План самообразованияучителя начальных классов
Даудовой Лайлы Абдулвагаповны
на 2022 – 2027 гг.
Индивидуальная проблемная тема самообразования:
Тема самообразования: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках математики в условиях ФГОС»
Технология, по которой работает учитель: технология системно-деятельностного подхода
Внеклассная работа: планирование, подготовка и проведение внеклассных общешкольных мероприятий, олимпиад, участие в районных конкурсах, проведение предметных недель
Творческие замыслы: Участие в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах, разработка внеклассных мероприятий
Любое обучение человека есть не что иное, как искусство содействовать стремлению природы к своему собственному развитию.
И.Песталоцци
Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь готовность обучаться в течение всей жизни. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Поэтому я считаю самообразование главной задачей каждого учителя.
Пан самообразования
Моя методическая тема: «Формирование навыков самостоятельной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС».
Цель: способствовать формированию УУД через внедрение различных образовательных технологий
Задачи:
· повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
· внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;
· использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;
· воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
· разработка учебных, методических и дидактических материалов.
Перечень вопросов по самообразованию:
· изучение психолого-педагогической литературы;
· разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
· проектная и исследовательская деятельность;
· анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
· продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;
· планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
· разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО;
· формирование внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;
· повышение качества преподаваемых предметов;
· постоянное действие персонального сайта;
· разработка и апробация дидактических материалов, тестов, создание электронного комплекта педагогических разработок;
· участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного и районного МО учителей начальных классов;
· умение оказать практическую помощь коллегам;
· обобщение опыта.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на педсовете, участие в конкурсах.
Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)
Источники самообразования
· курсы повышения квалификации;
· семинары, конференции, вебинары;
· мастер-классы;
· периодические издания;
· мероприятия по обмену опытом;
· литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная);
· интернет.
Работа над темой начата в 2022 году
Предполагается закончить работу над темой в 2027году.
Цели:
1) Развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
2)Формирование конкурентоспособной, коммуникативной, толерантной личности;
3)Формирование на уроках гражданской идентичности;
4) Использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;
5) Повышение своего методического уровня.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
1. Освоить основные шаги деятельностного метода обучения.
2. Разрабатывать уроки математики с активным применением различных педагогических технологии.
3. Освоить совместно с учащимися основные этапы работы с текстом задачи.
4. Научить организовывать работу с источниками информации по проблеме урока.
Ожидаемые результаты:
Положительная динамика уровня развития способов чтения, темпа, правильности и осознанности чтения, а также уровня развития УУД по работе с информацией, высокий уровень самостоятельности учебной работы, повышение успеваемости и уровня обученности учащихся.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию,намечены основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования:
Основные направления |
Действия и мероприятия |
Сроки реализации |
Профессиональное |
1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 2. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования. 3.Систематически выписывать журнал «Начальная школа». 4.Вести каталог статей из этих журналов. 5. Повышать квалификацию на курсах повышения квалификации для учителей начальных классов. Изучение «Закона об образовании в Российской Федерации» Изучение ФГОС начального общего образования. Знакомство с новыми педагогическими технологиями через периодические издания, специальную литературу, Интернет. Курсы повышения квалификации. |
2022- 2027г.
2022-2027
регулярно
регулярно
|
Психолого-педагогические |
1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. |
регулярно |
Методические |
1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по предметам: литературное чтение, русский язык, окружающий мир. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения учащихся. 3. Принимать активное участие в работе муниципального и школьного МО учителей начальных классов. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ и олимпиадах. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, республики через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроках. 9. Проводить открытые уроки для коллег по школе, учителей района, на семинарах директоров и завучей школ района. 10. Выступать с докладами по теме самообразования. |
регулярно
регулярно
регулярно
ежегодно
регулярно регулярно регулярно регулярно
регулярно
регулярно |
Информационно-технологические технологии |
1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2. Обзор в Интернете информации по обучению, воспитанию учащихся начальных классов. |
регулярно регулярно
|
Охрана здоровья |
1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. |
регулярно
|
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
Практическая деятельность |
Диагностический |
Изучение литературы по проблеме. |
2022-2023 |
1.Пройти курсы повышения квалификации учителей. 2.Выступление на заседании школьного МО 3.Подписка на методическую литературу 4.Изучение литературы по данной теме. Изучение «Закона об образовании в Российской Федерации» Изучение ФГОС начального общего образования. Знакомство с новыми педагогическими технологиями через периодические издания, специальную литературу, Интернет. Курсы повышения квалификации. Изучение психолого-педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г. Асмолова) |
Прогностический |
1.Определение целей и задач темы. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Прогнозирование результатов. |
2022-2023 |
1.Выступление на заседании школьного МО Участие в тренинге личностного роста и семинарах для учителей начальных классов. Работа в группе учителей – экспериментаторов по теме «Реализация технологии проектной деятельности в начальной школе, как средство формирования УУД в рамках ФГОС» |
Практический |
1.Внедрение опыта работы. 2.Формирование методического комплекса. 3.Корректировка работы. Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО. Участие в вебинарах Выступление на педсовете Выступления на заседаниях ШМО Проведение открытых уроков, круглого стола для родителей. Участие в олимпиадах, конкурсах. |
2023-2024 |
1.Выступление на заседании педагогического совета. 2.Открытые уроки на муниципальном уровне. 3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. |
Обобщающий |
1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. |
2024-2027 |
1.Выступление на заседании МО учителей начальных классовпо теме «Формирование универсальных учебных действий через социализацию личности учащихся в рамках ФГОС». 2. Участие вмуниципальных и региональных олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3.Мастер-класс по теме самообразования. 4.Консультативная помощь учителям и учащимся. Участие в работе МО учителей начальных классов и в проведении семинаров. Участие и результаты в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и олимпиадах Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. Портфолио учителя. Оформление результатов работы. Издание буклета по теме самообразования. |
Внедренческий |
Распространение опыта работы. |
2026-2027 |
1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок», в конкурсе исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика». 2.Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте. Обобщение и распространение опыта работы по теме самообразования Участие в различных интернет-сообществах Открытые уроки на школьном, районном, городском уровне. Консультативная помощь учителям и учащимся, родителям. Публикации на сайтах «Педсовет.орг», интернет-портал "ProШколу.ru" "Банк интернет-портфолио учителей", Всероссийский педагогический портал «ЗАВУЧ.инфо», InfoUrok.ru». |
В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:
1.Изучение педагогических программных средств и оценка их достоинств и недостатков.
2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:
Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Компьютерные технологии обучения - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты. Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.
Изучить литературу по данной проблеме:
Учебная исследовательская работа:
1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности, предложить для разработки учащимся примерные темы проектов.
2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.
3. Изучение опыта учителей – новаторов передового опыта.
· Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
· Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей».
4. Участие в системе школьной методической работы:
· Провести открытые уроки с применением указанных технологий.
· Установить творческое сотрудничество с учителями по вопросам тем самообразования.
· Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
· Участие в заседаниях ШМО, педагогических советах.
· Практические выходы (доклады, рефераты) – на заседаниях школьного методического объединения и педагогических советах школы.
· Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы.
Предполагаемые результаты самообразования
· Повысить качество преподавания до 60%.
· Научить детей работать с Интернетом, с энциклопедическим материалом, с книгой, грамотно использовать полученные знания.
· Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям.
· Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
· Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности по теме самообразования на МО и педсоветах.
· Разработать дидактические материалы, тесты, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
· Результаты работы над темой самообразования поместить на личном сайте.
· Обобщить опыт по исследуемой теме.
Форма представления результатов работы
Основные направления |
Содержание деятельности |
Сроки |
Результат |
Профессиональное |
1. Изучить нормативные документы, программы и учебники, уяснить их особенности и требования. |
2022 – 2024 гг. |
Аннотации к прочитанным работам |
2. Ознакомление с новыми педагогическими технологиями через периодические издания и Интернет. |
регулярно |
Внедрение в работу |
|
3. Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов |
1 раз в 3 года |
Документ о прохождении курсов. |
|
4. Разработать рабочие программы по учебным предметам. |
Ежегодно |
Рабочие программы по предметам |
|
5. Участвовать в различных профессиональных конкурсах |
Регулярно |
Участие и результат |
|
6. Участвовать в научно-практических конференциях |
По плану |
Участие и выступление |
|
7. Распространение опыта работы по теме самообразования. Оформление результатов работы. Издание буклета по теме самообразования. |
2025-2026 гг. |
Обобщение и распространение опыта работы |
|
8. Ведение портфолио учителя. |
2022-2026гг. Регулярно |
Пополнение материала, представление результатов работы |
|
Психолого-педагогические |
Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики: 1) участие в мастер-классах 2) тренингах и семинарах 3) консультации психолога |
Регулярно
|
участие
|
Методические |
1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. |
Регулярно |
Применение
|
3. Принимать активное участие в работе школьного МО, РМО и Республиканских семинарах учителей начальных классов: |
Регулярно |
Выступление |
|
4.Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах, творческих работ, олимпиадах: 1) школьные конкурсы и олимпиады 2) региональный этап Всероссийской олимпиады 3) Всероссийские и Международные очные и дистанционные олимпиады и конкурсы |
Ежегодно регулярно 2022-2026гг.
|
Результаты участия учащихся в конкурсах и других творческих мероприятиях |
|
5. Изучать опыт работы лучших учителей школы, района, региона через семинары и интернет |
Регулярно |
Обмен опытом |
|
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. |
Регулярно |
Обмен опытом |
|
7. Периодически проводить рефлексию профессиональной деятельности. |
Регулярно |
Разработанные материалы, разработка уроков. |
|
8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий. |
Регулярно |
||
9. Проводить мастер-классы для учителей |
2024-2026 |
||
10. Показать открытые уроки, внеклассные мероприятия |
2022-2026 |
Разработка уроков |
|
11. Участие в педсоветах |
Регулярно |
Выступление |
|
12. Участие в сетевых сообществах, публикации |
2022-2026 |
Свительства,сертификаты |
|
Информационно-технологические технологии |
1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. |
Регулярно |
Внедрение |
2. Сбор и анализ в Интернете информации по начальному образованию, педагогике и психологии |
Регулярно |
Применение |
|
3. Участие в вебинарах |
Регулярно |
Участие |
|
Охрана здоровья |
1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. |
Регулярно |
Внедрение в работу |
2. Соблюдатьсанитарныенормы при использовании ИКТ на уроках вначальнойшколе по требованиюСанПиН |
|||
3.Соблюдать требованияСанПиН к режиму образовательногопроцесса |
|||
4. Формировать культуру здоровья участников образовательногопроцесса |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.