Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Гармония
Оценка 4.7

Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Гармония

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
русский язык
4 кл
05.05.2020
Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Гармония
р.пр.рус.яз.4кл.docx

 РУССКИЙ ЯЗЫК

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочие программы соответствуют нормативно-правовыми документами:

·        Федеральному образовательному стандарту начального общего образования с изменениями и дополнениями;

·        примерным образовательным программам по учебным предметам начального общего образования;

·        основной образовательной программе начального общего образования МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;

·        учебному плану МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»;

·        федеральному перечню учебников;

·        Положению о рабочей программе МБОУ «Гимназия №5 г. Морозовска»

  

 

Цели и задачи курса:

– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;

– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащихся;

– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование учебной самостоятельности и в целом умения учиться;

– обеспечить становление у младших школьников всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их коммуникативной компетенции.

  

Согласно календарному учебному графику МБОУ «Гимназия № 5 г. Морозовска» предмет «Русский язык» реализуется в полном объёме из расчёта 5 часов в неделю.

 

В рабочей программе «Русский язык» вводится интеграция учебных предметов обязательной части «Русский язык», «Родной (русский) язык». Изучение русского и родного (русского) языка в 1-4 классах направлено на формирование функциональной грамотности, на освоение важных элементов родного русского языка, развитие общеязыковой, коммуникативной компетентности, пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Учебный курс «Родной язык» позволяет расширить обязательный учебный предмет «Русский язык». Цель данного расширения:

- способствовать более прочному и сознательному усвоению норм русского языка, содействовать развитию речи детей;

- совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников.

При этом в рамках интеграции обеспечивается достижение планируемых результатов: предметных, личностных и метапредметных универсальных учебных действий.

 

 

 

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета – русский язык

Предметные результаты 

  Содержательная линия «Развитие речи, совершенствование речевой деятельности»

Выпускник научится:

–  участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, воспринимать информацию, понимать и выполнять инструкции, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения, в том числе включаться в разговор, реагировать на реплики собеседника, выражать своё мнение, аргументировать его и др.);

–  владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения (приветствия, прощания, извинения, просьбы, благодарности);

–  оценивать уместность выбора языковых и неязыковых средств устного общения с учётом речевой ситуации и особенностей собеседника (знакомый/незнакомый, ровесник/старший);

–  самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;

–  решать вопросы культуры речи, пользуясь различными словарями учебника, в том числе словарём «Как правильно изменить слово?»;

–  замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;

–  понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;

–  озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

  строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для развития мысли в тексте, для завершения текста, для передачи его основной мысли, для выражения своего отношения к чему-либо);

–  находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи из числа изученных);

–  письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный и для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала;

–  письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (записку, письмо, поздравление), небольшие тексты повествовательного и описательного характера;

–  проверять правильность своей письменной речи, стремиться к улучшению её содержания и используемых языковых средств.

Выпускник получит возможность научиться:

–  соблюдать правила вежливости при общении в различных ситуациях, в том числе  по  телефону,  а  также  с  людьми,  плохо владеющими  русским  языком;

–  соблюдать нормы произношения, изменения и употребления слов, имеющихся в словарях учебника (в соответствии с  программой);

–  решать речевые вопросы, пользуясь знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам, справочными материалами в контролируемом пространстве сети Интернет;

–  понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст  по  его  главной  мысли  с  учётом  стиля  и  типа речи  (без  терминов);

–  замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

–  конструировать предложения из заданных слов с учётом его контекстного окружения;

–  пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности  оригинала,  а  также  внося  отдельные  изменения  (в  частности,  изменяя  лицо  рассказчика);

–  создавать  речевые  произведения  разных  жанров  (загадки, словесные  этюды,  простые  инструкции,  объявления,  дневниковые  записи,  короткие  рассказы),  небольшие  тексты,  содержащие описание,  рассуждение,  выражение  своего  отношения,  оценку чего-либо; анализировать  и  корректировать  тексты  с  нарушенным  порядком  предложений,  находить  в  тексте  смысловые  пропуски,  на-

рушения  культуры  речи;

–  редактировать  собственные  тексты,  совершенствуя  правильность  речи,  улучшая  содержание,  построение  предложений  и  выбор языковых  средств;

–  оценивать успешность  решения  речевой  задачи  при  письменном  пересказе  текстов  и  создании  собственных;

–  соблюдать  требования  каллиграфии  при  письме,  аккуратно и  (по  возможности)  красиво  оформлять  свои  записи.

Содержательная  линия  «Система  языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Выпускник научится:

–  различать звуки и буквы;

–  характеризовать звуки  русского  языка:  гласные  –  ударные/безударные; согласные –  твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые  и  мягкие;  согласные  –  звонкие/глухие,  парные/непарные  звонкие  и  глухие;

–  понимать  характеристику  звуков  речи,  представленную  в  модельном  виде  (в  соответствии  с  условными  обозначениями  учебника);

–  сравнивать  и  классифицировать  указанные  звуки  речи  по  заданным  параметрам;  анализировать  и  группировать  слова  по  указанным  характеристикам  звуков;

–  осознавать  и  объяснять  случаи  несовпадения  количества  звуков  и  букв,  в  том  числе  в  глаголах,  оканчивающихся  на  -тся,  -ться, в  словах  с  непроизносимыми  согласными;

–  объяснять  выбор  способа  обозначения  буквами  твёрдости-мягкости  согласных  и  звука  [й’];  правильно  обозначать  твёрдость-мягкость  согласных  и  звук  [й’]  при  письме;

–  определять  количество  слогов  в  слове;

–  правильно  называть  буквы  алфавита,  располагать  заданные буквы  и  слова  по  алфавиту;

–  использовать  знание  алфавита  при  работе  со  словарями;

–  пользоваться  при  письме  небуквенными  графическими  средствами:  пробелом  между  словами,  знаком  переноса,  абзацным  отступом  (красной  строкой).

Выпускник  получит  возможность  научиться:

–  обозначать  звуковой  состав  слова  (простые  случаи)  с  помощью  элементарной  транскрипции; сравнивать,  классифицировать,  группировать  слова  с  точки

зрения  их  звуко-буквенного  состава  по  самостоятельно  определённым  критериям;

–  письменно  выполнять  полный  звуко-буквенный  анализ  слова, оценивать  правильность  его  выполнения.

Раздел  «Орфоэпия»

Выпускник  научится:

–  выбирать  правильный  вариант  постановки  ударения  и  произношения  слова  (из  списка,  представленного  на  справочных  страницах  учебника),  исправлять  ошибки  в  постановке  ударения  в  этих словах,  обращаясь  для  справки  к  учебнику.

Выпускник  получит  возможность  научиться:

–  соблюдать  орфоэпические  нормы  русского  языка  в  собственной  речи  и  замечать  нарушения  этих  норм  в  речи  других (на  материале  слов,  представленных  на  справочных  страницах учебника);

–  при  сомнении  в  правильности  постановки  ударения  или  произношения  слова  обращаться  за  помощью  к  надёжному  источнику  –к  словарю,  учителю.

Раздел «Состав  слова  (морфемика)»

Выпускник научится:

–  выявлять  однокоренные  слова  по  их  опознавательным  признакам;  отличать  однокоренные  слова  от  форм  одного  и  того  же слова,  от  синонимов  и  слов  с  омонимичными  корнями;

–  на  основе  выполнения  общего  способа  действия  находить  в словах  с  однозначно  выделяемыми  морфемами  окончание,  корень, приставку,  суффикс;

–  соотносить  слова  с  предъявленными  моделями,  выбирать  из предложенных  слова  к  заданной  модели;

–  различать  изменяемые  и  неизменяемые  слова,  в  том  числе относить  к  числу  последних  наречия.

Выпускник  получит  возможность  научиться:

–  выделять  в  словах  основу  (в  простых  случаях);

–  сравнивать  слова  по  их  строению,  характеризовать  различия, классифицировать  слова  в  зависимости  от  строения;

–  отличать  от  других  сложные  слова,  выделять  в  них  два  корня;

–  понимать  значения,  вносимые  в  слово  суффиксами  и  приставками  (в  пределах  накопленного  опыта),  образовывать  слова с  этими  морфемами  для  передачи  соответствующего  значения; правильно  употреблять  отдельные  приставки,  соотнося  их с  предлогами  (в  объёме  программы);

–  самостоятельно  подбирать  слова  к  предложенной  модели;

–  выполнять  полный  разбор  слов  по  составу  (в  соответствии с  освоенным  способом  действия),  оценивать  правильность  его  выполнения;

–  использовать  результаты  выполнения  морфемного  анализа (полного  или  частичного)  для  решения  орфографических  и  речевых  задач.

Раздел «Лексика»

Выпускник научится:

–  осознавать, что  понимание  значения  слов  –  обязательное  условие  их  умелого  использования  в  устной  и  письменной  речи;

–  выявлять в речи (устной  и  письменной)  слова,  значения  которых требуют уточнения; стремиться определять  нужное  значение  по контексту,  спрашивать  о  значении  слова,  обращаться    к  толковому словарю  учебника;

–  распознавать среди  предложенных  слов  синонимы  и  антонимы (простые  случаи);

–  стараться  не  допускать  в  письменной  речи  неоправданных повторов  слов,  использовать  для  их  устранения  синонимы.

Выпускник  получит  возможность  научиться:

–  выяснять  значения  незнакомых  слов  в  доступных  источниках (у  взрослых,  в  толковых  словарях  для  младших  школьников);  определять  значение  слова  по  тексту;

–  наблюдать  за  использованием  синонимов  и  антонимов  в  речи; подбирать  к  предложенным  словам  1–2  синонима,  антоним,  выбирать  их  для  точного  обозначения  признаков,  действий;  оценивать уместность  использования  слов  в  тексте;

–  выбирать  слова  из  ряда  предложенных  для  успешного  решения  коммуникативной  задачи;

–  осознавать,  что  в  языке  есть  слова  с  одним  или  несколькими значениями,  что  слова  могут  употребляться  в  прямом  или  переносном значении;  замечать  в  художественных  текстах  слова,  употреблённые в  переносном  значении.

Раздел «Морфология»

Выпускник научится:

–  выявлять принадлежность  слова  к  определённой  части  речи по  комплексу  освоенных  признаков,  понимать  различие  слов  самостоятельных  и  служебных  частей  речи;

–  ставить  имена  существительные,  имена  прилагательные  и  глаголы  в  начальную  форму;  изменять  слова  в  соответствии  с  их морфологическими  особенностями;  ставить  слова  в  указанные формы;

–  определять  морфологические  признаки  слова  (род,  склонение,  число,  падеж  имени  существительного;  род,  число,  падеж имени  прилагательного;  время,  число,  спряжение,  лицо  или  род глагола),  выполнять  для  этого  необходимые  способы  действия;

–  сравнивать,  классифицировать  предложенные  слова  по  указанным  признакам;

–  пользоваться  словарями  учебника  «Какого  рода  и  числа  слово?»,  «Как  правильно  изменить  слово?»  для  решения  вопросов  правильности  речи;

–  правильно  употреблять  личные  местоимения  3-го  лица  с предлогами.

Выпускник  получит  возможность  научиться:

–  различать  слова  самостоятельных  и  служебных  частей  речи (в  пределах  изученного);

–  различать  смысловые  и  падежные  вопросы,  личные  и  родовые  окончания;  понимать  значения  форм  настоящего,  прошедшего, будущего  времени;

–  находить  в  тексте  слова  по  указанным  морфологическим  признакам;

–  выполнять  полный  морфологический  анализ  имён  существительных,  имён  прилагательных,  глаголов  на  основе  освоенного  общего  способа  действия;  оценивать  правильность  выполнения  анализа;

–  выделять  имена  числительные  и  наречия  среди  слов  других частей  речи;

–  находить  в  тексте  личные  местоимения,  понимать  значения 1,  2,  3-го  лица;  соотносить  личное  местоимение  в  косвенном  падеже  с  его  начальной  формой;

–  замечать  яркие  случаи  неудачного  употребления  местоимений, приводящие  к  неясности  речи,  стараться  устранять  их;

–  использовать  личные  местоимения  для  устранения  неоправданных  повторов  слов;

пользоваться  именами  числительными  в  речи,  правильно  изменять  их;

–  правильно  употреблять  в  речи  имена  существительные (в  объёме,  представленном  в  учебнике);

–  понимать  роль  предлогов  и  союзов  в  речи,  значение  частицы не  при  глаголе;  соотносить  в  тексте  предлоги  с  именами  существительными  и  личными  местоимениями,  к  которым  они  относятся;

–  наблюдать  за  использованием  слов  разных  частей  речи в  художественном  тексте;

–  пользоваться  словами  разных  частей  речи  в  собственных  высказываниях,  в  том  числе  использовать  имена  прилагательные, наречия  для  повышения  точности,  выразительности  речи.

Раздел «Синтаксис»

Выпускник научится:

–  различать  слова,  словосочетания  и  предложения  по  освоенным  признакам;

–  ставить  от  главного  слова  словосочетания  к  зависимому смысловые  вопросы;

–  составлять  из  заданных  слов  словосочетания  с  учётом  связи по  смыслу  и  по  форме;

–  выделять  предложения  из  потока  устной  и  письменной  речи;

–  различать  понятия  «части  речи»  и  «члены  предложения»,  выделять  в  предложении  главные  и  второстепенные  члены;  среди главных  различать  подлежащее  и  сказуемое;

–  различать  виды  предложений  по  цели  высказывания  (повествовательные,  вопросительные,  побудительные)  и  интонации  (восклицательные    и  невосклицательные);  находить  такие  предложения в  тексте;  строить  разные  по  цели  и  интонации  предложения;

–  устанавливать  связь  членов  предложения,  отражать  её  в  схемах;  соотносить  предложения  со  схемами;

–  распознавать  предложения  с  однородными  членами,  строить такие  предложения  и  использовать  их  в  речи;  пользоваться  бессоюзной  связью,  союзами  и,  а,  но;

–  понимать  особенности  строения  сложных  предложений.

Выпускник  получит  возможность  научиться:

–  осознанно  пользоваться  смысловыми  и  падежными  вопросами для  решения  языковых  и  речевых  задач;

–  по  смысловым  вопросам  определять  значения  словосочетаний;

–  строить  словосочетания  разных  видов; строить  вопросы  со  словом  «почему»  и  ответы  на  них;  давать ответы  на  вопросы  с  учётом  логического  ударения;

–  создавать  побудительные  предложения  со  значением  просьбы,  пожелания;

–  различать виды второстепенных членов предложения:  определение,  дополнение,  обстоятельство  (простые  случаи);

–  в  соответствии  с  предложенным  алгоритмом  проводить  полный синтаксический  анализ  простого  предложения  (ясной  структуры);

–  различать  простые  предложения  с  однородными  членами и  сложные  предложения  (элементарные  случаи);

–  осознанно  (с  учётом  смысла)  использовать  в  сложных  предложениях  и  при  однородных  членах  союзы  и,  а,  но.

Содержательная линия  «Орфография  и  пунктуация»

Выпускник научится:

–  по  освоенным  опознавательным  признакам  обнаруживать  орфограммы  (в  зрительно  воспринимаемом  тексте  и  на  слух);

–  определять  разновидности  орфограмм  и  соотносить  их  с определёнными  правилами  (в  освоенных  пределах);

–  разграничивать  орфограммы  на  изученные  правила  и  неизученные;

–  пользоваться  приёмом  сознательного  пропуска  буквы  на  месте орфограммы  (письмом  с  «окошками»)  как  средством  проявления орфографического  самоконтроля  и  орфографической  рефлексии по  ходу  письма;

–  применять  изученные  орфографические  правила  (в  объёме программы),  в  том  числе  правила  написания  безударных  падежных окончаний  имён  существительных  и  прилагательных,  личных  окончаний  глаголов;

–  пользоваться  орфографическим  словарём  учебника  для  решения  вопросов  письма  на  месте  непроверяемых  орфограмм;

–  писать  слова  с  непроверяемыми  орфограммами  (в  изученном объёме,  в  том  числе  с  учётом  списка  слов  по  программе  4-го  класса);

–  списывать  текст  и  писать  под  диктовку;

–  правильно  оформлять  границы  предложений  с  учётом  интонации  конца  предложения;

–  ставить  запятые  в  предложениях  с  однородными  членами  перед  союзами  а,  но,  при  бессоюзной  связи  (при  перечислении);

–  проверять  написанное,  стараться  находить  и  исправлять  орфографические  и  пунктуационные  ошибки.

Выпускник  получит  возможность  научиться:

–  обнаруживать  большую  часть  орфограмм  в  предъявленной и  собственной  записи;

–  оставлять  сознательный  пропуск  буквы  («окошко»)  на  месте неосвоенных  орфограмм;

–  применять  несколько  дополнительных  орфографических  правил  (в  соответствии  с  программой);

–  ставить  запятую  в  сложных  предложениях  перед  союзами  и, а,  но,  а  также  перед  словами  что,  чтобы,  потому  что,  поэтому;

–  эффективно  осуществлять  проверку  написанного,  обнаруживать  и  аккуратно  исправлять  все  допущенные  орфографические и  пунктуационные  ошибки;

–  при  работе  над  ошибками  стремиться  понимать  причины  ошибок  и  намечать  способ  действия  для  их  предотвращения в  дальнейшем.

 

Личностные УУД

У выпускника  будут сформированы:

–  представление  о  русском  языке  как  языке  его  страны  и  восприятие  себя  носителем  этого  языка  как  компонент  гражданской идентичности;

–  осознание  языка  как  средства  общения  и  желание  научиться умело  владеть  русским  языком;

–  элементы  коммуникативного,  социального  и  учебно-познавательного  мотивов  изучения  русского  языка,  интереса  к  его  особенностям,  сознательного  отношения  к  своей  речи  и  контроля  за  ней; понимание  богатых  возможностей  русского  языка,  того,  что ясная,  правильная  речь  –  показатель  культуры  человека,  и  готовность  к  её  повышению;

–  в  целом  положительное  отношение  к  занятиям  русским  языком  и  принятие  образца  «хорошего  ученика».

Выпускник  получит  возможность  для:

–  понимания  значимости  хорошего  владения  русским  языком

и  стремления  владеть  им;

–  развития  коммуникативного  и  учебно-познавательного  мотивов

освоения  русского  языка;

–  формирования  выраженного  познавательного  интереса  к  русскому  языку,  к  процессу  его  изучения,  сознательного  отношения к  качеству  своей  речи,  намерения  контролировать  её,  способности к  оценке  и  самооценке.

Регулятивные  УУД

Выпускник  научится:

–  принимать  и  сохранять  учебную  задачу;

–  планировать  (в  сотрудничестве  с  учителем  или  самостоятельно,  в  том  числе  во  внутренней  речи)  свои  действия  для  решения задачи;

–  действовать  по  намеченному  плану,  а  также  по  инструкциям, содержащимся  в  источниках  информации  (речь  учителя,  учебник и  т.  д.);

–  выполнять  учебные  действия  в  материализованной,  речевой или  умственной  форме;  использовать  речь  для  регуляции  своих действий;

–  различать  способ  действия  и  результат;

–  контролировать  процесс  и  результаты  своей  деятельности, вносить  необходимые  коррективы;

–  воспринимать  советы,  оценку  учителя,  товарищей;

–  оценивать  свои  достижения,  осознавать  трудности,  искать  их причины,  в  том  числе  оценивать  правильность  и  порядок  выполнения  действий,  а  также  стараться  определять  способы  преодоления затруднений.

Выпускник  получит  возможность  научиться:

–  в  сотрудничестве  с  учителем  ставить  новые  учебные  задачи и  осуществлять  действия  для  реализации  замысла; преобразовывать  практическую  задачу  в  познавательную;

–  проявлять  познавательную  инициативу  в  учебном  сотрудничестве;

–  адекватно  воспринимать  советы  и  оценку  учителя,  товарищей, учитывать  их  для  создания  более  совершенного  варианта;

–  адекватно  оценивать  свои  достижения,  осознавать  трудности, понимать  их  причины,  планировать  действия  для  преодоления  затруднений  и  выполнять  их.

Познавательные  УУД

Выпускник научится:

–  осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), участвуя  в  её  решении;

–  читать  и  понимать  учебные  задания,  следовать  инструкциям;

–  находить в  тексте  необходимые  сведения,  факты  и  другую информацию,  представленную  в  явном  виде;

–  самостоятельно находить нужную информацию  в  материалах учебника,  в  обязательной  учебной  литературе,  использовать  её  для решения  учебно-познавательных  задач;

–  находить  в  указанных  источниках  языковые  примеры  для  иллюстрации  определённых  понятий,  правил,  закономерностей;

–  пользоваться  знакомыми  лингвистическими  словарями,  справочниками;

–  применять  разные  способы  фиксации  информации  (словесный,  схематический  и  др.),  использовать  эти  способы  в  процессе решения  учебных  задач;

–  понимать  информацию,  представленную  в  изобразительной, схематической, табличной  форме;  переводить  её  в  словесную  форму;

–  владеть  общими  способами  решения  конкретных  лингвистических  задач;

–  ориентироваться  на  возможность  решения  отдельных  лингвистических  задач  разными  способами;

–  осуществлять  анализ,  синтез,  сравнение,  классификацию, группировку  языкового  материала  по  заданным  критериям;

–  строить  несложные  рассуждения,  устанавливать  причинно-следственные  связи,  делать  выводы,  формулировать  их;

–  подводить  факты  языка  и  речи  под  понятия  на  основе  выделения  комплекса  существенных  признаков.

Выпускник получит возможность научиться:

–  осуществлять  поиск  необходимой  информации  в  дополнительных  доступных  источниках  (справочниках,  учебно-познавательных книгах,  в  открытом  информационном  пространстве,  в  том  числе в  контролируемом  пространстве  сети  Интернет);

–  находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

–  делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

–  осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

–  анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам;

–  проводить сравнение и классификацию языкового материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

–  участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и  т.  д.);

–  задавать вопросы, отвечать на вопросы других, формулировать собственное мнение;

–  понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации  общения (сообщить,  объяснить  что-то  или  словами  нарисовать увиденное,  показать  действия  или  признаки;  поздравить  кого-то или  научить  чему-то  в  устной  или  письменной  форме;  адресат  – взрослый  или  сверстник  и  т.  д.);

–  выражать свои мысли, чувства в словесной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка, заботясь о ясности, точности выражения мысли;

–  осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; стараться проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;

–  вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;

–  воспроизводить информацию, доносить её до других;

–  создавать небольшие монологические высказывания с ориентацией на партнёра, с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

Выпускник получит возможность научиться:

–  начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

–  оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

–  инициировать совместную деятельность, распределять роли, стремиться к координации действий, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем, аргументировать свою позицию;

–  создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;

–  применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Содержание предмета – русский язык

Речь, развитие речи, практика речевой деятельности

Продолжение овладения различными формами речи в ситуациях учебного и  бытового  общения,  умением  работать  с  текстами  и справочными  материалами  учебника,  представленными  в  виде  таблиц,  схем,  алгоритмов:  находить  нужную  информацию  и  осознанно  ею  пользоваться  для  решения  учебно-познавательных  задач. Дальнейшее обучение правильному использованию, произношению, изменению слов, построению словосочетаний (в объёме, представленном в следующих разделах программы), выбору  средств языка  с  учётом  ситуации  и  задач  общения. Совершенствование всего комплекса умений, связанных с пониманием, воспроизведением и  созданием  различных  видов  текстов (в  пределах  изученного),  с  соблюдением  требований  к  хорошему тексту,  правил  его  обдумывания  и  улучшения  после  записи.

Построение несложного рассуждения (рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления); способы выражения собственного  мнения  (использование  слов  по-моему,  я  думаю,  что…  и  др.).

Построение предложений при включении их в  текст,  развитие мысли,  выбор  порядка  слов.  Связь предложений в тексте (наблюдение и воспроизведение).

Продолжение освоения подробного и выборочного изложений; добавление  в  текст  собственных  суждений.  Изложения с изменением лица рассказчика (от 1-го,  от  3-го  лица).  Общее представление о сжатом изложении. Практическое освоение уже знакомых жанров речи, особенностей их  построения,  выбора  языковых  средств,  оформления;  общее знакомство  с  новыми  жанрами:  объявлением,  дневниковой  записью,  рассказом,  сказкой.  Создание текстов этих жанров на основе различных источников (картин, рисунков, собственного опыта, наблюдений); обучение улучшению  своих  текстов  с  точки  зрения структуры,  построения  предложений,  правильного,  точного,  выразительного  использования  языковых  средств.  Освоение  понятия «сочинение»  как  общего  названия  создаваемых  текстов,  состава и  последовательности  операций,  связанных  с  обдумыванием,  написанием  и  корректированием  написанного  текста.

 

Фонетика  и  графика.  Орфоэпия. Дальнейшее совершенствование умений: различать звуки  и  буквы,  применять  освоенные правила  графики  при  письме;  выполнять  фонетико-графический

анализ (полный  и  частичный);  соблюдать  правила  постановки  ударения  и  произношения  слов,  вынесенных  в  словарь  учебника    «Как правильно  говорить?»,  а  также  использовать  знание  алфавита  при обращении  к  словарям.

 

Лексика.  Совершенствование представления о двух значениях слова: основы (лексическом) и  окончания  (грамматическом);  накопление  опыта  выявления  слов,  лексическое  значение  которых

требует  уточнения.  Определение значения слова  по  тексту  или толковому  словарю.  Наблюдение за  использованием  синонимов  в речи,  за  выбором  точного  слова.  Общее представление о прямом и  переносном  значениях,  о  словах,  имеющих  несколько  значений, о  происхождении  отдельных  слов  и  выражений.

 

Состав  слова  (морфемика).  Совершенствование  умения  выделять  части  слов  и  необходимых  для  этого  способов  действия. Продолжение  наблюдений  за  строением  слов,  за  использованием

приставок  и  суффиксов  для  повышения  точности  и  выразительности  речи. Разграничение  однокоренных  слов  и  форм  одного  и  того  же слова.  Различение  изменяемых  и  неизменяемых  слов  (с  акцентом среди  последних  на  наречиях).

 

Морфология

Совершенствование  представления  о  частях  речи  как  группах слов,  отличающихся  значением,  вопросом,  на  который  отвечают слова,  способами  изменения,  а  также  о  делении  частей  речи  на

самостоятельные  и  служебные.  Совершенствование  умения  выполнять  полный  морфологический  разбор  имён  существительных,  имён прилагательных,  глаголов.

Имя  существительное:  закрепление  изученного,  продолжение формирования  всех  приобретённых  умений;  накопление  опыта использования  словаря  учебника  «Какого  рода  и  числа  слово?»  для правильного употребления слов  в  речи.  Дальнейшее становление умения  определять  падеж,  в  котором  употреблено  имя  существительное.  Различение падежных и  смысловых  вопросов.

Общее представление о  понятии  «склонение»,  о  трёх  склонениях имён  существительных.  Определение принадлежности имени существительного к  1,  2  или  3-му  склонению;  овладение  необходимым для  этого  способом  действия. Соблюдение правил культуры речи при использовании несклоняемых имён существительных (пальто, метро, кино, шоссе), при изменении некоторых имён существительных (рот  –  рта, лоб  –  на  лбу  и  др.),  при  образовании  форм  родительного  падежа  множественного  числа  от  слов  типа  место,  дело,  ёж  и  т.  п., форм именительного падежа множественного числа от слов типа учитель,  повар,  шофёр  и  др.;  использование  словаря  учебника  «Как правильно  изменить  слово?».

Имя прилагательное: совершенствование всех приобретённых умений.  Уточнение значения, передаваемого формами множественного числа имён прилагательных.  Продолжение работы

над использованием имён прилагательных для повышения точности и выразительности речи.

Имя  числительное:  назначение  в  речи,  общее  представление  об изменении  по  падежам  (практическая  работа  на  уровне  культуры

речи  и  правописания).

Сходство  имён  существительных,  имён  прилагательных  и  имён числительных,  составляющих  группу  имён.

Местоимение:  закрепление  общего  представления  об  особенностях  этой  части  речи,  о  личных  местоимениях,  их  назначении, значении  форм  1,  2,  3-го  лица;  овладение  правилом  употребления  местоимений  3-го  лица  с  предлогами.  Склонение  личных местоимений,  их  использование  для  устранения  повторов  имён существительных;  предупреждение  неудачного  употребления  местоимений  как  одной  из  причин  неясности  речи  (продолжение работы).

Глагол:  повторение  изученного,  совершенствование  всех  приобретённых  умений.  Сопоставление  «работы»  окончаний  в  формах настоящего,  будущего  и  прошедшего  времени;  личные  и  родовые

окончания  глаголов. Общее  представление  о  понятии  «спряжение».  Два  спряжения глаголов,  способы  определения  спряжения;  овладение  необходимыми  способами  действия. Продолжение  работы  над  правильностью  речи:  над  правильным  ударением  (звони´т,  позвони´шь,  посла´ла,  начала´…),  над  верным  чередованием  звуков  (бежит  –  бегут,  хочешь  –  хотят),  а  также

наблюдений  за  использованием  различных  глагольных  форм  для повышения  точности  и  выразительности  речи.

Наречие  как  «помощник»  глагола  в  речи;  знакомство  с  особенностями  этой  части  речи.

Использование  наречий  в  предложениях  и  текстах  при  ответе на  вопрос  «Как  пройти?».  Написание  наиболее  частотных  наречий (в  словарном  порядке).

Предлоги,  союзы  и,  а,  но,  частица  не  как  служебные  части речи:  повторение.  Участие  предлогов  в  образовании  падежных форм  имён  существительных  и  местоимений.  Назначение  и  правильное  использование  союзов  и,  а,  но;  значение  и  использование частицы  не  с  глаголами.

 

Синтаксис

Словосочетание.  Представление  о  словосочетании  как  способе более  точного  называния  предмета,  признака,  действия.  Знакомство  со  строением  словосочетания:  наличием  главного  и  зависимого  слова;  связь  членов  словосочетания  по  смыслу  и  по  форме. Знакомство  с  некоторыми  значениями  словосочетаний  (пред-мет  и  его  признак;  действие  и  место,  время,  способ  его  совершения),  с  их  отражением  в  вопросах  какой?  какая?  где?  куда? когда?  как?  и  др.  Подчинение  имени  прилагательного  имени  существительному  в  роде,  числе  и  падеже,  подчинение  в  падеже  имени  существительного  другому  имени  существительному  или глаголу.

Вычленение  словосочетаний  из  предложения  и  их  составление. Освоение  принятых  правил  связи  слов  как  условие  правильности речи  (предупреждение  ошибок  в  словосочетаниях  со  словами  типа одеть,  надеть;  рассказывать,  описывать;  любить,  гордиться;  доехать до  …  ;  поехать  в  (на),  приехать  из  (с)  и  т.  п.).

Предложение: повторение изученного о видах предложений, о членах предложения, о способах нахождения  главных  членов. Общее представление о видах второстепенных членов предложения: определении, дополнении, обстоятельстве. Знакомство с однородными членами предложения: их назначением, признаками, правильным и уместным употреблением (на практическом уровне).  Нахождение предложений с однородными членами в тексте и составление; использование бессоюзной связи (перечисления), союзов и, а,  но. Общее представление о сложных предложениях, их нахождение в тексте (простые случаи).

Орфография и пунктуация

Дальнейшее совершенствование владения понятием «орфограмма» и умения обнаруживать орфограммы на основе освоенных признаков.  Продолжение работы над использованием приёма сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письма с «окошками») как способа самоконтроля в процессе письма и «ухода» от орфографических ошибок.

Применение изученных орфографических правил и обращение к орфографическому словарю как способ решения орфографических задач.

Освоение правил письма на месте следующих орфограмм:

• безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных (кроме существительных на -мя,  -ий,  -ия,  -ие,  -ья, -ье,  -ов,  -ин);

• безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;

• безударные гласные в родовых и личных окончаниях глаголов;

• раздельное написание не с глаголами;

•  ь после шипящих в форме глаголов 2-го лица единственного числа.

Продолжение освоения правил пунктуационного оформления конца предложения.  Постановка запятой в предложениях с однородными членами (простые случаи: перед союзами  и, а, но,  при

перечислении).

Проверка написанного: практическое овладение.

Освоение  правильного  написания  следующих  слов  с  непроверяемыми  гласными  и  согласными:  аллея,  аптека,  бассейн,  бросить, вверх,  влево,  вниз,  вокзал,  волейбол,  воскресенье,  восток,  впереди, вперёд,  вправо,  встретить,  вторник,  до  свидания,  ездить,  заметить, запад,  здесь,  знакомиться,  извините,  исправить,  календарь,  комбайн,  кончить,  коридор,  коричневый,  красить,  лазить,  медленно, молоток,  налево,  направо,  неделя,  пассажир,  помнить,  понедельник, портить,  прекрасный,  приветливо,  прямо,  пшеница,  пятница,  рано, растение,  рюкзак,  сверху,  сегодня,  сейчас,  сзади,  скоро,  слева, снизу,  снова,  спокойно,  справа,  среда,  топор,  трактор,  троллейбус,

украсить, урожай, фамилия, хозяин, хоккей, часто, человек, четверг, экскурсия, электричество, этаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Тематическое планирование-русский язык

Раздел программы

количество часов

1

Повторение изученного в 3 классе

18ч

2

Словосочетания

13ч

3

Наречие

4

Объявления

5

Склонение имен существительных и имен прилагательных

37ч

6

Части речи

16ч

7

Спряжение глагола

18ч

8

Предложение

11ч

9

Текст

17ч

10

Слово

16ч

11

Повторение

Календарно-тематическое планирование

 

Дата

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

I четверть (40 ч.)

Раздел 1: Повторение изученного в 3 классе (18 ч.)

1

3.09

Части речи

Обсуждают название учебника, знакомятся с

письмом, вспоминают части, обязательные для

него, высказывают своё мнение; повторяют требования к речи, обсуждают их, объясняют решение орфографических задач, используют освоенные способы действия, определяют части речи, воспроизводят информацию по таблицам, с опорой на памятки, наблюдают за значением слов, отличающихся приставками, вспоминают научные слова (термины).

Уточняют содержание изученных понятий, вспоминают термины, сравнивают слова по составу, определяют части речи, члены предложения, различают деловые тексты и

словесные картины; ищут границы предложений, выделяют каждую мысль,

определяют предмет речи, обращаются к орфографическому словарю при выборе букв, применяют изученные правила. Повторяют понятия «орфограмма» и «орфографическое правило», систематизируют орфографические знания, умения; характеризуют тексты, сравнивают, анализируют строение, языковые средства; завершают текст.  Анализируют строение слов, проводят звуко - буквенный анализ, определяют

части речи.

2

4.09

Основные грамматические понятия

3

5.09

Правила хорошей речи

4

6.09

Жанры речи

5

7.09

Знакомство с понятием «личный дневник»

6

10.09

Значения слова.

7

11.09

Звуко-буквенный анализ слова.

8

12.09

Состав слова и его значение

9

13.09

Разграничение слов по частям речи

10

14.09

Форма слова и однокоренные слова

11

17.09

Формы глагола

12

18.09

Орфограммы глагола

13

19.09

Решение орфографических задач

14

20.09

Различные виды разбора.

15

21.09

Письменный пересказ от другого лица

16

24.09

Виды текстов

17

25.09

Контрольная работа по теме: «Повторение изученного в 3 классе»

18

26.09

Решение орфографических задач

Раздел 2: Словосочетания (13 ч.)

19

27.09

Знакомство с понятием «словосочетание»

Знакомятся с новым термином, наблюдают за существенными признаками словосочетаний, выделяют их, проверяют свой вывод, обобщают наблюдения и открывают ещё одну «тайну языка».  Осваивают новый термин, анализируют словосочетания, выделяют в них главные и зависимые слова.  Дополняют и уточняют объяснения на основе информации учебника; работают с информацией, представленной в схематической форме, переводят информацию в словесную форму, делают выводы и обобщают. Проверяют, из любых ли слов можно составить словосочетания, составляют и записывают словосочетания, решают орфографические задачи. Составляют словосочетания по опорным моделям,

показывают главные и зависимые члены словосочетаний, определяют части речи, отвечают на вопрос мальчика-иностранца; сравнивают свой ответ с ответом в учебнике, осознают значимость умения строить словосочетания. Выбирают  лучшие  варианты  расстановки  слов  в предложении.

20

28.09

Составление словосочетаний

21

01.10

Словосочетания в предложениях

22

02.10

Значения словосочетаний

23

03.10

Значения словосочетаний

24

04.10

Контрольное списывание

25

05.10

Согласование в словосочетании

Словосочетание в словосочетании

26

08.10

Согласование в словосочетании

27

09.10

Управление в словосочетании

28

10.10

Виды связи в словосочетаниях

29

11.10

Правильное употребление глаголов и предлогов в словосочетании.

30

12.10

Контрольная работа по теме «Словосочетание»

31

15.10

Выбор падежной формы имени существительного

Раздел 3: Наречие (6 ч.)

32

16.10

Знакомство с особенностями наречия как части речи

Читают информацию в учебнике, узнают название незнакомой части речи и проверяют сделанные выводы о её особенностях.  По указанной памятке рассказывают о наречии, находят наречия в тексте и предложении, ставят вопросы от глаголов к наречиям. Анализируют предложения, находят однокоренные слова, определяют части речи и, где могут, части слов.  Читают сообщение в учебнике и дополняют свои знания о наречии. Осваивают способ действия по выявлению наречий, выделяют в них суффиксы, определяют значения.  Проводят  эксперимент:  читают  текст

33

17.10

Правописание наречий

34

18.10

Контрольное списывание

35

19.10

Правописание наречий

36

22.10

Письменный пересказ текста

37

23.10

Решение орфографических задач

Раздел 4: Объявления (3 ч.)

38

24.10

Особенности построения объявлений

Знакомятся с жанром объявления и его особенностями. Рассматривают рисунки и оставляют за персонажей полное и точное объявление. Анализируют другие объявления, выявляют недостатки и исправляют их. Составляют и пишут объявления для различных ситуаций, обсуждают их и улучшают.

39

25.10

Создание текстов-объявлений

40

26.10

Создание текстов-объявлений

II четверть (37 ч.)

Раздел 5: Склонение имен существительных и имен прилагательных (35 ч.)

41

6.11

Склонение

Анализируют слова и находят имена существительные, сравнивают, чем они похожи и чем различаются. Решают орфографические задачи.  Сравнивают пословицы и вычленяют повторяющееся слово, указывают признак, из-за

которого у него различны окончания, воспроизводят способ действия для определения падежа, объясняют смысл пословицы. Соотносят строки о человеке и пословицу, решают орфографические задачи, доказывают выбор букв, определяют части речи, дают характеристику предложений, подчёркивают главные члены, сравнивают употребление слова в разных падежах. Изменяют слова по падежам, читают сообщение в учебнике и знакомятся с новым научным словом «склонение», уточняют его значение. Сравнивают два названия инструментов, выясняют признаки, которыми различаются слова, их называющие; склоняют оба слова, выделяют окончания, сравнивают их в одних и тех же падежах, делают умозаключение. Анализируют текст, выявляют недостатки, определяют способы их устранения; списывают текст, вносят коррективы.  Решают задачи письма, устанавливают связи слов, определяют заданные признаки, сравнивают значения выделенных слов, объясняют различие, обращаются к толковому словарю.  Соотносят предложенную пословицу с отрывком, устанавливают смысловое сходство.

Сравнивают окончания имён существительных мужского и женского рода, предполагают, что различия в окончаниях связаны с родом, проверяют своё предположение, выясняют, что гипотеза не подтверждается, осознают возникшую проблему, читают сообщение в учебнике и проверяют свои догадки.  Обобщают знания, заполняют таблицу, дополняют знания об именах существительных; формулируют способ действия для определения склонения имени существительного, проверяют его по памятке.  Склоняют  имена  существительные,  выявляют  безударные  гласные  в  окончаниях,  на  их  месте оставляют  «окошки»  или  пишут, пользуясь  информацией в таблице учебника; классифицируют имена существительные  в  зависимости от склонения, группируют их.

42

7.11

Три склонения имён существительных

43

8.11

Три склонения имён существительных

44

9.11

Определение склонения имени существительного

45

12.11

Анализ имени существительного

46

13.11

Безударные окончания имён существительных

47

 

14.11

Безударные окончания имён существительных

48

15.11

Контрольный диктант по теме

Три склонения существительных

49

16.11

Орфограммы в безударных окончаниях существительных

50

19.11

Орфограммы в безударных окончаниях существительных

51

20.11

Орфограммы в безударных окончаниях существительных

52

21.11

Орфограммы в безударных окончаниях существительных

53

22.11

Орфограммы в безударных окончаниях прилагательных

54

23.11

Орфограммы в безударных окончаниях прилагательных

55

26.11

Орфограммы в безударных окончаниях прилагательных

56

27.11

Орфограммы в безударных окончаниях прилагательных

57

28.11

Решение орфографических задач

58

29.11

Изложение «Так приходит зима»

59

30.11

Контрольное списывание

60

3.12

Решение орфографических задач

61

4.12

 Этюд по картине

А. Пластова «Первый снег»

62

5.12

Склонение существительных и прилагательных во множественном числе

63

6.12

Склонение существительных и прилагательных во множественном числе

64

7.12

Именительный и родительный падежи множественного числа имён существительных

65

10.12

Именительный и родительный падежи множественного числа имён существительных

66

11.12

Решение орфографических задач

67

12.12

Решение орфографических задач

68

13.12

Родной язык. Секреты правильной речи

69

14.12

Секреты правильной речи

70

17.12

Изложение «Почтовые марки»

71

18.12

Контрольный диктант по теме

Склонение существительных и прилагательных

72

19.12

Решение орфографических задач

73

20.12

Секреты правильной речи

74

21.12

Родной язык. Секреты правильной речи

75

24.12

Секреты правильной речи

76

25.12

Создание словесных этюдов

77

26.12

Создание словесных этюдов

III четверть (52ч.)

Раздел 6: Части речи (16 ч.)

78

9.01

Части речи-имена

Анализируют стихотворные отрывки, решают орфографические задачи, обосновывают решения,

обращаются за справками к словарям. Анализируют одно слово со всех изученных точек зрения.  Обобщают сведения об именах, находят в тексте все имена, сравнивают их по морфологическим признакам, устанавливают связи слов. Отыскивают в тексте сочетания слов по заданным признакам, сравнивают их, выявляют различия. Характеризуют слова как часть речи, пользуются памяткой-алгоритмом, анализируют её, вычленяют новое (ранее не выполнявшееся) действие, осуществляют его. Работают со словарём, выбирают из него слова по заданным параметрам. Пишут под диктовку, осуществляют самоконтроль по ходу письма, само-  и взаимопроверку, коллективно (в парах) обсуждают решение орфографических задач. Анализируют слова как части речи, сравнивают слова по различным признакам, группируют их.

Обобщают  и  систематизируют сведения.

79

10.01

Родной язык. Знакомство с понятием «выборочное изложение»

80

11.01

Склонение имён числительных

81

14.01

Склонение сложных числительных

82

15.01

Склонение сложных числительных

83

16.01

Употребление в речи личных местоимений

84

17.01

Употребление в речи личных местоимений

85

18.01

Неопределённая форма глагола

86

21.01

Неопределённая форма глагола

87

22.01

Неопределённая форма глагола

88

23.01

Формы глагола

89

24.01

Формы глагола

90

25.01

Формы глагола

91

28.01

Решение орфографических задач

92

29.01

Контрольный диктант по теме

Части речи

93

30.01

Решение орфографических задач

Раздел 7: Спряжение глагола (18 ч.)

94

31.01

Введение понятия «спряжение»

Отыскивают в тексте изменения слов, анализируют их, классифицируют по частям речи, сравнивают изменения, объясняют их; сопоставляют изменения глаголов в разных формах, делают выводы о различиях и особенностях изменения форм.  Читают информацию учебника, знакомятся с новым термином, проводят аналогию с уже известным, завершают название параграфа, используют новое понятие. Повторяют сведения о склонении существительных, осмысливают принцип   выделения трёх склонений, проводят аналогию со спряжением глаголов, анализируют глагольные окончания, рассуждают и делают умозаключение о двух спряжениях глаголов.  Сопоставляют окончания двух спряжений,

делают выводы об их особенностях, размышляют

над схематическим изображением специфики окончаний, высказывают догадки о сущности схемы-подсказки, используют её при решении вопроса о спряжении.  Анализируют глаголы по освоенным приметам, классифицируют и группируют слова.  Читают сообщения учебника

и находят новые сведения.  Характеризуют  возможные глаголы по предъявленным  окончаниям,

95

1.02

Два спряжения глагола.

96

4.02

Два спряжения глагола.

97

5.02

Определение спряжения глагола

98

6.02

Определение спряжения глагола

99

7.02

Алгоритм определения спряжения

100

8.02

Глаголы-исключения

101

11.02

Глаголы-исключения

102

12.02

Способы определения спряжения

103

13.02

Способы определения спряжения

104

14.04

Способы определения спряжения

105

15.02

Морфологический разбор глагола

106

18.02

Решение орфографических задач

107

19.02

Решение орфографических задач

108

20.02

Решение орфографических задач

109

21.02

Контрольный диктант по теме

Спряжение глагола

110

22.02

Спряжение глагола

111

25.02

Изложение

Раздел 8: Предложение (11 ч.)

112

26.02

Виды второстепенных членов предложения

Анализируют предложение, соотносят слова –  части речи и члены предложения, выделяют

и характеризуют последние.  Читают информацию

учебника и дополняют её известными сведениями.  Устанавливают отсутствие знаний о видах второстепенных членов; продолжают читать учебник и приобретают нужные сведения. Осознают следующую проблему.  В поисках ответа вычленяют словосочетания с второстепенными членами и анализируют их по заданным признакам.  Знакомятся по учебнику с особенностями каждого вида; сопоставляют новые сведения с результатами анализа и устанавливают разновидности второстепенных членов. Обобщают информацию и выводят способ действия, пользуются схемой-подсказкой. Выполняют выведенный  способ  действия  и определяют  виды  второстепенных  членов  предложения.

113

27.02

Однородные члены предложения

114

28.02

Союзы и знаки препинания при однородных членах

115

1.03

Союзы и знаки препинания при однородных членах

116

4.03

Союзы и знаки препинания при однородных членах

117

5.03

Сложные предложения

118

6.03

Сложные предложения

119

7.03

Сложные предложения

120

11.03

Решение орфографических задач

121

12.03

Контрольный диктант по теме

Предложение

122

13.03

Решение орфографических задач

Раздел 9 Текст (7ч.)

123

14.03

Структура текста-рассуждения

Анализируют тексты, сравнивают их, выявляют сходство.  Читают информацию в учебнике,

выделяют новые сведения, используют их для

объяснения результатов анализа; систематизируют признаки рассуждения. Читают тексты, находят в

них рассуждения, обозначают их условными знаками; черпают из учебника информацию, дополняют ею наблюдения и выводы. Преобразуют предложения, сравнивают их, строят рассуждения разных видов, формулируют аргументы.  Анализируют, сравнивают классифицируют  тексты.

124

15.03

Рассуждения-объяснения и рассуждения-размышления

125

18.03

Объяснительная записка

126

19.03

Контрольное списывание

127

20.03

Родной язык. Секреты хорошей речи

128

21.03

Построение текста-рассуждения

129

22.03

Текст-рассуждение

IV четверть (35 ч.)

Раздел 10: Слово (16ч.)

130

1.04

Родной язык. Новые и старые слова

Размышляют о роли и количестве слов в языке, обмениваются мнениями, ориентируются на проводимую аналогию; читают информацию в учебнике, приобретают новые сведения. Объясняют значения слов, размышляют о времени их появления, читают тексты, пополняют знания, членят текст на предложения, находят непонятные слова, выбирают словарь и обращаются к нему. Обсуждают значения слов, оценивают слова с точки зрения употребления; читают тексты, озаглавливают их, выявляют устаревшие слова, находят объяснения значений, знакомятся с происхождением названий, выборочно списывают   пересказывают отрывки.  Анализируют слова с разных точек зрения, отыскивают в текстах факты языка по заданным характеристикам; конструируют слова, различают однокоренные слова и формы одного слова.  Обобщают сведения о жизни слов в языке, обсуждают, делятся информацией с другими (дома).

131

2.04

Лексическое значение слова

132

3.04

Лексическое значение слова

133

4.04

Значение слов. Краткий пересказ.

134

5.04

Многозначные слова

135

8.04

Синонимы и антонимы

136

9.04

Значение слов

137

10.04

Решение орфографических задач

138

11.04

Контрольное списывание

139

12.04

Прямое и переносное значение слов

140

15.04

Решение орфографических задач

141

16.04

Уточнение значений слов

142

17.04

Уточнение значений слов

143

18.04

Родной язык. Вежливые слова

144

19.04

Контрольный диктант по теме «Значение слова»

145

22.04

Решение орфографических задач

Раздел 11 Текст (10 ч.)

146

23.04

Связь предложений в тексте

Конструируют предложения, включают в контекст, наблюдают за развитием мысли, изменяют порядок слов, сравнивают; делают умозаключения, выводы. Выбирают порядок слов в предложении с учётом контекста, составляют предложения, включают в текст, наблюдают за развитием мысли, оценивают; списывают и пересказывают тексты, озаглавливают их.  Передают информацию другим (дома). Сравнивают  тексты,  выявляют  сходство,  устанавливают  различия; классифицируют,  подводят под понятия, аргументируют ответ, обозначают  условными  знак

147

24.04

Построение текста

148

25.04

Рассказ.

149

26.04

Итоговая контрольная работа

150

29.04

Этюд.

151

30.04

Введение термина «сочинение»

152

6.05

Сочинения-этюды Сочинения-сказки.

153

7.05

Сочинения-рассуждения

154

8.05

Словесные зарисовки

155

13.05

Рассказ по серии картинок

Раздел 12: Повторение за 4 класс (9 ч.)

156

14.05

Словосочетание

Анализируют оглавление учебника, обобщают, систематизируют изученное.  Оценивают свои достижения. Составляют  и  проводят викторину,  отгадывают кроссворды.

157

15.05

Контрольное списывание

158

16.05

Склонение

159

17.05

Части речи

160

20.05

Спряжение глагола

161

21.05

Члены предложения

162

22.05

Однородные члены предложения

163

23.05

Предложения простые и сложные

164

24.05

Виды текстов

 


 

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планируемые результаты освоения учебного предмета – русский язык

Планируемые результаты освоения учебного предмета – русский язык

Содержательная линия «Система языка»

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Лексика» Выпускник научится : – осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи; – выявлять в…

Раздел «Лексика» Выпускник научится : – осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи; – выявлять в…

Раздел «Синтаксис» Выпускник научится : – различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам; – ставить от главного слова словосочетания к зависимому смысловые вопросы; –…

Раздел «Синтаксис» Выпускник научится : – различать слова, словосочетания и предложения по освоенным признакам; – ставить от главного слова словосочетания к зависимому смысловые вопросы; –…

Выпускник получит возможность научиться : – обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи; – оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;…

Выпускник получит возможность научиться : – обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи; – оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;…

Познавательные УУД Выпускник научится : – осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), участвуя в её решении; – читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;…

Познавательные УУД Выпускник научится : – осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), участвуя в её решении; – читать и понимать учебные задания, следовать инструкциям;…

Выпускник получит возможность научиться : – начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости; – оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание…

Выпускник получит возможность научиться : – начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости; – оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание…

Содержание предмета – русский язык

Содержание предмета – русский язык

Общее представление о понятии «склонение», о трёх склонениях имён существительных

Общее представление о понятии «склонение», о трёх склонениях имён существительных

Дальнейшее совершенствование владения понятием «орфограмма» и умения обнаруживать орфограммы на основе освоенных признаков

Дальнейшее совершенствование владения понятием «орфограмма» и умения обнаруживать орфограммы на основе освоенных признаков

Тематическое планирование-русский язык №

Тематическое планирование-русский язык №

Проверяют, из любых ли слов можно составить словосочетания, составляют и записывают словосочетания, решают орфографические задачи

Проверяют, из любых ли слов можно составить словосочетания, составляют и записывают словосочетания, решают орфографические задачи

Изменяют слова по падежам, читают сообщение в учебнике и знакомятся с новым научным словом «склонение», уточняют его значение

Изменяют слова по падежам, читают сообщение в учебнике и знакомятся с новым научным словом «склонение», уточняют его значение

Анализируют стихотворные отрывки, решают орфографические задачи, обосновывают решения, обращаются за справками к словарям

Анализируют стихотворные отрывки, решают орфографические задачи, обосновывают решения, обращаются за справками к словарям

Читают информацию учебника и дополняют её известными сведениями

Читают информацию учебника и дополняют её известными сведениями

Лексическое значение слова 132 3

Лексическое значение слова 132 3
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2020