1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
- ООП ООО ГБОУ школы № 579 (скорректирована в соответствии с ООП ООО, одобренного Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15), в соответствии с изменениями ФГОС от 31.12.2015 № 1577;
- Программы по русскому языку к учебникам для 5–9 классов (авторы программы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загороская) – М.: Просвещение, 2012.
Программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам и темам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, Программа содержит перечень обязательных контрольных работ по каждому разделу.
Цели
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского языка в основной общеобразовательной школе:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
- воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка, его роли в жизни общества и государства, в современном мире;
- овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
- развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);
- освоение знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение русского языка 102 часа в 9 классе.
Программа рассчитана на 102 часа за год; 3 часа в неделю и включает:
плановых контрольных уроков – 6;
плановых работ по развитию речи – 8
Список плановых контрольных или других работ
№ |
Вид работы |
Название |
Контрольные работы |
||
1 |
Входная контрольная работа |
Входной контроль |
2 |
Контрольная работа |
Контрольная работа по стилистике |
3 |
Контрольная работа |
Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение» |
4 |
Контрольный диктант |
Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённое предложение» |
5 |
Контрольный диктант |
Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение» |
6 |
Тестовая работа |
Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ |
Уроки развития речи |
||
1 |
Сочинение |
Сочинение-рассуждение |
2 |
Изложение |
Сжатое изложение |
3 |
Изложение |
Подробное изложение |
4 |
Сочинение |
Сочинение-рассуждение |
5 |
Сочинение |
Сочинение в жанре экскурсионного сообщения |
6 |
Сочинение |
Сочинение-рассуждение |
7 |
Сочинение |
Сочинение-рассуждение |
8 |
Сочинение |
Сочинение-рассуждение |
|
|
|
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Изменения, внесенные в примерную или авторскую программу, обоснования
№ |
РАЗДЕЛЫ / темы |
Количество часов |
|
По программе, взятой за основу |
По плану |
||
1 |
Введение. |
28 |
17 |
2 |
Сложное предложение. |
8 |
4 |
3 |
Сложносочиненные предложения |
7 |
16 |
4 |
Сложноподчиненные предложения |
33 |
33 |
5 |
Бессоюзные сложные предложения |
9 |
16 |
6 |
Сложные предложения с различными видами связи |
10 |
7 |
7 |
Повторение |
10 |
4 |
8 |
Резерв |
0 |
5 |
|
Итого |
105 |
102 |
В авторскую программу Л.М. Рыбченковой были внесены изменения в связи с разницей в количестве запланированных уроков (в авторской программе – 105 часов, в учебном плане – 102 (3 часа в неделю, 34 учебных недели).
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.
Предметные:
1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке РФ, средстве межнационального общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
3) владение всеми видами речевой деятельности;
4) усвоение основ научных знаний о родном языке;
5) освоение базовых понятий лингвистики;
6) проведение различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста;
7) осознание эстетической функции родного языка.
В соответствии с ООП ООО в конце учебного года обучающийся научится и получит возможность научиться следующим аспектам (по темам):
Речь и речевое общение
Выпускник научится:
- использовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
-создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
- различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участвовать в диалоге и полилоге;
- обогащению активного и потенциального словарного запаса, расширению объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения:
-уметь использовать словари (в том числе – мультимедийные) при решении задач построения устного и письменного речевого высказывания, осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о назначении различных видов словарей, их строения и способах конструирования информационных запросов;
-предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Выпускник получит возможность научиться:
- выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Аудирование
Выпускник научится:
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
- понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществление информационной переработки текста, передача его смысла в устной и письменной форме, а также умение характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
- оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- выявлять основные особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
- создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
- понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:
-осознанно использовать речевые средства для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
-соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
-стремиться расширять свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
- использовать коммуникативно-эстетические возможности русского языка:
-распознавать и характеризовать основные виды выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
-уместно использовать фразеологические обороты в речи;
-корректно и оправданно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул;
-использовать в речи синонимичных имен прилагательных в роли эпитетов.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию публицистического текста (в том числе в СМИ), анализировать и комментировать её в устной форме.
Чтение
Выпускник научится:
- развивать навыки чтения на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательно перерабатывать прочитанный материал, в том числе уметь выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
- понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистических жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
- использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
- передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
- использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Выпускник получит возможность научиться:
- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
- извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
Выпускник научится:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
- овладению основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета;
- обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
- извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
- соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
- выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
- участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
- анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
Выпускник научится:
- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
- соблюдению грамматических норм, в том числе при согласовании и управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом, употреблении местоимений для связи предложений и частей текста, конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной соотнесенности глаголов-сказуемых в связном тексте;
- излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
- соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Выпускник получит возможность научиться:
- писать рецензии, рефераты;
- составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты;
- писать резюме, деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Выпускник научится:
-анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
-проводить различные виды анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:
-анализировать текст и распознавать основные признаки текста, выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, находить композиционные элементы текста;
-определять функционально-смысловые типы речи, принадлежность текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создавать тексты различного типа речи и соблюдать нормы их построения;
-определять виды связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;
-осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
-создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
- владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
- использовать языковые нормы в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремлению к речевому самосовершенствованию, овладению основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка;
- находить орфограммы и применять правила написания слов с орфограммами;
- правильно писать служебные части речи и применять их на письме;
- различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
- создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
- оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
- исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.
Выпускник получит возможность научиться:
- различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;
- создавать тексты различных функциональных стилей и жанров (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект как жанры учебно-научного стиля), участвовать в дискуссиях на учебно-научные темы; составлять резюме, деловое письмо, объявление в официально-деловом стиле; готовить выступление, информационную заметку, сочинение-рассуждение в публицистическом стиле; принимать участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы речевого поведения; создавать бытовые рассказы, истории, писать дружеские письма с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств;
- анализировать образцы публичной речи с точки зрения её композиции, аргументации, языкового оформления, достижения поставленных коммуникативных задач;
- выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.
Общие сведения о языке
Выпускник научится:
- расширять и систематизировать научные знания о языке, его единицах и категориях; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц;
- характеризовать базовые понятия лингвистики;
- характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире, место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;
- определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;
- оценивать использование основных изобразительных средств языка.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
- определять звуковой состав слова, правильно делить на слоги, характеризовать звуки слова;
- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
- извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
- опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);
- выразительно читать прозаические и поэтические тексты;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
- умению различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;
- использовать морфемные, словообразовательные, этимологические словари для морфемного и словообразовательного анализа слов;
- использовать словари для подбора к словам синонимов, антонимов;
- различать изученные способы словообразования;
- анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;
- опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их;
- извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;
- использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
- определять лексическое значение слова, значения многозначного слова, стилистическую окраску слова, сферы употребления, подбор синонимов, антонимов;
- пользоваться толковыми словарями для извлечения необходимой информации, прежде всего – для определения лексического значения (прямого и переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;
- пользоваться орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова;
- использовать фразеологические словари для определения значения и особенностей употребления фразеологизмов;
- проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
- группировать слова по тематическим группам;
- подбирать к словам синонимы, антонимы;
- опознавать фразеологические обороты;
- соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
- использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
- опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
- пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
- объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;
- аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;
- опознавать омонимы разных видов;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
- опознавать основные выразительные средства лексики и фразеологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления лексических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
- извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
- опознавать самостоятельные (знаменательные) служебные части речи и их формы по значению и основным грамматическим признакам;
- распознавать существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия разных разрядов и их морфологические признаки, различать слова категории состояния и наречия;
- распознавать глаголы, причастия, деепричастия и их морфологические признаки;
- распознавать предлоги, частицы и союзы разных разрядов, определять смысловые оттенки частиц;
- распознавать междометия разных разрядов, определять грамматические особенности междометий;
- проводить морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи; характеристика общего грамматического значения, морфологических признаков самостоятельных частей речи, определение их синтаксической функции;
- применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
- распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать синонимические средства морфологии;
- различать грамматические омонимы;
- опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;
- извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.
Синтаксис
Выпускник научится:
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст) и их виды;
- выделять словосочетание в составе предложения, определение главного и зависимого слова в словосочетании, определение его вида;
- определять вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; определять грамматическую основу предложения;
- распознавать распространенные и нераспространенные предложения, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные;
- распознавать второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращения; вводные и вставные конструкции;
- опознавать сложные предложения, типы сложного предложения, сложные предложения с различными видами связи, выделять средства синтаксической связи между частями сложного предложения;
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
- употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
- применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
- анализировать синонимические средства синтаксиса;
- опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;
- анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
- объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
- применять правила постановки знаков препинания в конце предложения, в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;
- соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка, определять места ударения в слове в соответствии с акцентологическими нормами;
- выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов, употреблять их в речи с учетом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
- применять правильный перенос слов;
- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Выпускник получит возможность научиться:
- демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Язык и культура речи
Выпускник научится:
- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
- приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
- уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа – носителя языка;
- анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Контроль успеваемости
Оценивание по предмету на основании "Положения о системе оценивания обучающихся 5-11 классов в ГБОУ школе № 579 Приморского района Санкт-Петербурга", утвержденного приказом директора от 12.05.2015 № 80-од.
Текущий контроль проводится поурочно и тематически, по четвертям, в форме диагностики, устных и письменных ответов, контрольных и лабораторных работ, тестов, работы с источниками, защиты проектов и т.п.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Используемый учебно-методический комплекс:
Учебник: Рыбченкова Л.М. Русский язык. 9 класс. Учебник. ФГОС. – М.: Просвещение, 2016.
Дополнительная литература для учителя:
Рыбченкова Л.М., Добротина И.Г. Русский язык. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2013.
2. ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ
Приложение 1 – Поурочно-тематический план.
Приложение 1
ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Этап обучения 9 параллель
Предмет Русский язык ВСЕГО: 102 часов Обязательных работ – 14
Название Поурочно-тематическое планирование по русскому языку, 9 класс
|
№ п/п |
Тема урока |
Планируемые результаты
|
Контроль |
||||
|
предметные |
УУД |
||||||
|
Введение (11 часов + 6 часов развития речи) |
|||||||
|
1. |
Русский язык как развивающееся явление |
Умение анализировать и оценивать устные и письменные высказывания. Личностные (Л): мотивация к изучению русского языка. Регулятивные (Р): постановка учебной задачи. Познавательные (П): смысловое чтение, работа с информацией. Коммуникативные (К): соблюдение норм речи Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||||
|
2. |
Русский язык как развивающееся явление |
Умение анализировать и оценивать устные и письменные высказывания. |
Личностные (Л): мотивация к изучению русского языка. Регулятивные (Р): постановка учебной задачи. Познавательные (П): смысловое чтение, работа с информацией. Коммуникативные (К): соблюдение норм речи |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
3. |
Р.р. Аудирование и чтение |
Умение аудирования и чтения. Повторение понятий «текст, тема текста, главная мысль текста». |
Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), определение основной и второстепенной информации (П), адекватное восприятие устной и письменной речи (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
4. |
Р.р. Аудирование и чтение |
Умение аудирования и чтения. Повторение понятий «текст, тема текста, главная мысль текста». |
Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), определение основной и второстепенной информации (П), адекватное восприятие устной и письменной речи (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Нулевой срез знаний. Письменные работы учащихся. |
|||
|
5. |
Входная контрольная работа |
Умение орфографически и пунктуационно грамотно оформлять текст. |
Мотивация к учению (Л), формулирование цели деятельности (Р), извлечение необходимой информации (П). |
Диктант с грамматическим заданием.
|
|||
|
6. |
Работа над ошибками |
|
|
Работа над ошибками |
|||
|
7. |
Р.р. Официально-деловой стиль |
Умение анализировать и характеризовать официально-деловые тексты. |
Постановка учебной задачи (Р), просмотровое и смысловое чтение (П), владение всеми видами речевой деятельности (К). |
Самостоятельная работа. Индивидуальные ответы учащихся. |
|||
|
8. |
Русский язык – язык русской художественной литературы |
Умение анализировать и характеризовать тексты художественной литературы. |
Выбор ценностных ориентиров (Л), планирование последовательности действий (Р), классификация, конкретизация (П), участие в коллективном обсуждении (К). |
Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Выполнение заданий по разграничению понятий. |
|||
|
9. |
Русский язык – язык русской художественной литературы |
Умение анализировать и характеризовать тексты художественной литературы. |
Выбор ценностных ориентиров (Л), планирование последовательности действий (Р), классификация, конкретизация (П), участие в коллективном обсуждении (К). |
Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Выполнение заданий по разграничению понятий. |
|||
|
10. |
Контрольная работа по стилистике |
Умение анализировать и характеризовать тексты художественной литературы. |
Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К). |
Контрольная работа |
|||
|
11. |
Работа над ошибками |
Умение анализировать и характеризовать тексты художественной литературы. |
Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К). |
Работа над ошибками. |
|||
|
12. |
Р/р Аудирование и чтение |
Умение аудирования и чтения. Повторение понятий «текст, тема текста, главная мысль текста». |
Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), определение основной и второстепенной информации (П), владение письменной речью (К). |
Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Анализ графиков, таблиц, схем. |
|||
|
13. |
Р/р Аудирование и чтение |
Умение аудирования и чтения. Повторение понятий «текст, тема текста, главная мысль текста». |
Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), определение основной и второстепенной информации (П), владение письменной речью (К). |
Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Анализ графиков, таблиц, схем. |
|||
|
14. |
Чтение и его виды |
Умение устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. |
Планирование последовательности действий (Р), классификация, конкретизация (П), участие в коллективном обсуждении (К). |
Объяснение наблюдаемых явлений. Самостоятельная работа с учебником. |
|||
|
15. |
Чтение и его виды |
Умение устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка. |
Планирование последовательности действий (Р), классификация, конкретизация (П), участие в коллективном обсуждении (К). |
Объяснение наблюдаемых явлений. Самостоятельная работа с учебником. |
|||
|
16. |
Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждению |
Умение создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её. |
Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К). |
Анализ формулировок. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. |
|||
|
17. |
Р. р. Сочинение-рассуждение |
Умение создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её. |
Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К). |
Сочинение |
|||
|
Сложное предложение (2 часа+ 2 часа развития речи) |
|||||||
|
18. |
Сложное предложение и его признаки. Виды сложных предложений |
Умение разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
19. |
Сложное предложение и его признаки. Виды сложных предложений |
Умение разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи (Р), сравнение, сопоставление (П), владение устной речью (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
20. |
Р/р Сочинение-рассуждение |
Умение создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её. |
Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К). |
Сочинение |
|||
|
21. |
Р/р Сочинение-рассуждение |
Умение создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её. |
Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К). |
Сочинение |
|||
|
Сложносочиненное предложение (12 часов + 4 часа развития речи) |
|||||||
|
22. |
Понятие о сложносочиненном предложении, его строении |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
23. |
Понятие о сложносочиненном предложении, его строении |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
24. |
Р.р. Сжатое изложение |
Умение передавать содержание текста сжато, выражать своё мнение по поставленной проблеме. |
Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий, осуществление самооценки (Р), смысловое чтение (П). |
Изложение |
|||
|
25. |
Р.р. Сжатое изложение |
Умение передавать содержание текста сжато, выражать своё мнение по поставленной проблеме. |
Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий, осуществление самооценки (Р), смысловое чтение (П). |
Изложение |
|||
|
26. |
Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Виды сложносочиненных предложений |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), осуществление самооценки (Р), рефлексия (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Проверочная работа. |
|||
|
27. |
Смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения. Виды сложносочиненных предложений |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), осуществление самооценки (Р), рефлексия (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
28. |
Р.р. Подробное изложение |
Умение составлять план текста, передавать содержание подробно. |
Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий, осуществление самооценки (Р), смысловое чтение (П). |
Изложение |
|||
|
29. |
Р.р. Подробное изложение |
Умение составлять план текста, передавать содержание подробно. |
Постановка учебной задачи, планирование последовательности действий, осуществление самооценки (Р), смысловое чтение (П). |
Изложение |
|||
|
30. |
Знаки препинания в сложносочиненном предложении |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
31. |
Знаки препинания в сложносочиненном предложении |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
32. |
Знаки препинания в сложносочиненном предложении |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), осуществление самооценки (Р), рефлексия (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Проверочная работа. |
|||
|
33. |
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения |
Умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру предложений, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор, соблюдать пунктуационные нормы. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
34. |
Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочиненного предложения |
Умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру предложений, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор, соблюдать пунктуационные нормы. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
35. |
Повторение темы «Сложносочинённое предложение» |
Умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру предложений, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор, соблюдать пунктуационные нормы. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Самостоятельная работа. |
|||
|
36. |
Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение» |
Умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру предложений, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор, соблюдать пунктуационные нормы. |
Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), осуществление самооценки (Р), рефлексия (К). |
Контрольная работа |
|||
|
37. |
Работа над ошибками |
Умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру предложений, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор, соблюдать пунктуационные нормы. |
Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), осуществление самооценки (Р), рефлексия (К). |
Работа над ошибками |
|||
|
Сложноподчиненное предложение (27 часов + 6 часов развития речи) |
|||||||
|
38. |
Понятие о сложноподчиненном предложении |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Графический диктант. Индивидуальные ответы учащихся. |
|||
|
39. |
Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Словарный диктант. Письменные работы учащихся. |
|||
|
40. |
Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
41. |
Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
42. |
Союзы и союзные слова. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Проверочная работа. |
|||
|
43. |
Р.р. Подготовка к сочинению-рассуждению |
Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. |
Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). |
Сочинение |
|||
|
44. |
Р.р. Сочинение-рассуждение |
Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. |
Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). |
Сочинение |
|||
|
45. |
Классификация сложноподчиненных предложений |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
46. |
Классификация сложноподчиненных предложений |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
47. |
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
48. |
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Проверочная работа. |
|||
|
49. |
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
50. |
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
51. |
Р.р. Сочинение в жанре экскурсионного сообщения |
Умение выполнять речеведческий анализ текста, создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её. |
Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). |
Сочинение |
|||
|
52. |
Р.р. Сочинение в жанре экскурсионного сообщения |
Умение выполнять рече-ведческий анализ текста, создавать текст с учетом коммуникативной задачи, выражать свою позицию, аргументировать её. |
Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). |
Сочинение |
|||
|
53. |
Группы сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени. |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи (Р), выдвижение аргументов, навык анализа (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
54. |
Группы сложноподчинённых предложений с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени. |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
55. |
Р.р. Составление плана текста |
Умение выполнять речеведческий анализ текста. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
56. |
Р.р. Составление плана текста |
Умение выполнять речеведческий анализ текста. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
57. |
Сложноподчиненные предложения с придаточными места |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
58. |
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели и следствия |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
59. |
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели и следствия |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
60. |
Сложноподчиненные предложения с придаточными причины, цели и следствия |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Распределительный диктант. |
|||
|
61. |
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
62. |
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
63. |
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, уступки |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Проверочная работа. |
|||
|
64. |
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
65. |
Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
66. |
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
67. |
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными |
Умения понимать смысловые отношения между частями предложения, определять средства их выражения, составлять схемы предложений. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Самостоятельная работа. |
|||
|
68. |
Повторение темы «Сложноподчиненное предложение» |
Умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру предложений, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор, соблюдать пунктуационные нормы. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Тестовая работа. Индивидуальные ответы учащихся. |
|||
|
69. |
Контрольный диктант по теме «Сложноподчинённое предложение» |
Умение орфографически и пунктуационно грамотно оформлять текст, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор. |
Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), осуществление самооценки (Р), рефлексия (К). |
Диктант с грамматическим заданием. |
|||
|
70. |
Работа над ошибками |
Умение орфографически и пунктуационно грамотно оформлять текст, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор. |
Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), осуществление самооценки (Р), рефлексия (К). |
Работа над ошибками |
|||
|
Бессоюзное сложное предложение (12 часов + 4 часа развития речи) |
|||||||
|
71. |
Понятие о бессоюзном сложном предложении |
Умения понимать смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
72. |
Понятие о бессоюзном сложном предложении |
Умения понимать смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
73. |
Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений |
Умения понимать смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
74. |
Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Виды бессоюзных сложных предложений |
Умения понимать смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи (Р), анализ, сравнение, выполнение упражнений (П), согласованное выполнение действий (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Самостоятельная работа. |
|||
|
75. |
Р.р. Сочинение-рассуждение |
Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. |
Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). |
Сочинение |
|||
|
76. |
Р.р. Сочинение-рассуждение |
Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. |
Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). |
Сочинение |
|||
|
77. |
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении |
Умения понимать смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения, грамотно оформлять их на письме. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
78. |
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении |
Умения понимать смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения, грамотно оформлять их на письме. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
79. |
Бессоюзные предложения со значением причины, пояснения, дополнения |
Умения понимать смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения, грамотно оформлять их на письме. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
80. |
Бессоюзные предложения со значением причины, пояснения, дополнения |
Умения понимать смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения, грамотно оформлять их на письме. |
Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), осуществление самооценки (Р), рефлексия (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. Проверочная работа. |
|||
|
81. |
Р.р. Дебаты |
Умение выполнять речеведческий анализ текста, строить высказывание с учетом коммуникативной задачи. |
Выбор ценностных ориентиров, мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение устной речью, умение вступать в диалог (К). |
Самостоятельная работа с учебником. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Анализ проблемных ситуаций. |
|||
|
82. |
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении |
Умения понимать смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения, грамотно оформлять их на письме. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
83. |
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении |
Умения понимать смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения, грамотно оформлять их на письме. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
84. |
Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения. Повторение темы «Бессоюзное сложное предложение» |
Умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру предложений, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор, соблюдать пунктуационные нормы. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Тестовая работа. Индивидуальные ответы учащихся. |
|||
|
85. |
Контрольный диктант по теме «Бессоюзное сложное предложение» |
Умение орфографически и пунктуационно грамотно оформлять текст, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор. |
Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), осуществление самооценки (Р), рефлексия (К). |
Диктант с грамматическим заданием. |
|||
|
86. |
Работа над ошибками |
Умение орфографически и пунктуационно грамотно оформлять текст, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор. |
Мотивация к учению (Л), постановка и решение проблем (П), осуществление самооценки (Р), рефлексия (К). |
Работа над ошибками |
|||
|
Сложное предложение с разными видами связи (3 часов + 4 часа развития речи) |
|||||||
|
87. |
Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи |
Умение анализировать структуру предложения, выполнять синтаксический разбор. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
88. |
Р. р. Сочинение-рассуждение |
Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. |
Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). |
Сочинение |
|||
|
89. |
Р. р. Сочинение-рассуждение |
Умение создавать текст определённого функционально-смыслового типа речи. |
Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение нормами речи (К). |
Сочинение |
|||
|
90. |
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи |
Умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру предложений, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор, соблюдать пунктуационные нормы. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
91. |
Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи |
Умение анализировать и характеризовать синтаксическую структуру предложений, выполнять синтаксический и пунктуационный разбор, соблюдать пунктуационные нормы. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
Индивидуальные ответы учащихся. Письменные работы учащихся. |
|||
|
92. |
Р/р Презентация проектных работ |
Умение выполнять речеведческий анализ текста, создавать текст с учетом коммуникативной задачи. |
Выбор ценностных ориентиров, мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение устной речью, умение вступать в диалог (К). |
Анализ проблемных ситуаций. Индивидуальные ответы учащихся. |
|||
|
93. |
Р/р Презентация проектных работ |
Умение выполнять речеведческий анализ текста, создавать текст с учетом коммуникативной задачи. |
Выбор ценностных ориентиров, мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение устной речью, умение вступать в диалог (К). |
Анализ проблемных ситуаций. Индивидуальные ответы учащихся. |
|||
|
Повторение (4 часа + 5 резерв) |
|||||||
|
94. |
Повторение и систематизация изученного |
Умение производить разноаспектный анализ текста, выполнять тестовые задания, создавать текст с учетом коммуникативной задачи. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
|
|||
|
95. |
Повторение и систематизация изученного |
Умение производить разноаспектный анализ текста, выполнять тестовые задания, создавать текст с учетом коммуникативной задачи. |
Мотивация к учению (Л), постановка учебной задачи, планирование последовательности действий (Р), обобщение, классификация (П), умение полно и точно выражать мысли (К). |
|
|||
|
96. |
Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ |
Умение производить разноаспектный анализ текста, выполнять тестовые задания, создавать текст с учетом коммуникативной задачи. |
Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К). |
Материал демоверсии сайта ФИПИ. |
|||
|
97. |
Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ |
Умение производить разноаспектный анализ текста, выполнять тестовые задания, создавать текст с учетом коммуникативной задачи. |
Мотивация к учению (Л), планирование последовательности действий (Р), поиск информации (П), владение письменной речью (К). |
Материал демоверсии сайта ФИПИ. |
|||
|
98. |
Повторение. Резервный урок |
|
|
|
|||
|
99. |
Повторение. Резервный урок |
|
|
|
|||
|
100. |
Повторение. Резервный урок |
|
|
|
|||
|
101. |
Повторение. Резервный урок |
|
|
|
|||
|
102. |
Повторение. Резервный урок |
|
|
|
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.