Рабочая программа по русскому языку 3 класс

  • docx
  • 20.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Русский 3 класс 2018-19г..docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ №3»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКА

 

 

Рассмотрено

на заседании МО учителей начальных классов

Протокол № 1

от «    » августа 2019 г.

_________ И.В.Деденёва

Согласовано

зам. директора по УВР

Л.Ю.Скрынник

_________________

    

«     » августа 2019 г.

Утверждено

директор МБОУ «Лицей №3»

М.А. Аскарова

_________________

Приказ № ___

от «    » августа 2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Русский язык»

 

 

для обучающихся 3Б класса

 

 

Предметная область «Русский язык и литературное чтение»

 

 

 

Количество часов в неделю – 5, в год - 170

 

 

 

                                                                               

 

                                                                                         Разработала: Лещенко Е.А .,

                                                                                         учитель начальных классов                                                

                                                                                         первой квалификационной категории

 

 

2019 г.

 

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета

             Предметные результаты изучения предмета

            Ученик научится:

·         выявлять части текста, озаглавливать части текста, распознавать типы текстов: повествование, описание, рассуждение;

·         строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка;

·         характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам;

·         определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;

·         устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;

·         наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);

·         находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, основу (простые случаи), приставку, суффикс;

·         распознавать имена существительные, определять грамматические признаки имен существительных: род, число, падеж, изменять имена существительные по падежам и числам (склонять);

·         распознавать имена прилагательные, определять грамматические признаки имен прилагательных: род, число, падеж, изменять имена прилагательные по падежам, числам, родам (в единственном числе);

·         распознавать глаголы, различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», определять грамматические признаки: форму времени, число, род (в прошедшем времени);

·         распознавать личные местоимения (в начальной форме), использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов в тексте;

·         определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные);

·         находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);

применять ранее изученные правила правописания:

·         раздельное написание слов в предложении;

·         написание буквосочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу в положении под ударением и буквосочетаний чк, чн, чт;

·         употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);

·         написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

·         знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

·         правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);

·         написание проверяемых безударных гласных в корне слова;

·         написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;

·         написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

·         правила употребления разделительного мягкого знака (ь);

·         раздельное написание предлогов с именами существительными;

·         написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова;

·         правила употребления разделительного твердого (ъ) и разделительного мягкого (ь) знаков;

·         написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

·         написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода;

·         раздельное написание частицы не с глаголом;

·         раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

·         подбирать примеры слов с определенной орфограммой, обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам, применять изученные способы проверки правописания слов;

·         безошибочно списывать текст объемом 65–70 слов;

·         писать под диктовку текст объемом 55–60 слов с учетом изученных правил правописания

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование        универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

·         самостоятельно формулировать тему и цели урока;

·         составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

·         работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

·         в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

·         вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

·         пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

·         извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

·         перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

·         пользоваться словарями, справочниками;

·         осуществлять анализ и синтез;

·         устанавливать причинно-следственные связи;

·         строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический  аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

·         оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

·         адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

·         высказывать и обосновывать свою точку зрения;

·         слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

·         договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

·         задавать вопросы

           Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие                  умения и качества:

·         эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

·         эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

·         чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

·         любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

·         интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

·         интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

·         интерес к изучению языка;

·         осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

 

II. Содержание учебного предмета

Фонетика и графика

Различение звуков русского языка: гласный – согласный, гласный ударный – безударный, согласный твердый – мягкий, парный – непарный, согласный глухой – звонкий, парный – непарный (в объеме изученного).

Определение функции разделительного твёрдого знака (ъ) в словах.

Установление соотношения звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными.

Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).

Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Орфоэпия

Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (круг слов определен словарем произношения в учебнике). Использование орфоэпического словаря и словарей ударений для решения практических задач.

Лексика

Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. Подбор синонимов, антонимов к словам разных частей речи. Наблюдение за использованием фразеологизмов. Осознание значения фразеологизмов в тексте и разговорной речи. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление о некоторых устаревших словах.

Состав слова (морфемика)

Признаки однокоренных слов. Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и слов с омонимичными корнями, однокоренных слов и синонимов. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами корня, приставки, суффикса и окончания. Окончание как изменяемая часть слова. Нулевое окончание.

Морфология

Части речи. Имя существительное: общее значение и употребление в речи. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение имен существительных по падежам и по числам (склонение). Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению.

Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам, кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин.

Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Использование личных местоимений для устранения неоправданных повторов в тексте.

Глагол. Неопределенная форма глагола. Число глаголов. Времена глаголов. Род глаголов в прошедшем времени.

Синтаксис

Предложение. Нахождение главных членов предложения - подлежащего и сказуемого. Установление при помощи вопросов связи между словами в словосочетании и предложении.

Различение главных и второстепенных членов предложения (без деления на виды).

Орфография и пунктуация

Применение правил правописания, изученных в 1, 2 классах:

-        раздельное написание слов в предложении;

-        употребление прописной буквы в начале предложения и в именах собственных (в именах и фамилиях людей, кличках животных);

-        написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн, чт;

-        написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

-        правила переноса слов со строки на строку (без учета морфемного членения слова);

-        написание проверяемых безударных гласных в корне слова;

-        написание парных звонких и глухих согласных в корне слова;

-        правила употребления разделительного мягкого (ь) знака;

-        раздельное написание предлогов с именами существительными.

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

-        написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);

-        написание проверяемых непроизносимых согласных в корне слова;

-        употребление разделительного мягкого знака (ь) и разделительного твёрдого (ъ) знаков;

-        написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода;

-        раздельное написание частицы не с глаголами;

-        раздельное написание предлогов;

Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова.

Развитие речи

Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения.

Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев, создание собственных текстов по заданным заглавиям. Составление плана текста, создание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.

Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи. Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи)

Программа рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю.

1. Вводный урок (1 час)         

2. Повторение (10 часов)

3. Слово (121 час)

1. Совершенствование умений звуко - буквенного анализа слов, постановки ударения в словах, различения ударных и безударных слогов; написания ь для обозначения мягкости согласных, ь и ъ разделительных.

Знакомство с явлением чередования согласных звуков в корнях слов (снег – снежок).

Развитие умений видеть опасные места в написанном и звучащем слове, писать слова с орфограммами, изученными во 2-м классе; слова с ь и ъ разделительными, переносить слова с ь и ъ.

Написание слов с двойными буквами согласных в корне, например: класс, жужжит, ссора, с двойными буквами согласных на стыке приставки и корня (рассказ, рассвет), перенос этих слов.

Правописание буквы безударного гласного в корне (в двусложных словах, в трёхсложных словах с двумя безударными гласными в корне).

Правописание слов со звонкими и глухими согласными в середине и на конце слова. Освоение разных способов проверки: подбор однокоренных слов, изменение формы слова.

Знакомство с орфограммой «Обозначение буквами непроизносимых согласных звуков в корне слова», правописание слов с этой орфограммой. Выведение общего правила правописания проверяемых букв согласных. Освоение написания слов типа «вкусный», «чудесный».

Правописание слов с непроверяемыми написаниями по программе данного года обучения.

2. Закрепление понятий «корень слова», «однокоренные слова», «приставка», «суффикс», развитие умения видеть корень в однокоренных словах, в том числе с чередующимися согласными; находить в слове корень путём подбора и сопоставления однокоренных слов, видеть в словах знакомые приставки и суффиксы, образовывать с их помощью новые слова. Знакомство с суффиксами -к-, -оньк-, -оват-, -еват-, -ишк-, -ышк-, их значением; образование слов с помощью этих суффиксов. Развитие умения писать слова с буквами безударных гласных в приставках. Знакомство со сложными словами.

Окончание (определение). Роль окончания в слове, в предложении. Основа слова (определение).

3. Развитие внимания к значению слова. Наблюдение над словами, имеющими несколько значений. Составление предложений, в которых чётко проявляется каждое из значений слова. Наблюдение над явлением синонимии, осмысление роли этого явления в речи. Самостоятельный подбор 1–2 синонимов к данному слову. Наблюдение над особенностями употребления синонимов в речи. Практическое знакомство с антонимами (на примере имён прилагательных).

4. Развитие умения ставить вопросы к словам, различать и группировать слова в зависимости от значения (называют предмет, признак, действие) и вопроса; отличать предлоги от других слов.

Понятие об имени существительном. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые. Род, число имён существительных. Образование имён существительных с помощью суффиксов -онк-, -оньк-, -еньк-, -ок-, -ек-, -ик-, -очк-, -ечк-, -ушк-, -юшк-, -ышк-, -к-, -чик-, -тель-, -ник-.

Понятие о местоимении. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Раздельное написание местоимений с предлогами. Наблюдение за ролью местоимений в речи. Редактирование: замена в тексте повторяющихся существительных личными местоимениями и наоборот.

Понятие об имени прилагательном. Изменение имён прилагательных по родам  и числам, связь с именами существительными. Правописание безударных гласных  в окончаниях имён  прилагательных. Суффиксы имён прилагательных -н-, -еньк-, -оват-, -еват-.

Понятие о глаголе. Настоящее, прошедшее и будущее время глагола. Изменение глаголов по временам. Суффикс -л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов по числам. Правописание частицы не с глаголами. Неопределённая форма глагола. Правописание ь после ч в глаголах неопределённой формы.

Понятие о наречии. Наречие как часть речи.

4. Предложение (27 часов)

Расширение понятия о предложении. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные и невосклицательные; особенности интонации; оформление этих предложений на письме, использование в различных речевых ситуациях. Логическое ударение, его роль в речи.

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения, их роль. Наблюдение за второстепенными членами предложения. Умение находить в предложении главные члены и второстепенные; определять, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие к сказуемому, распространять предложение. Предложения распространённые и нераспространённые.

Понятие об однородных членах предложения, их роли в речи. Интонация перечисления. Главные и второстепенные однородные члены предложения. Однородные члены, связанные без помощи союзов и при помощи одиночного союза и. Постановка запятой в предложениях с однородными членами, роль этого знака препинания в понимании смысла предложения.

Понятие о сложном предложении (на примере конструкции из двух частей без союзов). Развитие умения находить в предложении главные члены и определять количество частей, ставить запятую между двумя частями сложного предложения. Смысловая роль этого знака препинания (разделительная функция): запятая разделяет два предложения, две мысли. Развитие внимания к структуре предложения, к знакам препинания.

Развитие читательских умений на материале текстов учебника. Формирование типа правильной читательской деятельности. Введение понятия «абзац». Развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать текст по плану.

5. Повторение (11 часов)

Развитие речи – одно из направлений работы на всех уроках русского языка. Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конструкциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной речи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Развитие связной письменной речи (написание свободных диктантов, изложений, небольших сочинений по картинкам и опорным словам). Развитие орфоэпических навыков.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв, способов соединений. Работа по совершенствованию почерка, устранению недочётов графического характера.

 

 

III. Календарно - тематическое планирование по русскому языку

 

п/п

№ урока

по

теме

Тема раздела, урока

Кол-во

часов

Дата

Примечание

(причина изменения дат проведения урока)

по

 пла ну

 по

фак ту

 

 

I четверть - 40ч.

Вводный урок (1 час)        

 

 

 

 

1

1

Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Что мы знаем о слове.

1

02.09

 

 

 

 

Повторение (10часов)

 

 

 

 

2

1

Что мы знаем о тексте?

1

03.09

 

 

3

2

Что мы знаем о тексте?

1

04.09

 

 

4

3

Что мы знаем о слове, предложении, тексте?

1

05.09

 

 

5

4

По каким признакам можно обнаружить орфограммы в словах и между словами

1

 

06.09

 

 

6

5

Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение

1

09.09

 

 

7

6

Повторяем изученные орфограммы, их графическое обозначение

1

10.09

 

 

8

7

Развитие умения писать слова с изученными орфограммами, графически их обозначать

1

11.09

 

 

9

8

Проверочное списывание.

1

12.09

 

 

10

9

Правописание большой буквы в словах. Повторение алфавита

1

13.09

 

 

11

10

Контрольный диктант по материалу пройденному во 2 классе

1

16.09

 

 

 

 

Слово (121 час)

Части слова. Корень. Чередование согласных звуков в корне (3 часа)

 

 

 

 

12

1

Работа над ошибками. Повторение понятий «корень слова», «однокоренные слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне

1

17.09

 

 

13

2

Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне

1

18.09

 

 

14

3

Однокоренные слова с чередующимися согласными в корне. Творческая работа. Составление связного текста из деформированных предложений

1

19.09

 

 

 

 

Правописание проверяемых букв в корне слова (26 часов)

 

 

 

 

15

1

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова (в конце и в середине слова)

1

20.09

 

 

16

2

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова

1

21.09

 

 

17

3

 Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму

1

24.09

 

 

18

4

Развитие умения видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму

1

25.09

 

 

19

5

Понятие об удвоенных буквах согласных

1

26.09

 

 

20

6

Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне.

1

27.09

 

 

21

7

Правописание слов с удвоенными буквами согласных в корне.

1

30.09

 

 

22

8

Проверочная работа по теме «Парные и удвоенные согласные в корне слова»

1

01.10

 

 

23

9

Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне

1

02.10

 

 

24

10

Правило правописания букв, обозначающих непроизносимые согласные звуки в корне слова

1

03.10

 

 

25

11

Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Творческая работа (сочинение по опорным словам)

1

04.10

 

 

26

12

Слова, в которых нет непроизносимого согласного звука

1

07.10

 

 

27

13

Формулирование обобщённого правила правописания проверяемых букв согласных в корне слова

1

08.10

 

 

28

14

Повторение.  Правописание проверяемых букв согласных в корне слова

1

09.10

 

 

29

15

Правописание проверяемых букв согласных в корне слова

1

10.10

 

 

30

16

Диктант по теме «Правописание проверяемых букв согласных в корне слова»

1

11.10

 

 

31

17

«Пишу правильно» (работа над ошибками)

1

14.10

 

 

32

18

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

1

15.10

 

 

33

19

Развитие умения видеть в словах орфограммы – буквы безударных гласных.

1

16.10

 

 

34

20

Сочинение по опорным словам

1

17.10

 

 

35

21

Работа над ошибками.  Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне.

1

18.10

 

 

36

22

Проверочная работа по теме «Безударные гласные в корне слова»

1

21.10

 

 

37

23

Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне.

1

22.10

 

 

38

24

 Контрольный диктант за I четверть

1

23.10

 

 

39

25

Работа над ошибками. Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне.

1

24.10

 

 

40

26

Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне.

1

25.10

 

 

 

 

II четверть - 40 ч.

Сложные слова и их правописание

(6 часов)

 

 

 

 

41

1

Знакомство с понятием «сложные слова»

1

28.10

 

 

42

2

Соединительные буквы о и е в сложных словах

1

29.10

 

 

43

3

Образование сложных слов

1

30.10

 

 

44

4

Сложные слова – имена существительные и имена прилагательные, их использование в речи для характеристики людей

1

31.10

 

 

45

5

Проверочная работа по теме «Сложные слова».

1

01.11

 

 

46

6

Употребление в речи и правописание сложных слов.

1

 

 

 

 

 

Части слова (23 часа)

 

 

 

 

47

1

Приставка, её роль в слове (повторение). Различение приставок и предлогов (повторение). Развитие умения находить в словах приставки

1

 

 

 

48

2

Развитие умения находить в словах приставки

1

 

 

 

49

3

Правописание букв безударных гласных в приставках

1

 

 

 

50

4

Правописание букв безударных гласных в приставках

1

 

 

 

51

5

Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание

1

 

 

 

52

6

Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание

1

 

 

 

53

7

Почему появляется удвоенная буква согласного на стыке приставки и корня

1

 

 

 

54

8

Различение и правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне и на стыке приставки и корня

1

 

 

 

55

9

Звук [й] и его обозначение на письме. Правила правописания разделительного ъ и ь

1

 

 

 

56

10

Правописание слов с разделительным ъ и ь

1

 

 

 

57

11

Правописание слов с разделительным ъ и ь. Проверочная работа по темам «Безударные гласные в приставках.

1

 

 

 

58

12

Упражнения в правописании слов с разделительными ь и ъ. Свободный диктант

1

 

 

 

59

13

Контрольный диктант по теме «Правописание слов с безударными гласными в приставках и с разделительным ъ и ь».

1

 

 

 

60

14

Работа над ошибками. Понятие об окончании и основе слова

1

 

 

 

61

15

Развитие умения находить в слове окончание

1

 

 

 

62

16

Как найти в слове основу

1

 

 

 

63

17

Развитие умения находить в слове окончание и основу

1

 

 

 

64

18

Суффикс и его роль в слове

1

 

 

 

65

19

Развитие умения находить в слове суффикс. Обобщение и систематизация знаний о частях слова

1

 

 

 

66

20

Контрольное списывание

1

 

 

 

67

21

Упражнения в разборе слов по составу

1

 

 

 

68

22

Упражнения в разборе слов по составу

1

 

 

 

69

23

Проверочная работа по теме «Части слова».

1

 

 

 

 

 

Имя существительное (24 часа)

 

 

 

 

70

1

Части речи в русском языке

1

 

 

 

71

2

Определение имени существительного

1

 

 

 

72

3

Определение имени существительного

1

 

 

 

73

4

Творческая работа: составление текста

1

 

 

 

74

5

Понятие об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных

1

 

 

 

75

6

Комплексная контрольная работа по итогам I полугодия

1

 

 

 

76

7

Урок-обобщение. Что мы знаем об именах существительных

1

 

 

 

77

8

Итоговый контрольный диктант за I полугодие

1

 

 

 

78

9

Работа над ошибками. Род – постоянный признак имён существительных

1

 

 

 

79

10

Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода

1

 

 

 

80

11

Окончания имён существительных мужского, женского и среднего рода

1

 

 

 

 

 

III четверть - 45 ч.

 

 

 

 

81

12

Изменение имён существительных по числам

1

 

 

 

82

13

Образование множественного числа имён существительных

1

 

 

 

83

14

Окончания имён существительных в единственном и во множественном числе

1

 

 

 

84

15

Разбор имени существительного как части речи

1

 

 

 

85

16

Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением

1

 

 

 

86

17

Уменьшительно-ласкательные формы мужских и женских имён в русском языке

1

 

 

 

87

18

Обучающее изложение «Мурлыка»

1

 

 

 

88

19

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов

1

 

 

 

89

20

Правописание имён существительных с различными суффиксами.  Сочинение сказки

1

 

 

 

90

21

Разбор имён существительных по составу

1

 

 

 

91

22

Разбор имён существительных по составу

1

 

 

 

92

23

Употребление имён существительных в речи

1

 

 

 

93

24

Проверочная работа по теме «Имя существительное»

1

 

 

 

 

 

Местоимение как часть речи (6 часов)

 

 

 

 

94

1

Понятие о местоимении. Личные местоимения

1

 

 

 

95

2

Местоимения 1, 2, 3-го лица. Правописание предлогов с местоимениями

1

 

 

 

96

3

Разбор местоимения как части речи. Роль личных местоимений в речи.

1

 

 

 

97

4

Обучающее сочинение по опорным сочетаниям слов.

1

 

 

 

98

5

Закрепление знаний о местоимении. Свободный диктант «Паучок»

1

 

 

 

99

6

Проверочная работа по теме «Местоимение»

1

 

 

 

 

 

Имя прилагательное как часть речи

(16 часов)

 

 

 

 

100

1

Определение имени прилагательного

1

 

 

 

101

2

Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными

1

 

 

 

102

3

Роль имён прилагательных в речи. Связь имён прилагательных с именами существительными

1

 

 

 

103

4

Роль имён прилагательных в речи

1

 

 

 

104

5

Разбор имени прилагательного как части речи

1

 

 

 

105

6

Окончания имён прилагательных в мужском, женском, среднем роде и во множественном числе

1

 

 

 

106

7

Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных

1

 

 

 

107

8

Как проверить правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных

1

 

 

 

108

9

Развитие умения писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных. Знакомство с антонимами

1

 

 

 

109

10

Закрепление правописания слов с изученными орфограммами

1

 

 

 

110

11

Закрепление правописания слов с изученными орфограммами

1

 

 

 

111

12

Словообразование имён прилагательных. Сочинение по опорным сочетаниям слов

1

 

 

 

112

13

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

1

 

 

 

113

14

Разбор имён прилагательных по составу

1

 

 

 

114

15

Контрольный диктант по теме «Правописание безударных окончаний имён прилагательных»

1

 

 

 

115

16

Работа над ошибками. Разбор имён прилагательных по составу

1

 

 

 

 

 

Глагол как часть речи (17 часов)

 

 

 

 

116

1

Определение глагола как части речи

1

 

 

 

117

2

Изменение глаголов по временам

1

 

 

 

118

3

Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам

1

 

 

 

119

4

Изменение глаголов по числам

1

 

 

 

120

5

Употребление частицы не с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами

1

 

 

 

121

6

Развитие умения писать частицу не с глаголами. Свободный диктант

1

 

 

 

122

7

Понятие о неопределённой форме глагола

1

 

 

 

123

8

Контрольный диктант за 3 четверть

1

 

 

 

124

9

Работа над ошибками. Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы

1

 

 

 

125

10

Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы

1

 

 

 

 

 

IV четверть – 45 ч.

 

 

 

 

126

11

Неопределённая форма глагола. Правописание ь в глаголах неопределённой формы

1

 

 

 

127

12

 Проверочная работа по теме «Глагол».

1

 

 

 

128

13

Образование форм времени от неопределённой формы глагола

1

 

 

 

129

14

Образование форм времени от неопределённой формы глагола

1

 

 

 

130

15

Разбор глагола как части речи

1

 

 

 

131

16

Контрольный диктант по теме «Написание частицы не с глаголами, ь в неопределённой форме глагола».

1

 

 

 

132

17

Работа над ошибками. Понятие о наречии как части речи

1

 

 

 

 

 

Предложение (27 часов)

 

 

 

 

133

1

Виды предложений по цели высказывания

1

 

 

 

134

2

Интонация в предложениях, различных по цели высказывания. Логическое ударение

1

 

 

 

135

3

Восклицательные и невосклицательные предложения.

1

 

 

 

136

4

Обучающее сочинение

1

 

 

 

137

5

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

1

 

 

 

138

6

Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое

1

 

 

 

139

7

Развитие умения находить в предложении подлежащее и сказуемое

1

 

 

 

140

8

Понятие о второстепенных членах предложения

1

 

 

 

141

9

Составление схем предложений и предложений по схемам

1

 

 

 

142

10

Предложения распространённые и нераспространённые

1

 

 

 

143

11

Разбор предложений

1

 

 

 

144

12

Разбор предложений

1

 

 

 

145

13

Однородные подлежащие и сказуемые

1

 

 

 

146

14

Упражнение в нахождении однородных членов предложения и их графическом обозначении

1

 

 

 

147

15

Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами

1

 

 

 

148

16

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами

1

 

 

 

149

17

Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения

1

 

 

 

150

18

Запятая в предложениях с однородными членами.

1

 

 

 

151

19

Запятая в предложениях с однородными членами.

1

 

 

 

152

20

Понятие о простом и сложном предложении

1

 

 

 

153

21

Запятая в сложном предложении без союзов. Схема сложного предложения

1

 

 

 

154

22

Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые

1

 

 

 

155

23

Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые

1

 

 

 

156

24

Свободный диктант.

1

 

 

 

157

25

Запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении.

1

 

 

 

158

26

Разбор простого и сложного предложений

1

 

 

 

159

27

Разбор простого и сложного предложений

1

 

 

 

 

 

Повторение (11 часов)

 

 

 

 

160

1

Комплексная контрольная работа по итогам года

1

 

 

 

161

2

Повторение знаний о предложении, тексте.

Состав слова. Разбор по составу

1

 

 

 

162

3

Составление схем предложений и предложений по схемам

1

 

 

 

163

4

Промежуточная аттестация

1

 

 

 

164

5

Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения

1

 

 

 

165

6

Главные и второстепенные однородные члены предложения. Определение однородных членов предложения

1

 

 

 

166

7

Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые

1

 

 

 

167

8

Разбор предложений простых и сложных предложений.

1

 

 

 

168

9

Разбор предложений простых и сложных предложений.

1

 

 

 

169

10

Части речи.

1

 

 

 

170

11

Разбор частей речи.

1