Рабочая программа по русскому языку С.В. Иванова «Русский язык» УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой, 4 класс

  • doc
  • 01.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РП по изобразительному искусству 4 класс.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №29

 

Рассмотрено:                                      Согласовано:                                      Утверждаю:

на заседании МО                               Заместитель директора                      Директор МБОУ СОШ№29

протокол №_______                          по УВР                                                  _______М.Б. Светлова           

от «__» _____2019г.                          ___________ И.В.Батракова              «_____»_________2019г.     

Руководитель МО                             «_____»_________2019г.     

_______О.А. Кажанец

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

 (общеобразовательный  уровень)

Класс:  4 А

Учитель: Ж.Ч. Казыбаева

 

 

На I полугодие – 15 ч

На II полугодие – 19ч

Всего: из расчета на 34 учебных недель – 34 ч

В неделю: 1ч

 

 

 

 

Плановых аттестационных работ:

на I полугодие - 0

II полугодие - 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2019- 2020 учебный год

 г. Сургут

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета 

Предметные

Обогащение знаний учащихся об освоении каждым народом своего природного ландшафта (региональный компо­нент), формирование понятий и представлений о культуре на­рода (географические условия; особенности труда, обычаев, на­родного искусства, традиционной архитектуры; национальный дизайн, эстетика вещей); закладываются основы проектного мышления.

Развитие пространственного мышления и представле­ний о пространстве в искусстве. Развитие пространственного ощущения мира: быт, одежда, архитектура, праздники. Приро­да, пространство и среда народного искусства. Зависимость на­родного искусства от национальных традиций, природных ус­ловий региона.

Развитие представлений о форме в искусстве и окружаю­щей действительности. Знакомство с разнообразием форм на­родного искусства и их зависимостью от природных условий и др. Взаимосвязь цвета, пластики, символики и формы в на­родной игрушке.

Развитие представлений о цвете в окружающем предмет­ном мире и мире искусства. Цвет в искусстве народной игрушки.

Освоение композиционных задач в искусстве. Своеобра­зие композиции в народном искусстве (одежда, быт, жильё).

Использование на занятиях ИКТ способствует становле­нию мировоззрения учащихся, воспитанию у них нравствен­ных и патриотических чувств; направлено на освоение культу­ры родного края и культуры разных народов; воспитывает ува­жение к другим национальностям.

1.      Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир).

               Выполнение графических зарисовок, этюдов, небольших живописных работ с натуры в технике «а-ля прима». Представ­ление об особенностях освоения окружающего пространства людьми. Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью разных графических материалов. Создание композиции в тех­нике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Представление о природных пространствах разных народов: горах, степях, пустынях, песках, лесах, озёрах, равнинах, реках, полях и др. Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графиче­ских работ разными техниками и материалами. Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной архитектуры от природных условий местности. Уча­стие в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства в жизни общества, в жизни каждого человека. Активное использование в обсуждении своих представлений об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Передача в твор­ческих работах с помощью цвета определённого настроения с использованием нужной цветовой гаммы. Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Пе­редача в работе воздушной перспективы; первого, второго и третьего планов; пространственные отношения между пред­метами в конкретном формате. Создание сюжетных компози­ций, передача в работе смысловых связей между объектами изображения, колорита, динамики с помощью цвета, пятен, ли­ний. Освоение графических компьютерных программ. Поиск нужного формата, выделение композиционного центра. Вы­полнение набросков с натуры (изображения одноклассников). Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национального колорита. Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией. Пере­дача пропорций, характерных черт человека (формы головы, лица, причёски, одежды) графическими средствами. Нахождение общих для разных народов интонаций, мотивов, настрое­ния. Создание небольших этюдов. Проведение самостоятель­ных исследований, в том числе с помощью Интернета. Выпол­нение набросков, зарисовок на передачу характерной позы и характера человека. Лепка фигуры человека по наблюдению. Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с использованием элементов орнамента кон­кретного региона (народности). Передача симметрии и асим­метрии в природной форме. Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета. Зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей мест­ности; его связь с культурными традициями.

2.      Развитие фантазии и воображения.

Размышления на темы «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства». Раскрытие понятий «устное народное творчество», «литера­турная сказка (авторская)». Освоение поисковой системы Интернет. Выполнение графических работ по результатам об­суждения. Создание коллективных композиций в технике кол­лажа. Отображение в работе колорита, динамики в соответствии с темой и настроением. Выполнение цветовых и графиче­ских композиций на тему, создание из них коллективной композиции или книги. Участие в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы). Отображение характера традиционной иг­рушки в современной пластике. Создание коллективных объёмно-пространственных композиций из выполненных работ. Участие в подготовке «художественного события» на темы сказок. Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов. Объяснение сходства и различий в тра­дициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом). Изучение произведе­ний народного и декоративно-прикладного искусства. Объяс­нение выбора использованных мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. Проведение под руководством взрослого исследования по ма­териалам народного искусства своего региона. Участие в кол­лективных проектах по материалам народных ремёсел. Изго­товление творческого продукта как составной части проект­ной работы.

3.      Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика).

Представление об особенностях композиции в разных ви­дах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармо­ния, смысловой композиционный центр). Определение осо­бенностей творческой манеры разных мастеров. Подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании соб­ственной композиции. Представление о народном декоратив­но-прикладном искусстве. Нахождение особенного в каждом виде народного искусства. Выполнение самостоятельных эски­зов предметов народного искусства. Создание эскизов, проек­тов архитектурных объектов в зависимости от рельефа местно­сти. Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов. Создание посильных декоративных компози­ций с использованием солярных знаков в эскизах росписи и де­коративном орнаменте. Передача формы, динамики (движе­ния), характера и повадок животных в объёме (лепке), графике (линией), живописи (способом от пятна).

Метапредметные

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно -познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в томчисле на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей,товарищей, родителей и других людей;

• способность к оценке своей учебной деятельности;

•основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ иисторию, осознание ответственности человека за общее благополучие;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

• развитие этических чувств  —  стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

•  внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

•  положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия ус-пешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

•  компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

•  морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных

дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

•  осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как

значимую сферу человеческой эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и

сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение

благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с  поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; 

• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• адекватно воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной

оценки;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

• выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Выпускник получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• преобразовывать практическую задачу в познавательную;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

•  самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль порезультату и по способу действия, актуальный контроль  на уровне произвольного внимания;

•  самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить

необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,

цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе

самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять

существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

• устанавливать аналогии;

• владеть рядом общих приѐмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и

Интернета;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов

ИКТ;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от

конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и

восполняя недостающие компоненты;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельновыбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• произвольно и осознанно владеть общими приѐмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения

различных  коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе

сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе

в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит,

а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнѐра;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от

собственной;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициямипартнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместнойдеятельности;

• продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐтаинтересов и позиций всех участников;

• с учѐтом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать

партнѐру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотруд-ничества с партнѐром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решенияразнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своейдеятельности.

Планируемые результаты освоения программы по русскому языку по классам, содержание учебного предмета, учебно-тематический план, график проведения к/р, учебно-методический комплект, методические пособия для учителя, материально-техническое обеспечение оставляем без изменений

 

 

Содержание учебного предмета

В программе представлены три направления художественного развития учащихся.

1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир). Освоение законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.

2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию.

Начальная школа – время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Важное условие развития художественно-образного мышления – вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.); во-вторых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) – общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятельностный полихудожественный подход и интегрированный характер организации занятий позволяет разнообразить и обогатить восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.

3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, – развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.

      В основе учебников и рабочих тетрадей  лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство»:

•  воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональной  России);

•  развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);

•  общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие);

•  воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;

•  воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;

•  развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;

•  совершенствование индивидуальных способностей;

•  формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства. 

Направления работы в каждом классе реализуются в следую­щих видах художественной деятельности:

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и    т.д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём – основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин – раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон – сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно­прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля – наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов – представителей разных культур, народов, стран (например, А.К.Саврасов, И.И.Левитан, И.И.Шишкин, Н.К.Рерих, К.Моне, П.Сезанн, В.Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства.

Родина моя – Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно­прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно­творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Развивающие и художественные задачи решаются в каж­дом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: разви­тие пространственного мышления и представлений о про­странстве в искусстве и жизни, развитие представлений о фор­ме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.                                                   

Содержание программы

 

 

№ раздела

Раздел, тема

Количество часов

1.      Развитие дифференцированного зрения: перенос на­блюдаемого в художественную форму (изобразитель­ное искусство и окружающий мир).

1.1

«Природа. Человек. Искусство»

7 часов

1.2.

«Природное пространство и народная архитектура»

6 часов

1.3.

«Организация внутреннего пространства народного жилища»

5        часов

2.      Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства

(музейная педагогика).

2.1.

«Символика народного орнамента»

4 часа

3.      Развитие фантазии и воображения.

3.1.

«Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство»

10 часов

3.2

«Музей в твоей книжке»

2 часа

 

ИТОГО:

34 часа

Учебно-тематический план

 

 

 

 

 

 

 


Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 4 класс

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Основные вопросы, рассматриваемые на уроке

Планируемые результаты обучения

Прим.

план

факт

план

факт

предметные

метапредметные

личностные

«Природа. Человек. Искусство» - 7 часов

1.

Природа. Человек. Искусство.

Композиция «Пейзажи родного края».

1

 

 

 

Работа на плоскости. Художественное изображение пейзажа с элементами традиционной народной архитектуры.

Материал: акварель, графические материалы.

Зависимость формы предмета от его назначения, уклада жизни народа, природной среды. Понятие «пейзаж».  Передача настроения картины с помощью колорита. Техника  живописных работ

«а-ля прима».

Освоение выразительных особенностей языка изобразительного искусства. Планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, продуктивно мыслит.

Умеет формулировать, осознавать, передавать своё на­строение, впечатление от увиденного в природе, в окру­жающей действительности, развитие творческого потенциала. Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности, активизация воображения и фантазии.

 

2.

Красота и величие природы в малом и обыденном.

1

 

 

 

Изображение с натуры природных объектов (веток, травинок, насекомых, раковин, семян, листьев и др.) любым графическим материалом с использованием основных средств выразительности графики: линии, штриха, пятна.

Представляет особенности освоения окружающего пространства людьми и животными. Иметь представления о красоте и величии природы в большом и малом.

Понимает, что такое пространственное окружение.

Планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Развитие навыков сотрудничества в ху­дожественной дея­тельности.

 

   Умеет формулировать, осознавать, передавать своё на­строение, впечатление от увиденного в природе, в окру­жающей действительности.

 

 

3.

Мировое древо.

1

 

 

 

Изображение дерева в технике аппликации из различных материалов.

Понимает и представляет природные пространства разных народов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озёра, равнины, реки, поля и др.

Видит и замечает красоту в явлениях

окружающей среды.

Выполняет работу в технике аппликации.

Освоение выразительных особенностей языка изобразительного искусства.

Планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

 

Испытывает нравст­венные и эстетиче­ские чувства: любовь к природе, своему народу, к многонациональной культуре. Проявляет интерес и уважительное отношение к истории и культурам разных народов.

 

 

4

Многофигурная композиция по мотивам былин, сказаний и мифов.

1

 

 

 

Отражение в творческих работах понимания мира в устном народном творчестве – в мифах, былинах, сказаниях, легендах, песнях. Родной язык, звучащее слово. Раскрытие понятий «устное народное творчество» и «литературная (авторская) сказка». Связь уроков изобразительного искусства с историей нашей Родины.

Понимает и представляет особенности окружающей природной среды и их влиянии на представления каждого народа об устройстве мира – мироздании: о красоте, добре, чести и справедливости.

 

Самостоятельно формулирует цель урока, анализирует предложенное задание, выявляет  и формулирует учебную проблему, оригиналь­но и продуктивно мыслит и самостоятельно решает творческие задачи, оценивает собственную художественную деятельность

Имеет представление о национальной культуре, о вкладе народа в культурное и художественное наследие мира.  Понимание и передача своих впечатлений от услышанно­го, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, на­родной речи, разных видах и жанрах искусства).   

 

5

Происхождение и восприятие окружающего мира в литературе и музыке разных народов.

1

 

 

 

Коллективное исследование: как описывается происхождение мира у разных народов, чем эти истории похожи и чем различаются. Выбор творческой работы: создание своей  сказки о происхождении мира и выполнение иллюстрации к ней.

Участвует в обсуждениях тем о том, как описывается происхождение мира у разных народов.

Сравнивает, чем эти истории похожи и чем отличаются.

Умеет пересказывать небольшие тексты (сказки, расска­зы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет.

Освоение выразительных особенностей языка изобразительного искусства.

Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой.

Проявляет интерес и уважительное отношение к истории и культурам разных народов.

Понимание и передача своих впечатлений от услышанно­го, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, на­родной речи, разных видах и жанрах искусства).

       

 

6.

Происхождение и восприятие окружающего мира в литературе и музыке разных народов.

1

 

 

 

Участвует в обсуждениях тем о том, как описывается происхождение мира у разных народов.

Сравнивает, чем эти истории похожи и чем отличаются.

 

7.

Колорит.

1

 

 

 

Изображение пейзажа по заимствованному сюжету. Передача в твор­ческих работах с помощью цвета определённого настроения с использованием нужной цветовой гаммы. Поиск нужного формата, выделение композиционного центра.

Создает сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику.

Освоение выразительных особенностей языка изобразительного искусства. Самостоятельно формулирует цель урока, анализирует предложенное задание, выявляет  и формулирует учебную проблему.

Проявляет интерес к самостоятельной творческой деятельности, имеет развитые этические чувства и эстетические потребности, эмоционально-чувственно воспринимает окружающий мир.

 

«Природное пространство и народная архитектура» - 6 часов

8

Природное пространство и народная архитектура. Русская изба.

1

 

 

 

Обусловленность своеобразия архитектуры природными условиями и укладом жизни народов. Создание композиции «Деревенская улица» в технике аппликации.

Осваивает и понимает особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий.

 

Освоение выразительных особенностей языка изобразительного искусства. Развитие пространственного восприятия мира, формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов.

Проявляет интерес и уважительное отношение к национальной истории и культуре.

    Целостное, гармоничное восприятие мира.

   

 

 9

Природное пространство и народная архитектура. Русская изба.

1

 

 

 

Обусловленность своеобразия архитектуры природными условиями и укладом жизни народов. Создание композиции «Деревенская улица» в технике аппликации.

Осваивает и понимает особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий.

 

Сотрудничает с другими учащимися в процессе совместной творческой работы.

 

    Развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии.

 

 

 

10

Аул в горах.

1

 

 

 

Жилище кавказских народов – сакля. Форма и особенности расположения на местности.  Создание коллективной полуобъемной композиции из пластилина или глины горного рельефа с саклями горцев, фигурками людей, деревьев.

Передает в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения, основной замысел работы через особенности формы каждого предмета в композиции.

 

Развитие пространственного восприятия мира, формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов. Сотрудничает с другими учащимися в процессе совместной творческой работы.

 

Проявляет интерес и уважительное отношение к истории и культуре других народов.

Понимает зависимость народного искусства от особенностей местности, климата; видит его связь с культурными традициями региона.

 

11

Казахская юрта.

1

 

 

 

Создание художественного образа  скульптуры. Работа в объеме, соблюдение соотношений величин – предметов и их частей. Сюжетная композиция в технике аппликации или рельефа «Жизнь в степи».

Передает в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения,  индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты.

 Самостоятельно решает творческие задачи при работе над композицией.

Оценивает  собственную художественную деятельность

Проявляет интерес и уважительное отношение к истории и культуре других народов.

Понимает зависимость народного искусства от особенностей местности, климата.

 

12

Традиционный китайский дом.

1

 

 

 

Работа в смешанной технике с помощью акварели, туши и пера. Создание графической композиции «Архитектура Китая. Дом на воде».

Передает в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения,  индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты.

 

Развитие пространственного восприятия мира, формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов. Оценивает  собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Проявляет интерес и уважительное отношение к истории и культуре других народов.

Понимает зависимость народного искусства от особенностей местности, климата; видит его связь с культурными традициями региона.

 

 

13

Пространственные отношения между предметами в открытом пространстве.

1

 

 

 

Создание образа своего дома (архитектурного пейзажа) в технике акварели «по сырому». Примерные темы композиций: «Перед грозой», (акварель «по сырому»), «Туман в городе (деревне, селе, лесу, горах)» с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы.

Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате.

 

Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой.

Осваивать и создавать выразительные образы природы.

Развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии.

 

«Организация внутреннего пространства народного жилища» - 5 часов

14

Организация внутреннего пространства народного жилища. В русской избе.

1

 

 

 

Знакомство с бытовым жанром изобразительного искусства. Создание сюжетной композиции на бытовые темы в интерьере (на выбор): «В избе», «Красный угол», «За прялкой».

Создавать композицию внутреннего пространства избы,  применяя различные материалы.

Находить нужный формат, выделять композиционный центр.

Самостоятельно решает творческие задачи при работе над композицией.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Проявляет интерес и уважительное отношение к национальной истории и культуре.

    Целостное, гармоничное восприятие мира.

   

 

15

Проект интерьера класса.

 

1

 

 

 

Перспектива, трёхмерность замкнутого пространства, линия горизонта.

Создание проекта интерьера (закрытого пространства) цветными карандашами.

Создавать проект интерьера.

Передавать в работе перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате.

 

Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой. Самостоятельно решает творческие задачи при работе над композицией.

Развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии.

 

16

Внутри кавказской сакли.

1

 

 

 

Организация внутреннего пространства народного жилища.

Создание сюжетных композиций на бытовые темы: «В кавказской сакле».

Выполнение изображения цветными карандашами.

Создавать композицию внутреннего пространства сакли.

Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости.

Самостоятельно решает творческие задачи при работе над композицией.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

 

Проявляет интерес и уважительное отношение к истории и культуре других народов.

    Целостное, гармоничное восприятие мира.

    Развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии.

 

17

В казахской юрте.

1

 

 

 

Организация внутреннего пространства народного жилища.

Создание сюжетной композиции на бытовые темы в интерьере: «Дети в юрте».

Выполнение изображения фломастерами. Предварительное исследование: сравнительный анализ русской избы и казахской юрты.

Создавать композицию внутреннего пространства юрты.

Находить нужный формат, выделять композиционный центр.

 Выполнять наброски  фигур человека.

Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой.

Проявляет интерес и уважительное отношение к истории и культуре других народов.

    Целостное, гармоничное восприятие мира.

    Развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии.

 

 

18

Интерьер китайского дома.

 

1

 

 

 

Организация внутреннего пространства народного жилища.

Знакомство с изобразительного искусства «натюрморт». Проведение коллективного исследования на тему «Чайная церемония в Китае». Создание декоративной композиции по мотивам чайной церемонии в технике аппликации.

Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов.

Выполнять изображение  предметов разной формы в технике аппликации.

 

Освоение выразительных особенностей языка изобразительного искусства.

Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой.

Проявляет интерес и уважительное отношение к истории и культуре других народов.

    Целостное, гармоничное восприятие мира.

    Развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии.

 

 

«Символика народного орнамента» - 4 часа

19

Символика народного орнамента. Русский орнамент.

1

 

 

 

Ознакомление с понятиями «узор», «орнамент», видами орнамента. Значение символов, используемых в русском орнаменте.

Разработка узора для мужской рубашки и женского сарафана.

 

Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент.

Создавать орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности).

 

Самостоятельно решает творческие задачи при работе над композицией.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Проявляет интерес и уважительное отношение к национальной истории и культуре.

    Целостное, гармоничное восприятие мира.

   

 

20

Узоры народов Северного Кавказа.

1

 

 

 

Мотивы орнаментов народов Северного Кавказа. Значение символов, используемых в орнаменте.

Декоративная монета в технике металлопластики.

Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент.

Создавать орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности).

 

 

Самостоятельно решает творческие задачи при работе над композицией.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Проявляет интерес и уважительное отношение к истории и культуре других народов.

    Целостное, гармоничное восприятие мира.

    Развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии.

 

21

Орнамент казахского народа.

1

 

 

 

Мотивы орнаментов казахского народа. Значение символов, используемых в орнаменте.

Создание эскиза ковра, используя в его орнаменте символику и цветовую гамму, присущие казахскому народному искусству. Работа гуашью по предварительному карандашному рисунку.

Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент.

Создавать орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности).

 

Освоение выразительных особенностей языка изобразительного искусства.

Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать.

 

 

Проявляет интерес и уважительное отношение к истории и культуре других народов.

    Целостное, гармоничное восприятие мира.

    Развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии.

 

 

22

Традиционные узоры Китая.

1

 

 

 

Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент.

Создавать орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности).

Самостоятельно решает творческие задачи при работе над композицией.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Проявляет интерес и уважительное отношение к истории и культуре других народов.

    Целостное, гармоничное восприятие мира.

    Развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии.

 

 

«Народные промыслы и декоративно-прикладное искусство» - 10 часов

23

Декоративно-прикладное искусство. Филимоновская игрушка.

1

 

 

 

Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Особенности украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке. Зависимость формы игрушки от материала. Лепка  из глины и роспись фигурки животного или человека в традициях филимоновского промысла.

Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета.

Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла.

Освоение выразительных особенностей языка изобразительного искусства.

Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать.

 

    Имеет представление о национальной культуре, о вкладе народа в культурное и художественное наследие мира. Самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов.

 

 

 24

Декоративно-прикладное искусство. Каргопольская игрушка.

1

 

 

 

Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла.

Освоение выразительных особенностей языка изобразительного искусства.

Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать.

 

    Имеет представление о национальной культуре, о вкладе народа в культурное и художественное наследие мира. Самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов.

 

 

25

Декоративно-прикладное искусство.

Богородская игрушка.

1

 

 

 

Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке. Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек.

Выполнение богородской игрушки из картона. Передача героев композиции в динамике.

Изучать форму народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства.

 Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике.

 

Самостоятельно и коллективно решает творческие задачи при работе над композицией.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

    Имеет представление о национальной культуре, о вкладе народа в культурное и художественное наследие мира. Самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов.

 

 

26

Декоративно-прикладное искусство.

Матрешка.

1

 

 

 

Народные промыслы – часть декоративно-прикладного искусства. Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Особенности украшения в народной игрушке. Виды матрешек. Роспись объемной деревянной формы.

Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике.

Освоение выразительных особенностей языка изобразительного искусства.

Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать.

    Имеет представление о национальной культуре, о вкладе народа в культурное и художественное наследие мира. Самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов.

 

27

Декоративно-прикладное искусство. Дымковскоя игрушка.

1

 

 

 

Народные промыслы – часть декоративно-прикладного искусства.

Изучение особенностей формы, пластики и характера народных игрушек. Особенности украшения в народной игрушке. Отображение характера традиционной народной игрушки в современной декоративно-прикладной игрушке.

Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.

 

Самостоятельно и коллективно решает творческие задачи при работе над композицией.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

    Имеет представление о национальной культуре, о вкладе народа в культурное и художественное наследие мира. Самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов.

 

 

28

Декоративно-прикладное искусство.

Жостовские подносы.

1

 

 

 

Народные промыслы – часть декоративно-прикладного искусства.

Особенности росписи жостовских подносов. Изображение подноса по мотивам жостовского народного промысла.

Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла.

Освоение выразительных особенностей языка изобразительного искусства.

Формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать.

    Имеет представление о национальной культуре, о вкладе народа в культурное и художественное наследие мира.

 

29

Декоративно-прикладное искусство.

Городец.

1

 

 

 

Народные промыслы – часть декоративно-прикладного искусства.

Особенности декора и цветовой гаммы городецкого промысла.

Создание сюжетной композиции в графике с использованием одного из мотивов городецкой росписи

Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства.

Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета.

Самостоятельно и коллективно решает творческие задачи при работе над композицией.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

    Имеет представление о национальной культуре, о вкладе народа в культурное и художественное наследие мира. Самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов.

 

30

Декоративно-прикладное искусство.

Хохлома.

1

 

 

 

Народные промыслы – часть декоративно-прикладного искусства.

Особенности росписи хохломы.

Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла.

Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета.

 

    Имеет представление о национальной культуре, о вкладе народа в культурное и художественное наследие мира. Самостоятельная мотивация своей деятельности, опреде­ление цели работы (задания) и выделение её этапов.

 

31

Ярмарка народных промыслов России. Игры и игрушки детей Югры. Спортивные игры ханты  и манси.

1

 

 

 

Подготовка «художественного события» на тему «Ярмарка народных промыслов России». Создание коллективных объемно-пространственных композиций, оформление ярмарки.

Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества.

Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции из выполненных работ.

Имеет представление о национальной культуре, о вкладе народа в культурное и художественное наследие мира.

 

32.

Аттестационная работа

1

 

 

 

Подготовка «художественного события»

Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества.

Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции из выполненных работ.

Самостоятельно решает творческие задачи при работе над композицией.

Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников.

Имеет представление о национальной культуре, о вкладе народа в культурное и художественное наследие мира.

 

«Музей в твоей книжке» - 2 часа

33

Творчество русских художников.

А.К. Саврасов

1

 

 

 

Знакомство с разными видами и жанрами изобразительного искусства в творчестве русских художников.

Уметь объяснять, чем отличается жанры от видов изобразительного искусства.

Иметь представление об особенностях композиции в разных ви­дах изобразительного искусства

Имеет представление об искусстве и его истории, об особенностях выразительного языка произведений искусства.

Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства.

Активное участие в обсуждении роли искусства в жизни об­щества и человека.

 

34

Творчество русских художников.

В.Д. Поленов, Б.М. Кустодиев.

1

 

 

 

Знакомство с разными видами и жанрами изобразительного искусства в творчестве русских художников.

Создавать собственные небольшие композиции, подражая манере того или иного художника (по выбору).

Имеет представление об искусстве и его истории, об особенностях выразительного языка произведений искусства

Способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства.

Активное участие в обсуждении роли искусства в жизни об­щества и человека.

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

 

  1. Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

 

Рабочая программа  по изобразительному искусству разработана в соответствии с:

- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373) с дополнениями и изменениями, утвержденными приказом  Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010г №1241, от 22.09.2011г. №2357, от 18.12. 2012г. №1060, от 31.12 2015г. №1576  «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373»

- основной общеобразовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №29;

с учётом: Примерной основной образовательной программы начального общего образования (протокол от 08.04.2015г. №1/15)

на основе: Авторской программы Л.Г. Савенковой «Изобразительное искусство» УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой;

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов МБОУ СОШ№29

 

2.Описание УМК по предмету

Учебники

Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.Л. — М.: Вентана-Граф, 2015.

Для составления  программы использовались методические пособия:

Изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.Л. – М: Вентана-Граф, 2017.

Изобразительное искусство: 4  класс: органайзер для учителя: методические разра­ботки / Е.А. Ермолинская. - 3 изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2017.

Изобразительное искусство. Интегрированная программа 1-4 классы Савенкова Л.Г. /Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинская - М. Вентана-Граф, 2017г

 

3.Место в учебном плане

Тип класса: общеобразовательный.

По учебному плану – 1 час в неделю

в том числе                            

по федеральному базисному плану – 1час.

Кол-во часов по программе за год – 34 часа

в том числе

по федеральному базисному плану – 34 часа.

 

 

4.Изменения внесённые в содержание рабочей программы по предмету

    В рамках регионального компонента учебного плана во 2-4 классах курс « Мы – дети природы» изучается интегрировано за счёт выделения 15% учебного времени в программах  учебных предметов : « Литературное чтение», « Окружающий мир», « Изобразительное искусство»,

«Технология». ( распоряжение ХМАО – Югры от  07.08.2015г. № 451-рп (с изменениями на 10.06 2016г) О Концепции по обучению родным языкам, литературе и культуре коренных малочисленных народов Севера, проживающих в ХМАО- Югре, и плане мероприятий

 («Дорожной карте») по её реализации. )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация регионального компонента курса «Мы – дети природы» в учебном предмете

«Изобразительное искусство»

 

№ урока

Тема курса

30

Декоративно- прикладное искусство. Городец. Игрушки детей Югры

32

Ярмарка народных промыслов России. Игры и игрушки детей Югры. Спортивные игры хантов и манси

 

 

5. Особенности классного коллектива

Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности классов, в котором осуществляется образовательный процесс.

4 «А» класс -26  обучающихся

2018-2019 учебный год  - успеваемость в классе составила  100 % (26 обучающихся).

Результаты мониторинга обучения по ИЗО за курс 3 класса выявили ряд проблем в изучении отдельных тем, а также слабо-усвоенные элементы знаний:

 

п/п

Учебные элементы

Количество обучающихся, слабо усвоивших учебные элементы

Процент обучающихся, слабо усвоивших учебные элементы

1

Пространственное воображение

5

19%

2

Перспектива

6

23%