Рабочая программа по русскому языку разработана на:
· основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
· в соответствии с основной образовательной программы НОО ГБОУ Центра образования «Интеллект»;
· основе авторской издательской программы С.В. Иванов и А.О. Евдокимова (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф).
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
· Русский язык: 4 класс, учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2ч, (авт.-сост. С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко, В.Ю.Романова); 7 издание, Вентана-Граф , 2020г.;
· Пишем грамотно: 4 класс: Рабочая тетрадь в 2ч, для учащихся общеобразовательных организаций, М.И.Кузнецова. – 7-е изд., дораб. – М.Вентана-Граф, 2021г.
· Учусь писать без ошибок, 4 класс, Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций, М.И.Кузнецова, - 7-е изд., - М.Вентана-Граф, 2021г.
· Контрольные работы: 4 класс: Тетрадь для контрольных работ для учащихся общеобразовательных организаций, В.Ю.Романова, Л.В.Петленко, Вентана-Граф, 2021г.
На курс «русский язык» отводится 5 ч в неделю, 165 ч в год
Содержание программы
4 класс (5 ч в неделю; 170 ч)
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) 54 ч
1. Фонетика – 1 ч.
2. Состав слова – 1ч.
3. Морфология -52 ч.
Фонетика
Повторение изученного на основе фонетического анализа слова.
Состав слова
Повторение изученного на основе разбора слова по составу и словообразовательного анализа.
Морфология (36ч)
Повторение основных признаков частей речи, изученных в 3 классе, на основе морфологического разбора (6 ч)
Глагол как часть речи. Значение глагола, глагольные вопросы. Начальная форма глагола. Глаголы совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее и будущее время глаголов.Наклонение глаголов. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов по родам в прошедшем времени Изменение глаголов по числам. Спряжение глаголов. Словообразование глаголов от других частей речи (22 ч)
Наречие как часть речи.(5 ч)
Имя числительное: общее значение (3 ч)
Синтаксис (16ч)
Синтаксический анализ простого предложения (4 ч)
Словосочетание.(7 ч)
Сложное предложение. (5ч)
«Правописание» (Формирование навыков грамотного письма ) 52ч
Правописание личных окончаний глаголов. Употребление буквы «Ь» в глагольных формах. Правописание частицы «не» с глаголами. Правописание гласных на конце наречий. Правописание наречий на шипящую.
Постановка запятой между частями сложного предложения (простейшие случаи).
Отработка орфографических правил, изученных во 2-4 классах.
Развитие речи (29ч)
Устная речь
Совершенствование речевых умений.
Знакомство с основными видами сочинений и изложений (без заучивания детьми определений): изложения подробные и сжатые, полные, выборочные и изложения с элементами сочинения; сочинения- повествования, сочинения- рассуждения, сочинения- описания.
Продолжение работы над правильностью, точностью, богатством и выразительностью письменной речи.
Резервные уроки (35 ч).
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык».
Личностные результаты обучения.
В результате изучения курса русского языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
Метапредметные результаты обучения.
В процессе изучения русского языка обучающиеся научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач ; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения ; научатся выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач ( диалог , устные монологические высказывания , письменные тесты )с учетом особенностей разных видов речи. Ситуаций общения ; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге ; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции ; умение задавать вопросы.
Предметные результаты обучения.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета .
Выпускник на ступени начального общего образования:
• научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
• сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;
• получит первоначальные представления о системе и структуре русского языка: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса русского языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому языку и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку в 4 классе
Ученик научиться:
· Различать, сравнивать, кратко характеризовать:
-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;
-слово, словосочетание, предложение;
-корень, приставку, суффикс, окончание;
· Выделять, находить:
-начальную форму глагола;
- глаголы в формах настоящего, прошедшего и будущего времени;
-глаголы в формах 1, 2, 3 лица;
· решать учебные и практические задачи:
· определять спряжение глагола;
· устанавливать с помощью смысловых( синтаксических)вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
· разбивать по членам простое двусоставное предложение;
· использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
· подбирать примеры слов с определённой орфограммой;
· находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
· определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
· безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 80-100 слов;
· проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
· применять правила правописания:
· непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой);
· не с глаголами
· мягкий знак после шипящих на конце глаголов;
· мягкий знак в сочетаниях глаголов на – ться;
· безударные личные окончания глаголов;
Ученик получит возможность научиться:
· проводить по предложенному в учебнике алгоритму морфологический анализ имени существительного, имени прилагательного, глагола и наречия;
· проводить по предложенному в учебнике алгоритму синтаксический анализ простого двусоставного предложения;
· определять вид глагола;
· находить наречие и имя числительное в тексте;
· применять правило правописания суффиксов глаголов –ыва/ива, –ова/ева;
· применять правило правописания соединительных гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени;
· применять правило правописания букв а/о на конце наречий;
· применять правило правописания мягкого знака на конце наречий;
· применять правило слитного и раздельного написания числительных;
· при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах;
· применять правило постановки запятой между частями сложного предложения ( простейшие случаи);
· письменно пересказывать текст ( писать изложение) подробно, выборочно, от другого лица4
· соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника ( в объеме представленного в учебнике материала);
(*Технология средств обучения, созданных по данной программе предполагает возможное усвоение учениками некоторых тем и овладение навыками, превышающими требования общеобразовательного стандарта. Эти темы и навыки выносятся на контроль по усмотрению учителя)
Контроль уровня достижений учащихся проводится с целью:
- раскрытия перед учеником его достижений;
- совместный анализ проявленных ошибок лили недостатков в работе;
- совместное обсуждение путей исправления ошибок и их предупреждение.
Основные принципы отбора содержания проверочных работ:
- дифференцированный подход;
- разноуровневость обучения;
- обеспечение предпосылок для личностно – ориентированного обучения;
- развитие личности.
Результативность усвоения учебного материала, изученного на уроках блока «Как устроен наш язык» осуществляется через контрольные работы и тесты, усвоение материала блока «Правописание» проверяется через диктанты, тесты и списывания, а также через интегрированные контрольные работы.
Форма итоговой аттестации обучающихся: списывание, диктант, словарный диктант; интегрированная контрольная работа, изложение.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.