
|
|
|
80 |
Повторение темы «Твердые и мягкие согласные» |
|
|
|
81 |
Контрольный диктант. |
|
|
|
82 |
Закрепление знаний. Работа над ошибками. |
|
|
|
83 |
Наши проекты. Рифма. |
|
|
|
84 |
Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. |
|
|
|
85 86 |
Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Буквосочетания ЖИ –ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. Проверь себя. |
|
|
|
87 |
Как отличить звонкие согласные от глухих? |
|
|
|
88
|
Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. |
|
|
|
89 |
Проверка парных согласных в корне слова. |
|
|
|
90 |
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. |
|
|
|
91 |
Проверка парных согласных. Изложение повествовательного текста. |
|
|
|
92 |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. |
|
|
|
93 |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. |
|
|
|
94 |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. |
|
|
|
95 |
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Изложение повествовательного текста по вопросам плана. |
|
|
|
96 |
Проверка знаний. |
|
|
|
97 |
Диктант. |
|
|
|
98 |
Работа над ошибками . Обобщение изученного материала. |
|
|
|
99 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
|
|
|
100 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
|
|
|
101 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
|
|
|
102 |
Разделительный мягкий знак. Обобщение изученного материала. |
|
|
|
103 |
Контрольное списывание. |
|
|
|
104 |
Обучающее сочинение «Зимние забавы» |
|
|
|
105 |
Проверка знаний. |
|
|
|
106 |
Обобщение изученного материала. |
|
|
|
Части речи (48 ч) |
||||
107 |
Что такое части речи? |
|
|
|
108 |
Что такое части речи? |
|
|
|
109 |
Что такое имя существительное? |
|
|
|
110 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. |
|
|
|
111 |
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных. |
|
|
|
112 |
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. |
|
|
|
113 |
Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов, газет. |
|
|
|
114 |
Заглавная буква в написании кличек животных. Развитие речи. |
|
|
|
115 |
Заглавная буква в географических названиях. |
|
|
|
116 |
Обучающее изложение. |
|
|
|
117 |
Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. |
|
|
|
118 |
Контрольный диктант. |
|
|
|
119 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
120 |
Единственное и множественное число имён существительных. |
|
|
|
121 |
Единственное и множественное число имён существительных. |
|
|
|
122 |
Единственное и множественное число имён существительных. |
|
|
|
123 |
Обучающее изложение по вопросам. |
|
|
|
124 |
Проверка знаний. |
|
|
|
125 |
Диктант. |
|
|
|
126 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
127 |
Что такое глагол? |
|
|
|
128 |
Что такое глагол? |
|
|
|
129 |
Что такое глагол? |
|
|
|
130 |
Единственное и множественное число глаголов. |
|
|
|
131 |
Единственное и множественное число глаголов. |
|
|
|
132 |
Правописание частицы НЕ с глаголами. |
|
|
|
133 |
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». |
|
|
|
134 |
Что такое текст-повествование? |
|
|
|
135 |
Проверка знаний. |
|
|
|
136 |
Что такое имя прилагательное? |
|
|
|
137 |
Связь имени прилагательного с именем существительным. |
|
|
|
138 |
Прилагательные близкие и противоположные по значению. |
|
|
|
139 |
Единственное и множественное число имён прилагательных. |
|
|
|
140 |
Что такое текст – описание? |
|
|
|
141 |
Проверка знаний. |
|
|
|
142 |
Общее понятие о предлоге. |
|
|
|
143 |
Раздельное написание предлогов со словами. |
|
|
|
144 |
Восстановление предложений. |
|
|
|
145 |
Проверка знаний. |
|
|
|
146 |
Диктант. |
|
|
|
147 |
Работа над ошибками |
|
|
|
148 |
Что такое местоимение? |
|
|
|
149 |
Что такое местоимение? |
|
|
|
150 |
Что такое текст – рассуждение? |
|
|
|
151 |
Проверка знаний |
|
|
|
152 |
Контрольный диктант. |
|
|
|
153 |
Работа над ошибками. |
|
|
|
Повторение (16 ч) |
||||
154 |
Повторение по теме «Текст». |
|
|
|
155 |
Сочинение по картине. |
|
|
|
156 |
Повторение по теме «Предложение». |
|
|
|
157 |
Повторение по теме «Предложение». |
|
|
|
158 |
Повторение по теме «слово и его значение». |
|
|
|
159 |
Контрольный диктант за год «Весной». |
|
|
|
160 |
Распространённые и нераспространённые предложения. Работа над ошибками |
|
|
|
161 |
Правописание безударной гласной в корне слова |
|
|
|
162 |
Правописание парной согласной в корне слова. |
|
|
|
163 |
Сочетания чн, чк, нч, нщ, щр |
|
|
|
164 |
Контрольное списывание. |
|
|
|
165 |
Повторение по теме «Слово и его значение». Работа над ошибками. |
|
|
|
166 |
Повторение по теме «Части речи». |
|
|
|
167 |
Имя существительное |
|
|
|
168 |
Имя прилагательное. |
|
|
|
169 |
Глагол. |
|
|
|
170 |
Наши проекты. «Правила правописания». |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.