Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №29
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
на заседании МО Заместитель директора Директор МБОУ СОШ№29
протокол №_______ по УВР _______М.Б. Светлова
от «__» _____2019г. ___________ И.В.Батракова «_____»_________2019г.
Руководитель МО «_____»_________2019г.
_______О.А. Кажанец
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
(общеобразовательный уровень)
Класс: 4 А
Учитель: Ж.Ч. Казыбаева
На I полугодие – 15 ч
На II полугодие – 19ч
Всего: из расчета на 34 учебных недель – 34 ч
В неделю: 1ч
Плановых аттестационных работ:
на I полугодие - 0
II полугодие - 1
2019- 2020 учебный год
г. Сургут
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметные
Обогащение знаний учащихся об освоении каждым народом своего природного ландшафта (региональный компонент), формирование понятий и представлений о культуре народа (географические условия; особенности труда, обычаев, народного искусства, традиционной архитектуры; национальный дизайн, эстетика вещей); закладываются основы проектного мышления.
Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве. Развитие пространственного ощущения мира: быт, одежда, архитектура, праздники. Природа, пространство и среда народного искусства. Зависимость народного искусства от национальных традиций, природных условий региона.
Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Знакомство с разнообразием форм народного искусства и их зависимостью от природных условий и др. Взаимосвязь цвета, пластики, символики и формы в народной игрушке.
Развитие представлений о цвете в окружающем предметном мире и мире искусства. Цвет в искусстве народной игрушки.
Освоение композиционных задач в искусстве. Своеобразие композиции в народном искусстве (одежда, быт, жильё).
Использование на занятиях ИКТ способствует становлению мировоззрения учащихся, воспитанию у них нравственных и патриотических чувств; направлено на освоение культуры родного края и культуры разных народов; воспитывает уважение к другим национальностям.
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир).
Выполнение графических зарисовок, этюдов, небольших живописных работ с натуры в технике «а-ля прима». Представление об особенностях освоения окружающего пространства людьми. Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью разных графических материалов. Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Представление о природных пространствах разных народов: горах, степях, пустынях, песках, лесах, озёрах, равнинах, реках, полях и др. Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами. Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной архитектуры от природных условий местности. Участие в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства в жизни общества, в жизни каждого человека. Активное использование в обсуждении своих представлений об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Передача в творческих работах с помощью цвета определённого настроения с использованием нужной цветовой гаммы. Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Передача в работе воздушной перспективы; первого, второго и третьего планов; пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Создание сюжетных композиций, передача в работе смысловых связей между объектами изображения, колорита, динамики с помощью цвета, пятен, линий. Освоение графических компьютерных программ. Поиск нужного формата, выделение композиционного центра. Выполнение набросков с натуры (изображения одноклассников). Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национального колорита. Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией. Передача пропорций, характерных черт человека (формы головы, лица, причёски, одежды) графическими средствами. Нахождение общих для разных народов интонаций, мотивов, настроения. Создание небольших этюдов. Проведение самостоятельных исследований, в том числе с помощью Интернета. Выполнение набросков, зарисовок на передачу характерной позы и характера человека. Лепка фигуры человека по наблюдению. Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с использованием элементов орнамента конкретного региона (народности). Передача симметрии и асимметрии в природной форме. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета. Зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей местности; его связь с культурными традициями.
2. Развитие фантазии и воображения.
Размышления на темы «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства». Раскрытие понятий «устное народное творчество», «литературная сказка (авторская)». Освоение поисковой системы Интернет. Выполнение графических работ по результатам обсуждения. Создание коллективных композиций в технике коллажа. Отображение в работе колорита, динамики в соответствии с темой и настроением. Выполнение цветовых и графических композиций на тему, создание из них коллективной композиции или книги. Участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы). Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ. Участие в подготовке «художественного события» на темы сказок. Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов. Объяснение сходства и различий в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом). Изучение произведений народного и декоративно-прикладного искусства. Объяснение выбора использованных мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. Проведение под руководством взрослого исследования по материалам народного искусства своего региона. Участие в коллективных проектах по материалам народных ремёсел. Изготовление творческого продукта как составной части проектной работы.
3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика).
Представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр). Определение особенностей творческой манеры разных мастеров. Подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции. Представление о народном декоративно-прикладном искусстве. Нахождение особенного в каждом виде народного искусства. Выполнение самостоятельных эскизов предметов народного искусства. Создание эскизов, проектов архитектурных объектов в зависимости от рельефа местности. Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов. Создание посильных декоративных композиций с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте. Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в объёме (лепке), графике (линией), живописи (способом от пятна).
Метапредметные
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно -познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в томчисле на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей,товарищей, родителей и других людей;
• способность к оценке своей учебной деятельности;
•основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ иисторию, осознание ответственности человека за общее благополучие;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия ус-пешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как
значимую сферу человеческой эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение
благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
• выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль порезультату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть рядом общих приѐмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
ИКТ;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельновыбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе
в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит,
а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнѐра;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициямипартнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместнойдеятельности;
• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐтаинтересов и позиций всех участников;
• с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотруд-ничества с партнѐром;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решенияразнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своейдеятельности.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку по классам, содержание учебного предмета, учебно-тематический план, график проведения к/р, учебно-методический комплект, методические пособия для учителя, материально-техническое обеспечение оставляем без изменений
Содержание учебного предмета
В программе представлены три направления художественного развития учащихся.
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир). Освоение законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.
2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию.
Начальная школа – время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Важное условие развития художественно-образного мышления – вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.); во-вторых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) – общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятельностный полихудожественный подход и интегрированный характер организации занятий позволяет разнообразить и обогатить восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.
3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, – развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.
В основе учебников и рабочих тетрадей лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональной России);
• развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);
• общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие);
• воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;
• воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;
• развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;
• совершенствование индивидуальных способностей;
• формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.
Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности:
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём – основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин – раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон – сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля – наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов – представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя – Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни, развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.
Содержание программы
№ раздела |
Раздел, тема |
Количество часов |
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир). |
||
1.1 |
«Природа. Человек. Искусство» |
7 часов |
1.2. |
«Природное пространство и народная архитектура» |
6 часов |
1.3. |
«Организация внутреннего пространства народного жилища» |
5 часов |
2. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). |
||
2.1. |
«Символика народного орнамента» |
4 часа |
3. Развитие фантазии и воображения. |
||
3.1. |
«Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство» |
10 часов |
3.2 |
«Музей в твоей книжке» |
2 часа |
|
ИТОГО: |
34 часа |
Учебно-тематический план
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
Основные вопросы, рассматриваемые на уроке |
Планируемые результаты обучения |
Прим. |
|||||
план |
факт |
план |
факт |
предметные |
метапредметные |
личностные |
|||||
«Природа. Человек. Искусство» - 7 часов |
|||||||||||
1. |
Природа. Человек. Искусство. Композиция «Пейзажи родного края». |
1 |
|
|
|
Работа на плоскости. Художественное изображение пейзажа с элементами традиционной народной архитектуры. Материал: акварель, графические материалы. |
Зависимость формы предмета от его назначения, уклада жизни народа, природной среды. Понятие «пейзаж». Передача настроения картины с помощью колорита. Техника живописных работ «а-ля прима». |
Освоение выразительных особенностей языка изобразительного искусства. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, продуктивно мыслит. |
Умеет формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности, развитие творческого потенциала. Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности, активизация воображения и фантазии. |
|
|
2. |
Красота и величие природы в малом и обыденном. |
1 |
|
|
|
Изображение с натуры природных объектов (веток, травинок, насекомых, раковин, семян, листьев и др.) любым графическим материалом с использованием основных средств выразительности графики: линии, штриха, пятна. |
Представляет особенности освоения окружающего пространства людьми и животными. Иметь представления о красоте и величии природы в большом и малом. Понимает, что такое пространственное окружение. |
Планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
|
Умеет формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.
|
|
|
3. |
Мировое древо. |
1 |
|
|
|
Изображение дерева в технике аппликации из различных материалов. |
Понимает и представляет природные пространства разных народов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озёра, равнины, реки, поля и др. Видит и замечает красоту в явлениях окружающей среды. Выполняет работу в технике аппликации. |
Освоение выразительных особенностей языка изобразительного искусства. Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
|
Испытывает нравственные и эстетические чувства: любовь к природе, своему народу, к многонациональной культуре. Проявляет интерес и уважительное отношение к истории и культурам разных народов.
|
|
|
4 |
Многофигурная композиция по мотивам былин, сказаний и мифов. |
1 |
|
|
|
Отражение в творческих работах понимания мира в устном народном творчестве – в мифах, былинах, сказаниях, легендах, песнях. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка». Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины. |
Понимает и представляет особенности окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира – мироздании: о красоте, добре, чести и справедливости.
|
Самостоятельно формулирует цель урока, анализирует предложенное задание, выявляет и формулирует учебную проблему, оригинально и продуктивно мыслит и самостоятельно решает творческие задачи, оценивает собственную художественную деятельность |
Имеет представление о национальной культуре, о вкладе народа в культурное и художественное наследие мира. Понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства). |
|
|
5 |
Происхождение и восприятие окружающего мира в литературе и музыке разных народов. |
1 |
|
|
|
Коллективное исследование: как описывается происхождение мира у разных народов, чем эти истории похожи и чем различаются. Выбор творческой работы: создание своей сказки о происхождении мира и выполнение иллюстрации к ней. |
Участвует в обсуждениях тем о том, как описывается происхождение мира у разных народов. Сравнивает, чем эти истории похожи и чем отличаются. Умеет пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет. |
Освоение выразительных особенностей языка изобразительного искусства. Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой. |
Проявляет интерес и уважительное отношение к истории и культурам разных народов. Понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства).
|
|
|
6. |
Происхождение и восприятие окружающего мира в литературе и музыке разных народов. |
1 |
|
|
|
Участвует в обсуждениях тем о том, как описывается происхождение мира у разных народов. Сравнивает, чем эти истории похожи и чем отличаются. |
|
||||
7. |
Колорит. |
1 |
|
|
|
Изображение пейзажа по заимствованному сюжету. Передача в творческих работах с помощью цвета определённого настроения с использованием нужной цветовой гаммы. Поиск нужного формата, выделение композиционного центра. |
Создает сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику. |
Освоение выразительных особенностей языка изобразительного искусства. Самостоятельно формулирует цель урока, анализирует предложенное задание, выявляет и формулирует учебную проблему. |
Проявляет интерес к самостоятельной творческой деятельности, имеет развитые этические чувства и эстетические потребности, эмоционально-чувственно воспринимает окружающий мир. |
|
|
«Природное пространство и народная архитектура» - 6 часов |
|||||||||||
8 |
Природное пространство и народная архитектура. Русская изба. |
1 |
|
|
|
Обусловленность своеобразия архитектуры природными условиями и укладом жизни народов. Создание композиции «Деревенская улица» в технике аппликации. |
Осваивает и понимает особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий.
|
Освоение выразительных особенностей языка изобразительного искусства. Развитие пространственного восприятия мира, формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов. |
Проявляет интерес и уважительное отношение к национальной истории и культуре. Целостное, гармоничное восприятие мира.
|
|
|
9 |
Природное пространство и народная архитектура. Русская изба. |
1 |
|
|
|
Обусловленность своеобразия архитектуры природными условиями и укладом жизни народов. Создание композиции «Деревенская улица» в технике аппликации. |
Осваивает и понимает особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий.
|
Сотрудничает с другими учащимися в процессе совместной творческой работы.
|
Развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии.
|
|
|
10 |
Аул в горах. |
1 |
|
|
|
Жилище кавказских народов – сакля. Форма и особенности расположения на местности. Создание коллективной полуобъемной композиции из пластилина или глины горного рельефа с саклями горцев, фигурками людей, деревьев. |
Передает в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения, основной замысел работы через особенности формы каждого предмета в композиции.
|
Развитие пространственного восприятия мира, формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов. Сотрудничает с другими учащимися в процессе совместной творческой работы.
|
Проявляет интерес и уважительное отношение к истории и культуре других народов. Понимает зависимость народного искусства от особенностей местности, климата; видит его связь с культурными традициями региона. |
|
|
11 |
Казахская юрта. |
1 |
|
|
|
Создание художественного образа скульптуры. Работа в объеме, соблюдение соотношений величин – предметов и их частей. Сюжетная композиция в технике аппликации или рельефа «Жизнь в степи». |
Передает в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения, индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты. |
Самостоятельно решает творческие задачи при работе над композицией. Оценивает собственную художественную деятельность |
Проявляет интерес и уважительное отношение к истории и культуре других народов. Понимает зависимость народного искусства от особенностей местности, климата. |
|
|
12 |
Традиционный китайский дом. |
1 |
|
|
|
Работа в смешанной технике с помощью акварели, туши и пера. Создание графической композиции «Архитектура Китая. Дом на воде». |
Передает в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения, индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты.
|
Развитие пространственного восприятия мира, формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов. Оценивает собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. |
Проявляет интерес и уважительное отношение к истории и культуре других народов. Понимает зависимость народного искусства от особенностей местности, климата; видит его связь с культурными традициями региона.
|
|
|
13 |
Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве. |
1 |
|
|
|
Создание образа своего дома (архитектурного пейзажа) в технике акварели «по сырому». Примерные темы композиций: «Перед грозой», (акварель «по сырому»), «Туман в городе (деревне, селе, лесу, горах)» с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы. |
Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате.
|
Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой. |
Осваивать и создавать выразительные образы природы. Развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии. |
|
|
«Организация внутреннего пространства народного жилища» - 5 часов |
|||||||||||
14 |
Организация внутреннего пространства народного жилища. В русской избе. |
1 |
|
|
|
Знакомство с бытовым жанром изобразительного искусства. Создание сюжетной композиции на бытовые темы в интерьере (на выбор): «В избе», «Красный угол», «За прялкой». |
Создавать композицию внутреннего пространства избы, применяя различные материалы. Находить нужный формат, выделять композиционный центр. |
Самостоятельно решает творческие задачи при работе над композицией. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. |
Проявляет интерес и уважительное отношение к национальной истории и культуре. Целостное, гармоничное восприятие мира.
|
|
|
15 |
Проект интерьера класса.
|
1 |
|
|
|
Перспектива, трёхмерность замкнутого пространства, линия горизонта. Создание проекта интерьера (закрытого пространства) цветными карандашами. |
Создавать проект интерьера. Передавать в работе перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате.
|
Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой. Самостоятельно решает творческие задачи при работе над композицией. |
Развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии. |
|
|
16 |
Внутри кавказской сакли. |
1 |
|
|
|
Организация внутреннего пространства народного жилища. Создание сюжетных композиций на бытовые темы: «В кавказской сакле». Выполнение изображения цветными карандашами. |
Создавать композицию внутреннего пространства сакли. Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости. |
Самостоятельно решает творческие задачи при работе над композицией. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.
|
Проявляет интерес и уважительное отношение к истории и культуре других народов. Целостное, гармоничное восприятие мира. Развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии. |
|
|
17 |
В казахской юрте. |
1 |
|
|
|
Организация внутреннего пространства народного жилища. Создание сюжетной композиции на бытовые темы в интерьере: «Дети в юрте». Выполнение изображения фломастерами. Предварительное исследование: сравнительный анализ русской избы и казахской юрты. |
Создавать композицию внутреннего пространства юрты. Находить нужный формат, выделять композиционный центр. Выполнять наброски фигур человека. |
Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой. |
Проявляет интерес и уважительное отношение к истории и культуре других народов. Целостное, гармоничное восприятие мира. Развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии.
|
|
|
18 |
Интерьер китайского дома.
|
1 |
|
|
|
Организация внутреннего пространства народного жилища. Знакомство с изобразительного искусства «натюрморт». Проведение коллективного исследования на тему «Чайная церемония в Китае». Создание декоративной композиции по мотивам чайной церемонии в технике аппликации. |
Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов. Выполнять изображение предметов разной формы в технике аппликации.
|
Освоение выразительных особенностей языка изобразительного искусства. Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой. |
Проявляет интерес и уважительное отношение к истории и культуре других народов. Целостное, гармоничное восприятие мира. Развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии.
|
|
|
«Символика народного орнамента» - 4 часа |
|||||||||||
19 |
Символика народного орнамента. Русский орнамент. |
1 |
|
|
|
Ознакомление с понятиями «узор», «орнамент», видами орнамента. Значение символов, используемых в русском орнаменте. Разработка узора для мужской рубашки и женского сарафана.
|
Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент. Создавать орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности).
|
Самостоятельно решает творческие задачи при работе над композицией. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. |
Проявляет интерес и уважительное отношение к национальной истории и культуре. Целостное, гармоничное восприятие мира.
|
|
|
20 |
Узоры народов Северного Кавказа. |
1 |
|
|
|
Мотивы орнаментов народов Северного Кавказа. Значение символов, используемых в орнаменте. Декоративная монета в технике металлопластики. |
Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент. Создавать орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности).
|
Самостоятельно решает творческие задачи при работе над композицией. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. |
Проявляет интерес и уважительное отношение к истории и культуре других народов. Целостное, гармоничное восприятие мира. Развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии. |
|
|
21 |
Орнамент казахского народа. |
1 |
|
|
|
Мотивы орнаментов казахского народа. Значение символов, используемых в орнаменте. Создание эскиза ковра, используя в его орнаменте символику и цветовую гамму, присущие казахскому народному искусству. Работа гуашью по предварительному карандашному рисунку. |
Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент. Создавать орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности).
|
Освоение выразительных особенностей языка изобразительного искусства. Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать.
|
Проявляет интерес и уважительное отношение к истории и культуре других народов. Целостное, гармоничное восприятие мира. Развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии.
|
|
|
22 |
Традиционные узоры Китая. |
1 |
|
|
|
Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент. Создавать орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности). |
Самостоятельно решает творческие задачи при работе над композицией. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. |
Проявляет интерес и уважительное отношение к истории и культуре других народов. Целостное, гармоничное восприятие мира. Развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии.
|
|
||
«Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство» - 10 часов |
|||||||||||
23 |
Декоративно-прикладное искусство. Филимоновская игрушка. |
1 |
|
|
|
Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Особенности украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке. Зависимость формы игрушки от материала. Лепка из глины и роспись фигурки животного или человека в традициях филимоновского промысла. |
Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. |
Освоение выразительных особенностей языка изобразительного искусства. Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать.
|
Имеет представление о национальной культуре, о вкладе народа в культурное и художественное наследие мира. Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов.
|
|
|
24 |
Декоративно-прикладное искусство. Каргопольская игрушка. |
1 |
|
|
|
Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. |
Освоение выразительных особенностей языка изобразительного искусства. Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать.
|
Имеет представление о национальной культуре, о вкладе народа в культурное и художественное наследие мира. Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов.
|
|
||
25 |
Декоративно-прикладное искусство. Богородская игрушка. |
1 |
|
|
|
Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке. Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Выполнение богородской игрушки из картона. Передача героев композиции в динамике. |
Изучать форму народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства. Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике.
|
Самостоятельно и коллективно решает творческие задачи при работе над композицией. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. |
Имеет представление о национальной культуре, о вкладе народа в культурное и художественное наследие мира. Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов.
|
|
|
26 |
Декоративно-прикладное искусство. Матрешка. |
1 |
|
|
|
Народные промыслы – часть декоративно-прикладного искусства. Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Особенности украшения в народной игрушке. Виды матрешек. Роспись объемной деревянной формы. |
Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике. |
Освоение выразительных особенностей языка изобразительного искусства. Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать. |
Имеет представление о национальной культуре, о вкладе народа в культурное и художественное наследие мира. Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов. |
|
|
27 |
Декоративно-прикладное искусство. Дымковскоя игрушка. |
1 |
|
|
|
Народные промыслы – часть декоративно-прикладного искусства. Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Особенности украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке. |
Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.
|
Самостоятельно и коллективно решает творческие задачи при работе над композицией. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. |
Имеет представление о национальной культуре, о вкладе народа в культурное и художественное наследие мира. Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов.
|
|
|
28 |
Декоративно-прикладное искусство. Жостовские подносы. |
1 |
|
|
|
Народные промыслы – часть декоративно-прикладного искусства. Особенности росписи жостовских подносов. Изображение подноса по мотивам жостовского народного промысла. |
Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. |
Освоение выразительных особенностей языка изобразительного искусства. Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать. |
Имеет представление о национальной культуре, о вкладе народа в культурное и художественное наследие мира. |
|
|
29 |
Декоративно-прикладное искусство. Городец. |
1 |
|
|
|
Народные промыслы – часть декоративно-прикладного искусства. Особенности декора и цветовой гаммы городецкого промысла. Создание сюжетной композиции в графике с использованием одного из мотивов городецкой росписи |
Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. |
Самостоятельно и коллективно решает творческие задачи при работе над композицией. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. |
Имеет представление о национальной культуре, о вкладе народа в культурное и художественное наследие мира. Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов. |
|
|
30 |
Декоративно-прикладное искусство. Хохлома. |
1 |
|
|
|
Народные промыслы – часть декоративно-прикладного искусства. Особенности росписи хохломы. |
Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета. |
|
Имеет представление о национальной культуре, о вкладе народа в культурное и художественное наследие мира. Самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов. |
|
|
31 |
Ярмарка народных промыслов России. Игры и игрушки детей Югры. Спортивные игры ханты и манси. |
1 |
|
|
|
Подготовка «художественного события» на тему «Ярмарка народных промыслов России». Создание коллективных объемно-пространственных композиций, оформление ярмарки. |
Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества. Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции из выполненных работ. |
Имеет представление о национальной культуре, о вкладе народа в культурное и художественное наследие мира. |
|
||
32. |
Аттестационная работа |
1 |
|
|
|
Подготовка «художественного события» |
Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества. Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции из выполненных работ. |
Самостоятельно решает творческие задачи при работе над композицией. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников. |
Имеет представление о национальной культуре, о вкладе народа в культурное и художественное наследие мира. |
|
|
«Музей в твоей книжке» - 2 часа |
|||||||||||
33 |
Творчество русских художников. А.К. Саврасов |
1 |
|
|
|
Знакомство с разными видами и жанрами изобразительного искусства в творчестве русских художников. |
Уметь объяснять, чем отличается жанры от видов изобразительного искусства. Иметь представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства |
Имеет представление об искусстве и его истории, об особенностях выразительного языка произведений искусства. |
Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека. |
|
|
34 |
Творчество русских художников. В.Д. Поленов, Б.М. Кустодиев. |
1 |
|
|
|
Знакомство с разными видами и жанрами изобразительного искусства в творчестве русских художников. |
Создавать собственные небольшие композиции, подражая манере того или иного художника (по выбору). |
Имеет представление об искусстве и его истории, об особенностях выразительного языка произведений искусства |
Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека. |
|
|
ПРИЛОЖЕНИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373) с дополнениями и изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г №1241, от 22.09.2011г. №2357, от 18.12. 2012г. №1060, от 31.12 2015г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373»
- основной общеобразовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №29;
с учётом: Примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 08.04.2015г. №1/15)
на основе: Авторской программы Л.Г. Савенковой «Изобразительное искусство» УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов МБОУ СОШ№29
2.Описание УМК по предмету
Учебники
Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.Л. — М.: Вентана-Граф, 2015.
Для составления программы использовались методические пособия:
Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.Л. – М: Вентана-Граф, 2017.
Изобразительное искусство: 4 класс: органайзер для учителя: методические разработки / Е.А. Ермолинская. - 3 изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2017.
Изобразительное искусство. Интегрированная программа 1-4 классы Савенкова Л.Г. /Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская - М. Вентана-Граф, 2017г
3.Место в учебном плане
Тип класса: общеобразовательный.
По учебному плану – 1 час в неделю
в том числе
по федеральному базисному плану – 1час.
Кол-во часов по программе за год – 34 часа
в том числе
по федеральному базисному плану – 34 часа.
4.Изменения внесённые в содержание рабочей программы по предмету
В рамках регионального компонента учебного плана во 2-4 классах курс « Мы – дети природы» изучается интегрировано за счёт выделения 15% учебного времени в программах учебных предметов : « Литературное чтение», « Окружающий мир», « Изобразительное искусство»,
«Технология». ( распоряжение ХМАО – Югры от 07.08.2015г. № 451-рп (с изменениями на 10.06 2016г) О Концепции по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, проживающих в ХМАО- Югре, и плане мероприятий
(«Дорожной карте») по её реализации. )
Реализация регионального компонента курса «Мы – дети природы» в учебном предмете
«Изобразительное искусство»
№ урока |
Тема курса |
30 |
Декоративно- прикладное искусство. Городец. Игрушки детей Югры |
32 |
Ярмарка народных промыслов России. Игры и игрушки детей Югры. Спортивные игры хантов и манси |
5. Особенности классного коллектива
Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности классов, в котором осуществляется образовательный процесс.
4 «А» класс -26 обучающихся
2018-2019 учебный год - успеваемость в классе составила 100 % (26 обучающихся).
Результаты мониторинга обучения по ИЗО за курс 3 класса выявили ряд проблем в изучении отдельных тем, а также слабо-усвоенные элементы знаний:
№ п/п |
Учебные элементы |
Количество обучающихся, слабо усвоивших учебные элементы |
Процент обучающихся, слабо усвоивших учебные элементы |
1 |
Пространственное воображение |
5 |
19% |
2 |
Перспектива |
6 |
23% |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.