Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для обучающихся 2 общеобразовательного класса МБОУ СОШ №1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2015 г.), Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ № 1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края на период 2018 – 2022 учебные годы, Примерной программы «Русский язык», Русский язык. Программы. 1—4 классы Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.. — М.: Просвещение, 2015, Положения МБОУ СОШ №1 сельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района Хабаровского края «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» и обеспечена учебно-методическим комплектом под редакцией Климановой Л.Ф., Бабушкиной Т.В.,
Место предмета в учебном плане
Учебный план начального уровня образования МБОУ СОШ №1 с. Троицкое ориентирован на 35 учебных учебные недель. На изучение русского языка во 2 классе отводится 5 часов в неделю, 170 часов в год.
Для отслеживания результатов обучения используются следующие виды контроля: текущий, промежуточный (четверть, полугодие), итоговый.
Основные формы контроля:
Четверть |
I четверть |
II четверть |
III четверть |
IV четверть |
Учебный год |
Формы контроля |
количество |
||||
Проверочная работа |
2 |
1 |
4 |
2 |
9 |
Контрольная работа |
1 |
- |
2 |
- |
3 |
Контрольный словарный диктант |
2 |
2 |
3 |
2 |
9 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
2 |
2 |
3 |
2 |
9 |
Контрольное списывание текста |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |
Обучающее изложение |
2 |
2 |
1 |
|
5 |
Обучающее сочинение |
1 |
- |
- |
1 |
2 |
1.Содержание курса
Речевое общение (10 часов)
Коммуникативно-речевые умения и навыки. Практическое представление о ситуации общения с использованием образно-символических моделей: партнеры по речевому общению (собеседники), тема, цель и результат общения.
Речевой и неречевой способы общения: наблюдения за ролью языка в общении людей, несловесные средства (интонация, жесты, мимика, выразительные движения), их значение в речевом общении.
Общее представление об устной и письменной речи как формах общения. Из истории письменной речи. Составление высказываний с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, реальных или воображаемых — героев произведений (по аналогии или по образцу).
Умение воспринимать речь партнера: понимать смысл высказывания, уточнять его с помощью вопросов, находить в высказывании опорные слова (с помощью учителя), чувствовать интонацию конца предложения, конца смысловой части высказывания (текста).
Умение строить высказывание в устной и письменной форме: обдумывать предстоящий ответ; отбирать необходимые языковые средства, понимать цель общения: что-то сообщить, объяснить, описать; проверять и контролировать себя (с помощью учителя).
Совершенствование звуковой стороны речи, устранение недочетов в произношении. Развитие интереса к произносительной стороне речи на основе игр со звуками речи, чтения скороговорок и чистоговорок и наблюдения за звукописью в стихотворениях.
Практическое овладение приемами интонационно-выразительной речи (громкость, темп и др.), умение использовать их в зависимости от ситуации и цели общения.
1.2. Планируемые результаты
Предметные результаты
Ученик научится
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
осмысленно, правильно читать целыми словами;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения.
Ученик получит возможность научиться
Выбирать слова-приветствия в зависимости от адресата. Знают схему составления письма.
Личностные
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
Текст (28 часов)
Общее представление о тексте (текст состоит из предложений, которые связаны по смыслу). Тема текста. Роль заглавия. Наблюдение за особенностями текстов (описание, рассуждение, повествование), их жанровым разнообразием (загадка, сказка, рассказ, стихотворение).
Наблюдение за ролью слова в художественном тексте. Умение находить в тексте главную мысль (с помощью учителя), подбирать заглавие к тексту. Самостоятельное изложение повествовательного (или описательного) текста по заданным вопросам. Составление и запись текста по предложенному началу, серии картинок на определенную тему из жизни детей, о любимой игрушке, о летних или зимних каникулах и др.
Составление текста делового стиля: письма, записки, объявления (с помощью учителя).
1.2. Планируемые результаты
Предметные результаты
ученик научится
отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
писать большую букву в начале предложения;
ставить пунктуационные знаки конца предложения;
ученик получит возможность научиться
Оформлять предложение на письме;
Определить тип предложения и прочитать его с нужной интонацией;
Роль алфавита в различных справочниках;
Личностные
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам
Метапредметные
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст.
Язык в речевом общении ( 132 часа)
Язык — главный, но не единственный помощник в общении. Роль языка, жестов, мимики, интонации в речевом общении. Элементарные сведения из истории языка. Развитие интереса к родному языку и желания его изучать; формирование умения эффективно использовать возможности языка в процессе речевого общения.
Формирование элементарных представлений о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений.
Слово, его звуко-буквенная форма. Звуки и буквы, их различие. Звуки гласные и согласные, их различие. Буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ.
Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие, звонкие и глухие. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и, а также мягкого знака (ь) в конце и середине слова между согласными. Практическое умение писать в словах твердый знак (ъ).
Шипящие согласные звуки (ж, ш, ч, щ); традиционное написание букв и, а, у после шипящих в сочетаниях жи — ши, ча — ща, чу — щу. Правописание слов с сочетанием букв чк, чн, щн.
Слог. Его звуковая структура; слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги. Правила переноса слов по слогам, перенос слов с буквами й, ь (майка, пальто).
Ударение. Роль ударения в различении смысла слова (кружки — кружки, замки — замки). Ударные и безударные слоги (моря — море).
Произношение ударных и безударных гласных звуков в слове. Обозначение на письме гласных звуков в ударных и безударных слогах. Способы их проверки.
Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков в конце слова (дуб — дубы). Разделительный мягкий знак (ь); удвоенные согласные (класс, группа).
Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавитного порядка букв, алфавитные названия букв. Умение расположить слова в алфавитном порядке и пользоваться словарями, ориентируясь на алфавитное расположение букв в них.
Различение букв по начертанию: заглавные и строчные, печатные и рукописные.
Упражнения в звуко-буквенном анализе слов.
Наблюдение за интонацией: мелодикой (движением голоса), темпом речи (быстрым, медленным), силой звучания голоса (громко — тихо); нахождение созвучий в окончаниях строк стихотворных произведений.
Слово и его значение. Слово как двусторонняя единица языка. Различение в слове двух сторон: звучания слова и его значения.
Наблюдение за номинативной функцией слова (называть предметы окружающего мира, их свойства и действия).
Имена собственные и нарицательные, местоимения: я, ты, он, она. Заглавная буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях.
Практическое знакомство с синонимами и антонимами, с многозначностью слова.
Упражнения в составлении тематических групп слов, их классификации, выделение общего компонента в их лексическом значении, нахождение слов с обобщающим значением.
Из истории происхождения слов. Фразеологические выражения, использование их в речи. Знакомство со словарями — орфографическим и толковым.
Состав слова. Словообразование. Первые наблюдения за строением слова на наглядно-образных моделях. Первоначальное знакомство с составом слова: корень, приставка, суффикс, окончание; выделение корня слова на основе подбора однокоренных слов (с помощью учителя). Сопоставление значения и написания однокоренных слов.
Наблюдение за единообразным написанием корней в родственных словах.
Образование новых слов с помощью приставок; правописание приставок. Обозначение на письме безударных гласных звуков в корне слова. Обозначение на письме парных звонких и глухих согласных звуков в корне слова. Корень — смысловой центр слова.
Слово как часть речи. Целостное представление о частях речи на основе наглядно-образных моделей; выделение в словах общего значения предметности, признака действия; сопоставление групп слов, объединенных по разным основаниям (содержательная и формально-грамматическая классификация слов).
Имя существительное. Основные признаки. Представление о значении предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?). Изменение существительных по числам. Роль имен существительных в речи.
Глагол. Основные признаки. Выявление групп слов с общим значением действия предметов по вопросам: что делать? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопрос к глаголу. Изменение глаголов по числам. Роль глаголов в речи.
Имя прилагательное. Основные признаки. Наблюдение за словами с общим значением признака предмета (цвет, форма, размер и т. п.), их группировкой по вопросам Роль прилагательных в речи.
Предлоги. Правило написания предлогов с другими словами. Сопоставление предлогов и приставок. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетаниях.
Предложение. Признаки предложения, смысловая и интонационная законченность предложения. Дифференциация предложений по цели высказывания. Коммуникативная роль предложения в общении.
Главные члены предложения. Умение определять, какой член предложения является подлежащим, а какой — сказуемым. Наблюдение за порядком слов в предложении. Связь слов в предложении.
Практическое знакомство со словосочетанием (умение выделять словосочетание из предложения с помощью вопросов).
1.2. Планируемые результаты
Предметные результаты
Ученик научится
называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);
обозначать мягкость согласных звуков на письме;
определять количество букв и звуков в слове;
писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
находить корень в группе доступных однокоренных слов.
Ученик получит возможность научиться
Неоднозначность соотношения «звук-буква»;
Правильно произносить и правильно записывать слова с буквой Э;
Переносить слова с мягким знаком в середине слова и на конце;
Определить, сколько звуков обозначают йотированные буквы;
Применять правило при написании слов с сочетаниями ЖИ-ШИ;
Делить слова для переноса с одной строки на другую;
Подбирать проверочные слова к словам с безударным гласным;
Правильно писать слова с непроверяемыми безударными гласными;
Правильно писать слова с удвоенными согласными;
Использовать мягкий знак как разделительный и как показатель мягкости согласных;
Классифицировать слова на группы на основе лексического значения;
Правильно подбирать проверочные родственные слова;
Проводить морфемный анализ и образовывать слова из морфем;
Определять части речи в связном тексте;
Находить и выделять в предложении главные члены предложения.
Личностные
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать
Метапредметные
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Контроль 20
1.3.Формы организации учебных занятий
Основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа, как под руководством учителя, так и самостоятельная.
1.4. Основные виды деятельности
творческая работа,
сочинение,
изложение,
письменные ответы,
размышление,
составление плана.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата (месяц, четверть) |
№ Учебного занятия |
Раздел, тема |
Часы |
Формы контроля результата |
Сентябрь октябрь (1 четверть) |
1-5,23 6-17,27 18-22,24-26,28-40
|
Речевое общение. Текст. Язык в речевом общении
|
6 13 21 |
Обучающее изложение Обучающее сочинение Контрольная работа Контрольный словарный диктант. Контрольный диктант Контрольное списывание текста
|
ноябрь, декабрь (2 четверть)
|
48,66 41-47, 49-65,67-80 |
Текст. Язык в речевом общении
|
2 36 |
Обучающее изложение Контрольная работа Контрольный словарный диктант. Контрольный диктант Контрольное списывание текста Проверочная работа |
январь, февраль, март (3четверть) |
81,86,90 82-85,87-89,91-135 |
Текст. Язык в речевом общении
|
3 52 |
Обучающее изложение Контрольная работа Контрольный словарный диктант. Контрольный диктант Контрольное списывание текста Проверочная работа |
апрель май (4 четверть |
173 150,164-172, 136-149,151-163,174-175 |
Речевое общение. Текст.
Язык в речевом общении
|
1 10
29 |
Обучающее изложение Обучающее сочинение Контрольная работа Контрольный словарный диктант. Контрольный диктант Контрольное списывание текста Проверочная работа Мониторинговое исследование Итоговая контрольная работа |
Перечень учебно-методического обеспечения.
Программа по русскому языку для четырёхлетней начальной школы Образовательная система «УМК Перспектива» Руководители линии учебников по русскому языку УМК «Перспектива» Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Сборник программ. (М.: Просвещение, 2014).
Учебники и учебные пособия:
1.Учебник по русскому языку для 2 класса, в 2-х частях, автор Л.Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина, изд-во «Просвещение»
Москва, 2013 год.
2.Методические рекомендации для учителя к учебнику Русского языка для 2 класса.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.