муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Бобравская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и обсуждена Рассмотрена и принята на заседании ШМО уч. нач. классов на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 27.08. 2019 г Протокол №1 от 27.08.2019 г. Руководитель _______ / Умеренкова Л.Н./ Председатель ________ / Скорнякова С.В./
Утверждена приказом №75 от 28.08.2019 г. Директор Бобравской СОШ __________ /Н.Н.Севрюкова/
Рабочая программа
по русскому языку
Класс: 1
Количество часов в год: 50
Учитель первой квалификационной категории Ельникова Наталья Васильевна
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса общеобразовательной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
социокультурная цель - изучение русского языка - включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
§ развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
§ освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
§ овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;
§ воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса
§ Основные задачи:
§ — формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
§ — развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
§ — развитие коммуникативных умений;
§ — развитие нравственных и эстетических чувств;
§ — развитие способностей к творческой деятельности.
§ Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
§ • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
§ • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
§ • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
§ • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
§ Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука.
§ Систематический курс русского языка представлен в программе следующими содержательными линиями:
§ • система языка (основы лингвистических знаний): лексика, фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
§ • орфография и пунктуация;
§ • развитие речи.
§ Языковой материал обеспечивает формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
§ Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).
§ Знакомясь с единицами языка, учащиеся усваивают их роль, функции, а также связи и отношения, существующие в системе языка и речи. Усвоение морфологической и синтаксической структуры языка, правил строения слова и предложения, графической формы букв осуществляется на основе формирования символико-моделирующих учебных действий с языковыми единицами. Через овладение языком — его лексикой, фразеологией, фонетикой и графикой, богатейшей словообразовательной системой, его грамматикой, разнообразием синтаксических структур — формируется собственная языковая способность ученика, осуществляется становление личности.
§ Значимое место в программе отводится темам «Текст», «Предложение». Они наиболее явственно обеспечивают формирование и развитие коммуникативно-речевой компетенции учащихся. Работа над текстом предусматривает формирование речевых умений и овладение сведениями и знаниями по языку, что создаст действенную основу для обучения школьников созданию текстов по образцу, собственных текстов разного типа, соблюдению норм построения текста (логичность, последовательность, связности и др.), развитию умений, связанных с оценкой и самооценкой выполненной учеником творческой работы.
§ Работа над предложением и словосочетанием направлена на обучение учащихся нормам построения и образования предложений, на развитие умений пользоваться предложениями в устной и письменной речи, на обеспечение понимания содержания и структуры предложений в чужой речи. На синтаксической основе школьники осваивают нормы произношения, процессы словоизменения, формируются грамматические умения, орфографические и речевые навыки.
§ Программа предусматривает формирование у младших школьников представлений о лексике русского языка.
§ Серьёзное внимание уделяется в программе формированию фонетико-графических представлений о звуках и буквах русского языка. Чёткое представление звуковой и графической формы важно для формирования всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
§ Важная роль отводится формированию представлений о грамматических понятиях: словообразовательных, морфологических, синтаксических. Усвоение грамматических понятий становится процессом умственного и речевого развития: у школьников развиваются интеллектуальные умения анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, классификации, обобщения, что служит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных действий с языковыми единицами.
§ Программа предусматривает изучение орфографии и пунктуации на основе формирования универсальных учебных действий, формирование умений различать части речи и значимые части слова, обнаруживать орфограмму, различать её тип, соотносить орфограмму с определённым правилом, выполнять действие по правилу, осуществлять орфографический самоконтроль является основой грамотного, безошибочного письма.
§ Содержание программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц язык
§ В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.
§ Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется в 1 классе 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 50 ч на русский язык после курса обучения грамоте.
Результаты изучения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение (в объёме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Содержание учебного предмета.
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с цепями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в ткете. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных туков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных туков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный - непарный; согласный звонкий -глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения
С помощью толкового
словаря. Представление об однозначных
и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за
использованием в речи синонимов и анонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Глагол. Значение и употребление в речи. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
§ сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
§ сочетания чк—чн, чт, щн;
§ перенос слов;
§ прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
§ проверяемые безударные гласные в корне слова;
§ парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
§ непроизносимые согласные;
§ непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
§ гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
§ раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
§ раздельное написание предлогов с другими словами;
§ знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, нянчить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Последовательность предложений в тексте.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Деятельность учащихся |
|
1 |
Наша речь Язык и речь, их значение в жизни людей. |
Знакомство с учебником. Знакомство с видами речи. Различение устной и письменной речи. Построение высказываний о значении языка и речи. *Слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык |
|
2 |
Устная и письменная речь. Русский язык — родной язык русского народа.
|
|
|
3 |
Текст и предложение (общее представление) |
Установление смысловой связи между предложениями в тексте. Выбор подходящего заголовка |
|
4 |
Предложение. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль |
Выделение предложений из речи. Установление связи слов в предложении. |
|
5 |
Диалог. |
Выразительное чтение текста по ролям. Наблюдение за постановкой знаков препинания в предложении и диалоге. |
|
6 |
Роль слов в речи. Р.р. Составление текста по рисунку и опорным словам. |
Различать слова- названия предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу. Использовать в речи «вежливые слова». Наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретать опыт в их различении. Наблюдать над этимологией слов пенал, здравствуйте, благодарю. |
|
7 |
Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов. Классификация и объединение слов в тематические группы |
|
|
8 |
Вежливые слова. Тематические группы слов. |
|
|
9 |
Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. *Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш. |
|
|
10 |
Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Слово и слог. |
Наблюдать над слоговой структурой различных слов. Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям. |
|
11 |
Деление слов на слоги. *Слова с непроверяемым написанием: лисица. |
|
|
|
|
Классифицировать слова по количеству в них слогов. Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. |
|
12 |
Перенос слов Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки. Р.р. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. |
Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строки на другую. Определять путём наблюдения способы переноса слов с одной строки на другую. Создание сравнительных образов. |
|
13 |
Перенос слов Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.
|
|
|
14 |
Ударение (общее представление) Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов. |
Наблюдать изменение значения слова в зависимости от ударения (замок и замок). Составлять простейшие слогоударные модели слов. Произносить и оценивать слова в соответствии с нормами литературного произношения. |
|
15 |
Ударные и безударные слоги Зависимость значения слова от ударения. Знакомство с орфоэпическим словарём. *Слова с непроверяемым написанием: сорока, собака. Р.р. Коллективное составление содержания основной части сказки. |
|
|
16 |
Звуки и буквы Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. |
Наблюдать над образованием звуков речи на основе проведения лингвистического опыта. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. |
|
17 |
Звуки и буквы Условные звуковые обозначения слов. *Слова с непроверяемым написанием: пальто, весело. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.
|
|
|
18 |
Русский алфавит, или Азбука Значение алфавита. |
Высказываться о значимости изучения алфавита. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют. Знакомство с этимологией слов алфавит и азбука. |
|
19 |
Русский алфавит, или Азбука Использование алфавита при работе со словарями. *Слова с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица. |
|
|
20 |
Гласные звуки и буквы. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон—сын). |
Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк.
Объяснять причины расхождения количества звуков и букв в слове.
Наблюдать над способами пополнения словарного запаса русского языка. |
|
21 |
Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах. |
|
|
22 |
Гласные звуки Слова с буквой э. *Слово с непроверяемым написанием: деревня. Р.р. Составление развёрнутого ответа на вопрос. |
||
23 |
Обозначение ударного гласного буквой на письме. Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. |
Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный или безударный. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Запоминать написание непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 класса. Знакомиться с памяткой: «Как определить в слове ударный и безударный гласные звуки». Писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание. |
|
24 |
Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах. |
|
|
25 |
Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). |
|
|
26 |
Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). Работа с орфографи-ческим словарём. *Слова с непроверя-емым написанием: заяц, петух, корова, молоко. |
||
27 |
Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. |
|
|
28 |
Согласные звуки и буквы. Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка).
|
Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить. Определять согласный звук в слове и вне слова. Дифференцировать гласные и согласные звуки. Определять «работу» букв, обозначающих согласные звуки в слове. |
|
29 |
Слова с удвоенными согласными.
|
Наблюдать над написанием и произношением слов с удвоенными согласными и определять способ переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са). |
|
30 |
Слова с буквами И и Й Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое». *Слова с непроверяемым написанием: класс, классный, дежурный. |
Различать согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Составлять слова из слогов, в одном из которых есть звук [й’]. Определять путём наблюдения способы переноса слов с буквой «и краткое» (май-ка). Накапливать опыт в переносе слов с буквой «и краткое» (чай-ка) и с удвоенными согласными (ван-на). |
|
31 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. |
Дифференцировать согласные звуки и буквы, обозначающие твёрдые и мягкие согласные звуки. Распознавать модели условных обозначений твёрдых и мягких согласных [м], [м’]. Определять «работу» букв и, е, ё, ю, ь после согласных в слове. |
|
32 |
Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. |
|
|
33 |
Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. *Слово с непроверяемым написанием: ребята |
|
|
34 |
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука |
Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как конь, день, деньки. Подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). Определять путём наблюдения способы переноса слов с мягким знаком (ь) в середине слова. Накапливать опыт в переносе слов с мягким знаком (паль-цы, паль-то). |
|
35 |
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука |
|
|
36 |
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука Р.р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. |
|
|
37 |
Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. |
Различать в слове и вне слова звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки. Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков. Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. |
|
38 |
Парные звонкие и глухие согласные звуки. Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов. |
Знакомство с происхождением слова тетрадь. Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова. Соотносить произношение и написание парного звонкого согласного звука на конце слова. Находить в двусложных словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. |
|
39 |
Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова. Способы проверки написания буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук (изменение формы слова). *Слова с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь. |
|
|
40 |
Правописание парных согласных звуков на конце слов. |
|
|
41 |
Правописание парных согласных звуков на конце слов. Р.р. Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки). |
|
|
42 |
Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж; непарных мягких ч, щ. *Слова с непроверяемым написанием: работа (работать). Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки». |
Дифференцировать непарные мягкие и непарные твёрдые согласные звуки. Правильно произ-носить шипящие согласные звуки. Знакомство с происхождением названий шипящие звуки, с этимологи-ей слова карандаш. |
|
43 44 |
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч. *Слово с непроверяемым написанием: девочка. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. |
Произносить слова с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово. |
|
45 |
Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. *Слово с непроверяемым написанием: машина.
|
Соотносить произ-ношение ударных гласных в сочета-ниях жи—ши, ча—ща, чу—щу и их обозначение буквами. Находить в словах сочетания, подбирать приме-ры слов с такими сочетаниями. Писать слова с сочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу. |
|
46 |
Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
|
|
47 |
Заглавная буква в словах. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление).
|
Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов. |
|
48 |
Контрольный диктант |
|
|
49 |
Заглавная буква в словах. |
Составлять ответы на вопросы, составлять рассказ по рисунку. Правила вежливого обращения. Создавать собственную иллюстративную и текстовую информацию о любимой сказке. |
|
50 |
Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма). Повторение |
Списывать текст, содержащий изученные правила, объяснять изученные орфограммы |
|
Календарно-тематическое планирование
№ п\п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||
1 |
Наша речь Язык и речь, их значение в жизни людей. |
1 |
|
|
2 |
Устная и письменная речь. Русский язык — родной язык русского народа.
|
1 |
|
|
3 |
Текст и предложение (общее представление) |
1 |
|
|
4 |
Предложение. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль |
1 |
|
|
5 |
Диалог. |
1 |
|
|
6 |
Роль слов в речи. Р.р. Составление текста по рисунку и опорным словам. |
1 |
|
|
7 |
Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов. Классификация и объединение слов в тематические группы |
1 |
|
|
8 |
Вежливые слова. Тематические группы слов. |
1 |
|
|
9 |
Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов. *Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш. |
1 |
|
|
10 |
Слог как минимальная произносительная единица (общее представление). Слово и слог |
1 |
|
|
11 |
Деление слов на слоги. *Слова с непроверяемым написанием: лисица. |
1 |
|
|
12 |
Перенос слов |
1 |
|
|
13 |
Перенос слов Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки. Р.р. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. |
1 |
|
|
14 |
Ударение (общее представление) Способы выделения ударения. Словообразующая роль ударения. Графическое обозначение ударения. |
1 |
|
|
15 |
Ударные и безударные слоги Зависимость значения слова от ударения. |
1 |
|
|
16 |
Звуки и буквы Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. |
1 |
|
|
17 |
Звуки и буквы Условные звуковые обозначения слов. *Слова с непроверяемым написанием: пальто, весело. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка. |
1 |
|
|
18 |
Русский алфавит, или Азбука Значение алфавита. |
1 |
|
|
19 |
Русский алфавит, или Азбука Использование алфавита при работе со словарями. *Слова с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица. |
1 |
|
|
20 |
Гласные звуки и буквы. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон—сын). |
1 |
|
|
21 |
Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в словах. |
1 |
|
|
22 |
Гласные звуки Слова с буквой э. *Слово с непроверяемым написанием: деревня. Р.р. Составление развёрнутого ответа на вопрос. |
1 |
|
|
23 |
Обозначение ударного гласного буквой на письме. Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. |
1 |
|
|
24 |
Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило обозначения буквой безударного гласного звука в двусложных словах. |
1 |
|
|
25 |
Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). |
1 |
|
|
26 |
Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.). Работа с орфографическим словарём. *Слова с непроверяемым написанием: заяц, петух, корова, молоко. |
1 |
|
|
27 |
Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. |
1 |
|
|
28 |
Согласные звуки и буквы. Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки (точка — бочка). |
1 |
|
|
29 |
Слова с удвоенными согласными. |
1 |
|
|
30 |
Слова с буквами И и Й Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».
|
1 |
|
|
31 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. |
1 |
|
|
32 |
Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. |
1 |
|
|
33 |
Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. |
1 |
|
|
34 |
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука |
1 |
|
|
35 |
Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука |
1 |
|
|
36 |
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука Р.р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. |
1 |
|
|
37 |
Звонкие и глухие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. |
1 |
|
|
38 |
Парные звонкие и глухие согласные звуки. Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов. |
1 |
|
|
39 |
Правописание парных согласных звуков на конце слов. |
1 |
|
|
40 |
Правописание парных согласных звуков на конце слов. |
1 |
|
|
41 |
Правописание парных согласных звуков на конце слов. |
1 |
|
|
42 |
Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки». |
1 |
|
|
43 44 |
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Правило правописания сочетаний чк, чн, чт, нч.. |
2 |
|
|
45 |
Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ. Правило правописания сочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу. |
1 |
|
|
46 |
Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу. |
1 |
|
|
47 |
Заглавная буква в словах. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление). |
1 |
|
|
48 |
Контрольный диктант |
1 |
|
|
49 |
Заглавная буква в словах. |
1 |
|
|
50 |
Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма). Повторение |
1 |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.