Рабочая программа по русскому языку

  • pdf
  • 14.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5.5.pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА П.БЕЛИДЖИ

Утверждено

Согласовано

на педагогическом совете

на МО учителей русского

МБОУ «СОШ№2»

языка и литературы

от 29.08. 2021г.протокол №1 Руководитель МО Агабе ВТА  Эфендиева Р.И.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Русский язык: говорим правильно» для 7 класса на 2021-2022 учебный год

Учитель русского языка и литературы: Эфендиева Рена Исмаиловна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Русский язык: говорим правильно и выразительно» для учащихся 7 класса рассчитана на 1 год обучения, в объеме 34 часов: по часу в неделю и является компонентом содержательного раздела основной образовательной программы школы.

Предлагаемая программа составлена в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования/ Минобрнауки РФ. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

2.  Примерной программой основного общего образования по русскому языку. — М.: МОН РФ, 2011 г.

3.  Основной образовательной программой основного общего образования МОУ СШ № 31. Цель курса: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.

Задачи курса:

      овладение основными текстоведческими понятиями;

      развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;

      формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;

      составление текстов собственного сочинения различной тематики.

Общая характеристика программы

Программа обеспечивает усвоение учащимися основы текстоведения, системы работы над анализом художественного произведения, как прозаического, так и поэтического. Немаловажным также является ориентация учащихся на создание собственных произведений различного характера, в том числе сжатых изложений и сочинений-рассуждений.

Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.

Методы и приемы:

      лекция;  беседа;  объяснение учителя;

      исследование;

      наблюдение;

      сопоставление и анализ. Виды деятельности учащихся:

      контрольное списывание;

      сжатие исходного текста;  редактирование текста;

      составление текста по образцу;

      составление обрамлений к рассказу;  восстановление частей текста;

      составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;

      анализ текста художественного и публицистического стилей;

      конспектирование, тезистирование;

      работа с научной и публицистической литературой;

      составление схем, таблиц, алгоритмов.

Метапредметные результаты:

Регулятивные действия: Учащийся научится:

 целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в

познавательную;

      самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; - планировать пути достижения целей;

      устанавливать целевые приоритеты;

      уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; - самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

Учащийся получит возможность научиться:

      построению жизненных планов во временной перспективе; при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

      выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ решения.

Познавательные действия: Учащийся научится:

владение всеми видами речевой деятельности: ауДирование и чтение:

      адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

— владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

— адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

— способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

— овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

— умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение И письмо:

 способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

— умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости

(план, пересказ);

— умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения. Учащийся получит возможность научиться:

Содержание программы

1. Язык и речь (5 часов)

Язык и речь. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.

2. Единицы языка (З часа)

Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте. З. Текст и его основные понятия (7 часов)

Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь.

Интонация. Логическое ударение. Смысловая связь.

4. Стити речи. Типы речи (15 часов)

Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.

Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.

Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические,         синтаксические,         стилистические. Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинениеповествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.

5. Система работы над текстом (4 часа)

Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ. Анализ поэтического и прозаического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Тезистирование. Аннотирование.

Редактирование.

Литература для учителя

1.            Антонова, ЕС. Тайна текста. Методические рекомендации к учебному пособию для развития речи учащихся 7-9 классов [Текст] / Е. С. Антонова. — М.: 2011 г.

2.            Беляеева, О.В., Даценко, О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 7 класс [Текст] / О. В. Беляева, О. А. Даценко. — М.: ВАКО, 2011.

З. Козлова, Р.П. Чеснокова, НВ. Тесты по русскому языку: 5-7 классы [Текст] / Р. П. Козлова. Н. В.

Чеснокова. - М.: ВАКО, 2016.

4.  Мещереков, В.Н. Основы школьного речеведения [Текст] / В. Н. Мещереков.— М.: 2014.

5.  Шклярова, Т. В. Сборник упражнений по русскому языку для 7 класса (пособие для средней школы) [Текст] / Т. В. Шклярова. - М.: Грамотей, 2013.

6.  Иванова В. П. «Слово в системе русского языка». М., «Просвещение», 2012г.

7.  Бабайцева, В. В. Русский язык. 7 класс: методическое пособие учителю В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5—9 классы» для углубл. изучения русского языка / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, А. В. Глазков. - М. : Дрофа, 2014-2019.

8.  Бабайцева, В. В. Русский язык. Сборник заданий.7кл. : учеб.пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5—9 классы» для школ и классов с углубл. изучением русского языка / В. В.

Бабайцева, Л. Д. Беднарская, Н. В. Дрозд. — М. : Дрофа, 2014-2015. И. Блинов, В. А. Антохина. — М. : Просвещение, 2014-2015г.

9.  Костяева, Т. А. Проверочные материалы по русскому языку для 5—8 классов / Т. А. Костяева. — М. Просвещение, 2014-2015г.

— способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;  применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа яЗЫКОВЫх явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.). Коммуникативные действия:

Учащийся научится:

-   способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

-   способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

-   умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

-   владение различными видами монолога и диалога;

-   соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка. Учащийся получит возможность научиться:

соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

-   коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

(экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

-   различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

-   создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

-   оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

-   исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

-   выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями; - различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

-   готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле.

Учащийся получит возможность научиться:

принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; - анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

-   выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Литература для учащихся

1.             Антонова, ЕС. Тайна текста. Развитие речи учащихся 7-9 классов [Текст] Е. С. Антонова. — М.:

2013.

2.             Павлова, Т. И., Раниева, Н. А., Василенко, Н. Н. Практика успешного написания сочинениярассуждения. 5 — 7 классы [Текст] / Т. И.Павлова, Н. А. Раниева, Н. Н. Василенко. — Ростов-на Дону:

Легион, 2015.

Словари:

1.  Горбачевич, КС. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке [Текст] / К. С.

Горбачевич. — М.: 2014.

2.  Горбачевич, КС. Словарь эпитетов русского языка [Текст] / К. С. Горбачевич . — СПб.: 2012- Голуб

И.Б., Розенталя Д.Э. Дидактические материалы по русскому языку. М. Просвещение, 2015г.

В работе по программе учитываются дидактические принципы обучения, возможности и особенности познавательной деятельности школьников.

Программа построена с учетом следующих ведущих ориентиров:

-   принцип развивающего личностно-ориентированного обучения;

-   принцип системно-деятельностного обучения;

-   системное овладение способами добывания и творческого применения полученных знаний для создания собственных текстов;

-   развитие личности средствами русского языка на основе умений и навыков учебно-познавательной деятельности.

Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности (кружка)«Русский язык: говорим правильно и выразительно» 7 класс

 

ока

Тема

Количество часов

Домашнее задание

ата п оведения

план

 

акт

 

Языки

ечь 5 ч

1

Понятие языка и речи. Язык и речь. Русский язык среди других языков ми а.

 

 

 

 

2

Возникновение речи.

Изоб азительные возможности языка

1

 

 

 

З

Способность человека говорить.

Речь стная и письменная

 

 

 

 

4

П отношение.

1

 

 

 

5

Речь: знаковая система, мыслительный комплекс. Монолог. иалог.

1

 

 

 

 

Единицы языка З ч

6

Слово как универсальная единица языка. П актика.

 

 

 

 

7

Слово в контексте. Контекстуальные синонимы, антонимы. П апика

1

 

 

 

8

Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте. Однородные члены как средство выразительности.

Нарушение границ предложения.

 

 

 

 

 

 

9

Текст и его осно Текст, тема текста. Темы широкие и

ные понятия

7 ч)

 

 

10

узкие. План текста.

Микротема. Абзац. Логическое и

1

 

 

 

 

смысловое ударение. Интонация.

 

 

 

 

11

12

Контекст. Подтекст. Затекст.

Средства связи предложений в

1

1

 

 

 

13

тексте

Типы связи. Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и

 

 

 

 

14

параллельной связи.

Основная мысль текста. Взаимосвязь темы и основной мысли текста.

Ключевые слова. Авторская позиция

1

 

 

 

15

в тексте.

Текст как целостное композиционное единство. Интонация и логическое

 

 

 

 

 

ударение.

16

Понятие стиля. Стили речи:

разговорный, официально-деловой, публицистический, научный,

1

 

 

 

17

художественный и их особенности. Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста

 

 

 

 

18

публицистического стиля.

Публицистический стиль. Проблема и аргументы в текстах публ.хар.

1

 

 

 

 

19

Сочинение-рецензия по тексту п лицистического стиля. П актика

1

 

 

 

20

удожественный стиль речи и его уктура. Основная мысль в х дожественном тексте.

1

 

 

 

21

Сжатие текста художественного ля.

1

 

 

 

22

Приемы сжатия. Составление текста о об азц . Комп ессия

1

 

 

 

23

Сочинение-рассуждение по дожественно тек

 

 

 

 

24

Рецензия нап отведение.

 

 

 

 

25

Изобразительно-выразительные едства языка.

1

 

 

 

26

оль изобразительно-выразительных редств языка в художественном ексте.

1

 

 

 

27

На ный стиль ечи.

1

 

 

 

28

е мины в на ном стиле

 

1

 

 

 

29

очинение-рассуждение на ингвистическ те

1

 

 

 

30

ипы речи: повествование, описание, ассуждение.

ексты смешанного типа.

1

 

 

 

Система аботы над текстом 4ч

31

сновные виды работы с текстом. онспектирование текста. едактирование текста. ингвистический анализ.

1

 

 

 

32

Виды анализа текста: лексикоемантический, лингвистический, опоставительный. Схема анализа.

1

 

 

 

33

Комплексный анализ поэтического екста. Анализ стихотворения

Ф.И. Тютчева. Практика

1

 

 

 

34

Комплексный анализ прозаического екста. Анализ рассказа А.

Платонова. Практика

1

 

 

 

Министерство науки и образования РД

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Белиджи

368615 РД.,Дербентского р-на,п. БелиДлси,1-ый ЗавоДской переулок 1,Еmail bsoch@list/l'li

Аналитическая справка об углубленном изучении русского языка

Сегодня на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии.

С 2019 по 2022 г ба, 7а ,8а классы вышли на углублённое изучение русского

языка.

Целью углублённого изучения русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций учащихся. Это созвучно с требованиями ФГОС . Углубленное изучение предмета требует применения технологий продвинутого уровня.

Я считаю, что современный урок русского языка — это поиск истины, он должен учить самостоятельности, способности формировать собственные суждения, творчеству. На уроке должны создаваться условия для разностороннего развития личности учащегося. Поэтому в своей работе использую как традиционные методы обучения, так и современные технологии:  Коммуникативные;  информационные;

 игровые;  проблемного обучения;  проблемно-диалогического построения урока;  алгоритмизации материала;  сотрудничества, сотворчества с педагогом, сверстниками (парная, групповая работа);  технология проектной деятельности;  технология продуктивного чтения;

Использую активные формы преподавания: семинары, конференции, собеседования, практикумы, уроки-путешествия.

Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по русскому языку развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой школьников к восприятию нового учебного материала.

Это очень важно в работе, поскольку изучаемый материал в каждом классе

сложен.

При изучении сложного материала постоянно стимулирую положительное отношение к самостоятельному поиску решения проблемы, желанию аргументировать найденный ответ, ярко подать аудитории. В этом помогают творческие приёмы и методы:

*          «Грамматический бой»

*          «Лингвистическое разминка»

*          «Ассоциации»

*          «Цепочка вопросов»

*          Инсерт (использование условных знаков при работе с текстом)

*          Кластер

*          Редактирование текста

*          Реставрация текста  Творческий диктант  Свободный диктант

*          Синквейн

*          Корзина идей

Помогают избегать однообразия, рутины в обучении и нетрадиционные формы домашнего задания (творческая работа; художественное чтение; создание самостоятельных литературных произведений различных жанров; продолжение неоконченных произведений; наблюдение за природой, речью человека; подготовка словарных диктантов, тестовых заданий; составление конспекта, опорных или концептуальных таблиц; письмо по памяти). Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Результаты обученности русскому языку (2019-2022 учебный год) ба класс(2О19-2О2Ог.) 63 % та класс(2О2О-2О21 г.) 68 %

8 а класс(2021-2022г.)

74 %

Учащиеся, соответственно своей параллели и уровню усвоения материала, умеют обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в тексте в соответствии с изученными правилами; видеть в словах изученные орфограммы, применять орфографические правила на практике; производить лингвистический анализ текста; создавать собственные тексты по заданной теме или проблеме; работать с тестами, создавать игровые, тестовые задания и презентации разного уровня сложности, использовать различные информационные ресурсы для работы; работать в парах, группах; оценивать свои результаты.

Планируя работу на новый учебный год, определяю для себя следующие задачи:  формирование у учащихся умения структурировать теоретический материал и использовать полученные знания в процессе обучения;  развитие логических операций: синтеза, анализа, обобщения, классификации, сравнения;

         повышение гибкости мыслительного процесса учащихся;

         приобретение и отработка коммуникативных навыков;

         развитие языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.

Ориентация на новый образовательный стандарт, применение эффективных педагогических технологий и дальше будут способствовать развитию творческого потенциала, сохранять веру в свои силы, давать толчок к саморазвитию и самореализации.

              Директор МБОУ «сош№2»              Агабекова АЗ.