Русский язык 3 класс
1. Пояснительная записка
Данная программа является рабочей, реализует содержание ФГОС НОО, утвержденного Министерством образования РФ в 2010 г.
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Математического лицея» г. Хабаровска составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
¾ Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Хабаровска «Математический лицей»;
¾ Образовательной программы МАОУ «Математический лицей» на 2020-2021 учебный год;
¾ Учебного плана МАОУ «Математический лицей» на 2020-2021 учебный год;
¾ Годового календарного учебного графика МАОУ «Математический лицей» на 2020-2021 учебный год;
¾ авторская программа «Русский язык» для начальной школы, разработанной Ивановым С.В., Кузнецовой М.В., Евдокимовой А.О., Петленко Л.В., Романовой В.Ю. (2013 г.) в рамках проекта «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова
¾ Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2020/2021 учебный год.
В соответствии со стандартами основного образования и согласно новой концепции начального образования, курс русского языка является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Усвоенные в начальном курсе русского языка знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения русского языка и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
В программе учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени начального общего образования; учитываются межпредметные связи.
Главная цель курса – сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка.
Цели изучения курса |
|
Развитие |
развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности развитие речи, развитие устной и письменной речи |
Воспитание |
упорства, аккуратности, способностей к преодолению трудностей, гражданской ответственности. |
Овладение умениями |
навык безошибочного письма |
Формирование опыта |
научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление младших школьников, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира |
Задачи курса:
- формирование у обучающихся умения учиться;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся — развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также первоначальных навыков грамотного письма;
- формирование наглядно-образного и логического мышления учащихся;
- формирование личностного смысла учения и развитие учебной мотивации.
Программа 3 класса «Русский язык» рассчитана на 2020-2021 учебный год. Согласно учебному плану на изучение русского языка в 3 классе на ступени начального общего образования отводится 170 часов из расчета 5 часов в неделю.
C целью устранения отставания программы по русскому языку за период 2 класса 4 четверти данные темы укрупнены и введены в календарно-тематическое планирование 3 класса 1 четверти в период повторения курса 2 класса:
Тема «Абзац» реализуется на уроке №2.
Тема «План текста. Фразеологизмы» - на уроках №№ 3,4.
Тема «Текст-описание» - на уроках №№ 5,6.
Тема «Текст-повествование» - на уроках №№ 8,9.
Тема «Текст-рассуждение» - на уроках 10,11.
Класс предмет |
Количество часов по учебному плану за 2019-2020 уч.год |
Фактически выдано за 2019-2020 уч.год |
Количество часов отставания за 2019-2020 уч.год |
Основные разделы, темы, нереализованные за 2019-2020 уч.год |
Как ликвидировать отставание за 2019-2020 уч.год |
||||
Оптимизация рабочих программ |
|||||||||
|
|
|
|
|
Выведение учебных тем на самостоятельное изучение с последующим контролем (кол-во часов) |
Укрупнение дидактических единиц (кол-во часов) |
Объединение близких по содержанию тем уроков (кол-во часов) |
Сокращение количества самостоятельных, проверочных работ |
Другое (кол-во часов) |
2б Русский язык |
170 |
127 |
43 |
1)Абзац -2 ч, план текста – 2 ч, фразеологизмы – 2 ч 2)Текст-описание – 6 ч 3)Текст-повествование – 4 ч 3)Текст-рассуждение – 2 ч 4) Применение орфографических правил – 5 ч 5) Уроки повторения и закрепления – 13 ч 6) Контроль – 7 ч
|
1)Уроки повторения и закрепления – 13 ч 2) Применение орфографических правил – 5 ч |
1)Текст-описание -3 ч 2)Текст-повествование-2 ч |
1)Абзац, план текста -2 ч |
- 7 ч |
|
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения филологических знаний учащихся и улучшения усвоения других учебных предметов.
Количество часов на 2020 – 2021 учебный год: 170.
Всего 170 часов (I – 40 ч; II – 40ч; III – 50 ч; IV – 40 ч)
В примерной рабочей программе предусмотрено проведение:
¾ списывание – 4 ч (из них 1 час за 2 класс 4 четверть);
¾ контрольная работа – 5 ч (1 четверть -2; 2 четверть – 1, 3 четверть – 1, 4 четверть -1;
¾ входной диктант – 1 ч;
¾ итоговая контрольная работа – 2 ч (полугодовая и годовая);
¾ диктант – 8 ч;
¾ тест – 4 ч.;
¾ самостоятельная работа – 3 ч ( проводятся в конце четвертей);
¾ словарный диктант проводится 1 раз в 2 недели
2. Содержание тем курса
«Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч)
Фонетика. Повторение изученного в 1-2 классах на основе введения фонетического анализа слова (3 ч).
Состав слова. Повторение изученного во 2 классе на основе введения разбора слова по составу (4 ч).
Синтаксис(18 ч)
Предложение. Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Однородные члены предложения.
Морфология (37 ч)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Род и число имен существительных. Падеж. Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы. Склонение имен существительных. Существительные одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные. Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение (повторение изученного во 2 классе). Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам. Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Местоимение. Личные местоимения. Употребление личных местоимений в речи. Склонение личных местоимений.
«Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч)
Повторение правил правописания, изученных во 2 классе.
Правописание надежных окончаний имен существительных. Правописание суффиксов имен существительных -ок-, -ец-, -иц-, -инк-, -енк-, сочетаний -ичк-, -ечк-.
Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Постановка запятой при однородных членах (при перечислении, при употреблении союзов а, но).
«Развитие речи» (30 ч)
Продолжение
работы над структурой текста, начатой во 2 классе: озаглавливание текстов,
написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование
текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста,
написание текста по заданному плану. Определение типов текстов (повествование,
описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанрами письма и поздравительной открытки.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и фразеологизмов.
Резервные уроки (25 ч)
3. Требования к уровню подготовки учащихся.
Предметные результаты:
К концу обучения в третьем классе учащиеся должны:
Различать:
-имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
- предложения с однородными членами;
Выделять, находить:
-грамматическую основу простого двусоставного предложения;
-в простом предложении однородные члены(как главные, так и второстепенные);
Решать практические задачи:
-проводить фонетический анализ слова и разбор слова по составу;
-характеризовать имя существительное и имя прилагательное как части речи (значение и морфологические признаки)
-составлять план текста (при помощи учителя);
Применять правила правописания:
-падежных окончаний имен существительных;
-суффиксов имен существительных –онок- (-енок-),-ек-, -ик-, -ост(ь)-;
-падежных окончаний имен существительных;
- словарных слов, определенных программой;
-постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Метапредметные результаты:
Личностные УУД:
· освоение личностного смысла учения, желания учиться, формирование интереса (мотивации) к учению;
· воспринимать речь учителя (одноклассников); развитие этических чувств — стыда, совести как регуляторов морального поведения; адекватное понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности;
· выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; осознании себя носителем русского языка, языка страны, где он живёт; формирование эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи;
· ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
Регулятивные УУД:
· самостоятельно организовывать свое рабочее место; следовать режиму организации учебной деятельности;
· определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; учиться высказывать свои предположения; умение слушать и удерживать учебную задачу;
· сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их; принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· использовать в работе на уроке словари, памятки; учиться корректировать выполнение задания; давать оценку своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности; самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе;
· корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· различать способ деятельности и результат; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; составлять план и последовательность действий.
Познавательные УУД:
· ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; перерабатывать полученную информацию; находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;
· определять круг своего незнания; отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы;
· планировать свою работу по изучению незнакомого материала. извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схемах, памятках);
· осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использовать приемы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Коммуникативные УУД:
· участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
· оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
· оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
· выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета; различать особенности диалогической и монологической речи;
· задавать вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь; участвовать в коллективном диалоге; строить понятные высказывания.
4. Контроль уровня обученности
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных работ по пройденным темам, списываний, изложений, тестовых заданий.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.
Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.
Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.
Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Примерное количество контрольных и проверочных работ в 3 классе
|
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть 4 четверть |
За год |
|
Диктант |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Списывание |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Тест |
2 |
1 |
1 |
- |
4 |
Контрольная работа |
2 |
2 |
2 |
1 |
7 |
Текущее изложение |
|
|
1 |
1 |
2 |
Самостоятельная работа по развитию речи |
1 |
1 |
|
1 |
3 |
|
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Объём текста для диктанта |
45-50 слов |
50-55 слов |
55-60 слов |
60-65 слов |
Объём текста для списывания |
45-50 слов |
50-55 слов |
55-60 слов |
60-65 слов |
Объем текста для изложения |
|
|
55-60 слов |
55-60 слов |
Объем словарного диктанта |
12 слов |
Виды контрольных работ, их проведение и оценивание
Контрольные работы разделены на три большие группы:
1) текущие контрольные работы;
2) итоговые контрольные работы;
3) комплексные итоговые контрольные работы.
Текущие контрольные работы проводятся несколько раз в год сразу после изучения крупных тем программы.
По результатам текущего контроля учитель может выявить степень усвоения только что изученного материала и скорректировать дальнейший процесс обучения.
Цель проведения итоговых контрольных работ - проверка уровня достижения планируемых результатов по русскому языку в соответствии с требованиями программы за истекший период работы (учебная четверть, полугодие, год). В итоговые контрольные работы входят задания, знакомые учащимся по упражнениям учебника, проверяются лишь те умения и навыки, которые уже хорошо отработаны.
Итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год (в конце каждой четверти), за исключением тех случаев, когда предусмотрена комплексная итоговая контрольная работа.
Комплексные итоговые контрольные работы составлены на материале всех трёх блоков: «Как устроен наш язык», «Правописание» и «Развитие речи». Проводятся в конце 3 класса. Особенностью таких контрольных работ является их ориентация не только на уровень достижения учащимися предметных результатов, но и на уровень достижения метапредметных универсальных учебных действий, на определение того, как повлияло обучение на общее развитие учащихся. Таким образом, основная цель комплексной работы - оценить способность выпускников начальной школы решать учебные и практические задачи по русскому языку на основе сформированных у них метапредметных универсальных учебных действий
Контрольные работы к урокам блока «Как устроен наш язык» Текущие и итоговые контрольные работы
Контрольная работа состоит из пяти основных заданий, выполнение которых оценивается по пятибалльной системе. К каждому варианту дано шестое дополнительное задание, которое составлено на материале ознакомительной части учебника или предлагает детям решение нестандартных учебных задач.
Шестое дополнительное задание выполняется по желанию ученика.
Если ученик справляется с этим заданием, ему выставляется дополнительная положительная отметка. Если ученик не справился с дополнительным заданием, отметку выставлять не нужно. Качество выполнения дополнительного задания не влияет на общую отметку за контрольную работу.
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность её выполнения. Исправления, которые сделал ученик, не влияют на отметку. Учитывается только последняя поправка. Оформление работы также не должно влиять на отметку.
За выполнение контрольной работы к блоку «Как устроен наш язык» ставятся следующие отметки:
«5» - за безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - если ученик выполнил правильно не менее 3/4 всех заданий;
«3» - если ученик выполнил не менее 1/2 всех заданий;
«2» - если ученик не справился с большинством заданий.
Констатирующие контрольные работы
Цель констатирующей контрольной работы - установить степень сформированной у учащихся мотивации к изучению русского языка. При проведении работ этого вида учитель получает возможность определить перспективы дальнейшей работы, скорректировать свои подходы к обучению каждого ученика, подобрать дополнительный материал, вернуться к изученной теме, привлекая те формы работ (парную, групповую, индивидуальную, фронтальную), которые будут наиболее оптимальными для каждого конкретного ученика.
Для проведения констатирующей контрольной работы отводится отдельный урок или часть урока. Возможность и целесообразность проведения работы определяет учитель. Контрольные работы этого вида предлагаются всему классу, но выполняются только по желанию ученика. Таким образом, младшие школьники могут попробовать свои силы в решении учебных задач более высокого уровня.
Констатирующие контрольные работы оцениваются в терминах «выполнил» / «не выполнил». Отметки в журнал за выполнение констатирующих работ не выставляются, однако сами работы рекомендуется разместить в портфеле индивидуальных достижений учащегося (портфолио).
Тестирование
Тесты проводятся как отдельные контрольные работы или как вариант текущих диктантов (блок «Правописание») и текущих контрольных работ (блок «Как устроен наш язык»).
На проведение теста отводится один урок. Тест выполняется на отдельных бланках-карточках. За правильно выполненное задание теста выставляется 1 балл (ученик нашёл и отметил все правильные ответы). Если ребёнок отметил не все правильные ответы, то задание считается невыполненным и за него выставляется 0 баллов. Ученик также получает О баллов, если, найдя все верные ответы, он пометил один или несколько неверных.
Отметки за выполнение теста:
«5» - если ученик набрал 13-14 баллов;
«4» - если ученик набрал 10-12 баллов;
«3» - если ученик набрал 7-9 баллов;
«2» - если ученик набрал менее 7 (от 0 до 6) баллов.
Проверочные работы к урокам блока «Правописание»
Диктант
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных навыков. Для диктанта предлагаются тексты, специально составленные либо принадлежащие какому-нибудь автору, но адаптированные к возможностям младших школьников. В тексты включены орфограммы и пунктограммы, изученные не только в истекшей четверти, но и в предшествующих классах.
После диктанта учащиеся работают над орфографическим заданием. За успешное выполнение этого задания выставляется отдельная отметка. Ошибки, допущенные при выполнении орфографического задания, не влияют на отметку за диктант, а отметка за задание не зависит от отметки за диктант.
Учитель не исправляет ошибки, а лишь подчёркивает слова, в которых они встретились. Это даёт возможность детям самостоятельно найти и исправить допущенные ошибки, качественно выполнить работу над ошибками. За диктант выставляется одна отметка:
Оценивание диктанта:
«5» - если в диктанте нет ошибок;
«4» - если допущено не более двух ошибок;
«3» - если допущено не более четырёх ошибок;
«2» - если допущено пять и более ошибок.
Ошибкой считается:
1) нарушение орфографических правил при написании слов, включая ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах;
2) неправильное написание слов, не регулируемых правилами (слов с непроверяемыми написаниями, т.е. словарных), круг которых очерчен программой каждого класса;
3) отсутствие знаков препинания, изученных на данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за одну ошибку (например, ученик дважды написал в слове звезда вместо буквы е букву и).
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются за две ошибки (например, ученик написал букву т вместо б в слове лошадка и букву с вместо з в слове повозка).
Оценивание орфографического задания:
«5» - за полностью выполненное задание без ошибок;
«4» - за полностью выполненное задание при одной ошибке;
«3» - за не полностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при двух ошибках;
«2» - за невыполненное задание.
За исправление ошибок отметка за диктант и за задание не снижается. Аккуратность выполнения, каллиграфический навык оцениваются отдельной отметкой - за общее впечатление от работы.
Списывание с орфографическими и пунктуационными заданиями
Списывание, как и диктант, служит способом проверки орфографических и пунктуационных навыков, умения видеть и запоминать всё предложение и отдельные его части, а также орфографической зоркости младших школьников. Учитель сам определяет уровень сложности работы для каждого ученика или выбирает один из вариантов, который, по его мнению, будет соответствовать уровню подготовки всего класса.
Оценивание списывания:
«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений; «4» - за работу, в которой одно-два исправления или одна ошибка; «3» - за работу, в которой две-три ошибки; «2» - за работу, в которой четыре ошибки и более.
Словарный диктант
В словарные диктанты включены слова с непроверяемым написанием. Эти слова определены программой каждого класса и внесены в орфографические словарики учебников. Количество слов в словарном диктанте не должно превышать в 3 классе 12 слов.
Оценивание словарного диктанта:
«5» - за работу без ошибок;
«4» - за работу, в которой одна ошибка;
«3» - за работу, в которой две ошибки;
«2» - за работу, в которой три-пять ошибок.
Проверочные работы к урокам блока «Развитие речи»
Изложение
Изложения вводятся только со второго полугодия класса в форме текущего контроля. Изложение имеет целью проверить формирование навыка письменной речи, ориентируясь на следующие критерии: воспроизведение содержания текста без пропусков существенных моментов; правильность построения предложений; употребление слов в соответствии с их значением; сохранение авторских особенностей речи. Поскольку навык письменной речи только складывается, данный вид работы носит скорее обучающий, чем контролирующий характер.
Для письменных изложений предлагаются тексты повествовательного характера с яркой сюжетной линией. Из всех представленных в учебнике видов изложений для текущего контроля ученикам предлагается только подробное изложение.
К оценке за изложение учитель должен подходить с иными критериями, чем к оценке за диктант. Во-первых, навыкам связной письменной речи дети только обучаются; во-вторых, эти навыки более сложны, чем орфографические, так как при изложении авторского текста дети должны передать письменно чужие мысли, соблюдая одновременно орфографические и пунктуационные правила.
Изложение оценивается одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили всё своё внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении. Страх допустить орфографическую или пунктуационную ошибку может помешать ученику свободно излагать содержание текста, будет сковывать его при построении речевого высказывания.
В изложении оцениваются:
1) полнота и точность передачи содержания (полностью, без искажений, без пропусков важных событий, главной части);
2) построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
3) построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении).
Оценивание изложения
Отметка «5»:
• правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста;
• нет фактических ошибок;
• правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).
Отметка «4»:
• содержание передано правильно и достаточно точно;
• в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков;
• имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;
• имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трёх речевых недочётов в содержании и построении текста).
Отметка «3»:
• допущено существенное отклонение от авторского текста;
• допущены нарушения в последовательности изложения мыслей;
• есть недочёты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочётов в содержании и построении текста).
Отметка «2»:
• допущено существенное искажение авторского текста (опущены важные события, отсутствует главная часть);
• много фактических неточностей;
• нарушена последовательность изложения мыслей;
• имеет место употребление слов в несвойственном им значении;
• допущено более шести речевых недочётов и ошибок в содержании и построении текста.
Самостоятельная работа
Начиная с 3 класса, вводятся творческие самостоятельные работы. Подходы к оцениванию самостоятельных работ и изложений сходны: учитель оценивает одной отметкой (по пятибалльной системе) только объём и правильность выполнения задания.
Комплексная итоговая работа
В комплексных итоговых работах используются три типа заданий:
• задания с выбором ответа, к каждому из которых предлагается четыре или пять вариантов ответа, из которых два или три являются правильными;
• задания с кратким ответом, требующие определения последовательности, вписывания букв и слов, записи ответа в несколько слов;
• задания с развёрнутым ответом, в которых необходимо либо записать несколько групп слов, либо написать небольшой текст.
На выполнение комплексной итоговой работы отводится один урок. Каждый ученик получает бланк с текстом контрольной работы, в котором отмечает или записывает ответы к заданиям.
За каждое выполненное задание ученик получает один или два балла. Подробные рекомендации по оценке заданий даются после каждой комплексной контрольной работы.
Выставляется отдельная отметка за выполнение базовых заданий:
«5» - если ученик набрал 15-16 баллов;
«4» - если ученик набрал 12-14 баллов;
«3» - если ученик набрал 8-11 баллов;
«2» - если ученик набрал менее 8 баллов.
Задания повышенного уровня сложности (помеченные звёздочкой) оцениваются дополнительной положительной отметкой только в том случае, если ученик справился с заданием; орфографические ошибки исправляются, но при выставлении отметки не учитываются.
Необходимо помнить, что творческая самостоятельная работа в первую очередь направлена на выявление личностных особенностей обучающихся; следовательно, не рекомендуется оценивать творческие работы учеников отметкой с выставлением в журнал, однако целесообразно размещать творческие работы учеников в портфеле индивидуальных достижений (портфолио).
В конце каждой четверти, на последнем уроке, учитель имеет право выставить отметку «5» за достигнутые высокие результаты в предметной олимпиаде или конкурсе.
5. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Иванов, С. В., Евдокимова, А. О., Кузнецова, М. И., Петленко, Л. В., Романова, В. Ю. Русский язык: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2019.
2. Кузнецова, М. И. Пишем грамотно: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2019.
3. Раманова В.Ю. Русский язык: 3 класс: Тетрадь для контрольных работ: для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана-Граф, 2013.
4. Михайлова С.Ю. Русский язык: 3 класс: Запоминаем слова с непроверяемым написанием: рабочая тетрадь – М.: Вентана-Граф, 2013.
5. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык: Комментарии к урокам: 3 класс. – М.: Вентана-Графф, 2013.
6. Романова В.Ю., Петленко Г.В. Русский язык в начальной школе: Контрольные работы, тесты, диктанты, изложения/ С.В. Иванова. – М: Вентана – Граф, 2011.
Дополнительная литература:
1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: ООО «Изд. Оникс: ООО «Изд. «Мир и образование», 2007.
2. Учим русский с увлечением – 2:Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1 – 4 класс – М.: 5 за знания, 2005.
3. Авторы: О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина.
4. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
6. Календарно-тематическое планирование
.
№ урока |
Тема |
Кол-во часов |
УУД |
Дата |
|
план |
факт |
||||
|
1 четверть |
|
|
|
|
1 |
Повторяем фонетику |
1 |
Работать с заданием «Дополни схему». Работать с таблицами. Сравнивать буквенную запись слов с записью слов при помощи транскрипции. |
|
|
2 |
Вспоминаем правило написания прописной буквы. Абзац |
1 |
Повторять написание заглавной буквы в начале предложения, в географических названиях, именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных. Сопоставлять, анализировать слова и выбирать сочетания слов по образцу. Отрабатывать умение определять границы предложения и правильно оформлять начало и конец предложения. |
|
|
3 |
Фонетический разбор слова. План текста |
1 |
Упражняться в переносе слов, анализировать ошибки. Обсуждать порядок выполнения фонетического анализа слова. Коллективно обсуждать правила. Отрабатывать алгоритм правила. |
|
|
4 |
Вспоминаем правило разбора слова. План текста |
1 |
Орфографический тренинг в применении правила переноса слов. Рассказывать правила переноса слов, приводить примеры. Выполнять фронтальную работу. |
|
|
5 |
Повторяем текст, его признаки и типы. Текст-описание |
1 |
Работать с текстом, обсуждать план этого текста. Проводить наблюдения над текстом-описанием. Выполнять индивидуальную работу: подбирать заголовок и выбирать окончание текста. |
|
|
6 |
Фонетический разбор слова. Текст-описание |
1 |
Проводить наблюдения над языковым материалом (омонимы). Работать в парах. Отрабатывать алгоритм фонетического анализа слова. |
|
|
7 |
Повторяем правила обозначение гласных после шипящих. Списывание (из 2 класса 4 четверти) |
1 |
Выполнять индивидуальную работу: отработка правила обозначения гласных после шипящих. Списывать текст. Выполнять орфографический тренинг. |
|
|
8 |
Повторяем состав слова. Текст-повествование |
1 |
Повторять части слова и их обозначение. Выполнять фронтальную работу. Обсуждать порядок выполнения разбора слова по составу. |
|
|
9 |
Повторяем правописание безударных гласных в корне слова. Текст-повествование |
1 |
Выполнять упражнения на повторение орфограммы. Писать с пропусками букв. Классифицировать слова по наличию (отсутствию) данной орфограммы, заменять звуковую запись слов буквенной. |
|
|
10 |
Повторяем признаки и типы текста. Текст-рассуждениие. |
1 |
Выполнять упражнения на повторение орфограммы. Писать с пропусками букв. Классифицировать слова по наличию (отсутствию) данной орфограммы, заменять звуковую запись слов буквенной. |
|
|
11 |
Разбор слова по составу. Текст-рассуждениие. |
1 |
Отрабатывать операции алгоритма разбора слова по составу (нахождение суффикса и приставки). Решать проблемные задачи. Работать фронтально и в парах. |
|
|
12 |
Повторяем правописание согласного в корне слова . |
1 |
Выполнять упражнения на повторение данной орфограммы: отрабатывать действия контроля, списывания, заменять звуковую запись слов буквенной, классифицировать слова. |
|
|
13 |
Входной диктант |
1 |
Применять изученные орфограммы. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий |
|
|
14 |
Работа над ошибками. Повторяем словообразование. |
1 |
Повторять изученные способы словообразования. Приводить развернутое толкование слов, образовывать слова заданным способом, работать с таблицей учебника. Работать индивидуально. |
|
|
15 |
Повторяем правописание непроизносимых согласных в корне слова. |
1 |
Выполнять упражнения на повторение данной орфограммы: классифицировать слова, заменять звуковую запись слов буквенной.. Повторять правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Называть и находить в словах «опасные» буквосочетания |
|
|
16 |
Текст и его заголовок. |
1 |
Выполнять упражнения на повторение данной орфограммы: классифицировать слова, заменять звуковую запись слов буквенной.. Повторять правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Называть и находить в словах «опасные» буквосочетания |
|
|
17 |
Разбор слова по составу. Словообразование. |
1 |
Выполнять упражнения на повторение данной орфограммы: классифицировать слова, заменять звуковую запись слов буквенной.. Повторять правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Называть и находить в словах «опасные» буквосочетания |
|
|
18 |
Вспоминаем правописание суффиксов. |
1 |
Упражняться в повторении изученных орфограмм; конструирование слов с использованием изученных правил, классификация слов. |
|
|
19 |
Повторяем правописание приставок. |
1 |
Анализировать языковой материал: определять принцип классификации слов. Повторять изученные орфограммы. Исправлять ошибки. Выполнять индивидуальную работу. |
|
|
20 |
Заголовок и начало текста. |
1 |
Обсуждать начало текста. Озаглавливать текст. Анализировать и корректировать текст. Записывать исправленный текст в тетрадь. |
|
|
21 |
Предложение и его смысл. Слова в предложении. |
1 |
Сопоставлять определения предложения. Проводить наблюдения над языковым материалом: смысл предложения, слова в предложении, границы предложения. Познакомиться с разделом «Синтаксис». Обобщить знания о разделах языка. |
|
|
22 |
Виды предложения по цели высказывания и по интонации. |
1 |
Фронтальная работа: выбирать ответ на вопрос о целях высказывания предложения. Индивидуальная работа: определять цели высказывания предложения. Работать с рубрикой «Путешествие в прошлое». Работать с рисунками. |
|
|
23 |
Последовательность предложений в тексте. |
1 |
Работа в группах по восстановлению последовательности предложений в тексте. Индивидуальная работа: подбор заглавий к тексту, анализ и корректирование текста. |
|
|
24 |
Деление текста на абзацы. |
1 |
Работа в группах по восстановлению последовательности предложений в тексте. Индивидуальная работа: подбор заглавий к тексту, анализ и корректирование текста. |
|
|
25 |
Контрольная работа. Тема: «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу» |
1 |
|
|
|
26 |
Работа над ошибками. Главные члены предложения. |
1 |
Работа в группах по восстановлению последовательности предложений в тексте. Индивидуальная работа: подбор заглавий к тексту, анализ и корректирование текста. |
|
|
27 |
Повторяем написание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков. |
1 |
Решать проблемную ситуацию: различать разделительные ь и ъ. Проводить наблюдения над языковым материалом. Повторять слова с непроизносимым согласным звуком. |
|
|
28 |
Главные члены предложения. |
1 |
Коллективно обсуждать правило и алгоритм нахождения подлежащего и сказуемого. Работать с рубрикой «Путешествие в прошлое». Анализировать языковой материал. Решать проблемную ситуацию в рубрике «Давай подумаем». |
|
|
29 |
Учимся писать приставки. |
1 |
Проводить наблюдения над языковым материалом. Коллективно выводить правило. Анализировать слова с приставками на з/с. Объяснять выбор нужной буквы. Заполнять пропуски, выделять часть слова, в которой находится пропущенная буква. Группировать слова по заданному признаку. |
|
|
30 |
Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з/с. |
1 |
Классифицировать слова с приставками на з/с. Отрабатывать алгоритм применения правила. |
|
|
31 |
Подлежащее. |
1 |
Правильно писать словарные слова, ставить в них ударение, подчеркивать «опасное место». Обсуждать проблемную ситуацию в рубрике «Давай подумаем». Работать с рубрикой «Путешествие в прошлое». Отрабатывать алгоритм нахождения подлежащего, корректировать и исправлять ошибки в употреблении подлежащего и сказуемого. Работать с кроссвордом. |
|
|
32 |
Сказуемое. Тест |
1 |
Решать проблемную задачу в рубрике «Давай подумаем». Сопоставлять слова, словосочетания и предложения. Работать с кроссвордом. Анализировать языковой материал: сочетаемость слов. Работать в парах: конструировать предложения. |
|
|
33 |
Учимся писать письма. |
1 |
Анализировать тексты учащихся, корректировать. Самостоятельно работать: писать письмо. |
|
|
34 |
Подлежащее и сказуемое. |
1 |
Решать проблемную ситуацию в рубрике «Давай подумаем». Обсуждать правило. Находить второстепенные члены в предложении. Коллективно работать по усвоению алгоритма действия. Индивидуально работать: составлять предложения. |
|
|
35 |
Контрольная работа по темам «Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Главные члены предложения». |
1 |
Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
|
|
36 |
Работа над ошибками. Учимся писать письма. |
1 |
Сравнивать предложения и решать проблемную ситуацию. Коллективно выводить правило. Анализировать языковой материал. |
|
|
37 |
Второстепенные члены предложения. |
1 |
Обсуждать правило. Самостоятельно работать: применять правило. Составлять слова с приставками, исправлять ошибки. |
|
|
38 |
Обстоятельство. |
1 |
Решать проблемную задачу: значение обстоятельства. Исправлять ошибки, заменять обстоятельства фразеологизмом. Работать с рубрикой «Путешествие в прошлое». |
|
|
39 |
Обстоятельство. |
1 |
Объяснять обстоятельство как второстепенный член предложения, связанный со сказуемым. Находить в предложении грамматическую основу и обстоятельство. |
|
|
40 |
Учимся писать приставку –с. |
1 |
Проводить наблюдения над языковым материалом. Коллективно выводить правило. Анализировать слова с приставками с-. |
|
|
2 четверть |
|||||
41 |
Учимся писать письма. |
1 |
Работать в парах: корректировать текста письма. Индивидуальная работа: составлять плана письма. Анализировать языковой материал: сложные слова с соединительной гласной. Работать с рубрикой «Путешествие в прошлое». Повторять проверяемые безударные гласные. Писать под диктовку. |
|
|
42 |
Определение. |
1 |
Обсуждать проблемную ситуацию в рубрике «Давай подумаем». Работать с правилом. Сравнивать предложения с определениями и без них. Проводить наблюдения над значением определений. Решать проблемный вопрос: роль определений в предложении. |
|
|
43 |
Определение. |
1 |
Решать проблемную задачу: роль и значение определения в предложении. Находить определения. Находить в предложении известные члены. Выбирать вопросы, на которые отвечают определения. |
|
|
44 |
Учимся писать слова с двумя корнями. |
1 |
Писать сложные слова, тренироваться в правописании слов с соединительными гласными. Находить в словах два корня. Выявлять букву, которая является соединительной гласной. Составлять сложные слова и тренироваться в их написании. Определять место орфограммы в слове. Различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Давать развернутое толкование слов. |
|
|
45 |
Запоминаем соединительные гласные о, е. |
1 |
Тренироваться в написании сложных слов с соединительными гласными. Классифицировать слова с орфограммами в приставке, в корне, в суффиксе. Писать под диктовку. |
|
|
46 |
Учимся писать письма. |
1 |
Работать с текстом: восстанавливать начало письма. Самостоятельная работа: исправлять текст. |
|
|
47 |
Дополнение. |
|
Проблемная ситуация: значение дополнения. Сравнивать, какими членами предложения являются формы одного слова. Решать проблемную задачу в рубрике «Давай подумаем». Обсуждать рубрику «Путешествие в прошлое». |
|
|
48 |
Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова. |
1 |
Проводить наблюдения над обозначением звука [о] после шипящих в корнях слов. Коллективно выводить правило. Обсуждать алгоритм применения правила. Выполнять тренировочные упражнения. Классифицировать слова с о и ё после шипящих в корне слова. Писать по памяти. |
|
|
49 |
Дополнение. |
1 |
Индивидуальная работа: корректировать текст с избыточным употреблением фразеологизмов. Работать с рубрикой «Путешествие в прошлое». |
|
|
50 |
Контрольная работа по темам «Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения». |
1 |
Самостоятельно выполнять задания. Выполнять самопроверку. Выписывать главные члены предложения. Подчеркивать члены предложения соответствующим графическим знаком. Соотносить предложения с графической схемой. Задавать вопросы к второстепенным членам. Распространять предложение. |
|
|
51 |
Работа над ошибками. Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова. |
1 |
Правильно обозначать звук [о] после шипящих в корне слова. Называть шипящие согласные звуки и буквы, которые их обозначают. Правильно ставить ударение в словах. Объяснять, что такое чередование звуков. Находить и самостоятельно выделять корень в слове. Называть слова, доказывающие написание нужной буквы в слове с шипящими. |
|
|
52 |
Контрольное списывание. |
1 |
Списывать текст. Графически объяснять подчеркнутые орфограммы. Выполнять самопроверку. Расширять фразеологическую запись. Правильно использовать фразеологизмы. Составлять текст с фразеологизмами. |
|
|
53 |
Однородные члены предложения. |
1 |
Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждать правило. Работать с рубрикой «Обрати внимание». Работать со схемами. Безошибочно находить в предложении подлежащее и сказуемое. Правильно выбирать графический знак для обозначения членов предложения. Соблюдать правильную интонацию при чтении предложения с однородными членами. Исправлять деформированные предложения. |
|
|
54 |
Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]. |
1 |
Наблюдать за способом обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова. Работать над правописанием слов с этой орфограммой. Сопоставлять звуковую и буквенную записи слов. Обсуждать алгоритм применения правила. Классифицировать слова с ци и цы в корне, с окончанием -ы. |
|
|
55 |
Однородные члены предложения. |
1 |
Проводить наблюдения над союзами. Обсуждать рубрику «Обрати внимание». Знакомиться с союзами при однородных членах. Тренироваться в нахождении однородных членов. Составлять предложения с однородными членами. Индивидуально работать со схемами. Работать в группах: примеры с законченным и с незаконченным перечислением. |
|
|
56 |
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
1 |
Проводить наблюдения над языковым материалом. Коллективно формулировать правило. Правильно писать однородные члены, связанные союзами и интонацией. Работать в парах. Писать по памяти и под диктовку. Повторять: звук [ы] после звука [ц]. |
|
|
57 |
Учимся писать письма. |
1 |
Пересказывать текст с комментированием каждого этапа. Осознать цель задания «пересказать текст». Самостоятельная работа: написать письмо с опорой на текст. Выполнять творческую работу. |
|
|
58 |
Однородные члены предложения. |
1 |
Проводить наблюдения над пунктуацией при однородных членах, соединенных союзами. Анализировать схемы. Фронтально и индивидуально работать со схемами. |
|
|
59 |
Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. |
1 |
Выполнять задания по определению связи между однородными членами, исправлению ошибок в употреблении однородных членов. Работать с рубрикой «Давай подумаем».
|
|
|
60 |
Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. |
1 |
Писать словарные слова под диктовку. Анализировать языковой материал. Доказывать постановку знаков препинания, исправлять ошибки, конструировать предложения. |
|
|
61 |
Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. |
1 |
Обсуждать проблемный вопрос. Работать с рисунком учебника.
|
|
|
62 |
Учимся писать письма. |
1 |
Индивидуально работать с последующим обсуждением: подбирать заглавие, составлять план текста, разграничивать и сравнивать текст-описание и текст-повествование, создавать собственный текст. |
|
|
63 |
Повторяем фонетику и состав слова. |
1 |
Повторять алгоритм фонетического анализа. Отрабатывать алгоритм разбора слова по составу. Находить в тексте однокоренные слова. |
|
|
64 |
Закрепление по темам «Фонетика. Состав слова. Синтаксис. Простое предложение». |
1 |
Выполнять комплексную работу: фонетический анализ слов, разбор слов по составу, разбор простых предложений.
|
|
|
65 |
Повторение. |
1 |
Классифицировать родственные слова. Сопоставлять звуковую и буквенную запись слов. Конструировать предложения с однородными членами и ставить знаки препинания. |
|
|
66 |
Контрольный диктант по теме «Орфограммы, изученные в первом полугодии». |
1 |
Писать текст с изученными орфограммами. Выполнять грамматическое задание. Проверять написанное. Находить и исправлять ошибки. Писать аккуратно и четко. |
|
|
67 |
Анализ ошибок, допущенных в диктанте. |
1 |
Проверять написанное. Находить и исправлять ошибки. Писать аккуратно и четко. Объяснять написание слов с изученными орфограммами. Приводить примеры слов на заданную орфограмму. |
|
|
68 |
Части речи. |
1 |
Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Классифицировать слова по значению: слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?», «какой?», «что делать?». Коллективно обсуждать правила. Работать с рисунком учебника. |
|
|
69 |
Самостоятельные и служебные части речи. |
1 |
Наблюдать за самостоятельными и служебными частями речи. Коллективно формулировать правило. Проблемные вопросы в рубрике «Давай подумаем». Классифицировать слова по данным образцам. Работать с рубрикой «Обрати внимание». |
|
|
70 |
Самостоятельные и служебные части речи. |
1 |
Обобщать изученные орфограммы. Решать орфографические задачи. Работать в парах: конструировать предложения. |
|
|
71 |
Имя существительное. |
1 |
Коллективно обсуждать вопросы, связанные с изучением имени существительного. Работать с рубрикой «Давай подумаем». Классифицировать существительные по вопросам и значениям. |
|
|
72 |
Имя существительное. |
1 |
Выполнять комплексное повторение изученных орфограмм и знаков препинания. Орфографический тренинг. |
|
|
73 |
Учимся писать изложение. |
1 |
Обобщать сведения, необходимые для написания изложения. Работать с текстом: тип текста, смысловая цельность текста. Обсуждать проблемную ситуацию. Работать в группах. |
|
|
74 |
Род имен существительных. |
1 |
Коллективно обсуждать правило. Определять род имен существительных. Работать с рубрикой «Обрати внимание». |
|
|
75 |
Род имен существительных. |
1 |
Наблюдать и упражняться в определении рода неизменяемых имен существительных. Обсуждать материалы рубрики «Обрати внимание». |
|
|
76 |
Словарный диктант. Учимся писать изложение. |
1 |
Индивидуальная работа: писать изложение текста-описания, выполнять взаимопроверку (работать в парах). Решать проблемные задачи. |
|
|
77 |
Число имен существительных. |
1 |
Проблемная ситуация в рубрике «Давай подумаем». Обсуждать правило. Классифицировать имена существительные в форме единственного и множественного числа. Выполнять самостоятельную работу: определять число имен существительных в тексте. |
|
|
78 |
Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных. |
|
Проводить наблюдения над языковым материалом. Коллективно формулировать правила. Обсуждать алгоритм применения правила. Классифицировать слова с ь после шипящих и без него. Решать проблемную задачу в рубрике «Давай подумаем». Обсуждать материал рубрики «Обрати внимание». Упражнение: определять род и число имен существительных. |
|
|
79 |
Правописание мягкого знака после шипящих в именах существительных. |
1 |
Проводить наблюдения над языковым материалом. Повторять правописание безударных гласных в словах. Писать под диктовку. |
|
|
80 |
Число имен существительных. |
1 |
Познакомиться с именами существительными, употребляющимися только в форме единственного числа или только в форме множественного числа. Определять число имен существительных. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.