Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвер. Приказом Минобр. РФ от 05.03.2004 № 1089), программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подг. класс. 1-4 кл./ Под ред. В.В.Воронковой- М.: Просвещение, 2014. В соответствии с требованиями АООП НОО.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- формирование элементарных навыков грамотного письма;
- развитие последовательного и правильного изложения своих мыслей в устной и письменной форме.
Программа направлена на реализацию основных задач: овладение элементарными знаниями по грамматике прежде всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, в воспитании интереса к родному языку.
Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.
Обучение грамматике будет действенным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся.
Умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции мышления, развитию познавательной деятельности школьников.
Задачи обучения русскому языку:
· научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
· выработать элементарные навыки грамотного письма;
· повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
· научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
· формировать нравственные качества.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Программа по грамматике, правописанию и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь».
На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учитывающий умственные и возрастные возможности школьников.
Звуки и буквы. Фонетико-фонематические нарушения умственно отсталых школьников затрудняют овладение ими грамматикой и правописанием. Вследствие этого в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида на всех годах обучения самое серьезное внимание уделяется звуко-буквенному анализу.
Во 2—4 классах звуко-буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма и письма по правилу.
Учащиеся приобретают начальные сведения по фонетике и графике: о звуках и буквах, о гласных и согласных, об алфавите, о слоге и переносе по слогам, о гласных ударных и безударных, о согласных звонких и глухих, твердых и мягких, непроизносимых и двойных и др.
Умственно отсталые школьники овладевают фонетическим составом родной речи, пониманием соотношений между произношением и письмом, которое является не фонетическим, а фонематическим, т. е. передающим основные звуки, а не их варианты, в процессе обучения на уроках и специальных занятиях по коррекции имеющихся у них отклонений психофизического развития. Овладение правописанием безударных гласных, звонких и глухих согласных в конце слова осуществляется на уровне фонетических занятий не на основе анализа морфемного состава слова, а путем сопоставления ударных и безударных гласных, согласных в конце и середине слова с согласными перед гласными.
Слово. В процессе практических грамматических упражнений во 2—4 классах изучаются различные разряды слов — названия предметов, действий, признаков. В 4 классе дается понятие о родственных словах, составляются гнезда родственных слов, выделяется общая часть — корень.
Предложение. Изучение предложения имеет особое значение для подготовки умственно отсталых школьников к жизни, к общению.
Понятие о предложении учащиеся получают на конкретном речевом материале в процессе разбора предложения по словам и составления предложения из слов. Упражняясь в составлении предложений на предложенную тему, по картинке, по опорным словам, распространяя предложения по вопросам, по смыслу, восстанавливая нарушенный порядок слов в предложении, учащиеся должны осознать, что в предложении выражается мысль в законченном виде, слова расположены в определенном порядке и связаны между собой. Эту связь можно установить с помощью вопросов.
В 3 классе дети учатся составлять и различать предложения по интонации и овладевают пунктуационными навыками постановки точки, вопросительного и восклицательного знаков.
В 4 классе дается понятие о главных и второстепенных членах предложения, что важно для усвоения основной грамматической темы 5 класса, — имени существительного (различение именительного и винительного падежей).
Связная речь. Уже во 2—4 классах особое внимание уделяется формированию у школьников навыков связной устной и письменной речи, так как их возможности излагать свои мысли правильно, полно и последовательно весьма ограниченны. Работа по развитию фонематического слуха и правильного произношения, обогащению и уточнению словаря, обучению построению предложения создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме.
Во 2—4 классах проводятся подготовительные упражнения: ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом и др.
Начинают формироваться навыки связных устных и письменных высказываний: сочинений и изложений, доступных учащимся по тематике, словарю и грамматическому строю.
Графические навыки. У учащихся совершенствуются графические навыки, трудности формирования которых у умственно отсталых школьников часто бывают связаны с недостаточным развитием движений мелких мышц руки и малой их координированностью. Работа эта заключается в закреплении написания строчных и прописных букв и их соединений, что предупреждает появление при письме графических ошибок, в списывании с рукописного и печатного текста.
Основные направления коррекционной работы
1. Совершенствование
движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового
анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми
понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать
логические связи между предметами, явлениями и
событиями).
5. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
1. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
2. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов.
3. Формирование умения составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам.
4. Формирование умений анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове).
5. Овладение умением списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями; писать под диктовку предложения и тексты (30—35 слов).
Содержание учебного предмета
3 класс 170 ч (5 часов в неделю)
ПОВТОРЕНИЕ 8 ч.
Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
ЗВУКИ И БУКВЫ 90ч
· Звуки и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре.
· Звуки гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Гласные и, е, ю, я, э в начале слова и после гласных. Перенос части слова при письме.
· Ударение. Постановка ударения в двусложных и трехсложных словах. Гласные ударные и безударные.
· Согласные твердые и мягкие. Различение твердых и мягких согласных при обозначении мягкости буквами и, е, ё, ю, я.
· Обозначение мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь.
· Разделительный ь перед гласными е, ё, я, ю, и.
· Шипящие согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.
· Парные звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка написания путем изменения формы слова (гриб — грибы).
СЛОВО 40ч.
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях (по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.).
Расширение круга собственных имен: названия городов, сел, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы.
Закрепление знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте, различать по вопросам что делает? что делал? что сделал? что будет делать? что сделает?, правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы.
Подбор к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий.
Слова, обозначающие признаки (качества) предметов:
· называние признака (качества) данного предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?;
· нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы;
· подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь черный; камень твердый, а вата мягкая);
· согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы.
Предлог. Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со словами (с помощью учителя).
Разделительный ъ.
Правописание слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарем, данным в учебнике.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ 24ч.
· Практическое знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа (кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чем?), творительного падежа (кем? чем?).
· Выделение в тексте или составление предложений на заданную учителем тему.
· Умение закончить предложение или дополнить его по одному-двум вопросам.
· Составление предложений из слов, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска).
· Умение ответить на заданный вопрос, пользуясь словами этого вопроса, и записать ответ.
ПОВТОРЕНИЕ 8 ч.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
· составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
· анализировать слова по звуковому составу;
· различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
· определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
· списывать текст целыми словами;
· писать под диктовку текст (20—25 слов), включающий изученные орфограммы.
Учащиеся должны знать:
· алфавит.
Тематическое планирование.
№ п/п |
Раздел учебного предмета |
Количество часов (программа) |
Количество часов (рабочая программа) |
Творческие работы |
Контрольные работы |
1 |
Повторение |
8ч |
8ч |
1 |
1 |
2 |
Звуки и буквы |
90ч |
90ч |
5 |
17 |
3 |
Слово |
40ч |
40ч |
2 |
4 |
4 |
Предложение |
24ч |
24ч |
1 |
2 |
5 |
Повторение |
8ч |
8ч |
|
|
|
Итого |
170 часов |
170 часов |
9 |
24 |
Календарно - тематическое планирование
№ п\п |
Наименование разделов и тем |
Характеристика видов деятельности обучающихся |
Примечание |
Дата по плану |
Дата по факту |
Повторение 8 ч |
|
|
|
|
|
1 |
Употребление простого предложения |
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложении раздельно. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. |
|
|
|
2 |
Большая буква в начале предложения, точка в конце. |
|
|
|
|
3 |
Составление по картинкам и дописывание предложений |
|
|
|
|
4 |
Составление предложений из слов данных вразбивку |
|
|
|
|
5 |
Составление предложений по вопросам |
|
|
|
|
6 |
Составление предложений по иллюстрациям к сказкам. Письмо по памяти |
|
|
|
|
7 |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок |
|
|
|
|
8 |
Контрольное списывание «Хвосты» |
|
|
|
|
|
Звуки и буквы 90 ч |
|
|
|
|
9 |
Звуки и буквы |
Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. |
|
|
|
10 |
Выбор сходных по буквам слов |
|
|
|
|
11 |
Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком |
|
|
|
|
12 |
Составление рассказа «Умная Кара» |
|
|
|
|
13 |
Упражнение в различении звуков и буков |
|
|
|
|
14 |
Составление предложений по серии сюжетных картинок « Пёс Бобик» |
Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам.
Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Работать с памяткой «Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Использовать знание алфавита при работе со словарями Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.
Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка).
Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.
Находить в слове согласные звуки. Правильно произносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.
Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима). Переносить слова по слогам. Определять способы переноса (ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик).
Оценивать свои достижения при выполнении заданий Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как огонь, кольцо. Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в этих словах. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Переносить слова с мягким знаком (паль-цы, паль-то). Обозначать мягкость согласного звука мягким знаком на конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки).
|
|
|
|
15 |
Контрольное списывание |
|
|
|
|
16 |
Алфавит |
|
|
|
|
17 |
Расположение слов в алфавитном порядке |
|
|
|
|
18 |
Расположение слов в алфавитном порядке |
|
|
|
|
19 |
Запись дней недели и название месяцев в алфавитном порядке |
|
|
|
|
20 |
Контрольное списывание |
|
|
|
|
21 |
Гласные звуки и буквы |
|
|
|
|
22 |
Согласные звуки и буквы. |
|
|
|
|
23 |
Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и буков. |
|
|
|
|
24 |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок |
|
|
|
|
25 |
Упражнения в выделении гласных и согласных звуков и букв |
|
|
|
|
26 |
Контрольное списывание «Правила беседы» |
|
|
|
|
27 |
Гласная и в начале слов и после согласных |
|
|
|
|
28 |
Гласная е в начале слова и после согласных |
|
|
|
|
29 |
Гласная ё в начале слова и после согласных |
|
|
|
|
30 |
Гласная ю в начале слова и после согласных |
|
|
|
|
31 |
Гласная я в начале слова и после согласных |
|
|
|
|
32 |
Гласная э в начале слова и после гласных |
|
|
|
|
33 |
Контрольное списывание |
|
|
|
|
34 |
Ударение в слове |
|
|
|
|
35 |
Гласные ударные и безударные |
|
|
|
|
36 |
Постановка ударения в двусложных словах |
|
|
|
|
37 |
Роль ударения в слове. |
|
|
|
|
38 |
Упражнения в выделении ударных гласных в словах |
|
|
|
|
39 |
Контрольный диктант за 1 четверть |
|
|
|
|
40 |
Работа над ошибками |
|
|
|
|
41 |
Упражнения в выделении ударных гласных в словах |
|
|
|
|
42 |
Контрольное списывание |
|
|
|
|
43 |
Слог как часть слова |
|
|
|
|
44 |
Слогообразующая роль гласных |
|
|
|
|
45 |
Образование новых слов |
|
|
|
|
46 |
Упражнения в делении слов на слоги |
|
|
|
|
47 |
Составление и запись рассказа по серии сюжетных картинок |
|
|
|
|
48 |
Запись ответов на вопросы. |
|
|
|
|
49 |
Контрольное списывание «Чем кормят птиц» |
|
|
|
|
50 |
Перенос слов при письме |
|
|
|
|
51 |
Деление слов на слоги и для переноса |
|
|
|
|
52 |
Тренировочные упражнения в делении слов на слоги для переноса |
|
|
|
|
53 |
Повторение по теме « Ударение и перенос слов при письме» |
|
|
|
|
54 |
Контрольное списывание |
|
|
|
|
55 |
Твёрдые и мягкие согласные |
|
|
|
|
56 |
Обозначение твёрдости –мягкости согласных буквами А,О, Ы,И,Е,Ё,Ю,Я, |
|
|
|
|
57 |
Различение твёрдых и мягких согласных на слух и при письме |
|
|
|
|
58 |
Употребление гласных букв для обозначения твёрдости –мягкости согласных |
|
|
|
|
59 |
Контрольное списывание |
|
|
|
|
60 |
Мягкий знак на конце слова |
|
|
|
|
61 |
Правописание слов с мягким знаком на конце |
|
|
|
|
62 |
Мягкий знак на конце и в середине слова |
|
|
|
|
63 |
Объяснение написания мягкого знака в словах |
|
|
|
|
64 |
Объяснение мягкости согласных на письме буквами И,Е,Ё, Ю, Я, Ь |
|
|
|
|
65 |
Тренировочные упражнения в правописании слов с мягкими согласными |
|
|
|
|
66 |
Контрольное списывание |
Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки.
Находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.
Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. Оценивать свои достижения при выполнении заданий Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. Характеризовать согласный звук (глухой — звонкий, парный — непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка — трава, травушка; мороз — морозы, морозный). Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.
Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягким знаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком (ь). Объяснять написание разделительного ь в словах.
|
|
|
|
67 |
Гласные после шипящих. Правописание жи-ши |
|
|
|
|
68 |
Упражнения в правописании слов со слогами жи-ши |
|
|
|
|
69 |
Контрольный диктант за 2четверть |
|
|
|
|
70 |
Работа над ошибками |
|
|
|
|
71 |
Правописание ча -ща |
|
|
|
|
72 |
Упражнения в правописании слов со слогами ча-ща |
|
|
|
|
73 |
Правописание чу-щу |
|
|
|
|
74 |
Правописание жи –ши, чу-щу, ча-ща |
|
|
|
|
75 |
Упражнения в правописании слов со слогами жи-ши, ча-ща, чу-щу |
|
|
|
|
76 |
Звонкие и глухие согласные |
|
|
|
|
77 |
Контрольное списывание |
|
|
|
|
78 |
Парные звонкие и глухие согласные |
|
|
|
|
79 |
Различие парных согласных |
|
|
|
|
80 |
Контрольное списывание |
|
|
|
|
81 |
Упражнения в различении парных звонких и глухих согласных |
|
|
|
|
82 |
Звонкие и глухие согласные на конце слова |
|
|
|
|
83 |
Сопоставление звонких и глухих согласных на конце слова |
|
|
|
|
84 |
Проверка написания путем изменения формы слова |
|
|
|
|
85 |
Изменение слова для проверки |
|
|
|
|
86 |
Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слова |
|
|
|
|
87 |
Проверка написания путём изменения слова |
|
|
|
|
88 |
Упражнения в подборе проверочных слов |
|
|
|
|
89 |
Повторение изученных орфограмм |
|
|
|
|
90 |
Контрольное списывание |
|
|
|
|
91 |
Разделительный ь знак |
|
|
|
|
92 |
Объяснение правописания слов с разделительным ь знаком |
|
|
|
|
93 |
Упражнения в правописании слов с ь знаком |
|
|
|
|
94 |
Правописание слов с разделительным ь |
|
|
|
|
95 |
Упражнения в правописании слов с разделительным ь |
|
|
|
|
96 |
Упражнения в правописании слов с разделительным ь |
|
|
|
|
97 |
Составление рассказа по сюжетным картинкам « Зима», « Семья» |
|
|
|
|
98 |
Контрольное списывание |
|
|
|
|
|
Слово 40 ч |
|
|
|
|
99 |
Слова, обозначающие предмет |
Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи.
Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов-имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп
Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Писать с заглавной буквы имена собственные. Оценивать свои достижения при выполнении заданий
Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте.
Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значениях. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Наблюдать над ролью глаголов в повествовательном тексте.
Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Раздельно писать предлоги со словами.
Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Узнавать предлоги в устной и письменной речи. Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы). Раздельно писать предлоги со словами. Составлять рассказ по вопросам.
|
|
|
|
100 |
Упражнения в различении слов по вопросам Кто? Что? |
|
|
|
|
101 |
Группировка предметов по их назначению. |
|
|
|
|
102 |
Употребление названий предметов в различных формах |
|
|
|
|
103 |
Закрепление знаний о словах, обозначающих предметы Изменение слов по вопросам |
|
|
|
|
104 |
Упражнения в изменении слов по вопросам |
|
|
|
|
105 |
Употребление слов в речи в различной форме |
|
|
|
|
106 |
Большая буква в именах собственных |
|
|
|
|
107 |
Большая буква в именах людей, кличках животных. |
|
|
|
|
108 |
Большая буква в названиях населённых пунктов |
|
|
|
|
109 |
Большая буква в названиях городов, сёл, улиц. |
|
|
|
|
110 |
Контрольное списывание |
|
|
|
|
111 |
Слова, которые обозначают признаки (качества) предметов |
|
|
|
|
112 |
Определение предметов по цвету, вкусу и форме |
|
|
|
|
113 |
Определение предметов по материалу, из которого они сделаны |
|
|
|
|
114 |
Подбор названий признаков предметов по смыслу |
|
|
|
|
115 |
Сравнение предметов по признакам |
|
|
|
|
116 |
Подбор названия признаков предметов по смыслу. |
|
|
|
|
117 |
Составление предложений по картинке и схеме |
|
|
|
|
118 |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок |
|
|
|
|
119 |
Запись предложений со словами, обозначающие признаки предметов |
|
|
|
|
120 |
Контрольное списывание |
|
|
|
|
121 |
Слова, которые обозначают действия предметов |
|
|
|
|
122 |
Определение предмета по действию |
|
|
|
|
123 |
Слова, отвечающие на вопросы Что сделал? что сделает? |
|
|
|
|
124 |
Подбор слов-действий по вопросу |
|
|
|
|
125 |
Согласование слов-предметов и слов-действий |
|
|
|
|
126 |
Составление коллективного рассказа по картине по вопросам. |
|
|
|
|
127 |
Упражнения в определении предмета по его действию. |
|
|
|
|
128 |
Выделение в предложениях названий предметов и действий |
|
|
|
|
129 |
Контрольное списывание |
|
|
|
|
130 |
Контрольный диктант за 3 четверть |
|
|
|
|
131 |
Работа над ошибками |
|
|
|
|
132 |
Предлоги. Предлог как отдельное слово |
|
|
|
|
133 |
Раздельное написание предлогов со словами |
|
|
|
|
134 |
Выделение предлогов в тексте |
|
|
|
|
135 |
Составление предложений по вопросам Выделение предлогов |
|
|
|
|
136 |
Упражнение в подборе предлогов к словам, обозначающим предметы. |
|
|
|
|
137 |
Закрепление упражнений на изученные орфограммы |
|
|
|
|
138 |
Контрольное списывание |
|
|
|
|
|
Предложение 24 ч |
|
|
|
|
139 |
Предложение. Правила оформления простого предложения. |
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.
Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения.
Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.
Находить главные члены (основу) предложения.
Обозначать графически грамматическую основу.
Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.
Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членами предложения. Изменять имена существительные по падежам.
Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.
Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу).
Составлять рассказ по вопросам.
Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.
Изменять имена существительные по падежам.
Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.
Определять начальную форму имени существительного.
Изменять имена существительные по падежам.
Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.
Изменять имена существительные по падежам.
Составлять предложение (словосочетание), употребляя в нём имя существительное в заданной падежной форме.
Оценивать свои достижения при выполнении заданий
|
|
|
|
140 |
Дополнение предложений |
|
|
|
|
141 |
Работа с деформированным предложением |
|
|
|
|
142 |
Согласование слов в предложении |
|
|
|
|
143 |
Определение порядка слов в предложении |
|
|
|
|
144 |
Предложение как часть текста. Деление текста на предложения |
|
|
|
|
145 |
Составление письменных ответов на вопросы текста |
|
|
|
|
146 |
Составление предложений с употреблением формы винительного падежа |
|
|
|
|
147 |
Слова, отвечающие на вопросы кого? что? |
|
|
|
|
148 |
Составление предложений с употреблением формы родительного падежа |
|
|
|
|
149 |
Слова, отвечающие на вопрос кого? чего? |
|
|
|
|
150 |
Составление предложения с употреблением формы дательного падежа |
|
|
|
|
151 |
Слова, отвечающие на вопросы кому? чему? |
|
|
|
|
152 |
Составление и запись предложений по картинкам и данному образцу |
|
|
|
|
153 |
Составление предложений с употреблением формы творительного падежа |
|
|
|
|
154 |
Слова, отвечающие на вопрос кем? чем? |
|
|
|
|
155 |
Составление предложений по картинкам, схемам и вопросам косвенных падежей |
|
|
|
|
156 |
Составление предложений с употреблением формы предложного падежа |
|
|
|
|
157 |
Слова, отвечающие на вопросы о ком? о чём? где? |
|
|
|
|
158 |
Закрепление упражнений на изученные орфограммы |
|
|
|
|
159 |
Работа с деформированными предложениями |
|
|
|
|
160 |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок |
|
|
|
|
161 |
Составление письменных ответов на вопросы к тексту |
|
|
|
|
162 |
Годовой контрольный диктант |
|
|
|
|
163 |
Работа над ошибками |
|
|
|
|
164 |
Контрольное списывание |
|
|
|
|
|
Повторение 8 ч |
|
|
|
|
165 |
Повторение. Предложение Составление ответов на вопросы |
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Писать с заглавной буквы имена собственные Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Различать звуки и буквы. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. Составлять предложение из деформированных слов (слов, не связанных по смыслу) |
|
|
|
166 |
Повторение изученных орфограмм |
|
|
|
|
167 |
Заглавная буква в именах собственных. |
|
|
|
|
168 |
Расположение слов в алфавитном порядке |
|
|
|
|
169 |
Закрепление изученных орфограмм |
|
|
|
|
170 |
Выделение в предложении слов, отвечающие на вопросы кто? что? |
|
|
|
Требования к результатам изучения предмета:
· Записывать слова с послоговым орфографическим проговариванием;
· Различать гласные и согласные, ударные и безударные гласные;
· Делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
· Списывать текст целыми словами;
· Писать под диктовку текст (15-20 слов), включающий слова с изученными орфограммами;
· Выделять из предложения слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
· Составлять предложения, восстанавливать порядок слов в предложении.
· Делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;
· Списывать по слогам слова и короткие предложения с печатного и рукописного текстов;
· Писать под диктовку слова из двух слогов;
· Писать предложение с большой буквы и ставить точку в конце;
· Составлять предложения по картинке;
· Подбирать по вопросам названия предметов и действий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.