Рабочая программа по русскому языку
Оценка 4.6

Рабочая программа по русскому языку

Оценка 4.6
pdf
14.01.2024
Рабочая программа по русскому языку
5.5.pdf

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА П.БЕЛИДЖИ

Утверждено

Согласовано

на педагогическом совете

на МО учителей русского

МБОУ «СОШ№2»

языка и литературы

от 29.08. 2021г.протокол №1 Руководитель МО Агабе ВТА  Эфендиева Р.И.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Русский язык: говорим правильно» для 7 класса на 2021-2022 учебный год

Учитель русского языка и литературы: Эфендиева Рена Исмаиловна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Русский язык: говорим правильно и выразительно» для учащихся 7 класса рассчитана на 1 год обучения, в объеме 34 часов: по часу в неделю и является компонентом содержательного раздела основной образовательной программы школы.

Предлагаемая программа составлена в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования/ Минобрнауки РФ. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

2.  Примерной программой основного общего образования по русскому языку. — М.: МОН РФ, 2011 г.

3.  Основной образовательной программой основного общего образования МОУ СШ № 31. Цель курса: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.

Задачи курса:

      овладение основными текстоведческими понятиями;

      развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;

      формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;

      составление текстов собственного сочинения различной тематики.

Общая характеристика программы

Программа обеспечивает усвоение учащимися основы текстоведения, системы работы над анализом художественного произведения, как прозаического, так и поэтического. Немаловажным также является ориентация учащихся на создание собственных произведений различного характера, в том числе сжатых изложений и сочинений-рассуждений.

Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.

Методы и приемы:

      лекция;  беседа;  объяснение учителя;

      исследование;

      наблюдение;

      сопоставление и анализ. Виды деятельности учащихся:

      контрольное списывание;

      сжатие исходного текста;  редактирование текста;

      составление текста по образцу;

      составление обрамлений к рассказу;  восстановление частей текста;

      составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;

      анализ текста художественного и публицистического стилей;

      конспектирование, тезистирование;

      работа с научной и публицистической литературой;

      составление схем, таблиц, алгоритмов.

Метапредметные результаты:

Регулятивные действия: Учащийся научится:

 целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в

познавательную;

      самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; - планировать пути достижения целей;

      устанавливать целевые приоритеты;

      уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; - самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

Учащийся получит возможность научиться:

      построению жизненных планов во временной перспективе; при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

      выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ решения.

Познавательные действия: Учащийся научится:

владение всеми видами речевой деятельности: ауДирование и чтение:

      адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

— владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

— адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

— способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

— овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

— умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение И письмо:

 способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

— умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости

(план, пересказ);

— умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения. Учащийся получит возможность научиться:

Содержание программы

1. Язык и речь (5 часов)

Язык и речь. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.

2. Единицы языка (З часа)

Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте. З. Текст и его основные понятия (7 часов)

Текст. Тема текста. Микротема и абзац. Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь.

Интонация. Логическое ударение. Смысловая связь.

4. Стити речи. Типы речи (15 часов)

Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.

Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.

Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические,         синтаксические,         стилистические. Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинениеповествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.

5. Система работы над текстом (4 часа)

Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ. Анализ поэтического и прозаического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Тезистирование. Аннотирование.

Редактирование.

Литература для учителя

1.            Антонова, ЕС. Тайна текста. Методические рекомендации к учебному пособию для развития речи учащихся 7-9 классов [Текст] / Е. С. Антонова. — М.: 2011 г.

2.            Беляеева, О.В., Даценко, О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 7 класс [Текст] / О. В. Беляева, О. А. Даценко. — М.: ВАКО, 2011.

З. Козлова, Р.П. Чеснокова, НВ. Тесты по русскому языку: 5-7 классы [Текст] / Р. П. Козлова. Н. В.

Чеснокова. - М.: ВАКО, 2016.

4.  Мещереков, В.Н. Основы школьного речеведения [Текст] / В. Н. Мещереков.— М.: 2014.

5.  Шклярова, Т. В. Сборник упражнений по русскому языку для 7 класса (пособие для средней школы) [Текст] / Т. В. Шклярова. - М.: Грамотей, 2013.

6.  Иванова В. П. «Слово в системе русского языка». М., «Просвещение», 2012г.

7.  Бабайцева, В. В. Русский язык. 7 класс: методическое пособие учителю В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5—9 классы» для углубл. изучения русского языка / В. В. Бабайцева, Л. Д. Беднарская, А. В. Глазков. - М. : Дрофа, 2014-2019.

8.  Бабайцева, В. В. Русский язык. Сборник заданий.7кл. : учеб.пособие к учебнику В. В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5—9 классы» для школ и классов с углубл. изучением русского языка / В. В.

Бабайцева, Л. Д. Беднарская, Н. В. Дрозд. — М. : Дрофа, 2014-2015. И. Блинов, В. А. Антохина. — М. : Просвещение, 2014-2015г.

9.  Костяева, Т. А. Проверочные материалы по русскому языку для 5—8 классов / Т. А. Костяева. — М. Просвещение, 2014-2015г.

— способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;  применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа яЗЫКОВЫх явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.). Коммуникативные действия:

Учащийся научится:

-   способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

-   способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

-   умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

-   владение различными видами монолога и диалога;

-   соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка. Учащийся получит возможность научиться:

соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

-   коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

(экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

-   различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);

-   создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);

-   оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

-   исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

-   выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями; - различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

-   готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле.

Учащийся получит возможность научиться:

принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств; - анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;

-   выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Литература для учащихся

1.             Антонова, ЕС. Тайна текста. Развитие речи учащихся 7-9 классов [Текст] Е. С. Антонова. — М.:

2013.

2.             Павлова, Т. И., Раниева, Н. А., Василенко, Н. Н. Практика успешного написания сочинениярассуждения. 5 — 7 классы [Текст] / Т. И.Павлова, Н. А. Раниева, Н. Н. Василенко. — Ростов-на Дону:

Легион, 2015.

Словари:

1.  Горбачевич, КС. Словарь сравнений и сравнительных оборотов в русском языке [Текст] / К. С.

Горбачевич. — М.: 2014.

2.  Горбачевич, КС. Словарь эпитетов русского языка [Текст] / К. С. Горбачевич . — СПб.: 2012- Голуб

И.Б., Розенталя Д.Э. Дидактические материалы по русскому языку. М. Просвещение, 2015г.

В работе по программе учитываются дидактические принципы обучения, возможности и особенности познавательной деятельности школьников.

Программа построена с учетом следующих ведущих ориентиров:

-   принцип развивающего личностно-ориентированного обучения;

-   принцип системно-деятельностного обучения;

-   системное овладение способами добывания и творческого применения полученных знаний для создания собственных текстов;

-   развитие личности средствами русского языка на основе умений и навыков учебно-познавательной деятельности.

Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности (кружка)«Русский язык: говорим правильно и выразительно» 7 класс

 

ока

Тема

Количество часов

Домашнее задание

ата п оведения

план

 

акт

 

Языки

ечь 5 ч

1

Понятие языка и речи. Язык и речь. Русский язык среди других языков ми а.

 

 

 

 

2

Возникновение речи.

Изоб азительные возможности языка

1

 

 

 

З

Способность человека говорить.

Речь стная и письменная

 

 

 

 

4

П отношение.

1

 

 

 

5

Речь: знаковая система, мыслительный комплекс. Монолог. иалог.

1

 

 

 

 

Единицы языка З ч

6

Слово как универсальная единица языка. П актика.

 

 

 

 

7

Слово в контексте. Контекстуальные синонимы, антонимы. П апика

1

 

 

 

8

Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте. Однородные члены как средство выразительности.

Нарушение границ предложения.

 

 

 

 

 

 

9

Текст и его осно Текст, тема текста. Темы широкие и

ные понятия

7 ч)

 

 

10

узкие. План текста.

Микротема. Абзац. Логическое и

1

 

 

 

 

смысловое ударение. Интонация.

 

 

 

 

11

12

Контекст. Подтекст. Затекст.

Средства связи предложений в

1

1

 

 

 

13

тексте

Типы связи. Цепная и параллельная связь. Признаки цепной и

 

 

 

 

14

параллельной связи.

Основная мысль текста. Взаимосвязь темы и основной мысли текста.

Ключевые слова. Авторская позиция

1

 

 

 

15

в тексте.

Текст как целостное композиционное единство. Интонация и логическое

 

 

 

 

 

ударение.

16

Понятие стиля. Стили речи:

разговорный, официально-деловой, публицистический, научный,

1

 

 

 

17

художественный и их особенности. Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста

 

 

 

 

18

публицистического стиля.

Публицистический стиль. Проблема и аргументы в текстах публ.хар.

1

 

 

 

 

19

Сочинение-рецензия по тексту п лицистического стиля. П актика

1

 

 

 

20

удожественный стиль речи и его уктура. Основная мысль в х дожественном тексте.

1

 

 

 

21

Сжатие текста художественного ля.

1

 

 

 

22

Приемы сжатия. Составление текста о об азц . Комп ессия

1

 

 

 

23

Сочинение-рассуждение по дожественно тек

 

 

 

 

24

Рецензия нап отведение.

 

 

 

 

25

Изобразительно-выразительные едства языка.

1

 

 

 

26

оль изобразительно-выразительных редств языка в художественном ексте.

1

 

 

 

27

На ный стиль ечи.

1

 

 

 

28

е мины в на ном стиле

 

1

 

 

 

29

очинение-рассуждение на ингвистическ те

1

 

 

 

30

ипы речи: повествование, описание, ассуждение.

ексты смешанного типа.

1

 

 

 

Система аботы над текстом 4ч

31

сновные виды работы с текстом. онспектирование текста. едактирование текста. ингвистический анализ.

1

 

 

 

32

Виды анализа текста: лексикоемантический, лингвистический, опоставительный. Схема анализа.

1

 

 

 

33

Комплексный анализ поэтического екста. Анализ стихотворения

Ф.И. Тютчева. Практика

1

 

 

 

34

Комплексный анализ прозаического екста. Анализ рассказа А.

Платонова. Практика

1

 

 

 

Министерство науки и образования РД

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Белиджи

368615 РД.,Дербентского р-на,п. БелиДлси,1-ый ЗавоДской переулок 1,Еmail bsoch@list/l'li

Аналитическая справка об углубленном изучении русского языка

Сегодня на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и используемые педагогические технологии.

С 2019 по 2022 г ба, 7а ,8а классы вышли на углублённое изучение русского

языка.

Целью углублённого изучения русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенций учащихся. Это созвучно с требованиями ФГОС . Углубленное изучение предмета требует применения технологий продвинутого уровня.

Я считаю, что современный урок русского языка — это поиск истины, он должен учить самостоятельности, способности формировать собственные суждения, творчеству. На уроке должны создаваться условия для разностороннего развития личности учащегося. Поэтому в своей работе использую как традиционные методы обучения, так и современные технологии:  Коммуникативные;  информационные;

 игровые;  проблемного обучения;  проблемно-диалогического построения урока;  алгоритмизации материала;  сотрудничества, сотворчества с педагогом, сверстниками (парная, групповая работа);  технология проектной деятельности;  технология продуктивного чтения;

Использую активные формы преподавания: семинары, конференции, собеседования, практикумы, уроки-путешествия.

Важнейший фактор успешного формирования прочных знаний по русскому языку развитие учебно-познавательного энтузиазма учащихся на уроках, которое достигается интеллектуальной и эмоциональной подготовкой школьников к восприятию нового учебного материала.

Это очень важно в работе, поскольку изучаемый материал в каждом классе

сложен.

При изучении сложного материала постоянно стимулирую положительное отношение к самостоятельному поиску решения проблемы, желанию аргументировать найденный ответ, ярко подать аудитории. В этом помогают творческие приёмы и методы:

*          «Грамматический бой»

*          «Лингвистическое разминка»

*          «Ассоциации»

*          «Цепочка вопросов»

*          Инсерт (использование условных знаков при работе с текстом)

*          Кластер

*          Редактирование текста

*          Реставрация текста  Творческий диктант  Свободный диктант

*          Синквейн

*          Корзина идей

Помогают избегать однообразия, рутины в обучении и нетрадиционные формы домашнего задания (творческая работа; художественное чтение; создание самостоятельных литературных произведений различных жанров; продолжение неоконченных произведений; наблюдение за природой, речью человека; подготовка словарных диктантов, тестовых заданий; составление конспекта, опорных или концептуальных таблиц; письмо по памяти). Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

Результаты обученности русскому языку (2019-2022 учебный год) ба класс(2О19-2О2Ог.) 63 % та класс(2О2О-2О21 г.) 68 %

8 а класс(2021-2022г.)

74 %

Учащиеся, соответственно своей параллели и уровню усвоения материала, умеют обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в тексте в соответствии с изученными правилами; видеть в словах изученные орфограммы, применять орфографические правила на практике; производить лингвистический анализ текста; создавать собственные тексты по заданной теме или проблеме; работать с тестами, создавать игровые, тестовые задания и презентации разного уровня сложности, использовать различные информационные ресурсы для работы; работать в парах, группах; оценивать свои результаты.

Планируя работу на новый учебный год, определяю для себя следующие задачи:  формирование у учащихся умения структурировать теоретический материал и использовать полученные знания в процессе обучения;  развитие логических операций: синтеза, анализа, обобщения, классификации, сравнения;

         повышение гибкости мыслительного процесса учащихся;

         приобретение и отработка коммуникативных навыков;

         развитие языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.

Ориентация на новый образовательный стандарт, применение эффективных педагогических технологий и дальше будут способствовать развитию творческого потенциала, сохранять веру в свои силы, давать толчок к саморазвитию и самореализации.

              Директор МБОУ «сош№2»              Агабекова АЗ.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Виды деятельности учащихся: • контрольное списывание; • сжатие исходного текста; редактирование текста; • составление текста по образцу; • составление обрамлений к рассказу; восстановление частей текста;…

Виды деятельности учащихся: • контрольное списывание; • сжатие исходного текста; редактирование текста; • составление текста по образцу; • составление обрамлений к рассказу; восстановление частей текста;…

Учащийся получит возможность научиться:

Учащийся получит возможность научиться:

ЗЫКОВЫх явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др

ЗЫКОВЫх явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др

Литература для учащихся 1.

Литература для учащихся 1.

Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности (кружка)«Русский язык: говорим правильно и выразительно» 7 класс ока

Календарно-тематическое планирование программы внеурочной деятельности (кружка)«Русский язык: говорим правильно и выразительно» 7 класс ока

Публицистический стиль. Проблема и аргументы в текстах публ

Публицистический стиль. Проблема и аргументы в текстах публ

РД.,Дербентского р-на,п. БелиДлси,1-ый

РД.,Дербентского р-на,п. БелиДлси,1-ый

Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя

Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2024