Рабочая программа по русскому языку (родному)

  • doc
  • 14.10.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4 КЛ. РАБ.ПРОГР. РОДНОЙ РУСС..doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «КОЛОДЕЗЯНСКАЯ ШКОЛА» КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА

 РЕСПУБЛИКИ КРЫМ 

 

(МБОУ «КОЛОДЕЗЯНСКАЯ ШКОЛА»)

 

 

РАССМОТРЕНА

на заседании МО

Протокол   №___

 от «___» ___ 202__г. 

 

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора

_________/Михайлова Л.В.

 (подпись)                        (ФИО)      

 «___» ___ 202__г.

УТВЕРЖДЕНА

приказ МБОУ «Колодезянская школа»

от 29 августа 2024г.  №265

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

учебного предмета «Родной язык (русский)»

для обучающихся 4 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Колодезное‌ 2024


 

Пояснительная записка

         Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» для 2-4 классов общеобразовательной школы разработана на основе следующих нормативно - правовых документов:

- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями на 31 декабря 2015 года);

Основные задачи реализации содержания предмета «Родной язык (русский)»:

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке.

Целями изучения родного русского языка в начальной школе являются:

? создание на практике условий для развития речевых умений и интереса к говорению на родном русском языке;

? расширение языкового образовательного пространства учащихся начальных классов;

? развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

? воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

? пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь;

? воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного

средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе;

? осознание эстетической ценности родного языка развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

? развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Задачи:

? развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

? овладение умениями правильно читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и повествования небольшого объема;

? воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Планируемые результаты

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Содержание начального общего образования по учебному предмету «Родной язык» (67,5 часов)

 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

2-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения:

? осознавать роль языка и речи в жизни людей;

? эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

? понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

? обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

? определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

? проговаривать последовательность действий на уроке;

? учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

? учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

? ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

? находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

? делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

? преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

? оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

? выразительно читать и пересказывать текст;

? договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

? учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является сформированность следующих умений:

? воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

? осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

? понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

? делить текст на части, озаглавливать части;

? подробно и выборочно пересказывать текст;

? правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

? делить слова на части для переноса;

? правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

? писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

? обращать внимание на особенности употребления слов;

? ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

? составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

? составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

3-4-й классы

Личностными результатами изучения предмета «Родной русский язык» являются следующие умения и качества:

? эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

? эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться совершенствованию собственной речи;

? любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

? интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

? интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

? интерес к изучению языка;

? осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

? самостоятельно формулировать тему и цели урока;

? составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

? работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

? в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

? вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

? пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

? извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

? перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

? пользоваться словарями, справочниками;

? осуществлять анализ и синтез;

? устанавливать причинно-следственные связи;

? строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

? адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

? высказывать и обосновывать свою точку зрения;

? слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

? договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

? задавать вопросы.

3-й класс

Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является сформированность следующих умений:

? воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

? осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

? самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

? производить звуко-буквенный анализ доступных слов;

? видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам;

? правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня, с ь;

? находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

? распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

? определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

? разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план,

? письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи.

 

4-й класс

Предметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является сформированность следующих умений:

? произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

? производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

? правильно писать слова с изученными орфограммами;

? видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

? находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

? пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

? различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

? ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но),оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

? производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

? разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

? писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения курса «Родной русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметные результаты

- произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

- производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

- правильно писать слова с изученными орфограммами;

- видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически

обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

- находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

- пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

- различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

- ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

- производить синтаксический разбор простого и сложного предложения в рамках изученного;

- разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

- писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

- читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

- воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

- создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

В результате изучения курса « Родной русский язык» выпускник начальной школы научится:

называть:

? Изученные части речи;

? Значимые части речи;

Различать и сравнивать:

? Буквы и звуки, гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, согласные звонкие и глухие, согласные парные и непарные;

? Имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение, глагол;

? Предлог и приставку;

? Корень, приставку, суффикс, окончание;

? Главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения; словосочетания (главное и зависимое слово); предложения с однородными членами;

Приводить примеры:

Простого двусоставного предложения;

? Кратко характеризовать:

? Виды предложений по цели высказывания и интонации;

Решать практические учебные задачи:

? Выделять подлежащее и сказуемое, словосочетания, однородные члены в простом предложении;

? Пользоваться словарями;

? Использовать алфавит при работе со словарем;

? писать под диктовку разборчиво и аккуратно текст из 75-80 слов со следующими изученными правилами правописания:

? прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

? звонкие и глухие согласные в корнях;

? непроизносимые согласные;

? сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, сочетания чн,чк;

? удвоенные согласные;

? безударные гласные, проверяемые ударением (в корне слова); безударные гласные, непроверяемые ударением;

? разделительный мягкий и твердый знаки; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных, мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

? не с глаголами;

? безударные падежные окончания имен существительных; безударные падежные окончания имен прилагательных;

? правописание безударных личных окончаний глаголов;

? словарные слова, определенные орфограммой;

? знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки); запятая между однородными членами предложения.

? отвечать на вопросы к тексту;

? делить текст на смысловые части и составлять простой план.

? понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

? осознать значимость чтения для личного развития, формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

? сформировать потребность в систематическом чтении;

? понимать роль чтения, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

? достичь необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладеть

техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

? уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

-определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы ;

-быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности.

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи.

Содержание учебного предмета «Родной русский язык »

2 класс

 

Раздел 1. Русский язык. Прошлое и настоящее (13 ч.)

Знакомство с учебником.  Слова, называющие игры, забавы, игрушки. Слова, называющие предметы традиционного русского быта. Дом в старину: что как называлось. Слова, называющие то, что ели в старину. Слова, называющие то, во что раньше одевались дети. Пословицы, поговорки. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Фразеологизмы. Сравнение фразеологизмов других народов. Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.  Проект «Почему это так называется?»

Раздел 2. Язык в действии (20ч.)

Что можно узнать о человеке по его речи.   Язык и речь. Диалог и монолог. Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Смыслоразличительная роль ударения. Определение ударного слова. Как можно «играть» ударными звуками. «Азбука вежливости»:  основные формулы речевого этикета.

Раздел 3. Секреты речи и текста (14 ч.)

Устная речь и секреты текста. Восстановление деформированного текста. Л.Н.Толстой. «Чиж».     Коллективное изложение текста «Как Митя спас воробышка» по вопросам к каждому предложению.   Лексические средства связи предложений в тексте. Порядок слов как средство связи предложений в тесте.  Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор. Составление текста «Ёжик» по опорным словам с творческим дополнением.  Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне). Создание текстов-повествований: заметки о посещении музея.  Составление текста об участии в народных праздниках. Текст- развёрнутое толкование значения слова. Обобщающий урок.

 

 

 

3 класс

Раздел 1.    Русский язык: прошлое и  настоящее  (13 ч.)     

Как писали в старину. Народные приметы в старину. Профессии людей в старину. «Не скоро дело делается, а скоро сказка сказывается». Отношения между людьми. Экскурсия по старому городу.  Русский народный костюм.  Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках). Изложение с элементами сочинения.

Проект «Откуда в русском языке. Как правильно произносить слова эта фамилия» Проект: «История моего имени и фамилии».

Раздел 2. Язык в действии (10  ч.)

 Многообразие суффиксов.  Род имён существительных. Имена существительные общего рода. Существительные, имеющие только форму единственного числа.  Существительные, имеющие только форму множественного числа.  Правильное и точного употребления предлогов.

Раздел 3. Секреты речи и текста (11 ч.)

Темы текстов. Основная мысль текста. Опорные слова. Сочинение на тему: «Мой выходной день». Типы текста. Стили речи: разговорный и книжный. Стили речи: художественный и научный. Тексты разных стилей

речи. Культура общения. Обобщение. Урок-тренинг «Узнай стиль речи». Я пишу письмо. Обобщение.

4 класс

Раздел 1.    Русский язык: прошлое и  настоящее  (13 часов)     

Наша речь и наш язык.  Не стыдно не знать, стыдно не учиться.  Вся семья вместе, так и душа на месте. Красна сказка складом,  а песня-ладом.  Язык языку весть подает.  Русские традиционные эпитеты.  Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Русские слова в языках других народов. Слова, называющие родственные отношения. Проект: «Откуда это слово появилось в русском языке». 

Раздел 2. Язык в действии (7  часов)                                                                                                         

 Трудно ли образовывать формы глагола?  Можно ли об одном и том же сказать по-разному? Как и когда появились знаки препинания? Проект «В мире пунктуационных знаков»

 Раздел 3. Секреты речи и текста (14 часов)

Научный стиль речи. Разговорный стиль речи. Деловой стиль речи. Художественный стиль.  Публицистический стиль речи.  Тексты разных стилей речи. Создаём статью в газету «Что значит для меня родной язык». Обобщение. Урок-тренинг «Узнай стиль речи»

 

Тематическое планирование

                                                

 

 

 

4 КЛАСС

№ раздела

Наименование разделов и тем

Количество часов

1.

Раздел 1.    Русский язык: прошлое и  настоящее 

13

2.

Раздел 2. Язык в действии

7

3.

Раздел 3. Секреты речи и текста

14

Итого:

34

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru