муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальны классов МБОУ СОШ «Перспектива» протокол № _ от __.__.2019 г. |
Рассмотрено и утверждено на заседании педагогического совета протокол № _ от __.__.2019 г. |
Утверждаю Директор МБОУ СОШ «Перспектива»_____________ Т.В. Воронецкая Приказ № ___ от __.__.2019 г. |
Рабочая программа
по русскому языку
для обучающегося с РАС
(вариант 8.2)
3 класс
Составлена в соответствии с программой: Сборник рабочих программ «Школа России», 2016 год, «Русский язык» Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В.
Учебник «Русский язык» в 2-х частях В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (М.: Просвещение, 2018.)
Авторы-составители:
Дергилева Н.Д.
Новосибирск 2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Русский язык» для начального общего образования разработана на основе
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с РАС (вариант 8.2). Программа отражает содержание обучения по предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС). Сущность специфических для варианта 8.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании. Программа ориентирована на авторский метод создания «Личного букваря» Н.Б. Лаврентьевой и соответствующий учебник
Программа отражает содержание интегрированного курса обучения чтению и письму школьников с РАС в первом классе с учетом их особых образовательных потребностей. Обучение грамоте стимулирует речевое, эмоциональное, когнитивное развитие детей с РАС, улучшает коммуникативные навыки и, таким образом, содействует их социализации.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Целями изучения курса «Обучение грамоте. Письмо» школьниками с РАС в первом дополнительном классе являются:
- освоение грамотного и осмысленного письма;
- совершенствование навыков самоорганизации в учебной ситуации;
- развитие устной и письменной речи;
- формирование каллиграфических навыков,
- освоение правил орфографии и пунктуации, речевых умений, способствующих созданию собственных письменных высказываний
Общая характеристика курса «Русский язык»
Обучение русскому языку детей с РАС так же, как и обучение русскому языку школьников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, предполагает овладение умениями правильно читать и писать, что требует формирования у детей первоначальных представлений о языке, его лексике и грамматике, развития фонематического слуха, отработки графических навыков, обогащения словарного запаса и речевых умений. Однако, особые образовательные потребности обучающихся с РАС определяют специфику содержания и общей характеристики данного курса.
При обучении школьников с РАС требуются специальные методы и формы работы, позволяющие добиваться осмысленного усвоения учениками навыков чтения и письма. Необходимо учесть свойственную детям с РАС тенденцию к механическому, неосмысленному усвоению знаний и навыков, которые, в связи с этим, не переносятся в житейские ситуации, не используются ребенком осознанно при дальнейшем обучении. Так, частой проблемой у школьников с РАС становится «механическое чтение», когда ребенок бегло читает по слогам, но не фиксируется на смысле прочитанного, не может пересказать ни одной фразы.
Поэтому в характеристике курса «Русский язык» для школьников с РАС необходимо подчеркнуть важность формирования осмысленных навыков чтения и письма, осмысленного отношения к учебникам и дидактическим материалам, к процессу обучения в целом. Это задает специальную логику и последовательность процесса обучения грамоте детей с РАС, и требует применения специальных обучающих методов и пособий.
Необходима максимальная индивидуализация учебного процесса, его тесная связь с личным опытом ребенка, с его собственной жизнью и жизнью его семьи. Это позволяет не только добиваться осознанного усвоения школьником с РАС необходимых учебных навыков, но и прорабатывать на уроках важнейшие для развития ребенка личностные смыслы, что закладывает основы его социализации.
Данным требованиям соответствует метод создания «Личного букваря» (Лаврентьева Н.Б.) в 1 и 1 дополнительном классах, и соответствующий учебник. Изучение русского языка с использованием «Личного букваря» обеспечивает осознанное отношение школьника с РАС к процессу обучения, позволяя формировать осмысленные навыки чтения и письма, которые активно используются ребенком в жизни и в учебной деятельности.
Описание места курса в учебном плане
Предметная область – филология, предмет – русский язык.
Согласно утверждённому учебному плану МБОУ СОШ «Перспектива» на изучение курса русского языка отводится 2 часа в неделю. На изучение русского языка в 3 классе - 34 недели, 68 часов (2 часа в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания предмета
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет «Русский язык» позволяет наиболее достоверно проконтролировать наличие позитивных изменений по следующим параметрам:
- расширение сферы жизненной компетенции за счет возможности отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, поддерживать диалог, высказываться, регулировать собственное речевое поведение;
- развитие возможностей знаково-символического опосредствования, повышающих общий уровень сформированности учебно-познавательной деятельности (в качестве средств выступают символические обозначения звуков, слов и т.п.);
- улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
- совершенствование зрительно-пространственных представлений (ориентировка в тетради, размещение элементов букв выше или ниже опорной строки и т.п.);
- улучшение качества учебного высказывания за счет расширения словарного запаса, предъявления эталонных речевых образцов;
- развитие действий самоконтроля при оценке полученного результата.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
13) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
14) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
15) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Планируемые результаты изучения учебного предмета в 1 дополнительном классе
- сформированность представлений о значимости языка и письменной речи в жизни людей,
- сформированность представлений о языковых единицах и общей структуре письменной речи (осознание буквы как части слова, слова – как носителя определенного значения и части фразы, фразы – как выражения определенного смысла и части текста),
- умение работать с языковыми единицами (в объеме программы первого дополнительного класса), овладение навыками языковой и речевой деятельности,
- освоение некоторых понятий и правил фонетики, графики, орфоэпии, лексики, грамматики, орфографии и пунктуации (в объеме программы первого дополнительного класса),
- умение находить и исправлять ошибки в самостоятельно написанных словах, соотнося их с образцом,
- умение слушать вопрос учителя и отвечать на него в соответствии со смыслом вопроса,
- умение соотносить изображения предметов с обозначающими их словами (в ходе освоения глобального чтения),
- умение составлять простые фразы из глобально освоенных слов, ориентируясь на зрительные опоры (картинки с изображениями людей, животных, предметов),
- умение выкладывать слова и фразы побуквенно (из разрезной азбуки) и прочитывать их по слогам,
- умение записывать (печатными буквами) слова и фразы,
- отличать текст от набора не связанных между собой по смыслу фраз,
- умение самостоятельно составлять фразы, короткие рассказы по одной картинке (фотографии) или по серии картинок (фотографий), связанных с событиями собственной жизни,
- умение составить, выложить побуквенно (из разрезной азбуки) прочитать по слогам и записать печатными буквами короткий текст на тему, связанную с собственной жизнью или с жизнью своей семьи,
- соотносить заголовок и содержание текста, самостоятельно придумывать заголовок к тексту,
- умение устанавливать последовательность звуков в слове, выделять нужный звук по заданию учителя,
- знать разницу между гласными и согласными звуками,
- умение правильно ставить ударение в словах,
- знать и правильно называть буквы русского алфавита,
- знать функцию мягкого знака – показателя мягкости предшествующего согласного звука,
- умение делить слово на слоги, определять количество слогов в слове,
- умение различать слово и слог, слово и набор буквосочетаний, слово и предложение,
- осознавать единство звучания и значения слова,
- определять количество слов в предложении,
- знание обобщающих понятий, умение объединять заданные слова по значению,
- знать группу вежливых слов (слова приветствия, прощания, благодарности, извинения) и использовать их адекватно ситуации,
- различать слова - названия предметов, слова – названия действий предметов, слова – названия признаков предметов,
- соблюдать в устной речи интонацию конца предложений,
- писать предложения под диктовку печатными буквами,
- умение применять некоторые правила правописания: раздельно писать слова в предложении, начинать фразу с большой буквы, ставить точку в конце предложения,
- умение писать имена собственные с большой буквы.
Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:
- понимать, что предложение - это основная единица речи;
- понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»;
- понимать грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
- различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
- оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
- различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
- называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
- понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
- различать словосочетание и предложение;
- называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
- понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
- называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
- понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слов;
- различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
- использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
- давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
- понимать влияние ударения на смысл слова;
- различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
- понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
Третьеклассники получат возможность научиться:
- орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать [ диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
- проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
- производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
- производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
- изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числа склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
- интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложен! по цели высказывания и интонации;
- вычленять в предложении основу и словосочетания;
- производить элементарный синтаксический разбор предложения;
- определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
- определять тип текста;
- писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Содержание курса
3 класс(68ч) |
Язык и речь (1 ч) |
Наша речь и наш язык. |
Текст. Предложение. Словосочетание (4 ч) |
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания. |
Слово в языке и речи (5ч) |
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений). |
Состав слова (6 ч) |
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова. |
Правописание частей слова (10) |
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). |
Имя существительное (12ч) |
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных. |
Имя прилагательное (8 ч) |
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных. |
Местоимение (5 ч) |
Лицо, число, род личных местоимений. |
Глагол (10 ч) |
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами. |
Повторение (7 ч) |
Тематическое планирование
3 класс
Содержание курса |
Характеристика деятельности учащихся |
|
Язык и речь (1ч) |
||
Виды речи. Речь и её значение. Речь – отражение культуры человека. Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями обращения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
|
Различать язык и речь. Объяснять в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь.Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания на русском языке (Высказывание А. Куприна) Находить выразительные чувства средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина) Составлять текст по рисунку(рассмотреть рисунок, определить его тему, обсудить содержимое предстоящего рассказа, записать составленный рассказ) Оценивать результативность выполнения задания «Проверь себя по учебнику» |
|
Текст. Предложение. Словосочетание. (4ч) |
||
Текст (повторение и углубление представлений о тексте) Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль. Построение текста: вступление, основная часть, заключение. Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Формирования навыка смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами (это учебное действие формируется при изучении всего курса русского языка) Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге) Развитие речи. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины. |
Рассматривать репродукцию картины К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», составлять рассказ по картине, пересказывать составленный текст. Составлять небольшой текст по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень». Составлять текст-натюрморт по репродукции картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды». Составлять текст по репродукции картины В. М. Васнецова «Снегурочка» и опорным словам. Находить изобразительно-выразительные средства в описательном тексте (о картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь»). Рассматривать репродукцию картины М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» и высказывать своё отношение к ней. Составлять сочинение-отзыв по репродукции картины А. А. Серова «Девочка с персиками» и опорным словам.
|
|
Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) и по интонации (восклицательное и невосклицательное). Знаки препинания в конце предложений. Формирования внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России – Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма. Предложение с обращением (общее представление) Развитие речи. Составление предложений по рисунку в соответствии с заданной коммуникативной задачей. Состав предложения (повторение и углубление представлений) Главные и второстепенные члены предложения (без терминов их названий). Распространённые и нераспространённые предложения. Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки) Разбор предложения по членам. Простое и сложное предложения (общее представление) Запятая внутри сложного предложения. Словосочетание Связь слов в словосочетании. Определении в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Развитие речи. Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а так же по рисунку, по заданной теме и по модели. Коллективное составление небольшого рассказа по репродукции картины В. Д. Поленова «Золотая осень» Проверочная работа. |
Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Наблюдать над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии), находить их в тексте, составлять предложения такого типа. Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Обосновывать знаки препинания в конце предложений. Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения. Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении |
|
Слово и язык в речи (5ч) |
||
Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений) Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы и антонимы. Работа с толковы словарём, словари синонимов и антонимов. Омонимы Использование омонимов в речи. Работа со словарём омонимов. Слово и словосочетание Фразеологизмы Значение фразеологизмов и их использование в речи Слова с непроверяемым написанием: ракета Работа со словарём фразеологизмов. Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. Развитие речи. Подробное изложение с языковым анализом текста. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках. Слова с непроверяемым написанием: трактор, чёрный. Формирование умения видеть красоту слов русского языка в пейзажных зарисовках текста. Развитие речи. Составление предложений и текста по репродукции картины И.Т Хруцкого «Цветы и плоды» Имя числительное (общее представление) Слова с непроверяемым написанием: восемь, четыре, вторник, среда. Проверочная работа. Однокоренные слова. Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова. Слова с непроверяемым написанием: картофель. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений) Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с ударными (сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударные гласные в корне. Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкасти согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне. Мягкий разделительный знак (ь) Правописание слов с мягким разделительным знаком. Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдения правил дорожного движения при переходе улицы) Слова с непроверяемым написанием: овощи, петрушка, горох, помидор, огурец, огород. Проверочный диктант. Развитие речи. Изложение повествовательного текста по вопросам или коллективно составленному плану. Проект «Рассказ о слове» |
Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Составлять сообщение по схеме на тему «Что я знаю и умею» Работать со страничкой любознательных: знакомство со значением слова погода. Распознавать омонимы, синонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужно информацию о слове. Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Работать со страничкой для любознательных: знакомство со сведениями о возникновении фразеологизмов «бить баклуши», «спустя рукава» и др. Выбирать слова в соответствии с целью и адресатом высказывания. Устранять однообразное употребление слова в данном и в собственном тексте.
|
|
Состав слова (16 ч) |
||
Корень слова Корень слова. Однокоренные слова. Чередование согласных в корне. Сложные слова. Работа со словарём однокоренных слов. Слова с непроверяемым написанием: столица Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нем. Правописание сложных слов (соединительные гласные в сложных словах ( самолёт, вездеход) Формы слова. Окончание. Слова с непроверяемым написанием: обед, ужин. Приставка Суффикс Значение этих значимых частей в слове. Развитие речи. Сочинение по репродукции Картины А. А. Рылова «В голубом просторе». Основа слова Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём. Обобщение знаний о составе слова Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Разбор слова по составу. Формирование навыков моделирование слов. Слова с непроверяемым написанием: пирог, шоссе. Проверочная работа. Развитие речи. Редактирование предложений с неуместным употреблением в нём однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом. Проект «Семья слов» Правописание частей слова. Обобщение представление о правописании слов с орфограммами в значимых частей слова. Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять путь её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирования умения планировать учебные действия при решении орфографической задачи. Слова с непроверяемым написанием: четверг Правописание слов с безударными гласными в корне Слова славянского происхождения и их «среды» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка. Слова с непроверяемым написанием: север, берег. Правописание слов с парными по глухости звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Слова с непроверяемым написанием: пороша. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Слова с непроверяемым написанием: чувство, лестница, интересный. Правописание слов с удвоенными согласными. Слова с непроверяемым написанием: коллекция, коллектив, аккуратный, грамм, килограмм. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Слова с непроверяемым написанием: желать Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). Контрольный диктант. Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка». Изложение повествовательного деформационного текста по самостоятельно составленному плану. Составления объявления. |
Формулировать определения однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов. Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Формулировать определения приставки и суффикса. Объяснять значение приставок и 'суффиксов в слове. Выделять в словах приставки и суффиксы. Образовывать слова с помощью приставки или суффикса. Выделять в словах основу слова. Работать со страничкой для любознательных: наблюдение над словообразовательными статьями в словообразовательном словаре. Работать с форзацем учебника «Словообразование»: наблюдать над группами однокоренных слов и способами их образования. Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебник
|
|
Части речи (29ч) |
||
Части речи Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение глагол, предлог, частицы не, союз. Имя существительное Повторение и углубление представлений Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Представление об устаревших словах в русском языке. Развитие речи. Подробное изложение по самостоятельно составленному плану Собственные и нарицательные имена существительные.
Имена существительные общего рода. Согласование имен существительных общего рода. Имена прилагательные. Употребление имен существительных в речи, словосочетаниях. Определение рода имен существительных. Классификация имен существительных по родам. Изменение имен существительных по падежам. Определение падежей имен существительных. Неизменяемые имена существительные. Морфологический разбор имен существительных. Значение имен прилагательных. Связь имен прилагательных с именами существительными. 24.Роль имен прилагательных в тексте и в предложении. Род имен прилагательных. Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени существительного от формы рода имени прилагательного. Изменение прилагательных по числа. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Падеж имен прилагательных. Начальная форма прилагательного. Определение падежа прилагательного. Определение падежа прилагательного оп падежу существительного. Морфологический разбор прилагательного. Прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже. Обобщение знаний об имени прилагательном. Личные местоимения 1,2,3 лица. Личные местоимения единственного и множественного числа. Род местоимений 3 лица единственного числа. Морфологический разбор местоимений. Значение и употребление глаголов в речи. Изменение глаголов по числам. Нахождение глаголов среди других частей речи. Глагол (повторение). Начальная (неопределенная) форма глагола. Глагольные вопросы: что делать? что сделать? Распознавание числа глагола. Изменение глаголов по числам. Времена глаголов. Изменение глаголов по временам. Временные формы глагола. Прошедшее время глагола. Части речи (повторение). Имя существительное, местоимения (повторение). Прилагательное (повторение). Глагол (повторение). Проверочная работа «Текст» («Проверь себя»). Гласные звуки и буквы- орфограммы в корне слова. Правописание слов с ударной и безударной в корне слова. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правописание сложных слов. Правописание слов с орфограммами в значимых частях слова. Правописание слов с безударной гласной в корне. Правописание гласных в корне слова. Написание слов с изученными орфограммами. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слова. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными перед согласными в корне. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Слова с непроверяемым написание. Письмо слов с удвоенными согласными. Написание слов с изученными орфограммами. Правописание суффиксов. Проверка написания гласной в суффиксах. Правописание приставок. Правописание приставок и предлогов. Сопоставление приставки и предлогов. Написание слов с разделительным твердым знаком. .Использование на письме разделительного ъ. Контрольный диктант. Правописание имен собственных. Заглавная буква в именах собственных. Проверочная работа «Части речи». Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных. Диктант. Именительный падеж имени существительного. Родительный падеж имени существительного. Дательный падеж имени существительного. Винительный падеж имени существительного. Творительный падеж имени существительного. Предложный падеж имени существительного. Диктант «Падежи имен существительных». Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Контрольный диктант «Имя прилагательное». Проверочная работа «Местоимение». Родовые окончания глаголов (-а, - о). Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Правописание частицы не с глаголом. Проверочная работа «Глагол». Диктант. |
Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное). Письменно излагать содержание текста-образца по самостоятельно составленному плану. Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных. Обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных. Наблюдать над толкованием значения некоторых имён. Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных. Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа. Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода. Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. (Этот мальчик — большой умница. Эта девочка большая умница.) Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь. Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи. Анализировать таблицу «Склонение имён существительных» по вопросам учебника. Изменять имена существительные по падежам. Запоминать названия падежей. Работать с памяткой «Как определить падеж имени существительного». Определять падеж имён существительных. Распознавать именительный (родительный и др.) падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду. Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного. Изменять имена прилагательные по родам в единственном числе. Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных Писать правильно родовые окончания имён прилагательных. Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, пенистый шампунь, белый. Подбирать имена прилагательные для сравнения признаков предметов. Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы. Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме. Распознавать число глагола. Изменять глаголы по числам. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. Определять род и число глаголов в прошедшем времени. Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о). Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. Определять изученные грамматические признаки глагола и обосновывать правильность их выделения. Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой. Объяснять, доказывать правильность написания слова с изученными орфограммами. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Работать с орфографическим словарём. Определять падеж, в котором употреблено имя существительное. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1- го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения. Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения. Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2- го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения. Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин). Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице. Работать с памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе». Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного. Определять лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица. Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам. Различать начальную и косвенную формы личных местоимений. Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Работать с памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. |
|
|
||
|
||
|
||
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
К а н а к и н а В. П., Г о р е ц к и й В. Г. Русский язык: 1- 4 кл.: В 2 ч.: Учеб. для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2013. — (Школа России).
К а н а к и н а В. П. Русский язык: Рабочая тетрадь: 1-4 кл.: В 2 ч.: Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2013. — (Школа России).
К а н а к и н а В. П. Русский язык:1- 4 кл.: Электронное приложение к учеб. В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого (1 CD). — М.: Просвещение, 2013. — (Школа России).
К а н а к и н а В. П., Г о р е ц к и й В. Г., Б о й к и н а М. В. Русский язык: Рабочие программы: 1—4 кл.: Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2011. — (Школа России).
Печатные пособия:
Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы, карточки с заданиями по математике для 4 класса)
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
Цифровые информационные источники
Уроки Кирилла и Мефодия, начальная школа 1 – 4 класс
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Мультимедийная доска
Мобильный класс
Экранно-звуковые пособия:
Видеофрагменты и другие информационые объекты (изображения, аудио- и видео- записи), отражающие основные темы курса русский язык
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.