МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА П.БЕЛИДЖИ
Утверждено |
Согласовано |
на педагогическом совете |
на МО учителей русского |
МБОУ «СОШ№2» |
языка и литературы |
от 29.08. 2021г.протокол №1 Руководитель МО Агабе ВТА Эфендиева Р.И.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Русский язык: говорим правильно» для 7 класса на 2021-2022 учебный год
Учитель русского языка и литературы: Эфендиева Рена Исмаиловна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Русский язык: говорим правильно и выразительно» для учащихся 7 класса рассчитана на 1 год обучения, в объеме 34 часов: по часу в неделю и является компонентом содержательного раздела основной образовательной программы школы.
Предлагаемая программа составлена в соответствии с:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования/ Минобрнауки РФ. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
2. Примерной программой основного общего образования по русскому языку. — М.: МОН РФ, 2011 г.
3. Основной образовательной программой основного общего образования МОУ СШ № 31. Цель курса: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.
Задачи курса:
• овладение основными текстоведческими понятиями;
• развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;
• формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;
• составление текстов собственного сочинения различной тематики.
Общая характеристика программы
Программа обеспечивает усвоение учащимися основы текстоведения, системы работы над анализом художественного произведения, как прозаического, так и поэтического. Немаловажным также является ориентация учащихся на создание собственных произведений различного характера, в том числе сжатых изложений и сочинений-рассуждений.
Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.
Методы и приемы:
• лекция; беседа; объяснение учителя;
• исследование;
• наблюдение;
• сопоставление и анализ. Виды деятельности учащихся:
• контрольное списывание;
• сжатие исходного текста; редактирование текста;
• составление текста по образцу;
• составление обрамлений к рассказу; восстановление частей текста;
• составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;
• анализ текста художественного и публицистического стилей;
• конспектирование, тезистирование;
• работа с научной и публицистической литературой;
• составление схем, таблиц, алгоритмов.
Метапредметные результаты:
Регулятивные действия: Учащийся научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в
познавательную;
• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; - планировать пути достижения целей;
• устанавливать целевые приоритеты;
• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; - самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
• построению жизненных планов во временной перспективе; при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
• выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ решения.
Познавательные действия: Учащийся научится:
владение всеми видами речевой деятельности: ауДирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
— владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
— адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
— способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
— овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
— умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение И письмо:
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
— умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости
(план, пересказ);
— умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения. Учащийся получит возможность научиться:
Содержание программы
1. Язык и речь (5 часов)
Язык и речь. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.
2. Единицы языка (З часа)
Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте. З. Текст и его основные понятия (7 часов)
Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь.
Интонация. Логическое ударение. Смысловая связь.
4. Стити речи. Типы речи (15 часов)
Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.
Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинениеповествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
5. Система работы над текстом (4 часа)
Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ. Анализ поэтического и прозаического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Тезистирование. Аннотирование.
Редактирование.
Литература для учителя
1. Антонова, ЕС. Тайна текста. Методические рекомендации к учебному пособию для развития речи учащихся 7-9 классов [Текст] / Е. С. Антонова. — М.: 2011 г.
2. Беляеева, О.В., Даценко, О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 7 класс [Текст] / О. В. Беляева, О. А. Даценко. — М.: ВАКО, 2011.
З. Козлова, Р.П. Чеснокова, НВ. Тесты по русскому языку: 5-7 классы [Текст] / Р. П. Козлова. Н. В.
Чеснокова. - М.: ВАКО, 2016.
4. Мещереков, В.Н. Основы школьного речеведения [Текст] / В. Н. Мещереков.— М.: 2014.
5. Шклярова, Т. В. Сборник упражнений по русскому языку для 7 класса (пособие для средней школы) [Текст] / Т. В. Шклярова. - М.: Грамотей, 2013.
6. Иванова В. П. «Слово в системе русского языка». М., «Просвещение», 2012г.
7. Бабайцева, В. В. Русский язык. 7 класс: методическое пособие учителю В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5—9 классы» для углубл. изучения русского языка / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, А. В. Глазков. - М. : Дрофа, 2014-2019.
8. Бабайцева, В. В. Русский язык. Сборник заданий.7кл. : учеб.пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5—9 классы» для школ и классов с углубл. изучением русского языка / В. В.
Бабайцева, Л. Д. Беднарская, Н. В. Дрозд. — М. : Дрофа, 2014-2015. И. Блинов, В. А. Антохина. — М. : Просвещение, 2014-2015г.
9. Костяева, Т. А. Проверочные материалы по русскому языку для 5—8 классов / Т. А. Костяева. — М. Просвещение, 2014-2015г.
— способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа яЗЫКОВЫх явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.). Коммуникативные действия:
Учащийся научится:
- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
- владение различными видами монолога и диалога;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка. Учащийся получит возможность научиться:
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
(экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
- различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
- создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями; - различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
- готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле.
Учащийся получит возможность научиться:
принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; - анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Литература для учащихся
1. Антонова, ЕС. Тайна текста. Развитие речи учащихся 7-9 классов [Текст] Е. С. Антонова. — М.:
2013.
2. Павлова, Т. И., Раниева, Н. А., Василенко, Н. Н. Практика успешного написания сочинениярассуждения. 5 — 7 классы [Текст] / Т. И.Павлова, Н. А. Раниева, Н. Н. Василенко. — Ростов-на Дону:
Легион, 2015.
Словари:
1. Горбачевич, КС. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке [Текст] / К. С.
Горбачевич. — М.: 2014.
2. Горбачевич, КС. Словарь эпитетов русского языка [Текст] / К. С. Горбачевич . — СПб.: 2012- Голуб
И.Б., Розенталя Д.Э. Дидактические материалы по русскому языку. М. Просвещение, 2015г.
В работе по программе учитываются дидактические принципы обучения, возможности и особенности познавательной деятельности школьников.
Программа построена с учетом следующих ведущих ориентиров:
- принцип развивающего личностно-ориентированного обучения;
- принцип системно-деятельностного обучения;
- системное овладение способами добывания и творческого применения полученных знаний для создания собственных текстов;
-
развитие личности средствами русского языка на основе умений и навыков
учебно-познавательной деятельности.
Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности (кружка)«Русский язык: говорим правильно и выразительно» 7 класс
|
ока |
Тема |
Количество часов |
Домашнее задание |
ата п оведения |
||
план |
|
акт |
|||||
|
Языки |
ечь 5 ч |
|||||
1 |
Понятие языка и речи. Язык и речь. Русский язык среди других языков ми а. |
|
|
|
|
||
2 |
Возникновение речи. Изоб азительные возможности языка |
1 |
|
|
|
||
З |
Способность человека говорить. Речь стная и письменная |
|
|
|
|
||
4 |
П отношение. |
1 |
|
|
|
||
5 |
Речь: знаковая система, мыслительный комплекс. Монолог. иалог. |
1 |
|
|
|
||
|
Единицы языка З ч |
||||||
6 |
Слово как универсальная единица языка. П актика. |
|
|
|
|
||
7 |
Слово в контексте. Контекстуальные синонимы, антонимы. П апика |
1 |
|
|
|
||
8 |
Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте. Однородные члены как средство выразительности. Нарушение границ предложения. |
|
|
|
|
||
|
|
||||||
9 |
Текст и его осно Текст, тема текста. Темы широкие и |
ные понятия |
7 ч) |
|
|
||
10 |
узкие. План текста. Микротема. Абзац. Логическое и |
1 |
|
|
|
||
|
смысловое ударение. Интонация. |
|
|
|
|
||
11 12 |
Контекст. Подтекст. Затекст. Средства связи предложений в |
1 1 |
|
|
|
||
13 |
тексте Типы связи. Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и |
|
|
|
|
||
14 |
параллельной связи. Основная мысль текста. Взаимосвязь темы и основной мысли текста. Ключевые слова. Авторская позиция |
1 |
|
|
|
||
15 |
в тексте. Текст как целостное композиционное единство. Интонация и логическое |
|
|
|
|
||
|
ударение. |
||||||
16 |
Понятие стиля. Стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, |
1 |
|
|
|
||
17 |
художественный и их особенности. Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста |
|
|
|
|
||
18 |
публицистического стиля. Публицистический стиль. Проблема и аргументы в текстах публ.хар. |
1 |
|
|
|
19 |
Сочинение-рецензия по тексту п лицистического стиля. П актика |
1 |
|
|
|
|
20 |
удожественный стиль речи и его уктура. Основная мысль в х дожественном тексте. |
1 |
|
|
|
|
21 |
Сжатие текста художественного ля. |
1 |
|
|
|
|
22 |
Приемы сжатия. Составление текста о об азц . Комп ессия |
1 |
|
|
|
|
23 |
Сочинение-рассуждение по дожественно тек |
|
|
|
|
|
24 |
Рецензия нап отведение. |
|
|
|
|
|
25 |
Изобразительно-выразительные едства языка. |
1 |
|
|
|
|
26 |
оль изобразительно-выразительных редств языка в художественном ексте. |
1 |
|
|
|
|
27 |
На ный стиль ечи. |
1 |
|
|
|
|
28 |
е мины в на ном стиле |
|
1 |
|
|
|
29 |
очинение-рассуждение на ингвистическ те |
1 |
|
|
|
|
30 |
ипы речи: повествование, описание, ассуждение. ексты смешанного типа. |
1 |
|
|
|
|
Система аботы над текстом 4ч |
||||||
31 |
сновные виды работы с текстом. онспектирование текста. едактирование текста. ингвистический анализ. |
1 |
|
|
|
|
32 |
Виды анализа текста: лексикоемантический, лингвистический, опоставительный. Схема анализа. |
1 |
|
|
|
|
33 |
Комплексный анализ поэтического екста. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева. Практика |
1 |
|
|
|
|
34 |
Комплексный анализ прозаического екста. Анализ рассказа А. Платонова. Практика |
1 |
|
|
|
|
Министерство науки и образования РД
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Белиджи
368615 РД.,Дербентского р-на,п. БелиДлси,1-ый ЗавоДской переулок 1,Еmail bsoch@list/l'li
Аналитическая справка об углубленном изучении русского языка
Сегодня на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии.
С 2019 по 2022 г ба, 7а ,8а классы вышли на углублённое изучение русского
языка.
Целью углублённого изучения русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций учащихся. Это созвучно с требованиями ФГОС . Углубленное изучение предмета требует применения технологий продвинутого уровня.
Я считаю, что современный урок русского языка — это поиск истины, он должен учить самостоятельности, способности формировать собственные суждения, творчеству. На уроке должны создаваться условия для разностороннего развития личности учащегося. Поэтому в своей работе использую как традиционные методы обучения, так и современные технологии: Коммуникативные; информационные;
игровые; проблемного обучения; проблемно-диалогического построения урока; алгоритмизации материала; сотрудничества, сотворчества с педагогом, сверстниками (парная, групповая работа); технология проектной деятельности; технология продуктивного чтения;
Использую активные формы преподавания: семинары, конференции, собеседования, практикумы, уроки-путешествия.
Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по русскому языку развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой школьников к восприятию нового учебного материала.
Это очень важно в работе, поскольку изучаемый материал в каждом классе
сложен.
При изучении сложного материала постоянно стимулирую положительное отношение к самостоятельному поиску решения проблемы, желанию аргументировать найденный ответ, ярко подать аудитории. В этом помогают творческие приёмы и методы:
«Грамматический бой»
«Лингвистическое разминка»
«Ассоциации»
«Цепочка вопросов»
Инсерт (использование условных знаков при работе с текстом)
Кластер
Редактирование текста
Реставрация текста Творческий диктант Свободный диктант
Синквейн
Корзина идей
Помогают избегать однообразия, рутины в обучении и нетрадиционные формы домашнего задания (творческая работа; художественное чтение; создание самостоятельных литературных произведений различных жанров; продолжение неоконченных произведений; наблюдение за природой, речью человека; подготовка словарных диктантов, тестовых заданий; составление конспекта, опорных или концептуальных таблиц; письмо по памяти). Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
Результаты обученности русскому языку (2019-2022 учебный год) ба класс(2О19-2О2Ог.) 63 % та класс(2О2О-2О21 г.) 68 %
8 а класс(2021-2022г.)
74 %
Учащиеся, соответственно своей параллели и уровню усвоения материала, умеют обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в тексте в соответствии с изученными правилами; видеть в словах изученные орфограммы, применять орфографические правила на практике; производить лингвистический анализ текста; создавать собственные тексты по заданной теме или проблеме; работать с тестами, создавать игровые, тестовые задания и презентации разного уровня сложности, использовать различные информационные ресурсы для работы; работать в парах, группах; оценивать свои результаты.
Планируя работу на новый учебный год, определяю для себя следующие задачи: формирование у учащихся умения структурировать теоретический материал и использовать полученные знания в процессе обучения; развитие логических операций: синтеза, анализа, обобщения, классификации, сравнения;
• повышение гибкости мыслительного процесса учащихся;
• приобретение и отработка коммуникативных навыков;
• развитие языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.
Ориентация на новый образовательный стандарт, применение эффективных педагогических технологий и дальше будут способствовать развитию творческого потенциала, сохранять веру в свои силы, давать толчок к саморазвитию и самореализации.
Директор МБОУ «сош№2» Агабекова АЗ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.