Приложение к основной образовательной программе
начального общего образования (приказ №____от ___________г.)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ФЕДОРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5»
РАССМОТРЕНО
|
СОГЛАСОВАНО |
УТВЕРЖДЕНО |
Протокол заседания методического объединения учителей от _______ 201__ г. №______________________ Руководитель МО __________/ _________________ / / |
Протокол заседания методического совета от_________________201____г. №____________________ Заместитель директора __________/ _________________ /
|
Приказом от ______________ 201__ г.
№ ________________________ Директор школы __________/ _____________________ / |
По ___________технологии__________________________________
( указать предмет, курс, модуль)
Уровень обучения: начальный общий
Количество часов: ____135 ____
Уровень: базовый
Разработчики : Власова Александра Геннадиевна , учитель начальных классов,
ФИО, должность
Программа разработана на основе: Программы курса «Технология» 1-4 классы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой // Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа: 1–4 классы. Учебно-методический комплект «Школа России»: технология— — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 157 с.
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
на 20___ - 20___ учебные годы
Пояснительная записка к курсу
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 №373, с изменениями и дополнениями), со статьей 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями), Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями); с СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями); планируемыми результатами начального общего образования, основной образовательной программы школы; Положением «О рабочей программе» школы, учебным планом МБОУ «Федоровская СОШ № 5», образовательными потребностями и запросами обучающихся и родителей, на основе программы для четырёхлетней начальной школы «Школа России» научный руководитель А.А. Плешаков.
Рабочая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Программа курса «Технология» авторы: Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Начальная школа. 1-4 классы — М. : Просвещение, 2014.
2. Технология 1,2,3,4 класс. Учебник. Лутцева Е.А., Зуева Т.П.. УМК «Школа России» — М. : Просвещение, 2014.
3. Технология 1,2,3,4 класс. Рабочие тетради. Лутцева Е.А., Зуева Т.П.. УМК «Школа России» — М. : Просвещение, 2014.
Цель изучения курса технологии — развитие социально-значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
— стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
— формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
— формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
— формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
— развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);
— развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
— формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
— развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
— ознакомление с миром профессий (в том числе профессии близких и родных), их социальным значением, историей возникновения и развития;
— овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
В основу содержания курса положена интеграция технологии с предметами эстетического цикла (изобрази тельное искусство, литературное чтение, музыка). Основа интеграции — процесс творческой деятельности мастера, художника на всех этапах (рождение идеи, разработка замысла, выбор материалов, инструментов и технологии реализации замысла, его реализация), целостность творческого процесса, использование единых, близких, взаимодополняющих средств художественной выразительности, комбинирование художественных технологий.
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Практическая деятельность рассматривается как средство развития личностных и социально значимых качеств учащихся, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.
Отличительные особенности отбора и построение содержания учебного материала:
1. Включение адаптационного периода в 1 классе — 8 уроков, которые проводятся на улице в форме прогулок с дидактическими играми и наблюдениями или в классе.
2. В 1 и 2 классах темы уроков отражают главным образом не названия изделий, а технологические операции, способы и приёмы, знания о материалах и конструкции, так как первые два года обучения — период освоения основных элементарных конструкторско-технологических знаний и умений. Дополнительные задания на сообразительность (в рабочей тетради) развивают творческие способности.
3. В 3 и 4 классах основная форма практической работы — простейшие технологические проекты (групповые и индивидуальные), базой для которых являются уже усвоенные предметные знания и умения, а также постоянное развитие основ творческого мышления.
4. В программу каждого класса включены поисковые, пробные или тренировочные упражнения, с помощью которых учащиеся делают открытия новых знаний и умений для последующего выполнения изделий и проектов.
5. Изготовление изделий не есть цель урока. Изделия (проектная работа) лишь средство для решения конкретных учебных задач. Выбор изделия не носит случайный характер, а отвечает цели и задачам каждого урока и подбирается в чётко продуманной последовательности в соответствии с изучаемыми темами. Любое изготавливаемое изделие доступно для выполнения и обязательно содержит не более одного-двух новых знаний и умений, которые могут быть открыты и освоены детьми в ходе анализа изделия и последующего его изготовления. Это обеспечивает получение качественного изделия за период времени не более 20 минут от урока и исключает домашние задания. Материал учебников и рабочих тетрадей представлен таким образом, что позволяет учителю на основе учебных тем составить программу внеурочного кружка (факультатива), а дополнительные образцы изделий изучаемых тем позволяют закрепить изученное, самосовершенствоваться, получать удовольствие от продолжения понравившейся на уроках работы, повышать самооценку, видя положительный и качественный результат своей работы.
Методическая основа курса — организация максимально продуктивной творческой деятельности учащихся начиная с первого класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приёмы и способы. Главное в курсе — научить добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации.
Особенностью уроков технологии является то, что их невозможно разделить на чисто теоретические и чисто практические, таким образом создаются благоприятные условия для реализации принципов — связи теории с практикой (практически весь теоретический материал дается школьникам для того, чтобы они правильно выполнили практические задания), систематичности и последовательности (успешная реализация этого принципа во многом определяет эффективность усвоения школьниками изучаемого материала), доступности и посильности обучения (правильное дозирование учебного материала), сознательности и активности учащихся (понимание учащимися конкретных целей учебной работы), наглядности в обучении (сообщение учебного материала на основе непосредственного восприятия учащимися изучаемых объектов и трудовых процессов).
Основные продуктивные методы — наблюдение, размышление, обсуждение, открытие новых знаний, опытные исследования предметной среды, перенос известного в новые ситуации и т. п. С их помощью учитель ставит каждого ребёнка в позицию субъекта своего учения, т.е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится таким образом, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретённых знаний и умений. Результатом освоения содержания становятся заложенные в программе знания и умения, а также качественное выполнение практических и творческих работ, личностные изменения каждого ученика в его творческом, нравственном, духовном, социальном развитии. Для обеспечения качества практических работ в курсе предусмотрено выполнение пробных поисковых упражнений, направленных на открытие и освоение программных технологических операций, конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предлагаемых далее изделий, помогают наглядно, практически искать оптимальные технологические способы и приёмы и являются залогом качественного выполнения целостной работы. Они предлагаются на этапе поиска возможных вариантов решения конструкторско-технологической или декоративно-художественной проблемы, выявленной в результате анализа предложенного образца изделия.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока.
Деятельность учащихся на уроках первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера. Начиная со 2 класса, дети постепенно включаются в доступную элементарную проектную деятельность, которая направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и пользоваться информацией. Она предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск от выдвижения идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии — его назначении, выборе конструкции, художественных материалов, инструментов, определении рациональных приёмов и последовательности выполнения) до практической реализации задуманного.
Виды учебной деятельности учащихся:
— простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки, конструкций, их свойств, принципов и приёмов их создания;
— моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям);
— решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, поиск недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);
— простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результата работы).
Тематику проектов, главным образом, предлагает учитель, но могут предлагать и сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания могут носить индивидуальный или коллективный характер.
«Технология» как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути. В содержательном плане он предполагает следующие реальные взаимосвязи с основными предметами начальной школы:
• с изобразительным искусством — использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна;
• с математикой — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр.), выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими формами, телами, именованными числами;
• с окружающим миром — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций;
• с родным языком — развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);
• с литературным чтением — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии, извлечение предметной информации из деловых статей и текстов.
Место курса «Технология» в учебном плане
Курс рассчитан как на 1 час в неделю (1 класс — 33 часа, 2—4 классы — по 34 часа), так и на 2 часа в неделю (1 класс — 66 часов, 2—4 классы — по 68 часов). Два часа в неделю могут быть реализованы как два урока технологии или один урок технологии и одно внеурочное занятие в рамках часов, отведённых на художественно-эстетическую, общественно полезную и проектную деятельность. При одночасовом планировании уроков технологии в каждом классе для выполнения объёмных изделий рекомендуется организовывать работу парами или малыми группами.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Технология»
Изучение курса в соответствии с требованиями ФГОС НОО направлено на достижение следующих результатов.
Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок: внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, самоуважение, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, уважительное отношение к своему и чужому труду и его результатам, самооценка, учебная и социальная мотивация.
Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск и делать необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата), развитие логических операций (сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения, установления аналогий, подведение под понятия, умение выделять известное и неизвестное), развитие коммуникативных качеств (речевая деятельность и навыки сотрудничества).
Предметными результатами изучения технологии является получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека; приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмам ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности; использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации; приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Личностные
Базовый уровень
· положительно относиться к учению;
· проявлять интерес к содержанию предмета «Технология»;
· принимать одноклассников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников;
· чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;
· самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
· чувствовать удовлетворение от сделанного или созданного им самим для родных, друзей, других людей, себя;
· бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников;
· осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека;
· с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность;
· под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.
Повышенный уровень
· познавательная мотивация, интерес к заданиям повышенной трудности на уроках технологии;
· умения адекватно признавать собственные ошибки.
Метапредметные
Регулятивные
Базовый уровень
· принимать цель деятельности на уроке;
· проговаривать последовательность действий на уроке;
· высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
· объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
· готовить рабочее место, отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
· выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
· выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
· совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.
Повышенный уровень
· самостоятельно давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке;
· выполнять самостоятельно практическую работу по плану с опорой на образцы, рисунки, чертежи учебника;
· планировать шаги по устранению пробелов при изготовлении изделия.
Познавательные
Базовый уровень
· наблюдать связи человека с природой и предметным миром, предметный мир ближайшего окружения; сравнивать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий;
· сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному);
· анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного;
· ориентироваться в материале на страницах учебника;
· находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
· делать выводы о результате совместной работы всего класса;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Повышенный уровень
· наблюдать и делать выводы о результатах деятельности;
· работать по аналогии;
· сопоставлять информацию, представленную в разных видах;
· выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах;
· преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.
Коммуникативные
Базовый уровень
· слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему;
· высказывать своё мнение при обсуждении задания.
Повышенный уровень
· организовывать взаимопроверку выполненной работы.
Предметные
Базовый уровень
1. Общекультурные и обще-трудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать о (на уровне представлений):
· роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
· отражении форм и образов природы в работах мастеров художников; о разнообразных предметах рукотворного мира;
· профессиях близких и окружающих людей.
Учащийся будет уметь:
· обслуживать себя во время работы (соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их);
· соблюдать правила гигиены труда.
2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Базовый уровень
· общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, форма и др.);
· последовательность изготовления несложных изделий (разметка, резание, сборка, отделка);
· способы разметки («на глаз», по шаблону);
· формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;
· клеевой способ соединения;
· способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;
· названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими.
· различать материалы и инструменты по их назначению;
· качественно выполнять операции и использовать верные приёмы при изготовлении несложных изделий:
1. экономно размечать по шаблону, сгибанием;
2. точно резать ножницами;
3. соединять изделия с помощью клея;
4. эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликационно, прямой строчкой;
· использовать для сушки плоских изделий пресс;
· безопасно работать и правильно хранить инструменты (ножницы, иглы);
· с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, с помощью шаблона.
3. Конструирование и моделирование.
Базовый уровень
· детали как составной части изделия;
· конструкциях разборных и неразборных;
· неподвижном клеевом соединении деталей.
Учащийся будет уметь:
· различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
· конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку.
Повышенный уровень
· без помощи учителя выполнять практическую работу и осуществлять самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, с помощью шаблона;
· различать разборные и неразборные конструкции сложных изделий;
· конструировать и моделировать изделия из различных материалов по чертежу.
Личностные
Базовый уровень
Учащийся научится с помощью учителя:
· объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности мастера;
· уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
· понимать исторические традиции ремёсел, положительно относиться к людям ремесленных профессий.
Повышенный уровень
· оценивать трудность заданий, предложенных для выполнения по выбору учащегося;
· сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её товарищами, учителем.
Метапредметные
Регулятивные
Базовый уровень
Учащийся научится с помощью учителя:
· формулировать цель деятельности на уроке;
· выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
· планировать практическую деятельность на уроке;
· выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
· предлагать конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе пробных поисковых упражнений и продуктивных заданий в учебнике) из числа освоенных;
· работая по плану составленному совместно с учителем, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты).
Повышенный уровень
· планировать собственную деятельность;
· осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов);
· определять успешность выполнения своего задания.
Познавательные
Базовый уровень
Учащийся научится с помощью учителя:
· наблюдать конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мастеров родного края;
· сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
· понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;
· находить необходимую информацию в учебнике (в учебнике для 2 класса для этого предусмотрен словарь терминов);
· называть конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности объектов (графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач из числа освоенных;
· самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Повышенный уровень
· ориентироваться в рисунках, схемах, чертежах;
· находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (дополнительный познавательный материал);
· пользоваться справочными материалами, помещёнными в учебнике, рабочей тетради.
Коммуникативные
Базовый уровень
Учащийся научится с помощью учителя:
· вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
· вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
· слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;
· выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3—4 человек.
Повышенный уровень
· сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: выполнять задания, предложенные товарищем;
· сравнивать разные способы выполнения задания, выбирать наиболее эффективный.
Предметные
Базовый уровень
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать о (на уровне представлений):
· элементарных общих правилах создания рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия, асимметрия);
· гармонии предметов и окружающей среды;
· профессиях мастеров родного края;
· характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства.
Учащийся будет уметь:
· самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
· готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место;
· самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на технологическую карту в предложенных ситуациях и на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять — своё или другое, высказанное в ходе обсуждения;
2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащийся будет знать:
· обобщённые названия технологических операций: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка;
· названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
· происхождение натуральных тканей и их виды;
· способы соединения деталей из разных материалов, изученные соединительные материалы;
· основные характеристики и различие простейшего чертежа и эскиза;
· линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба) и приёмы построения прямоугольника и окружности с помощью чертёжных инструментов;
· названия, устройство и назначение чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль).
Учащийся будет уметь:
· читать простейшие чертежи (эскизы);
· выполнять экономную разметку с помощью чертёжных инструментов с опорой на простейший чертёж (эскиз);
· оформлять изделия и соединять детали прямой строчкой и её вариантами;
· решать несложные конструкторско-технологические задачи;
· справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на образец и инструкционную карту.
3. Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
· неподвижный и подвижный способы соединения деталей;
· отличия макета от модели.
Учащийся будет уметь:
· конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели, простейшему чертежу или эскизу;
· определять способ соединения деталей и выполнять подвижное и неподвижное соединение известными способами.
4. Использование информационных технологий.
Учащийся будет знать о:
· назначении персонального компьютера.
Повышенный уровень
· применять освоенные знания и практические умения (технологические, графические, конструкторские) в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности;
· решать различного уровня конструкторско-технологические задачи;
· самостоятельно конструировать и моделировать изделия из различных материалов по чертежу или эскизу.
Личностные
Базовый уровень
Учащийся научится:
· отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
· проявлять интерес к историческим традициям России и своего края;
· испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно-прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
· принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
· опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Повышенный уровень
· ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
· чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группах (в ходе проектной деятельности).
Метапредметные
Регулятивные
Базовый уровень
Учащийся будет уметь:
· формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
· выявлять и формулировать учебную проблему;
· анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
· самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
· коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
· осуществлять текущий контроль и точность выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
· выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Повышенный уровень
· ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках проектной деятельности) и удерживать ее;
· планировать ход выполнения предложенного задания;
· осуществлять итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания;
Познавательные
Базовый уровень
Учащийся научится с помощью учителя:
· искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
· открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
· преобразовывать информацию (представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Повышенный уровень
· самостоятельно искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике;
· самостоятельно преобразовывать информацию (представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
· давать качественную оценку ответа к задаче («сможет ли…», «хватит ли…», «успеет ли…»);
Коммуникативные
Базовый уровень
Учащийся научится:
· высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
· слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
· уважительно относиться к позиции другого человека, пытаться договариваться.
Повышенный уровень
· сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).
Предметные
Базовый уровень
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет знать о:
· характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства;
· профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного).
Учащийся будет уметь:
· узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла;
· соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле и радиоаппаратурой).
2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащийся будет знать:
· названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
· последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью чертёжных инструментов;
· линии чертежа (осевая и центровая);
· правила безопасной работы канцелярским ножом;
· косую строчку, её варианты, назначение;
· несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Учащийся будет иметь представление о:
· композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;
· традициях канонов декоративно-прикладного искусства в изделиях.
Учащийся будет уметь (под контролем учителя):
· читать простейший чертёж (эскиз) развёрток;
· выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов с опорой на чертёж (эскиз);
· подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
· выполнять рицовку;
· оформлять изделия и соединять детали строчкой косого стежка и её вариантами.
3. Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
· простейшие способы достижения прочности конструкций.
Учащийся будет уметь:
· конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным техническим, технологическим и декоративнохудожественным условиям;
· изменять конструкцию изделия по заданным условиям;
· выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости от требований конструкции.
4. Практика работы на компьютере.
Учащийся будет знать:
· названия и назначение основных устройств персонального компьютера для ввода, вывода и обработки информации;
· основные правила безопасной работы на компьютере.
Учащийся будет иметь общее представление о:
· назначении клавиатуры, приёмах пользования мышью.
Учащийся будет уметь (с помощью учителя):
· включать и выключать компьютер;
· пользоваться клавиатурой (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания);
· выполнять простейшие операции над готовыми файлами и папками (открывать, читать);
Повышенный уровень
· умение читать чертёж (эскиз) развёрток;
· находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
· решать доступные технологические задачи;
· работать с ЭОР (электронными образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD, DVD): активация диска, чтение информации, выполнение предложенных заданий, закрытие материала и изъятие диска из компьютера.
Личностные
Базовый уровень
Учащийся будет уметь:
· оценивать поступки, явления, события с точки зрения собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
· описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
· принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
· опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла;
· понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда.
Повышенный уровень
· умение оценивать трудность предлагаемого задания;
· чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности).
Метапредметные
Регулятивные
Базовый уровень
Учащийся будет уметь:
· самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
· анализировать предложенное задание, отделять известное от неизвестного;
· выявлять и формулировать учебную проблему;
· предлагать конструкторско-технологические решения и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий из числа освоенных;
· самостоятельно отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
· выполнять задание по коллективно составленному плану, сверять свои действия с ним.
Повышенный уровень
· выполнять пробные поисковые действия (упражнения), отбирать оптимальное решение проблемы (задачи);
· осуществлять текущий и итоговый контроль выполненной работы, уметь проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Познавательные
Базовый уровень
Учащийся будет уметь:
· искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в учебнике, энциклопедиях, справочниках, Интернете;
· приобретать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений заданий, образцов и материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
· делать выводы на основе обобщения полученных знаний и освоенных умений.
Повышенный уровень
· перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления;
· определять причинно-следственные связи изучаемых явлений (событий), проводить аналогии;
· использовать полученную информацию для выполнения предлагаемых и жизненных задач.
Коммуникативные
Базовый уровень
Учащийся будет уметь:
· формулировать свои мысли с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
· высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать и аргументировать;
· слушать других, уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
· сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).
Повышенный уровень
· выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;
· задавать вопросы с целью планирования хода выполнения задания, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.
Предметные
Базовый уровень
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание.
Учащийся будет иметь общее представление:
· о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых окружающих производствах;
· об основных правилах дизайна и их учёте при конструировании изделий (единство формы, функции и декора; стилевая гармония);
· о правилах безопасного пользования бытовыми приборами.
Учащийся будет уметь:
· организовывать и выполнять свою художественно-практическую деятельность в соответствии с собственным замыслом;
· использовать знания и умения, приобретённые в ходе изучения технологии, изобразительного искусства и других учебных предметов в собственной творческой деятельности;
· защищать природу и материальное окружение и бережно относиться к ним;
· безопасно пользоваться бытовыми приборами (розетками, электрочайниками, компьютером);
· выполнять простой ремонт одежды (пришивать пуговицы, зашивать разрывы по шву).
2. Технология ручной обработки материалов. Основы художественно-практической деятельности.
Учащийся будет знать:
· названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани);
· последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью чертёжных инструментов;
· линии чертежа (осевая и центровая);
· правила безопасной работы канцелярским ножом;
· косую строчку, её варианты, назначение;
· несколько названий видов информационных технологий и соответствующих способов передачи информации (из реального окружения учащихся).
Учащийся будет иметь представление о:
· дизайне, его месте и роли в современной проектной деятельности;
· основных условиях дизайна — единстве пользы, удобства и красоты;
· композиции декоративно-прикладного характера на плоскости и в объёме;
· традициях канонов декоративно-прикладного искусства в изделиях;
· стилизации природных форм в технике, архитектуре и др.;
· художественных техниках (в рамках изученного).
Учащийся будет уметь самостоятельно:
· читать простейший чертёж (эскиз) плоских и объёмных изделий (развёрток);
· выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов;
· выполнять рицовку;
· оформлять изделия и соединять детали петельной строчкой и её вариантами;
· находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета).
3. Конструирование и моделирование.
Учащийся будет знать:
· простейшие способы достижения прочности конструкций.
Учащийся будет уметь:
· конструировать и моделировать изделия из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям;
· выбирать способ соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции.
4. Практика работы на компьютере.
Учащийся будет иметь представление о:
· использовании компьютеров в различных сферах жизни и деятельности человека.
Учащийся будет знать:
· названия и основное назначение частей компьютера (с которыми работали на уроках).
Учащийся научится с помощью учителя:
· создавать небольшие тексты и печатные публикации с использованием изображений на экране компьютера;
· оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
· работать с доступной информацией;
· работать в программах Word, Power Point.
Повышенный уровень
· подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий;
· читать чертёж (эскиз) плоских и объёмных изделий (развёрток);
· изменять конструкцию изделия по заданным условиям.
Содержание программы
|
1 класс (33 часа) |
Природная мастерская
|
Рукотворный и природный мир города, села. На земле, на воде и в воздухе. Природа и творчество. Природные материалы. Семена и фантазии. Композиция из листьев. Что такое композиция? Орнамент из листьев. Что такое орнамент? Природные материалы. Как их соединить? Знакомство с разнообразием форм и цвета семян разных растений (в том числе и растений своего края). Сбор семян деревьев, кустарников, цветов. Подбор пар растений и их семян. Называние транспортных средств в окружающем детей пространстве. Другие известные ученикам транспортные средства. Функциональное назначение транспорта, использование разных видов транспорта в трёх природных средах — на земле, в воздухе, на воде. Сбор небольших веток разной формы. Рассматривание их, классификация по степени кривизны. |
Пластилиновая мастерская |
Знакомство с пластичными материалами —глина, пластилин, тесто. Свойства пластилина. Введение понятия «инструмент». Знакомство со стеками, их особенностями. Изделия и пластичные материалы, из которых они изготовлены. Знакомство с профессиями людей, работающих с пластическими материалами. Введение понятия «технология». Знакомство с профессией кондитера. Материалы кондитера. Обучение умению определять конструктивные особенности изделий и технологию их изготовления. В море. Какие цвета и формы у морских обитателей? Наши проекты. Аквариум. |
Бумажная мастерская
|
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Наши проекты. Скоро Новый год! Подбор и соотнесение материалов и ёлочных игрушек. Знакомство с ножницами, правилами техники безопасности. Формообразование бумажных полосок, их соединение клеем. Обсуждение конструкций ёлочных подвесок, технологий их изготовления. Работа с опорой на рисунки. Введение понятия «бумага — материал». Знакомство с видами бумаги, их использованием. Профессии мастеров, использующих бумагу в своих работах. Исследование свойств нескольких видов бумаги, их сравнение. Введение понятия «картон — материал». Знакомство с разновидностями картона, их использованием в промышленности и творчестве мастеров. Введение понятия «оригами». Освоение приёмов сгибания и складывания. Определение конструктивных особенностей изделий и технологий их изготовления. Изготовление изделий в технике оригами. Точечное наклеивание деталей. Введение понятия «аппликация». Закрепление приёмов сгибания и складывания. Определение конструктивных особенностей изделий и технологий их изготовления. Представления о 23 февраля — Дне защитника Отечества, о родах войск, защищающих небо, землю, водное пространство, о родственниках, служивших в армии. Введение понятия «техника». Введение понятий «конструкция», «мозаика». Ножницы — режущий инструмент. Разновидности ножниц. Профессии мастеров, использующих ножницы в своей работе. Конструкция ножниц. Весенний праздник 8 Марта. Как сделать подарок-портрет? О роли матери в жизни человека. Об уважительном отношении к девочкам и женщинам. Приёмы резания бумаги ножницами, вырезания по линиям (прямой, кривой, ломаной), вытягивания, накручивания бумажных полос. Введение понятия «шаблон». Назначение шаблона. Разнообразие форм шаблонов. Правила разметки по шаблону. Изготовление изделий из деталей, сложенных гармошкой, и деталей, изготовленных по шаблонам. |
Текстильная мастерская |
Мир тканей. Для чего нужны ткани? Введение понятия «ткани и нитки — материалы». Знакомство с отдельными видами ткани, их использованием. Профессии мастеров, использующих ткани и нитки в своих работах. Игла-труженица. Что умеет игла? Введение понятий: «игла — швейный инструмент», «швейные приспособления», «строчка», «стежок». Строение иглы. Виды игл, их назначение, различия в конструкциях. Виды швейных приспособлений. Вышивка. Для чего она нужна? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны? Закрепление. Проверка знаний и умений, полученных в 1 классе. |
|
2 класс (68 часов) |
Художественная мастерская
|
Что ты уже знаешь? Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? Какова роль цвета в композиции? Какие бывают цветочные композиции? Как увидеть белое изображение на белом фоне? Что такое симметрия? Как получить симметричные детали? Можно ли сгибать картон? Как? Наши проекты. Как плоское превратить в объемное? Как согнуть картон по кривой линии? Проверим себя. |
Чертёжная мастерская
|
Что такое технологические операции и способы? Что такое линейка и что онаумеет? Что такое чертеж и как его прочитать? Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников? Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Можно ли без шаблона разметить круг? Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Проверим себя. |
Конструкторская мастерская
|
Какой секрет у подвижных игрушек? Как из неподвижной игрушки сделать подвижную? Еще один способ сделать игрушку подвижной. Что заставляет вращаться винт-пропеллер? Можно ли соединить детали без соединительных материалов? День защитника Отечества. Изменяется ли вооружение в армии? Как машины помогают человеку? Поздравляем женщин и девочек Что интересного в работе архитектора? Наши проекты. Проверим себя. |
Рукодельная мастерская
|
Какие бывают ткани? Какие бывают нитки. Как они используются? Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства? Строчка косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? Как ткань превращается в изделие? Лекало. Что узнали, чему учились. |
|
3 класс (68 часов) |
Информационная мастерская
|
Вспомним и обсудим! Знакомимся с компьютером. Компьютер - твой помощник |
Мастерская скульптора
|
Как работает скульптор? Скульптура разных времен и народов. Статуэтки. Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем? Конструируем из фольги |
Мастерская рукодельниц |
Вышивка и вышивание. Строчка петельного стежка. Пришивание пуговицы. Подарок малышам «Волшебное дерево». История швейной машины. Секреты швейной машины. Футляры. Подвеска. |
Мастерская инженера, конструктора, строителя, декоратора |
Строительство и украшение дома. Объем и объемные формы. Подарочные упаковки. Декорирование (украшение) готовых форм. Конструирование из сложных разверток. Модели и конструкции. Парад военной техники. Наша родная армия. Художник –декоратор. Филигрань и квиллинг. Изонить. Художественные техники из креповой бумаги. |
Мастерская кукольника |
Что такое игрушка? Театральные куклы. Марионетки. Игрушка из носка. Кукла -неваляшка |
№ п/п |
4 класс (34 часа) |
Информационный центр
|
Повторение изученного в 3 классе материала. Общее представление о требованиях к изделиям (прочность, удобство, красота). Сравнение изделий, строений по данным требованиям. Повторение ранее изученных понятий в форме кроссвордов. Решение и составление кроссвордов на конструкторско-технологическую тематику (по группам). Введение понятий «информация», «Интернет» . Повторение правил работы на компьютере, названий и назначений частей компьютера. Знакомство с назначением сканера. О получении информации человеком с помощью органов чувств. Книга (письменность) как древнейшая информационная технология. Интернет - источник информации. Освоение алгоритма поиска информации технологического и другого учебного содержания в Интернете Создание таблиц в про- грамме Word. Использование таблиц для выполнения учебных задании. |
Проект «Дружный класс»
|
Выбор тем страниц презентации, стиля их оформления. Распределение работы по группам. Распечатывание страниц презентации. Определение способа сборки альбома. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление компьютерной презентации класса на основе рисунков и шаблонов из ресурса компьютера с последующим распечатыванием страниц и оформлением в форме альбома, панно, стенда и т. п. 3накомство с понятием « эмблема». Требования к эмблеме (схематичность, отражение самого существенного с целью узнавания отражаемого события или явления). Обсуждение вариантов эмблемы класса. Работа в группах. Изготовление эскизов эмблем. Подбор конструкций эмблем, технологий их изготовления. Выбор окончательного варианта эмблемы класса по критериям: требования к содержанию эмблемы, прочность, удобство использования, красота. Подбор материалов и инструментов. Изготовление эмблемы класса с использованием известных способов и художественных техник, а также освоенных возможностей компьютера. |
Студия «Реклама»
|
Знакомство с понятиями «реклама.), «маркетолог» , «маркетинг», « дизайнер ». Виды рекламы (звуковая, зри тельная, зрительно-звуковая). Назначение рекламы, профессии людей, участвующих в рекламной деятельности. Художественные приёмы, используемые в рекламе. Индивидуальная или групповая работа по созданию рекламы известных ученикам изделий, товаров. Виды упаковок, назначение упаковок. Требования к упаковкам (к конструкциям и материалам). Конструкции упаковок-коробок. Преобразование развёрток (достраивание, изменение размеров и формы). Расчёт размеров упаковок и их развёрток. Подбор материалов и способов оформления. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление упаковок для мелочей из развёрток разных форм с расчётом необходимых размеров. Конструкции упаковок коробок. Расчёт размеров упаковок и их развёрток. Варианты замков коробок. Подбор материалов и способов оформления. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление коробочек для сюрпризов из развёрток разных форм с расчётом необходимых размеров. Построение развёрток пирам ид с помощью шаблонов (l-й способ) и с помощью циркуля (2-й способ). Способы изменения высоты боковых граней пирамиды. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление упаковок пирамидальной формы двумя способами. Проверим себя. Проверка знаний и умении по теме. |
Студия «Декор интерьера»
|
Художественная техника «декупаж». Знакомство с понятиями: «интерьер», «декупаж». Использование разных материалов, элементов декора в интерьерах разных эпох и уровней достатка. Декор интерьеров. Художественная техника декупажа. Её история. Приёмы выполнения декупажа. Изготовление изделий (декорирование) в художественной технике «декупаж». Различное назначение салфеток. Материалы, из которых можно изготавливать салфетки. Способы изготовления салфеток. Использование чертёжных инструментов для разметки деталей плетёных салфеток. использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление плетёных салфеток с помощью чертёжных инструментов. Повторение свойств креповой бумаги. Сравнение свойств креповой бумаги со свойствами других видов бумаги. Технология обработки креповой бумаги (сравнение и перенос известных способов обработки). Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление цветов из креповой бумаги. Повторение способов соединения деталей. Соединение деталей на крючках. Свойства тонкой проволоки, придание спиралевидной и кольцевой формы проволоке путём её накручивания на стержень. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление изделий из картона с соединением деталей проволочными кольцами и петлями. |
Новогодняя студия
|
История новогодних традиций России и других стран. Главные герои новогодних праздников разных стран. Комбинирование бумажных материалов. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление новогодних игрушек с объёмными слоёными деталями из креповой бумаги. Знакомство с понятиями, относящимися к объёмным геометрическим фигурам: вершина и ребро. Узнавание и называние объёмных геометрических фигур. Нахождение и счёт вершин и рёбер фигур. Подбор материалов для изготовления моделей объёмных геометрических фигур по заданным требованиям к конструкции. Использование зубочисток, пробок из пробкового дерева и других материалов или изделий в качестве деталей конструкций. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление игрушек объёмных геометрических форм из зубочисток с их закреплением в углах с помощью пробок, пенопласта, пластилина и т. п. Свойства пластиковых трубочек для коктейля. Использование данных свойств для подбора технологии изготовления новогодних игрушек (связывание, резаHиe' нанизывание на нитку или тонкую проволоку). Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление игрушек из трубочек для коктейля путём их нанизываHия на нитку или тонкую проволоку. Проверим себя. Проверка знаний и умений по теме. |
Студия «Мода»
|
Мода разных времён. Особенности материалов одежды разных времён. Профессии людей, создающих моду и одежду. Виды тканей натурального и искусственного происхождения. Использование ранее освоенных знаний и умений. Проектное задание по поиску информации о стране происхождения разных видов тканей. Подбор образцов тканей для коллекции. Мода разных времён. Особенности фасонов одежды разных времён. Основные конструктивные особенности платьев разных эпох. Оклеивание картонных деталей тканью. Изготовление складок из ткани на картонной детали. Проект «Костюм эпохи». Использование ранее освоенных знаний и умений.Изготовление плоскостной картонной модели костюма исторической эпохи. Национальная одежда народов России. Основные составляющие женского (рубаха, юбка-понёва, фартук, сарафан) и мужского (рубаха, порты, кушак) платья. Основные материалы национальной одежды (лён, хлопчатобумажная ткань). Головные уборы девушек и замужних женщин разных губерний России. История женских головных уборов, их современные фасоны. Проект «Национальный исторический костюм». Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление плоскостной картонной модели народного или исторического костюма народов России. Синтетические ткани, их происхождение. Свойства синтетических тканей. Сравнение свойств синтетических и натуральных тканей. Использование специфических свойств- синтетических тканей для изготовления специальной защитной одежды. Профессии людей, в которых используются специальные костюмы. Использование ранее освоенных знаний и умений. Изготовление коллекции тканей Изготовление вариантов школьной формы для картонных кукол. Об истории вышивки лентами. Выбор материалов для вышивки. Вдевание в иглу и закрепление тонкой ленты на ткани в начале и конце работы. Некоторые доступные приёмы вышивки лентами. Разметка рисунка для вышивки. Использование других ранее освоенных знаний и умений. Изготовление вышивок тонкими лентами, украшение изделий вышивками тонкими лентами. Проверка знаний и умений по теме. |
Студия «Подарки»
|
Особенности конструкций ранее изготовленных сложных открыток. Конструктивная особенность плетёной открытки. Выбор размера и сюжетов оформления открытки в зависимости от её назначения. Использование других ранее освоенных знаний и умений. Изготовление открытки сложной конструкции по заданным требованиям к ней (размер, оформление и др.). О наиболее значимых победах Российского государства в разные времена. Царь-пушка, её история. Групповой проект. Использование других ранее освоенных знаний и умений (изготовление объёмных деталей по чертежам и др.). Изготовление макета Царь-пушки или объёмного макета другого исторического военного технического объекта. Об истории Международного женского дня 8 Марта. Особенности конструкций ранее изготовленных сложных открыток, узнавание в них ранее освоенных художественных техник. Подбор технологии изготовления представленных образцов цветков из числа известных. Использование других ранее освоенных знаний и умений. Изготовление цветков сложных конструкций на основе ранее освоенных знаний и умений. Проверка знаний и умений по теме. |
Студия «Игрушки»
|
Общее представление о происхождении и назначении игрушек. Материалы, из которых изготавливали и изготавливают игрушки. Российские традиционные игрушечные промыслы. Современные игрушки (механические, электронные, игрушки-конструкторы и др.). Их развивающие возможности. Игрушки с подвижными механизмами. Конструкции подвижных механизмов. Раздвижной подвижный механизм. Использование других ранее освоенных знаний и умений. Изготовление игрушек с раздвижным подвижным механизмом. Сравнение конструктивных особенностей изделий и их качающихся механизмов. Изготовление качающегося механизма складыванием деталей. Использование щелевого замка. Использование других ранее освоенных знаний и умений. Изготовление игрушек с качающимся механизмом из сложенных деталей. Использование щелевого замка. Подвижный механизм типа «Щелкунчик». Особенности его конструкции и изготовления. Использование щелевого замка. Использование других ранее освоенных знаний и умений. Изготовление игрушек с подвижным механизмом типа «Щелкунчик». Рычажный механизм. Особенности его конструкции и изготовления. Использование других ранее освоенных знаний и умений. Изготовление игрушек с рычажным механизмом. Подготовка портфолио. Отбор и обсуждение зачётных работ за все четыре года обучения |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.