I. Пояснительная записка.
1. Обоснование разработки рабочей программы по учебному предмету «Сельскохозяйственный труд»6 класс.
Миссией школы-интерната для обучающихся с ОВЗ является обеспечение права на получение доступного образования всем детям и подросткам, независимо от степени выраженности дефектов интеллектуального развития с 7 до 18 лет.
Программа содержит оптимальный объём сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы в коллективных, фермерских и крестьянских подсобных хозяйствах, а также и в ЛПХ. Её цель – допрофессиональная подготовка учащихся коррекционных школ.
Для успешного обучения, кроме традиционных уроков, в программу включены такие формы занятий, как наблюдение, экскурсии, практические работы, уроки с использованием ИКТ и другим наглядным материалом. Для закрепления знаний к каждому разделу прилагается практическая работа, для этого есть пришкольный участок, где выращиваются овощи, плодово-ягодные культуры, имеется подсобное хозяйство, где ребята практикуются по уходу за животными (овцами), подготовке кормов и кормлению животных. В домашнем хозяйстве учащихся есть кролики, свиньи на откорме и телята.
Для проверки умений и навыков в конце каждой четверти рекомендуется самостоятельная работа в виде тестов или контрольных работ.
При составлении программы были учтены принципы последовательности и преемственности обучения, а также сезонность полевых работ.
Преподавание базируется на знаниях, получаемых учащимися на занятиях природоведения, естествознания и математики.
Продолжительность обучения составляет 5 лет, с пятого по девятый класс. Количество учебных часов не регламентируется – его определяет сам учитель исходя из уровня подготовленности учеников.
По построению и объёму учебного материала программа является базовой. Исходя из местных условий обучения и трудоустройства выпускников, школа выбирает соответствующие виды труда.
Целью профессионально-трудового обучения является подготовка учащихся 6 класса с отклонениями в развитии к самостоятельному выполнению несложных видов работ на предприятии и в бытовых условиях.
Данная программа разработана и составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей детей поскольку у них:
*недостаточно развита зрительно-двигательная координация;
*трудности при самостоятельном выполнении действий;
*снижена мотивация к любой трудовой деятельности;
*слабо выражен и неустойчив интерес к деятельности взрослых;
*низкий уровень ориентировки в окружающем мире.
Индивидуальные особенности учащихся 5 класса учитываются в поурочном планировании.
Основной формой обучения в 6 классе является учебно-практическая деятельность учащихся в данной конкретной Землянской специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате. Приоритетными методами являются сельскохозяйственные опыты, практические и лабораторно-практические работы. Практические работы в программе связаны с выполнением различных приемов обработки почвы, посева, посадки, ухода за растениями и животными, технологических расчетов. На лабораторно-практических работах изучаются свойства почвы, удобрений. Учитель в соответствии с имеющимися в школе возможностями выбирает объекты и темы практических работ для учащихся, чтобы они как можно полнее представляли изучаемые агротехнологии. При этом учитываются посильность объектов труда для учащихся соответствующего возраста. Практическая деятельность при обучении технологии включает в себя освоение и выполнение конкретных трудовых приемов. Для каждой темы перечислены возможные и наиболее целесообразные с точки зрения реализации минимума содержания виды практической деятельности.
Цель данной программы «Сельскохозяйственный труд»-
Воспитание положительного отношения к труду и людям труда. Включение учащихся в общественно значимый труд, т.е. практическая подготовка к жизни.
Задачи программы:
Формирование навыков работы с сельхоз инструментами;
- Овладение безопасными приемами труда и использованием сельскохозяйственного инвентаря;
- Формирование знаний, умений по сельскохозяйственному труду;
- Развитие мышления, способности к пространственному анализу, мелкой и крупной моторики;
- Формирование эстетических представлений, благотворно влияющих на становление личности, способствующих их социальной адаптации;
- Формирование представления о значении трудовой деятельности в жизни человека и общества;
- Формирование уважения к труду и творчеству;
- Формирование элементарные представления о роли современного производства в жизни человека и общества;
- Формирование знаний и умений по организации рабочего места в соответствии с предстоящим видом деятельности;
- Формирование отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
- Формирование дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий.
Коррекционная работа включает следующие направления:
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- коррекция - развитие восприятия, представлений, ощущений;
- коррекция - развитие памяти;
-коррекция - развитие внимания;
-развитие различных видов мышления;
-развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления;
-развитие основных мыслительных операций;
- развитие умения сравнивать, анализировать;
- выделять сходство и различие понятий;
- умение работать по инструкциям, алгоритму;
- планировать деятельность;
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
-развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
-формирование адекватности чувств;
-формирование умения анализировать свою деятельность;
- коррекция - развитие речи;
- коррекция монологической речи, диалогической речи, обогащение словаря.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
2. Нормативные документы:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы сборник № 1,2 под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва Гуманитарный издательский центр «Владос» 2010.;
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Москва, Просвещение 2018 г.;
4. АООП (вариант 1) КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
5. Устав КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
6. Положение о рабочих программах КОУ ВО «Землянская школа-интернат»;
7. Учебный план КОУ ВО «Землянская школа-интернат».
3. УМК (учебники и рабочие тетради).
1.Учебник Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 6 класс, Москва «Просвещение» 2006 г.
2.Рабочая программа. Е.А. Ковалева «Сельскохозяйственный труд», 6 класс, Москва, «Просвещение» 2008 г.
4. Количество часов на учебный предмет «Сельскохозяйственный труд» 6 класс (1 час в неделю-34 часа в год).
Урок СХТ в специальной коррекционной школе является составной частью учебно – воспитательного процесса. Программа «Сельскохозяйственный труд» в 6 классе составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенного на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательного учреждения. Предмет «СХТ» изучается в 6 классе в объеме не менее 34 часа (I четверть – 9 ч., II четверть – 7 ч., III четверть – 10 ч., IV четверть – 8 ч.). В соответствии с учебным планом образовательного учреждения урок СХТ в 6 классе проводится 1 раз в неделю по одному часу. При определении продолжительности урока в 6 классе используется 40 минутный режим обучения. Продолжительность учебного года: 6 класс – 34 учебные недели.
II. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Сельскохозяйственный труд» 6 класс.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по предмету «Профильный труд»:
Минимальный уровень:
знать название материалов, процесс их изготовления; изделия, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе;
знать свойства материалов и правила хранения; санитарно-гигиенические требования при работе с производственными материалами;
подбирать материалы, необходимые для работы;
знать принципы действия, общее устройства машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины, ткацкого станка, автомобиля, трактора и др.);
подбирать инструменты, необходимые для работы;
руководствоваться правилами безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиеническими требованиями при выполнении работы;
овладеть базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, вязание, валяние, вышивание, литье, пиление, строгание и т. д.);
овладеть основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;
читать технологическую карту, используемую в процессе изготовления изделия;
составлять стандартный план работы;
иметь представление о разных видах профильного труда (деревообработка, металлообработка, швейные, прикладные работы, малярные, переплетно-картонажные работы, ремонт и производств обуви, сельскохозяйственный труд, автодело, цветоводство и др.);
определять утилитарную и эстетическую ценность предметов, изделий;
понимать значение и ценность труда;
понимать красоту труда и его результатов;
заботливо и бережно относиться к общественному достоянию и родной природе;
использовать эстетические ориентиры/эталоны в быту, дома и в школе;
понимать значимость организации школьного рабочего места, обеспечивающую внутреннюю дисциплину;
эстетически оценивать предметы и пользоваться ими в повседневной жизни в соответствии с эстетической регламентацией, установленной в обществе;
выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»);
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе;
осознавать необходимость соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности;
распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
комментировать и оценивать в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
выполнять общественные поручения по уборке мастерской после уроков трудового обучения;
принимать посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды.
Достаточный уровень:
осознанно определять возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с их физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно - практической деятельности;
экономно расходовать материалы;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
осуществлять настройку и текущий ремонт инструмента;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы ручной и машинной обработки материалов;
создавать материальные ценности, имеющие потребительскую стоимость и значение для удовлетворения общественных потребностей;
самостоятельно определять задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий и корректировку хода практической работы;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
овладеть некоторыми видам общественно-организационного труда (выполнение обязанностей бригадира рабочей группы, старосты класса, звеньевого; и т.п.);
понимать общественную значимость своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; обладать способностью к самооценке;
понимать необходимость гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
осознавать общественный долг, т. е. обладать готовностью к труду в тех сферах, которые особенно нужны обществу.
Урок сельскохозяйственного труда в школе является одним из основных, так как трудовое обучение – это не только эффективное средство коррекции недостатков развития умственной деятельности обучающихся, воспитанников, но и одно из ведущих средств учебно-воспитательной работы, направленное на решение задачи их социальной реабилитации и адаптации.
Личностными результатами являются:
-проявление познавательных интересов и активности в данной области
предметной технологической
деятельности;
-выражение желания учиться для удовлетворения
текущих и перспективных потребностей;
-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами
научной организации умственного и физического труда;
-бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
-готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства.
Предметные результаты: В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Требования к подготовке учащихся (основные знания и умения).
Ученики 6 класса должны знать:
1. По растениеводству:
· Как убирать картофель.
· Почву и её обработку.
· Как готовить почву под посадку чеснока.
· Осенний уход за ягодными кустарниками.
· Правила посадки чеснока.
· Общее представление об органических удобрениях.
· Как готовить навоз.
· Основные полевые культуры.
· Строение столовых корнеплодов.
· Как выращивать семена лука и столовых корнеплодов.
· Как выращивать столовые корнеплоды.
· Выращивание репчатого лука и лука-севка.
· Овощные культуры, группы и характеристика.
2. По животноводству:
· Виды домашних птиц, их содержание.
· Мясные породы коз и овец.
· Содержание овец и коз зимой.
· Корма для овец и коз.
Учащиеся должны уметь:
· Работать с лопатой.
· Выращивать чеснок.
· Распознавать виды органических удобрений.
· Распознавать разнопродуктивных коз.
· Ухаживать за овцами и козами.
· Распознавать овощи.
· Распознавать виды полевых культур.
· Распознавать стандартность столовых корнеплодов.
· Различать участок согласно способу посева.
· Выращивать свеклу и морковь.
· Распознавать виды лука.
· Выращивать лук.
III. Содержание учебного предмета «Сельскохозяйственный труд» 6 класс.
Вводное занятие.
Анализ результатов обучения за 5 класс. Задачи обучения в предстоящем учебном году. Охрана труда. Спецодежда.
Уборка картофеля.
Теоретические сведения.Сроки уборки картофеля. Правила окопки клубней без повреждений.
Практические работы. Выкопка клубней картофеля. Сбор клубней и их просушка. Закладка клубней на хранение в тару.
Почва и ее обработка.
Теоретические сведения. Общее представление о почве и пахотном слое. Значение почвы для выращивания растений. Удобрение почвы. Обработка почвы с помощью лопаты. Правила вскапывание почвы лопатой. Требования к качеству вскапывания.
Практические работы. Выбор лопаты. Осмотр участка и определение направления борозд. Прокладывание первой борозды. Соблюдение глубины вскапывания и слитности борозд.
Подготовка почвы под посадку чеснока.
Теоретические сведения. Требования к обработке почвы под чеснок.
Практические работы. Разметка участка или гряд под чеснок. Вскапывание участка. Рыхление и выравнивание участка граблями.
Осенний уход за ягодными кустарниками.
Теоретические сведения. Ягодные кустарники, распространенные в местных условиях. Необходимость обработки почвы при уходе за ягодными кустарниками. Правила вскапывания почвы вокруг ягодных кустарников, глубина вскапывания.
Практические работы. Вскапывание почвы вокруг ягодных кустарников лопатой.
Посадка чеснока.
Теоретические сведения. Сроки посадки чеснока. Подготовка посадочного материала. Способы посадки, глубина заделки чеснока.
Практические работы. Разметка рядков с помощью веревки и колышков. Посадка чеснока в рядки.
Практическое повторение. Виды работы. Уборка овощей и картофеля. Обработка почвы с помощью ручного инвентаря.
Самостоятельная работа. Обработка почвы с помощью лопаты.
Домашняя птица.
Теоретические сведения. Виды домашней птицы: куры, гуси, утки, индейки. Птица, преимущественно разводимая в местных условиях. Содержание птицы в коллективных, фермерских и индивидуальных хозяйствах.
Экскурсия. Птицеферма или фермерское хозяйство;
Содержание домашней птицы.
Теоретические сведения. Помещение для содержания птицы в школьном или фермерском хозяйстве. Оборудование птичника и зависимости от вида птицы. Уход за птичником. Содержание птицы с вольными ограниченным выгулом. Безвыгульное содержание птицы.
Практические работы. Выпуск птицы на выгульный двор. Смена воды в поилках. Чистка птичника и выгульного двора.
Органические удобрения.
Теоретические сведения. Общее представление об удобрениях. Виды органических удобрений. Виды навоза. Значение органических удобрений для удобрения почвы и получения высоких урожаев растений.
Заготовка навоза.
Теоретические сведения. Правила хранения навоза. Хранение птичьего помета. Получение компоста. Компосты из птичьего помета. Устройство навозохранилища.
Практические работы. Вывоз навоза из помещения, укладка в штабель. Закладка компоста. Сбор куриного помета в чистом виде и укладка его под навес для последующего использования в качестве жидкой подкормки растений.
Практическое повторение.
Виды работы. Уборка крольчатника и птичника. Заготовка навоза и компоста.
Самостоятельная работа.Закладка компоста.
Овцы и козы.
Теоретические сведения. Овцы и козы в крестьянских хозяйствах. Местные породы овец и коз. Козы, разводимые для получения молока, и козы, разводимые для получения пуха. Разница между ними.
Содержание овец и коз зимой.
Теоретические сведения. Скотный двор в крестьянском хозяйстве. Обязательное наличие выгульного двора. Содержание овец и коз на соломенных подстилках. Удаление соломистого навоза со скотного двора после перевода овец и коз на летнее содержание. Устройство кормушек на выгульном дворе.
Практические работы. Очистка кормушек от остатков корма.
Развешивание пучков веток с сухими листьями на выгульном дворе для коз.
Корм для овец и коз.
Теоретические сведения. Сено из степных трав и разнотравья как наиболее предпочтительный корм для овец и коз. Зерновые корма для овец и коз. Сочные корма для овец и коз (тыква, кабачки, свекла, морковь). Нормы кормления взрослых овец, и коз, и ягнят, и козлят.
Овощные культуры.
Теоретические сведения. Общее представление об овощах и овощных культурах. Группы и характеристика овощных культур, корнеплоды, капустные и луковичные овощные культуры, плодовые и зеленные овощные культуры. Необходимость потребления разнообразных овощей.
Основные полевые культуры.
Теоретические сведения. Культуры, относящиеся к полевым (пшеница и другие зерновые, подсолнечник, сахарная свекла). Продукция из полевых культур, ее значение. Полевые культуры, выра-щиваемые в местных условиях. Подробное ознакомление с основными полевыми культурами, распространенными в местных условиях: строение растений, особенности продуктивных частей, использование. Кормовые культуры и кормовые травы, выращиваемые в местных условиях.
Столовые корнеплоды.
Теоретические сведения. Морковь и свекла — столовые корнеплоды. Морковь и свекла — двулетние растения. Строение растений моркови и свеклы первого и второго года жизни. Строение их корнеплодов. Стандартные размеры корнеплодов моркови и свеклы.
Практическое повторение.
Виды работ. По выбору. Уборка птичника или уход за плодовыми деревьями.
Самостоятельная работа.Разбор смеси на семена полевых и овощных культур.
Выращивание семян лука и столовых корнеплодов.
Теоретические сведения. Выбор луковиц и корнеплодов моркови и свеклы для высадки на семенном участке. Выбор места для семенного участка. Подращивание корнеплодов моркови и свеклы и теплице или в комнатных условиях (при необходимости). Подготовка почвы. Уход за высадками корнеплодов и лука.
Практические работы. Отбор корнеплодов моркови и свеклы для посадки. Подготовка горшков больших размеров, насыпка в них почвы, смешанной с перегноем. Посадка в горшки корнеплодов и установка их на светлое и теплое место. Вскапывание почвы на семенном участке, удобрение перегноем. Выкопка лунок, внесение в Них перегноя. Высадка в лунки подращенных корнеплодов, когда наступит устойчивая теплая погода. Посадка лука на семена. Полив растений и рыхление почвы.
Выращивание столовых корнеплодов.
Теоретические сведения. Подготовка почвы под столовые корнеплоды. Сроки и способы посева. Уход за растениями (прополка, Прореживание, рыхление междурядий).
Практические работы. Подготовка почвы с помощью ручных орудий труда. Разметка борозд. Углубление борозд по размеченным линиям. Раскладка семян моркови и свеклы в посевные рядки. Заделка семян. Прополка в рядках после всходов. Рыхление междурядий. Прореживание растений.
Выращивание репчатого лука и лука-севка.
Теоретические сведения. Особенности роста и развития растений лука. Виды лука. Условия хранения лука-севка для получения качественного урожая. Лук однолетний. Получение репчатого лука с помощью рассады. Подготовка лука-севка к посадке. Способы посадки лука-севка. Способы посева лука-чернушки. Уход за посадкой и посевом лука.
Практические работы. Подготовка почвы и разметка гряд для Посадки и посева лука. Замачивание лука-севка. Посадка лука-севка в гряды по разметке. Посев лука-чернушки. Прополка в рядках и междурядьях. Полив (по необходимости).
Практическое повторение.
Виды работы. Посадка картофеля. Посев гороха. Вскапывание почвы вокруг ягодных кустарников.
Самостоятельная работа. Разметка рядков под посев столовой моркови и свеклы, посев семян.
IV. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Сельско-хозяйственный труд» 6 класс (1 час в нед.-34 часа в год).
№ п/п |
Тема урока (практической работы). |
Кол-во часов. |
Дата план. |
Дата факт. |
1. |
Сроки и способы уборки картофеля. |
1 |
|
|
2. |
Хранение картофеля. Пр/р: «Уборка картофеля на хранение». |
1 |
|
|
3. |
Почва. Состав почвы. |
1 |
|
|
4. |
Песчаная и глинистая почвы. |
1 |
|
|
5. |
Обработка почвы. |
1 |
|
|
6. |
Ручной инвентарь для обработки почвы. |
1 |
|
|
7. |
Строение и особенности растения чеснока. |
1 |
|
|
8. |
Подготовка почвы и посадка чеснока. |
1 |
|
|
9. |
Осенний уход за ягодными кустарниками. Пр/р: «Уход за кустарниками». Т/Б. |
1 |
|
|
10. |
Значение и особенности домашней птицы. Куры. |
1 |
|
|
11. |
Гуси, утки, индейки. |
1 |
|
|
12. |
Содержание домашней птицы. |
1 |
|
|
13. |
Оборудование птичника и ручной инвентарь для уборки. |
1 |
|
|
14. |
Виды удобрений. Органические удобрения. |
1 |
|
|
15. |
Навоз, торф, птичий помёт, компост. |
1 |
|
|
16. |
Заготовка и хранение органических удобрений. Пр/р: «Компостирование птичьего помёта». Т/Б. |
1 |
|
|
17. |
Овцы. Породы овец. |
1 |
|
|
18. |
Козы. Породы коз. |
1 |
|
|
19. |
Содержание овец и коз. |
1 |
|
|
20. |
Оборудование помещения для овец и коз. |
1 |
|
|
21. |
Содержание молочных коз. Пр/р: «Уборка овчарни». Т/Б. |
1 |
|
|
22. |
Корма для овец и коз. |
1 |
|
|
23. |
Кормление овец и коз. Пр/р: «Правила раздачи кормов». Т/Б. |
1 |
|
|
24. |
Стрижка овец. Чёска коз. |
1 |
|
|
25. |
Группы полевых культур. Зерновые культуры. |
1 |
|
|
26. |
Кормовые культуры. Технические культуры. |
1 |
|
|
27. |
Капустные овощные растения. |
1 |
|
|
28. |
Плодовые овощные растения. |
1 |
|
|
29. |
Зеленые овощи. |
1 |
|
|
30. |
Столовые корнеплоды свекла и морковь. |
1 |
|
|
31. |
Пр/р: « Подготовка почвы и посев семян столовой моркови и свеклы». Т/Б. |
1 |
|
|
32. |
Луковичные овощные растения. Лук репчатый. |
1 |
|
|
33. |
Выращивание лука-севка и лука- репки. |
1 |
|
|
34. |
Пр/р: «Выращивание семян лука репчатого». |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сокращение: Пр/р- практическая работа, Т/Б-техника безопасности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.